Созидание глава 3 1962 год часть 11 юность р. е. с

В  БОЮ  -  ТАНК  Т- 34 с пушкой 76 мм.

ПРОДОЛЖЕНИЕ 10-й  ЧАСТИ


СОЗИДАНИЕ
 
ГЛАВА 3  1962 год

ЧАСТЬ 11  -  ЮНОСТЬ   Р. Е. СОРКИНА


                КУСОЧЕК ДЕТСТВА

Шел 1922-й год.

Рувиму исполнилось 12 лет.

Отец Рувима до революции был портным и работал по найму. После революции он занялся кустарничеством. Тот, кто занимается ручным шитьём, знает – как устают глаза при длительной кропотливой работе иглой. Да,  если ещё – тёмный материал,  чёрные нитки и мелкие стежки…

Постепенно глаза отца начали терять зрение. А в 1922-м году  он окончательно ослеп и получил инвалидность. Если до этого времени семья еле сводила концы с концами, то теперь маленькой пенсии отца не хватало даже на полуголодное существование.

 Отец дал согласие на то, чтобы Рувима вместе с младшим братом  передали в детский дом. Слепого отца забрал к себе брат его – Самуил Соркин, который проживал в Могилёве. В 1933 году Евелий Давидович умер, и там же, в Могилёве - похоронен.

Находясь в детском доме, Рувим окончил 1-ю ступень Совтрудшколы.

В 1924 году его направили из детдома на учёбу  в Гомельскую профтехшколу деревоотделочников. Собственно, это была не школа, а профтехучилище. Там Рувим получил среднее образование и рабочую специальность – столяра. Впоследствии, поученную специальность столяра он в жизни использовал, как – хобби. И у него успешно получались любые поделки из дерева.

Но работать столяром на производстве он не стал, и в 1927 году подал документы в Ленинградский Госуниверситет. Конкурсы и тогда были в такие высшие учебные заведения большими. Но Рувим выдержал конкурсные экзамены успешно и поступил на первый курс физико-математического факультета.


                ДЕТСТВО КОНЧИЛОСЬ

В университете он проучился три года, но не окончил его. В 1930 году по партийно-комсомольской мобилизации его призвали в РККА. Его зачислили слушателем в Ленинградскую Артиллерийскую академию имени Дзержинского на отделение «материальная часть артиллерии».

В качестве небольшого отступления расскажем об истории создания Ленинградской академии имени Дзержинского.

Начиналось всё с Михайловского артиллерийского училища. Эта специально-артиллерийская школа в России была учреждена Петром Великим в Москве, в 1701 г.
После Революции училище, как и все существовавшие ранее учебные заведения, неоднократно переименовывалось и вошло в историю 30-40 годов как Второе Ленинградское Артиллерийское Училище.

 В 1953-м году училище было передислоцировано в город Коломна, Московской области, где просуществовало до своего закрытия в 2009-м году. В 1957-м году было переименовано в Коломенское Артиллерийское Училище.

Михайловская артиллерийская академия образована в 1855 г. из офицерских классов артиллерийского училища и входила сначала в состав военной академии.

В 1863 г. Михайловская академия получила самостоятельную организацию с подчинением генерал-фельдцейхмейстеру.

Военная артиллерийская академия создана на базе Михайловской артиллерийской академии в Петрограде, которая после Октябрьской революции возобновила занятия в феврале 1918 года и вошла в состав Красной Армии.

Приказом РВСР N 498 от 15 марта 1919 года Михайловская академия была переименована в Артиллерийскую академию РККА. Готовила офицерские кадры с высшим военным и инженерным образованием.

В связи с общим сокращением армии по приказу РВС СССР N 469 от 6 мая 1925 г. вместе с Военно-инженерной и электротехнической академией была слита в Военно-техническую академию РККА.

По приказу РВС СССР N 046 от 3 июня 1932 г. на базе артиллерийского факультета и отделения порохов и взрывчатых веществ химического факультета упраздняемой Военно-технической академии вновь создавалась Артиллерийская академия имени Ф. Э. Дзержинского.

В 1938 г. переведена из Ленинграда в Москву, награждена орденом Ленина.

Досрочно осуществив выпуск техников, осенью 1943-го и весной 1944-го, Ленинградское Краснознаменное артиллерийско-техническое училище вернулось в Ленинград в июле 1944 года.

Р. Е. Соркин окончил Академию в 1932-м году. Ему тогда было всего  22 года.

Ещё в период учёбы в Артакадемии Р. Е. Соркин уже занимался теоретическими исследованиями. Его первые работы, посвященные точному решению основного уравнения пиродинамики были опубликованы в «Известиях Артакадемии РККА им. Дзержинского.

