10. Восхождение - стремление и дорога...

ГЛАВА Х - ВОСХОЖДЕНИЕ. СТРЕМЛЕНИЕ И ДОРОГА.

«Настоящий путь никогда не бывает восхождением по прямой. Нет движения вперед, нет пункта назначения. Это как прогулка в шторм по берегу океана. Одна волна сбивает с ног и уносит в открытое море, другая выбрасывает на берег. Нет никакой цели! Только твоя дурацкая, рискованная прогулка и безжалостные волны. Тебе кажется, что ты уже освободился в океане, но тебя снова выбрасывает на берег – и все приходится начинать сначала. Однако со временем ты поймешь, что каждый раз это иной берег, и мы начинаем с какого-то иного начала».

Максим Фрай.

ДЕВИЗ ВОСХОЖДЕНИЯ – СТРЕМЛЕНИЕ И ДОРОГА.

Восхождение – это не только (и не столько) религиозная либо духовная самореализация, не только превышение разумности – это процесс эволюционного созревания, роста Человека в человеке. Путей к вершине множество; сколько людей – столько и путей. И, безусловно, самое главное на этом великом Пути – люди, по нему идущие. Не религия, не наука, не творчество первопричина, а внутреннее стремление, присущее человеку изначально.

Человек живет в мире, идет миром  и творит в мире. Уходить от этой истины, от ее требований – значит, совершать серьезную ошибку. В одном из своих писем Шри Ауробиндо писал: « Что толку от того, что вы уйдете в лес, горы, скит, монастырь, келью или пещеру? В полное одиночество? Это не ваш путь и не время для этого пути. Садхана  должна совершаться в жизни, уме и сердце – где бы вы не находились. Вам мешает не жизнь, не окружение, не люди, а непонимание того, что есть Жизнь  и что есть Человек».

Что же есть Человек? Разум? Сознание? Личность? Социальная единица? Душа? Беря за основу любой из этих принципов, можно выстроить бесчисленное количество схем, моделей, религий и философий. Каждая из них будет верна, ибо опирается на реальность человеческого существования – и любая не сможет дать ответа на вопрос – что же такое Человек. Бессмысленно изучать статику, не учитывая динамику. Ведь не только мысли, идеи, концепции и прозрения творят мир, но и действия, дела и поступки.«По делам их узнаете их».

Великие были, есть – и всегда будут, ибо именно они – реализаторы эволюционного движения. Они могут заблуждаться, но никогда не допускают грубых искажений. Великий, уверовавший в свою абсолютную правоту, перестает быть Великим. Точно так же любая Истина, даже частичная, есть определенная Завершенность. Усомнившись в себе, она перестает быть собой,
т.е. Истиной, переходя в состояние поиска себя новой, более высокой, более полной, более объемной. И именно поэтому лучше разделять заблуждения Великих, чем мелочную правоту Ничтожных...

«По делам их узнаете их…» Что же объединяет столь разных людей науки, религии, искусства, творчества? Людей разных убеждений, вероисповеданий, философий, живших в разных исторических эпохах? Вот мастер тибетской школы Кангью Чогьям Трунгпа. Человек не просто высокодуховный, а исповедующий древнее, еще дохристианское учение. И в то же время высокообразованный, блестяще владеющий словом, тонкий ценитель красоты, и великий знаток психологии. Живущий в нашем огромном и беспорядочном мире и в то же время несущий Правду о его истинной сути, занятый 24 часа в сутки.

Сейид Идрис Шах… Далекий потомок Магомета, Суфийский Мастер… Он что, тоже вне мира? В некой искусственной духовной сфере, презирающей нас, грешных, и все, что нас окружает? Нет и нет…Очень и очень разные– и в тоже время абсолютно совместимые величины – Серафим Саровский и Сергей Радонежский; святые Франциск Азизский и блаженный Августин; Рамакришна и Вивекананда.

Несомненно, религиозные люди – сэр Исаак Ньютон и сэр Чарльз Дарвин, осмелившийся бросить вызов всемогущей Церкви, но не Богу… Столь непохожие религиозные философы, как В. Соловьев, Н. Бердяев, Шри Ауробиндо и Кант, Гегель, Ницше… Гениальные Лев Толстой и Федор
Достоевский… Что же делает их Великими? Нет иного ответа, кроме как – Величие Духа Человеческого… Той странной и ускользающей реальности, отрицать которую не у кого не хватит смелости…

Узники… Пламенный борец за свободу Индии, революционер левого толка Ауробиндо Гхош, на краю гибели осознавший свое истинное предназначение… Огромная и Неведомая Сила, превратившая его уже в иного человека – великого Духовного Учителя Шри Ауробиндо… Даниил Андреев, в слепой и безысходной затхлости Владимирского Централа вырастивший и подаривший человечеству прекрасную «Розу Мира» и не позволивший себе умереть, пока не будет дописана последняя страница.

Еще один узник – народоволец Николай Морозов… 25 лет одиночки, цинга, туберкулез, голод и холод – и бесконечный труд. Множество работ по астрофизике, математике, проблемам пространства и времени, эволюции Человека и Вселенной… Считавший самым главным своим трудом семитомное исследование под названием «Христос».

Сатпрем - чистый и светлый юноша, казалось бы, на всю жизнь искалеченный и сломленный черной пастью немецких концлагерей… Утративший веру в Свет, Добро, саму Жизнь; на себе испытавший власть Смерти  и смертельно ее возненавидевший. Бегущий от мира и жизни во имя поиска Свободы. Нашедший ее после мучительных и долгих странствий около Матери – ставший и Свободой, и Любовью, и Сыном… Забывший даже имя свое… Сатпрем – «истинно любящий» – таким он останется в памяти человечества; так он будет подписывать свои невероятные книги о Шри Ауробиндо и Матери.

Сама Мать – Мирра Альфасса… Тоже искавшая всю жизнь – и нашедшая единственное в мире, лишь ей предназначавшееся место около Шри Ауробиндо; державшаяся до последнего – и выполнившая свой долг и свое обещание Великому Учителю…

Тайна этой Троицы столь велика, что никогда не станет нам доступной… К тому же все трое никогда не любили рассказывать о себе,  только о своей работе. Узник концлагеря, французский юноша Сатпрем… И какая-то непостижимая общность, тонкая связь, единение, внутреннее сходство с нашим Н. Гумилевым и А. Грином… Особенно с последним… Бесконечная любовь к морю, парусу, чайке, ветру, свободе; до предела обнаженная душа, жаждущая красоты – и столь же абсолютное неприятие жестокости, грязи, лжи, убогости и неправильности мира…

Великий Леонардо… Неистовый Микеланджело Буонаротти… Русский художник Нестеров, всю жизнь искавший Бога  и нашедший его в жизни, в простых русских лицах… В его картинах мы впервые увидели лицо нашего, русского Иисуса. Погибшие, расстрелянные, распятые, сожженные, изгнанные… Сколько их было от времен Адама и Евы до наших дней? Как удивительно схожи судьбы апостолов и первых христиан с судьбами бывших диссидентов, а затем – правозащитников!

Как мы слепы! Как не видим и не помним тысяч и тысяч людей, осуществляющих простое и понятное человеческое служение! Не помним погибших, не замечаем выживших, не ценим отдающих… Вот буддийский монах, постоянно пребывающий среди людей и считающий своим естественным долгом помощь людям, милосердие и сострадание; давший великий обет – не уходить в миры просветления, пока не будет избыта вся земная боль и все человеческое страдание…

А вот его православный «брат» – приходской священник Серафим, светящийся такой любовью к людям, что не поймешь, кого же он больше любит – Бога или своих прихожан. Для него этой проблемы не существует – он любит Бога в Человеке и Человека в Боге. Мастера слова, которым нет числа…

Погибший совсем молодым Антуан де Сент Экзюпери… Его «Земля людей» и «Маленький принц» не менее важны для человечества, чем труды Платона, поэмы Гёте и Байрона, романы Толстого и Достоевского. Как и его слова: «Есть лишь одна проблема, одна единственная в мире – вернуть людям духовное содержание и духовные заботы».

