Реальность смысла. Глава 27. Конец 1й части
2. Иными словами Уиппл в своей критике сделал как раз то, чего требовал Токвиль в своей предреволюционной (январь 1848 г.)речи во французском парламенте, а именно наметил как в данной экзистенциальной ситуации перейти от разрушительной политики инструментальной выгоды и частных интересов к политике, принимающей в расчет не только экзистенциальную необходимость (наказание непосредственных организаторов и участников резни белого населения), но и принципы справедливости (совесть) и порядочности (честь).В данном случае такая принципиальная политика, определяемая глубинными долгосрочными интересами общества, означала отмену части смертных приговоров и отказ от принципа коллективной ответственности всего племени за убийства белых (именно злоупотребление этим принципом коллективной материальной ответственности всего племени за индивидуальных должников и преступников, как хорошо показывает Уиппл в своем анализе цитированном в прошлой главе, и привело к индейскому восстанию).
3. Президент Линкольн выслушал Уиппла с большим сочувствием. Рассказ епископа очевидно произвел на него глубокое впечатление: "Он пришел сюда на другой день и говорил со мной об этой сволочной индейской политике (the rascality of this Indian business)до того, что это меня проняло до костей (букв. до сапог)" признавался Линкольн другу (usdakotawar.org).Он закончил это признание обещанием перетрясти весь загаженный коррупцией департамент по делам индейцев, если только доживет до конца войны. Выполнить это обещание Линкольну не пришлось, он был убит в апреле 1865г. сразу после победы.
4. Линкольн поручил двум адвокатам изучить дело каждого подсудимого. Согласно некоторым источникам он сам (как опытный и успешный адвокат) познакомился с обвинениями. Большую часть смертных приговоров (265)Линкольн отменил, оставив в силе только 38 из них, где были доказательства не только участия в боях, но также личной ответственности за убийства и изнасилования гражданского населения. Это в общем соответствовало политике Линкольна в отношении смертных приговоров по делам солдат федеральной армии, там он также отменял большую часть казней, оставляя в силе только приговоры убийцам мирного населения и насильникам.Сохранилось письмо Линкольна с именами приговоренных к смерти индейцев,которые перед казнью стояли на эшафоте, держась за руки и пели. Приговор приводил в исполнение белый поселенец, двое детей которого были убиты индейцами.
5. Белое население Миннесоты приняло решение без энтузиазма,но дополнительных линчеваний не произошло, геноцида индейцев удалось избежать. Правда немало из них впоследствии погибли от голода и болезней, а оставшиеся в живых члены племени были вскоре изгнаны из Миннесоты по решению Конгресса.
Эти события интересуют нас здесь не столько с исторической,сколько с философской точки зрения, поскольку они позволяют на практике, в конкретной жизненной ситуации наблюдать различие между регрессией и реализацией экзистенциальной пропозиции. Очевидно,что общество в котором перевешивает реализация, будет намного человечнее и порядочнее того общества, в котором господствует регрессия. То же самое относится и к жизни отдельной личности.
6. Но из какой же парадигмы идентичности в данном случае исходил сам Генри Уиппл? Поскольку он задействовал контекстные поля ценностей (Н), абстрактных принципов А(справедливость)и конкретных жизненных форм В(честь)речь очевидно идет об гипономике HAB, той самой парадигме идентичности, которую использовал Сократ в своей критике эпиномной (CFD)идеологии афинского империализма в своей заключительной речи к афинянам (Платоновская Апология Сократа, см. Время Смыслов глава 55).
7. Как я указывал в 55й главе книги Время смыслов именно дуалистическое сочетание эпиномики и гипономики являлось по крайней мере со времен Римской империи характерной чертой европейского культурного и политического проекта. Когда Цицерон (особенно в своем широко известном трактате Об обязанностях) ввел стоическую философскую традицию в русло римской политической практики, он тем самым заложил основу такого дуализма, который можно наблюдать и в случае известной критики Лас Касасом испанской геноцидальной политики во время завоевания Америки (характерно то что испанские власти прислушивались к Лас Касасу и делали попытки учитывать его рекомендации в политической практике). Не случайно что Генри Уиппл также использует центральное для стоической философии Цицерона понятие долга/обязанности в своей критике американского империализма.
8. В девятнадцатом и даже в начале 20 века понятия "долг" (референциальная линия гипономики НА) и "честь" (дифференциальная линия гипономики НВ) еще играли важную роль в европейской и американской культуре и порой ограничивали геноцидальные аспекты империалистических авантюр. Постепенный отход этих понятий на задний план и ослабление влияния гипономики фактически означало кризис исторического европейского и американского политического и культурного проекта и развитие других проектов, о которых речь у нас пойдет позже. Но вначале мы познакомимся с последней серьезной попыткой систематизировать гипономный принцип и поставить его во главу угла конкретной политической программы. Я имею в виду систему итальянского революционного политика и лидера обьединения Италии (Рисорджименто) Джузеппе Мадзини,английский перевод ключевой книги которого "Об обязанностях человека" был опубликован в 1862 г. в год восстания Сиу в Миннесоте.
Конец первой части
Свидетельство о публикации №216062301097