Глава восьмая. Школа выживания

   Когда Андрюша только поступил в наш институт, я как представила, что целых долгих пять лет мне надо будет его кормить, одевать - обувать, мне становилось не по себе! Это ведь были голодные 90-ые годы, когда не выплачивалась по три месяца зарплата, когда даже за хлебом приходилось стоять по 3-4 часа в очереди! Был однажды смешной случай, когда я провела вот так за хлебом уже больше трёх часов на улице (очередь змеилась на десятки метров от магазина), а хлеб всё не привозили. Была поздняя осень, темнело рано, все стоявшие продрогли. Впереди меня стоял высоченный студент в кожаной куртке. Я возьми да и скажи:
   - Бедные студенты! Даже хлеба купить не могут!
   Парень оглянулся, посмотрел на меня сверху вниз и произнес:
   - Да-а, мясо есть не с чем!
   И правда, студенты, жившие в селах, привозили из дома кур, уток, сало. Они не голодали так, как преподаватели. Порой, уезжая на выходные домой, выбрасывали на мусорник подпорченных уже кур, а уборщицы и дворники украдкой доставали, отмачивали в марганцовке и радовались счастливой находке.
Однажды кто-то сказал , что в одном магазине-складе продают СПИСАННЫЕ сардельки. Очень дешево! Но дают по два килограмма в одни руки. В это время у меня гостили мои родители. И мы с отцом пошли на этот склад, простояли, как всегда, дикую очередь и принесли домой целых четыре килограмма этих сарделек. Вид у них был, прямо скажем, жутковатый: сморщенные, с каким-то синюшным оттенком. Мы с мамой с сомнением смотрели на нашу добычу, а отец сказал:
   - Ну, вызываю огонь на себя! Сначала я попробую, а если часа через два все будет нормально, то можно будет всем есть!
   Когда их отварили, запах оказался очень аппетитным! Папа попробовал и похвалил:
   - Да они вкуснятина! Пальчики оближешь!
   Два часа ждать никто не стал! Желудки у всех свело судорогой от голода, и мы набросились на действительно оказавшееся очень вкусным кушанье. К счастью, никто не отравился! А мы с отцом ещё два раза ходили за этими сардельками, забили ими морозилку, и они довольно долго нас выручали!
   Но переломным моментом оказалась для меня встреча в поезде Луганск-Харьков с одним своим студентом, когда я ехала в командировку - на курсы повышения квалификации. Это было ещё до того, как Андрей стал студентом, году в 1993, когда у меня волосы дыбом вставали при мысли о том, КАК мне прокормить трёх моих сыновей, во что их одеть-обуть! Сама я две зимы ходила в выданном на кафедре горнолыжном комбинезоне и утепленных лыжных ботинках со спиленными рантами для креплений. Благо, что жили на территории института, а работа преподавателя физвоспитания не требовала какой-то приличной одежды, кроме спортивной формы.
   Так вот, встретив в вагоне своего студента, обрадовалась - есть с кем пообщаться! Выяснилось, что он каждую неделю ездит в Харьков за товаром: там открылся вьетнамский рынок, на котором всякая мелочевка, вроде носков, футболок, трусов и прочего в два раза дешевле, чем у нас! Говорят, что ШАНС часто к нам стучится, но мы не слышим этого стука! Можно ведь было и мне поболтать в дороге и благополучно забыть! Но у меня, видимо, волосы, вставшие дыбом от безысходности, сыграли роль локаторов! Я УСЛЫШАЛА! И, как утопающий за соломинку, ухватилась за саму ИДЕЮ!
   Отметив командировку, я отыскала на центральном рынке два вьетнамских ряда ( это сейчас в Харькове огромный крытый оптовый рынок, своего рода город в городе!), купила на все деньги, которые были с собой, каких-то дешевых женских блузочек, носочков, плавочек... ЧТО со всем этим буду делать - я пока не знала! Я знала, что мне надо как-то выживать! Кстати, именно в это время в Харькове был жуткий случай, когда мать с тремя детьми выбросилась с девятого этажа - нечем стало кормить детей...
   Дома я, краснея и бледнея от стыда, предложила привезенный товар своим знакомым. К моему удивлению, за неделю сумма, вложенная в товар, удвоилась! Я вдруг поняла: ВЫЖИВЕМ!!!
   Каждую неделю, на выходные я ехала за товаром! В общем вагоне (из экономии!)! Я больше месяца ничего не оставляла ни себе, ни детям из привезённой одежды, экономила на всем, чтобы увеличить сумму на закупку товара. Садясь в вагон, приходилось выдерживать настоящие бои, чтобы занять вторую (или хотя бы третью полку!). Особенно тяжело было на обратном пути, с тяжеленными сумками!
   Но это было полбеды! Самое главное было не купить и привезти (хотя тоже нужно было угадать, ЧТО покупать такое, что имело бы спрос!). Был риск и остаться без денег: на рынке шныряли резальщицы. Обычно это были цыганки с наброшенной на руку кофтой. Как то очень ловко они умудрялись подойти и заточенной монеткой разрезать у жертвы сумку или карман куртки и в считанные доли секунды оставить ротозея без денег! У меня был наметан глаз на этих "подруг", деньги я прятала основательно, но сумки несколько раз мне резали! Даже нитки с иголкой возила с собой, чтобы в случае чего зашить дырку. Однажды дошло до смешного: у меня была куртка из кожзама с множественными карманами, так вот за один день одна и та же цыганка умудрилась мне три раза карманы верхние расстегнуть! На третий раз я не выдержала, заорала на неё:
   -Слушай, ты! Ты хоть на лицо смотри и запоминай, что денег в карманах я не ношу!!!