Ученые… Они тоже разные… И не каждый, имеющий звание ученого, несет Учение… В своей последней работе Станислав Гроф пишет следующее: «Решительное преображение человечества и восхождение на более высокий уровень сознания может быть нашей единственной надеждой на будущее. Неразвитость, бездуховность, алчность и злобная агрессивность – вот те силы, которые господствовали на протяжении всей человеческой истории. В век стремительного технологического прогресса они стали угрозой для сохранения самой жизни на планете»…

Итак, Слово сказано… «Неразвитость, бездуховность, алчность и злобная агрессивность. Это одна сторона, другая – это то, что мы именуем Богом, Божественным, Светом и Истиной. Человек – посередине; ему предоставлено право свободного выбора. Однако выбор сделать не так просто.

Постижение Высшего Смысла человеческого существования и его Закона заменено исследованием гипотетических «Космических Законов» (как будто мы можем следовать им, не научившись Закону Земному); бесконечным спорам и абстрактным рассуждениям не о Законе, а о Создателе Закона; поискам доказательств существования (или не существования), того, что не может быть определено в принципе.

О людях же речь не идет вообще, как будто бы они не есть то единственное, для которых существует Закон, существует Путь и существуют люди, самой жизнью доказавшие его ценность и истинность – для Человека, а не для Бога. «Новые эзотерики» напрочь забыли о том, что эзотеризм – духовное ядро религии, их Дух и Истина, ни в коей мере не отрицающий ни Бога, ни Божественного, ни вечного единения Бога и Человека.

«Энергетическое учение» поступило еще неразумнее, буквально с «мясом» выдрав энергетический аспект из ткани всеобщего бытия и сотворив себе «языческого кумира». То же и с Кармой, и с реинкарнацией, и с духовными практиками… О любви к человеку речь не идет, и уж тем более – о любви к Богу – из-за полного непонимания, что же это в сущности такое. А это, в первую очередь, все самое лучшее, самое чистое, светлое и прекрасное, что есть в Человеке и что делает его Человеком…

И что бы человечество не изобретало, идея любви к Богу, Жизни и Человеку была, есть и будет самой высокой, самой чистой и самой истинной. «Возлюби Бога Твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всем разумением твоим, и всей крепостью твоею – вот  первая заповедь. Вторая же подобна ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной  - большей, чем эти заповеди -  нет». (Серафим Саровский).

Мы же предпочитаем любить себя, исповедовать закон «здоровой конкуренции», древнее право сильного и всемирное удовлетворение «истинных желаний». Никакая технология, никакие машины и приспособления, никакие деньги, никакие полеты в космос и общение с «Иными Разумами», никакая сверхинформация «от Интернета» не вернет к жизни умерших от голода и недоступности медицинской помощи, погибших в религиозных и политических войнах, сгоревших в огне наркотиков и алкоголя, спившихся, изверившихся, преданных своим государством и ими же избранной Властью.

Никакая свобода предпринимательства не воскресит молодые жизни, брошенные в пасть молоха наживы, научившихся убивать в Афгане, Карабахе, Чечне, Абхазии, Таджикистане – и теперь легко убивающих других… Страшный путь к темным и иллюзорным вершинам Власти, Силы, Богатства и Всевластия… Никакая свобода печати и слова не способна оправдать продажность и море лжи, порождаемой ее служителями; никакие сверхприбыли и полученные от них сверхналоги не стоят той мерзости, от существования которой они получены.

Никто не вернет погубленной любви и искалеченной юности тем, кого с детства обучали нелюбви, ненависти, безверию, насилию и для кого животное выживание стало единственным смыслом жизни… Никакая «суперсвобода» не отменит ответственности жрецов «супервласти СМИ» за чудовищный вред, приносимый ее миру и детству мира; никакая «супернаука», «суперинформация», никакие мыслимые и немыслимые «измы» не сделают человека разумнее, милосерднее, мудрее, чище и духовнее… Ибо сказано: «Что посеешь, то и пожнешь».

«Истинно говорю вам – если не обратитесь, и не будете, как дети – не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя – тот и больше в Царстве Небесном. И кто примет одно такое дитя во имя Моё – тот не Меня принимает, но Пославшего Меня. А кто сооблазнит одного из малых сих верующих в Меня, тому лучше бы не родиться на свете и лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и утопили во глубине морской. Горе миру от соблазнов – ибо надобно придти соблазнам; но трижды горе тому, через которого соблазны в мир приходят».

«Я не от мира сего – и вы не от мира сего». Вот что объединяет всех тех, о которых мы говорили выше – и противопоставляет тем, кто «сооблазняет малых сих»… Ибо о первых сказано… «Се люди»… О вторых же говорить нечего… «Не от мира сего» – это  еще означает и от «Мира Будущего, Грядущего»… Который предстоит построить, о котором на протяжении всей человеческой истории говорили Великие и Предстоящие. Это – Память о Будущем, которую невозможно ни распять, ни уничтожить, ни сжечь на костре, ни оболгать, ни запретить… Это память о Свете Жизни, неизмеримо более мощная и неуничтожимая, чем память о тьме жизни.

***

Абсолютно ни на что не похожая «Роза Мира» Д. Андреева и сказочная героическая эпопея Р. Толкиена «Властелин колец», возродившая древнюю мифологическую традицию. А к концу века произошло столько загадочного, необычного и странного, что и наука, и религия, и современное знание не в силах дать однозначного ответа и вынуждено обратиться к знанию древнему…

Новая литература, порожденная страшными реалиями двух мировых и бесчисленным количеством локальных войн, два очень схожих  и в то же время разных поколений – 18-20 годов и 40-44 голов рождения… И третье поколение – уже 80-х – не похожее ни на кого и ни на что… Создается впечатление, что на земном поле сошлись в очередной (но не последней) борьбе две гигантские космические Силы, каждая из которых не хочет выпускать Человечество из поля своей власти…

Мучительная, напряженная и скрытая от посторонних взглядов борьба, исход которой еще не предрешен… Множество вещей, не поддающихся логическому объяснению, например, пробуждение острого интереса к религии, эзотеризму, попытки создания новой, уже всеобщей Веры…

Религии, учитывающей не только земные, но и космические реалии. Удивительно интересно наблюдать за скрытым движением разума к Богу и Божественному – и явным «отталкиванием» от его принятия… Типичный «отрицательный негативизм», хорошо известный психологам и наиболее часто встречающийся у детей…

«Бог есть… Или был… Но сделал свое дело – и куда-то ушел, оставив нас одних…»

«Бог на Небесах, а Человек – на Земле, и нет ему дела до нас, грешных…»

«Истинный Бог – в душе нашей, в самом Человеке… Человек – это еще не рожденный Бог…»

«Нет, не так… Бог «На Небе» и «Бог в Человеке» - это одно и то же. Иначе – как бы мы знали о Нем – и могли слышать Его?»

«Бога нет и не было никогда… Есть лишь «энергоинформационная компонента Вечной Жизни»…

«Вы говорите неправильно… Есть энергоинформационное поле Божественной Вселенной…»

«Нет, это не поле, а единое Сознание Вселенной, данное ей изначально; мы лишь не можем сказать, Кому принадлежит это сознание..»

«Бог – это Творческое Начало Необусловленного».

«Бог – это Высший Разум».

Продолжать можно до бесконечности… Медленное, боязливое движение завороженного ребенка по кругу… Протянул руку – и опять отдернул… Обиделся… Повернулся спиной… «Нет тебя – и все тут»… А самому так смертельно хочется, чтобы был Он… Чтобы обнял, утешил, помог, приободрил… Пусть даже Он притворится какой-нибудь «высокоразвитой космической формой жизни…» Согласны! Мы согласны!! Ну хорошо, пусть будут «Мировые течения»… А за ними пусть все же будет Бог… Или Суперкольцо… Или Координатор Бытия… Или что-либо еще, но пусть оно Будет, будет, БУДЕТ!!! Только не эта холодная, страшная и безликая Пустота…

Какая древняя история – и какой еще ребенок Человечество… Несмотря на все умения, знания и смертельно опасные игрушки… Разум… То, что люди считают огромной ценностью и величайшим своим преображением. Правильно считают… Забывая лишь об одном – о его двойственности. Первая его составляющая – это наружный ум, развившийся из животной предразумности, первичной доразумной деятельности. Это земной феномен  и порождение Земной Жизни. Вторая – это Истинный Разум, Ментал, Гнозис, воплощенный Разумный Принцип Универсума,явление уже космического порядка.

