15 Октября. ВсеМирный День Математики

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ, ВЫСШАЯ и ПРИКЛАДНАЯ – ВСЁ ЭТО ЦАРИЦА НАУК МАТЕМАТИКА*.               

     «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение в жизни, похвала юности, старости подспорье».
                Михаил Васильевич Ломоносов

«Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь –
Нужно многое знать, надо много уметь.
И при этом вы заметьте-ка,
Капитанам помогает арифметика!»
     Эта поучительная песенка, известная всем поколениям с детства, так и вертелась в моей голове на протяжении всего разговора с учительницей одной из школ Минской области Т. Г. Борисюк.
     Для моей собеседницы наука, изучающая величины, количественные отношения, а также пространственные формы, уже больше тридцати лет – образ жизни. Её умение ввести учеников даже с не математическим складом ума в мир цифр, уравнений и  тактично научить их владеть ими на протяжении всей жизни начисто опровергло в моих глазах современное представление о том, что учительство – это утраченное искусство, но уважение к нему – это утраченная традиция. С педагогом здороваются(!) не только нынешние ученики, но и те, кто окончил школу много лет назад. Это даёт силы работать, не снижая темпов, не боясь нововведений в учебном процессе.
-Татьяна Герасимовна, несколько лет в школе существовали физико-математические классы. Теперь их роль выполняют факультативы. Идёт поиск талантов?
-Конечно же, нет. Первоначальная задача учителя – учить и дать знания… Отмечено не только мной, что если ученик чем-то серьёзно увлекается, то и остальные предметы ему даются намного легче, ведь все сферы нашей жизни взаимосвязаны, и, постигая одно, можно сделать открытие в другом. Примеров история нам приводит этому явлению много. А в нахлынувшей информации  математическая наука доминирует, и процент учеников, интересующихся ею, заметно возрос. Вот именно эта тяга и стала основной в создании школьных курсов с углубленным изучением математики.
-В математике без умотерапии не обойтись?
-Однозначно! Процесс не стоит на месте. Чтобы успеть за его достижениями, нужны соответствующие знания, которые своё начало берут в школе. Поэтому (к неудовольствию некоторых родителей) программы становятся сложней или, как бы я определила, насыщенней.
-А я бы ещё песенной интонацией Аллы Пугачёвой подчеркнула: «То ли ещё будет! О-ё-ё-й…». Но человек должен верить, что непонятное можно понять. Видимо, учащиеся данных мини-спецклассов посвятят себя сложным математическим операциям, проверяя алгебру гармонией?
-Время покажет, хотя положительные результаты уже есть. Экспериментальный выпуск 1998 года был истинно математический. На уроках и вне работали без малейших расслаблений. Эта работоспособность целиком передавалась и на другие предметы. Результат – 100% поступление в различные вузы.
-Разумное и нравственное должно совпадать. Как я знаю, в рекреационное время между уроками никто из ребят не бегает в ближайший лесок покурить. Это заслуга её величества математики?
-Хочется верить, что она учит их уважать себя. За короткое время переменки, когда кто-то тратит минуты на курево и плевки вокруг себя, выбравшие математику действительно решают какой-либо пример, интеллектуально общаются друг с другом. Деньги тратят не на табак – предпочитают купить шоколадку, которая питает, а не сушит, как сигареты, мозги.
-Благодарность не задурманенного серого вещества юные головы почувствуют при поступлении в институты, академии и прочие учебные заведения. Рано или поздно каждый поймёт, что образование – клад, а труд – тернистый путь к нему…
-Думаю, что это осознание к ним уже пришло. И, как мне кажется, они серьёзно начинают задумываться о здоровье своих потомков – поток негативной информации о последствиях наркомании, алкоголизма, венерических болезней, отражающихся на младенцах не оставляет их равнодушными и помогает мобилизации поведения.
-Слава Богу, если это так, ведь рождение здоровых детей возможно только при соблюдении  самими потенциальными родителями всех нравственных и экологических устоев. Всё это так легко просчитать… Вам ли, как матери троих взрослых детей, уже создавших свои семьи, этого не знать? У ваших наследников высшее образование, и они – достойная награда отцу и матери. Так кому же, как не вам, разъяснять мальчишкам и девчонкам, что жизнь прекрасна лишь при условии, если правила морали будут содержаться в чистоте.
-В этом отношении мы работаем и воспитываем в контакте с родителями – атмосфера в доме играет очень большую, если не основополагающую, роль в поведении ребёнка…
