190. Поэзия З. Н. Гиппиус

З.Н. Гиппиус.

Зинаида Николаевна Гиппиус (псевдоним Антон Крайний).

1.
При жизни этой очень известной поэтессы своего времени и посейчас, отношение к ней читателей очень неоднозначное.Современность не устраивает её холодный пессимизм, а его страдания,его тоску по светлому она не видит.И философия,эта душа Гиппиус в её конфликте с миром,также чужда нашему веку. Придёт время и Гиппиус забудут.А жаль. Сколько огня скрывают её льды!..
Итак,не всех устраивает её личность,не всем приходятся по вкусу её стихи.Её читатели должны быть созвучны ей по духу и образу жизни.Обычно её обвиняют в крайностях,эгоцентризме,холодности,упадничестве,рассудочности и даже в излишнем мужеподобии.Она никак не желает быть центром коллектива,дамой на светской вечеринке. Она блуждает по своим дорогам в одиночку и никогда не найдёт что ищет - великой любви к жизни.Невольно и сама жизнь часто выступает в маске смерти,как протест против тьмы,которую иначе и не осилишь.Расстаять в свете и позабыть всё тёмное!Но при всех противоречиях своего мировоззрения, поэтесса всегда имеет мужество отстаивать личное мнение,иметь его. Почему гиппиус пожелала утвердиться в поэзии в роли мужчины? не только потому,что в то время поэзия считалась чисто мужским занятием,но она действительно обладала мужским умом,мужским духом - её женское тело было дано ей судьбой по ошибке.Поэтому она была так талантлива в рефлексии,но и отсюда же холодность её стихов.Вместе с тем от женского начала её досталась в поэзии пластичность,чувство не только прелести жизни,но и её глуины,её противоречий.Поэтесса тянется душою к сущностям,ей мало просто явлений,она отстаивает - наперекор всему - свои моральные ценности.Мужское начало стремит стихотворца в сферу духа,Идеи,выявляет трагику бытия и жития.Но едва ум получает приоритет над чувством,он уже симпатизирует всему космическому,родовому.Формируется способность к критике реальности.Созерцательность,а не практицизм - главная особенность таких поэтов.Отсюда поэт становится неприкаянным, человеком не от мира сего,его эмпирическое и духовное начало синтезируются,он житель двух миров,сразу и реалист и фантазёр.Поскольку же поэзия это всегда мечта о должном,добром,чистом,светлым,то неверие в силу добра становится столь же сильным,как нежелание подчиняться злу. Так сама действительность творит элегика.В итоге же идеальный мир,пусть и недостижимый часто,является самым ценным для элегика. Тьму саму он исполь зует как дубинку против тьмы же, показывая негатив,протестует против него.Паталогично всё это или нет не важно. Но именно всё это придаёт поэзии автора всю её остроту, ориги нальность,глубину.

2.

Чувства по сравнению с рефлексией,кажутся в поэзии Гиппиус слишком слабыми,второстепенными.Но это иллюзия. Просто в чувствах много негатива.Что дано в форме рефлексии, эмоционально уже пережито,перечувствовано.Это не декадентство,как ммодное кривляние в стихаах "страдающей".перед тем,как попить кофе,дамочки.Почему-то сочинители этого типа всегда "верят в рай",пусть потерянный,который нельзя найти, но ради этого далёкого света и пишутся стихи и даже грусть их светла.В жизни такой человек вынужден довольствоваться миражами рая, т.е. живёт в своеобразном аду вечного неудовлетворения.Быстро сознаётся, что Знание никогда не бывает полным. В силу этого главным становятся мотивыТайны и Смерти.Отрешённость от мира и невозможность отрешиться до конца.Язык поэзии метафоричен,образен,символичен, но именно это хорошо помогает ему отражать,выражать реальность,выявлять суть событий и явлений.Так или иначе выбирается приоритет - Мир или Душа(Дух),внешнее или внутреннее,обыденность или грёза.Мир остаётся позитивен в той мере,в какой он приобщается к ценностям разума и сердца.Сама Душа оказывается миром - с его туманами и противоречиями,страданиями и наслаждениями.Дух устаёт летать,но так и не найдёт себе острова-пристани,отдохновения. Дух соприкасаетсяя с миром метафизическим,тайн и чудес,особых ценностей и путей.Трагичность сплетается с героичностью жития-духа-в-мире-сует.Всё вылупляется из Тайны и в ней же исчезает.Неясность томления духа и в то же время поэтесса понимает,что хочет. Она жаждет Знания и Чуда.

Увы,в печали безумной я умираю,
Я умираю,
Стремлюсь я к тому,чего я не знаю,
Не знаю...

...Но сердце хочет и просит чуда...

...О,пусть будет то.чего не бывает,
Никогда не бывает,
Мне бледное небо чудес обещает,
Оно обещает!.. ("Песня",1893 г.)

3.

И в итоге;
Мне нужно то,чего нет на свете... (Там же).