В человеке присутствуют оба одновременно, но редко взаимодействуют, а чаще всего просто не знают друг друга... «Наружное Бытие» и практически вся человеческая деятельность не способны пробудить и проявить Разум внутренний, Истинный. Это можно сделать лишь «изнутри», придав Разуму смысл высшего, жизненного и творческого принципа. И тогда, действительно, Разум осознает себя как часть Высшего, становясь Богом Человека...

Сейчас это происходит удивительно часто... Масса известных и популярных людей спокойно произносят слова: «Видимо, так Богу было угодно»... «Я благодарно Богу за прожитую жизнь»... «Видит Бог»... Бог с тобой»... И это отнюдь не просто слова... Человек так понимает и так воспринимает... Мы не говорим уже об огромном количестве слов, фраз, афоризмов и притч, целиком перешедших в наш язык из Библии... Люди бы крайне удивились, узнав о том, сколько этих слов буквально вошли в «нашу плоть и кровь»...

Нет ни единого человека, не знакомого с притчей об Отце и Блудном Сыне... Многие знают и о скрытом ее аспекте... Однако есть и еще один Блудный Сын – это Человеческий Разум, познающий, страдающий, ошибающийся, согрешивший – и все же нашедший в себе силы вернуться к Отцу... Который и есть Высший Разум, давший ему и жизнь, и свободу...

А вот Дух Человеческий – это нечто Вечное, Неуничтожимое и не ошибающееся никогда... Это то, что выше Разума и Души. И это именно то, что не дает человеку окончательно «потеряться» в дебрях жизни и – очень часто – в дебрях собственного Разума; это тот самый «духовный скептицизм», способность тонкого различения, о котором писал Шри Ауробиндо.

Сейчас редко можно встретить людей, достаточно хорошо знающих Библию. В прежние времена это знание было обязательным не только для религиозного, но и для любого культурного человека. Изучение Библии как величайшего культурно-исторического памятника может дать многое. Давно обращено внимание на тонкое, но уловимое несходство четырех Евангелий, за которыми стоят совершенно конкретные люди. Каждый увидел свое -–и наиболее четко воспроизвел то, что посчитал самым главным, ценным и необходимым. Точно так же и читающий интуитивно выбирает то, что более созвучно его Душе, Разуму и Духу.

Об апостолах-евангелистах известно очень мало... Они лишь обозначены, как обозначены стихии Воздуха, Воды, Огня и Земли... Евангелие от Иоанна всегда выделялось как содержащее Дух Учения... Символом Иоанна является Орел, а стихией – Воздух... И самой большой загадкой, не понятой до сих пор, являются слова, завершающие Евангелие от Иоанна: «Я хочу, чтобы Он пребывал, пока прииду; что тебе до того? Ты же иди за Мною». И пронеслось это Слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: «Если Я хочу, чтобы пребывал Он, пока прииду – то что тебе до того?» Многое  другое сотворил Иисус, но если писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанного. «Аминь». Да, миру не вместить... Такое по силам не миру, а лишь Духу Мира... И Вечному Ученику, который никогда не умрет в Человеке...

«Духовное» - великий катализатор пробуждения сверхразумного. И сейчас, видимо, мы переживаем своеобразный общечеловеческий «духовный кризис», не отдавая себе отчета о его истинных причинах. Разум же волен толковать их по своему усмотрению и уразумению... Поэтому и «прозревание будущего» носит, в первую очередь, «разумный характер», не выходя за пределы хорошо известной нам реальности с ее законами и жестким детерминизмом.

Сегодня мы можем говорить лишь о новой культуре – культуре мышления, чувствования, поведения, творчества, Слова и Дела, культуре научного поиска и производства, культуре отношений, Знания, Веры, Мечты. Об истинной духовности говорить рано... Пусть этим путем идут те, кому суждено по нему идти. Шри Ауробиндо так писал об этом:

«Изменения, которые мы наблюдаем сегодня в мире – это изменения интеллектуальные, морально-этические и отчасти физические. Духовные же еще ждут своего часа. До тех пор, пока они не наступят, невозможно понять смысл всех остальных изменений. Вся их интерпретация (как и попытки предсказать будущее человечества) будут тщетны и бесполезны. Ибо именно духовная эволюция, ее природа, сила и исход есть то, что определит суть нашего следующего цикла развития».

Поэтому не будем предаваться ни отчаянию, ни безудержному оптимизму; не будем судить  да не будем судимы. Особенно это касается России, пережившей в XX веке столько катаклизмов, сколько не выпадало на долю никакой страны мира... Все меняется... И, если раньше мы с гордостью говорили: «Какое счастье, что, кроме мира, есть еще и Россия (СССР)», то теперь с надеждой замечаем: «Какое счастье, что, кроме России, есть еще целый мир»... И, уж коли мы в этой главе часто обращались к Библии, не грех выслушать, что она говорит по этому поводу.

«Блаженны миротворцы – ибо они будут наречены Сынами Божьими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Вы – соль Земли. Если же соль потеряет силу – то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы – Свет Мира; не может укрыться город, стоящий на верху горы. Не думайте, что я пришел нарушить Закон или Пророков; не нарушать пришел Я – но исполнить.

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет Небо и Земля, ни одна йота или не одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все. Истинно говорю вам – что вы свяжете на земле – то будет связано на Небе; и что разрешите на земле – то будет разрешено на Небе. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое – там я посреди них. И не называйтесь Учителями, ибо один у вас Учитель; все же вы – братья. И Отцом себя не называйте – ибо один у вас Отец. Небо и Земля прейдут – но слова Мои не прейдут».

Слово «миротворцы» здесь употреблено в его истинном смысле – не как «борцы за мир» – а как творцы, «сотворители мира». И то, что будет сотворено на земле – будет сотворено на Небе... Творить же на «Небе» нам права пока не дано... Самое время вспомнить древнюю, как мир, и печальную истину Каббалы. 50 ворот и шесть порядков жизни.  Мы – в третьем – «декаде Человечества». Закон таков – без освоения предыдущей ступени подъем на следующую невозможен. Вот эти ступени:

1. Внешность Человека.
2. Материальное человеческое Тело.
3. Дарованная Душа Человеческая.
4. Таинство Адама и Евы.
5. Человек Завершенный (микрокосм).
6. Дар пяти внешних чувств.
7. Дар пяти качеств и пяти сил Души.
8. Адам Кадмон, Человек Небесный.
9. Ангельское Существо.
10. Человек по образу и подобию Бога.

За третьим порядком следует четвертый, неземной порядок, Мир Сфер, и пятый – мир Ангелов... Увы, мы не можем стать ни «духовной», ни «космической», ни «ангельской» формой жизни, пока не пройдем полностью уготованный нам третий порядок, «декаду Человечества». «Виртуальное» же, или «энергоинформационное» Человечество – очередная игрушка нашего беспокойного разума...

Внимательно всмотритесь в эту лестницу из десяти ступеней – и попробуйте определить свое на ней место. Многие «споткнуться уже на 4-ой ступени и бесконечно будут на нее возвращаться; некоторые освоят пятую; об Адаме Кадмоне, Небесном Человеке, знают лишь единицы, а о Человеке «по образу и подобию» никто не может сказать ничего. Однако Каббала оставляет надежду, скрытую в самом строении Древа Жизни Сефирот. Первая, и самая близкая к нам ступень(или уровень) третьего мира – С10 – именуется: Третье Царство; иерархия – Человечество, Ишим, Души Праведных Людей.

Мы же пока прочно «прописаны» в четвертом мире – Ассиах, стихийном, материальном мире субстанций, следствий, но не причин. Однако некоторые из людей все же попадают в следующее за нашим «Третье Царство» - иначе с кем бы мы говорили, и кто учил бы нас «уму-разуму»? Трудно следствию понять свою собственную причину, однако сделать это придется, если мы действительно хотим жить, а не бесконечно выживать...