А дипломный проект был успешно представлен научной работой на тему – «О влиянии эксцентриситета реактивной силы на вращающийся реактивный снаряд».

После окончания Академии, Р. Е. 10 лет проработал, вернее – служил в Артиллерийском комитете Главного артиллерийского управления.

Он принимает непосредственное участие в разработке, испытаниях и принятии на вооружение пушек для танка Т-34.

Но основной свой вклад в победу он внёс, как инициатор разработки новой 76 мм пушки для легендарного среднего танка Т-34.


                ТАНК – 34


Основным вооружением  1940 года у нас в стране были танки – Т-34.
Они были вооружены короткой 76,2-мм пушкой Л-11 образца 1938 года с длиной ствола 30,5 калибра.


 В 1941 г. очень небольшое количество Т-34 было вооружено 57-мм длинноствольной пушкой большой мощности ЗИС-4, предназначенной для поражения легкобронированных целей на больших дистанциях. Большая мощность пушки компенсировала уменьшение калибра. Но Л-11 осталась стандартной пушкой для Т-34 образца 1940 г.

Инженерные разработки располагали более удачной пушкой. Но возникали затруднения бюрократического характера по ее установке.

 ОКБ завода № 92 во главе с конструктором В.Грабиным разработало новую 76,2-мм пушку Ф-32. Ее устанавливали на новые тяжелые танки КВ. При стрельбе по бронированным целям из-за более длинного ствола пушка показывала гораздо лучшие результаты по сравнению с Л-11, которой были оснащены танки Т-34 образца 1940 года.

К концу 1940 г. сотрудник ОКБ В. Грабина, П.Муравьев, адаптировал пушку Ф-32 для установки на Т-34 и на ее базе разработал новую пушку (Ф-34 с длиной ствола 42 калибра), значительно превосходящую Л-11. По собственной инициативе В. Грабин и директор завода № 92 А. Елян начали производство Ф-34 вместе с Л-11 и отправили обе пушки на Харьковский завод, занятый изготовлением танков Т-34.


Проектирование орудия началось в 1939 году, пушка представляла собой удлинённый вариант танковой пушки Ф-32 и первоначально предназначалась для вооружения танков Т-28 и Т-35.

 Сам Грабин упоминает, что Ф-32 была, по требованию заказчика и против воли проектировщиков, заметно укорочена с ощутимой потерей боевых качеств ради бытовавшего тогда опасения, что танк может цеплять стволом орудия землю.

 Это не позволило Ф-32 реализовать все возможности, изначально заложенные в её конструкцию. Проектирование орудия было завершено 15 марта 1939 года, первые испытания орудия, установленного на танке Т-28 прошли 19 октября 1939 года на Гороховецком полигоне.


Однако, от перевооружения танков Т-28 и Т-35 было решено отказаться, и орудие было переназначено на новый танк Т-34, на котором первые стрельбы из пушки Ф-34 были произведены в ноябре 1940 года.


14 ноября 1940 года в НКО был издан приказ № 0320 «О проведении полигонно-войсковых испытаний 76-мм танковой пушки Ф-34 завода № 92, установленной в Т-34», в этот же день заместитель наркома обороны СССР, начальник ГАУ РККА Маршал Советского Союза Кулик утвердил ТТТ на эту пушку.

21-23 ноября 1940 года танк Т-34 с установленной пушкой подвергся интенсивным испытаниям на Гороховецком полигоне МВО (за три дня было произведено 2807 выстрелов).

Комиссия в составе главного конструктора завода № 92 генерал-майора В. Г. Грабина, начальника кафедры артиллерии ВАММ военного инженера 1-го ранга Н. С. Огурцова, представителя 14-й танковой дивизии лейтенанта Амелина и конструктора завода № 92 П. Ф. Муравьёва по результатам полигонно-войсковых испытаний сделала вывод, что «76-мм танковая пушка Ф-34 является вполне современной пушкой для Т-34» и в заключении предложила рекомендовать танковую пушку Ф-34 на вооружение танка Т-34.
 
После внесения изменений в конструкцию, в июле 1941 года орудие было принято на вооружение Красной армии под официальным наименованием 76-мм танковая пушка обр. 1940 г.