Таково кредо поэтессы.Во-первых,утверждается приоритет желаемого над действительным,души над миром.
Во-вторых это кредо сразу настраивает нас на обречённость,на поражение,на недостижение желаемого.Поэт гибнет сердцем в этом мире категоричном,чуждым,заблудшимв хаосе и системе скучных,злых,мелких закономерностей.Мир бесчудесен,поскольку даде не верит в чудо и не хочет его.

Печаль ведёт меня...
Но странно сердце радуют
Безмолвие и Смерть...
...Мешается,сливается
Действительность и сон,
Всё ниже опускается
Зловещий небосклон.
...Людлюедостижимое... ("Снежные хлопья".1894.)

Но с миром внешних закономерностей отвергается и серая обыденность нашейдействительности;отвергаются обыватели,привыкшие любить людей абстрактно и издали.

Не осуждай меня,пойми:
Я не хочу тебя обидеть.
Но слишком больно ненавидеть,
Я не умею жить с людьми.
И знаю,с ними - задохнусь,
Я весь иной,я чуждой веры;
Их ласки жалки,ссоры серы,
Пусти меня!Я их боюсь!.. ("Не осуждай ..." 1894).

В мире обывателей искренность превращается в наивность,и диалог часто имеет значение монолога.
"Я" персонажа и "Я" самой поэтессы здесь почти полностью идентичны.Стихи Гиппиус - это рассказ о трагедии человеческой жизни на земле,об одиночестве поэта - падучей звезды,неприкаянного сердца, которое хочет сделать много благого,но не может,не умеет или ему не позволяют.Поэт хочет обогреть - и обжигает.Разумеется,не все поэты таковы,но во времена Гиппиус таких поэтов было куда больше.чем сейчас.

4.

Смерть - преддверие мистического перевоплощения души стихотворца в волну.в облако.в звезду.в космическое сознание.Уже сама пэзия в процессе творчества уже как бы "смерть2 обыденного человека.который в поэзии вдруг становится представителем родового.а то и космического сознания.Если жизнь - страдания и терзания. то смерть видится как успокоение или даже как выход эроса-души из одряхлелости тела.Смерть может пониматься и как мистическое,новое,высокое бытие.слияние части с Целым,с Абсолютом.с Знанием.

Беспощадна моя дорога,
она меня к смерти ведёт.
Но люблю я себя,как Бога,
Любовь мою душу спасёт. ("Посвящение",18940).

Здесь не пример крайнего эгоизма автора. Любить себя"Как бога" - Любить Бога в себе", любить саму любовь. Бог есть Любовь,Созидание,значит созидание есть Бог,а любит в себе Гиппиус именно созидающее,творящее.духовное начало.Любить Бога-Любовь в себе,любить то позитивное,чистое,что и делает возможным духовное возрождение личности через творче ство,хотя бы на время оно.

В аспекте спасения и смерть предстаёт,как преображение. Основы же уже заложены:

Но я знаю,дух мой высок!.. (Там же).

Таким образом,мрачные по виду стихи могут быть светлы и оптимистичны "изнутри",по главным своим смыслам и стремлениям.Человек в этой поэзии борец за высокое,каким бы оно его не понимал,а не простой обыватель.

Георгий Адамович в предисловии к стихам Гиппиус в одном издании честно признаёт: "Стихи З.Г. трудно любить,но их трудно и забыть".
Всё же стихи эти трудно помнить обычному человеку,поскольку они не о нём,чужды ему,раздражают; их хочется поскорее выкинуть из памяти,объявив упадничеством,декаденсом,трупокопанием.Поэтому напрасны призывы поэтессы к массовому читателю:

Пойми меня,когда меня не станет.
Люби меня...Иди за мной... ("Иди за мной...",1895.)

Стихотворец дан,навязан судьбою самому себе,не в силах убежать от себя.Со всеми своими сомнениями и верой,противоречиями и парадоксами,достоинствами и недостатками он полностью принадлежит себе, его все возможности и есть он сам.В нём сливаются в одно целое радость и страдание,спасение и обречённость,свобода и долг.Но тип поэта при всём том формировал и тип читателя,своего читателя,свой остров родственных душ.Общество преследовало своих поэтов - и всё же ценило их,как некий свет,"который во тьме светит".Не связи а талант создали славу пПушкину. В наше время поэтическая среда рационализуется,не читатели даже определяют престиж сочинительство,а то,что он член Союза Писателей,что его опубликовал один раз престижный журнал, что он имел общение в уютном кабинете с самим министром культуры,который одобрил его творчество. В совсем новое время опять всё меняется,талант уже ценится выше связей,но всё тонет в обилии информации, океаны сочинений,миллиарды авторов - и в этом потоке потоков трудно сориентироваться,найти родственную тебе душу,среди авторов и читателей. Обилие новых и современных сочинителей делает чем-то мелким,незначительным,всех этих становятся модными в школьном смысле этого слова и потому сохраняют ещё свою значительность. Поэзия уже не имеет значения подвига жизни отдельной личности,а именно это и было существенно для Гиппиус.

5.

При любом раскладе сил,обстоятельств,средств и целей,поэт,по мысли Гиппиус, должен оставаться поэтом,главным естествоиспытателем жизни и души. Более того,он должен быть мудрецом,некой духовной элитой.Он должен знать,что...