***

И все-таки, Человек – это нечто особенное, поражающее воображение ученых и поражающееся самому себе... Каждая новая ступень познания раскрывает тайны нашего бытия и тут же приводит к тайнам новым. Человек воистину неисчерпаем; говоря о себе как о микрокосме, мы не отдаем отчета в том, насколько это верно и глубоко... Одна из таких тайн – наша абсолютная индивидуальность. Нет и никогда не было на свете совершенно схожих людей. Даже биологические двойники, выросшие из одной яйцеклетки – это разные люди...

А как может резко измениться один и тот же человек в разные периоды жизни? Как он меняется в разных условиях, обстоятельствах и ситуациях! Эта проблема давно не дает покоя психологам, ученым, да и просто думающим людям. Есть определение человека, дано определение его отдельным «частям», «системам», а вот полного понимания того, что есть «Личность», до сих пор не существует!

Более 200 теорий «личности» на самом деле изучают разнообразные проявления ее в мире. Это давняя история; началась она еще с античных времен, с попыток понять, что такое характер, темперамент, национально этнический психотип, какую роль играет наследственность в формировании индивида.

В главе «Пробуждение» мы уже останавливались на некоторых моментах психологического характера, говорили о психосинтезе в двух его «вариантах» - личностном и духовном. Что же «синтезируется» в процессе психосинтеза? Этот вопрос напрямую связан с концепцией субличностей, выдвинутой английским психологом У. Джеймсом. Он определяет субличность как сумму неинтегрированных комплексов, психических свойство и качеств, уходящих своими корнями в подсознательное.

Различие между «сознательным» и «бессознательным» не так безусловно, как это утверждает психоанализ – между ними протекает постоянный обмен. Цель психоанализа – высвобождение сил-энергий, подавляемых в «бессознательном»; психосинтеза – осознание не просто сил, а «активных компонентов личности, не менее реальных, чем сама личность.

Необходимо на место смутного, пассивного представления об этих элементах поставить задачу их выявления, прочтения, понимания, а затем и интеграции в единое целое. Такая работа требует освоения позиции «наблюдателя», находящегося «над» всеми проявлениями личности, состояния чистого самоосознания («Аз есмь»). Восточные школы давно выделяли этот важнейший компонент, определяя его как «Джива-Атман» – Дух, поддерживающий живое индивидуальное существо и ведущий его от рождения к рождению.

«Душа» трактуется как особая единая сущность, «представитель Мирового Духа», принцип (воплощенный) Божественной Эволюции. Часть Души, «выделенной человеку для прохождения каждого индивидуального воплощения, именуется Психическим Существом, или Душой Души.

Личность трактуется как сложнейшая конструкция, союз Природы и Духа; «Душа» и «Дсихическое Существо» – его высшие и бессмертные составляющие.

«Субличности» могут проявлять себя в виде сознательных и бессознательных комплексов. В основе «расстройств личности» лежит отождествление себя с тем или иным комплексом. При полном отождествлении себя с любым комплексом создается феномен «ложной личности», тягостной для человека и окружающих. Вся «деятельность» такой «ложной личности» проходит под постоянный рефрен «Это не я! Это не я! Это не «Настоящий Я!!»

Более мягкое расстройство – необъяснимые, необусловленные эмоциональные колебания с периодами подъемов и спадов. Человек с возрастом обязан меняться; но иногда нормальная и биографически оправданная «субличность» как бы «застревает», не передавая эстафету «последующей». Типичный пример – «ребенок», определяющий стратегию и тактику «взрослого» или «молодящиеся пожилые люди», производящие тягостное впечатление и являющиеся объектом насмешек как «молодых», так и «пожилых».

В экстремальных ситуациях «субличность» проявляет себя импульсивно; ее подсознательное ядро навязывает стереотип (или паттерн) поведения. Это ситуации «защиты», «бегства», «нападения», «обморока» или даже «ложной смерти». Все эти паттерны отчетливо проявляются в животном мире и достались нам «по наследству».

Поле действия «субличности» простирается от бессознательного до сознательного уровня, не затрагивая лишь высшее, духовное «Я». Для выявления субличностей предложено множество методик; наиболее важные из них – «Роль» и «Игра».

В этих процессах в человеке могут проявляться (и сочетаться) вещи совершенно несовместимые и даже пугающие. В обычной жизни включение в ту или иную «игру» с исполнением той или иной «роли» происходит автоматически, незаметно; в «играх психосинтеза» – осознанно и целенаправленно.

Человек одновременно осознает «себя» - и то, что он есть «в себе». Он отчетливо понимает, что «сам» не является ни одной из своих «частей», но почти каким-то мистическим образом неразрывно связан со всеми.

«Ролевые» и «биографические» субличности – это лишь самый верхний слой нашего «Я»; более глубоко располагается то, что именуется «Внутренним Существом», более тонким, развитым, сознательным, «совестливым»; наша «лучшая часть», «Alter ego» (именно оно чаще всего ассоциируется у нас с «душой»).

Еще «ниже» и «выше» – условные зоны «подсознательного» и «надсознательного». Здесь происходит перекрест «глубинной (юнгианской), трансперсональной и «синтетической» психологии с выходом на «коллективное бессознательное», личную перинатальную, наследственную и «кармическую» память.

Последняя, как правило, крайне смутна и неопределенна. С. Гроф определяет ее как «СКО» – систему конденсированного опыта. Этот совершенно особый мнемонический отпечаток «несет максимально мощный «энергетический, эмоциональный и «экстремально-информационный характер».

Здесь перед человеком предстает задача максимальной сложности – решение проблемы «кармического психосинтеза», основанного на современном понимании уровней концепции перерождения и Кармы.

Первый ее этап – выявление коренных «субличностей», проявляющих себя через СКО. Для этого «внутренний наблюдатель», оставаясь «над процессом» (и не в коей мере не вмешиваясь в его течение), побуждает их «вспомнить себя», «воссоздать себя» и прожитую им жизнь. Это требует большой настойчивости и многих сеансов; «жизнь» может быть такова, что человек категорически не хочет «вспоминать» ее и признавать «своей», не хочет снова «окунаться в ее реальность». Есть несколько принципиальных моментов, которые знать необходимо.

1. Попытка «навязать» себе чуждую «роль-субличность», как правило, неэффективна. Человек здесь не «проявляет», «вспоминает», а «изобретает», «фантазирует. Причина – недостаточно освоенная позиция «беспрестрастного внутреннего наблюдателя» или придание ему функции «цензора».

2. В этом процессе нет деления на «хорошие» и «плохие» субличности; есть лишь определяющие и наиболее акцентуированные.

3. «Преступник», «падший», «предатель» столь же истинны, как «герой», «святой», «созидатель» - и имеют равные права.

4. «Подобное привлекает подобное». Этот принцип объясняет механизм «психического присвоения», т.е. в человеке может проявиться и «чужая субличность», нашедшая сочувствие и понимание – или очень «желаемая». Это означает, что она (хоть и чужая), непременно созвучна какой-либо вашей составляющей и допущена решением «общего синклита субличностей» в свое сообщество. Источник (или поле), откуда приходят «чужие субличности» – коллективное «внесознательное».

5. Истинный кармический синтез (или полный кармический психосинтез) доступен лишь немногим; это венец, окончание длительного процесса личностного и духовного психосинтеза, характеризующих достижения «психической зрелости». Без этого кармический психосинтез не только неэффективен, но и крайне опасен.Дело в том, что для следующего этапа роль наблюдателя, находящегося «над процессом», уже не годится. Вы должны будете предпринять нисхождение в самые темные глубины своего бесконечного «Я», в подсознательное.

Процесс этот крайне болезнен; снижая (и даже устраняя) «порог допуска» мы сознательно позволяем каждой «субличности» осознать себя «личностью», наделив ее частью своей жизни, энергии и Души и оставшись при этом лидером. Если вы (как последняя в ряду и Истинная Личность) не выше, не мудрее, не сильнее, не милосерднее, если вам нечего отдавать, нечего предложить – и некуда звать, - судьба этого «предприятия» может стать весьма и весьма плачевной.

