Арка - кошка. А чё, разве не похожа немножко?

               
                Во всём мне хочется дойти
                До самой сути.
                В работе, в поисках пути,
                В сердечной смуте.

                До сущности протекших дней,
                До их причины,
                До оснований, до корней,
                До сердцевины.

                Всё время схватывая нить
                Судеб, событий ...
                Борис Пастернак (1956)

Конечно, лучше бы эту сказку сказывать не мне, а специалисту-архитектору. Но вот уже как полустолетие один из символов Винницы «эксплуатируется» всеми, кому не лень, но обстоятельного описания архитектурных, технических, эстетических и прочих особенностей арки над входом в Парк культуры и отдыха имени Максима Горького (пока Парк ещё так называется) со стороны площади Гагарина всё нет и нет. Зато вокруг этого примечательного городского строения созданы  л е г е н д ы,  не имеющие под собой ничего подобного тем прочным опорам, на которые опираются с обоих сторон так называемые пя'ты арки (1).

Л е г е н д ы — это недостоверные повествования о фактах реальной действительности, основанные на устных преданиях, опоэтизированных сказаниях об исторических или вымышленных лицах, событиях, сооружениях, прочем. Многие легенды появились столетия тому назад — и об истоках их мы ничего не знаем. Но в этой сказке речь пойдёт о легендах, курсирующих максимум одно столетие, причём цель и смысл появления и «живучести» таких недостоверных повествований во многом ясны. Распространением их пытаются подбавить значимости объекту внимания, придать ему ореол загадочности, наполненности тайнами. И это должно максимально впечатлить зрителей-слушателей, чтобы они впоследствии сами становились пропагандистами услышанных легенд, принятых ими за истину. Так подогревается интерес к прошлому, так привлекаются к тем или иным местам туристы, так оживляется экономика регионов, где много чего — л е г е н д а р н о.
Представляется подобное легендотворчество действием чуть ли не на общее благо ...

Может быть, однако, и другой смысл в распространении легенд. С придыханием сообщая небылицы, повествователи как бы поднимают себя этим над массой «обычных слушателей», демонстрируя внимающим их россказням своё знание «тайн», «им, гагарам» недоступных. Не беда, что рассказчики почерпнули «тайны» из сомнительных источников, что они, большей частью, сами в них не верят. Демонстрация своей исключительности — превыше всего.
В таких случаях даже благовидностью не пахнет ...

Без сомнения, больше всего в Виннице ходит легенд, связанных со Ставкой фюрера фашистской Германии. О части из них я вскользь упоминал ранее (http://www.proza.ru/2014/01/13/1915). Вот тут — другие, богатые фантазией, публикации: http://www.yaplakal.com/forum2/topic848354.html.
И ещё рассказывает экскурсовод о посещении Ставки в 1942-м году ... министром иностранным дел СССР В. М. Молотовым (прочитала, мол, в газете, будучи не где-либо, а в самой ФРГ). Чтобы поразить туристов этой «сногсшибательной новостью», с которой только ей удалось ознакомиться! И доверчивые туристы поражаются всеведению экскурсовода! А чего сто'ит смехотворный рассказ о телефонном кабеле (от Ставки до Берлина), по которому … и сейчас ведутся переговоры: «Кабелем мы сейчас всё ещё пользуемся. Вот мы разговариваем с Берлином вот по этому кабелю. Он ещё есть.»! Демонстрация полного непонимания технологии современной телефонной связи, но зато как приятны возгласы поражённых туристов: «Ох ты!» (https://www.youtube.com/watch?v=xgk47o8U8fw).
Ну и заодно, как же - без клубнички?  Как не удивить любопытствующий народ подчёркнутым особой интонацией сообщением о том, что «Сюда дважды приезжала Ева Браун.». Фотографий этих визитов мне, ознакомившемуся с фотоархивом Ставки, увидеть не пришлось. Если даже они и существуют (то есть, встречи «любовников» на винницкой земле имели место), то об этом ли надо рассказывать в «Историко-мемориальном комплексе памяти жертв фашизма», как, маскируясь, официально назвали сей фактически памятник нацистским убийцам миллионов людей? Но нельзя же не использовать ещё один повод выделиться, тем более, учитывая пикантные особенности сексуальной жизни фюрера (см. https://en.wikipedia.org/wiki/Sexuality_of_Adolf_Hitler) ...