...Надо всякую чашу испить до дна. ("Вечерняя заря",1897).

Поэтесса говорит о душе:

И если боль её земная мучит -
Она должна молчать.
Её заря небесная научит
Безмолвно умирать. (Там же).

К сожалению,поэт прозревает,что душевное и духовное единство людей возможно не в неком сытом и самодовольном жизнепрожигании,а в ситуации трагизма,духовного подвига одиночки,жизни наперекор всему бездуховному.Нельзя отстоять дух до конца - возможна гибель в нём.Во всяком случае,поэт призван мучиться и чужой болью.Только так он достигает высот.

Гиппиус поднимается до самых философских обобщений:

Лишь в неизменном - бесконечность,
Лишь в постоянном - глубина
И дальше путь и ближе Вечность
И всё ясней:любовь одна!

Через все негативности приходим к сознанию важности общечеловеческой,всякой,любви.Не умеющая любить по обычному,гиппиус всё же имела одну святыню - любовь.От сексуальной до религиозной,от любви к котлете к любви к человечеству - много форм любви на Земле.Но,с позиции Гиппиус,в мире по настоящему вечна и постоянна лишь любовь к Вечности (= к высокому,нравственному,человечному,даже мистически-божественному).Обычные люди лишены постоянства,они и любовь свою могут превратить в плаху; самое светлое они могут затемнить,исказить,опошлить.Они слишком отождествляют свою любовь со своим эгоизмом.Гиппиус алчет Абсолюта - или ничего.Ощущая себя жрецом и пророком Любви-вечности,поэтесса вместе с тем ясно сознаёт себя человеком не от мира сего.Она сознаётся:

Мне мило отвлеченье;
Им жизнь я создаю...
Я всё уединённое,
неявное люблю.
Я раб моих таинственных
Необычайных снов...
Но для речей единственных
Не знаю здешних слов. ("Надпись на кашне",1896).

Важно понять,что эта вечная любовь для Гиппиус в мире обыденного становится тягой к грёзе,к мечте,к необычному,более,чем к прошлому и грядущему,чем к настоящему. Нравственное,осмысленное,творческое бытие - это скорее то,что не есть и не будет даже,а что,в согласии с законами красоты и добра.должно быть,хотя бы в чувстве,мыслях,грёзе человека.
Этот полуутопический мир имеет свои странности и противоречия. Это пропасть,которая сразу устрашает и притягивает.Святыня предполагает некий страх,трепет перед её величием.Но поэтесса осмысливает эту тему так

Мне страшно,что страха в душе моей нет...("Никогда!"..1893).

"Да" должно превратиться в "нет",чтобы потом опять вернуться в исходное,но уже умудрённое,прочувственное,осмысленное "Да".

С моей душой,безумной и мятежной,с душою говорю... ("Мгновение",1898).

Здесь "безумие" с точки зрения обывателя и прозы жизни,с точки зрения обычных эмпирических ценностей.И это действительно необходимость безумия в пределах сих.В то же время сама душа сочинителя становится космосом,а монолог человека превращается в диалоги сил и абсолютов некой метафизической реальности.

В мире только Бог,небо и я" (Там же).

6.

Уединение - ценность поэтессы.Но Гиппиус фактически была активным членом социума,духовным помощником,а то и оппонентом друга-мужа Мережковского.Она вращалась во множестве литературных кругах,обладала большим авторитетом и известно стью. Гиппиус казалось бы достигла невозможного - сразу сумела врасти в жизнь,активно адаптируясь к ней,и остаться навсегда и в главном отчуждённой жизни,ибо истинной жизнью для неё оказывалась жизнь в духе,в чувстве,в грёзе.Эмпирика давала массу впечатлений. Далее шла их переработка,осмысление,поэтизация.

Как-то поэтесса отметила единство всех людей в смерти,в смертности:

Мы все едины,всё едино,
Мы ль,они ли...Смерть одна (1914г.)

Через все эти точки сопричастности и сочувствия человечеству поэт-индивидуалист проникается интересами,жизнью,бедами многих людей.Это совместный скорбный путь откуда-то куда-то,из тумана в туман.

Поэтесса выделяет ещё один,более частный путь единения, - с литературной богемой,в творческом и моральном духе и интересе.

Одной любовью мы слиты в одно ...("Сны",1091).

В стране,где всё необычайно,
Мы сплетены победой тайной.
Но в жизни нашей не случайно
Разъединяя нас легло
Меж нами тёмное стекло. (1901).

Поэтесса конкретизирует деятельность сочинителя:

Под пылью и прахом
Ищу я движенье. ("Земля",1902).

Если движение соотнести со светом, то поиск его в прахе - это ночь души,труд,страдание,сгорание в огне чувств и идей.Страдания в разных аспектах спаянные с творчеством,поневоле становятся чем-то неустранимым,частью, сущностью души поэта.

Убитый ястреб - душа моя... ("Днём",1904).

Мысли мои непокорные
Сердце полно - ропотом...
сердце горит - мукою. ("Противоречия",103).

Увы,искать в прахе - приобщаться праху!

