Это тоже было в июне 1941
Село буджакское, недалеко от границы.
Уже год была Советская власть.
Но часто новая власть вела себя так, что многие люди искренне начали думать: "Нет прежней царской России! Понаехали эти..." Ведь до 1918 года Придунавье было русской территорией, и люди,помнившие царскую Россию, богатую, особенно продуктами, материей, особенно ситцем, полотном, были явно разочарованы. Не слишком много предложила Советская власть... И раскулачивание, налоги - не прибавили ей популярности. Появился даже слушок: мол, "Басарабия кормит Россию"... Якобы этим пыгЫнам (безбожникам) нечего есть, вот и приколбасились в Бессарабию. Да и одеть нечего, "все в куфайках". Но, мол, ничего, всего-то год прошёл, а румынец, дай ему бог здоровья, снова их прогнал!..
Но что могли знать люди, простые крестьяне о войне, об амбициях государств - больших и малых!? Знали, что "надо служить царю" (и румынского короля царём называли), и всё, пожалуй. Румынская власть не благоволила национальным меньшинствам и, по сути, люди прозябали почти в доисторическом невежестве.
В 1941 г. СССР простирался до Дуная, а за этой могучей рекой оттеснённая туда Румыния. На южном, румынском берегу знали наверняка, что в Карагаче есть воинская часть. Пехотная рота жила в палатках. Румыны точно численность войск - вряд ли знали, но знали, что есть. Иначе разве обстреливали ли из дальнобойных орудий? Не слишком точно, попали в огороды некоторых людей. К счастью, никого не убили и даже не ранили, но напугали...
...Пролетели над селом куда-то на север несколько самолётов с крестами И это были немецкие самолёты, но карагачане этого не знали, предположили, что это итальянские самолёты. Вот такое невежество.
Суетились, бегали председатель сельсовета - приезжий, и секретарь - из местных, сознательный, уверовал в Советскую власть, так сказать. Оба - с пистолетами, тогда время было такое.
...Когда местная власть через некоторое время получила приказ о мобилизации таких-то и таких-то возрастов, то и в самом деле удалось собрать повестками несколько десятков молодых людей девятнадцати - двадцати лет прежде всего. В лодке, другой переправы тогда не было, повезли в райцентр, в военкомат... Тех, у кого не хватило ума, смелости и воли спрятаться... До этого Советская власть мобилизовала несколько подвод, которые везли имущество властей, администрации, в Белгород-Днестровский (Аккерман). По дороге налетели немецкие "Юнкерсы", один карагачанин погиб во время бомбёжки от смертельного ранения, - оторвало ногу осколком бомбы по самый пах, истёк кровью и скончался через несколько минут...
Что же касется мобилизованных призывников, то когда привезли молодых людей в райцентр, к военкомату, то там уже не было никого после недавнего боя, а само здание военкомата было частично разрушено, многие окна были выбиты, гулял ветер и сквозняки, а вместе с ними - и бумаги, считавшиеся секретными и вдруг оказавшиеся никому не нужными. Сам город затаился - жители пережидали опасное время. Действительно, а что ещё?...
Военком только и сказал:
- Возвращайтесь домой, ребята. Повезло вам...
А сам военком с семьёй уехал в сторону Белгорода-Днестровского и Одессы вместе с отступавшими красноармейцами...
А что ещё он мог сказать?.. Никто никогда более не видел ни приезжего председателя сельсовета, ни военкома, ни их жён и детей, ни учителей, ни фельдшера, и никто из карагачан ничего никогда не узнал об их дальнейшей судьбе. Выжил ли хотя бы кто-нибудь?.. Ведь война только началась, а унесла она 27 млн. человек! Это не секрет.
Вот так началась война для молодых карагачан-призывников. Действительно, повезло. "Хорошо, что так вышло, повезло нам. а если бы захомутали, отправили на фронт - поубивали бы всех до единого". И через десять лет так говорили, уже - семейные, собравшись на гулянке или просто за стаканом местного красного вина... И подраставшие дети слушали, запоминали...
Снова пришли румыны. На три года, до августа 1944 года снова была установлена румынская власть. Вернули себе Бессарабию, так сказать. Румынская власть тоже не оставляла людей в покое, не надо её идеализировать. И примар, и поп говорили, что освободили людей от большевиков, но всё было не так однозначно. К тому же тогдашняя Румыния при диктаторе Антонеску была почти откровенно фашистской и расистской. И при "возвращении" румын каждый человек в Карагаче, во всех окрестных сёлах и городках, при вернувшейся "свободе" делал отнюдь не только то, что хотел, жил не только так, как хотелось. Повинностей хватало. Особенно ненавистной была подводная повинность, забирали вместе "с собственным транспортом", то есть с лошадьми и телегой, - например, на строительство какого-нибудь аэродрома, и не столько для румын, сколько для немцев. Ненавистной, но не потому, что не любили немцев больше румын (что знали забитые крестьяне!), а оттого, что лошадь была главной ценностью местного землепашца. Не все знают о том, что было издано специальное распоряжение "русское и украинское население края считать подозрительным". А иные люди по-прежнему помнили: до 1918 года Бессарабия была российской. И даже говорили: "Русские сейчас отступают, но они всё равно выиграют и вернутся"... Но писать об этом - долгий разговор. Это другая тема.
Свидетельство о публикации №216062201582