-Мольбы об укреплении тандема «семья и школа» хорошо просматриваются в словах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «В деле воспитания молодёжи нельзя полагаться лишь на инерцию прошлого. Попечение о завтрашнем дне, о тех, на чьи плечи скоро ляжет ответственность за судьбу народа, ни  на мгновение не должно прерываться, иначе человек и общество неизбежно скатятся к нравственному безразличию». Как точно подмечено! Ведь именно нравственность должна быть полярной звездой науки, путь в которую пролагается в школе.
-В этом русле живёт каждый здравомыслящий человек. Для своих учеников я надеюсь только на самое лучшее, поэтому выкладываюсь в их обучение полностью. Кем бы они ни стали, своё дело, уверена, мои воспитанники будут делать хорошо. Когда узнаю, что жизнь их сложилась удачно, очень рада… В моём профильном классе несколько лет назад учился Заболотный Дима, имевший инвалидность, сформулированную в диагноз «детский церебральный паралич». Побольше бы таких учеников (конечно, я не инвалидность имею в виду!). Он не просто обучался, а дотошно вникал в предмет. Если что-то не получалось, спуску себе не давал – и находил решения, порой неожиданные. У меня было много учеников, но вот такой усидчивости среди них встречала и встречаю очень редко. Отмечу, что не нашлось ни одного школьника, сконцентрировавшего непочтительное внимание на его физическом состоянии. Консультироваться к нем шли вереницей – на всех находил время, объяснял досконально и терпеливо. Он был раскрепощён и уверен в себе… Через несколько лет после школы я его встретила. В то время он заканчивал радиотехнический колледж, где был в числе лучших и готовился к поступлению в высшее учебное заведение. В разговоре парень мне сказал, что школьный уровень подготовки на данном этапе, ему помогает, а математика для него не сухая и скучная наука. Согласитесь, что приятно такое услышать… и не мне одной.
-Это ещё и лучшее воплощение в жизнь слов мудрого: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться!»…
-Ваши наследники продолжили ваше дело?
-Нет. Муж мой офицер милиции, но и по его стопам никто из них не пошёл. Мы им свои мнения не навязывали, и, как показало время, правильно делали. В своей жизни они и без нашей диктовки на своих местах… И в работе, видя, что мой ученик больше гуманитарий, чем математик, делаю всё, чтобы его не отвернуло от предмета, а, напротив, он стремился его постичь… Подростки нередко запускают учёбу, думая, что этим вредят учителю. Стараюсь не доводить до таких крайностей. Я уважаю их мнение, но при этом пресекаю на корню ябедничество, и не только в курируемом мной классе. Если против кого-то даже большинство ополчилось, я скорее приму сторону гонимого – как правило, одноклассники не признают его индивидуальность. На примере с Димой я полностью убедилась в правильности своих убеждений.
-Каждый человек склонен к какой-то науке больше, к какой-то меньше. И счастье, если учителю удаётся раскрыть этот дар. Безнадёжных и ущербных для меня просто нет, о вот ленивые  не переводятся.
-У учителя на двенадцать месяцев три новых года: личный, учебный и общенародный. Первые два вы уже приятно встретили, пусть и наступающий третий вас не огорчит.
     Закончить же диалог я хочу задачей ученого XII века Бхаскара, составленный в стихотворной форме:
На берегу реки рос тополь одинокий.
Вдруг ветра порыв его ствол надломал.
Бедный тополь упал. Угол прямой
С течением реки его ствол составлял.
Запомни теперь, что в том месте река
В четыре лишь фута была широка.
Оказалось три фута всего от ствола.
Прошу тебя, мне поскорее скажи:
У тополя как велика высота?
                "В!", 2004 год; «ВСВ» 20 января 2010 год.               

    *Чествование числа ПИ проводится с 1988 года. Инициатором даты праздника стал физик Ларри Шоу из Сан-Франциско, заметивший и осведомивший математиков всего мира, "что в американской системе записи дат день 14 марта – «3/14» – совпадает с первыми разрядами числа Пи – 3,14..."

    P. S. Моё Личное Эссе: С большим уважением и огромной благодарностью вспоминаю свою учительницу математики В. А. Тригубович. Она преподавала свой предмет не классу в целом, а каждому ученику в отдельности. В рамках школьной программы математику, кто слабее, кто сильнее, знали все, а с желающими знать больше проводила дополнительные занятия.
    Я по природе гуманитарий, но, поступая в техническое учебное заведение, после первого вопроса, решив задачу, минуя паттерн, сдала на "отлично" математику – выручила логика, которую помогла мне развить Валентина Александровна.
               

               


Рецензии
Очень приятно было прочитать интервью, тем более, что собеседница - моя коллега и соотечественница, учитель математики - Татьяна Герасимовна Борисюк.

Валентина 7   25.02.2017 06:41     Заявить о нарушении
А вам спасибо от нас обоих! :)

Синильга-Лариса Владыко   25.02.2017 08:55   Заявить о нарушении