Моя душа во власти страха
И горькой жалости земной.
Напрасно я бегу от праха,
Я всюду с ним и он со мной.
...И в прахе душном,в дыме пыльном,
К последней гибели спеша,
Напрасно в ужасе бессильном
Оковы жизни рвёт душа. ("Пыль",1897).

7.

Гиппиус иногда сомневается в своих идеалах.

И в Божьей правде - Божий обман!..("До дна",1901).

Сомнение помогает проверить свои истины,совершить переоценку ценностей.Это,говоря словами Ницше,было испытанием вещей на прочность.

Гиппиус,желая простоты,по характеру,всё усложняла и запутывала окончательно.

Одно неясное привыкли мы ценить.
В запутанных узлах с какой-то страстью ложной,
Мы ищем тонкости,не веря,что возможно,
Величье с простотой в душе соединить.
Но жалко,мертвенно и грубо всё,что сложно,
А тонкая душа проста,как эта нить... ("Два сонета",2,"Нить", 1901).

Гиппиус начинает сомневаться и в себе,в назначении поэта на земле,в ценности пессимизма. См.,например,стихи "Спасение".

И чудо остаётся в конце концов лишь грёзой умирающего каждое мгновенье человека.

Но ждать всё страшнее...
Стою без защиты я...
Смеётся чернея
Могила открытая.
Я требую чуда
Душою всёсильною...
Но веет оттуда
Землёю могильною... ("Земля",1902)

Рвётся связь Абсолюта и Человека. Святыня приобретает качества чего-то чудовищного.А вдруг возлюбленная Вечность всего лишь монстр космоса,чуждый всему человеческому?!

Вот стихи об остановившемся времени:

И всё,чем мы за краткость и лёгкость дорожили
Вдруг сделалось бессмертным и вечным,и чужим.
Застыло,каменея,как тело мертвеца,
Стремленье,но без воли,конец,но без конца.
И Вечности безглазой беззвучен строй и лад,
Остановилось время.Часы стоят,стоят...

В таком контексте Вечность оказывается самой Смертью,равнодушной к любому человеку и человечеству в целом.В эти 1900е г. происходит,кажется,переход сознания поэтессы от культа Вечности,до культа Прекрасного мгновения,Жизни,в её мелочах, деталях, разнооб разии...

8.

Но социум в целом по прежнему неудовлетворяет Гиппиус.

Где ненавистные - и где любимые?
Пути не те жели всем уготованы?
Как звенья чёрные,неразделимые,
Мы в цепь единую навеки скованы. ("Цепь",1092).

И любим мы,- как будто не любя...
Мы в радости боимся быть смешны
И жалобно всегда самолюбивы,
И низменно всегда разделены;
Мы думаем,что первый храм построим
Для новой,нам обещанной земли.
Но каждый дорожит своим покоем
И одиночеством в своей щели... (1902).

Это уже и самокритика.

Надменные, - мы тлеем,не горя,
О страшная и рабская дорога,
О мутная,последняя заря!.. ("Только о себе",1909).

Жизнь - место:
Где один властитель - страх!.. ("Дождичек",104).

Уже имеется в виду не только мистический,метафизический страх,но и обычный страх войны,голода,социальной катастрофы.Формируются новый Палач,новая Жертва,новый Дикарь.

Как дети люди:злые и невинные,
Любя,умеют оскорблять.
Они ещё не горные,долинные,
Им надо знать,но рано знать... ("Шутка",1905).
Людям надо знать правду следствий революции,но и нельзя,иначе будет нарушен естественный процесс взросления народа,ведущий именно через революцию

Хотим мы созидать и разрушать,
Всё сызнова начнём сначала. ("Сызнова",1095).

Скука,вражда,глупость,мука,сомнение - всё это соединяется в символе,в образе "девочки в сереньком платьице",чья мать - сама людоедка-Смерть. ("Серое платьице",1913).

Идут года.И оказывается:

А самое страшное,невыносимое,
Это что никто не любит друг друга... ("Страшно!"1916).

Мы думаем,что живём на свете...
Но мы воем,воем в преисподней... ("На Сергиевской",1916).

Над городом распростёрся грех,
Тихо плачу я,плачу - обо всех. ("Тишь",1918).

И опять от сознания ценности жизни поэтесса приходит к сознанию её тщеты.
Жизнь - пустое дление. ("Веер",1918).

9.

Люди лишь притворяются живыми. Играют спектакль,исполняют роли.Они -мертвецы,верующие в то,что они живые.Это не просто метафора,а своеобразная метафизическая интуиция поэтессы.

Серая комната.Речи неспешные,
Даже не страшные,даже не грешные,
Не умилённые,не оскорблённые.
Мёртвые люди,собой утомлённые.
Я им подражаю.Никого не люблю.
Ничего не знаю.Ятихо сплю. ("В гостиной",1901)

Это мёртвые дни,бытие призраков.Оживает по настоящему поэтесса лишь в своих снах.

И жизнь моя - сны.
...И все,кто мне дорог... и всё,что люблю.
Какие живые,великие сны!.. ("Сны",1901).
А люди?

