Мастер и Маргарита. Сказка двадцатого столетия

По роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".

Сказка. Поразительная, феерическая сказка двадцатого столетия, написанная истинным мастером своего дела. Когда начинаешь читать, первая мысль, а не был ли душевно болен сам писатель. Ведь не может же подобный сюжет прийти на ум простому обыкновенному человеку. А вслед за этой мыслью понимание, конечно, не может. Но дело не в душевной болезни, дело в выдающемся и неповторимом мышлении, поразительном настолько, что подобное буйство фантазии сложно представить. 

Почему сказка? Просто у меня такая ассоциация. Я не критик, не литературовед, просто читатель, влюблённый в классику и в неординарных личностей. А сказка, потому что просто фантастикой, у меня не поворачивается язык назвать это произведение. Это нечто большее, отразившее русскую душу, общество двадцатого века, извечные пороки человечества, и «настоящую верную высокую любовь». Поэтому сказка, исконно-русская, светлая, высмеивающая дурные черты, пронизанная красотой и силой любви.

Почему двадцатого столетия? Потому что, любое произведение несёт в себе неотъемлемые, неповторимые черты эпохи, в которую оно написано. Не знаю, только ли русской литературе свойственно в любое произведение вносить огромный смысл, будь то стих или роман-эпопея, но ясно знаю, что русской точно. И сказки не исключение, в основе всегда, или порок общества, или объяснение какого-нибудь явления, или истина жизни и мироздания. Но времена меняются, меняется общество, а значит, меняются и  оценки и мнения людей. Отсюда такая глобальная разница между сказками разной эпохи, как и между произведениями разных времен других жанров. Так, детские сказки Пушкина отражают черты купечества, положения крестьян, бояр и царской семьи. «Сказки для детей изрядного возраста» Салтыкова-Щедрина, творившего чуть позже, показывают уже другое время, когда социальные противоречия между верхушкой и народом достигли своего пика. Монументальная сказка Булгакова, несоответствующая этому жанру только объемом, погружает нас в мир советского государства, когда крепостное право уже позади, и политическая система кардинально иная. Многое изменилось, многое в лучшую сторону, но зато открылись и новые пороки, бывшие до этого не столь заметны.

Новой эпохой, новой моралью и нравом людей можно объяснить и особую жестокость, неприкрыто описанную автором. Светлые и красивые образы далёкой старины, не возымели действия, и настало время перейти к более жестким мерам. На самом деле, жестокость есть и в русских народных сказках, просто нам она уже не так заметна, она, как и все жестокости Булгакова, очень качественно обыграна волшебством и мистикой. И отсюда опять же моё желание присвоить роману «Мастер и Маргарита» это название. Подобно сказочным волкам, съевшим доверчивую бабушку и наивных козлят, которые потом чудесным образом воскресают, кот Бегемот отрывает голову администратору Варьете, а потом она опять же силой волшебства возвращается обратно. Подобно былинному пушкинскому Руслану, говорившему с головой поверженного богатыря, Воланд говорит с вполне живой головой покойного Берлиоза.

Сказка-роман Михаила Булгакова наполнена и сказочными героями. Здесь и Иванушка-дурачок, в лице помутившегося рассудком Ивана Бездомного, и Фома Неверующий во множественном числе (Берлиоз и другие), и злой волшебник, он же добрая фея Воланд, и многочисленная нечисть, в лице русалок, чародеев и ведьм. Здесь же и тридевятое царство – пятое измерение, которое распахивается перед простыми смертными в обыкновенной московской квартире, превращая её в бесконечные, бесчисленные залы. Здесь же двое влюблённых, только не царевич ищет царевну, а наоборот, она жертвует душой, вытаскивая его из заточения московской психиатрической больницы.

Сказка. Поразительная сказка двадцатого столетия... Мир, с момента своего рождения находится в непрерывном движении, непрерывная эволюция сопровождает нас на протяжении всего нашего пути. Эволюционирует и внутренний мир человека. А с ним и творения его душевных забот. Как и в шедеврах кинематографа, в шедеврах литературы появляются феерические спецэффекты и многочисленные сюжетные линии, неизменными остаются лишь вечные темы добра и зла, душевных исканий и любовных страстей.  Так рождается новое искусство, сохраняя, тем не менее, исконно русские национальные черты. Так набирает оборот новый виток русской мысли.


Рецензии