   Так вот самым сложным оказалось не съездить за товаром, не выбрать то, что будет востребовано покупателями, а ПРОДАТЬ! Во-первых, я работала старшим преподавателем ВУЗа и, воспитанная в традициях Советского Союза, была уверена, что с работы уходить никак нельзя - надо зарабатывать пенсию! И почему-то не возникало мысли, что на ту нищенскую подачку от государства, которую называют пенсией, ВЫЖИТЬ очень сложно! В общем, мне нужно было совмещать работу и торговлю, то есть стать коробейником, разносящим товары по домам или предприятиям. После работы я собирала сумки и шла торговать. В семье шутили, что "мама у нас гулящая: схватит огромные баулы - и ну с ними гулять!"
   Стыдно было первое время до такой степени, что порой придя куда-нибудь, я поворачивала назад! Не хватало решимости зайти в отдел или офис и предложить свой товар. Потом я стала себя перевоспитывать, говоря себе: "Почему мне, человеку с полутора высшими образованиями должно быть стыдно зарабатывать, если нашему любимому государству не стыдно сделать из меня нищую, не имеющую возможности на ЗАРПЛАТУ прокормить свою семью?!! Я не лентяйка, не алкоголичка, не наркоманка - почему я с детьми должна голодать?!!" Неоднократно проведенный такой аутотренинг дал свои результаты: я стала смелее, мне пришлось стать актрисой, изображающей "свою в доску" для разных категорий людей. Я взяла за правило оставлять плохое настроение или проблемы, возникшие на работе, там, за чертой, где начиналась ДРУГАЯ жизнь. Моя жизнь как бы разделилась на две части, где жили два разных человека: один -интеллигентный преподаватель, воспитатель молодёжи, а другой - ничего и никого не боящийся, торговец!
   Однажды моя приятельница, работающая в прачечной на железной дороге, предложила мне:
   - Приходи к нам в цех, там четыре смены женщин, многие ездят на работу из области дизелями, им некогда ходить на рынок, они с удовольствием что-нибудь купят! А если ты ещё им в долг дашь - то и вообще здорово будет!
   Так я и сделала - начала ходить с товаром в разные цеха, обслуживающие поезда: это и прачечная, и экипировщики, и стрелочники, и аккумуляторщики. Встречали вначале по-разному. Где приветливо, а где откровенно враждебно -пришла, мол, наши денежки отбирать! Но я "не замечала " враждебности, шутила, разговаривала "за жизнь" и сумела растопить лед недоверия, тем более, что действительно стала давать в долг, под запись до зарплаты или аванса.
   Летом всех железнодорожников "выгоняли" на прополку травы между рельсами, у каждого был свой участок, и бедняги должны были в течение всего сезона следить, чтобы было чисто. Жара летом до сорока градусов в тени, а им надо полоть сорняки! Я как-то пошутила, что надо завести стадо коз и пасти их тут - будет и молоко, и мясо, и полоть не надо будет! На что мне ответили: " Так козы не молоко, а дизельное топливо давать будут на такой траве!"
