Вкусовые предпочтения средневековых монголов

При исследовании этой темы я ставила перед собой следующую задачу: доказать, что вкусовые предпочтения средневековых монголов корнями уходят в далекое прошлое к их предкам-скифам, сарматам и аланам. Какая любимая еда могла быть у людей, владеющих несметным количеством быков, верблюдов и лошадей? Конечно же, мясо, молоко и все производные из него: кумыс, простокваша, сыр, масло. И в этом смысле средневековые  монголы не отличались от других этносов, живших по-соседству. Однако, часто в средневековых источниках упоминается любовь монголов Чингис-хана к кашам из зерновых, особенно из пшена. Вот, что писал Рубрук: «…приносили они нам также нужное для разведения огня, давали в пищу мясо от небольшого и тощего барана и ежедневно блюдо, полное пшена» (гл.36). Каша могла бы считаться не совсем типичным вкусовым предпочтением для народа, ведущего кочевой образ жизни, но если учесть, что у средневековых монголов производящее земледелие было в большом почете (как я уже объясняла ранее), привычка есть кашу из зерновых не кажется удивительной. Тем более, что Плиний Старший писал, что сарматы тоже питались кашей из проса и даже сырой мукой!

К еде средневековые монголы относились сдержанно. Вот, что об этом говорил Иосафат Барбаро: «..я спросил одного из них, что же едят они в степи. Он тут же задал мне встречный вопрос: «а разве кто-нибудь умирает от того, что не ест»? Как- будто говоря- иметь бы мне лишь столько, сколько нужно, чтобы слегка поддержать жизнь, а об остальном я не забочусь». Поэтому в поход  монголы выступали всегда налегке, брали: «два кожаных меха с молоком, да глиняный горшок - варить мясо»,как писал Марко Поло. А также сухое молоко и муку, которую добавляли в молоко. Такую же неприхотливость в пище демонстрировали сарматы и аланы. При анализе средневековых источников складывается впечатление, что монголы Чингис-хана пили много и часто не только молоко и кумыс, но и напитки большей крепости. Сохранились описания напитков, которые средневековые монголы пили сами и угощали путешественников. Вот что отмечал Рубрук(гл 33) : «Хан приказал спросить у нас – чего мы желаем выпить: вина или рисового пива, или светлого кобыльего молока, или бал, т.е. напитка из меда». Или вот еще 2 выдержки из Рубрука: «Зимой они делают превосходный напиток из риса, проса, ячменя и меда, чистый как вино». Или: «нам принесли рисовое пиво в длинных бутылочках с узкой шейкой. Я не мог установить никакого различия этого напитка от самого лучшего оксерского вина, за исключением того, что он не имел запаха вина» (гл.31). Об этом же пишет и Марко Поло в своей «Книге о разнообразии мира»!

Итак, мы видим, что живя в степях Забайкалья, средневековые  монголы употребляли 2 вида слабоалкогольных напитков: пиво, приготовленное на злаковых, и напиток из меда. Но есть одна любопытная деталь! Сохранились сведения, что монголы Золотой Орды, жившие в Причерноморье, т.е. в сущности на другом конце Ойкумены, тоже предпочитали пиво и напитки, в состав которых входили просо, ячмень, рис и мед. Иосафат Барбаро в своей книге «Путешествие в Хазарию» писал: «Мы повезли им хлеб, медовое вино, бузу – иначе пиво и другие вещи». Слово буза в переводе с осетинского означает смешивание, перемешивание, что очень точно отражает процесс приготовления пива! Степи Причерноморья и Северный Кавказ, по которым путешествовал Иосафат Барбаро, всегда были исконной территорией обитания скифов, сармат и алан. Но и здесь, как и в степях Забайкалья (а там холодно), готовились и употреблялись одни и те же традиционные горячительные напитки. О создании аланского пива Алутон ходит много легенд. Одна из них сохранилась в Нартских сказаниях осетин. Героиня этих сказаний «смолола солод, сварила его, процедила варево и положила в него крепкую закваску из хмеля. Зашипело, заискрилось варево и покрылось белой пеной. Пили и дивились нарты такому напитку». Нартские сказания осетин. Как появилось пиво. У алан существовала традиция при заквашивании пива произносить специальную молитву, прославляющую отвагу, духовность и изобилие. Считалось, что взаимосвязь этих характеристик оказывает влияние на качество напитка. Видимо, пиво занимало особое место в быту скифов, сармат и алан и являлось данью традиции, пришедшей к монголам от их предков. А что за превосходный напиток, похожий на вино, но не имевший запаха вина так нахваливал Рубрук? Есть ли аналогия этому напитку в сегодняшнем мире? Искусство приготовления этого напитка не забыто в сегодняшней Алании. Этим напитком является ронг! Он обладает большей крепостью, чем пиво и включает в себя 4 компонента: воду, дрожжи, мяту и мед. Можно предположить, что  монголы использовали вместо дрожжей просовую и рисовую опару. Напиток получался прозрачным, золотистым и по вкусу напоминал вино. Сегодня его хранят не в узких бутылочках, а в плотно закупоренных сосудах не менее 3 месяцев выдержки. Следует отметить, что ронг не встречается у других народов Кавказа и обладает большей крепостью, чем пиво.

