Король Истван. Книга третья. Заоблачная академия

Глава десятая. Зал всех королей
-Яромир? – когда уставшие путешественники разошлись по покоям, Истван, обеспокоенный тем, что увидел в пещерах не смог даже прилечь. Принявшись бродить по замку, он вышел в трапезную, где в полном одиночестве сидел Яромир. Устроившись за столом, он, ссутулившись, уперся взглядом в тяжелую чашу, бряцая по столешнице пустыми ножнами, что-то там бормоча себе под нос. – Яромир?!
-Грозный воин… Я - По-бе-ди-тель не-бес.
Мои руки сжимают ка-ра-ю-щий меч.
Не-по-движ-на-я тень; уже век как я здесь.
Жду свой час…
По-тре-во-жен-ный де-рзким
В ночь пла-чу-щих стен.
Пре-вра-щу я клинок.
По-тре-во-жен-ный де-рзким
В ночь пла-чу-щих стен.
Яро-гел-лов прерву век…
-Яромир? Вы о чем?
-А, мой юный друг. Я так и знал, что эта встреча и вас не оставит равнодушным, – вяло усмехнулся он. – Проклятый грот! – с силой опустив кулак, тролль резко навалился на столешницу, словно бы желая обнять ее.
-Что с вами, Яромир?
-А разве вы сами не почувствовали? Там, внизу? Разве вас самому не захотелось остаться в этой норе? Занять место среди тех…
-Вы же что-то знаете про них, верно? – Истван предпочел уйти от прямого ответа. – Что-то, чего не знает никто более?
-Вы очень наблюдателен, мой юный друг, – усмехнулся тот в ответ. – И умеете использовать это правильно. Поверьте старому троллю, далеко не каждому старику дано столько мудрости, сколько высшими силами даровано вам.
-А у вас?
-У меня… У меня, – подняв кубок, тот сделал несколько хороших глотков и с грохотом поставил его назад на стол. – Вы просто бродите по замку, а я… Я пью вино… У кого из нас есть мудрость? – резко вскинув голову, Яромир в упор посмотрел на собеседника. – У того, кто пытается утопить свой страх з… здесь, – тролль попытался оттолкнуть прочь кубок, но только сбил его. Гулкий грохот падения заставил вздрогнуть юношу, а по столешнице, словно кровь, разлилось темное бордовое пятно. – Ну, вот, – расстроено процедил он. – Вино… Его больше нет.
-Яромир, что вы знаете об этом месте? – Истван повторил свой вопрос.
-Оно проклято, – коротко отвечал тролль.
-И что это за проклятье?
-Если бы я знал, молодой человек… Если бы я знал…
-А что страшного в нем? Да, я испытывал то, о чем вы говорили. Словно что-то держало меня там…
-А ещё вам наверняка хотелось увидеть и свое имя среди тех, кто там? Верно?
-Да.
-Туда нельзя… Нельзя тем, кто хоть раз обманул ее…, – тяжело выдохнул Яромир. Поднявшись со стола он схватил кубок и подтащил его к себе. Зачем-то заглянув во внутрь: а не осталось ли там чего-то, он со злостью швырнул его на пол. – Там… В той битве… Старик Яромир снова стал молодым. Молодым стариком, – зло выдохнул он, без сил откидываясь на спинке кресла.
-Как это? Яромир, разве так бывает: молодой старик?
-Ещё как бывает, – оскалился правитель. – Ещё как бывает, разрази меня гром, – резко выдохнув, Яромир повалился на кресло. – Что может быть заманчивей, чем провести вокруг пальца саму старуху старость? Разве не это – мечта едва ли не каждого?! Вечная молодость! Да, хотя бы второй шанс! Отыграть хоть самую малость! Хотя бы одно мгновение! Вот только мало кто задумывается о том, какую цену придется заплатить такому счастливчику.
-О чем вы, Яромир?
-А о том, мой юный друг, что в юном теле может жить уставший дух. Дух, как ствол гнилого дерева, подточенный старостью, лишениями и нищетой.
-Вы не похожи на гнилое дерево, Яромир, – Истван лишь озадаченно покачал головой. – Вино - плохой советчик.
-Да, вы правы. Никудышный! Зато - отличный слушатель и собеседник!
-Вам нужно отдохнуть.
