Апостольский пост. Слово к братьям и сестрам

Апостольский пост. Слово к братьям и сестрам во Христе...

Христос посреди нас!


Начались дни Апостольского поста и с этим событием всех Вас, братия и сестры во Христе поздравляю!

Часто у нас случается, что Великий Пост мы как-то еще воспринимаем с благоговением, с некоторым трепетом и почтением, оттого и стараемся подвизаться каждый в меру своих сил в эти дни.
А вот летнее время к этому не сильно нас располагает, и Апостольский пост проходит незаметно вовсе, как будто и не было поста, или как если и не пост это вовсе. К тому же мы в уме держим второй, пусть короткий, но строгий по уставу Успенский пост и это держание нам зачастую не способствует к пользе, а вредит. Мы в себе говорим:

- Ну, будет пост Успенский, две недельки как-то потерплю…

А кто тебе сказал, добрый человек, что ты вот до Успенского то поста доживешь и потерпишь? Это, конечно, уловка лукавого, внушаемая нам для того, чтобы мы не вздумали потрудиться в эти дни – дни Апостольского (или, как его еще называют – Петрова) поста, чтобы мы вошли в расслабление (или, вернее сказать – не вышли из оного) и тем самым и этот пост не потрудились исполнить, и к Успенскому не подготовиться…

Часто мы, православные, перед началом многодневного поста принимаемся друг другу рассказывать всякого рода изумительные рецепты постных блюд, предвкушая то, как мы умело будем способны восполнить ограничение на продукты скоромные нашим кулинарным мастерством и приготовим такие яства, что человеку неискушенному диво будет узнать, что стол-то постный!
А ведь и в этом случае мы плотно увязаем в сети, расставленной отцом лжи ради нашего уловления. Поскольку тем самым мы лишь внешне постимся, никак не обуздывая своих страстей и желаний и лишь пременяем одни желания на другие: отказавшись от скоромного мы с усилением питаем страсть чревоугодия и гортанобесия. Можно с уверенностью сказать, что если постный стол будет изысканным и сильно радующим вкус, услаждающим наши чувства, а не просто насыщающим нас в меру, ради того, чтобы мы могли трудиться и молиться, то толку в таком столе не будет вовсе, а лишь один только вред вместо пользы нам обеспечен.

Многие, наверняка, замечали, что в дни поста их часто посещают такого рода мысли:

- Эх, сейчас бы капустки квашеной, да с лучком и маслицем! Надо заехать и обязательно купить!

Или:

- Сейчас наготовлю грибов… белые- пальчики оближешь! Да с картошечкой, да с огурчиками! Мммммм…..

И формально нет никакого нарушения – продукты постные, масло дозволяется… а по духу – это яд. Мое скромное наблюдение говорит однозначно - если таковые желания тебя посещают в постные дни, то в этот конкретный день эти постные и весьма безобидные блюда лично для тебя совершенно не постные, т.к. становятся тем средством, которое не способствует угасанию в тебе страсти, не средством борьбы с желанием, а средством у утолению и насыщению своего страстного желания.
Так что если по дороге к дому нестерпимо хочется остановиться у магазина и что-то купить к ужину вкусненькое, то лучше всего этого сегодня себе не позволять. Завтра желание пропадет или угаснет (или послезавтра), и тогда спокойно можно купить или достать из подпола и капусту и грибочки – вот тогда все это уже будет и постно и к пользе.

Та добродетель, которой мы все без исключения, увы, не имеем – добродетель трезвения, должна нами все-таки подниматься из пыльных закоулков нашей души, отряхиваться и хотя бы и в малой степени, но нами развиваться и применяться. И если основное время, что продолжается пост, и основное, о чем мы думаем, когда вспоминаем, что идут дни поста, принадлежит кухне и столу, то трезвение тут же должно нам просигнализировать, что мы вновь уловились как неразумные животные в сети лукавого. Потому что это означает лишь одно – пост проходит мимо и даже если мы отказываемся от вкусненького и не потакаем страстям, утоляя их роскошными жареными грибочками и «благочестиво» проехали мимо магазина и не купили того, чего весьма желалось в сей час, то если мысли наши все время заняты только этим – мы еще не постимся. Это означает, что мы еще не приобрели расположения к посту.

«Все вы, конечно, знаете, и согласны в том, что удовольствие на пирах зависит обыкновенно не от свойства яств, но от расположения пирующих. Например: кто садится за стол проголодавшись, для того и самая простая пища будет приятнее всяких приправ, сластей и разных лакомств. Напротив, кто идет к столу, не имея потребности в пищи и предупреждая чувство голода, как это делают богатые: тот, хотя бы нашел на столе самые любимые кушанья не почувствует удовольствия, потому что в нем еще не пробудился позыв на пищу. Что это действительно так, тому и вы все свидетели; а вот и Писание говорит то же самое: "Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко" (Притч. 27:7)»
(святитель Иоанн Златоуст. О статуях. Беседа вторая).

