Удивления Сочи-2016, театральное

3-я часть: «О театре, публике и артистах»
Из серии рассказов: «Случайные записки»

     - Что будет дальше? Какое следующее удивление?
     - Зимний, - кивает жена на заставку нашего монитора-телевизора, где неожиданно программа компьютера вывела на экран необычно-помпезное здание.
     - Зимний? – Удивляюсь я.
    - Да-да, Зимний, - поддакивает дочь, - Зимний театр, ты в прошлый раз про него почти ничего не написал.
     - Ну-у, как скажите, поговорим о театре… Зимнем! Звучит не плохо, почти как о Зимнем дворце в Питере.

     …Зимний театр в Сочи  - это поистине уникальное здание по периметру опоясанное высоченными на римско-византийский манер колонными. Оно по своему масштабу и грации напоминает мне Биржу (бывший музей военно-морского флота) на Стрелке Васильевского острова и даже немного Римский Колизей в учебнике истории за 5-ый класс…

     Читаю в Википедии:
     «С сентября 1934 по ноябрь 1937 по проекту архитектора К. Н. Чернопятова велось строительство сочинского театра, получившего название «Зимний». Крыша первоначально была покрыта керамической черепицей, которая позднее во время капитальных ремонтов здания была заменена металлической кровлей красного цвета. Восемьдесят восемь колонн с горизонтальной несомой частью, опоясывающие здание, создают одну из самых прекрасных архитектурных композиций – коринфскую. Портик венчается фронтоном, на котором установлены три женские фигуры, олицетворяющие живопись, архитектуру и скульптуру, созданные известным скульптором В. И. Мухиной. Зрительный зал рассчитан на 946 мест. В зале преобладают три цвета –золотистый, белый и синий. Потолок украшен огромной люстрой с хрустальными подвесками, в которой более 300 ламп. С любого места в зрительном зале хорошо видна сцена. Портал её равен 16 м, глубина ; 18 м, высота от пола сцены до колосников, с которых спускаются декорации – 25 м. Зрительный зал защищен от служебных помещений огнестойким железным занавесом в 22 тонны весом, который во время спектаклей находится в верхней части сцены. Открытие театра состоялось 15 мая 1938 оперой Н. Римского-Корсакова «Царская невеста» в постановке московского государственного театра оперы и балета им. К. С. Станиславского.
     Зимний театр – памятник архитектуры федерального значения.
     На подмостках театра выступали прославленные мастера сцены и эстрады: В. Качалов, В. Барсова, С. Лемешев, Д. Ойстрах, Е. Гоголева, И. Ильинский, С. Рихтер, А. Райкин, 3. Долуханова, Б. Штоколов, К. Шульженко, К. Орбакайте.
     Под крышей Зимнего театра располагается также Сочинская государственная филармония, основанная 4 января 1968 – старейшая концертная организация города. Сейчас в филармонии работает около 10 творческих коллективов, среди них Лауреат Всесоюзного конкурса Струнный квартет имени Рахманинова, оркестр русских народных инструментов «Русский сувенир» под управлением Заслуженного Артиста России В. И. Абрашкина, ансамбль казачьей песни «Любо» и квартет «Сочи-Сюрприз».

     …В общем, девчонки правы, не удивится им… невозможно! Неподражаемая колоннада его ещё в прошлом году неизменно притягивала мой любопытный взгляд, когда б только мы не проходили мимо. А проходить приходилось часто по несколько раз в день (отель наш рядом). И каждый раз, жадно обшарив глазами привычную для жителя Питера «ампирно-монументальную» архитектуру его, я непременно натыкался взглядом на одну из его красочных афиш, удобно устроенных здесь на всех тротуарах и дорожках.
     Дома мы практически каждую пятницу или субботу бываем в театре Акимова, либо в Мариинке, реже в Комисаржевской, Выборгском, других. Некоторые спектакли мы просмотрели по много-много раз, либо в новом исполнении, либо на различных площадках города.
     В прошлом году, нам не довелось побывать в Зимнем театре. Возможно поэтому, нереализованное прошлогоднее желание захлестнуло нас с головой, как только на глаза попала афиша известного московского театра давно намеченной для просмотра оперетты «Веселая вдова». Повод наконец-то попасть во внутрь этого помпезного строения (кстати, напомню, что все «Кинотавры» проходили именно в нём) нашелся, и театр не обманул нашего ожидания!
     Жаль вот только, что после первого отделения мы ушли из него…

     Хотя нам всё очень, очень, очень понравилось там! Это и прекрасный большой зал, и удобные места во втором ряду, и просторные фае, плотно увешенные живыми картинами. Это и вполне приличный (хотя явно не первый) состав театральной труппы, и великолепная декорация на сцене, это и роскошные голоса артистов, и их в принципе вполне хорошая игра. Это, конечно же, и сама оперетта, её общее содержание, замысел, ироничный подтекст.


