Отблески шахтерской доблести

            Чем примечателен шахтерский труд? Специалист вам скажет просто и ясно: Конечным Продуктом. И – только. Вслед за этим,  Специалист начнет долго и витиевато разъяснять вам бесспорную парадигму: Угольные предприятия – нерентабельны. Вот вам и весь сказ: уголь – нужен, а шахты – не нужны. А все прочее – от лукавого!
Так оно или нет, на самом деле, судить не берусь, но случилось так, что вся моя юность прошла на этих самых предприятиях угольной промышленности. Не получилось у меня выработать "полный" стаж, дабы уйти на пенсию в 50 лет, чуть-чуть не получилось, но то – рассказ отдельный, отнести который можно, разве что, к сослагательной  небывальщине: "Если бы у бабушки было кое-что…".
В профессию электрослесаря подземного, с полным рабочим днем под землей, забрел я случайно: по совету друзей. В СГПТУ.
Согласитесь, мы часто выбираем что-то случайно. По крайней мере, нам так кажется. Но это, в корне – неверно. Потому как случайность есть непознанная закономерность. Ну, а закономерность имеет одно непреложное свойство: как ни крути, она состоится.
Мой случайный флирт с угольной промышленностью завершился логической точкой: я окончил Государственный Технический Университет и стал горным инженером-строителем. Но мои знания и способности не пригодились угольной промышленности: мой диплом лежит, пылится, навевая грусть-тоску. Но, ведь осталось же что-то, в самом деле, от этого случайного флирта? Конечно же, осталось. Остались воспоминания…

Особенно запала мне в душу шахта "Южная" объединения "Ростовуголь". Отработал я на этой шахте довольно таки приличный отрезок времени: то ли три года, то ли четыре, а может и все пять. То не суть важно. Запала мне в душу шахта "Южная" потому что свела меня она с Андреем Васильевичем Беловым (1928-2000). Не накоротке, конечно, свела. Но все-таки. Просто, я  случайно был распределен на тот участок, где Андрей Васильевич работал бригадиром ГРОЗ (горнорабочих очистного забоя).

Кто такой А.В. Белов? Член КПСС, делегат XXIV съезда тогдашней партии, Герой Социалистического Труда. Прочие регалии можно опустить: все "досье" на Андрея Васильевича можно отыскать в том же интернете.
Бригада Андрея Васильевича была знаменита тем, что имела огромный опыт работы на маломощных пластах. Что представляет собой работа на маломощных пластах? Представить трудно, попробовать можно. Накидайте под железную кровать угля, потом залезьте под эту кровать и, весь накиданный туда уголь, выкиньте обратно, лопатой. Для полноты картины восприятия  цикла в целом, попросите кого-нибудь попрыгать на сетке кровати сверху. Вот вам – и посадка лавы, в общих чертах.

            Возле входа в АБК (административно бытовой  комбинат) были выставлены на всеобщее обозрение громадные портреты передовиков производства: в рамке, под стеклом. На первом месте стоял портрет Андрея Васильевича. Интересное это, наверное, занятие: каждый день проходить мимо своего портрета, который гораздо больше тебя в размерах? Впрочем, как мне кажется, человек привыкает ко всему. В том числе и к своему собственному громадному портрету.
Люди, подобные Андрею Васильевичу Белову, всегда находятся на виду. Очень часто о них говорят, очень часто – нелицеприятные вещи, особенно – когда  люди, подобные Белову, отсутствуют. Не собираюсь никому ничего доказывать, но при мне об Андрее Васильевиче никогда не отзывались слишком уж плохо. За глаза – либо Белов, либо – Герой. И – все.
Впрочем, слышал я одну историю, когда шахтеры из его бригады, приехав на АЗС, напрасно дожидаясь вожделенного бензина, вдруг заметили, как минуя длинный хвост очереди, к будке оператора, на своей белой Волге, подъехал Андрей Васильевич. Он по-простецки подошел к будке, костяшкой согнутого пальца постучал в окошко, после этого вставил пистолет в бак, залил бензин и уехал.
Данный случай, в обязательном порядке, был промуссирован в кулуарах участка:
– Вот же, мать твою за ногу! Героям, сука, есть бензин, а работягам…!
На том, собственно, и закончилось обсуждение поведения Героя Социалистического Труда.
Предвижу справедливые выкрики с мест: Да как ты смеешь, подлец, бросать тень на столь славный образ?!  Да кто ты, собственно, такой?!
Ничего страшного, товарищи! Я просто, констатирую факты, не давая никакой оценки ни поступку, ни его обсуждению. Байки они и есть байки! Что с них взять?