   Как-то иду вдоль рельсов, а всех работников в очередной раз выгнали на "любимую" работу. Дежурным по грузовой станции был отличный мужик по имени Владимир Ильич. Он тоже вместе со всеми убирал свой участок. Я возьми да и пошути: "Ленин на субботнике!" А он за словом в карман не полез: "О-о, Света-рэкет идет! Прячьтесь, девчонки, ща долги будет требовать!" И эта кликуха Света-рэкет прицепилась ко мне намертво! Да я и сама над этим подшучивала, зная, что если обижаться, ничего хорошего не будет! Рэкет, значит, рэкет!
Вскоре я знала всех, кто у меня что-либо покупал по фамилиям и именам (профессиональная память!), у кого какие дети или внуки, какие размеры носят мужья, кто как отдает долги. Разные были клиенты: одни, взяв в долг, торопились побыстрее расплатиться, а другие набирали ещё и ещё, а потом долго отдавали (порой за 3-4 месяца). В основном люди были благодарны, что привезла нужную вещь, принесла на работу, дала домой померять на ребенка или мужа, да ещё и в долг дала. А были и такие, которые говорили:" А вот на рынке на столько-то дешевле!" Но им их же сотрудники рот закрывали: "Не нравится - не бери, иди на рынок! Там тебе в долг дадут!" Мастерам я делала скидки, а они помогали мне порой собрать долги. Были случаи и воровства. Разложишь товар и не уследишь, кто какую вещь схватил и куда пошел мерять и вернул ли назад. Порой недостачу обнаруживала сразу, и тогда все начинали искать и даже проверяли сумки. Однажды у мойщиков вагонов не досчиталась дорогой футболки. И обнаружили её... под тряпками для мытья полов! Кто-то спрятал, чтобы если сумки будут проверять, не "засветиться".
   Как-то появилась у меня конкурентка. Прозвали её Людка-москвичка, потому что товар из Москвы возила. Приезжала она на машине, с огромными сумками, не то что я - много ли могу унести?!! Ну, думаю, пропала моя торговля! Захожу раз на прачечную после её приезда, а мне "девчонки" хвастливо так говорят:
   -А у нас недавно Людка-москвичка была!
   Я говорю:
   -Так мне можно уходить, не раскладывая товар? У неё набрали?
   -Не-а, - говорят, - мы у неё брать не стали! Она придёт и стоит, как мумия, молчит! А с тобой хоть поговорить можно! Да и в долг ты даешь, а она -нет!
   Так и выжили они Людку-москвичку! А я поняла, что не столько товар продаю, сколько себя: своё отношение к людям! Все хотят, чтобы ИХ выслушали, всем приятно, чтобы пришла к ним с улыбками и шутками, а не с нытьем и жалобами на тяжелую жизнь!

