189. Поэзия и пьяномания

Я знаю, быть пьяным искусство..." Лень Самцов. "Фаллософия".Стихи. Уфа, "Вагант",2008 (Уфимская книга).
Раздел "Алкополдень".

Лень Самцов (Сам Ленников)- псевдоним уфимского поэта,не желающего афишировать своё истинное имя. Доподлинно известно только,что он очень ценится здешними "профессионалами от искусства".И хотя его стихи признаются в Уфе много лучше,например,моих,я готов уступить пальму первенства - лишь была от этого польза самой Поэзии!Но,читая одну из его множества книг,не могу удержаться от критики чествования алкоголя,которое имеется в одном из разделов книги.
Вряд ли поэзия место попоек,вряд ли её король фаллос. Само название книги "Фаллософия" бестактно,унизительно для поэзии вообще,я уже не говорю,оскорбительно для философии.
Обычно название поэтической книги о том,что её создатели хотели бы поставить в центр книги,представить сущностью данной поэзии. У разбираемого автора достаточно хороших стихов и строк.Но "бренность жития" настолько "убила" автора ещё при жизни,что уже нет надобности писать глубоко и талантливо. Водка и секс объявляются святынями. В разделе автор бравирует своей способностью пить. Другой,последний отдел книги - неприличные стихи о сексе - второй основной ценности автора.Но,если главенствуют,то это ценности примитивного сознания,а поэзия тогда его самовыражение.Копировать же будни и прозу дней в поэзии - графоманство.Отчаянье и злоба должны преодолеваться психологически.Если одухотворённое и на нравственной основе Отчаянье может допускаться в поэзию,то озлобление её губит.Я не могу согласиться с такими тенденциями,даже если они имеют высоких покровителей.
Я беру один раздел книги,тот,где главный герой - алкоголь,а главная тема - его прославление,когда он становится символом мужественности и предельной высоты жизни.
В аннотации к книге заявлено почему-то,что в разделе "Алкополдень" помещены стихотворения АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ (?!) тематики.Но в разделе лишь одни стихи можно,с натяжкой,принять за таковые.Автор сознаётся и сожалеет: "Я болен алкоголем" ("Ноль...ноль,ноль",с.86.) Остальные стихи о том сколько и как автор пьёт и восславление алкоголя. В предыстории к стихам "Чем пахнут ремёсла?"(с.81),автор сообщает нам,что эти стихи следствие его попойки с товарищем. Вот как создаётся нынче высокая поэзия.На протяжении 34х строк мы получаем одну информацию - кто чем пахнет:
"Водкой и пивом пахнет лифтёр.../ Водкой и пивом пахнет маляр.../ Джимом - буфетчица из ресторана..." И т.п.Пахнут ли данные стихи графоманством,судить читателю.
В стихах "Мир был иной..."(с.85)автор ограничивается перечислением: "На красное подано было вино, / На белое - водка со льдом." Это "что подано" с примитивной символикой всё содержание стихотворения.
Есть у автора венок сонетов "Спирт и сахар".Слава богу, эти стихи почти не об алкоголе - про быт и любовь.В сонете №1 есть такие по настоящему замечательные строчки (лучшее,что есть в разделе):

И только тьма
Из подворотни смотрит жёстко
Глазами пьяного подростка... (с.57-58)

Но в заключительном сонете получается:

"Мне суждено на мир смотреть
Глазами пьяного подростка..." (С.65)

Это тоже замечательное и очень верное прозрение автора,относительно себя и как поэта "алкогольной тематики".
Поскольку "Плита могильная всех ждёт" (сонет №10,с.64),автор находит смысл бытия в водке.
"И понимая,что погиб" (сонет №13,с.64),начинает бравировать своей способностью пить: "Никому меня не перепить..." ("Никому...",с.84).
В стихах "Время" автор сообщает человечеству и потомкам важную новость, - что он пьёт 24 стопки на дню (с.74).
"День начинается с вина" - гласит название других стихов (с.72).
Автор пытается оправдать своё пристрастие к алкоголю:

"Есть водки литр.Поверьте,это стимул
Чтоб вены не распорывать ножом..." ("Пью пиво...",с.69).

Предположим. Пить - личное дело автора.Не находить иных стимулов для "жизни" - тоже. Но делать свою алкогольную жажду центром и сущностью поэзии,делать алкоголь основным стимулом поэзии - это слишком.
Вот стихи "Мы пили водку,пиво и коньяк" (с.78) В результате этого:"Я понял,все такие же,как я". Это настоящий лозунг примитивного сознания,оправдывающего свои пороки пороками других.
В венке сонетов автор спрашивает: "Но покажи мне человека,/ Кто "ни вот столечки" не пьёт" (сонет №4,с.59). Вывод ясен: надо быть как все. На мой взгляд,особенностью поэта должно быть его желание быть единственным и неповторимым,противостоять чуждому,если и погибать,то не в скотском состоянии,изрыгая в саму поэзию винные пары.
Наш поэт - раб водки. Он ещё и бахвалится этим. Стихи могут писаться или нет,но выпить надо обязательно. Поэт сообщает нам (и это трагический вопль души!) - "Бьёт полдень... Я с утра уже не пью... ("Бьёт полдень",с.58).
Но,слава судьбе,в городе нашем:

"Женщины бл...ди,вечером - пьянки..." (с.76).

Результатом таких установок могут быть такие,например,бездарные стихи,как "Курит с дамой..." На протяжении 16 строк мы узнаём лишь одно - "Значит,снова пьянка у соседей..." (с.70).
"Антиалкогольная" атака на читателей выливается у автора в изречение,взятое из самой души:

"Водка хорошо пьётся,когда она есть". ("Моё отношение к вопросу о водке",с.66)

В наши дни алкогольная тема очень популярна в поэзии.Самих поэтов можно разделить на критиков и пьяноманов (условно). Подобные стихи легко читаются,думать не надо.Копируют быт,негативное в нём и называют это поэзией.
Но нужна ли поэзия пьющему человеку,или она лишь становится придатком к его алкоголизму?
Для такого уже сама водка - поэзия жизни.
Так нет ведь,пьют и пишут!


Рецензии