-Я всю жизнь отдыхал, живя среди людей. Я клял свою жизнь тогда, но когда получил второй шанс, начал клясть её втройне. И только теперь, когда приблизился час пророчества… Теперь я вновь кляну и себя и свою судьбу за то, что… Всегда корить и попрекать судьбу за то, что она дает не то, чего ты желаешь сию минуту… Но ещё больше попрекать её за то, что она отбирает то, что ещё вчера казалось тебе пустым и ничтожным… А я… Я всего лишь обманул старость… Пусть и не по своей воле.
-А при чем здесь я? – поразился юноша. – Я не обманывал старость.
-И никогда не мечтали? – оскалился в ответ тролль.
-Но что такое мечты? В лучшем случае – красивые хрустальные замки или напыщенные слова…
-Тцццц! – резко подавшись вперед, тролль поспешил приложить палец к губам. – А вот тут вы, молодой человек, не правы. Не говорите больше таких слов! Никогда! Мечты - то, что движет миром! Мечта, единственное, что не подвластно ни времени, ни расстояниям. Мечта, это то, что отличает юношу, как вы, от старика, как я. Не хотите прогневать Владыку времени и пространства, - не говорите таких слов.
-Что за Владыка?
-Вы это спрашиваете у тролля?
-Но вы же сами только что говорили про него!
-Никому на земле не дано знать про него больше, чем имя! Но вы, сдается мне… Если та ведьма, что наговорила мне с три короба не лгала… Если… Вы сами скоро будете знать о нем больше, чем все живущие в этом мире вместе взятые…
-Я хочу оставаться вечно молодым, – чуть помолчав, ответил юноша.
-Вот! – устало выдохнул тролль. – Ваша мечта уже идет по пятам за вами. Но мечта… Она слишком хитра, чтобы падать в объятия первому встречному… В конце концов она – женщина, которой надо пожеманничать и поводить за нос тех, кто… Не дайте этому месту подчинить свою волю. Иначе… Иначе превратитесь либо в таких, как они… – он вяло махнул рукой куда-то в сторону, – либо, в меня…  – устало закончил он.
-Яромир, вам нужно отдохнуть.
-Зачем мне отдых? Я не устал… Ничуть… Я – пьян. Потому волен говорить то, что вряд ли когда-либо ещё позволю себе произнести. Слушайте, молодой человек. Слушайте и не совершайте ошибок.
-Яромир, я отведу вас в покои!
-Я не по своей воле вновь помолодел, – просипел тот. – Тогда почему эта нора имеет надо мной такую власть?! – грохнув по столешнице, проорал тролль. – Почему! Почему на мне должен прерваться род Ярогеллов?!
-Что?!
-То, что старуха накаркала все это и сказала…. Сказала, – резко выдохнув, Яромир словно уменьшился в размерах. Последний всплеск лишил тролля последних сил, и он без сил распластался на столешницу. Ошарашенный юноша, укрыв товарища и подложив ему под голову свернутое покрывало кресла, удалился.

-Не спится, мой юный друг, – коротающего ночь на зубьях крепости юношу окликнул горгуль.
-Эддр? Что вы здесь делаете?
-Примерно то же самое, что и вы: коротаю ночь. С той лишь разницей, что для меня это – обычное занятие, в то время как вы порядком продрогли. Укройтесь, – горгуль протянул товарищу теплый плед.
-Присаживайтесь, Эррд, – подвинулся Истван, приглашая товарища. – Вы когда-нибудь мечтали о вечной юности? – когда тот устроился, поинтересовался будущий правитель Долины фей.
-Вечная юность…, – задумчиво повторил Эддр. – Вечная юность. Ответьте мне, друг мой: а что есть юность?
-Ну, как что, – от неожиданности Истван даже не сразу нашел что сказать. – Вечная молодость… Всегда хорошее настроение… Вечная радость.
-Вечная молодость, всегда хорошее настроение, вечная радость, – повторил за ним Эддр. – У горгулий есть закон, по которому тот из нас, кто впадает в печаль должен немедленно покинуть племя и стать отшельником на сорок ночей. Только после этого ему дается право вернуться.
-Сорок дней отшельничества?
-Да, мой юный друг. Время, необходимое для того, чтобы как следует поразмыслить о причинах своей печали.
-А почему нельзя остаться со всеми и подумать, не уходя?
-Печаль - яд. Он, как огонь, сжигает все, что попадается на пути.