Шри Ауробиндо, оценивая весь хаос и трудность этого этапа внутренней трансформации, писал одному из своих учеников: «Что вы собираетесь делать со всеми этими людьми (субличностями)? Если вы жаждете нирваны, вы должны удушить их, привести в коматозное состояние или изгнать полностью. Ваш опыт их подавления не ободряет; он оставил вас сухим, как выжатый лимон; никакой жизни и энергии не осталось. Так нельзя; по крайней мере – для вас нельзя. Есть иной – и единственный  - путь: гармонизация всего «внутреннего сообщества под предводительством Духа и Духовного «Я». Правда бытия здесь, и секрет гармонии тоже здесь».

Необходимо отчетливое понимание того, что наш «кармический опыт» - это не рафинированное «добро» или концентрат всего самого лучшего из «прожитых жизней». Здесь все как самое «хорошее», так и самое «плохое». Внутренняя жизнь становится необычно насыщенной, сложной, и в какой-то степени «многомерной» – «Святой Отец» проповедует; «Бунтарь» требует справедливости  и  жаждет отмщения; «Воин» стремится в Бой; «Пьяница» мечтает о выпивке; «Влюбленный» – о любви; «Философ» философствует, «Оккультист» призывает тайные силы, а «Поэт» лихорадочно пишет, ничего не замечая вообще... И все они хотят жить!! Но жить-то им, кроме как у вас «внутри», с вами и «через вас» – больше негде!

Но это еще не все... Знание юнгианской психологии открывает путь Космическим Архетипам, Первоначалам, Мифологемам, «Сказочным (или «супрафизическим мирам»). И они тоже приходят – и тоже поселяются... «Трансперсональный криз» подключает уже не к «кармической», а Вселенской Памяти... Такой «Синтез» находится уже за пределами обычного понимания и человеческих возможностей. И тогда наступает момент Истины.

Человек обращается к Высшим Силам Вселенной, к высшему руководству и покровительству, первый из которых – Духовный Учитель, согласно древней восточной традиции являющийся частью, проявлением, эманацией или воплощением Джагат Гуру – Учителя Мира... Вобравшего в себя любовь Матери и мудрость Отца... Только с их помощью вы сможете закончить это невероятное дело...

Вы не только «примиряетесь» с существованием в «себе» всего этого странного мира – такого сложного, неоднозначного, противоречивого – но и начинаете понимать, сострадать, прощать и любить... Ибо каждая такая жизнь – это ВЫ – борющийся, страдающий, падающий и поднимающийся, грешный и святой; это одна огромная, бьющаяся в вас, Кричащая, растянутая на тысячелетия единая и вечная Жизнь... Жизнь всего Человечества, и не только Человечества, а всей Жизни, воплощенной  и только еще ждущей своего воплощения...

Что же можно изменить, как можно помочь им и себе, когда уже все произошло, когда уже все «случилось»? Для этого надо понять суть Психокосма, его особые реалии – «обратное психическое время» и принцип «обращаемого детерминизма». Обычный, земной Мир – это мир Следствий, и Человек в нем – вечное и непрерывное Следствие. Мы действуем, зачастую не понимая, что понуждает нас именно к этому действию, именно к этому выбору. Одна из причин этого – те-которые-живут-в-нас  и где не только Разум – «хозяин в Доме».

И это не безликие «программы, но  именно их влияние мы воспринимаем как программу, снова принимая следствие за причину. Наше прошлое всегда с нами, и наши прожитые жизни тоже всегда с нами... Этот странный парадокс Психокосма трудно понять, оценить и принять... Ведь это не «Я» жил в XII, XVI, XVIII веках... Не «Я» был пиратом, мудрецом, Святым Отцом, Погибшим. Это МЫ были ими... И это совершенно реальное «Мы» существует одновременно и в нас, и вне нас, являясь частью еще большего «МЫ» планетарного, космического, вселенского.

Современные психотехники достаточно надежно могут выявить «прошлые жизни» либо фрагменты кармического опыта. Вы можете найти реальное подтверждение факта существования человека, которого вы «проявили в себе», можете доказать свою к нему «наследственную», «генетическую» непричастность. Но вы никогда не докажете того, что это – Вы Прошлый; ибо Вы – единственное и уникальное воплощение; других таких нет, не было – и не будет.

Что же стоит за поразительно четким, ясным и абсолютно убедительно убедительным восприятием «себя – того» и «себя этого»? Мы... то самое Мы, которое и послало нас в жизнь – учиться, постигать, исправлять ошибки и совершать новые... Нельзя обратить вспять лишь физическое время, психологическое – можно... В ваших силах реально изменить судьбу своих субличностей, своих – не своих прожитых жизней-воплощений, построив дом для всех – в себе, здесь и сейчас, а не в гипотетическом посмертии... Придавая им истинный смысл, ободряя, прощая, врачуя самые тяжелые и мучительные болезни, вдыхая новую жизнь и новую веру... Так создается новое «Мы» в чем-то опережающее «Я», а в чем-то отстающее.

Наша задача – из вечного «следствия» «вечно догоняющего» стать лидером, стать истинной причиной, микрокосмическим «То», маленьким Абсолютом, Творцом, чтобы смочь начать все сначала... Заново... Со слов «Аз есмь» и «Да будет свет...» В мире, где уже не будет «Я», которые – «Я», «Я» – которые были Я», «Я – которые никогда не будут Я». Будет «Я» единое, собравшее себя из «Я – Мы»...

Мало просто «избыть Карму», «развязав» наиболее тугие ее узлы. Некоторые, наоборот, «развязывать» не следует, а некоторые, «развязав», связать по-новому, но уже «правильно». И уж тем более не следует относиться к кармическому опыту как к некой «роковой обреченности», «жесткой программе», «бомбе замедленного действия». «Уничтожая» Карму, вы уничтожаете саму причину вашего появления в этом мире. Понять это трудно; «пережить» – неизмеримо труднее. Лишь после этого приходит понимание смысла Великих Слов:
 
«Не нарушать Закон пришел Я – но исполнить».

«Истинно говорю вам – что свяжется на Земле – то свяжется и на Небе; и что разрешено будет на Небе – то разрешено будет и на Земле».

«Себя» – это не «временную личность», Эго с двумя руками, ногами и головой, не свою «сегодняшнюю» реальную жизнь. «Себя» – это всех тех, «кто-в-тебе», мир, который в тебе. Где самый первый «ближний твой» - это ты сам – сегодняшний, вчерашний и завтрашний... Лишь после этого «малого таинства» можно понять и полюбить  Большой Мир и Большое Человечество... Полюбить такой огромной Любовью, перед которой любовь к другому, даже самому прекрасному человеку – ничто.

Мало сказать – «Я» сегодняшний беру на себя Всё. Всю нашу общую Карму. А  вы отныне свободны. Ибо этот величайший подвиг в истории человеческой уже был сделан – 2002 года назад. И  еще – никогда не следует забывать слов св. Августина: « Душа, возлюбившая Бога и все им сотворенное, становится Божественной». Каждому из нас неизбежно предстоит это совершить.

И, когда наконец лопнет наше извечное «аурическое яйцо», окажется – быть «цыпленком» в тысячу раз более интересно, чем просто «содержимым яйца». Каббала определяет его как «День малого освобождения», следующего за повелением «Будь с Нами».

Надо искать, думать, экспериментировать, но главное – Верить – верить в то, что это невероятное действие возможно свершить в обычной, земной жизни. Не бояться ни «Голосов Вселенной», ни Космических Архетипов, ни Космических и земных мифологем.

Не бояться Касания Духа и Дыхания Вечности; не бояться рождения архетипа «Божественного Ребенка», «Юного Героя», о котором так прекрасно написал К. Г. Юнг. Ибо именно Он – цель и завершение всего сложнейшего и труднейшего процесса личностного, духовного, кармического и Вселенского психосинтеза... Именно для его рождения, его появления на свет и производилась вся эта работа. Для него, для Вас – и тех, кто были в Вас и до Вас. Вы – Сам себе Отец – и сам себе Сын; вы – порождение Мира – и порождающий Мир, Жизнь получивший – и жизнью одаривший.

Пусть именно Ему предстоит жить в ином, лучшем мире – со своими Учителями, Отцами, Старшими Братьями, Перворожденными и Священными Животными, но одновременно Он – это и Вы... Дошедший, добежавший, заслуживший...

