8. Человек и Вселенная - время узнавания...

К очередному рубежу своего эволюционного развития человечество подошло с целым рядом серьезнейших проблем, касающихся всех сторон его жизни и деятельности. Самой главной из них является резкое опережение технологического развития, в то время как развитие «разумное», социальное, морально-нравственное значительно отстает.

Говорить о единой общечеловеческой цивилизации сегодня можно лишь условно; скорее, она представляет собой ряд «субцивилизаций», находящихся на разных уровнях развития. Цивилизации техногенного типа наряду со значительными преимуществами несут в себе многие недостатки и целый комплекс опасных тенденций, особенно в условиях раздробленного, разобщенного мира.

История знает не один десяток кризисов развития человечества. Несмотря на их внешнее несходство, по своей сути, «изнутри», они одинаковы и подчинены общим законам. На каждом витке эволюции человечество вновь и вновь сталкивается с ними; меняется внешний облик, меняются обстоятельства, декорации, смысл же этих кризисов остается неизменным.

Сама жизнь с невероятным упорством возвращает нас к одним и тем же проблемам, заставляет вновь и вновь обращаться к неразвязанным кармическим узлам и особо опасным болевым точкам. Причина всего этого одна – нежелание человека меняться принципиально, меняться как разумный биологический вид, нежелание понять себя как такового и себя в мире, нежелание принять правила «Большой Игры».

Усложнился современный мир или упростился? Сама постановка этого вопроса кажется нелепой: конечно же, усложнился! Однако это – особое усложнение, понять его смысл и значение невозможно без учета факторов человека, человечества и человеческого общества. Мы скорее имеем дело с процессами резкой поляризации, несоответствия формы и содержания, «наружной» и «внутренней» реальности, суммы технологий и уровня суммарной человеческой разумности.

Узкая специализация – непременное условие техногенного развития. Отдельные области человеческого знания настолько специализировались и ушли так далеко, что стали абсолютно недоступными для их понимания всеми остальными. Это касается не только фундаментальных физических наук, но и наук об обществе (социология), о человеке (психология), о принципах познания (философия).

Новейшие технологии – плоды скрытой деятельности «сверхнауки» – приходят в мир как бы «явочным порядком», как бы «ниоткуда». Обычному человеку приходится принимать их существование как свершившийся факт, не задумываясь над тем, хорошо это или плохо. Этот «бог из машины» сращен с массой своих «слуг и служителей» – новой «жреческой кастой», требующей от рядового члена общества беспрекословного подчинения и послушания.

Весь этот огромный и в определенной степени «сверхразумный» конгломерат начинает работать не на человечество, а сам на себя и в своих интересах, требуя все новых затрат и жертв на собственное обслуживание. В первую очередь, усложняются система и структура; значение отдельно взятого человека в ней «упрощается» и сводится к минимуму. Второй составляющей этой сверхсистемы является то, что мы сегодня именуем «энергоинформационным аспектом».

Колоссальной насыщенности и мощности поток информации, превышающий всякий разумный предел, не служит процессу познания и не ставит своей целью воспитание, обучение и просветление человека, а является агрессивным «зомбирующим» фактором. Процесс этот отнюдь не хаотичен, а умело и продуманно выстроен, структурирован, целенаправлен. Истинная же информация надежно укрыта от «непосвященных» и предназначена лишь для узкого круга «хозяев жизни». Недаром кредо сильных мира сего сегодня стал девиз: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

«Обычный» же человек вынужден поглощать то, что ему дают, а его узкая специализация в одной области и полное невежество во всех остальных (даже смежных), жесткая функциональность всей его жизнедеятельности не позволяют ему «отделить злаки от плевел», ложь от истины, правду от многоликой полуправды.