На втором месте, вероятно, находятся легенды о винницких катакомбах. Если глянуть на представляемые фантазёрами чертежи, то сеть катакомб по густоте и протяжённости выглядит солиднее, чем схема киевского метрополитена. Здесь уместно и достаточно привести лишь эту цитату, чтобы определиться: «От винницких Муров тоже вели ходы, но если сложная система подземелий и была в городе, то только между еврейскими подвалами.» И ещё: «Меня веселит, когда авторы рисуют подземные ходы поперек Южного Буга. Люди не понимают, что река течет в гранитном ложе, а в такой породе продолбить подземный ход даже по современным технологиям довольно сложно.» (заведующий сектором охраны культурного наследия департамента культуры Винницкой ОГА Михаил Потупчик, http://real-vin.com/potupchik-mihail). Как тут не возвратиться к Ставке, от которой выдумщиками лжи также «проложены» подземные ходы, туннели во все стороны и на многие километры.

А знаменитый камень Коцюбинского, что недалеко от Сабаровской плотины! В статье о М. М. Коцюбинском в ВікіпедіЇ (!) значится: «На березі Південного Бугу в районі Сабарова (Сабарів) є відомий «камінь Коцюбинського» з цитатами письменника. Вважається що саме на цьому камені Михайло Коцюбинський писав свої твори.» Действительно, есть такой камень, но уже почти полностью ушедший под воду. Шесть десятилетий тому назад, когда был сделан этот снимок, ещё видны были выбитые на камне слова из одного из произведений писателя (http://www.proza.ru/2012/09/23/1304, фото 74). Ещё тогда я слышал рассказ о том, что ранее на камне были каменные же стул и столик. Даже помню какие-то углубления на верхней поверхности камня (от исчезнувшей каменной мебели?). А вот теперь сомневаюсь, что М. М. Коцюбинский там «писал свои произведения». Почему сомневаюсь? Дело в том, что семья Коцюбинских возвратилась в Винницу в 1881-м году (будущему писателю было 17 лет). Первая публикация М. М. Коцюбинского датируется 1890-м годом, а в 1891-м году писатель покинул Винницу. Перед этим он пять лет тяжело работал (репетитором), поддерживая (после смерти отца) семью. Было не до походов в район Сабарова к «камню творчества». Правда, впоследствии М. М. Коцюбинский наезжал в Винницу — и несколько его произведений считаются написанными в Виннице в 1893-1897 г. г.
Попасть из дома до этого камня и обратно - по реке или по прибрежной дороге (тропе) - это занимало немало времени. Моторных лодок и автомобилей не было, да и дорога вдоль левого берега реки была только до уровня теперешней улицы Р. Скалецкого, что на противоположном берегу. Расположиться с листами бумаги, чернилами, перьями, пр. (включая провиант) на покатом камне у воды — дело весьма хлопотливое. А выгода какая, по сравнению с писательством дома за письменным столом? Одним словом — л е г е н д а.  А сотворил её, вероятно, тот, кто выбил на приглянувшемся ему камне слова чтимого им писателя, причём уже после смерти последнего.

                ***

Вы заметили, что я довольно долго «разогреваюсь» перед тем, как подступиться к основной теме этой статьи. Дело в том, что придётся касаться весьма щепетильных вопросов.
И вот, наконец, бросаясь «в холодную воду», начинаю вместе с вами барахтаться в большой, весьма характерной цитате, не изменив в ней ни единой ошибки или опечатки:

