Из рассказов моего деда. Про утопленника...

  В том году, я закончил свой самый первый класс, закончил надо сказать на отлично, на пять звёздочек, ну и как обычно, родители на лето привезли меня к бабушке с дедушкой. Вообще-то, меня туда каждый год привозили, и мне это очень нравилось. Все родители стараются  отправить  своих детей на лето отдыхать, кого в деревню, а кого в пионерский лагерь, какая возможность есть, туда и отправляют, что б дети отдохнули, набрались сил, наелись витаминов, повзрослели и вернулись домой уставшие от отдыха, загорелые и немного важные от своей самостоятельности.
  Мне повезло немного больше — меня привезли не просто в деревню, а в деревню, где есть море, тёплое, нежное и фантастически красивое. А это, я думаю ты понимаешь, очень существенная разница. Хочешь сказать -  подумаешь море, речка тоже хорошо? Тем более, что почти в каждой деревне есть либо пруд, либо речка, либо озеро. Понимаю тебя милый друг, и даже соглашусь с тобой, что речка или озеро, это очень хорошо. С самого утра детвора бегут к воде и купаются, купаются, пока не надоест или пока зубы не начнут стучать, а кожа не покроется пупырышками от холода. Потом греются на солнце, валяются на травке. Это хорошо, это очень хорошо...
Но море, это не речка. Это совсем не речка, и даже не озеро. Море оно большое и синее. Море оно разное, когда нежное, а когда хмурое. Море, оно то ласкает тебя, обнимая набежавшей волной, то ворчит, рокочет, швыряется, когда недовольно, но всегда по доброму, главное его понимать, главное его слушать, и слышать, что оно хочет тебе сказать, и тогда твоя дружба с ним будет навсегда. Поверь, это так...
Ты будешь вспоминать его, как лучшего друга, ты будешь скучать по нему, ты будешь стремиться к нему снова и снова,  что б опять услышать утренний шелест его волн...
Что б опять взглянуть на его нежную синеву и рождение нового дня, когда солнце вот-вот выглянет из-за гор и улыбнётся тебе...
Что б ещё раз погрузиться в красоту фантастических закатов, когда хочется заглянуть туда в даль, куда прячется солнце, туда, куда ты улетаешь вслед за ним в своих мечтах...
И опять насладиться в его нежной прохладой на утренней заре и теплом парного молока в конце дня, когда вода нагрета за день совершенно раскалённым солнцем...
Море это радость, море это мечта каждого ребёнка, который хоть раз окунулся в его нежные воды...
Море это то чудо, которым хочется наслаждаться и наслаждаться...
Море... Это море...
Ну вот, ты теперь понимаешь, что такое море, это далеко не речка, хотя и речка там тоже есть,
горная, резкая, стремительная, и всегда немного холодная...
Привезли в деревню, оставили и уехали. И вот она воля, вот она свобода. Бабушка и дедушка, бабуля и дедуля, родные люди, самые родные, и ни какого тебе надзора...
Утром позавтракал и на море, купаешься, загораешь, опять купаешься и опять загораешь, и всё в волю, и ни кто не думает, что  ты плавать не умеешь, и что долго сидишь в воде, что уже  губы синие...
Несколько дней такой воли, дают свои результаты — оказывается не обязательно уметь плавать над водой, ведь можно плавать и под водой, и это гораздо легче. Набрал полную грудь воздуха и нырнул, и гребёшь руками, но под водой, и даже в глубину. Не улыбайся, я понимаю что хочешь сказать - воздух мол кончается, и что тогда?
А тогда, я выныриваю, набираю опять воздух, и опять ныряю, и плыву, но уже назад. Жаль, что на берегу я один, и ни кто не может по достоинству оценить мои успехи. Очень жаль...
  Но этого, нашему сорванцу мало, через несколько дней, он начинает замечать, что многие люди, те, которые отдыхающие, взрослые конечно, переходят через речку и купаются в море, но на той стороне реки. Пару дней наш совершенно самостоятельный ребёнок осмысливает поступки взрослых, и понимает, что на той стороне реки вода в море теплее, а на этой, где он купается, вода сверху от речки прохладная, и это создаёт некоторый дискомфорт в его купании...
- Хочу на ту сторону, хочу купаться там, - свербит шилом в его заднице...
И нет, что б попросить взрослых перевести его за руку, нееет, он решает это сделать самостоятельно, ведь там где все переходят речку, на его взгляд, не очень глубоко, и ему будет приблизительно по грудь...
А вода холодная, а течение быстрое...
А на той стороне вода в море, как ему казалось, самая тёплая...
Отошёл подальше, что б, быстрое течение сразу не унесло в море, и что б идти по течению, и по диагонали, ведь так легче...