Что касается лично меня, то Андрей Васильевич казался мне человеком добрым, а главное – спокойным, что весьма немаловажно для работы в шахте. Я никогда не слышал, чтобы он на кого-нибудь орал.
Как-то встретились мы с ним в шахте. Я подвязывал кабель внизу, под лавой, Андрей Васильевич проходил мимо. Осветив меня фонарем, он, молча (ни здравствуй, ни прощай) проследовал мимо. Вот и вся встреча.
И вообще, мне казалось, что начальником участка, по сути, являлся именно Андрей Васильевич, а не тот человек, который сидел во главе стола, во время раздачи нарядов.

    В то же самое время, на той же шахте, на стволе № 2, работал другой Герой Социалистического Труда. Андрей Тихонович Гаценко (1928 – 1987).

Биография Андрея Тихоновича включает в себя следующие моменты: член КПСС, делегат XXIV съезда партии, неоднократный делегат районного и  городского Советов народных депутатов.
Возглавляемый им коллектив трудился по-ударному, с полной отдачей сил, постоянно был в авангарде социалистического соревнования, в числе первых лучших горняцких бригад добился тысячетонной среднесуточной добычи угля из лавы.

Получилось так, что мой приятель Сашка, случайно был распределен на участок, где бригадиром ГРОЗ работал  Андрей Тихонович. Сашка работал точно таким же электрослесарем, как и я. Четвертого разряда.
Для того, чтобы получить четвертый разряд электрослесаря подземного, было недостаточно три с половиной года протирать штаны за училищной партой. Надо было хоть что-то знать и уметь. За просто протираемые штаны давали третий разряд. Ну, и в виде исключения – второй. Но, для этого надо было быть полным дебилом. Впрочем, таких учащихся, в нашей группе, не было. Завершающим аккордом обучения в СГПТУ была защита дипломного проекта. Всем учащимся, преподаватели неназойливо рекомендовали, в качестве дипломной работы, описать пускатель.
Сама защита дипломного проекта выглядела, просто, как апельсин. Соискателю на диплом достаточно было произнести заученную фразу:

Пускатель электромагнитный взрывобезопасный типа ПВИ-250 с искробезопасной схемой дистанционного управления предназначен для работы, .... а также для защиты от токов короткого замыкания в отходящих силовых цепях.

Дабы не завалить соискателя на корню, высочайший ареопаг не очень-то доставал будущего электрослесаря дополнительными вопросами и особой проверкой глубинных знаний теории электричества. Достаточно было знать формулировку закона Ома для участка цепи. И высочайший ареопаг принимал решение удовлетворить притязания соискателя. Дипломный проект сдавался в архив, а соискателю выдавался диплом установленного образца: С Богом…
Случилось так, что я, по совету приятеля Сашки, в качестве задания для дипломной работы, взял описание работы аппаратуры ЧУС 3. Ежели говорить об этой аппаратуре вкратце, то служит она для дистанционного частотного управления стрелочными переводами, прямо из кабины рудничного электровоза, куда эта аппаратура может быть установлена.
Как работает ЧУС 3, представлял я себе весьма слабо. Но мне повезло. Высочайший ареопаг тоже себе это слабо представлял. А Председатель  чуть было не прослезился:
– Какой продуманный мальчик!
Что он подумал про Сашку, не могу сказать, Сашка защищался после меня.
Вот так и получил  я диплом электрослесаря четвертого разряда. Единственное, чего в нем не хватало, на мой взгляд, так это маленького углового штампа, с красной надписью: Осторожно, специалист!

    Частенько встречались мы  с Александром после трудовой смены. Как правило, в пивбаре встречались. Пивбаров о ту пору было в Шахтах немало. Находились они в разных частях города, но у всех у них была одна особенность: ни один из них не располагался вблизи предприятий угольной промышленности. Минимум – за несколько километров от шахты.
Самый близкий, к нашему месту жительства, пивбар находился в непосредственной близости от Комитета Государственной Безопасности по городу Шахты. Ну, не виноваты мы, что наш очаг культуры примыкал вплотную к забору конторы глубокого бурения! Мало кто из посетителей, вообще, обращал на это внимание, а пивной бар так и назывался: КГБ.
Смакуя великолепное Жигулевское, рассуждали мы с Александром о многих аспектах жизни человеческой. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что аспект был один–единственный: ведение бесполезных дебатов о работе. У каждого из нас был "свой " Герой, и нам, казалось, мы имеем, что противопоставить друг другу. Но, противопоставлять особо было нечего. И он, и я работали в лаве со всеми удобствами.
Что такое лава со всеми удобствами? Это – Праздник, который всегда с тобой! Всё – по первому требованию: всевозможные запчасти, оборудование, крепежный лес, вагонетки для погрузки угля, всё – в первую очередь. Остальные – подождут. В бой идут Герои Труда! Все прочие – на подхвате! То есть, расхватывайте то, чего осталось.
Зарплата у шахтеров, работавших в лавах у Героев Социалистического Труда, была такой, что не надо было ехать ни на какой Крайний Север! Зачем?