«Проект арки был частью плана благоустройства Виннице 60-х годах. В 1961 году возле центрального входа в ЦПКиО им. Горького были установлены бетонная арка и металлический шпиль.
Это идея местного архитектора Романа Романовича Мархель . Он долго обдумывал этот проект, но все никак не мог найти эффектного решения. Пока ему не подсказала одна из детских игрушек, которые издавна хранились в доме Мархель. Резная деревянная фигурка кошки неожиданно стала прообразом арки. Сооружение будто воспроизводит ее изогнутую спину и также опирается на четыре основания, как на мягкие кошачьи лапы. А если подключить воображение, то и стремительную стелу можно представить вытянутым вверх кошачьим хвостом-трубой. Полгода человек вместе с товарищем Владиславом Горбатым работал над эскизом будущего символа Виннице, вспоминает вдова фантазера-архитектора Инна Ефимовна. Женщина рассказывает: муж очень любил кошек.
Конечно, официально о такой «кошачий мамы» винницкой арки супруги не рассказывал. Об этом знали только близкие друзья. А игрушка сих пор цела.
Но официально и арку, и стелу знают как символ космонавтики. Не мог же Роман рассказывать, что идею ему подсказала обычная детская игрушка. С такой предысторией этот проект в честь первого полета человека в космос тогда никогда не утвердили. Зато теперь это бы никого не удивило. Но главное, что сам проект получился очень удачным, незаурядным, и с тех пор арка на долгие годы стала настоящим символом города.
Арка в советское время была едва ли не единственным символом Винницы. Ее печатали на большинстве открыток, марок и сувениров города, у нее обязательно фотографировались иностранцы, под ней назначали первые свидания, о ней ностальгически вспоминали эмигранты.
В народе пафосный архитектурное произведение незлобливо [правильно - незлобиво,   Н. К.] и с юмором называли «Навеки раком». Хотя по официальной версии, арка скорее должна символизировать Землю, а стела рядом с ней - стремительный полет ракеты.» (http://mir-prekrasen.net/referat/7516-vin).

Вот таким малограмотным материалом представлен в интернете символ города! Игрушка «подсказала» архитектору, что она должна стать «прообразом арки». «А если подключить воображение», то всё станет ясно и с отделённым от тела (оторванным?) странной формы и необычно строго вертикально расположенным «хвостом». И хранилось всё это в глубочайшей тайне, а то иностранцы, которые «у нее обязательно фотографировались», могли бы разочароваться, узнав  «о такой «кошачий мамы» винницкой арки».
А как этот «летописец» узнал о том, что свидания были «первые» - загадка. И зачем разрушил он секретный прекрасный кошачий «прообраз» будто бы народным «Навеки раком» - совсем непонятно. И, наконец, где он вычитал об «официальной версии»?

                ***

Придётся нам во всём этом разбираться. Мне повезло: я поддерживаю контакт с двумя одноклассниками, имевшими косвенное, но всё же не случайное отношение к проектированию и сооружению винницкой арки. Это - Юрий Варшицкий (город Бремен, ФРГ) и Анатолий Штейнбах (город Кассель, ФРГ).

Юрий Варшицкий в 1956 - 1964 г. г. - работал инженером в Облпроекте (позднее переименованном в Гипрогражданпромстрой). Ю. Варшицкий был не только хорошо знаком с Р. Р. Мархелем - одним из авторов проекта арки входа в ПКиО им. М. Горького на пл. Гагарина, но и совместно с Романом Романовичем сделал много фотографий и снял 16-мм кинофильм к 600-летию (1962 год) Винницы. С этой целью Винницкий горком Компартии Украины выдал Р. Мархелю и Ю. Варшицкому особое разрешение запечатлевать винницкие мотивы с высот, превышающих вторые этажи зданий (прежде всё было строго регламентировано «компетентными органами»). Выставка фотографий и демонстрация кинофильма состоялись в Облпроекте. Потом фото- и киноплёнки были складированы в каморке на лестничной клетке третьего этажа здания, что располагалось на углу улиц Ленина и Дзержинского (Соборной и Театральной). На этом этаже находился как раз Облпроект (вместе с Областным отделом архитектуры). Во время одного из ливней кладовку залило — и все материалы были настолько повреждены, что восстановлению не подлежали. С вдовой Романа Мархеля Инной Ефимовной (Болховской), которую Юрий Варшицкий знал многие годы, он, при посещении Винницы, встречался последний раз несколько лет тому назад.

