Кабинет литературы

               

… Хотите знать, за что я люблю свой кабинет, который создавал 29 лет?..
Это мой второй дом и душа моя. Вот что такое мой кабинет. Центральная стена его вертикально зашита стругаными досками, которые мы воровали в Южном порту как-то зимней ночью.
Да, так всё и было. Пришли к школе поздно вечером мои ребята, которые учились тогда в 9-ом классе, пришли с санками. И мы пошли «на дело». Прямо у берега Москвы-реки стояли гигантскими штабелями сосновые доски. И мы вытягивали из недр тех штабелей по одной, укладывали их на санки пачками и связывали верёвочками, потому что скотча тогда ещё русский народ не ведал. А потом везли к школе. И нас милиция останавливала. А мы «объясняли», что везёт «от старой школы», днём не могли, потому что «уроки учили».  И подавали на второй этаж, прямо в окно кабинета. А милиционеры смотрели, смотрели, а потом сами помогать стали…
Затем мы стругали эти доски в школьной мастерской. И там же, чтоб «красиво было», сделали «старинные фонари» из жести, чтобы освещали школьную доску «как в театре, при входе». И начали мы жить, и уроки проводить в этом кабинете стали.
Это уже потом возникла идея клумбы в самом углу, где плескался декоративный фонтан, и в аквариуме плавали диковинные рыбки неземной красоты…
А потом дети мои выросли и ушли. И стали жить своею жизнью. Но кабинет не забывали. И летели сюда со всех концов мира «презенты» и просто старые вещи, книги… или просто яркие пёрышки райских птиц, которые живут на другом конце земли.
Так и появились в самом сердце Москвы, в одном из школьных кабинетов, патефон с железными пластинками и муляжи пистоля 19 века и морского кортика, керосиновые лампы и старинные медные подсвечники, настоящая прялка, на которой можно прясть шерсть и сегодня, и веретена, чесало для шерсти и в ручную выдолбленные корыта с сечками к ним в придачу. Утюги и самовар. Баян и швейная машинка «Зингер» 1893 года выпуска…
Но главное богатство – это, конечно, книги. На уроках я бережно, аккуратненько раскрываю перед своими учениками, многие из которых – это дети моих первых учеников, переплетённые в мраморную бумагу экземпляры некрасовского журнала «Современник» 1863 года издания. Томик стихов Александра Блока 1910 года с личным автографом поэта, юбилейное издание собрания сочинений Белинского, выпущенное к его столетию в 1911 году. А ещё показываю на уроках наградные книги. Есть у меня томик сочинений Гоголя, где все иллюстрации проложены страничками из папиросной бумаги. А сама книга переплетена в красный переплёт, на котором золотом вытеснено «За благонравие и успехи». Правда золото всё облетело и зияет чёрной пустотой, но надпись разобрать можно. Да и не мудрено, ведь книга выпущена в 1893 году.
А ещё красуются на одном из шкафов статуэтки кузнецовского фарфора 1932 года из серии «Гоголь». Именно на них я показываю детям своим нынешним, что такое «малиновый фрак с искрой», что такое накрахмаленные воротнички рубашки, рюши на платьях дам.
А на виниловых дисках, которые теперь уже сами – диковинка для нынешних детей, записаны у меня голоса Толстого и Есенина, Куприна и Бунина, Маяковского и Блока… Иногда даже – не голоса, а их тени…
Когда же прикасаемся к сакральной личности Толстого, то бережно разворачиваю перед ними совсем уже жёлтые от времени листки газеты «Новое время»… ветхие совсем, которые, кажется, рассыплются в прах от одного дыхания. Ещё бы! Ведь газета эта была свежей осенью 1908 года, а сейчас это – всего лишь «труп газеты». И бюст Сталина, выпущенный к его семидесятилетию и покрытый золотой краской, храню. И корявые, самодельные гвозди, которыми были сколочены нары ГУЛага и самодельную деревянную ложку, изготовленную из куска нар того самого страшного лагеря берегу. Чтобы нынешние знали и помнили. Всё это наша с вами русская, высокая и трагичная, жестокая и прекрасная, история…
А ещё…. Стоят в классе диван и два кресла, чтобы, когда ученики мои «выходят к доске», не чувствовали они себя «исхлёстанными и распятыми» возле неё, а, если захотят, то сядут в кресло или на диван, и будут говорить о том, что  узнали от меня, чему я их сумел научить
А два года назад появился в нашей школе паренёк из русской глубинки. 31 ему. Появился и стал «главой нашего образовательного холдинга», куда вошли 2 соседние школы и 3 детских сада.

… И вот сегодня утром получаю предписание от своего директора. Читаю, а строчки в глазах плывууут:
« В связи с тем, что кабинет № 212 переоборудуется в кабинет информатики, предлагаю Вам в трёхдневный срок вывезти все Ваши личные вещи».
Вот думаю, может, вынести всё во двор школы и сжечь? Отличная пиар-акция нынешнему времени получится… ну, и «господину Соловьёву А.С.»!!! Это нашего «директора образовательного холдинга» так зовут…

22.06.2016


Рецензии
Читать стихи Блока и других поэтов Вы, верно, приметили, Олег Борисович, можно везде, но, ВАЖНО, какие впечатления у человека, у ребёнка останется после их прочтения. Отхожее место, безусловно, не добавить приятных впечатлений.
Почти 35 лет прошло со дня окончания школы, а у меня до сих пор перед глазами кабинет русского языка - знакомые образы писателей, поэтов на стене и учительница русского языка. Раскрывает очередную тему, новое произведение, новые образы. Говорила негромко, но доступно, так, что даже отъявленные хулиганы замолкали. Я не помню, что бы она хоть раз повышала голос. Кабинет русского языка и она в моем образе соединились в одно целое и представить по отдельности их даже не получается.
У нас, в школе, к счастью, предметно-кабинетная система сохранилась.
Нововведений типа «жАлюзи» и холдингов тоже хватает.
Новым учебным программам и ФГОС тоже пытаемся соответствовать – не всегда успешно. В прошлом году обрнадзор приехал, проверил. Нашёл много недочётов. К сожалению, не учли мы все премудростей наших чиновников! Пришлось всю ночь переписывать. К утру издевательское приветствие – «Ну что, никто не уволился ещё?».
Работаем, пытаемся нововведения приспособить к реалиям своей школы. Тоже не всегда получается.
Заглянул на страницу «Российская школа по уши в эксперименте» по рекомендации, Эллы Евгеньевны, а потом чисто случайно прочитал "Кабинет литературы". Так сложилось, что два произведения очень созвучны друг другу.
Насчёт новеллы пытался найти слова, не нашёл. Только одно можно сказать – это есть вердикт все хваленым новшествам в системе образования. Горько.
С уважением,

Влад Алексеев 2   07.02.2020 22:37     Заявить о нарушении
Мужайтесь, коллега! "Что я могу ещё сказать..." И всё равно: будем жить! И любить будем, несмотря ни на что, согласно или вопреки... Писать будем тоже. О детях наших (прочтите, пожалуйста, мои эссе "Мгновенные диалоги" и "Горе не может быть долгим"). Ведь без нас детям нашим будет ещё хуже...

Олег Букач   08.02.2020 07:29   Заявить о нарушении
Олег Борисович!
Есть желание поглубже ознакомиться с Вашим творчеством, да и рекомендовали настойчиво. После прочитанных считаю не зря рекомендовали.
С уважением,

Влад Алексеев 2   08.02.2020 13:58   Заявить о нарушении
Благодарю Вас)))

Олег Букач   08.02.2020 18:42   Заявить о нарушении