Когда трезвение откроет нам то, что желания подобные возникают у нас не по причине голода и естественной необходимости у его утолении, а по причине разгула страсти чревоугодия, то наши усилия будут уже направлены не на мысли о еде, а на молитву к Господу, дабы Он Ему известными Путями исправил нас ко спасению. Вот тут только и начинается пост, а не раньше. Потому что лишь с этого часа началось отвращение наше от злого пути.
И блаженный Иоанн Златоустый пишет:

«Посмотрим же, как постились ниневитяне, и как они избавились от гнева того. "Ни люди,- говорит (пророк),- ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили" (Ион. 3:7). Что говоришь, скажи мне? И бессловесные постятся? И лошади и мулы покрываются вретищем? Да, говорит. Как по смерти богатого человека родственники одевают во вретище не только рабов и рабынь, но и коней, и, поручив их конюхам, заставляют следовать за гробом, чтобы этим выразить тяжесть потери и возбудить во всех сожаление; так и тогда, когда городу (Ниневии) угрожало истребление, жители облекли во вретище бессловесную тварь и наложили на нее иго поста…

… когда голод постиг иудеев, и их страна подверглась великой засухе и все погибало, один из пророков говорил: "как стонет скот! Уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити, животные на поле взывают к Тебе, потому что иссохли потоки вод" (Иоил. 1:18,20). Другой пророк, оплакивая бедствия бездождия, опять вот что сказал: "даже и лань рождает на поле и оставляет [детей], потому что нет травы. И дикие ослы стоят на возвышенных местах и глотают, подобно шакалам, воздух; глаза их потускли, потому что нет травы" (Иер. 14:5-6). Так и сегодня вы слышали, что сказал Иоиль: "пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы, соберите отроков и грудных младенцев" (Иоил. 2:16). Почему, скажи мне, он призывает к молитве этот незрелый возраст? Очевидно, по той же самой причине. Так как все достигшие мужеского возраста огорчили и прогневали Бога; то пусть, говорит, умоляет Прогневанного возраст еще не знающий греха. Но, как я сказала, посмотрим, что же удалило этот неотвратимый гнев? Не пост ли только и вретище? Нет, но перемена всей жизни. Из чего это видно? Из самых пророческих слов. Тот же самый пророк, который сказал о гневе Божьем и о посте (ниневитян), о примирении (с ними Божьем) и причине примирения говорит так: "и увидел Бог дела их" (Ион. 3:10). Какие дела? Что они постились, что облекались во вретище? Совсем не то: но, умалчивая обо всем этом, он присовокупил: "то они обратились от злого пути своего, и пожалел" Господь "о бедствии, о котором сказал, что наведет на них", (Ион. 3:10). Видишь, что не пост избавил от опасности, но перемена жизни сделала Бога благим и милостивым к иноплеменникам» (святитель Иоанн Златоуст. О статуях. Беседа третья).

Видите, что пишет Вселенский Учитель и святитель Иоанн? «И увидел Бог дела их» - вот что пременило праведный гнев Божий на милость. Когда мы вступаем на поприще поста, то воздержание от некоторого рода пищи это лишь то средство, при помощи которого мы становимся способными к совершению тех дел, которые отвращают нас от советования лукавых духов, ослабляют наши узы, которыми они нас опутывают по причине наше постоянного увязания в сетях, ими же и расставляемых. Без этого средства невозможно нам даже и начать вести борьбу с нечистыми духами и нашими собственными недобрыми помыслами и укоренениями. То, что это средство необходимо для одоления лукавых советов Господь нам прямо говорит:

«сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21),

чтобы мы даже не имели никакой возможности помыслить в себе, что и без поста, без ограничения, без обуздания страстей, без усмирения плоти, мы как-то сможем отвратиться от дьявола и побороть его козни. То, что тело следует держать в узде, в подчинении духу, Господь внушает нам другими словами:

«бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26: 41),

давая нам заповеди бодрствования духа, как главы телу и непрестанной молитвы. Но мы, неразумные, все растеряли. Не имеем ни молитвы, ни бодрость духа надлежащую не имеем. И Церковь, понимая наше глубокое падение и крайнюю немощь, установила посты, дабы через них мы могли, хотя бы в малой степени поддерживать себя от постоянного падания и расслабления. Плоть усмиряем воздержанием от разного рода кушаний и отсекаем излишние возжелания для того, чтобы войти в настоящий пост, в тот пост, что сделает его отличным от диеты или аскезы разного рода языческих культов. А что даже самое строгое воздержание в пищи может даже вести к бесчестию, говорит святой Иоанн Златоустый:

«…честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь делами? Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица, и не засматриваться на чужую красоту. Зрение есть пища очей: если она противозаконна и запрещена, то вредит посту и разрушает спасение души; если же законна и дозволена, то украшает пост. Всего нелепее было бы - в отношении яств воздерживаться и от позволенной пищи, а глазами пожирать и то, что запрещено. Ты не ешь мяса? Не вкушай же и глазами нескромности. Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы: "не внимай" говорит (слово Божие), "пустому слуху" (Исх. 23:1)»
(святитель Иоанн Златоуст. О статуях. Беседа третья).

Будем же стараться следовать этим бессмертным словам назидания и в своей жизни, дабы исправились стопы наши на пути исправления нашего нерадивого жития и чтобы справедливый гнев Божий на нас, нерадивых, пременен был на Его Милость.

Очень всем рекомендую почитать о посте Николая Евграфовича Пестова "Что такое пост и как правильно поститься":
http://azbyka.ru/tserkov/o_postah/5g9_9n-all.shtml
Книга эта еще тем полезная, что написана мирянином для мирян в те сложные годы, что и просто упомянуть о Боге было не безопасно.

Ему же, Господу нашему, Иисусу Христу слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом и с Пресвятым Духом всегда, ныне и присно и вовеки веков! Аминь.

(http://filin-dimitry.livejournal.com/160446.html)


Рецензии