Духовенство польского происхождения на Кубани

Под флагом православной империи

О православном духовенстве польского и западно-украинского происхождения на Кубани.

Россия, как многонациональная империя, неизбежно включала в общее дело созидания своей государственности множество различных народов, в том числе и польский, и, несмотря на то, что потомки польских (и отчасти западно-украинских) переселенцев на Кубани, как правило, являлись приверженцами римско-католического вероисповедания, в ряде случаев наблюдались исключения из этого правила.

В фонде Государственного архива Краснодарского края «Канцелярия наказного (войскового) атамана Кубанского казачьего войска» имеется на этот счет любопытный документ - «Список, учиненный, сколько при Екатерино-Лебежской Черноморской Николаевской пустыне имеется на всегдашнем и временном пребывании послушников и кем именно оные уволены, каких куреней значить ниже сего декабря 1800 года» [1], в котором числится шесть послушников, принадлежащих к польской национальности, причем один из них, Данило Турченяк, происходил из польских дворян. Вот эти имена:

I. «На всегдашнем пребывании»:

1.Данило Турченяк, 51 года, «из польских дворян, в общем послушании», уволен «от Войскового Правительства»;
2.Иван Чорный, 61 года, «польской нации, князя Францишка подданный, в общем послушании», уволен «от Войскового Правительства»;

II.«На временном пребывании»:

3.Данило Островерхий, 40 лет, «польской нации», приписан к Тимашевскому куреню;
4.Кирило Григоренко, 65 лет, «польской нации, помещика Орлекивского подданный», приписан к Щербиновскому куреню;
5.Михайло Сушицкий, 54 лет, «польской нации из священнических детей», приписан к Незамаевскому куреню;
6.Захарий Садовской, 35 лет, «польской нации из священнических детей», приписан к Васюринскому куреню.

К этому списку можно добавить Ивана Сумнякова, подданного князя Радзивило, и Звана (так в документе) Зеленского. Национальность этих лиц не указана, однако, вполне возможно, что и они также имели польские или украинские корни [2].

В «Ревизской сказке 1816 г. Екатеринодарского духовного правления области Черноморского казачьего войска», опубликованной во II (23) номере Кубанского сборника (научный редактор и составитель О. Матвеев) также обнаружился ряд фамилий, по всей видимости, имеющих польские или украинские корни [3]. В документе говорится, что в начале XIX в. в Соборной Воскресенской церкви г. Екатеринодара служил Иоанн Гоздава Бочковский (умер в 1811 г., 47 лет от роду); священник Диомид Яблуновский (умер в 1815 г. 37 лет от роду); диакон Марк Павлевский, 29 лет, произведенный во священники в сел. Сергиевское в 1812 г.; дьячок Константин Гречинский, принятый из светского звания в 1813 г.; исправляющий дьячковскую должность диакон Иоанн Красницкий, состоявший по предыдущей ревизии в сел. Медведовском, а в 1815 г. отосланный в Бизюков монастырь; пономарь Яков Дроботовский и умершего священника Антония Тучинского сын – Павел Тучинский, 23 лет, обучавшийся в 1816 г. в семинарии [5].

В сел. Гривином (Гривенском), по материалам той же ревизии, при Николаевской церкви, состоит священник Фома Гречинский, из священнических детей сел. Шкуринского, 29 лет; в сел. Каневском, при Николаевской церкви, служил диакон Михаил Якубовский, умерший 33 лет от роду в 1815 г.; диакон Исидор Новицкий, 27 лет, определенный к этому месту после ревизии в 1815 г. из сел. Каменки Новомосковского уезда; в сел. Уманском, при храме Трех Святителей, священник Ияков Сахновский, умерший в 1813 г. 30 лет от роду; в сел. Пашковском, при Введенской церкви, священник Стефан Стринский, 57 лет и дьячек Дионисий Каевский, 53 лет; в сел. Леушковском, при Вознесенской церкви, священник Алексей Волинский, умерший в 1812 г. 44 лет от роду; в сел. Калниболотском, при Георгиевском храме, священник Феодор Католинский, 52 лет; в сел. Екатериновском, при вновь устроенной в 1811 г. одноприходной Екатерининской церкви, священник Иосиф Стрижевский, 52 лет, переведенный Ростовского уезда из Ейского укрепления; и при пограничных кордонах, определенный для напутствования военнослужащих Черноморского войска, священник Иоанн Андриевский, 48 лет [6].