С какою радостною мукой
В очах людей ловлю я свет!..
Но говорю... И дышет скукой
Их утомительный ответ. ("Коцер",1902).

Мизантропия поэтессы гуманистична.Она не желает мириться с людьми-мертвецами.Ей нужны люди-птицы,поэты и исследователи жизни,люди чистой любви и высокого смысла. Таких в любом обществе и в любую эпоху меньшинство.И всё это трагические люди,кончавшие плохо.Есть люди такого склада,которые не могут ужиться ни с одной эпохой.Гиппиус,возможно,была из таких. Дело не в новой России, дело в эпохе,в том, что возможности единения поэтессы с обществом закончились. По духу своему она была странником-одиночкой,трагическим существом,которое,в жажде света и Откровения,устремилась от мира в свою Душу,но нашла там ещё более страшный мрак,руины,оскал торжествующей Смерти.Её душа оказалась чуждой ей.

И мнится - в пустыне я...
Сгибаю колени я,
Молюсь - но не молится
Душа несогретая,
Стучу - не отворится,
Зову - без ответа я... (1902г.)

Ужель погибать и воскресать
Душа упрямая устала? ("Сызнова",1907).

Верующая без веры,божий человек,ощущающий себя сатаной,а мир бездной жал - таково примерно состояние человека,который потерял своё старое ценностное мировоззрение,

но так и не смог прийти к новому.Остался ряд чаяний и ряд принципов.И чужая реальность - внешняя и внутренняя.

Есть катастрофы и ночи великие,а есть радость улиток. Поэт всегда выбирает первое.Поэтому - поэзия всегда риск потери - в процессе творчества - всего самого дорогого,любимого,желаемого.Главное,чтобы это что-то не называлось "любовью" (вообще,а не в узко со=ексуальном и эротическом смысле).Иначе такую любовь называют нравственной волей. а ещё иначе - альтруизмом.Оттого Ночь и Смерть становятся сильны, что сочинитель уже не находит в мире и в своей душе всёсозидающей и всёпобеждающей любви,хотя и не в силах предать себя,свои любимые чувства и привычные принципы. И вот сама Жизнь становится подобием смерти,а История кажется гробницей Человечества.Не желая низменного и теряя возвышенное,сочинитель застревает где-то между небом и землёй и сам уже не знает что он такое.Наступает время осознания своей слабости,беззащитности,отсутствия ясной перспективы.И возможно лишь три пути - в низшее,в высшее или оставаться в достигнутом.Естественно,что характер поэтессы желает высшего - вопреки всему.

Я вечно жду цветов нездешних
Ещё несознанной весны...
...Умей желать - умей иметь... ("Иметь..."1905).

Воскресай душа освобождённая!.. ("Заклинанье",1905).

Чтобы душа дрожала
От счастья бессловного...
Хочу святого жала
Божественно-любовного." ("Святое",1905).

Храню,лелею,храню,жалея,
Мой луч последний - любовь мою.("Нелюбовь",1907).

Любовь безмолвная свята... ("Родное",1920).

Есть целомудрие страданья
И целомудрие любви...(1922г.).

И вьётся в полусмертной тени
Мой острый путь - тропа любви. ("Стихи о луне",2."Стена".)

Таким образом, поэтесса "спасается" исключительно через духовную любовь.Почти нет в её поэзии понимания любви как обычной эротики и секса.НО если наличие секса как бы символ благоустроенного мира,то отсутствие его что-то вроде добровольной жертвы,с которой и сближается духовная,моральная,поэтическая деятельности вообще.Любовь в таком ракусе мерило человечности,а человечность - любви. Человечность в большой степени понимается не эмпирически, а мистически,вроде идеального Адама или должного,желаемого "Человека".
Здесь происходит сближение со вторым "средством спасения",которое условно можно назвать божественным или творческим началом.Это начало можно понимать и религиозно,этически,как то,что жизнеутверждает сущее.

Копьё архангела меня касается
Ожогом пламенным и я живу.
Пусть на мгновение,на полмгновение,
Одним касанием растоплен лёд...
Я верю в счастье освобожденья;
В любовь,прощенье,в огонь - в полёт... ("Дни",1918).

Ничто не сбывается,
А я верю.
Везде разрушение,
А я надеюсь.
Все обманывают,
А я люблю. ("Будет",1922).

Это победа эросной грёзы-надежды над тёмным началом главная победа поэтессы как в её жизни,так и в её поэзиии.

И даже боль понимается позитивно.Она объединяет души в дружеском участии.

В общий мы замкнуты круг
Боли,тоски и заботы...
Верю я,всё ж ты мне друг
Хоть и не знаю кто ты... ("Внезапно",1908).

Приходит осознание:
Они - живые и мёртвые - вместе! ("На Сергиевскую",1916).

10.

