Кусочек издалека от войны в моей памяти
Не думал писать, но случайно разговорился на отклик Алексея Курганова по моей публикации «Её объявили в Наш Дом. Эпизод».
"Вероятно, типичная для того дня картина". - написал Алексей Курганов 24.06.2016 09:18
Мой ответ вышел за рамки простого диалога. Копирую его ниже.
Типичная. Я помню, как сидел с молодой тётей в бомбоубежище в Москве. Стыдно вспоминать (родился я в конце ноября 1937-го), но, когда рядом сильно грохнуло, я начал орать. А 18-летней тёте говорили: "Успокойте мальчика".
С балкона 5-го этажа мне всё казалось маленьким. Маленькие люди переносили землю на маленьких носилках. Но из окна трамвая танки казались большими. В Москве застряли с февраля 1941-го - отца перевели на работу из Убаредмета (Предгорье Алтая) в новостройку Давенды Читинской области. Жили с матерью у бабушки и сестры матери - ждали пока в Сибири будет жильё, отец там жил в общежитии.
В августе всё-таки рванули к отцу. В "телячьих" вагонах ехали с некоторыми приключениями до Новосибирска. Отец приехал за нами в Новосибирск. За полгода я от него отвык. Вначале испугался - похож на своего брата - дядю Костю (до конца 1942-го в Армию не брали - работал в оборонке, в 1943-м погиб под Ленинградом), но не дядя Костя. Я от него под стол спрятался... В Давенде добывали молибден. У всех были огороды, коровы, куры, поросята. Всё это государство выделяло практически бесплатно. На работающих и детей выделяли карточки на продовольственные пайки. Плюс свои продукты от личной (фактически, частной) собственности.
Здесь и потом в Вершине-Шахтаме (тоже добывали молибден) не бедствовали. До отмены продкарточек, помню, маловато было хлеба (в Забайкалье зерновые тогда не выращивали).
8 мая 1945 года свалилось СЧАСТЬЕ, некоторые не верили, плакали, целовались. У очень немногих стали возвращаться отцы и мужья (у Ивановны скоро родился сын - младше, чем внуки, ей было 50 с "хвостиком"; сенсация на весь рудник). Мы жили близко от Маньчжурии. С августа стали закрывать окна черными завесами, чтобы свет не был виден снаружи. Если просвечивало, то любому проходящему разрешалось разбить твоё окно - опасались бомбардировки японцев.
Вскоре всё кончилось. Лагеря для советских заключённых освободили для япошек. Это другая история. Из помощи из-за границы помню американскую тушёнку в жёлтых жестяных банках, полуторки "Форды", трёхосные "Студебекеры" с деревянными бортами кузова, с цельнометаллическими кузовами трёхтонные "Доджи", как пчёлки "Виллисы" с брезентовой покрывкой. Раздавали бесплатно американскую одёжку для взрослых и детей...
Пока всё.
Извините, что "пока" оказалось длинным.
Благодарю за отзыв!
Игвас Савельев-Сталинградов 24.06.2016 15:33
Фото из личного архива. 15 июля 1945 года. Фотографировал нас геолог Зуев Виктор Николаевич, ровесник родителей. На фото в центре - суровая дама. По паспорту ей на фото 67 лет, на самом деле 59. Одна из 2-х честнейших, умнейших, трудолюбивейших людей на земле, которых мне приходилось встречать за свою жизнь. Готовая придти на помощь любому. Род её по родному отцу, которого она обожала, ведёт начало от конца 12 века. Отец её известный в России человек, монархист, писатель и публицист крайне правых взглядов, издатель-редактор журнала... Похоронен в Александр-Невской Лавре. По материнской линии он - внук знаменитого русского историка, писателя и поэта.
ИгВаС.
24.6.2015.
Свидетельство о публикации №216062401243