Следует отметить, что здесь приведены фамилии лишь фонетически созвучные польской антропонимии, этническое же происхождение этих лиц остается под вопросом. Наряду с поляками здесь могут быть также украинцы и белорусы. 
Подобная картина наблюдается и в материалах ревизии 1835 г. При двухприходной церкви Саввы Освященного Кореновского куреня служили: диакон Емелиан Данилович Залесский, 30 лет; при двухприходной Преображенской церкви Брюховецкого куреня – священники Иоанн Подгорский, умерший 43 лет от роду в 1825 г., дьячек Макар Макариевич Макаровский, 19 лет, из детей бывшего при сей церкви умершего священника Макария Макаровского; при Петропавловской двуприходной церкви Платнировского куреня с 1831 г. состоял священник Иоанн Фомич Писковский, 39 лет, при одноприходном Николаевском молитвенном доме куреня Батуринского с 1829 г. священник Артемий Антониевич Тучинский, 43 лет; при одноприходной Трехсвятительской церкви куреня Новоджерелиевского диакон Николай Петрович Станкевский, из детей г. Екатеринодара протоиерея Петра Станкевского, произведенный в 1831 г. и др. [7].

По материалам ревизии 1858 г. в ст. Платнировской, при Петропавловской церкви, служил дьячек Феодор Маркович Павлевский; в ст. Переяславской, при церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы диакон Савальский Павел Петрович, 42 лет, поступивший к настоящему месту из ст. Стародеревянковской в 1856 г.; в ст. Роговской при Николаевской церкви диакон Малинский Евфимий Гавриилович, 31 года, произведенный к настоящему месту в 1852 г.; в г. Тамане, при Покровской церкви, пономарь Зражевский Диомид Алексеев, умерший в 1851 г. 15 лет от роду, указный дьячек Зражевский Иоанн Алексеевич, переведенный в Тамань в 1851 г.; в ст. Старолеушковской при Вознесенской церкви диакон Закревский Алексей Трофимович, 34 лет; в ст. Стародеревянковской при Успенской церкви указный поноамрь Василий Павлович Савальский, 18 лет, поступивший из диаконский детей в 1856 г.; указный пономарь Василий Артемьевич Яблонский, 17 лет, поступивший из учеников Ставропольского духовного училища в 1857 г.; в ст. Екатериновской при Екатериновской церкви Петр Иосифович Стрыжевский, 53 лет; в ст. Шкуринской при Свято-Духовской церкви пономарь Мерхалевский Стефан Алексеевич, 33 лет; в ст. Конеловской при Воскресенской церкви диакон Гречинский Иаков Константинович, 39 лет [8].

Кроме этого, в краевом архиве хранится значительный пласт документальных материалов о службе православного духовенства польского и западно-украинского происхождения. В частности, это формулярные списки лиц духовного звания, а также, небольшие заметки и статьи об их деятельности, опубликованные в Кавказских (Ставропольских) епархиальных ведомостях.

Приведем несколько примеров. В формулярном списке иеромонаха Иосифа Судакевича, состоящего в 1845 году при управлении 2-м отделением Черноморской береговой линии для исправления христианских треб в форте Вельяминовском, имеется такая информация: Судакевич Иосиф, уроженец Каменец-Подольской губернии Брацлавского уезда села Кулицкого, происходил из священнических детей. В 1845 г. ему было 29 лет. Обучался он в Каменец-Подольской семинарии, куда поступил в 1824 г. и окончил учение в словесности в 1832 г. По увольнении из семинарии, 17 марта 1833 г.,  поступил в Каменец-Подольский первоклассный Свято-Троицкий монастырь послушником. 4 октября 1835 г. пострижен в монахи архимандритом Нафанаилом. 5 января 1836 г. архиепископом Кириллом Подольским и Брацлавским был рукоположен во иеродиаконы. 30 августа 1839 г. архиепископом Херсонским Гавриилом рукоположен во иеромонахи с поступлением в Одесский 2-классный Уманский монастырь. С 1 октября 1840 г. по 1842 г. он служил в этом монастыре в должности казначея. Затем, в соответствии с его же прошением, определен на восточный берег Черного моря в форт Вельяминовский, в который прибыл 16 мая 1842 г. В декабре 1845 г., по распоряжению духовного начальства переведен в Георгиевский Балаклавский монастырь и исключен из штатных иеромонахов форта Вельяминовского [9].