-А при чем здесь вечная юность?
-Получается, что горгульи всегда в хорошем настроении. Вечно рады.
-Ни смотря ни на что?
-Ни смотря ни на что, – кивнул Эддр.
-А вечная молодость?
-Старятся даже горы. Даже камни рассыпаются в песок от старости. Значит, так было угодно высшим силам, как бы их кто ни называл.
-Неужели высшим силам не все равно и они не могут исполнить мечту одного человека и хотя бы продлить его молодость? – юноша вздрогнул, при этих словах вспомнив ждущих своего часа в пещере.
-Вам же показали один из возможных путей, мой друг, – мягко отвечал горгуль. – Эта пещера  открыта для желающих сохранить юность. Только, отважный юноша, вы сами видели, что желающих не так и много, а те, кто все-таки решились на это, – Эддр лишь пожал плечами.
-Я не желаю исполнения мечты такой ценой.
-А разве все, что похоже на золото, таковым и является?
-Я вас не понимаю.
-Вам показали один из возможных путей. И ту цену, которую придется заплатить за него. Но и выбирать вам, а не кому-то иному.
-Вы правы, Эддр. Выбирать мне.
-Тогда не останавливайтесь и высшие силы помогут вам и дадут подсказки. Вспомните, что было с Книгой Истины, – подбодрил он товарища. – Вы просто шли за мечтой, и она осуществилась, пусть и не так, как хотели того вы.
-Вы правы, Эддр. Не надо останавливаться. Благодарю вас за помощь.
-Вам нужно отдохнуть, мой юный друг, – все так же спокойно отвечал Эддр. – Вас мучают вопросы. Вопросы, на которые не так просто найти ответы. Так отдайте их сну.
-Мне нужно многое передумать, Эддр. В моей жизни опять происходят знамения, но я не могу понять их смысла.
-Чем больше думаешь о ране, тем больше она беспокоит, друг мой. И от всех этих мыслей лучше не становится. Так не лучше ли отпустить разум и положиться на волю течения. Горгульи делают так, когда не могут найти ответа на волнующие их вопросы. Если вопрос действительно важен, ответ придет сам.
-И что? Это действительно помогает получить ответы на все вопросы?
-Только на самые важные.
-А что делать с теми, ответы на которые не пришли?
-Забыть про них, молодой человек. Просто забыть. Ибо если вы даже не в силах держать их в памяти, то как они могут быть важными?
-Тут вы правы, Эддр, – чуть подумав, согласился юноша. – А, раз так, то мне действительно имеет смысл передохнуть.
-Доброй ночи, мой юный друг, – тепло улыбнулся горгуль.
-Доброй вам ночи, Эддр.
Друзья распрощались. Истван отправился в свою опочивальню, а Эддр остался на стене, коротать ночь.
Утром, едва взошло солнце, король Давид со своими людьми устроил обход крепости с целью оценки повреждений, нанесенных при штурме. Что же. Их ждало необыкновенное зрелище; стены, выложенные из внушительных размеров гранитных блоков, оплавились, превратившись в монолитный стеклянный массив. В тех же местах, куда попадало пламя дыхания ящеров, образовались неглубокие воронки, от которых расплавленный материал волнами расходился во все стороны. Так, словно бы камень потревожил водную гладь, которая в ту же самую секунду вдруг каким-то невероятным образом застыла.
-Это просто невероятно!
-Теперь наша крепость совершенно неприступна.
-Ваше величество смотрите!
Поражались опытные воины и королевские инженеры. Кто-то из воинов даже пытался стесать клинком кусочек породы, однако их мечи просто скользили по зеркальной поверхности, не оставляя даже и следа. Только Яромир ходил мрачнее тучи. Сегодня он поднялся одним из последним и то, лишь когда в трапезную начали собираться гости. На завтраке он отсутствовал, но все связали это с плохим самочувствием после вечернего возлияния. Теперь же он вновь появился. Облаченный в свои лучшие доспехи, он держал щедро украшенный геральдическими росписями щит и тяжеленный боевой топор. Большую часть времени он держался поодаль всех остальных, бросая мрачные взгляды то на пораженных зрителей, то на остекленевшие стены. Лишь в самом конце он словно проснулся и, широко замахнувшись, вдруг обрушил свое орудие на застывшую субстанцию. Не причинив ни малейшего вреда, носок топора отлетел в сторону с такой силой, что даже опытному Яромиру стоило больших трудов удержать его в руках.