Все изложенное в этом разделе кажется совершенно невероятным и не укладывающимся ни в какие рамки. Не укладывающееся в законы обычного «земного» реального «трехмерного существования», но не противоречащим Закону Бога и Закону Человека. Неведомы пути Древнего Знания; неведомы Пути Господни; неисповедимо наше прошлое и будущее. «Проявлен» или «рожден заново» мир Толки- сна? «Орки» – это «эльфы», утратившие сокровенную мудрость мира, красоту, гармонию и бессмертие – или это мы, люди, которым еще только предстоит стать «эльфами»?

Это – память о «прошлом» – или память – прозрение Будущего? Что невероятнее – «сотворение себя и мира в себе» – или сотворение «Супраментального Человека» Шри Ауробиндо? «Сверхчеловека» Ницше? «Богочеловека» В. Соловьева и Н. Бердяева? «Светоносного Человека» К. Циолковского и «Лептонного Человека» проф. Б. Искакова? Или Человека «по образу и подобию» – мечте всех мировых религий? Лишь далекое будущее способно ответить на эти вопросы – то, что рождается из прошлого и настоящего...

Мы сами... И Дороги, которые нас выбирают...


***

Великая Тайна Кармы и загадка Перерождения... Понять их  - означает найти ключ к основным Мировым Путям. Как могло случиться так, что Великое Учение и Сокровенное Знание были сведены к убогой идее поощрения и наказания? Не сами ли мы, одержимые поисками справедливости, так извратили их истинный смысл?

Почему мировые религии столь расходятся в этом важнейшем вопросе? Именно в этом – вопросе всеобщей взаимосвязанности, взаимообусловленности и возможности жизни, вобравшей в себя все предыдущие жизни?

Или это знание каким-то непостижимым образом было изъято, вычеркнуто, а оставшееся – надежно укрыто от глаз непосвященного? Кем и для чего наложен запрет на знание о самом себе и что означает Тайна Личности? А ведь это – основа того, что мы именуем эволюцией – личной и общечеловеческой. Далеко ли мы ушли от средневекового поэта и мудреца, сказавшего когда-то:

«Добровольно сюда
Не явился бы я;
И отсюда уйти
не стремился бы я;

Если б в жизни была
На то воля моя,
Я б не умер –
Когда не родился бы я.

***

Часть людей обольщается
Жизнью земной;
Часть в мечтах обращается
К жизни иной;

Смерть – стена... И при жизни
Никто
Не узнает, что скрыто
За этой стеной...»

Идея перевоплощения в том или ином его варианте настолько крепко укоренилась в общественном сознании, что крайне редко отрицается категорически – даже христианами. Однако глубокий ее смысл и связь с Кармой остаются непроявленными, невостребованными, непонятыми и искаженными. И если Карму мы можем хоть как-то понять через принцип детерминизма, то реинкарнация таких аналогов не имеет, за исключением разве только метаморфоза.

Нет и строго научных доказательств; все определяет интуиция, духовный опыт и Вера. Без этих составляющих реальность перерождения остается пустой и безжизненной ментальной конструкцией, абстракцией, принадлежностью чего угодно – только не Знания. Да и Вера понимается по-разному. Огромное большинство людей рассматривают ее через призму доказательности; равноправности того, что не может быть доказано, но не может быть и опровергнуто; через понятие многовариантности или антитезы логики: «Верую, потому что абсурдно».

Человек недоверчив от природы, да и сама жизнь постоянно учит его следовать лишь проверенному,  а следовательно, - полезному и безопасному. Недоверчивость – основа логики земной, Вера – логики небесной. Огонь верит – и верит истинно; однако он верит лишь в то, что может быть воплощено и реализовано Здесь и Сейчас. Воде и Воздуху, двум «тонким составляющим» основным стихиям легче, но Воздух может стать ураганом, а Вода – закаменеть или превратиться в волшебное кружево. Объединившись, эта пара порождает столь густой туман, что перестает видеть не только друг друга, но и Землю с Небом...

На самом же деле Вера крайне далека как от истинного мистического прозрения, так и от сложных ментальных конструкций. Основной вектор ее движения – это не доказательность, а Выбор, Стремление и Желание. Желание, истинное в том смысле, что неизмеримо далеко от немедленной, земной его реализации.

Согласитесь, вера в Бога (личного или безличного), вера в реальность «жизни после смерти», вера в Духовного Учителя, вера в единство всех мировых религий и в то, что стоит за всеми религиями – это одно. А вера в лотерею, удачу, везение, выигрыш, или благосклонность неких «космических сил», энергий, «ВЦ,» по собственной прихоти оказывающих всемерную помощь, и иных сил, всячески вредящих первым – это другое. Вера – это тест, определенный порог, экзамен на способность Человека сделать интуитивный выбор, поверив именно в недоказуемое.

Желание – вещь еще более сложная. Чего человек хочет? Для себя и для других? И какую цену готов заплатить за это? Ибо ничего «бесплатного» в природе не существует. Только после оценки «цены» за «истинное желание» начинается действие – тоже основанное в первую очередь на вере. Причем плоды этого «действия» могут быть оценены значительно позже ухода человека из жизни. Так это часто бывает с писателями, поэтами, художниками, гениальными философами, учеными, пророками.

Все сказанное имеет самое прямое и непосредственное отношение к идее перерождения и Кармы; именно здесь уместна истина: «Итак, будем верить, если не можем уразуметь». Мало кто имеет опыт осознания «прожитых жизней», как и «жизни после смерти». Смерть клиническая – это не смерть, а особое состояние сознания, крошечное окошко в Инобытие... Мало что можно извлечь из этого опыта, хотя случаются вещи воистину удивительные... Однако сейчас мы говорим не об этом. До процесса осознания кармического опыта и полного понимания своего предназначения всегда имеет место процесс поиска смысла прихода в жизнь. Кто-то находит его, а кто-то – нет.

Обычная неторопливая или наоборот,  хаотичная жизнь не заботится о своем предназначении. Лишь у немногих, обычно занятых творческим трудом, возникает четкое ощущение неоконченности, незавершенности, неистового желания продолжить начатое и не утерять освоенное. Для них важно не их личное «воскрешение» – важно дело, которое должно быть сделано, работа, которая должна быть завершена. Они согласны «вернуться в мир» в качестве «Не – Я» или «Не –совсем-Я», но не согласны тратить время, силы, энергию для взросления, роста и нахождения себя «прежнего».

Однако идея «рождения себя» взрослым, опытным, постигшим и умеющим при ближайшем рассмотрении оказывается не такой уж и привлекательной... Проблема не в том, что мы - «биологические существа» и поэтому должны быть «рождены», «выращены» и «воспитаны», и даже не в том, что непозволительно лишать человека счастья детства и радости юности. Дело в ином...

Суть в осознании великого принципа, именуемого Совершенством, а оно не может быть таковым, реализовавшись в какой-либо одной области – будь то знание, творчество, наука или практика. На первое место выходит поиск новых путей, принцип самопознания, становления и самосотворения...

Рано или поздно, но в череде реинкарнационных воплощений появляется жизнь, посвященная решению этой – и только этой задачи. В течение этой особой реинкарнации человек как бы реально (в течение жизни) проживает все четыре БМП, о которых пишет С. Гроф, начиная со стадии амниотической вселенной. Здесь же происходит постепенное осознание кармического опыта, происходит процесс многоступенчатого психосинтеза и встреча с Духовным Учителем. Присутствие его неизбежно и необходимо, ибо процесс «повторного рождения» крайне сложен, а подчас и мучителен.

Человек может не выдержать очередного кризиса – и отказаться от Восхождения, ему может не хватить сил; он может даже «умереть», соотносимые со II и Ш БМП (если придерживаться классификации С. Грофа).

Ощущение «изгнанности из Эдема», тоска по «Дому», ощущение бесконечной чуждости и особой «неправильности мира»; смутные воспоминания о «себе прошлом», о деле, которое должно быть исполнено, горечь, обида и ясное ощущение «себя другого», который вроде бы «уже есть», но которым еще только «предстоит стать»; невероятная память о чистом, огромном и светлом мире – и ощущение «знакомости», «узнаваемости» пути, пройденного другими... Воплощаться, утратив все свои силы, знания, умения, память, снова окунуться в жесткий материальный мир – очень тяжело. Лучше уж родиться обычным ребенком.