В № 20 Кавказских епархиальных ведомостей за 16 октября 1879 г. помещена статья о поднесении иконы священнику отцу Николаю Юноше-Залусскому от прихожан станицы Смоленской Кубанской области [10].

В статье изложено следующее: "Жители станицы Смоленской Кубанской области, общественным приговором, состоявшимся 29 июня 1879 года и утвержденным начальством, постановили: за примерное поведение местного приходского священника Николая Юноши-Залусского, проповедание им слова Божия в каждую службу, неопустительное служение в храме Божием даже в болезненном состоянии, исправное отправление всех треб по приходу и заботливость об украшении храма, поднести отцу Залусскому икону Казанской Божией Матери, на что испросить благословение Его Преосвященства, Преосвященнейшего Германа, Епископа Кавказского и Екатеринодарского".

На рапорт станичного атамана, представившего Его Преосвященству этот приговор, 30 сентября последовала резолюция: «Благословляется».
Далее идет краткая биографическая справка об отце Николае.
Священник Залусский, по происхождению дворянин Киевской губернии, обучался в Киевской губернской гимназии и по окончании курса в оной, с 1852 по 1874 гг., проходил разные должности по гражданской службе, достигши титулярного советника. Последняя его гражданская должность - кассир губернского казначейства. До 1872 года он был римско-католического исповедания, а 14 августа этого же года присоединился к православию. 12 августа 1874 года зачислен кандидатом на священническое место в Кавказской епархии и для лучшего изучения церковного богослужения определен псаломщиком к Андреевской церкви г. Ставрополя. 11 августа того же 1874 года рукоположен в диаконы с оставлением на псаломщической должности, а 11 сентября того же года - во священники, с назначением в ст. Эриванскую, откуда 22 марта 1876 г., по прошению, перемещен в ст. Смоленскую [11].

В архивном фонде «Войсковой штаб Кубанского казачьего войска» сохранился послужной список дивизионного священника Сводной Кубанской казачьей дивизии Николая Федоровича Домбровского.

Николай Домбровский, родился 6 декабря 1875 г. и происходил из духовного сословия православного вероисповедания.

14 июня 1898 г. окончил полный курс обучения в Подольской Духовной семинарии.  8 июля этого же года, согласно прошения, определен псаломщиком в с. Лозовую Могилевского уезда; 2 февраля 1901 г., согласно прошения, перемещен, в должности псаломщика, в с. Париевку Брицлавского уезда; 19 февраля того же года, согласно прошения, рукоположен во священники Рождество-Богородицкой церкви села Плоски Забугской Балтского уезда; 11 октября 1906 г., согласно прошения, переведен священником в сел. Крыжополь Ямпольского уезда; с 1907 по 1915 гг. состоял законоучителем в Крыжопольском Министерском одноклассном училище.

8 апреля 1905 г. о. Николай был награжден набедренником; в 1913 г. – скуфьей.
Приказом по ведомству Протопресвитера Военного и Морского духовенства от 30 марта 1915 года № 37, был назначен на время военных действий священником в Управление Сводной Кубанской казачьей дивизии. 30 апреля прибыл к месту назначения (Приказ по дивизии 1915 г. № 89 п. 3). 17 июля того же года прикомандирован для несения служебных обязанностей к 1-му Сводному Кубанскому полку (приказ по дивизии 1915 № 147 п. 2). 18 августа откомандирован от полка и прибыл обратно в штаб дивизии из ур. Ханкенды в г. Елисаветполь.
14 октября 1915 г. в составе Управления дивизии вступил в пределы Персии. 1 ноября 1915 г., в составе управления дивизии, вошел в состав Экспедиционного корпуса в Персии.

