Зачем Воланд приехал в Москву?

Литературные произведения всегда интересовали меня в первую очередь, сами по себе. Конечно и история их написания, и прототипы героев, и возможные зашифрованные моменты личной жизни автора  или политической обстановки – это очень интересно и полезно. Для того, чтобы разобраться в этом, литературоведы  годами изучают биографию писателя, круг его знакомых, места, где он любил бывать, исторические события этого периода.  Но автор вряд ли задумывается о литературоведах, когда создает своё произведение. Все свои мысли, идеи и переживания он должен уметь вместить в диалоги, описания, логическую цепь событий в самом произведении. А значит достаточно изучить тест и логику событий, чтобы  найти ответы на большинство вопросов. Я всегда стараюсь руководствоваться именно этой идеей при изучении произведения.
Интересным для меня является и вопрос, зачем Воланд приехал в Москву?  Читатель  может сказать, что никакого вопроса здесь нет: Воланда в Москву любопытство, так как ему хотелось посмотреть на  «москвичей». Однако такой ответ довольно странен. При возрасте и опыте Воланда вопрос, «изменились ли москвичи». Если мы вспомним гостей на балу Воланда, которые попадают туда как минимум со времён мессалины и Калигулы до самого времени романа, то вряд ли кто-то будет сомневаться, что Воланд прекрасно знаком с человеческим характером и с его неизменностью. К чему же этот визит.
Ещё одна ремарка оишь усугубляет это удивление. Рассказывая Берлиозу и Бездомному о Понтии Пилате,  Воланд вскользь упоминает, что присутствовал при этом:
- Дело в  том...  -  тут  профессор  пугливо  оглянулся  и  заговорил
шепотом, - что я лично присутствовал при всем этом. И на балконе у  Понтия
Пилата, и в саду, когда он с Каифой разговаривал, и на помосте, но  только
тайно, инкогнито, так сказать, так что прошу  вас  -  никому  ни  слова  и
полный секрет!.. тсс!

Когда человек, а Воланд ведёт себя предельно по-человечески, говорит, что он где-то был инкогнито, это чаще всего означает, что теперь он где-то находится официально. И действительно, он представляется именем, под которым его уже знает Мастер и однозначно ассоциирует с сатаной. Он представляется при этом «профессором чёрной магии», что, несомненно, максимально близкий мирской аналог его сущности. То есть, в Москве он явно не инкогнито.
Из всего вышеизложенного можно сделать два вывода: Воланду нужно было встретиться с москвичами официально. То есть он прибыл в Москву с миссией.
В чём же эта миссия? Давайте разберём действия Воланда.
Во-первых, сразу по приезде он встречается с Бездомным и Бердиозом и закладжывает в голову к Бездомному историю о Понтии Пилате, которая сыграет свою роль при встрече с Мастером. Попутно Воланд  берётся доказать Берлиозу, что дьявол существует, с чем потом и справляется.
Во-вторых, Воланд поселяется в «нехорошей» квартире и беседует с Лиходеевым.
В-третьих, Воланд приезжает на сеанс чёрной магии и наблюдает за москвичами.
В-четвёртых, беседует с буфетчиком, когда тот к нему приходит.
В-пятых устраивает бал и знакомится с Маргаритой.
В-шестых, вытаскивает Мастера из психбольницы  и отдаёт его рукопись на Суд.
В-седьмых, устраивает судьбу Мастера и Маргариты.
Всё.
Что же из этих действий- миссия Воланда? Исходя из названия книги и того, что четыре действия из семи относятся либо к Мастеру, либо к Маргарите, они – его основная миссия. Так как Берлиоз, квартира и Лиходеев все относятся к сеансу чёрной магии, значит эта встреча с москвичами – ещё одна миссия Воланда.
О роли Мастера, Берлиоза и Бездомного я уже писал в статье «Зачем Мастер писал историю Понтия Пилата?». Мне кажется, что Мастер – последователь Воланда, такой себе Фауст наших дней. Свои идеи вместе с романом он передал своему ученику – Бездомному. И всё это входило в цели Воланда. Целью романа, по моему мнению, было насаждение полуатеизма, то есть прямой насмешки над Евангелиями. Воланд со своей частью сделки справился, атеистический роман получился увлекательным, почти историческим, от свидетеля событий.  Но произошёл сбой, так как новая тенденция материалистов была не просто богоборчество и поклонение Сатане, как во в времена Средневековья, но и вообще отрицание всего сверхъестественного.
На мой взгляд, это в принципе могло вызвать недоумение Воланда, да и других, как он выразился, «ведомств». Тут следует отметить ещё раз, что самыми древними гостями Воланда были Калигула и Мессалина, которые жили в эпоху после распятия Христа, что однозначно указывает на то, что воланд – христианский дьявол, а не Ветхозаветный. Поэтому для него логично предположить, что, отрицая Бога, человек становится на путь к дьяволу.  Люди же в СССР этого видимо не понимали. Учитывая, что основная задача тёмных сил, например по «Фаусту№ Гёте,  - искушать людей, то перед Воландом вставала более сложная задача. Как искушать тех, кто в тебя не верит? 
Видимо Воланду хотелось (или следовало) убедиться в этом лично. Поэтому он приехал в столицу атеистического государства «официально», и вышел к большому скоплению людей, в Варьете. Эти люди, по определению, попадали под определение грешников, так как театр с давних времён считался территорией без Бога. Актёров даже на кладбищах христианских не хоронили. То есть кто-то должен был его узнать. Его свита демонстрировала настоящие чудеса во всех традиционных категориях: фокусы, оживление умерших, раздача денег и нарядов.
Но никто его не узнал.  Даже в голову никому не пришло. При этом во всём остальном люди были обычными слабыми существами, склонным ко всем  обычным порокам. При этом, как убедительно Воланд доказал Берлиозу, эти люди всё равно оказываются в его «ведомстве». Поэтому о москвичах, а на их примере и обо всех советских людях, можно было забыть, оставив их на попечение слуг – вроде Коровьева и Бегемота. 
Теперь оставалось позаботиться о душе Мастера. Как я уже говорил, Мастер своё дело выполнил – нашёл и завербовал ученика. Во всём, что связано с Мастером, заметна полемика с Гёте. Из «Фауста» взят не только эпиграф, но и имя любовницы Мастера, голова пуделя на трости Воланда при его появлении на Патриарших и многие другие мелкие детали указывают на «альтернативную историю» Фауста.  Как мы помним, Мефистофелю не удалось забрать душу Фауста, в самом конце её отбили ангелы. Так что Воланд под шумок официальной миссии проводит и миссию неофициальную.
Забавно, что увидев Мастера, воланд делает вид, что не знает ни его, ни романа. Хотя полная тождественность сюжета и текстов Воланда и Мастера свидетельствует об обратном. Кроме того, Воланд явно подготавливает Бездомного к встрече с Мастером. Без такой подготовки Бездомный бы просто принял мастера за шизофреника. Слуги Воланда безошибочно находят любовницу Мастера в Москве. Интересное совпадение получается. Все следы ведут к мастеру, а воланд его не знает!
Маргарита окончательно и бесповоротно становится подданной Воланда –ведьмой, короллевой бала. При этом искушают её именно любовью к Мастеру, о чём прекрасно известно и Воланду и свите. Однако формально Воланд нигде не  руководит действиями Маргариты – она всё делает сама, по своему желанию.  Вплоть до освобождения Мастера и знакомства Воланда с романом.(Замечу что, если  роман продиктован Воландом, то понятно, почему эта рукопись не сгорела).
Однако, несмотря на своё всесилие, Воланд не может решить судьбу Мастера – не в его это власти. Роман Мастера и его жизнь отправляются на Суд.
 -….Воланд сидел  на складном табурете, одетый  в  черную свою сутану. Его длинная широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так  что получились  солнечные  часы.  Тень  шпаги медленно и неуклонно удлинялась,  подползая  к черным туфлям  на  ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете  и поджав одну ногу  под себя, Воланд,  не отрываясь, смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом  лачуг.