     …Ушли спонтанно, не задумываясь и не сговариваясь, как только прозвенел первый звонок, приглашающий нас обратно на свои места в зал. В этот момент мои девчонки почему-то вдруг затравленно переглянулись, и дочь скучным голосом просто сказала (обычно – она очень любит оперы и оперетты, не то, что я):
     - Может в бассейн, или к морю?
     - Я «за», - обрадовано подхватила жена.
     - Решено, - только и осталось резюмировать мне.
     Что произошло?
     Что?
     Ну, что же?
     Не знаю
     Да, ладно! Как так?
     Правда, не знаю! Мы долго не говорили на эту тему, а когда через неделю вернулись к ней, то не смогли себе ответить на этот «простенький» вопрос. И хотя от нашего придирчивого взгляда (всё-таки мы театралы с опытом) не ускользнуло то, что уникальная занавесь, мягко говоря, требует реконструкции, кресла п замены, уникальная лепнина побелки, хрустальная люстра чистки, буфет и туалет  модернизации, - всё это никогда и ни за что не выгнало бы нас из любого самого «захудалого» театра. Ну, а уж тем более из такого!
     Но, что тогда?
     Да, говорю ж тебе, - не знаю!!!  Пока не знаю, но обязательно узнаю…

     Вчера на «мейл» жене пришла июньская афиша Мариинки с приглашением забронировать любимую левую ложу над оркестровой ямой (всё видно и по цене сносно) на ряд новых постановок. На самом деле мы с женой не знатоки тонкостей балетного и оперного искусства, это нашей младшенькой по программе музыкальной школы положено регулярно бывать здесь, вот и мы с ней тянемся к прекрасному. Но замечу, что масштабность действия разворачивающего на сцене и в оркестре здесь никого никогда не может оставить равнодушным. Помню свои ощущения, когда в опере «Князь Игорь» за спиной скачущих по сцене настоящих живых лошадей и бегущих в полной амуниции воинов вдруг под рёв сотни инструментов одновременно заголосила и целая рота артистов, мне мысленно пришлось признать дочкино утверждение, что опера есть верх театрального искусства. Это поистине  неподражаемо восхитительно, даже для меня дилетанта классической музыки и вокала. Зал в этот момент замирает и мысленно вместе с артистами оказывается в гуще событий.

     …время пришло.
     Вот и он, ответ. Всё оказывается просто и банально – это зал, ну, зрители, то есть, наша уважаемая публика, проще говоря!
     Да-да, ответ на вопрос, почему мы ушли из зала Зимнего театра оказывается на поверхности: это публика, такие же, как и мы, сами, туристы, съехавшиеся сюда со всех уголков нашей «Великой и Необъятной» и случайно зашедшие посмотреть зал, а не оперетту. И дело даже не в том, что многие из нас, сидящих в зале, во время спектакля в полной темноте продолжали «копаться» в своем жалком (с точки зрения спектакля конечно) «гадком гаджете». И, конечно же, не в том, что эти «электронные машинки» издавали неуместные булькающие и позвякивающие звуки. И не в том, что кто-то за спиной всё время шуршал пакетиками, жевал и чмокал, распространяя далеко не самые лучшие запахи еды, перешептывался с соседом. А в том, что зрители абсолютно, ну совершенно абсолютно не принимали никакого участия в развернувшемся перед ними «действом». Артисты и зрители жили в разных измерениях, одни были не «здесь», другие не «сейчас». Страсти, разгоревшиеся на сцене, разбивались вдребезги  о глухую безучастную стену молчания зала…

     Вообще-то в Питеры мы, зрители часто слышали слова благодарности в свой адрес от артистов, приезжающих к нам в город на гастроли. Многие из них утверждали, что в нашем городе как нигде благодарная публика. Но лично мне всегда казалось, что это они так, из вежливости говорят. Впрочем, теперь, мне так уже совсем не думается.
     Не знаю почему, но мне сейчас  очень захотелось (хотя я конечно не артист и уж тем более не писатель) сказать спасибо тебе за простое внимание и участие в этой записке. Ну, будто ты сегодня своим прочтением тоже участвуешь в её написании. Так мне чувствуется сейчас почему-то.

     …Было б здорово, на мой взгляд, если б в Зимнем появилась своя драматическая труппа (в афише не было заявлено собственных спектаклей, филармония не в счет, это для избранных), на которую пойдут, прежде всего, Сочинцы, а не случайные приезжающие «зеваки». Тогда здесь будет костяк своей собственной мельпомены, которая своим вниманием заразит всех остальных, попавших сюда случайно, как минимум будет вовремя аплодировать и приходить в зал к началу представления…

     Ну, а так как все эти мысли пришли к нам по следам посещения Зимнего театра, пусть это удивление будет просто театральным.



Автор благодарит критика и корректора (ЕМЮ) за оказанную помощь.
24.06.2016г.


Рецензии