-Проклятие, – пробурчал он, разглядывая смявшийся от такого удара металл своего боевого орудия. – Проклятие! – после этого он так же неожиданно удалился, оставив озадаченным таким поведением товарищей.
-Что с ним? – поинтересовался Давид у одного из троллей, но тот лишь пожал плечами.
-Нам не надо было заходить в ту комнату. Она… Она имеет над людьми какую-то власть. Я не могу понять, но она как-то связана с тем, что происходит сейчас с нашим товарищем… И со мной, – совсем тихо добавил он.
-Ваше Величество! – в разговор решительно вклинился богато одетый бородач.
-Слушаю вас, Леван.
-Ваше Величество, – поклонившись, тот уже гораздо любезнее обратился к правителю. – Запасники не опустошены до конца. Драконам отдана часть книг; как вы и приказали.
-Все верно, Леван. Вы отлично справились.
-Ваше величество, Совет требует выдачи остального! – выпалил тот.
-Не вижу в этом никакого смысла. Передайте членам совета, что я не дозволяю раскидывать оставшиеся книги.
-В этом нет никакой необходимости! – замолчав и задумавшись на несколько секунд, отвечал бородач. – Все члены совета - здесь! – Истван с удивлением обернулся, но увидел только тех кто принимал участие в осмотре крепости и вновь прибывшего.
-Так, так, так, – насупился в ответ юный правитель. – Я не припоминаю ни одного случая, когда бы члены совета явились на глаза своему правителю.
-Простите, Ваше Величество, – после очередной паузы смутился Леван. – Но мы сочли необходимым сообщить вам лично: мы считаем смертельно опасным держать их в замке. Это может снова привлечь ящеров.
-Вам незачем чувствовать себя виноватым. Я должен был привыкнуть к вашей манере общения. А так же к тому, что члены Совета не имеют обыкновения рассыпаться в пустой болтовне и уже не раз показывали свою мудрость и преданность.
-Благодарим вас, Ваше Величество, – никак не отреагировав на похвалу, коротко кивнул Леван, а Исван в очередной раз поразился тому, как ведет себя здоровяк; никого кроме него не было! – Но драконы прознали про то, что мы собираем все эти свитки. Раз так, то что мешает им прознать о нашей хитрости?
-Вы правы, – согласился Давид. – Я думал об этом. Но я не счел это поводом для беспокойства.
-Все потому, что вы рассчитывали сразиться с тремя безмозглыми ящерами!
-Вы правы. Но я не вижу поводов для беспокойства; драконы улетели.
-Драконы не обязаны ни знать, что ваше королевское величество думает о них, ни, тем более, вести себя в соответствии с вашими ожиданиями!
-У меня нет причин хоть на миг сомневаться в ваших словах, – чуть подумав, кивнул Давид. – Члены Совета правы. Но я не могу так просто избавиться от этих бесценных фолиантов.
-Члены Совета разделяют ваше беспокойство, – традиционно задумавшись, согласился Леван. – Этот вопрос требует обсуждения. Члены совета хотят, чтобы ваши друзья приняли в нем участие.
-Но это решительно невозможно! – вдруг вскипел почтительно молчавший до этого капитан Микаэл. Закон королевства: все проблемы решаются внутри!
-Спорить с членами Совета? – вздрогнув, словно только что проснулся, парировал Леван.
-Простите, – поклонился в ответ тот. – Если совету угодно. Но, – вытянувшись в струнку, твердо продолжал он, – позволю себе напомнить членам совета, что сейчас – время войны с драконами. А раз так, что члены совета не имеют права привлекать пришельцев! В случае, если я не прав, готов понести заслуженное наказание.
Леван замолчал, словно обдумывая услышанное. Затем поднял глаза и негромко ответил.
-Совет признает правоту слов командующего Микаэла.
-Прошу простить: капитана Микаэла!
-А так же просит, – словно и не услышав последней реплики, продолжал советник, – командующего Микаэла допустить пришельцев в зал королей для совета. Члены совета просят вас, ибо нарушение любого закона крепости Квеби требует единогласного одобрения всех участников совета. Так будет лучше для всех, – совсем негромко добавил Леван. Это члены Совета просили не говорить, но я осмелился.