По преданию сарматы и аланы готовили напитки в специальном треножном котле, а подавали в специальной чаше Амонга. И средневековые монголы использовали котлы о трех ногах или заменяли их на котел и треножник. Это отмечали путешественники Пен да Я, Сюй Тин. Рубрук: «мясо они готовят в чане о трех ногах», или другое: «приносили они нам для сварения мясо, котел и треножник». Но особое место в жизни монголов Чингис-хана, так же как и в жизни скифов, сармат и алан, занимала обрядовая чаша. Имел место совершенно особый культ золотой чаши. В «Огуз – наме» есть такие строчки: «После того, как было решено дать пир, он приказал приготовить 3 тыс. баранов и 30 кобылиц для церемонии поднесения чаши».Однако! Как много значила церемония поднесения чаши для монголов Чингис-хана, если для этого нужно было забить столько животных! Любое серьезное начинание у средневековых монголов было связано с чашей. И ведь монголы Чингис-хана не просто пили из нее, они совершали обрядовые действия и просили поддержки у сил, в чью великую сущность искренне верили! Вот две выдержки из летописи Рашид-ад-Дина: «Токтай-беки поклялся золотой чашей, пролил кумыс на землю, как у них в обычае»(т.1.кн.1.стр.191); или вот еще: «Чингис-хан его успокоил и сказал: оставь мне на память золотую чашу, из которой я пью кумыс». Это при условии, что он отдал своему сподвижнику обозы добра и даже одну из своих жен, но чашу оставил себе!А если вспомнить клятву 6 монгольских племен на крови, заполнявшей ритуальную чашу и клятву древних ариев, то они идентичны и только слегка отличаются в небольших деталях! У средневековых монголов Чингис-хана существовал не только ритуал поднесения чаши, но и ритуал передачи почетной чаши от лица к лицу. «Один берет полную чашу, а двое других становятся возле него и таким образом идут с пением». Рубрук(гл.4):

Историческая наука, пытаясь доказать несуществующую взаимосвязь монголов Чингис-хана и современных потомков темных монголов, упорно ищет аналогии в том числе и во вкусовых предпочтениях. Но их нет, как не ищи! В состав напитков, употребляемых современными монголами, всегда входит молоко, кислое молоко, айран, монгольский чай, включающий плиточный зеленый чай с добавлением молока, а иногда и поджаренной муки, водка тарасун и архи, напоминающая саке, имеющая специфический запах. Как видите, совсем не об этих напитках шла речь в заметках путешественников. В заключении следует сказать, что такая обыденная вещь: что ели и что пили средневековые  монголы Чингис-хана и скифы, сарматы и аланы, если она сохраняется в веках, то может стать еще одним доказательством взаимосвязи этноса, имеющего одни и те же корни!
http://www.proza.ru/2017/01/13/55


Рецензии