Год великого перелома

В конце 20-х годов страна столкнулась с рядом серьёзных народнохозяйственных проблем, таких как низкая товарность крестьянских хозяйств, неустойчивость связей между промышленным и аграрным секторами экономики, аграрное перенаселение и т.д.

Генеральный секретарь ЦК ВКП (б) Сталин считал самым оптимальным способом коллективизацию с/х-ва, т.е. создание в деревне крупного общественного сектора  производства с/х продуктов, на основе объединения  единоличных хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы).

В 1927 году был провозглашён курс на коллективизацию.  Для усиления руководства Дона и Северного Кавказа сюда был назначен А.А. Андреев (1895-1971 гг.) Андрей Андреевич участник революционных событий в Петрограде. В 20-х годах один из руководителей профсоюзов. В 1927–1930 гг. руководил Северо-Кавказским крайкомом партии. А.А. Андреев откровенно заявил в марте 1928 года, что «без органов ОГПУ край пропал бы, т.к. у нас  хлеб заготовляло ОГПУ под руководством партии, чем наша кооперация».

В первые месяцы 1928 года в крае из числа осужденных за сопротивление хлебозаготовкам было 739 кулаков и 1535 середняков и бедняков. Был разоблачён целый ряд так называемых «кулацких группировок». Власти сознательно шли на обострение ситуации, обоснованно надеясь на выявление всех потенциальных и явных противников для формирования условий по переходу к сплошной коллективизации. Именно товарное хозяйство, экспортируемое за границу вместе с другим сырьём, обеспечивало валютные средства для покупки столь необходимых для развития промышленности машин и оборудования.

К началу ноября 1929 года 21% всех индивидуальных хозяйств на Дону были вовлечены в колхозы. Но основная часть казаков и крестьян, особенно так называемых «крепких хозяев», отнюдь не была настроена,  добровольно объединяться в коллективные хозяйства.
 
5 января  1930 года  было принято постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Оно относило Северный Кавказ, а, следовательно, и донские округа, к важнейшим зерновым районам страны, коллективизация которых должна была завершиться к осени 1930 г.

       Эти установки предопределяли формы и методы проведения коллективизации: сначала популистская пропаганда, затем запугивание угрозой раскулачивания, наконец, стимулирование конфискации имущества кулаков, путём премирования информаторов из бедноты.

На Дону политика ликвидации казачества как класса была сопряжена с откровенно антиказачьими акциями. Принадлежность к казачеству, особенно участие в Гражданской войне на стороне белых, могли служить основанием для зачисления в разряд кулаков и «подкулачников», подлежащих репрессиям. В феврале- марте 1930 года в округах Дона было ликвидировано 13-14 тыс. казацких и крестьянских хозяйств, отнесённых к кулацким, что составило 3 % всех хозяйств Дона.

К концу января 1930 года 65,5 % казачьих и крестьянских хозяйств Дона были вовлечены или загнаны в колхозы. Широкое использование методов принуждения, политика раскулачивания, организационно- хозяйственная неразбериха, царившая в наспех сколоченных колхозах, не могли не породить сопротивление крестьян процессу  сплошной коллективизации. Показательные массовые выступления крестьян и казаков произошли в  Сальском, Донецком и др. округах зимой 1930 года. В ходе этих выступлений выдвигались лозунги «За советскую власть без коммунистов и без колхозов». Подобные выступления стали составной частью крестьянского протеста по всей России.

 Информация о такой реакции крестьянства побудило большевистское руководство прибегнуть к манёвру. В марте 1930 года появилась статья И. Сталина «Головокружение от успехов» и Постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении», в которых основная ответственность за преступные действия в отношении крестьянства была лукаво возложена на местные кадры. Крестьяне и казаки наивно расценили опубликованные документы как свидетельство отказа верхов от политики сплошной коллективизации. Начался массовый выход из колхозов. Зимой 1930-31 гг. был развёрнут новый этап сплошной коллективизации. К весне 1931 года в колхозы Дона «кнутом и пряником»  было вовлечено 80,5% крестьянских хозяйств, что позволяло считать сплошную коллективизацию завершённой.

Теперь что удалось узнать о колхозном строительстве в ст. Старочеркасской. Это в основном собирательская работа среди жителей станицы и воспоминания одного из первых комсомольцев Матёкина В.Д.   После установления Советской власти в станице был создан ревком. Первым его председателем стал станичник, участник русско-японской войны и обороны Порт-Артура, полный георгиевский кавалер Стрепетков Михаил Иванович. Воевал он и на полях Первой мировой войны. Это, пожалуй, единственный, казак станицы, кто активно поддержал Советскую власть. К этому времени в станице обосновались на постоянное место жительства несколько человек, участвовавших в Гражданской войне в составе Красной Армии и проходивших здесь с боями. Это были коммунисты; Суворов Николай, Гуров Алексей, Малейко Кузьма, Пономарёв Николай, Бруславский Илья и др. Всего 7 человек. Здесь они обзавелись семьями, получили земельные наделы. Они и стали ядром для формирования Советской власти в станице и организации органов её управления. С избранием станичного совета, первым его председателем стал бывший матрос Балтийского флота, член партии большевиков с дореволюционным стажем, участник Гражданской войны, Гуров Алексей Петрович. На Ратном кладбище станицы Старочеркасской есть интересная могила. Надпись на ней гласит:
                «Полугуцев Афанасий Иванович
                Родился в 1900 году
                Зверски убит врагами
                Советской власти в 1929 году»

Мы в своё время встречались с Полугуцевым Гавриилом Семёновичем 1908 года рождения, который вот что рассказал нам о создании колхоза. По его словам колхоз образовался в январе 1930 года. Носил имя Никольского, первым его председателем был Пономарев Николай Александрович. Члены правления: Полугуцев Г.С.; Маминов П.В.; Цепина В.М.; Татаркина О.М. В середине марта было восстание против колхозов. Его подавлял 48 полк из Новочеркасска. Центр восстания был в Алитубе. Вот как вспоминала об этом жительница ст. Старочеркасской Мищенко Анна Васильевна: «Первыми не выдержали женщины. 200 женщин хутора  Алитуб переправились через Дон и появились у нас в Слободке. Все они были возбуждены, кричали, перебивая друг друга. Несколько женщин вошли к нам во двор и стали уговаривать мать идти бить председателя. Мать отказалась. Они увели с собой председателя сельского совета. После их всех посадили в Новочеркасскую тюрьму. Просидели они недолго. Вскоре их всех отпустили».