-Простите, – смутился молодой человек. – Я не желал… Просто меня возмутило… Закон должен соблюдаться всегда…  позволил себе усомниться в том, что члены Совета.
-Через два часа, – неожиданно улыбнулся визитер. – Ждем вас всех в Большом Зале. Вас, командующий тоже. И тролля, – он обвел взглядом собравшихся.
-Мы будем в ровно указанное время, – кивнул юноша. – Прошу передать членам Совета мою благодарность и уважение, – юноша почтительно поклонился гостю.
-Совет так же благодарит вас, – поклонился в ответ здоровяк, – и ждет вас и ваших друзей, – он развернулся и исчез так же неожиданно, как и появился.
-Кто это? – когда Леван покинул товарищей, поспешил поинтересоваться Истван. – Почему ты так почтителен с ним, а он называет себя Советом?
-Он – хранитель. Тот, кто хранит связь с предками нашего рода.
-Вот это да… – поразился наследник престола волшебной Долины. – Я думал, что меня трудно чем-то удивить, но в этот раз я поражен.

Совет не занял много времени, но был столь же необычен, как и все остальное. Большой зал представлял собой полтора десятка удобных лежаков, поставленных вокруг импровизированной трибуны, на которой гостей уже поджидал Леван.
-Совет просит всех занять свои места, – он коротко приветствовал вновь пришедших. – Начнем!
-Садитесь, – Давид коротко кивнул на топчаны и, показывая пример, первым устроился на свободное место. За ним последовали все остальные.
-Начнем! – ещё раз осмотрев присутствующих, удовлетворенно кивнул главный советник. В ту же самую секунду Истван почувствовал, что проваливается в полудрему.
-Добро пожаловать, – юноша вздрогнул и открыл глаза. К его удивлению, он обнаружил, что вновь оказался в Зале Всех Королей. Он снова увидел уже знакомые лица; правители и мудрецы величественно и одновременно искренне тепло приветствовали Иствана и его друзей. Им в ответ вторили и путешественники, волею судеб попавшие сюда – Да, да, молодые люди. Не удивляйтесь; вы снова здесь. В месте, куда приглашаются лишь величайшие из военачальников, мудрецов и правителей. В тронном зале, который везде и нигде одновременно, – раскатился по залу чей-то глухой голос. Все замерло. Шорохи, шарканья, перешептывания присутствующих стихли, а на лицах всех присутствующих появилась печать благоговения и задумчивости. – Мало кто знает про этот зал, и ещё меньше тех, кто бы мечтал попасть сюда. Но тех, кто стремится в это место, не остановит ничто. Несчастные… Лишь чистое сердце откроет все самые неприступные замки и ворота. Лишь чистое сердце… Чистота – такая же слабость, как и сила. Чистота такое же оружие, как и защита. Все зависит лишь от того, в чьих она руках. Помните это, молодой человек, когда найдете то, что ищете. Помните, и не пытайтесь понять разумом, – свет в зале начал медленно затухать, и уже скоро все погрузилось во тьму. А еще через несколько секунд Истван очнулся.
-Честно сказать, я не понял ни слова из того, что услышал, – сокрушенно покачал головой Давид. – Быть, может, кто-то из вас сможет пояснить мне, что за лета…
-Таинство Совета не позволяет объявлять об услышанном, – Леван предостерегающе поднял руку. – Каждый из вас услышал что-то очень важное. Именно то, что нужно именно вам.
-Но мы ищем спасение от драконов, – расстроенно протянул Давид. – Что мне эти… – налетев на взгляд старшего советника, он поспешил прерваться.
-Вы столь же благородны, сколь и юны, – чуть задумавшись, проговорил Леван. – Но беда юности в избытке горячности и недостатке мудрости. Годы избавляют от первого и щедро награждает вторым. Так откуда вам знать, что действительно важно, я  что - нет?
-Но драконы…
-А разве вы знаете, кто и зачем привел их в ваши края? – друзья отрицательно помотали головами. – Тогда не печальтесь о том, чего вам не дано знать, – снова промолчав, молвил, наконец, советник. – Просто помните, слова владыки. В нужный момент они спасут не только вас…
-Но…
-Слишком много вопросов, молодые люди… – мягко остановил их Леван. – Члены совета сказали все, что хотели сказать каждому из вас. И вам, молодой человек - тоже, – тот в упор посмотрел на побледневшего Яромира.


Рецензии