Люди и звери ч. 2

               
Много лет спустя, мне снова пришлось побывать во время большого разлива реки в селе Баклано-Лопатино. Это на самом взморье. Я ездил проведать своего курсанта, так как он целую неделю не появлялся на занятиях и от него не было никаких известий. Телефонная связь не работала, а сотовых телефонов ещё не было и в зародыше. Добраться туда можно было только на автобусе, который ходил  раз в сутки. Нужно было проехать по бездорожью 85 километров и переправляться на 6-ти парОмах. Все парОмы в те времена перетаскивались вручную за трос самими пассажирами. Это занимало очень много времени.

Всех пассажиров высаживали из автобуса и, если парОм был на этом берегу реки, люди брали специальные крючья и медленно тащили его  за трос. Переправившись, пассажиры вновь занимали свои места в автобусе. И так шесть раз. Это занимало времени больше, чем сама езда. Автобус отходил из Астрахани утром и прибывал в Лопатино к вечеру. Он оставался там ночевать и, утром следующего дня, отправлялся в обратный путь.
Я, естественно, остался ночевать в семье курсанта, потому, что  гостиниц и ночлежек, типа «Хилтон»,  в селе не было.
Так, как до захода солнца было свободное время, Павел (так звали курсанта) предложил мне посмотреть, как мечут икру сазаны.

До самого горизонта всё, кроме села, сплошь было покрыто водой и только небольшие бугорки и  деревья выступали над водой. Село, как большинство сёл  Астраханской области, стояло на бугре. Мы одели «болотные» сапоги, чтобы переходить через потоки воды между островками, палки от змей, которых было очень много  на сухих участках и деревьях.

Кроме того, с нами пошла собачка Дружок, ярый враг всех пресмыкающихся. Он был средних размеров с густой, длинной и жёсткой шерстью, и большим опытом. Змее сразу укусить его  было проблематично. Он качал головой из стороны в сторону, вроде прицеливался, затем быстро хватал её за середину.
Пока она не успевала опомниться, Дружок резко и сильно, держа её в зубах, мотал головой из стороны в сторону. Змея билась о его бока, но укусить его не могла из-за густой шерсти. Оглушенная таким образом змея, временно теряла ориентацию, а пёс спокойно в 2-3 местах перекусывал ей хребет и бросал, как ненужную тряпку. Вот такую охоту на змей мне довелось увидеть

И вот, на одном из островков, мы набрели на большой клубок  гадюк. Их было, наверное, штук тридцать, если не больше. Они обвивали друг друга, постоянно шевелились, но клубок не распадался и всё время пульсировал, как будто дышал. Зрелище, прямо скажу, не для слабонервных. Я больше такого не видел никогда. Мы, оказывается, попали на самый момент спаривания.
Дружок хотел кинуться к ним, но Павел схватил его за ошейник и не пускал. Я, решив проявить чудеса храбрости и невиданного героизма, хотел ударить по ним палкой:

- Не подходите к ним!
- Быстро уходим отсюда! Они в этот момент очень злые и агрессивные и, если они нас почуют, всё это может плохо кончиться!

- Они могут  очень быстро передвигаться и,  по воде, мы от них не уйдём!

- Старики говорят, что некоторые из них, в этом состоянии, могут катиться колесом. И тогда от них вообще не уйти.

Я, конечно, засомневался в этом,  но … а вдруг?

 С тех пор у меня никогда не возникало желания тронуть змею или ужа просто так, хотя и существует поверье: кто убьёт змею или ужа, тому бог 40 грехов простит. По  моему, дурацкое  поверье. Просто надо меньше грешить и всё.

Солнышко всё ниже опускалось к горизонту, Тишина. На поверхности воды разлито расплавленное золото и только слышатся  всплески и хлюпанья хвостов больших (10-15 килограммов) сазанов. Самки стараются как можно дальше выползти на сушу, чтобы на мелячке выметать икру: там вода теплее и хищников поменьше, а вокруг них по 2-3 самца трутся о бока самки и,  по очереди, поливают икру молоками. Так, как они до половины тела находятся над поверхностью воды(ползут на брюшке), то повсюду раздаётся плеск, бульканье и хлюпанье. Вот так, на глазах, зарождается новая жизнь.(фото из интернета. Большое спасибо автору)


Рецензии