Реальность смысла. Глава 28

Часть вторая. Динамика контекстного взаимодействия и экзистенциальной реализации. Глава 28.

1. В первой части книги мы на конкретных исторических примерах познакомились с понятиями экзистенциального кризиса социальной идентичности, а также регрессии и реализации экзистенциальной пропозиции. Во второй части мы сосредоточимся на анализе разных вариантов контекстного взаимодействия  (что углубит наше понимание кризиса идентичности)и разных типов мировоззрения в их отношении к регрессии и реализации экзистенциальной пропозиции.

2. На примере восстания Сиу и действий Уиппла и Линкольна мы убедились в том, что реализация экзистенциальной пропозиции (в ее конкретном политическом выражении)тесно связана с центральной ролью гипономной парадигмы идентичности, важнейшей (на экзистенциальном уровне, о других более глубоких уровнях идентичности, речь у нас пойдет позже)парадигмы социального опосредования полюсов контекстной матрицы.

3.Упадок гипономной парадигмы НАВ с присущей ей критикой властного эгоизма и коррупции и ее подмена властными инструментальными парадигмами, такими как эпиномика CFD, эгономика CFD (совпадает по контуру с эпиномикой) и волюнтаномика (производная от эгономики парадигма CF`D,где F штрих это точка на центральной инструментальной линии FH, расположенная существенно ниже F) в истории неизменно в конечном счете приводил к поляризации и острейшему социальному конфликту между носителями противоположных типов контекстных модальностей, опирающихся на боковые вертикальные оси матрицы: номотетическую АD(транспозиционная контекстная модальность, использующая контекстное поле А абстрактных принципов,таких как истина и справедливость, ответственных за изменения и переходы из одного положения в другое в рамках матрицы идентичности, за динамический аспект социальной идентичности)и идиографическую ВС (позиционная контекстная модальность, связанная с контестным полем конкретных жизненных форм В и отвечающая за стабильность, устойчивость общественной реальности, статический аспект социальной идентичности).

4. Примеров такого противостояния носителей двух контекстных модальностей, которые при нормальных условиях взаимодополняют друг друга, но в обстановке экзистенциального кризиса и нехватки опосредования вступают друг с другом в антагонистический конфликт, в истории можно найти немало. Таким противостоянием транспозиционных Афин и позиционной Спарты была например Пелопоннесская война (подробнее см. главы 58/64 книги Время смыслов), Гражданская война в США была противостоянием между транспозиционным Севером и позиционным Югом (подробнее см. главы 68/85 книги Время смыслов), во время Французской революции и Наполеоновских войн транспозиционная Франция боролась с позиционной феодальной Европой, Гражданскую войну в России и столкновение фашизма и коммунизма во Второй мировой войне также можно интерпретировать с этой точки зрения и т.д.

5. Конечно такая интерпретация содержит в себе существенное упрощение, реальность всегда намного сложнее и индивидуальные комбинации разных видов и типов идентичности могут меняться на разных этапах той или иной ситуации, одни и те же парадигмы идентичности и контекстные поля и связки могут при разных обстоятельствах играть разные роли (контекстное замещение) и тем не менее в общих чертах эта картина динамики экзистенциального кризиса соответствует действительности.

6. Инструментальные рыночные парадигмы, которые я только что упомянул, при этом выполняют роль центральной вертикальной перегородки между номотетическим и идиографическим полюсами матрицы идентичности, блокируя взаимоотношение и взаимообмен контекстной энергии между этими полюсами, способствуя дальнейшей поляризации и тем самым провоцируя раскол общества на враждующие лагеря. Такая функция центральных инструментальных парадигм легко иллюстрируется геометрически: так например эгономика и эпиномика CFD не имеют общих линий ни с домашней позиционной проксимономикой CBH (с которой мы детально познакомились на примере рабовладельческого Юга США, и которую еще раньше в первом томе книги Время смыслов мы встречали в Булгаковском романе Белая Гвардия)ни с общественной транспозиционной аллономикой DAH (которую мы видели на Севере США и которая нашла свое отражение в позиции самого Авраама Линкольна, например в его детально проанализированной мною речи в Висконсине 1859 г.).

7. Поэтому эти инструментальные парадигмы мы будем в дальнейшем называть дистантивными (поскольку они способствуют удалению друг от друга боковых осей и парадигм). С другой стороны гипономика HAB является коннективной парадигмой, поскольку она сближает между собой два противоположных полюса матрицы идентичности и тем самым способствует их опосредованию и взаимодействию, предотвращая переход конфликта в стадию антагонистического общественного противостояния. Эта роль гипономики хорошо обозначается в самой геометрии матрицы идентичности, где гипономика имеет общую дифференциальную линию ВН с позиционной проксимономикой СВН и общую референциальную линию АН с транспозиционной аллономикой DAH.

8.Как я уже отмечал начиная с середины 19 века роль инструментальных дистантивных парадигм в европейской и американской социокультурной реальности стремительно растет, а роль коннективной гипономной парадигмы снижается, что несомненно сыграло роль в возникновении гигантских социальных антагонизмов и катастроф второй половины 19 и 20 века.

9. В смысле главного интересующего нас в этой книге вопроса о соотношении реализации и регрессии экзистенциальной пропозиции в личной и общественной жизни детальное понимание динамики гипономной парадигмы и связанных с ней типов мировоззрения имеет решающее значение. Именно на этом мы и сосредоточим наше внимание во второй части этой книги. При этом отдельные гипономные системы такие, как система Мадзини и до некоторой степени мировоззрение испанского философа экзистенциалиста Ортеги и Гассета мы будем рассматривать в сравнении с другими более ранними (и в некоторых отношениях более совершенными) гипономными системами, такими как стоицизм, неостоицизм, разные религиозные варианты гипономики внутри монотеистических религий и т.д.

10. Ну а теперь нам пора перейти к анализу идей Джузеппе Мадзини. Мы сделаем это в следующей 29 главе.


Рецензии