Клиент всегда прав
(посвящается моим друзьям-
однокурсникам Валере и Саше)
Перейдя экватор седьмого десятка своей жизни, я считал себя уже достаточно мудрым, по крайней мере, чтобы не вляпаться в какую-либо ситуацию с непредсказуемым финалом. Всё было, оказывается, не так прочно и стабильно в моей «жизненной опытности».
Забавные истории я очень люблю, люблю про них максимально ярко рассказывать, даже для красоты, иногда, сгустить краски немного, ведь все эти истории происходили рядом со мной и запали мне в душу.
Но я давно уже не был в их эпицентре.
А, вот теперь, надо же, случилось. Хватит предисловий. Поехали. Слушайте.
Приехал я недавно в город М по делам. Остановился в квартире своего брата, гражданина одной из стран Евросоюза, который проживал почти постоянно в Вильнюсе. Со времени моего предыдущего вояжа прошло около четырёх месяцев. Первое, что я сделал по приезде, это был звонок оператору, обеспечивающему Интернет-соединение в нашем районе и доме, в частности. Мне тут же включили сеть.
Мой старенький ноутбук «Самсунг Р 30» «потребовал», чтобы я активировал антивирусную программу, что я немедленно выполнил. После этого активированный продукт стал не по чину «активничать», постоянно требуя разрешить провести какие-то позарез нужные ему обновления. Он постоянно пугал меня неизбежным апокалипсисом, который ожидает мою операционную систему. Единственное, что я мог себе позволить при этом «диктате», это приступить к загрузке столь необходимых обновлений не сейчас, не сегодня, а в удобное для меня время.
Я и мой ноутбук были обречены.
Немножко разобравшись со своими делами, я решил сдаться в плен наглому антивирусу, который с каждым днём становился всё настойчивее, и, уже почти не давал мне нормально пользоваться своим «Самсоном». Он с пугающей периодичностью, без всякого предупреждения, вдруг, приступал к своим сугубо делам, наплевав при этом на то, чем занят я. Это могло начаться во время просмотра кинофильма, или прослушивания музыки.
В коротком диалоге выяснилось, что для его «благородного деяния» необходимо огромное количество свободной памяти и 6 (шесть!) часов времени. Обещано было установить 63 обновления.
Всё это было подозрительно, но анонсировались в дальнейшем комфортные условия эксплуатации компьютера. Я оставил его включённым на ночь, разрешив своему «тирану» свершить обещанное.
Пока устанавливаются обновления (чёрт дёрнул меня пуститься в эту авантюру), для «продвинутого» читателя внесу ясность. На моём ноутбуке стоял «Виндовс ХР», причём, какая-то профессиональная версия. В прошлый мой приезд я брал с собой установочный диск с аналогичной системой на случай её краха. Теперь же диска я не захватил, о чём потом пожалел.
Пойдём отдыхать. Спокойной ночи.
*********************
Проснувшись утром, я не пошёл сразу к компьютеру. Экран потух, что попросту означало, что мой ПК, устав обновляться, пошёл спать после своих «праведных трудов».
Освободившись, я решил разбудить своего доселе верного помощника. Но, не тут-то было. Компьютер не подавал никаких признаков жизни, кроме появившейся на экране информации о том, что началась загрузка и установка обновления №54. На этом история «обновления» прервалась. Увы.
На экране не было курсора и признаков взаимопонимания. Никаких! Повис, бедняга, конкретно и, видимо, навсегда.
Я уже давно перестал церемониться со своим ПК, поэтому приступил к комплексу реанимационных мероприятий, включая «вытряхивание» батареи из корпуса ноутбука.
Единственное, чего я добился, это выполнение программы «Акронис» и затем появление заставки «Самсунг», после чего всё повторялось в устойчиво циклическом режиме.
При этом моё вмешательство в этот процесс было исключено. Пришлось принудительно выключить компьютер и искать квалифицированной помощи.
Меня постоянно мучил вопрос: что же это было за обновление №54, которое стало роковым в начатом так невинно деле? Ответа нет и уже не будет.
Я позвонил в «Софт-видео» - уже упоминаемую мной фирму, которая обеспечивала Интернет-соединение и кабельное телевидение в районе. Она располагалась в соседнем подъезде моего дома. У меня сложились хорошие соседские отношения с некоторыми работниками и работницами, которые подключали Сеть и дежурили на фирме. Они сразу согласились помочь.
Через час-полтора мне позвонили и сообщили пренеприятное известие. Оказывается, надо переустанавливать систему, диска для установки «ХР» у них, к сожалению, нет.