Аватара (или Вибхути) – это одновременно отблеск памяти о «самом себе» – и реальность новой «сущности», в которую он вошел, «умалив себя», для рождения «себя нового», для передачи эстафеты самому себе, -  прошедшему все муки нисхождения ограничения, разделения, искажения, чтобы вырасти, понять и смочь больше, чем ранее. Любая (в том числе и человеческая эволюция) возможна только через циклы спусков и подъемов к максимально высшему; это не есть непрерывное линейное возвышение. Однако всегда есть предел переносимости, т.е. очередного распада «себя настоящего» для сотворения «себя будущего».

По силам это лишь Богу, и именно поэтому Высший Бог – это Единый Бог. Приходят же в духовный мир по-разному, и каждый – своим путем. Бывают ситуации, когда в минуты смертельной опасности (которые могут быть и минутами, и днями, и годами) человек неожиданно «прозревает». Внешне это может восприниматься как «Глас Божий», Явление Творца или
Богоматери. Происходит мгновенный «пробой» множества уровней; человек становится «Божьим», т.е. настолько близким к Божественному, что все остальное с него мгновенно слетает как шелуха. Уровень развития разума здесь особой роли не играет.

У ученых и философов путь иной, т.е. человек приходит к духовному через высочайшее развитие разума, движимого не обычным любопытством, а мучительной потребностью в Знании, постижении самых великих тайн Мироздания. У многих путь лежит через религию либо различные духовные практики; у людей искусства – через высочайшие творческие озарения, вдохновение, интуитивное чувствование – которые по самой своей сути духовны. В любом случае трансформация идет при жизни и подчинена единой высшей цели.

Каждый человек при рождении имеет определенный уровень возможностей развития, далее которого его структуры (и «плотные», и «тонкие») еще не способны продвинуться – в потенциале эволюции данной личности еще нет этого опыта, он «не наработан», не стал «органичной частью». В процессе развития у каждой эволюционирующей личности начинают создаваться эти структуры, в том числе и «материальные» и «энергоинформационные».

Однако дело в том, что только стремление к бесконечному развитию и совершенствованию позволяет не остановиться (а, значит, и не «скатиться назад»). Накапливаясь количественно, эти изменения скачкообразно переходят в новое качество, в том числе качество чувствования и восприятия тонкого мира, а далее – способности «уходить в этот мир» в посмертии сознательно (здесь мы употребляем ваш термин – «тонкий мир» - максимально широком его смысле).

Каждый человек несет над собой «столб Планетарного Разума» (это верно по смыслу, но не верно « в пространственном отношении»), доступный его уровню развития. Чем более человек развит, тем большее число уровней (вплоть до самых высочайших) он способен «принять» и «воспринять». Человек в зависимости от того, ЧТО он «есть изнутри», ЧТО его «зовет» и чего он желает, сразу попадает к тем или иным структурам.

Здесь есть серьезная опасность – при недостаточно развитом Разуме, малом багаже знаний, низком целеполагании, недостаточном или искаженном объеме знаний о том мире, куда он желает попасть, отсутствии свойства «тонкого различения», он может попасть в систему сложных «эхо-миров», а то и хуже. Отсюда – разнообразные расстройства, фанатизм, синдром «мессианства» и прочее.

Нет людей, изначально, при рождении посвященных «темным» или «светлым» Силам. Просто за каждым свой эволюционный (реинкарнационный) опыт и свой этап общего цикла развития; кто-то выходит уже на «высочайшие этапы», а кто-то едва-едва дошел до самых низких. То, что вы называете «Учителями Ноосферы», «Духовными Учителями» – это жизнь более тонкого и высокого уровня, прошедшая «дальше и выше». Поэтому мы и говорим «Вы, люди». В какой-то степени мы тоже «люди», но одновременно это и Жизнь, решившая проблему особыми способами и средствами.

Для того, чтобы Человек смог стать такой «особой формой жизни», требуется множество жизней земных. «Учитель», «учительство» – это не суть, а функция. Только определенный этап, а не окончательная остановка. И это не «механическое слияние» из каких-либо «численных» составляющих», а единство, в котором каждый из нас сохраняет свою индивидуальность, и дальнейшее наше развитие тоже «индивидуально».

На земном же плане за будущей сущностью «Учителя» остается множество жизней, полных взлетов и падений, горя и счастья, страданий и постижений. Только это позволяет достичь предела, где тоска по Свободе, «Воздуху», «Духу» приводит к пониманию (и приятию) идеи духовной эволюции как пути самораскрытия, самореализации и самосотворения. Одновременно появляется жизненная потребность помогать тем, кто «стремится», но «не видит», «не слышит», не «знает» и «не умеет». Именно – и только – в сочетании этих двух составляющих и начинается рождение будущего «Учителя».

Процесс это длительный; в последних «перерождениях» непременно приходится «повторять пройденное» в еще больших размахах; не выдержавшие испытания вновь и вновь проходят каждый «слабый узел»; здесь «размахи» становятся очень мощными и грубыми. В последней перед принятием (или посвящением в «Учителя») жизни – бытие человека «исполнено тихим светом», идущим уже «изнутри», а не принимаемом «снаружи» - и проходит как «Учитель» земного уровня.

«Учительство» здесь не понимается как «преподавательство». Это может быть любая специальность, но суть остается одной – помощь людям в их росте и возвышении, простота, чистота и просветленность, причем люди это чувствуют безошибочно. Это один из самых важных моментов. «Учитель Внутренний» начинает сливаться с «Учителем Наружным», ибо этап формирования первого закончен.

По мере истончения грани, барьера, между «наружным тонким миром» и «внутренним тонким миром», связь между «двумя ипостасями Учителя» – как и связь между «собой будущим» – и собой «сегодняшним» становится все более неискаженной, чистой и высокой. В определенной степени это слияние того и другого, где «Человек-Учитель» и «Учитель-Человек» становятся единым целым, особой общностью, особой  «переходной зоной» между «Землей и Небом», «миром плотным» и «миром тонким». Суть же этого процесса – «прямое касание Божественного». (из личного архива).

Итак, «самореализация», «самосотворение», «трансформация», «полный психосинтез» – это синонимы для выражения сути одного процесса – совершенствования, эволюционного восхождения, освобождения («Мокши» Веданты – духовного освобождения, спасения, «дважды рожденности», одного из четырех великих устремлений человека).

Человек рождается в Духе, живет в Духе, творит в Духе и ведОм Духом. Для такого человека «жизнь после смерти» и «новое воплощение» имеют принципиально иной смысл, чем для рожденных «биологически». Еще раз напомним слова Иисуса:

«Рождение от плоти есть плоть, а рождение от Духа есть Дух. Дух должен жить, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа. Я сказал вам о земном, а вы не верите! Как поверите, если стану говорить о Небесном? Свет пришел в мир, но люди больше возлюбили Тьму, потому что дела их были темны. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не обличились дела его. Поступающий же по правде идет к Свету, дабы явны были дела его, ибо они в Духе и Боге соделаны».

«Поступающий по правде»... Для Иисуса правда – это не наше понимание добра и зла, света и тьмы, справедливости и несправедливости, а Истина в самой высокой инстанции – Истина Духа и Бога. Современное человечество не просто «отягощено злом», а отягощено его особо тонкой, извращенной, коварной и лживой ипостасью – полуправдой. Она воистину пропитала наш мир, стала его кровью и плотью, породив такие реалии, как «Дух насилия», «Дух Наживы», «Дух Сомнения», «Дух Самоутверждения», «Дух Гордыни», «Дух Конкуренции». Недуховное изо всех сил притворяется духовным, не имея на это никакого права.

«Дух стремится войти в Человека, а Человек стремится жить в Духе; однако не может Дух войти иначе, чем частями своими. Иная часть человека, принявшая Дух и возлюбившая Дух, следует за ним с радостью и надеждою; другая – сомневается и спорит; третья же отвергает и Свет, и
Любовь, и Помощь. Однако истины лишь желания – духовные, слова – духовные,
дела – духовные, и правда жизни – тоже уховная. Знающий да не ошибется, а видящий – да не обманется».