Танки этой модели (Т-34 образца 1941 г.), в основном, использовались в качестве танков командиров взводов и рот и после начала германского вторжения очень хорошо показали себя в боях, благодаря возросшей огневой мощи. Сталину стало об этом известно из репортажей военных корреспондентов с передовой. Части, сражавшиеся на передовой, требовали больше танков, оснащенных эффективной пушкой Ф-34, чем Л-11, поэтому летом 1941 года Государственный Комитет Обороны окончательно утвердил пушку Ф-34 в качестве стандартной для танка Т-34. Ф-34 имела обычную полуавтоматическую казенную часть.

 Командир мог стрелять как вручную, так и с помощью педали; он отвечал за горизонтальное вращение башни вручную или с помощью электропривода. При стрельбе из Ф-34 эти снаряды пробивали броню немецких РzKpfw III и IV (толщина лобовой брони 50-мм) с почти любой дистанции.

Серийное производство Ф-34 велось на заводе № 92 по одним источникам с 1940 по 1944 год, по другим — с февраля 1941 по 1944 год. Всего было изготовлено 38580 орудий.

Ф-34 давала Т-34 такое преимущество в дальности и поражающей силе, что немцы с превеликим трудом противостояли танку Т-34. РzKpfw IV с лобовой броней толщиной 80-мм был принят на вооружение лишь весной 1943 года.

 Красная Армия продолжала оставаться на лидирующих позициях - был принят на вооружение бронебойный снаряд БР-350П. Он пробивал 92-мм броню при стрельбе с дистанции 500 м - примерно на таком расстоянии ведется стрельба в танковом бою.

 Однако, появление на фронте в 1943 году новых немецких танков, специально разработанных для борьбы с Т-34, кардинально изменило ситуацию. При стрельбе с обычной дистанции Ф-34 не могла пробить лобовую броню "Тигров" и "Пантер".

 Во время сражения под Курском в июле 1943 года танки Т-34 были вынуждены приближаться к немецким танкам на дистанцию стрельбы прямой наводкой либо маневрировать таким образом, чтобы выйти им во фланг или в тыл.

 Проблему удалось решить, когда в конце 1943 года на вооружение была принята 85-мм пушка. Первоначально боезапас Т-34 составлял 77 выстрелов. На Т-34 образца 1943 года он был увеличен до 100 выстрелов. Стандартный боекомплект состоял из 19 выстрелов БР-350ААП, 53 выстрелов Ф-354 или ОФ-350ХЕ и 5 выстрелов СХ-350.

Первые 115 танков Т-34 образца 1940 года были вооружены пулеметом ДТ в тыловой части башни для стрельбы назад.

 Пулемет образца 1928 года имел прицельную дальность стрельбы 800 м и скорострельность 600 выстрелов в минуту. Во избежание заедания и перегрева скорострельность снижали до 125 выстрелов в минуту. Пулемет имел выдвижной металлический приклад, деревянную пистолетную рукоятку и отдельный оптический прицел вместо устанавливаемого на пехотном пулемете диоптрического.

 В магазине дискового типа находилось 60 патронов, размещавшихся в два ряда. Всего в боекомплекте имелось 35 дисков, одна половина из которых хранилась в стойках на задней стенке башни, а другая - в передней части корпуса рядом с местом стрелка-радиста.

Заместителю народного комиссара обороны и начальнику Главного артиллерийского управления Г.И.Кулику танк Т-34 не нравился, поэтому он настоял на внесении различных изменений. В результате производство танков Т-34 на ранних стадиях было прервано, и Совет Народных Комиссаров приказал разработать программу усовершенствования Т-34.

Усовершенствованная машина получила обозначение Т-34М. Выполнение проекта было прекращено. Морозов разработал для Т-34М новую башню с учетом недостатков, выявленных при боевом применении машин ранних моделей.

 Например, германские пехотинцы из команд по борьбе с танками взбирались со стороны кормы на боевую машину и устанавливали под выступ башни дисковую противотанковую мину. Кроме того, выступ образовывал ловушку, от которой попадавшие снаряды отскакивали прямо в уязвимый башенный погон.

 Разработанная Морозовым новая литая башня шестиугольной формы впервые была установлена на танк Т-34 образца 1943 года.

 Она была лишена многих недостатков: не имела выступа, была существенно проще в изготовлении и крупнее, чем башни ранних образцов. Следовательно, в башне было немного больше места для экипажа. Однако, проблема маленького и перегруженного работой экипажа была окончательно решена лишь при появлении трехместной башни танка Т-34/85, производство которого началось зимой 1943 года.


Мы уже упоминали о роли Р. Е. Соркина в  разработке, испытаниях и принятии на вооружение пушек для Т - 34.

Но основным его достижением, безусловно можно считать разработку новой 76-и мм пушки для легендарного среднего танка Т-34. 



                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ...



Рецензии