Анатолий Штейнбах в 1964 - 1969 годах работал старшим инженером технического отдела Облремстройтреста, в состав которого входило РСУ-1.

Первое, в чём мне оказали помощь мои друзья с 1945-го (!) года — узнавание лиц на заимствованных мною из «Історії Вінниці» двух фотографиях. Эти фотографии завершения строительства арки датированы 1967-м годом (а не 1961-м, как указал «летописец»).
На первой фотографии (2) крайний слева - Виктор Трофимович Блащук, в то время начальник Ремонтно-строительного управления №1 (РСУ-1) Облремстройтреста, впоследствии - заведующий отделом строительства обкома КПУ.
Третий слева - главный инженер РСУ-1 Борис Владимирович Коляда. Четвёртый слева - мастер этого же предприятия Глузман. Крайний справа - Наум Бек(к)ер, начальник участка РСУ-1.
А на другой фотографии (3) засняты, в основном, рабочие. Третий справа — упоминавшийся выше Глузман, справа от него — представитель технадзора, далее через одного - Бек(к)ер, о котором тоже уже шла речь.  Второй справа — бригадир отделочников Иосиф Бас(с).
[Других лиц Анатолий Штейнбах и Юрий Варшицкий не смогли вспомнить.]

Ю. Варшицкий снабдил меня также двумя фотографиями: Р. Мархеля (4) и В. Горбатого (5).
4 - сотрудники Облпроекта на пикнике за городом (фрагмент фотографии): Роман Мархель (за ним — студентка Винницкого медицинского института Ада Харнак - жена Юрия Варшицкого, сделавшего эту фотографию где-то в начале 60-х годов прошлого века). [На фотографии запечатлена группа из более, чем 15 лиц, поэтому мне пришлось поместить лишь небольшой фрагмент её.]
5 - газета ''Комсомольске плем'я'' от 01.12.1963 г. (фото Р. Мархеля) Подпись: “Архитектор Владислав Горбатый за эскизом нового универмага”.
Ещё одна фотография Р. Р. Мархеля (6) заимствована мною из интернета (http://www.myvin.com.ua/ru/news/stuff/17817.html ).

Ю. Варшицкий помнит, что расчётами арки занимался главный конструктор (начальник архитектурно-строительного отдела) Облпроекта (Гипрогражданпромстроя) Марк Ильич Шумах. Директором там был Самуил Исаакович Рабин. Необычность расчётов связана с уменьшением ширины и изменением профиля арки по направлению от пят к верхней части.

А  А. Штейнбах объяснил особенности сооружения арки, а также перечислил организации, участвовавшие в строительстве (с указанием руководителей этих организаций).

Существуют, по словам А. Штейнбаха, два варианта устройства арок. Первый - из сборных элементов, заранее изготовленных на железобетонном заводе и монтируемых непосредственно на подготовленные фундаменты на месте.  Винницкая арка - это второй вариант. Она монолитная железобетонная и выполнена на месте строительства. Сначала был построен монолитный железобетонный фундамент под "ноги"- опорные части арки. Затем была собрана сложная деревянная опалубка под саму арку. Почему - сложная, а потому что таковую требовала сложная двояковыпуклая форма арки. Далее по опалубке были уложены арматура и проектной марки бетон. Все работы велись на высоте при помощи мощного авто- (или гусеничного) крана.

Устройство фундаментов, укладка арматуры и само бетонирование арки, а также отделочные работы выполнены силами РСУ-1 Облремстройтреста.
Управляющим Облремстройтрестом был М. И. Мисонжник, начальником РСУ-1 - В. Т. Блащук, главным инженером - Б. В. Коляда. Директором лесозавода Облремстройтреста был И. Ю. Ункинд (опалубка выполнялась силами РСУ-1 с помощью работников лесозавода). Бетон для арки изготавливался на асфальтобетонном заводе Облремстройтреста (директор - Дрейкоп, главный инженер - С. Н. Жорницкий).