24 ноября командирован в Тегеранский отряд генерала Золотарева, для обслуживания религиозных нужд вышеуказанного отряда. 31 марта 1916 г. вызван начальником дивизии для несения службы гарнизонного священника и обслуживания врачебно-санитарных заведений  в г. Казвине.
25 ноября 1916 г., в составе дивизии, вступил в гор. Зенджан; 28 ноября вошел в состав Курдистанского отряда 1-го Кавказского кавалерийского корпуса.

Участвовал в следующих походах и делах против неприятеля:
1. В персидской экспедиции против персидских мятежников в составе Экспедиционного корпуса в Персии;
2. В персидской кампании против турок в составе 1-го Кавказского кавалерийского корпуса.
Указанные экспедиции имели место в период с 14 октября 1915 г. по 31 декабря 1916 г.

С 8 января 1916 г. по 8 февраля 1917 г. находился в месячном отпуску.
За отлично усердную службу и труды, понесенные по обстоятельствам текущей войны, награжден: орденом Св. Анны 3 степени (приказ главнокомандующего  №  82 от 18 февраля 1917 г.) и камилавкой (приказ  от 24 марта 1917 г. № 6).
За отличия, оказанные в боях против турок на Персидском фронте, награжден орденом Св. Анны 2-й степени с мечами (приказ от 15 августа 1917 года).
В графе семейное положение записано, что о. Николай был женат на Александре Георгиевой (род. 23 апреля 1884 г.) У них были сыновья: Николай (род. 22 февраля 1903 г.), Лев (род. 8 июня 1906 г.) и дочь Александра (род. 22 июня 1904 г.),  вероисповедания православного.

В марте 1918 г. священник Николай Думбровский (так в документе) был расстрелян в ст. Ладожской вместе с другими кубанскими офицерами и чиновниками [12].

В этом же фонде имеются послужные списки священников 1-го Запорожского императрицы Екатерины Великой полка Кубанского казачьего войска Алексея Ломиковского и Федора Зяблицкого. Вот что о них известно:священник Алексей Андреевич Ломиковский, из дворян, уроженец Полтавской губернии, вероисповедания православного, родился 13 декабря 1885 г. По окончании полного курса наук в Полтавском Петровском кадетском корпусе, состоял юнкером младшего курса Константиновского артиллерийского и Киевского пехотного училищ с 3 июля 1904 г. по 18 января 1905 г. С 18 января по 10 мая 1905 г. состоял классным чиновником в интендантском ведомстве. 19 июня 1908 г. произведен в чин губернского секретаря. 19 июня 1908 г. рукоположен в сан священника к Васильевской церкви с. Кроповенец Романовского уезда; с 14 июня 1909 г. по 22 июня 1910 г. состоял заведующим и законоучителем Кропивницкой церковно-приходской школы; 3 июня 1910 г. перемещен к Св.-Троицкой церкви с. Коломиец Пирятинского уезда, а с 1 сентября 1910 г. состоял законоучителем в народных училищах с. Коломиец и хутора Чумака; 5 июня 1913 г. протопресвитером военного и морского духовенства назначен на вакансию священника 1-го Черноморского полка. 5 сентября 1913 г., согласно сношения от 16 августа этого же года № 12142, протопресвитером военного и морского духовенства перемещен к церкви 1-го Запорожского Императрицы Екатерины Великой полка.

2 июля 1913 г., за отличную усердную пастырскую службу преосвященным Феофаном епископом Полтавским и Переяславским, награжден скуфьею. 8 ноября 1913 г., на основании циркуляра Главного штаба 1911 г. за № 221 ему разрешено носить нагрудный знак в память 200-летия Кубанского казачьего войска (пр. № 312, п. 4). 10 февраля 1914 г. награжден нагрудным знаком Петровского Полтавского кадетского корпуса. 15 декабря 1914 г. Всемилостивейше Государем императором пожалован золотым наперсным крестом.

Приказом по ведомству Военного и Морского духовенства от 22 октября 1915 г. за отличия, оказанные им во время военных действий награжден орденом Анны 3-й степени с мечами. Приказом главнокомандующего Кавказской армией от 16 ноября 1916 г. № 737, за отличия, оказанные им в делах против неприятеля и за отличную усердную службу и труды, понесеннные во время военных действий, награжден Орденом Св. Анны 2-й степени.