Энергетика этой сверхсистемы тоже носит двоякий характер: это и обычная «физическая» энергия, необходимая для ее поддержания, и энергия особая, исходящая из людей, ставших ее составляющими. Система-паразит всеядна и может поглощать любую энергию, от самой «грязной» до самой чистой, для нее не существует ни предпочтений, ни жестких морально-этических рамок. На «выходе» же всегда одно – неистинное, мутное, агрессивное и пустое содержимое, служащее удовлетворению извечного требования низшей природы: «Хлеба и
зрелищ!». Такая «энергоинформационная парадигма» одинаково враждебна как религиозности (не считая ее «чистой формы» – ритуала), духовности, культуре, так и самому разуму, мудрости, знанию. Ее идеал – бескультурье, вульгарность, невежество, комплекс низших инстинктов, псевдоразумность, псевдорелигиозность, псевдодуховность.

Все, что противоречит этому идеалу, не принимается вовсе или принимается с великим трудом. Происходит это по двум основным причинам: в первую очередь, это невыгодно экономически, во вторую – выводит человека из-под власти сверхсистемы, из-под власти машины, узурпировавшей человеческие права. Науки об обществе и принципах познания давно поняли, какое огромное значение имеет слово (понимаемое именно как энергоинформационный феномен) в формировании Homo sapiens.

Сегодня мы говорим о едином вербально-логическом поле, ответственном за прием и обработку всех видов информации. Чем более оно развито, чем мощнее, тем больше его аналитические, синтетические и интеграционные возможности, тем более истинным будет восприятие мира. Человек должен владеть множеством языков познания, должен обладать не только
логически- смысловым, но и художественным мышлением. Последнее же
ответственно за понимание символического языка любой степени сложности.

Весь процесс мышления должен быть максимально гибким, тонким, дифференцированным и энергосберегающим, способным в то же время на максимально концентрированное, сжатое до предела усилие, прорыв в неизведанные области. Только такая сложная мыслительная деятельность создает возможность перевода вербально-логических полей с низшего биокомпьютерного уровня на более высокие, более насыщенные истинно полевые уровни.

Внешнее, формально-структурное, «машинное» усложнение мира приводит в итоге к полному «упрощению» человека и его мышления. Упрощается не слово, не язык, не речь, а сам образ мира, лик Вселенной, вторично упрощая и мир человеческих потребностей, стремлений и взаимоотношений, низводя их на максимально низкий биологический уровень.

Упрощаются сознание, разум, жизнь, а ниже определенной критической границы начинается распад всей системы восприятия, ее фрагментация, борьба всех против всех. Такой разум не просто «неистинен», но еще и чрезвычайно агрессивен. Вооруженность технологическая делает проблему еще более напряженной и трудноразрешимой. Действия искаженного разума в им же искаженном мире – это не только социально-психологическая, но уже в буквальном смысле биологическая опасность.

Мы еще далеко не столь разумная раса, как нам это представляется. Перескочить через формировавшуюся тысячи лет систему связи, речь, язык, образ и тип мышления сразу, одномоментно мы не можем, и никакие продвинутые энергоинформационные методики не в силах изменить это положение. Такая попытка преждевременна и опасна, об этом предупреждал председатель Комитета по изучению энергоинформационного обмена в природе акад. В.П. Казначеев.

На сегодняшний день энергоинформационное развитие человека (в его истинном значении) – это узкое, сложное и достаточно необычное экспериментальное поле, совместный проект Человека и Надразумных Сил эволюции, требующий максимальных усилий и полной отдачи, не только искреннего желания, но и высокой готовности разума и сознания от тех, кто ступил на этот путь.
Остальное же человечество должно идти в направлении формирования общей культуры, выработки единых общечеловеческих ценностей и критериев для оценки такого высшего показателя, как цивилизованность.

Процесс это идет трудно и мучительно, снова возвращая человека к реалиям религиозности и духовности, но не как к форме, структуре, организации, ритуалу или символу, а как к особому способу мировосприятия. Усложняет этот процесс наше существование или упрощает? Оправдан ли он эволюционно? Помогает ли он нам развиваться или же тормозит развитие?