На этом вечном поле борьбы человеку сегодняшнему не менее трудно, чем человеку «позавчерашнему»; изменились условия, сцена, декорации, но не изменилась суть. Лживые (а в лучшем случае – неразумные) обещания «прекрасной посмертной жизни» с последующим воплощением в более «благоприятных условиях», «в лучших мирах» за «просто так», без тяжелого и напряженного труда, без постижения, без веры, без максимального усилия, без полной самоотдачи – фикция.

Человеку дано многое понять в жизни Власти, Силы, Управления, но дано и право Любви, Милосердия, Возвышения и Освобождения. «Рожденные в Духе» и «Уходящие к Духу» – на самом деле никуда не уходят... «Карма – не что иное, как воля Духа в действии, следствие – нечто иное, как творение Воли, рождение Души – это серия непрерывной духовной эволюции.

Может показаться, что, когда эволюция закончится, когда Душа, выйдя из невежества, вернется к самопознанию , серия рождений должна быть завершена. Дух, которым мы являемся, не только Вечное Сознание и Вечное Бытие, но и вечная Творящая Способность Бытия и вечное наслаждение Бытием. Творение для Духа не беспокойство и страдание, а высшее блаженство, даже если по самой своей сути оно бездонное, бесконечное, неисчерпаемое.

Когда воля существа бесконечна в Духе, Карма и следствие становятся радостью творческого Духа, конструкцией Вечного Механизма, словом и драмой Вечного Поэта, гармонией Вечного Музыканта, Игрой Вечного Ребенка. Наша сегодняшняя  ограниченная, кажущаяся самостоятельной, эволюция – только первая ступень самосотворения Духа. Вот чем мы являемся по сути...

Наша сегодняшняя игра с Природой – это игра постепенно проявляющего себя Духа, скрывающегося от Разума и постепенно выводящего его на передний край Существования и Действия. Для осознавших смысл и замысел этой Великой Игры, каждое мгновение становится исполненным вещей бесконечных, прекрасных и волнующих; оно воспринимает работу вечности прошлой и определяет работу вечности будущей. И каждая наша мысль, действие, волевое усилие несет в себе способность рождения не только личности, но и общего Будущего».

Так писал великий Духовный Учитель Шри Ауробиндо... А ему можно верить безгранично, ибо его «Истина и Желание духовны, Слова – Духовны, Дела – Духовны и Правда Жизни – тоже духовна. Знающий да не ошибется, а видящий  да не обманется - так же, как не обманется безгранично верящий, ибо оба рождены от Духа и есть порождение Духа»...

***

Все, что было до этого, было эволюцией Разума  и только Разума. Долгий и мучительный путь от неживой до живой, а затем – и разумной материи, от жизни минеральной – до биологической и разумной. Homo Sapiens  в определенной степени - Символ, Архетип. Неважно, что он Homo... Ибо в иных условиях он может нисколько не походить на человека, оставаясь в то же время Разумной Жизнью планетарного уровня.

Но есть и иная реальность – эволюция Души и Духа, уносящая человечество за пределы планеты, солнечной системы и Галактики. В нефизическую Вселенную, в то, что мы именуем Психокосмом, в иную Реальность, Время и Пространство, ибо у Одухотворенного Разума и Пробуженной Души огромное будущее. Они уже отчетливо понимают, что все есть Карма и все есть Перерождение, что нет ни единого, даже крошечного кусочка Космоса, где бы ни было Жизни  и который не был бы Жизнью.

Человек изначально крепко «впаян», «вшит», включен в эту единую цепь развивающейся жизни, где всегда есть форма прошлая, настоящая и будущая. Нельзя изъять ни единого звена, не нарушив целостность всей цепи. Пока мы идем по замкнутому циклу – яйцо, гусеница, кокон, бабочка – и снова – яйцо. Мы в огромном своем большинстве – «гусеницы», уходящие в кокон, но крайне редко превращающиеся в «бабочек». Но без нас, без «гусениц», не было бы этих прекрасных и радостных существ...

И что нам? Радоваться? Печалиться? Завидовать? Роптать, проклиная мир и Создателя Мира за то, что наш удел – вечно ползающая «гусеница», так редко становящаяся «бабочкой»,  да и то на короткое время? Как же выйти из этого бесконечного, замкнутого круга – Жизнь, Смерть, Жизнь – и снова Смерть?..

Задача кажется такой трудной, такой нереальной, что опускаются руки и останавливается сердце... Разум – не помощник, он не видит, не слышит и не знает, Как и Куда идти. Знает Душа, но она так молчалива. И еще есть тончайшая, почти невидимая нить, соединяющая два мира, и есть Зов... Есть Дао... Иногда кажется, что вернуться в обычную человеческую, «земную жизнь» так легко, так просто... Не выходит... Нельзя дважды войти в одну реку, тем более если ты из нее вышел. Извечная сказка про Гадких Утят и Белых Лебедей...

Мы всеми силами прячем от себя правду, заполняя пустоту все новыми и новыми машинами, игрушками, развлечениями, модными этикетками и ничего не значащими словами. Это не эволюция, а лишь процесс приспособления к изменяющемуся миру и окружающей среде. И не мы изменяем ее, но она нас. Мы приспосабливаемся к тесноте, скученности, отравленной воде и воздуху, всевластию машин, грохочущему потоку абсолютно ненужной нам «информации» и непременной лжи, в ней содержащейся.

Приспосабливаемся к запредельному ритму жизни, чтобы «Успеть»... Что? Куда? Зачем? Откуда эта неистовая страсть к механической скорости, к хаотичному броуновскому движению тел, разумов, эмоций, связей, взаимоотношений? К этой до предела перегретой Вселенной людей, грозящей тепловой смертью?

Мы – великие мастера мимикрии, выдающие желаемое за действительное, гении обмана и всевозможных хитростей, упорно планирующие нашу будущую жизнь из опыта несовершённого, недодуманного, недосотворенного и неистинного существования... Нет, не может быть это движение Истинной Эволюцией, Возвышением, Восхождением... Однако всегда были, есть и будут те, которых не устраивает истина и реальность «Мира сего». Люди, осознавшие свое предназначение и свое неопровержимое родство с миром иным...

Они мало кому понятны, интересны и мало кем слышимы... Их удел – вечная работа, тесная кухня да стол, заваленный тоннами бумаги, исписанной бессмысленными словами, символами и схемами да вечные как мир книги, содержащие столь же вечную нереализованную мудрость. А  впрочем, так ли уж бессмысленны и их труд, и их слова, и их поиски? Возможно, именно из этих корявых, несовершенных, спотыкающихся слов, мыслей и прозрений родятся слова уже совсем иной книги – Книги Нового Сотворения?

И еще возможно – где-то может далеко, а может – близко, под защитой могучего, доброго и вечного Первого  Слова уже бьется сердце еще не рожденного, но уже реально существующего Нового Человека, Ребенка, вобравшего в себя всю истину и историю Человека Разумного - всего лишь одной ступени бесконечной лестницы вечного восхождения... Когда же это все началось?

Когда была юной Жизнь и юным Существование; когда творились бесчисленные мириады формы, удивительных и непостижимых; когда Дух и Природа играли как дети, теряя и вновь обретая себя...

Как же оно продолжилось? Разделившись, потеряв друг друга, запутавшись в тысячах отражений, бесчисленных зеркалах, ликах, телах, разумах и душах; когда вновь осознало друг друга – и понятулось друг к другу, чтобы вновь соединиться...

Чем же все завершится? Слиянием, единением, океаном, в котором капля ощущает себя и все остальные капли. Может жить их опытом, знанием, пониманием, их красотой и гармонией, слиянием, а не растворением. Душа  и Страна Души в океане Духа. Страна Душ не только человеческих, но и Душ всего разумного во Вселенной, тех, что были, есть и будут.

Одновременно это станет и Новым Богом, собравшим воедино всю подаренную мирам Божественность. Это и станет Новой Книгой, БИБЛОСОМ, Заветом, на миллионах страниц которой мириады рук напишут лучшие главы из своей жизни и жизни своих миров.

Это будет воистину Великая Рукопись...

***

Иллюстрация из Интернета


Рецензии