Летучий отряд А. Н. Сеславина

Если Фигнер, как партизан, был человек эффекта и аффекта, Давыдов – просто рубакой и поэтом войны, наслаждавшийся военным делом, как родной ему стихией, третий знаменитый партизан Александр Никитич Сеславин отличался большой вдумчивостью в своих действиях.

В начале Отечественной войны Сеславин состоял адъютантом Барклая де Толли. Обладая хорошей теоретической подготовкой, широким военным кругозором и боевым опытом, он исполнял в штабе Барклая де Толли обязанности «по квартирмейстерской части», то есть офицера Генерального штаба. С частями 1-й армии Сеславин принимал участие почти во всех сражениях первого периода войны – под Островною, Смоленском, Валутиной горой и в других. В бою под Шевардином был ранен, но остался в строю, участвовал в Бородинском сражении и в числе наиболее отличившихся офицеров был награжден Георгиевским крестом 4-й степени.

Так же как и другие партизаны, он беспокоил, чем только мог французов, но главное своё внимание сосредоточил на том, что бы неусыпно следить за передвижениями наполеоновской армии с целью не упустить момента, когда начнется отступление французов из Москвы. Именно Сеславин доложил Дохтурову о выступлении французов из Москвы. Это известие спасло отряд Дохтурова от гибели. А Кутузова вовремя информировали и о характере движения Наполеона и о взятом им направлении.

В результате наши главные силы успели преградить Наполеону под Малоярославцем путь  в южные губернии и заставили его отступать по разоренным войной местностям.
Опоздай донесение Сеславина на несколько часов, французы обошли бы нашу армию под Малоярославцем, и исход войны мог стать тогда совсем иным.  Сеславин потом всю жизнь гордился этим своим подвигом и даже мечтал сам себе отлить статую, изображавшую его, сидящим на дереве и следящим за французами.

Сеславин стремился занимать раньше французов важные стратегические пункты и пути. Так ему принадлежит  честь занятия Вильны раньше наполеоновских войск. Вообще это был партизан, у которого его частная задача начальника партизанского отряда больше чем у других совпадала общими целями главных сил русской армии.


Рецензии