Для огромного большинства верующих людей религия – это ясность, простота и определенность; в первую очередь, это морально-этический кодекс, регламентирующий отношение человека к человеку, человека к Богу и Бога к человеку. И что бы мы ни говорили, для религиозного человека просто невозможны темные и мрачные провалы человека, ни во что и ни в кого не
верующего. «Божий человек» защищен изначально верой и силой веры, он смотрит на «свинцовые мерзости жизни» отстраненно, будучи вынужденным смиряться с ними, но не подчиняться им.

Религия, основанная на разуме, не на вере в Бога, а на идее Бога, уже испытывает серьезные трудности. Над-религия, Сверх-религия, открывающаяся Сверх-разуму, делает его существование не только сверхсложным, но и в определенной степени проблематичным. Ему приходится иметь дело не только с такими реальностями, как проблема перерождения и Кармы, путь супраментальной эволюции, достижение баланса и гармонии с Универсальными Силами Космоса, с Космическим и Планетарным Разумом, но и всеми способами стремиться к контакту
со структурами, созвучными и соответствующими его новому содержанию.

Такой разум уже не удовлетворяется обычным земным существованием и законами этого существования; не устраивает его и модель некой «энергоинформационной жизни» в посмертии, как не устраивают и «Бог» в его обычном понимании, и «единое энергоинформационное поле Вселенной», и «вечная компонента жизни», и общепринятые космогонические теории рождения и гибели Вселенной.

Его восприятие схоже с погружением в бездну, провал, многомерность, где утрачены все прежние ориентиры. Позади – ряд ступеней, поднимаясь по которым человек становился все выше, все могущественней. Казалось, еще один шаг, еще одна ступень – и Вселенная распахнет ему свои объятия… Но нет. Сделав последний шаг, он снова почувствовал себя малым, слабым, заброшенным, никому не нужным и одиноким. Пути назад уже нет – но нет и пути вперед…

Сложность его положения усугубляется еще и тем, что сверхразум лишен возможности вернуться в достаточно надежный и «упрощенный» земной мир – но его перерос, хотя еще не дорос до мира, где хотел бы думать, жить, познавать и работать. В человеческой истории подобное – не случайность, а закономерность. Путь индивидуума, личности не совпадает с путем большинства, с путем общества. Но именно такие личности являются «полем эксперимента» и первыми экспериментаторами на каждом витке человеческой эволюции, именно на них эволюция отрабатывает свои приемы и методы обучения.

Сегодня одним из самых важных направлений, развивающих личность и общество, является взаимодействие человека (человечества) и особой реальности, именуемой Планетарным Разумом. Сейчас мы видим лишь общие контуры этой разумной живой системы, превышающей возможности нашего восприятия. Мы можем выявить, проявить какие-то отдельные ее аспекты (например, энергоинформационный), но понять суть этой многомерной целостности, «единого в общем и общего в едином», еще не в состоянии.

Не в наших силах определить и перспективы сотрудничества как с «целостностью», так и с ее частями. Процесс взаимодействия всегда имеет две стороны; последствия его пока неясны и для человеческого разума, и для Разума Планетарного. Однако человек так устроен, что подобные сложности его не смущают. За два последних десятилетия об этой проблеме написано и сказано очень много. Мнения расходятся, как расходится и видение сути, структуры, «тонкой истинности» и даже самого факта существования феномена Планетарного Разума.

В комплексном его восприятии тесно переплетаются физические научные, религиозные, эзотерические, психологические и духовные аспекты; для познания же целого необходима всесторонняя полная интеграция, сегодня практически недостижимая для человека. Есть определенные «рабочие варианты» – гипотезы, модели. Представляют интерес следующие из них.

1.Белково-нуклеиновая организация жизни служит основой для рождения полевой, более высокой на эволюционной шкале формы жизни; это ее цель и предназначение. Таково мнение акад. В.П. Казначеева; ранее об этом писал К.Э. Циолковский; это знание содержат в себе Каббала, герметизм и античная философия (гностицизм).