А ведь правильно решил, но немного не расчитал, нет собственного опыта...
Один шаг, второй, третий, и уже смелее - четвёртый, пятый, уже вода по пояс, а течение его потихоньку сносит, но он шагает, вон оно тёплое море, ещё немного и он там...
Дно из под ног ушло внезапно, раз и нет его, он даже не испугался, только успел схватить ртом воздух и ушёл под воду с головой...
- Надо плыть,  - мелькнула мысль, а это он как раз умел. И поплыл, и вынырнул, и схватил опять воздух и опять нырнул, ещё немного и я на той стороне, даже чуть-чуть радостно стало, что всё так удачно складывалось...
Но не тут то было, видимо за мной наблюдали. Я под водой, почти как Ихтиандр, а меня безжалостно в охапку и на берег...
Моему возмущению не было предела, даже расплакался от обиды...
Я ненавидел этого отдыхающего. Мало того, что он порушил мою мечту об очень тёплом море, он рассказал всем, что я тонул, и что он меня героически спас. А в то, что я плыл под водой сам, ни кто не верил...
- Вот если б ты утонул, - сказал мой дедушка, я бы тебя тогда вытащил из воды и стал бить веслом...
Мы сидели на берегу моря, он смотрел в даль, туда, за горизонт, куда прячется солнце. Блики заката играли на воде словно розовые солнечные зайчики, перескакивая с одной волны на другую, потом на его лицо, рубашку, и всё вокруг было розовое и празднично-нарядное... 
- Зачем, - я был сбит с толку, таким отношением к себе...
- За делом, что б ты думал в следующий раз, что можно делать, а что нельзя...
- Так я плыл под водой, а он меня...
- Надо учиться плавать Колюшка...
- Я умею, только под водой, вот смотри, - и я с разбега нырнул в розовое море, проплыл метров семь-восемь от берега, вынырнул, вдохнул воздуха и так же под водой вернулся назад.
- Молодец, - улыбнулся дедуля, молодец, но всё равно будем учится плавать...
- Сейчас?
- Нет, завтра, сейчас уже поздно...
И он медленно, даже как-то задумчиво, как мне казалось, оторвал свой взгляд от заката, достал сигарету из портсигара, вставил её в мундштук и закурил.
- Вот знаешь, - начал он выпуская вверх сигаретный дым, вот ты знаешь сколько людей тонет в море, особенно те, которые не умеют плавать?
Я молчал. Откуда я мог знать, сколько людей тонет. Я даже ни одного не видел, кто б тонул, или уже утонул. Да я даже и не задумывался об этом. Может и тонут, а я то тут при чём?
- Вот, ты не знаешь, а прошлым летом, три человека утонуло, только здесь, у нас...
Я продолжал молчать, ожидая продолжения рассказа.
- Один мальчик утонул, в прошлом году, знаешь как его мама плакала? Он полез в речку один, а плавать не умел, и его течением унесло в море, а увидели не сразу, и пока вытащили его, уже всё, капут...
Дедуля затянулся ещё раз, выпустил дым через нос, помолчал, и опять задумчиво произнёс:
- Мдааа, как она плакала. Ты ведь не хочешь, что б и мы плакали по тебе?
- Нееет, - я в ужасе замотал головой, вдруг представив, как будет плакать моя мама. Очень жалко стало, и меня и маму...
- Потом ещё тонули, но одного спасли, успели, - дедуля затушил сигаретку о камень, продул мундштук, и пропев тихонько песенку-присказку — браво, браво рюуский штук, курит трупка бес мунштук, убрал его в корман...
- Это как, - спросил я.
- Что как, спасли как?
- Да...
- Да так и спасли, вытащили на берег сразу как только он захлебнулся, и стали откачивать... Что интересно? Я мотнул головой.
Он помолчал, потом поднял плоский камень, подержал его в руке, с силой запустил блинчик по воде, я насчитал одиннадцать раз, прежде чем он утонул, и продолжил - ну, ладно, расскажу... Я тогда на берегу был, леферу ловил, ух и выпрыгивала же она из воды, за мелочью гонялась...
- Дедуль, а что такое лефера?
- Лефера? Это такая рыба, она бывает большая, вооот такая, - и он развёл руки в разные стороны, показывая, какой большой бывает лефера...
- Я ловил её на блесну, но она постоянно срывалась. Раз, другой, третий, и вот кааак дёрнет меня, ну думаю, всё, попалась, теперь не уйдёшь, тащу, а она упирается, а я всё-равно тащу... Смотрю краем глаза, недалеко от меня на берегу собрались люди, и что-то кричат, суетятся...