            Мой товарищ Сергей, работая фрезеровщиком на заводе, имел в месяц сто десять рублей. Моя зарплата стремилась к четыремстам. Серега всю смену стоял у станка, фрезеровал чего-то там, для того чтобы заработать свою сотню. За обработанные детали ему платили. Я же  шлялся по штреку. И – никакого фрезерования. В лаву меня, на всякий случай, не пускали. Там и без меня все работало как надо. Чаще всего, я проявлял свои электрические познания, зачищая сопряжения конвейеров большой совковой лопатой. На любом другом участке, за подобную работу, платили бы сущие копейки: рублей двести. Но только не на участке Героя Социалистического Труда! Теперь, можете сами представить, какая зарплата была у тех, кто действительно вкалывал в лаве, ни жалея, ни сил, ни здоровья!

            Как-то раз, будучи выходным, поехал я с Александром на утренний наряд. Сашке надо было отпроситься. Минувшей ночью мы провожали товарища в ряды Вооруженных Сил СССР и, по такому случаю, набрались – дальше некуда. Какая уж тут работа?!
Весело и непринужденно болтая, на весь трамвай, мы чуть было не проехали ствол № 2. Придав себе более-менее трезвый вид, Сашка поплелся в нарядную, поговорить с бригадиром электрослесарей об отгуле, а я остался ждать его в дверях.
Ожидая Сашку, я наблюдал за черноволосым, коротко стриженым, немолодым человеком. Изо всех черт его лица мне, почему-то, бросился в глаза его нос. Человек этот истерично орал и хватался за несколько телефонных трубок одновременно. Пронзительный вопль его не относился ни к кому конкретно и ко всем сразу. Отборный мат сотрясал здание АБК! А вокруг, как ни в чем не бывало, ходили люди. И птицы весло щебетали за окном. И раннее весеннее солнышко согревало грешную землю своими благотворными лучами… Господи, хорошо-то как!

Когда Сашка наконец-то появился, я у него ненавязчиво поинтересовался:
– Это не тебя там убивали?
– Да нет. Это наш Герой наряд проводит. Большой души человек!
– Да я бы, с его носом, двух героев имел!
Надо же было мне как-то выразить свое отношение к происходящему. Более подходящей фразы, я, в тот момент, как ни ломал голову, не нашел.

 Пантеон Героев Социалистического Труда Ростовской области включает в себя более трехсот фамилий. Среди них – всего лишь два дважды Героя Социалистического Труда. С одним из них: Чихом Михаилом Павловичем (1921–1998) судьба меня свела очень близко, как с родным: я его хоронил.

Михаил Павлович родом был не из нашего города. Но, почетным гражданином города Шахты стал. В 1982 году. Работал он на шахте "Майская", бригадиром горнорабочих очистного забоя. Кроме двух звезд Героя Социалистического Труда, Михаил Павлович был награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красной Звезды и медалями (в том числе – медалью "За отвагу"). Делегат XXV и  XXVI съездов партии. Лауреат Государственной премии.

В августе 1984 года, Указом  Президиума Верховного Совета СССР, Михаилу Павловичу был установлен прижизненный бронзовый бюст. Установлен бюст был не на родине героя: в деревеньке под Мариуполем, где Михаил Павлович когда-то пас гусей, а в городе Шахты Ростовской области.

С бюстом этим связано немало историй, имевших место быть, как при жизни Чиха, так и после нее. Дело в том, что    бюст Михаилу Павловичу был установлен на проспекте А.С. Пушкина, возле тогдашнего Дома Пионеров и Школьников. Данная деталь сыграла с бюстом не очень хорошую роль. Когда приезжие девушки спрашивали у меня:
- А кому это установлен памятник?
Я отвечал предельно просто:
– Ну, раз на улице Пушкина, значит – Пушкину!
– А почему он в каске?
– Город у нас – шахтерский. Тут все – в касках!

Вообще, с этим памятником у горожан постоянно возникают какие-то проблемы: его, то двигают с места на место, то, вообще, хотят снести к чертовой бабушке. А зачем?  По мне, раз уж так исторически сложилось, то пускай бюст стоит себе, там где его поставили. Как-никак Михаил Павлович действительно прославил город Шахты, как и многие другие люди, не родившиеся в этом городе, но так много для него сделавшие.