Замечу, что Воланд  «при параде». Он ждёт решения Суда, ждёт и смотрит на импровизированные часы Ждёт, так сказать «у дверей суда», где ему, по-видимому, делать нечего. но приговор для Воланда важен, только неизвестность судьбы Мастера удерживает его в Москве. Как только посланец Левий  доставляет ему приговор, он тут же собирается в путь. Битва с ангелами, на этот раз, выиграна Воландом и ему пора приводить приговор в исполнение.
Замечу, что о Боге напрямую в романе Булгакова почти ничего не говорится, в отличие от дьявола. Однако по некоторым эпизодам, присутствие Бога видно. Воланд не может  ничего решать кардинально «без одобрения сверху» . Фриду, он конечно простил, но только в смысле наказания, которое по-видимому сам и назначил уже внутри своих владений.  По сути она так и остаётся в тюрьме, но ей слегка меняют режим содержания.
Иешуа, как и Свет вообще, стоят выше Воланда. Ему доступна только пикировка с Левием, не больше.
Крёстное знамение имеет влияние на дьявольщину: и шляпа превращается в котёнка и Азазелло  гролзится отрезать руку женщине, которая собирается перекреститься. Ему это движение явно неприятно и может быть даже опасно, иначе, зачем угрожать.
При этом воланд изо всех сил старается игнорировать существование Света, то есть именно то, в чём сам Воланд обвиняет Левия.
Каковы результаты визита Воланда? Вначале бурная общественная реакция переходит в абсурд (аресты котов) и забывается.  Это лишний раз доказывает, что встреча Воланда и москвичей была более нужна только Воланду и отвечала его скрытым внутренним потребностям.  Её влияние на горожан его не интересовали.
А вот встреча с Мастером принесла вполне реальные плоды: Воланд получил две души, получил разрешение на их вывоз, и определил на место отбывания приговора, в Покое. При этом Мастер оставил ученика, с которым поддерживается связь. А значит и новые творения Воланда попадут в мир.


Рецензии