Кто и когда брал Киев?

   КТО И КОГДА БРАЛ КИЕВ?

   Сокращения
АБ - Александр Бушков
ЕТ - Евгений Темежников
НФ - Носовский и Фоменко

   АБ: Интересно, что Четвертая Новгородская и Первая Софийская летопись о каком-либо штурме Киева не упоминают вообще, излагая события совершенно иначе: татары, мол, «придоша с миром к Киеву и смирившеся с Мстиславом и с Владимиром и с Даниилом [9.5].

   ЕТ: Читаем названные летописи:

   Софийская 1-я Л: «И постави же Батыи порокы к городу подле врата Лятьская, ту бо беяху пришли дебри. Пороком же бьющим беспрестани день и нощь, и выбиша стены. И ту бе видети лом копейный и щите скепание, а стрелы омрачиша свет. И побеженым бывшим горожаном и Дмитрови ранену бывшу, и взидоша Татарове на стены и седоша того дни и нощи. Гражане же съедаша другые град около Святыя Богородица. На утрия же придоша на ня, и бысть сеча межи ими велика. Людем же взбеговшим на комары церковныя с товары своими, и от тягости повалишася стены церковня с ними. И приять бысть град безбожными на Николин день. Дмитра же изведоша язвена и не убиша его мужества ради» [7.1, т.5, с.219-220].
   Новгородская 4-я Л: «Даниил же еха на не, и я его, и вдасть Киев в руце Дмитрови обдержати противу иноплеменных язык безбожных татаров. См. продолжение в Ипатиевской летописи, стр.177-178, от слов: приде Батый Кыеву… повалиша с ними стены церковныя, и за тем во всех списках: и приять бысть град сице всеми (в Ипат. сицево ими) на Николин день; Дмитра же изведоша язвена, и не убиша мужества ради его» [7.1, т.4, с.36].

   ЕТ: Редакторы ПСРЛ сочли возможным ради экономии не переписывать то, что слово в слово имеется в другом, уже изданном списке, а просто дают ссылку на страницу. Так что в очередной раз читатель вводится в заблуждение. Причём глупо и легко проверяемо в век интернета.

   АБ: Самое время вернуться к одному из загадочнейших событий времен «монгольского вторжения». Глава русской церкви Киевский митрополит Иосиф после взятия Киева «Батыевой ратью» пропал без вести. Исчез столь загадочно и надежно, что по сию пору ученые разводят руками, не в силах пролить свет на это темное дело. Летописцы и историки более семисот лет отделываются невнятной скороговоркой — либо погиб в развалинах Киева, либо «удалился в другое место и сгинул там безвестно».
   А соль здесь в том, что владыка Иосиф… был греком из Царьграда, поставленным царьградским патриархом и прибывшим в Киев буквально перед самым «Батыевым нашествием»! [9.1].
   АБ: Пикантный нюанс здесь в том, что глава русской церкви был греком, чуть ли не перед самым нашествием прибывшим из Константинополя – а на Руси многим и многим весьма не нравилась церковная зависимость от Царьграда [9.5].

   ЕТ: Какой Царьград? Царьград (Константинополь) был захвачен крестоносцами в 1204 г., поэтому там в то время была Латинская империя с латинской же, католической патриархией. Иосиф прибыл из Никеи.

   АБ: Много и подробно писалось о том, что к XIII веку Русь уже недвусмысленно тяготилась зависимостью от константинопольского патриарха, предпочитая церковных иерархов русского происхождения… [9.1].

   ЕТ: «Много и подробно писалось» это разновидность «как всем известно». Мы уже знаем, что это означает.

   НФ: Митрополит Кирилл из Новгорода переехал жить в Киев, где им была восстановлена митрополия всея Руси [9.2].

   ББЭ: «Кирилл III, митрополит Киевский и всея Руси. Был игуменом одного из южных монастырей. В 1242 (1243) году избран на Киевскую митрополию. Около 1246—1247 года рукоположен в Никее патриархом Константинопольским Мануилом II в митрополита Киевского».

   ЕТ: То есть всё в той же Никее, тем же патриархом.

   Иловайский: «Кирилл II(III - ЕТ) был родом русский; избрание его в митрополиты состоялось по желанию галицкого князя Даниила Романовича в смутное время, последовавшее за татарским погромом, в эпоху бедствий самого греческого патриархата. Но после падения Латинской империи возобновились сношения русской иерархии с Константинополем, и патриарх преемником Кирилла снова назначил грека по имени Максима» [8.4, т.3, ч.2].

Оглавление:  http://www.proza.ru/2015/06/09/25
Источники и литература: http://www.proza.ru/2015/06/09/104
Продолжение: Почему Батый взял на службу воеводу Дмитрия? http://www.proza.ru/2016/06/24/58


Рецензии