Третье начало,помогающее поэтессе душевно выжить в бездушной среде - установка на творческую игру.Есть игра подлая,низменная,тёмная,меркантильная,игра кошки с мышкой,игра в в области морали и искусства приоритет получает игра светлая - игра в идеалы,в слова,в чувства;игра всерьёз,а не в смысле фальши,игра в высокое как любование этим высоким,эстетизм.Можно не верить в реализацию в социуме идеала и любить его,реализовать его в качестве "должного" в стихах,как "слово","образ","метафору".Не столь важно насколько истинны наши идеалы,важно что они дают нашей душе и жизни - нашей и общества.Аморальный эстетизм - верх чудовищного.Эстетизм,пронизанный нравственностью - полная антитеза первому,утверждетие приоритета идеального начала,поэтизация реальности.И достигается это "стихосложением".Ценности получают эвристическое значение,а через это и огромный потенциал выживания.Человечность и духовная высота становятся сущностью личности и светом в любых её ночах.

Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда - ни для чего...
...Её и мудрость не заменит...
...Играет с рифмами поэт...
И если нет игры в раю,
Скажу,что рая не приемлю.
Возьму опять суму мою
И снова попрошусь на землю... ("Игра",1938).

Игра и труд делает развлечением.Она - воля к жизни и творчеству.Удовольствие-активность тела-души.Единство всех играющих друг с другом.В творчестве,из цепи мгновений игра создаёт нечто вечное или претендующее на вечность.

И я,чтоб задержать мгновенья,
Их сковываю цепью слов... ("Тяжёлый снег",1918).

Игра - активность,т.е. окрылённость души,созидание новой,интересной реальности.Слово,именуя безымянное,делает последнее знакомым,не страшным.

Чёрную топь неизвестности
Режет моя ладья. ("Непредвиденность",1914).

Происходит частичное освоение,покорение Тайны и Чуждого.

Я не боюсь... ("Банальностям",1914).

Страдание,преображаясь в слова,преображает,одухотворяет,умудряет действительность.

Слова,рождённые страданьем,
Душе нужны,душе нужны...
...Слова как знаки нам даны...
Слова в душе - ножи и копья...
Но воплощённые,в устах -
Они как тающие хлопья,
Как снежный дым,как дымный зрак... ("Колодцы",1913).

Все рифмы - девы... ("Банальностям",1914)

"Всё мне близко.всё родное.
Всё мне нужно.Всё моё. ("Всё моё",1913).

11.

Ясно,что Новое Время было не для таких людей,как Гиппиус. С её точки зрения(1915г.),поэзия её времени была опасно больна.Новые поэты "стиха свободного рабы" (Тогда же).А слова новых стихов лишь пародия на окрылённость.

С подолом грязным...Гогочет уличная рать..." (Тогда же).

Российская революция,с позиции поэтессы, многое пообещала и мало дала.Она обманула,оказалась властью и засильем толпы.Уличная рать превратила Поэта в бомжа или клоуна и стала судьбою эпохи.

Смято,втоптано,смешано,сбито.
Всё.Навсегда.Непоправимо. ("Непоправимо",1916).

Пришла невеста...И невесте
Солдатский штык проткнул глаза... ("14 дек.17г.")

О,петля Николая чище,
Чем пальцы серых обезьян!.. (Там же).

Если кончена моя Россия - я умираю... ("Если...",1918).

Эмпирическая реальность оказалась главнее всякой словесной игры.Осозналось,что социальная эмпирика и задаёт условие для игры,среду и возможности,сформировывает приоритеты,в том числе и духовные.Частная катастрофа ощущается как глобальная.

Напрасно всё.Душа ослепла,
Мы преданы червю и тле ... ("14 дек.1917г.")

Люди обманулись.Разум разрушил многое,но оказался недееспособным в плане столь же основательного созидания.Интеллигенция многое сделала для подготовки революции.Но желание лучшей жизни,идейный и моральный пафос привели её вдруг к бездонной яме,из которой стали вылезать серые обезьяны жестокости,злобы,суеты,глупости,алчности,мещанства... Богатыри были центром былин,поэтического мира,центром реальности оказались гномы.Но они обладали силой калечить чужие судьбы,опошлить культуру,превратить всё светлое в пепел умерщвлённых надежд.Мнилось: не революция произошла,а погиб сам Разум.Под видом Разума само Безумие проникло в родной дом и сделаало его тюрьмой всякой свободы.

Оставалось надеяться лишь на чудо,на явление Христа народу,на прозревание ослепших:

Он придёт,он не минует
В ваши храмы и дворцы,
К вам убийцы,изуверы,
Расточители,скопцы,
Торгаши и лицемеры,
Фарисеи и слепцы!..
Но сверкает ярче молний
Лик идущего Христа... ("Шёл...",2,1918).

Эта вечная слабость,вечное бессилие идеала в жизни!
Но:
"Не под силу нам - сделают другие..." (Автобиографическая заметка,1916г.)

Лишённая всех надежд и упований,во тьме отчаянья,но так и не пожелавшая сдаться врагу духовно,поэтесса ушла сперва в эмиграцию,а потом в неизвестность.Мы если и помним её,то уцже не читаем.Но хочется верить,что остался её образ поэта - высокой души,крылатого,парящего над бездной,взыскующего Любви и Жизни,того,что делает каждую душу значимой в мире,где всё это всегда нужно отстаивать и защищать - хотя бы только в поэтическом слове!

"Ничего не сбывается,а я верю".