- О чём разговорчики, - это мой дядя Ваня подошёл к нам, дедушкин сын и присел рядом, - о чём беседуем, а Колюшка? Рассказывай, как тонул, как тебя спасали, - и весело засмеялся.
- Я не тонул, - ну и обидно же было, ни кто не верил, что я плыл под водой. Я не тонул, я плыл под водой...
- Завтра будем учиться плавать, - сказал дедуля.
- О чём разговор тогда?
- Да вот рассказываю, как отдыхающего откачивал в прошлом году...
- Когда леферу ловил?
- Ага. Ну вот, тащу я её тащу, а она упирается, а люди кричат, руками машут, я потихоньку к ним ближе подхожу, а сам тащу леферу, не отпускаю...
- Такая сильная рыба, - удивился я.
- Так она знаешь какая большая была, почти с тебя, ну может немного меньше, - улыбнулся дядя Ваня.
- Подхожу ближе, смотрю, вроде человек лежит на берегу, а вокруг все суетятся и не знают что делать, только бестолково руками машут. Думаю себе - солнечный удар наверно, плохо стало человеку. Потом смотрю - не похоже. Ну и крикнул — что с ним?
- Утонул, не знаем что делать...
- Искусственное дыхание кричу делайте, а сам тащу леферу, упираюсь, ведь бросить жалко...
- Не умеем, - кричат...
- Ну думаю, надо спасать, а рыбу бросить не могу, азарт, и человека жалко, только и крикнул, - сейчас подойду...
- А рыба, - спросил я.
- А она кааак дёрнет меня, слабину почуяла, я чуть и не упал. Ну всё, думаю, надо кончать с ней, пару раз что есть силы дёрнул леску как следует на себя, и бегом побежал от воды, вот так и выволок её на берег, ох и здорова была. Брыкалась, прыгала, извивалась всем телом. Но мне некогда было с ней разбираться. Держи, - кричу одному мужику, смотри, что б не убежала в воду, а я к утопленнику...
- Даааа? Я аж рот открыл, - и что дальше, ты спас его?
- Подбежал к нему, рот ему открыл, а у него язык запал в горло...
- Это как, язык в горло? Мне аж страшно стало...
- Язык вытащил, перевернул через колено и вода потекла из лёгких, ну я его опять на спину и стал искусственное дыхание делать...
- Это как, - у меня аж напряжение во всём теле появилось...
- Руки развёл в разные стороны, потом сжал их, потом нос ему зажал и воздух вдул, через рот, потом на грудь стал давить резко — раз, раз, раз. Потом опять руки, потом воздух в рот, потом опять на грудь  - раз, раз, раз...
- А на грудь-то зачем давить, - не понял я.
- Массаж сердца делал. Только резко надо, вот сюда, раз, раз, раз...
- А дальше, - у меня аж слюна потекла из открытого рта.
- Дальше? Дальше тоже массаж и искусственное дыхание...
- Долго? Не унимался я.
- Долго делал, потом смотрю, а он, этот парень смотрит на меня и говорит:
- Дядя может хватит, а то ты мне всю грудь сломаешь. А я, не поверишь, остановиться не могу, делаю и делаю массаж, весь в напряжении, а ты точно, спрашиваю его - жив, а он отвечает, жив, точно, хватит дядя, а то ты меня задушишь...
- И всё, он ожил? Я аж слюну сглотнул.
- Ожил, - дедуля опять достал сигарету из портсигара, вставил в мундштук и закурил...
- Вот так Колюшка, будем завтра учиться плавать. Будем?
- Будем, - ответил я. А рыба?
- А что рыба? Рыбу съели, вкусная была, да Ваня?
- Да, папа, вкусная, - подтвердил дядя Ваня. Смотри-ка дельфины...
- Где, где? Ой, точно, - обрадовался я.
- Значит хамса подошла близко, - сказал дедуля, пора уже, может завтра на самодур, а, Вань?
- А что, можно и на самодур...
- А я? А плавать...
- А ты с нами, будешь на вёслах сидеть, пока мы рыбу ловить будем? Только рано встать надо. Встанешь?
- Конечно встану,  - обрадовался я. Кому же не хочется на рыбалку, да ёщё в открытое море, да ещё на вёслах, а там может и дельфины близко подплывут, у меня аж душа тогда запела от радости. Дедуль, а почему ты меня веслом бить хотел, - вспомнил я.
- Когда?
- Когда я утону?
- А что б ты знал, что тонуть нельзя, - засмеялся дедуля, а вслед за ним и дядя Ваня. Всё, рыбаки, пошли домой, ужинать пора, да и вставать завтра рано. Хамса ждать не будет...


Рецензии