А у нас было 200 часов электроники...

Ранее я уже упоминал, что случалось неформальное общение с офицерами части, причем вплоть до начальника штаба и командира полка.

Еще не прошло и года службы, скорее всего это было в феврале-марте, в одно из воскресений, поскольку помню что в этот день была некоторая свобода, характерная для выходных дней. Я оказался на узле связи и там были еще двое из старшего призыва, на год более раннего.  Они были радиолюбителями и имели знания в области радиоэлектроники и занимались в части различными работами, связанными с радиоэлектроникой. Один из них прошел через учебное подразделение  и был подготовлен в качестве радиомастера по ремонту средств связи для вооруженных сил.

Нужно заметить, что многие вещи сделанные ими мне пришлось переделывать, чтобы они могли надежно работать, а порой и вообще могли работать. Особой инициативы они не проявляли, да и с тогдашними начальником связи и командиром взвода связи каши особо  сварить было невозможно. Это мне повезло, в мае или июне по замене появился новый начальник связи. Он был энтузиаст и ему нужны были грамотные люди, чтобы могли работать. Одним словом мы с ним быстро нашли друг друга. Но речь не об этом.

Из комнаты дежурного по части на узел связи зашел командир полка в звании подполковника по фамилии Авдеев. Он выглядел относительно молодо и видимо не так давно закончил училище, поскольку часть была года за три-четыре до этого момента перевооружена с артиллерийских установок ПВО на зенитно-ракетный комплекс С-125 (Куб). А для этого нужны были ранее не готовившиеся специалисты.

Через пару месяцев на государственном ракетном полигоне Эмба часть в составе четырех стартовых батарей пятью ракетами поразила все четыре цели. Причем последнюю цель двумя ракетами наперекрест. Это я к тому говорю, что свое дело, управление действиями части и техники в боевых условиях он знал и умел это все делать как следует. Ныне Авдеев В.К., генерал-лейтенант в отставке, проживает в г. Москва. Последняя должность в вооруженных силах - командующий ПВО Московского Военного округа.

Однако оказавшись с нами на узле связи он начал разговаривать о том, чем мы там занимаемся. Не помню всего разговора, но хорошо запомнил, как он начал рассказывать что в училище был курс радиоэлектроники 200 часов и поэтому он хорошо знает что такое мультивибратор.

Самое интересное произошло после его ухода. Ребята стали смеяться и иронизировать. Действительно, курс радиоэлектроники всего лишь в 200 часов, по сравнению с годами потраченными этими ребятами на самодеятельные занятия радиоэлектроникой, мало что давал.

Я к тому времени имел практику работы более года в НИИ и КБ в среде разработчиков, т. е. Создателей новой техники, причем лучшей в стране. Осенью один прапорщик принес только что полученный журнал «Радио», на 3-й странице обложки которого была представлена новейшая радиоизмерительная техника и был прибор созданный в подразделении в котором работал и я. Нужно сказать, что этот прибор выдержал после этого несколько модернизаций и в небольших количествах выпускается до сих пор. Создатель этого прибора, человек уже весьма преклонного возраста, работает до сих пор и создает новую технику сегодняшнего дня.

Я разумеется заикнулся, что знаю что это за прибор, но на это никто не обратил внимания, а я не стал настаивать. Гораздо большее впечатление произвела открытка представленная на этой странице, но она содержала не так много информации.

Так вот я к тому времени хорошо знал три градации инженерно-технических работников (ИТР) по уровню их квалификации:
1. Наивысший уровень квалификации имеют исследователи и разработчики, занимающиеся выполнением НИР и ОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);

2. Более низкий уровень квалификации имеют производственники, занимающиеся организацией и производством продукции (техники). Они работают на основе документации, созданной первой группой и самые сложные работы в этой сфере настроечно-регулировочные работы;

3. И наконец третья группа — это эксплуатационники. Они также работают на основе эксплуатационной документации, созданной первой группой. Для них уровень квалификации достаточен минимальный. Все зависит от интереса, конкретного специалиста. И у меня на глазах были примеры, когда люди шли вверх именно с этого уровня.

А в вооруженных силах даже практика работы с имеющейся техникой ограничена расписанием учебных занятий, что бывает не так часто. Да и эксплуатационные работы, это не работы по созданию новой техники. Очень точно эту ситуацию в области творческой деятельности показывает стихотворение Ирины Снеговой:

Мастеровой не может не работать -
Он упускает тайну ремесла.
Он, как бедняк, пожизненную подать
Сверх силы платит ей. Нехваткой сна,
Усталостью, морщинами. И горе
Рискнувшему схитрить, проспать, надуть.
Потерян срок. И вроде тайной хвори
Оно приходит исподволь: чуть-чуть
Ленивей глаз, нерасторопней тело,
Тупее пальцы, в строчке больше слов...
Но, мастер, ты проигрываешь дело.
Ты будешь осужден! Начни с азов.
Поторопись. Бездельники налгали,
Что верящий в старание убог,
Чужд божества... Вздор! Боги обжигали
Горшки когда-то. Обожги, как бог!
Но поглотай и ты печную копоть,
Побей огню поклонов без числа...
Мастеровой не может не работать-
Он упускает тайну ремесла.
1962

Этот случай с 200 часами радиоэлектроники, весьма характерен в части осмысления того что дала мне служба в вооруженных силах. С технической точки зрения я познакомился с радиоэлектронной техникой эксплуатируемой в вооруженных силах. Разумеется техникой не новейшей (обратите внимание, я говорю не новой техникой, какой она может быть достаточно долго). А также с тем, кто и как эту технику эксплуатирует. А самое главное увидел ту организацию социальных отношений (назовем их «производственными отношениями»), которая при этом имеет место. В вооруженных силах эти отношения весьма специфичны и невероятно далеки от социальных условий первой группы ИТР.
 
Поэтому учитывая отсутствие новейшей информации в профессиональной области следует считать это время деградацией. Хорошо, что это было всего лишь два года, а не больше! А в вооруженных силах РФ по прежнему не умеют подготавливать до призыва и использовать на соответствующих должностях военнослужащих срочной службы со знаниями и способностями, стремящимися к повышению своей квалификации.


Рецензии