Элегантность ежика. Мюриэль Барбери

Могучая мысль о том, что культура - есть завоевание исключительно личное. Даже высшее общество и особенно высшее общество в своей вычурности имеет к ней отдаленное отношения. Консьержка в элитном доме - убедительный символ современности. Она все видит, но варится в собственном соку, потому что иначе и быть не может. Если в произведении и раздаются отголоски вызова обществу, то выглядит все исключительно пассивно. Предложен другой инструмент - девочка-индиго, готовящаяся поджечь дом в уверенности, что жизнь бессмысленна. К чему ждать старости, в этом вся правда. Если кто-то уже решился, то не читайте это дальше, я не обижусь и ваша карма не пострадает.

Все очень элегантно и очень колюче. За внешней элегантностью скрыто что-то звериное, ибо что свойственно ежику, он, в конечном итоге, зверь. А еще все животные, включая людей, какают. Автор достойно тряхнула мошной, вылив на читателей полный набор вышеозначенного. Наиболее изящно в произведении вычерчена машинерия в стиле гаптофобии, что дает возможность нобилитету в восхитительных тонах нарратива продолжать свой макабр. Не заморачивайтесь терминологией, не все ли равно - что, например, кричит на своем языке женщина в предоргазменные секунды. Какая-нибудь любительница игр на мнимую эрудицию выдыхает "О, как этот метаболизм минесиссивен!" Читал недавно некоего де Мюссе и столкнулся с некоторыми устаревшими терминами, которые вполне понятны в контексте. А было бы смешно попытаться слазать в словарик, что подсмотреть там значение термина "приап".

Элегантность Ежика соткана из полотна многих тысяч тем, каждая из которых, если и не особенно глубока, то по крайней мере занимательна. И правда, вести диалог с автором можно бесконечно. Например, выдираем из текста фразу "есть что-то не так, как обычно - все равно, что пробовать новое кушанье". Даже если не начинать что-то пожирать метафизически, в стиле Итало Кальвино, то даже популярная фраза "засунь себе в жопу" наводит на мысль еще об одной форме питания, востребованной врачами, но не воспринимающейся буквально. А ведь можно бы было этим способом жевать не только бананы.

"Я ежик, ежик, ежик. Колючий, ну и что же. А тот, кто не колючий. Тот просто лысый еж".
Япония, о которой идет речь на протяжении всего повествования, сама по себе здесь не при делах. Она в нас. Конечно, вовсе необязательно уезжать в Киото навсегда, как это сделала автор. Другое дело, что японцы читаемы с гораздо более весомым коэффициентом. В "Элегантности ежика" речь скорее о японском мировоззрении. Культура - лишь следствие. У нас все уже есть, потому что мы есть. И не только потому, что можем есть (это тоже), а потому, что умеем мыслить разными категориями и ощущаем содержание. Все остальные заморочки - игра в элегантность, а ежик - он в Японии совсем иной. Нарисуйте манговского ежика, такого, что сразу приползет в воображение. Ухуху! Страшно? Колючий толстый еж приполз, дерьмо теряя, в душу к европейцам. Где же здесь иголки, у нас не принято обращаться друг к другу "эй ты, извращенец". Мы же японцы. Мы просто помолчим.

"Со мною можно ладить. Не нужно только гладить. Не гладьте, ах, не гладьте. По печени меня."
Экзистенциализм автора предполагает наличие у каждого некоего личного эталона, с которым постоянно сверяются. А что, если эталоном является отсутствие эталона? Красота рождается в муках. Или в мукЕ? Если красота в кляре. А в мУках исключительно у мазохистов. Русская литература, которая часто упоминается в произведении лицом бородатого доброго друга Льва Толстого, как всегда, сводится к березам. Мысль о том, что береза - дерево легкомысленное, трансформируется в образовавшуюся у героини легкость. И дело даже не в том, что береза вытягивает энергию своей белизной. Как мне видится, эта поперечная березина рубцеватость наводит на мысль о мужике с топором, дерево будто просится, чтобы его срубили по имеющимся наметкам, вот оно перед вами - готово отдаться. То есть, береза воплощение суицида, заблаговременной покорности, мы снова возвращаемся к мазохизму.

"Я ежик, ежик, ежик. На Елку я похожий (представьте елку из немультипликационного ежа). Кто не похож на Елку. Тот может быть Андрей".
"Дети нам помогают отсрочить то тягостное время, когда мы остаемся один на один с самим собой". Насколько изящно и неумолимо подана тема. Автор пишет о вечном. Сколько там живут ежики? Исключительно несколько часов во время ланча, особенно, если кончился гуляш. Зато мрут вместе с картофельным пюре. Хотя бы не обидно. С макаронами так вообще. Градация типа "мадемуазель - мадам" мне всегда виделась чем-то неприличным. Все равно, что носить футболку с надписью "I'm virgin". Что может быть глупее - взять чужую фамилию, особенно, если это фамилия нового мужа. Носите с гордостью собственную фамилию. Этак все сельские мужики должны взять фамилию Петров, если все поголовно ходят к одной и той же женщине. Все остальные женщины села за своей ненадобностью становятся феминистками. Если не стали, то непроизвольно к этому стремятся. В городах из-за более глобального народонаселения все сложнее, но принцип тот же самый.

Моя роль, отведенная неписанным социальным кодексом, - оплевать или, в зависимости от настроения и сексуальной заинтересованности, облизать Мюриэль Барбери. То есть, что бы я не сделал - все равно одни сплошные слюни. Вот я их и пускаю, ибо передо мною на блюде свежемытый ежик в барабульках, с корицей и паприкой, покрытый слоем сливок. Никто не знает - как едят ежей? Сначала плеваться иголками или начать есть, а потом плеваться. В обществе же намного больше ежих. Ежих с иголками в виде возраста, детей, мужененавистничества, фригидности и самомнения. Но нам, мазохистам, все равно. Еж - птица гордая. Мужик, ты что, ежатины объелся? Жаль, что Мюриэль Барбери не играет сейчас за сборную Франции. О чем это я ? Ах, да, "Элегантность, Ежика". Футбол бы, как у Алисы в Стране Чудес, превратился в крикет. Розовый фламинго занял бы руки английских фанатов, но мы бы тогда точно сразу проиграли, что свело бы на нет весь мазохизм. Давайте еще помучаемся, - сказал красноармеец Сухов.

"Искусство - эмоция вне желания" (Мюриэль Барбери). Допускаю, что сие утверждение распространяется не на все человечество. Рожденные непроизвольные эмоции как форма вечности не ценятся теми, для кого сами эмоции - работа. "Кто ищет вечность, тот находит одиночество". Есть более щадящая версия - "если тебя ждет великая судьба - готовься к одиночеству". Этак можно любую тему свести к совокуплению. "Семь раз отмерь - все равно будет криво." или "Взялся за гуж - бросай быстрее, по любому не справишься".

"Ежик резиновый что-то насвистывал дырочкой в левом боку". Эта дырочка мне всегда виделась гнойной рваной раной, иначе почему бы ей было быть в левом боку. Ради рифмы продашь и родину.
"Возлюби нас господь, милая Писклявочка, а я-то думал, ты в курсе. Твой старый дедушка Генри, увы, погиб! Неужто ты думаешь, что человек может выйти невредимым из такой передряги? Само собой, я погиб!"


Рецензии