Так или иначе,но желаемое подготавливает действительность к восприятию новых ценностей жития.Мощь духа в том,что он верит в себя.Но вера в себя ничто без действия. Действие духа - творчество.Именно творчество в конце концов оказывается средоточием человеческой вселенной и мерилом смысла эпох.

З.Гиппиус внесла в это Дело Жизни свою лепту.Она пыталась творчество сделать жизнью,а жизнь творческой.
===========

Лермонтов.О поэзии и прочее.

Для Лермонтова поэзия – это гармония мысли и чувства. Мысль – стимул вдохновенья в творческом процессе.

Таков поэт: чуть мысль блеснёт,
Как он пером своим прольёт
Всю душу … («Поэт», 1828 г.)

Поэзия подобна магии. Она «звуком громкой лиры»

Чарует свет, и в тишине
Поёт, забывшись в райском сне,
Вас, вас, души его кумиры !.. (Там же).

Кумиры здесь не идолы и даже не люди и события, а скорее символы – образы идей и идеалов, того, что любит душа поэта. Красиво и образно отобразить данное можно лишь из идеальных образов должного и прекрасного, из представлений о них. «Кумиры» должны облагораживать и возвышать душу поэта. Отображая злой характер, не должное, негативную ситуацию, поэт уже тем самым показывает нам своё отношение к этому, отвержение зла. Важная задача поэзии – утвердить эстетическими средствами идеал. Хорошей формой или глубиной содержания, поэт одухотворяет земное, эмпирическое. Победы поэзии чаще всего «идеальны», они не реализуются почти в практике жизни. Поэтому они только «дивный сон», внедрение – на уровне души – «небесного» начала в «земное».Огонь небесный проникает в лоно обыденности. Поэт «взгорает», «сияет», а затем «угасает», превращаясь в обычного обывателя, «немого среди немых».

И утомлённый, и немой …
И вдруг хладеет жар ланит …

Поэзия приступообразна. Это «чуть мысль блеснёт» отражает внезапность вдохновенья. Поэт делает неопределённости чем-то определённым. Неоднозначности идеального мира преобразуются в некую логически связную картину:

1.
В уме своём я создал мир иной
И образов иных осуществленье:
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал им названье ,.. («Русская мелодия», 1829 г.)

Не дать названье – показать, а не рассказать. Оставить за явлением множественность и неоднозначность его смыслов, осмыслений. Также – не прибегать к лишнему рассуждению и моралистике. Идея важна, но её приоритет убил бы поэзию. Поэт отображает сущее не только как идею, но и как образ, метафору, он выражает всегда своё эмоциональное отношение к тому, что изображает. Но:

2.
… И звук внезапно струны оборвёт
И слышится начало песни, но напрасно ! –
Никто конца не допоёт … (Там же).

В этой вечной невыразимости главного, недосказанности выражаемого, мы уже видим начало трагики поэтического бытия. Творчество обрывается – жизнью, смертью, - всегда не вовремя, всегда «слишком рано». А ведь надобно и уметь, успеть протолкнуть свои сочинения в свет, в печать. К чему таланты

Когда мы их употребить не можем? («Монолог»).

Для этого раскрытия себя перед другими необходимы определённые условия. Нужно, в частности, чтобы тебя поняли. Без этого – враждебность. Без этого поэт приобретает статус «праздного и лишнего существа»
И тут возникает проблема. Поняли – да, но не «толпа». Опасно понимание «толпы», т. е. признание толпою тебя «своим». Чтобы «толпа» стала благоволить тебе, надо снизойди до уровня обывателя и опошлить высокое.

У Лермонтова есть одно произведение - "Баллада" ("Над морем красавица-дева сидит ...")Это перепев Шиллера, стихи о преданности любящих,о коварстве и злобе - иногда - любимых. Красавица желает, чтобы влюблённый в неё достал ей со дна морскогог жемчужины и коралл - и он гибнет. Это можно понять и трактовку несчастной любви как погибели души любящего. Но есть у этих стихов и ещё один смысл. Красавица - "толпа", пловец - поэт. Обогащая обывателя сокровенными смыслами, поэт расстрачивает себя творчески и психологически - "гибнет". Причём настоящего обогащения обывателя не может быть,так как его интересует лишь внешнее, то, что развлекает глаз - "жемчужины" и "кораллы". Речь не о читателях вообще, а именно о толпе,о мещанах,желающих, чтобы Искусство им прислуживало. Поэт гибнет как поэт, если подчиняется толпе, рабски зависит от своих читателей и своего времени. Поэт должен просветлять, развивать, влиять на чужие души. Это большая ответственность.

С такой душой ты бог или злодей ... ("Булевар",13).

Казалось бы Лермонтов признаётся в своём тщеславии:

Известность, слава, что они? - А есть
У них над мною власть
И мне они
Велят на жертву всё принесть ... (Там же,4).

Когда я буду прах мои мечты,
Хоть не поймёт их удивлённый свет,
Благословит ... (Там же, 5).

