О назначении образования

 


   В одной статье я прочитал высказывание, которое показалось мне очень важным для осмысления
«Суть современного образования — в рациональности, в апелляции к мотивам и интересам, что приводит к манипулированию им. Это не позволяет человеку обрести целостность знания. По мнению К. Ясперса, «суть человека в современном обществе сводится к способности совершать полезные функции, что превращает общество в массу».


   В том то и беда, что образование становится в наше время сугубо функциональным. Это один из показателей обезличивания человека и превращения человечества в функциональный муравейник. Это связано и с подменой понятия свободы. Одно из главнейших человеческих, устремлений — стремление к расширению своего мира, к духовному прорыву, связано с представлением о самоценности знаний и образования. А в потребительском обществе образование превращается в средство обеспечения благосостояния и комфорта. Сакральная потребность превращается в нечто служебное! Вместо «Вперёд и выше», манит богатство и комфорт, вместо «через тернии — к звёздам» — сытая кормушка...

   А вслед за образованием становятся функциональными культура и искусство — для них остаётся лишь функция развлечений. И такое предназначение неизбежно приводит к комерциализации, к понижению уровня культуры и к её упадку. Это общая характерная черта упадка, которая периодически проявлялась в европейской культуре, уже начиная с пика расцвета и могущества Римской Империи. Такое потребительское отношение к культуре возникает не случайно, оно является признаком упадка цивилизации. Точно также и сейчас, проявившись в нашей российской действительности, оно говорит, в частности, об упадке, о кризисе нашей отечественной цивилизации.

   Не хочу показаться ханжой — образование и культура должны быть функциональны, они должны быть нужны людям в повседневной жизни, мало того, они должны являться неотъемлемой частью быта. Образование и культура — это тоже блага цивилизации, наряду с  комфортом жилищ, удобным и быстрым транспортом, доступным медицинским обслуживанием. Но эта функциональность, всё-таки, не ставит их в один ряд с потребительскими ценностями, потому что образование и культура — это каналы творчества, это единственные, уникальные средства для духовного роста, которым, собственно, и должен определяться прогресс человечества...

Июнь 2016.


Рецензии