Посоветовали обратиться к мастерам этого профиля, телефоны которых были расклеены на дверях упомянутой фирмы и, как выяснилось, прямо у двери лифта на моём этаже.
Замечу, что свою «мудрость» я всё-таки проявил, накануне «сбросив» на «флешки» самые необходимые мне файлы.
Поделился я своим «горем» с племянником, который предложил мне воспользоваться временно его «планшетом», что обеспечило бы мне коммуникацию с родственниками. Но уж очень хотелось решить проблему и оживить свой компьютер.
Итак, звоню по ближайшему (в прямом смысле слова) телефону. Очень приветливая девушка сразу успокоила меня, заверив, что присланная ею подмога полностью снимет проблему.
При этом мы даже обговорили приблизительный гонорар за предстоящие труды. Установка (переустановка) операционной системы обойдётся клиенту в 390 рублей. Ну, ещё за вызов - 290 рублей и ещё, может, по мелочи.
Я предупредил, что мастеру надо захватить диск с «Виндовс ХР».
В назначенное время, в 15 часов, прибыл симпатичный молодой человек с портфелем и приступил к работе. Он колдовал молча, ничего не комментируя и не спрашивая.
Через полчаса он сообщил, что о сохранении данных, хранившихся в памяти ноутбука, можно не беспокоится, так как их там уже нет. Я к этому был готов.
Ещё через полчаса Дима, так звали спасателя-кибернетика, спросил, а не известен ли мне пароль доступа в БИОС. Получив отрицательный ответ, он молча стал разбирать ноутбук.
Через полчаса на столе лежала груда комплектующих деталей, на которую я стал смотреть с некоторым сомнением. Нет худа без добра, добравшись до вентилятора, заодно очистили его от пыли. Мастер обесточил БИОС, обеспечив себе свободный «вход», и начал собирать всё воедино.
Странно, но компьютер уже был готов к установке операционной системы. Правда, диск с системой не читался ни на дисководе компьютера, ни на автономном устройстве мастера Димы. Больше двух часов работы были потрачены напрасно, проблема оставалась.
Я робко предложил Диме попробовать установить «Виндовс 7». А вдруг установится? Он согласился.
Через полчаса всё заработало. Ура! Мы победили. Я принялся проверять работоспособность компьютера, а Дима стал собирать инструменты.
Он попросил у меня чистый лист бумаги, на котором стал что-то писать.
Когда я увидел написанное, то был сильно удивлён. Мне надлежало выплатить мастеру (хотел написать ни много-ни мало) намного больше ожидаемого. А именно, 4230 р. плюс 290 р. за вызов. То есть, 4520 руб. вместо 680-и обещанных!
Наверное, я в тот момент имел очень удивлённый вид, чем слегка напугал мастера.
Конечно, сумма не космическая, но я совершенно не готов был её платить, именно не готов. Да, впрочем, и не хотел. Зная наперёд перспективу получения такого счёта, я от услуги отказался бы. Однозначно.
Во-первых, у меня был выход не остаться без связи. Во-вторых, у меня дома лежал установочный диск, который «читался» (я проверял).
И уже, в третьих, и главных, дома я имел все шансы прибегнуть к помощи квалифицированных друзей, помощь от которых никогда бы не стала платной.
Одно неудобство, мне пришлось бы везти свой раненный ноутбук в поезде, а это и вес и лишние вопросы таможни.
Итак, «прокрутив» быстро все возможные варианты развития дальнейших событий, я, как истинный гражданин одного из самых коррумпированных государств, пусть не мира, но на пост-советском пространстве (догадайтесь с одного раза сами, какого), я начал переговоры с мастером.
Я сделал акцент на двух существенных моментах. Договорённостями с фирмой, пусть и устными, можно было бы считать следующее: мастер установит мне на дому операционную систему, а я заплачу ему оговоренную сумму в размере около 700 рублей. Других договорённостей, кроме этой до конца ремонта не озвучивалось.
Поэтому я, руководствуясь этими, первоначальными, договорённостями (читатель, прости за многократное употребление этого слова), своего согласия на установление некоторых других правил для регулирования наших стихийных взаимоотношений и расчётов не давал!
А согласие (вспомните Ильфа и Петрова) есть продукт при полном непротивлении сторон. Моё же «противление» было более чем очевидным.
Я и М.Зощенко вспомнил: «Ложи, дура, взад, ложи к чёртовой матери!» Нет, не пройдёт.
И, если вернуться к упомянутому дуэту, хотелось громко, как Киса Воробьянинов, крикнуть: «Однако!».
Я взял себя в руки.