Словом, начинал я не с нуля, тем более, что «нулевой статус» места нахождения арки помню хорошо. Прежде там, на Каличе (слово «площадь» никогда перед Каличей не произносилось, да и не писалось тоже) был вход-въезд на католическое кладбище, пото'м, когда кладбище прикрыли - в ПКиО. Не знаю точно, или высокие металлические ворота и рядом (в сторону центра) расположенную такой же высоты металлическую калитку заменили при «перепрофилировании» этого зелёного массива. Думается, что нет. Выглядели они довольно подержанными. Могли, возможно, оторвать приваренные к решётке кресты, но звёздами их (если кресты и были) не заменили. Звёзды и не полагались: это - ворота не в военную часть.
От ворот круто поднималась вверх неровного профиля дорога, умощённая грубым булыжником. Грузовики привозили на расположенный вверху и правее (у забора, отделяющего парк от школьного двора) хозяйственный двор парка строительные материалы и прочее необходимое, включая портреты новых советских вождей и членов Политбюро, а увозили мусор и валявшиеся по всему двору портреты вождей свергнутых. К ним относились «английский шпион, завербованный ещё в 1918-м году» Лаврентий Берия, члены «антипартийной группы Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова» … Я всё это видел, так как в школьные годы посещал, из-за пиротехников, этот огороженный невысоким деревянным забором хоздвор. У пиротехников там был обособленный сарай с укреплёнными дверьми. Готовясь к очередному фейерверку, они раскладывали на земле различные фигуры (лопасти мельницы, шары, др.) и начиняли их необходимыми горючими и взрывчатыми смесями. Издалека наблюдать за этим не возбранялось. Было интересно узнавать, как готовят к запуску ракеты, как реактивные силы крутят лопасти мельницы, как составляются многоцветные, рассыпающиеся в небе огненные цветы. В редкие «хорошие дни» пиротехники отвечали на мои вопросы...

Я прочитал и просмотрел, кажется, все имеющиеся в интернете материалы о винницкой арке, включая различные фотографии, сделанные за полустолетие. Я вынужденно изучил строение кошек и узнал внешние признаки состояния их духа (никогда не имел собственной кошки). Я пытался вникнуть в суть немалого количества материалов об арках (не только на русском языке). Я получил у немецкого архитектора консультацию, что касается типа винницкой арки и путей поиска - с помощью интернета - подобных арок во всём мире.

Я не стал, в результате этого, ни большим знатоком кошек, ни специалистом по аркам, но к кое-каким выводам мне удалось прийти. Возможно, я в чём-то ошибся. Но эта публикация — не истина в последней инстанции, а набросок к будущему большому коллективному исследованию феномена винницкой арки. Если мне удастся таковое инициировать, то моя миссия будет считаться успешной.

Начнём с кошек - «прообраза арки». Посмотрим сначала на фотографию обычной домашней кошки (7). А потом обратим свой взгляд на ещё одну фотографию арки (8 - фото В. Г. Бей, 1975). Никакой похожести, правда? И это фото (9) - тоже самое.
Если глянем на фотографию кошачьего скелета (10), то вопрос о схожести, вообще, может показаться глупым. Теперь — кошка с изогнутой спинкой (11), так как именно эту особенность «прообраза» подчёркивают некоторые авторы легенды о возникновении замысла формы арки. Замечу, кстати, что изгиб кошачьей спины — признак угрозы (сие как бы противоречит идее арки): когда кошка пытается напугать другую кошку, она выгибает спину в виде дуги (https://ru.wikipedia.org/wiki/кошка). И опять — никакого подобия.
Средняя длина тела кошки (без хвоста) — 55 - 60 см, длина хвоста — 25 - 35 см; высота кошки на уровне плеча — 30 - 35 см (https://de.wikipedia.org/wiki/Hauskatze).
О размерах арки я сведений не нашёл, но, анализируя фотографии, можно приблизительно рассчитать отношение расстояния между пятами арки к её высоте: оно равно приблизительно 3,0 - 3,5. В то же время у кошки это отношение (длины тела к его высоте) — не более 2,0.

(Продолжение: http://www.proza.ru/2016/06/22/1249)


Рецензии