15 декабря был командирован к новому месту службы в город Одессу и исключен из списков полка.

Отец Алексей был женат на Пиаме Александровне (род. 1 марта 1884 г.) и имел дочь Пиаму (род. 8 марта 1906 г.) [13].

Священник Федор Васильевич Зяблицкий родился 5 мая 1886 г. в семье диакона села Зиновьева Покровского уезда Владимирской губернии. 9 июня 1910 г. окончил полный курс Владимирской духовной семинарии, с 25 сентября 1910 г. был учителем в Марьянской земской школе. 1 сентября 1912 г., по собственному желанию, переведен на ту же должность в Манышевскую земскую школу Кавказского уезда. 4 октября 1913 г. архиепископом Николаем Владимирским и Шуйским определен во священники в с. Святково Покровского уезда. 29 сентября 1916 г., вследствие закрытия прихода в селе Святкове, перемещен на ту же должность в село Корзино Ковровского уезда. 29 сентября 1916 г., в бытность свою приходским священником проходил должность законоучителя Святковской и Корзинской земских школ. По собственному желанию, приказом протопресвитера военного и морского духовенства от 23 декабря 1916 г. назначен священником в 1-й Запорожский императрицы Екатерины полк. Прибыл в полк 11 февраля 1917 г.
 
С 11 по 26 февраля 1817 г. принимал участие в персидском походе, находился под обстрелом неприятеля.
Отец Федор был женат на дочери крестьянина, Ксении Львовне Морозовой, окончившей курс в Муромской женской гимназии (род. 14 января 1887 г.) и имел детей: сына Виктора (род. 2 марта 1914 г.) и дочь Нину (род. 27 ноября 1915 г.) [14].

Таким образом, из приведенных выше примеров, мы видим, что во многих случаях, потомки польских и западно-украинских переселенцев на Кубани не только переходили в православную веру или рождались в ней, но и совершенно сознательно становились православными священниками, диаконами, пономарями и даже насельниками монастырей. И в этом нет ничего удивительного, ведь русские, поляки, украинцы, белорусы - не просто соседи, все мы принадлежим к единой, великой братской семье: мы – славяне! И хочется верить, что когда-нибудь недоразумения и обиды, накопившиеся за последние века, забудутся и отступят на второй план, а на первом, вновь окажется наше общее, славянское дело.

Примечания:

1.ГУ «Государственный архив Краснодарского края» (далее ГАКК). Ф. 249. Оп. 1. Д. 414. Л. 1-8.
2.Там же.
3.ГАКК. Ф. 690. Оп. 1. Д. 4; Ревизская сказка 1816 г. Екатеринодарского духовного правления области Черноморского казачьего войска. Составители Бабич А.В., Самовтор С.В. // Кубанский сборник. Т. II (23). Под редакцией О.В. Матвеева. Краснодар, 2007. С. 357-401.
4.ГАКК. Ф. 690. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-об.
5.Там же. Л. 3-об.
6.Там же. Л. 9-об., 13-об., 42, 69, 76, 82, 90, 93-об.
7.ГАКК. Ф. 250. Оп. 2. Д. 982. Л. 37-об., 38-об., 91, 93-об., 137-об.,163-об.
8.ГАКК. Ф. 690. Оп. 1. Д. 30. Л. 70-об., 80-об., 109-об., 128-об., 141-об., 150-об., 266-об., 292-об., 234-об., 313-об., 318-об.
9.ГАКК. Ф. 260. Оп. 1. Д. 548. Л. 57-58.
10.Кавказские епархиальные ведомости. 3 20, 1879, 16 окт. С. 812.
11.Там же. С. 812.
12.ГАКК Ф. 396. Оп. 2. Д. 992. Л. 18-21-об.; Приказ от 31.03.1919 № 470 Кубанскому казачьему войску.
13.ГАКК. Ф. 396. Оп. 2. Д. 992. Л. 453-455.
14.Там же. Л. 457-460.


Рецензии