Замечу, время уже приближалось к 19 часам, то есть, мастер пробыл у меня около 4-х часов, а положительный результат появился у нас лишь полчаса назад. До этого судьба успешного «ремонта» была не ясна.
Я сказал Диме, что, поскольку меня никто не предупреждал о «таких» вариантах, я указанную им сумму платить не буду. К тому же, я ещё не совсем уверен в работоспособности новой для моего компьютера «операционки».
Поэтому я предлагаю. Я плачу Дмитрию за его труды 1 тыс. 300 рублей, ровно столько у меня сейчас в бумажнике, а он у себя на фирме докладывает о полной невозможности оживить мой компьютер.
Вот где моё коррупционное воспитание, полученное отнюдь не опытным путём, а только лишь простым созерцанием, мне пригодилось.
Мастер (я всё время считал его таковым, особенно после разборки и сборки моего ПК), немного подумав, откликнулся на моё предложение. Он проявил не только сообразительность, но и джентльменские качества.
Он великодушно принимает от меня не 1,300 руб., а всего 1 тыс. рублей (поверьте, за свой труд он заслужил больше), а я, со своей стороны, обязуюсь при звонках от его работодателя озвучить следующую версию.
Компьютер стар, установить систему не удалось, технические тонкости мне неведомы, за вызов и труды я выплатил мастеру 500 рублей, никаких обид и претензий не имею. ОК?
Конечно, Дима, «ОКЭЙ»! Браво! Вот это КОНСЕНСУС! При полнейшем непротивление сторон!
УРА!
Думаю, если бы я поселился в М, мы могли бы очень подружиться с Димой.
Из его конторы звонили 4 раза. Видимо, там очень сильный менеджмент.
Всех интересовало, сколько денег я заплатил, и ни один из звонивших не спросил, почему не получилось с ремонтом, что решили, может нужна более серьёзная помощь? Этих вопросов я не услышал.
Результатом «ремонта» я остался доволен. Всё хорошо, что хорошо заканчивается.
Работать стало приятно, мне всегда нравилась «семёрка», а я давно с ней не работал. Теперь стал вспоминать тонкости системы, восхищаясь своим «помолодевшим» компьютером. Он стал «шустрее», быстрее стали открываться странички, не утомляли «включение и выключение». Немного «драйвер звука» не соответствовал техническим возможностям компьютера, иногда пропадал звук, но я быстро нашёл способ его восстановления и, в конце концов, всегда этот драйвер можно переустановить
Я, скорее всего, получил услугу за адекватную плату. После ремонта работа операционной системы меня устраивала, после чистки вентилятора я забыл о перегреве, после издевательского отношения к пользователю я ощутил комфорт.
Думаю, что и Дима вполне доволен, ведь я его не подвёл.
А теперь некоторые детали для потребителя подобных услуг. Приведу «счёт», составленный Димой (оригинал):
Выезд и диагностика 0
Сбор/разбор 990
Настройка BIOS 800
Создание логического диска 350
Форматирование 250
Установка WIN 7 390
Установка драйверов 5 х290=1450
Последнее действие: 4230+290= предстояло сделать мне самостоятельно.
Если бы я ехидно начал спрашивать, а что это за «драконовские» тарифы на форматирование, создание логического диска, или, как без драйверов можно считать систему работоспособной, то консенсуса, думаю, не случилось бы...
А, вот, отдать 990 р. за наблюдение за разборкой и успешной сборкой ноутбука было бы совсем не жалко. Поверьте.
***************************
И на закуску. Так сказать, вместо эпилога. Причём, в прямом смысле.
Утром, после «обновления» компьютера, я пошёл в один из «Мираторгов» в М, подкупить продуктов. Среди рыбных деликатесов я облюбовал небольшую упаковку с дарами моря. Через прозрачную упаковку хорошо были видны креветки, гребешки, кальмары, мидии и ещё некоторые незнакомые мне доселе обитатели глубин.
На продукт была акция. Вместо 170р. его можно было купить, если не ошибаюсь, за 112р. Я долго не раздумывал. Однако на кассе выяснилось, что приобрёл я упаковочку за номинал.
После «разминки» при ремонте ПК обострённое ещё вчера чувство справедливости не покинуло меня. Я заявил о несоответствии заявленной и уплаченной цены.
Появилась гастрономическая Фемида, убедилась в правильности моих претензий и спросила: «Что будем делать?». Я заявил, что, несмотря на попытку моего «ограбления», аппетита к деликатесу я не утратил. Мне вернули разницу в ценах, и я ретировался, сказав на выходе: «И клиент бывает иногда прав!».
Дежуривший у камеры хранения работник магазина поправил меня:
КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ!!!
Свидетельство о публикации №216062401578