Дюрер. Святой Иероним в келье

        Альбрехт Дюрер.«Святой Иероним в келье» — одна из трёх «мастерских гравюр» Дюрера.1514г(две мы уже смотрели, «Рыцарь, смерть и дьявол» и «Меланхолия")

        Святой Иероним Стридонский (IV—V вв.) церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. Почитается в православной и в католической традиции как святой и один из учи;телей Церкви. Память в Католической церкви — 30 сентября, в Русской Православной Церкви (именуется Иероним Блаженный) — 28 июня (15 июня по юлианскому календарю.

        Сюжет, часто встречающийся в творчестве художника, был популярен в Германии в начале XVI столетия. М. Лютер, переводивший Библию на немецкий язык, видел в святом Иерониме своего учителя. В данном случае перед нами не просто изображение святого, а образ философа, посвятившего свою жизнь постижению высоких истин.
            В гравюре «Святой Иероним в келье» раскрыт идеал гуманиста, посвятившего себя постижению высших истин. В решении темы, в бытовой интерпретации образа ученого ведущую роль играет интерьер, претворенный художником в эмоциональную поэтическую среду.

          Келья Иеронима не мрачное убежище аскета, а скромная комната современного дома. Житейская интимная демократическая интерпретация образа Иеронима дана вне официального церковного толкования, возможно, под влиянием учений реформаторов.

  Врывающиеся в окно лучи солнца наполняют комнату трепетным движением. Неуловимая игра света и тени придает жизнь пространству, органически связывает с ним формы предметов, одухотворяет среду, создает впечатление уюта.

         Любовно запечатлены все мелочи скромной, но уютной обстановки: песочные часы, сухая тыква — фляга паломника, подвешенная к потолку, туфли под скамьей… Используя традиционные атрибуты св. Иеронима, Дюрер обошелся с ними просто: кардинальская шляпа висит на гвозде, а лев — спутник Иеронима, — словно огромный ласковый кот, растянулся на полу рядом с мирно дремлющей собачонкой.

         Наличие в келье Иеронима таких предметов как череп, песочные часы, книги, колбы и сосуды, стоящие на полках, говорят нам о том, что перед нами мастерская алхимика. «Желание много знать и через это постигнуть истинную сущность всех вещей заложено в нас от природы. Но наш слабый разум не может достигнуть полного совершенства во всех науках, истине и мудрости.

   Устойчивые горизонтальные линии композиции подчеркивают настроение покоя. Царит невозмутимая тишина. «Святой Иероним в келье» воплощает образ ясной человеческой мысли.

     Таким образом мы с вами рассмотрели три "мастерские"гравюры Дюрера. Изображение трёх различных способов жизни. МЕЛАНХОЛИЯ - здесь подойдут слова английского писателя Клайва Баркера, на мой взгляд передающие самую суть гравюры:

        «Меланхолия — это печаль, только сильнее. Это то, что мы чувствуем, думая о мире и о том, как мало мы понимаем, когда размышляем о неизбежном конце». РЫЦАРЬ СМЕРТЬ И ДЬЯВОЛ - какие страшные встречи ни уготованы ему временем, он полон твердой решимости не сворачивать с пути, не отказываться от поисков высокого совершенства, единства прекрасного и нравственного И СВЯТОЙ ИЕРОНИМ В КЕЛЬЕ,-образ ясной человеческой жизни.Путь к святости, через смирение, созерцание и молитву.


Рецензии
Интересный анализ.Вообще,мне импонирует Ваше обращение к творчеству разных художников.Заходите на мою страничку.С признательностью,Вячеслав.

Вячеслав Прытков   30.06.2016 11:49     Заявить о нарушении
Спасибо.Обязательно загляну.

Алина Алексеева-Маркезин   30.06.2016 22:17   Заявить о нарушении