Несценарий. об изображении вод...

          Переплетающиеся образы и темы, рифмы кадров-фотографий и звуков, не позволяют мне сформулировать идею сценария в двух предложениях, как советовала консультант из Голливуда, заехавшая в бурные дни на излёте «перестройки», в наш киноинститут у метро "Ботанический сад" ("Платонический зад", - говорил Лёха Алексеев, хиппи, мастер аска, от слова "аскать", то бишь стрелять деньги вокруг Арбата, а на ГоголЯх откликаться на хипповское имя Селятино или просто: «Сел-яя яаа!..»)) Мы ж там жили,Ё!)))
 

         В азиатском нашем дворе, со мной подружился парень постарше, вроде семиклассник - говорили: он только недавно вернулся из колонии для несовершеннолетних.
 
Зауважав меня за спортивность и бесшабашность, всюду таскал за собой и однажды, когда мы собирали бычки под  школы, предложил забраться в школьный зубной кабинет на первом этаже. Это была моя школа № 13…

Ловко, пятаком отодрав рейки от окна, он бесшумно вынул стекло и я оказался внутри… Лишь только я вошёл домой, мама обнаружила у меня полные карманы блестящих зубоврачебных инструментов, таких гладких и ловких. Мать сразу же повела меня к нашей классной руководительнице Нине Теодоровне. Классный руководитель начинал с пятого класса, значит мне уже было около двенадцати лет и скоро мы должны были переехать в Подмосковье.

Парень с нашего двора опять исчез, а я же продолжил хулиганить: лазил с пацанами в кинотеатр «Узбекистан» по пожарной лестнице, через вентиляцию под крышу, откуда мы смотрели «Фанфан-тюльпан», французский фильм «дети до шестнадцати не допускаются». С высоты навесного потолка кинотеатра "Узбекистан", чёрно-белые герои имели короткие ноги, но сцену в стогу с пышногрудой пейзанкой я запомнил на всю жизнь.


         Переплетающиеся образы и темы, рифмы кадров-фотографий и звуков, не позволяют мне сформулировать идею сценария в двух предложениях, как советовала консультант из Голливуда, заехавшая в бурные дни на излёте «перестройки», в наш киноинститут у метро "Ботанический сад" ("Платонический зад", - говорил Лёха Алексеев, хиппи, мастер аска, от слова "аскать", то бишь стрелять деньги.
Просто: «Селя»)))).


     Я возвращаюсь в город своего детства опять и опять. «Рок ли меня ведет или подсознание безобразничает… кажется я жил здест…» - так говорю я за кадром своего фильма словами моего соавтора Аркадия Славоросова…

Бассейн города Навои, города моего детства.
Я участвую в заплыве с юношами постарше меня. Это открытый бассейн «Дельфин» - голубое пространство под палящим солнцем, расчерченное красно-белыми дорожками из пенопласта.

Меня, мальчика, поставили в один заплыв со взрослыми! Сто метров вольным стилем: «На старт! Внимание! Марш!!» - выстрел стартового пистолета и девять парней бросаются в воду, я вместе с ними.
Несколько гребков и я вижу из-под руки, что иду чуть впереди, на полголовы, но тут включается разум: выдохнусь, резко взял со старта, надо поберечь силы, ведь они выносливее…
Я чуть сбавил и проиграл.

До сих пор жалею, что доверился своему умишку, а не чувствам. Так что теперь, особенно после общения с Гурой, как снимая пафос называю его теперь, через много лет после его смерти, - больше доверяю интуиции.

Гуру (читай мои эссе про Гуру и Мираж) его прозвали хиппи из кафе «Вавилон» («Аромат», Суворовский бульвар), и потом многие тусовавшиеся на Гоголях и Арбате, теперь собирающиеся 1 июня, в День Защиты Детей на поляне в парке Царицыно, так называют Аркадия Славоросова, автора легендарного романа «Рок-н-ролл», написавшим для моего фильма закадровый текст, где говорит он обо мне, вернее авторе-персонаже, потом наш диалог - наш с ним о моем герое, - и мой голос, сопровождающий почти всё путешествие автостопом в  поисках дочери. Якобы, конечно, автостопом, ведь я использовал арендованный для съёмки автобус «ПАЗ» с одной дверкой. В кадре она слегка таинственно открывается и дорога как бы поглощает Автора-Персонажа по имени (одним словом) Сашакузнецов…


И возникает в судьбе тема воды – вновь и вновь – после бассейна. В Управлении, где работала мать, был пруд с дощатым помостом, вроде природного водоема, превращенного в бассейн.
Помню, в какой-то праздник, профсоюзный комитет устроил там соревнования по плаванию и мама выставила меня как бы вместо себя – я тут же выиграл будильник, большой и железный «Севан».
Он долго служил мне, поднимая в школу, но однажды, уже вернувшись в Навои восемнадцатилетним, работая на заводе электро-монтером ремонтником (см. мой роман «Трудовая книжка.doc») , я вскочил со своей тахты лбом о стену, так громко он тарахтел. Теперь-то уж, можно честно признаться - с вечера я был на дискотеке и выпил много сухого вина… с ведро))

И к теме превращения в изображение - вспоминаю 1967-ой год, глядя на небольшую черно-белую фотографию: отец такой светлый - стоит в лёгком, модном габардиновом пальто, положив мне руку на плечо. Я в берете. На втором плане бежит к нам Женька Двуреченский. Мы идём на демонстрацию в день пятидесятилетия Советской власти. Было это точно - в шестьдесят седьмом, как раз в том году меня отправили из Навои, в пионерский лагерь имени Олега Кошевого в город Евпаторию, на Чёрное море. И там я победил в заплыве – на меня надели красную ленту с золотыми буквами: «Чемпион».

Тема Водички: С командой пловцов ДЮСШ «Дельфин» (Детско-Юношеская Спортивная Школа)  я объехал весь Узбекистан, выступая на соревнованиях: Наманган, Уч-кудук, Ташкент.

Радость победы и внимание зрителей помогают жить. Когда в 1993-ем году в московском «Доме Учёных» на премьере фильма «Мираж», научная интеллигенция задавала мне вопросы, доброжелательно отнесясь к фактически первому, ведь на кинопленке 35мм и на государственной киностудии я снимал впервые в жизни, - доброжелательно отнеслись к фильму, но ведь тогда я был молод и нетерпелив, всё беспокоился не опоздать в буфет с друзьями, а теперь вот понимаю, что той встречей, я жил до следующего фильма. Долго…

Я назвал его «Прохожий». "Время, место – мираж, прохожий" - прочёл я потом у Брюсова…
https://www.youtube.com/watch?v=_wuBI7Bf6_

Саша Валера (режиссёр Саша Кузнецов)
=========
E-mail: kuznecovsasha@mail.ru


Рецензии