Но для поэта он сам получает значение и ценность только через своё дело - поэзию. Он хочет, чтобы его дело оказалось социально значимым. Гениальные стихи в четырёх стенах - втуне. Слава в таком контексте мыслится как заслуженное тобою трудом и талантом внимание общества к твоему творчеству. Это не слава, как средство обогащения, престижа,создание пышной видимости. Признание поэта общественностью есть признание его поэзии, стихов, определённых чувств и идей. Не славословие нужно поэту, а справедливость.

К погибшим люди справедливы ... (Там же).

Речь о посмертном воздаянии. Муки творчества, труды, искренние песни, чистые мечтания - неужели это лишено смысла? Тогда поэзия - вид безумия...
Согласно лермонтову, тяга к "небесному", к высокому и моральному, определяет активность и значение поэта.

Кто близ небес, тот не сражён земным ... (Там же).

Стихи "Булевар" автобиографичны в смысле отражения реальной психологии автора. Они опровергают легенду об эгоизме Лермонтова.Вот цитаты из "Булевара":

1.
Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала ...

Как часто силой мысли в краткий час
Я жил века и жизнею иной
И о земле позабывал. Не раз,
Встревоженный печальною мечтой,
Я плакал: но все образы мои,
Предметы мнимой злобы иль любви,
Не походили на существ земных.
О нет! Всё было ад иль небо в них.

3.
...Боренье душ ...
Желание блаженства. Пыл страстей
Возвышенных ...

22.
Так жизнь скучна, когда боренья нет ...

Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу что значит отдыхать.

23.
Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моём уме. Желанье и тоска ...
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-то ...

32.
Сладость есть
Во всём, что не сбылось ...

В этих отрывках показана субъективная сторона не только творчества Лермонтова, а поэтического творчества вообще(с позиций романтизма).
Грёза - отрешение от бытового, обычного, серого,скучного. Поэзия - заменитель религии, жажда чудесного, приоритет идеального мира над материальным. Крайние состояния души, особенные образы,стихия противоречий, борьба с чуждым, а не погоня за внешним - престижем и гонорарами - вот основания поэтического эроса,как это представлялось во времена Лермонтова лучшими представителями общества.Вера в своё предназначение перекликается с потребностью движения, борения,творческой активности. Поэзия может быть поэтизацией и героизацией быта, но чаще всего она его отрицание в пользу возвышенного, в пользу духовной и эмоциональной жизни. Это превращение реальности в радугу. Ложь и условности искусства правдивее и ценнее банальных истин обыденного,тусклого,глупого,мелочного существования. Поэт - хранитель ключей от ада и рая.Более того, он сам создаёт свой ад и рай.Его дело - Слово(по Пушкину).Что не сбылось приятно,как память о попытке, пусть и неудачной, войти в рай. Или это осознание своих возможностей - не реализованных, но,в принципе,могущих иметь место. Варианты этого нереализованного потенциала обретают форму сочинений - целый фейерверк новых,возможных жизней. Поэт - сын природы и свободы:

А моя мать - степь широкая,
А мой отец - небо далёкое ... ("Воля").

Мой дом везде,где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Всё в чём есть Искра жизни в нём живёт,
Но для поэта он не тесен ... ("Мой дом").

Я сам собою жил отныне,
Свободно мчится песнь моя,
Как птица дикая в пустыне,
Как вдаль по озеру ладья ... ("Пускай ...")

Поэт уверен, что:
...Мысль сильна,
Когда размером слов не стеснена,
Когда свободна,как игра детей,
Как арфы звук в молчании ночей. ("Булевар"32).

Свобода,игра мысли и чувства, гимн солнцу и ночи - вот что такое поэзия для Лермонтова. Буря антитез - любовь и ненависть,свет и ночь,рай и ад, поэт и толпа,печаль и блаженство,жизнь и смерть.И всё требует:"Твори!"
Лермонтов определяет поэзию как стремление к совершенству и блаженству (стих "Когда б ...")

Завистник в жизни только завистник.А поэт тоже завидует,но чему? - Звёздам, их высоте и сиянию.(Стихи "Небо и звёзды").Поэтому пороки поэта не исключают достоинства, а,напротив,требуют их как дополнение. Поэт тяготеет к полноте жизни души.Он вглядывается в "ночь" так же пристально, как на "день". ("Ночь исследует меня!" - Пишет Ж. Батай.)

Лермонтова не удовлетворяет историческая жизнь.Вся история лишь повесть закабаления души человеческой чуждыми силами,триумф порока:

Кровь стариков,растоптанных детей
Отяготела на душе моей... ("Отрывок").

Лермонтов обнаруживает,что только потеряв нечто значительное,можно его вновь приобрести - в иной форме (идеально).

Но потеряв отчизну и свободу,
Я вдруг нашёл себя в себе одном... (Там же).

Поэт - это попытка приобщения к великому:

Свой замысел пускай я не свершу,
Но он велик и этого довольно ... (Там же).


Рецензии
Про Гиппиус понравилось окончание - "образ поэта". Если бы З.Н. назвал кто поэтесса - нажил бы врага. Гиппиус - не маленькая поэтесса с огромным бантом, как Одоевцева. Она поэт. С уважением, Юрий

Юрий Панов 2   24.06.2016 19:57     Заявить о нарушении