В 1933 году в станице появился первый трактор. Активисткой при создании колхозов в хуторе Рыков была Аверкова Ульяна Андреевна. Второй колхоз в станице был имени Шеболдаева. Шеболдаев Б.П.- в 1930-е годы первый секретарь Азово-Черноморского крайкома ВКП(б). Репрессирован в 1937 году. Центральная часть станицы – два колхоза: Никольский (левая сторона) и Кировский (правая сторона). После войны соединили в один и назвали «Знамя коммунизма».

В колхозе им. Никольского бригадиром был Козорезов Михаил Васильевич. Это была комсомольско-молодежная бригада, которая насчитывала 75 человек. Агрономом в этом колхозе был местный казак, член правления Савельев В.Г.
В хуторе Задон  колхоз был организован в 1929-30-х гг. Носил имя «17 партконференции». Первым председателем был Бруславский Павел Арсеньевич. Занимались на хуторе огородничеством. Никакой техники не было. Всё делалось вручную. Полеводческая бригада выращивала пшеницу, ячмень. Обрабатывали землю лошадьми и быками. Сено косили косилками, хлеб лобогрейками.

Первую партячейку организовал в1921 году Стрепетков М.И.. В годы коллективизации комсомольцами были: Матёкин В.Д., Полугуцев Г.С., Пономарёв Георгий, Вишневецкий Василий, Ковалёв Федор, Слесаренков Петр, Гурбанов Афанасий, братья Шейкины Владимир и Борис. В период коллективизации комсомольцы были разделены по группам, которые проводили эвакуацию кулацких семей. С помощью работников райкома партии и комсомола, несли в народ идеи ленинского кооперативного плана, организовывали соревнования между бригадами в колхозе. Вот так начиналось строительство колхозной жизни.


20.06.2012 года.
Научный сотрудник Старочеркасского музея Ямнова Т.И.


Рецензии
Да, очень трудное время было; пойди поверь, что твоим трудом собранное зерно пойдёт на пользу всем, а не просто будет продано чужими дядями, которые силой забрали его у тебя.
Да и тем, кто приходил и забирал, и верил, что делает правильно, всё равно несладко было - ведь понимали, что врагов себе наживают из своих же.
Понятие "классовая борьба" тогда было внове. Те, кто эту борьбу классовой назвали - не сеяли и не жали, не молотили и не таскали на себе хлеб, а просто приходили с оружием и забирали. Как же они могли верить, что народ будет за них?
Трудное было время. Но именно такой перелом и нужен был. Сломало многих, но из этого перелома что-то новое народилось и это новое стало потом осознавать, что перелом этот - это как операция без наркоза, но, если эту операцию не сделать, то будет ещё хуже.

Алексей Уралец   15.09.2018 10:41     Заявить о нарушении
Стрепетков Михаил Иванович Родился 1878 г. казак Старочеркасской станицы Черкасского округа Области Войска Донского. На военной службе с 1900 г. в лейб-гвардии Казачьем полку. В 1904 г. приказный 2 Верхне-Удинского казачьего полка Забайкальского казачьего войска. В 1909 г. подхорунжий-вахмистр 2 сотни. За отличное содержание лошадей награжден 25 рублями. (Приказ полку №172 от 15 апреля 1915 г.) За боевые отличия произведен в прапорщики со старшинством с 23 августа 1915 г. с переводом в 39 Донской казачий полк. (Приказ Северного фронта от 30 апреля 1916 г. за №342) Награжден Георгиевскими крестами: ЗОВО 4 ст.№118737- в разведке 7 августа 1904 г. был послан с донесением и, несмотря на сильный огонь противника, доставил его своевременно. ЗОВО 3 ст.№8679 - пожалован 8 августа 1909 г. ЗОВО 2 ст.№1986 - пожалован 8 августа 1909 г. ЗОВО 1 ст.№817- награжден 8 августа 1909 г. 1 ст.№8832 - Награжден Государем Императором на смотру 15 декабря 1915 г. в местечке Подволочиск. 30 августа 1915 г. находился с сотней у Троке в наблюдательном окопе, несмотря на разрушение его тяжелым снарядом и полученную контузию, остался в строю, давая знать о передвижениях наступавшего противника и все время находясь под ураганным огнем тяжелой артиллерии. (Приказ Гвардейского кавалерийского корпуса №100 от 14 декабря 1916 г.) Награжден Георгиевскими медалями: 4 ст. 3 ст. Хорунжий, в отставке по семейным обстоятельствам с 28 июля 1918 г. Первый председатель Старочеркасского революционного комитета. В 1921 г. организовал партийную ячейку. Завхоз школы в г. Ростов-на-Дону. 31 августа 1939 г. арестован по статьям 58-10,11,13 и 59-2 УК РСФСР. Дело прекращено из-под стражи освобожден. Умер в 1942 г. Источник: РГВИА, ф.2031, оп.2, д.479/ ф.3610, оп.1, д.507.

Юрий Курепин   16.06.2019 13:17   Заявить о нарушении