            Второе июня 1998 года застало меня на кладбище. Вот уже три года копал я землю во славу кооператива "Ритуал". Когда до нашего небольшого коллектива докатилась скорбная весть о кончине Михаила Павловича, то весь коллектив  как-то сразу загрустил. Могилу дважды Герою Социалистического Труда нам предстояло копать бесплатно.
Странные ассоциации возникают у людей при упоминании о кладбищенских землекопах. Ну, то, что добропорядочные граждане считают землекопов могильщиками, пережить как-то еще можно. Хотя, могильщики – это такие жучки, которые поедают бренное тело покойного. Чего уж тут скрывать: биология, знаете ли. А землекопы, они копают! И очень неплохо копают. А главное – быстро.
По убеждению добропорядочных граждан, все кладбищенские землекопы суть беспробудные пьяницы, либо – конченые алкаши. В сложившейся ситуации, должны они копать могилы совершенно бесплатно, либо, на крайняк, за бутылку водки. Какое право имеют эти забулдыги наживаться на чужом горе!? Правильно: никакого! А потому, добропорядочные граждане, берите лопаты, и копайте могилы, для своих близких, сами!
Но в тот раз, выступить с подобной тирадой, не получилось. Директор кооператива протрубил общий сбор:
– Копаем могилу Чиху. Ничего, ни у кого не просить! Пошли вон!!!
И мы пошли. Подобного рода могилы копали мы следующим образом: делили глубину на всех, и – вперед! В течение пары часов – всё. Готово.
Урожайным был тот год на бесплатные могилы. Прокурор, ветеран КГБ… вот теперь – пришла очередь Михаила Павловича.
Грустное это дело: похороны. Помню огромное стечение народа. Траурные речи. Безутешная вдова, сидящая на стуле. Ну, вот и наш выход. Взяли. Понесли. Опустили. Закопали. Покойся с миром, Михаил Павлович!
Толпа схлынула с кладбища как-то очень уж быстро. Оно и понятно: поминки. Живые, как ни крути, думают о насущном. Сели и мы помянуть Михаила Павловича. Тут же, рядом: в соседней ограде. Нашлась и водка, и закуска. Землекопы на кладбище неплохо зарабатывают, ничего, ни у кого, не прося.
Потихоньку наши поминки переросли в некий несанкционированный митинг памяти покойного. Ребята, перебивая друг друга, говорили о том, какой хороший человек был Михаил Павлович, как много он сделал для того, чтобы прославить Шахты на всю страну! А я помалкивал. Что я мог сказать хорошего ребятам, своим нынешним соратникам по цеху, о дважды Герое Социалистического Труда Чихе М.П.? Самого Михаила Павловича я не знал, при жизни видел его только по телевизору, и непосредственно с ним познакомился вот только сейчас: когда завинчивал крышку его гроба.
Впрочем, я бы мог им сказать. Но, стоило ли это делать? Надо ли было разочаровывать ребят в момент их пьяной скорби? Для них Чих – дважды Герой. А для меня? Сложно сказать.

        Дело в том, что в свое время, попил я немало водки с Генкой – ГРОЗом из бригады Михаила Павловича. Порою, за рюмкой, так благополучно складывается разговор, что лучше бы он не складывался вообще. Много чего интересного рассказал мне Генка о Михаиле Павловиче. Было то мнение сугубо субъективное, высказанное отдельно взятым Генкой в состоянии алкогольного опьянения. Любой человек имеет право на свое мнение о другом человеке. Это дело – частное. Проболтался Генка о другом, о чем не стоило говорить. Рассказал мне Генка подшофе, что вся их бригада занимается "донорством". Но, в отличие от настоящих доноров, которые сдают свою кровь добровольно, бригада Михаила Павловича сдает деньги, из собственной зарплаты, в пользу дважды Героя Социалистического Труда. Тоже – вроде бы, добровольно. Кто по сто, а кто и по двести рублей. В противном случае – можно искать новую работу. Это – точно!
Для чего мне это надо было слушать? С точки  зрения уголовного права – случай бесперспективный (Докажи!). С точки зрения морали – не ищите на солнце пятен! Ну, и… как быть с ними, с пятнами, если они, все- таки, есть?

...В тот день вернулся я с кладбища довольно таки поздно. Долго крестил замок. Тщетно пытался попасть ключем  в его сердцевину. В конце концов, двери открыла жена:
– Опять нажрался, скотина?! Ты где шлялся?
– На кладбище…
– На кладбище… У тебя что – помер кто?
– Ты не поверишь, милая… Там все – померли…

24 июня 2016г.

Источник:


Рецензии
Так получилось, что и я чуть не стал маркшейдером, поступив после дембеля на факультет "Горные машины и оборудование", в Новокузнецке, но судьбе было угодно, чтобы я перебрался в Подмосковье, по месту службы, став радиоинженером...

Анатолий Бешенцев   02.07.2016 12:04     Заявить о нарушении
Если бы у бабушки было кое-что...

Олег Кирюшин   04.07.2016 09:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.