   Самое смешное, что мне многие знакомые стали... завидовать!
   - Тебе хорошо! Ты крутишься!
   - А кто вам запрещает крутиться?!! Пожалуйста, поехали вместе в Харьков, выберите товар - и вперёд и с песней!
   - А-а, мы так не сумеем!
   Конечно, мне ХОРОШО! Я после работы - сумки в зубы и, как я называла эти походы, "по местам боевой и трудовой славы"! Путь мой проходил через посадку и через тёмный туннель под железной дорогой. Зимой темнело рано, и возвращаться приходилось в полной темноте. Брала с собой фонарик - иначе не пройдешь! Как-то не было страха - а ведь шла туда с полными сумками товара, а назад - с деньгами и тем, что осталось не проданным. А может, потому и ничего не случилось ни разу - потому что страха не было? Говорят же, что подобное притягивает подобное! Если бы боялась - могла бы притянуть к себе неприятности! Тем более, что как-то в этом туннеле обходчики поймали маньяка, который женщин насиловал (слегка придушит до потери сознания и оттаскивал в соседний туннель. Туннели эти  построили, чтобы во время наводнения вода не затапливала железную дорогу), где никто не ходил. В основном это были студентки, которые приезжали дизелями из дома после выходных. Наш институт недалеко от станции Грузовая, и хоть идти по грязи и туннелю - зато близко! Наглец отбирал у испуганных жертв студенческие билеты и угрожал, что пойдет в институт и расскажет "какая она!" Девчонки и молчали... Пока одна смелая не заорала во всю мощь! На счастье близко проходили обходчики, спустились в туннель и схватили мерзавца!
   После этого случая меня иногда кто-нибудь из моих клиентов провожал до туннеля и ждал, когда я его пройду и крикну, что все в порядке. Но не всегда, конечно!
   Да, конечно же, мне ХОРОШО! Ведь я фактически не отдыхала: после работы -торговля, а в выходные - поездки за товаром.
   В один год у меня было такое переутомление, что я буквально валилась с ног! Весной упадок сил был особенно сильным. Думала, что просто не доработаю до отпуска! Не знаю, возможно, тогдашний заведующий кафедрой Николай Трофимович заметил моё состояние - иначе почему вдруг именно мне предложили "горящую" путевку в санаторий матери и ребенка буквально перед летней экзаменационной сессией?!! В такое время никогда ни о каких отпусках и речи не могло быть - ни за что бы не отпустили! И я поехала с 10-летним Толиком.   Приехали в санаторий, идем к корпусу, а там дамы сидят и вздыхают: опять женщина с ребенком приехала (а они женихов ждут!). А мне не женихов, а только спать и лежать все время хотелось! Но подлечилась, сил прибавилось - и снова в "бой"!
   Четырнадцать лет вот так я одевала и обувала железнодорожников! Как-то одна моя клиентка говорит:
   -Знаешь, какая удивительная вещь мне пришла сейчас в голову? Вот если сейчас с меня снять всё, что я у тебя покупала, я останусь СОВСЕМ ГОЛОЙ! А-а, даже помаду придется стереть и крем для лица!
   Но мне было и правда ХОРОШО, потому что я теперь знала, что от меня, от моих усилий зависит и качество моей жизни. И потому я делала своё дело с радостью! Мне нравилось, когда кому-то подошла привезенная мною вещь, и человек преображался! Мне нравилось общаться с моими клиентами - и они это чувствовали. И я не жалею об этом периоде своей жизни, он был по-своему радостен!

   Продолжение следует http://www.proza.ru/2016/06/24/1790
   


Рецензии
Какая знакомая песня: да, тебе хорошо Один раз сослуживица пожаловалась, что у ребена две недели понос. Ну, я, конечно, сказала, что надо немедленно к врачу - это может быть инфекция, может наступить обезвоживание и т.д. В ответ получила: да, тебе хорошо, у тебя сын часто болеет, вот ты все и знаешь....
Но, знаете, таким как мы действительно хорошо - мы не опускаем руки даже в самых пиковых ситуациях.

Елена Каллевиг   22.08.2020 05:18     Заявить о нарушении
Вот это действительно так, Елена! Мы никогда не сдаемся, а нам завидуют!

Светлана Красавцева   22.08.2020 17:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.