2.В ходе эволюции часть биологических носителей жизни будет переходить в сферу «супраментального существования», однако это не означает полного их ухода из сферы земной в особые «специализированные миры». Наоборот, супраментальная Сила и супраментальный мир будут нисходить на Землю, трансформируя и ее и человека, становясь залогом новой Сатья-ноги, «золотого века», «Царства Божия» на Земле. Планетарный Разум – лишь первый этап, определенная «переходная зона», концентрация сверхусилий эволюции, служащих задаче воспитания и обучения человечества.

Само же человечество сохраняется как планетарное развертывание жизни; выйдет оно за пределы Земли или нет – покажет будущее. Непременным условием этого движения к Супраменталу должен стать процесс полной прижизненной трансформации всей человеческой природы (вплоть до физической), осуществляемый высшими Космическими Силами с согласия самого человека, добровольно и с его активным участием.

Эта точка зрения Супраментальной Йоги встречает серьезные возражения пессимистически настроенной части человечества, не верящей ни в разумные Космические Силы, ни в возможность выхода человека из стадии «разумного животного», ни в вероятность земного светлого будущего. Сам создатель теории супраментальной эволюции Шри Ауробиндо так отвечал на эти возражения:

«Земля – это эволюционирующий мир, не светлый и гармоничный, а, скорее, в высшей степени печальный и дисгармоничный. Я никогда не говорил, что условия на Земле идеально подходят для реализации Божественной жизни. Но именно в этом несовершенстве скрыто высшее стремление к полному и безграничному совершенству. Если мы примем тезис о вечности, неизбежности, несокрушимости зла и страдания в настоящем жестоком порядке вещей, то эта позиция отрицает все, и тогда невозможно никакое решение вообще».

Одним из вариантов этой модели является признание Планетарного Разума определенной «переходной зоной» между Землей, земным человечеством и Космическим Сверхразумом, Супраменталом. В его обязанности входит первичное инициирование, целенаправленный отбор, воспитание и обучение. Человек также принимает на себя определенные обязанности. Их круг и дальнейшая судьба человека обусловлены всей фазой его «материального существования» и целиком зависят от его творческого потенциала.

«Посмертие» у таких индивидов, прошедших обучение в «Школе Планетарного Разума», осознанно и служит решению определенных задач (вплоть до «обмена опытом» с другими гуманоидными расами). Реинкарнационный принцип не отменяется, но ускоряется и совершенствуется. Еще один вариант, тоже протекающий при участии и под контролем Планетарного Разума – это контакт с высокоразвитыми космическими формами жизни. Предполагается их прямая помощь человечеству, но в строго определенных пределах.

Если вспомнить прогноз акад. Л. Мельникова, то время такого реального контакта – вторая половина XXI века. А вот  что «говорят» по этому поводу высшие структуры Планетарного разума:

«Контакт человечества с иными, высокоразвитыми формами космической жизни неизбежен. Конечно, если бы далеко ушедшие в своем развитии разумные формы жизни пришли Земле на помощь, все пошло бы быстрее и не выглядело бы таким трудным (но не безнадежным) делом, как сегодня. Земля – один из миров для первичного проявления и развития разума. Ускорить глобально общую эволюцию не может ни один человек, ни группа людей, но эволюция «пролегает» через каждую отдельно взятую личность, определяя общую эволюцию разумной расы.

«Божественная работа», о которой говорит Шри Ауробиндо, идет на Земле и только на Земле. Никто и никогда не сделает за человека эту работу – это невозможно в принципе. Помощь возможна лишь в деле пробуждения и становления, в поисках утраченной Красоты и Гармонии; она может быть обретена только самой человеческой душой. Без этого она недостижима ни на «Земле», ни на «Небе»  (из личного архива).

3. Как разумное-сознательное и «внесознательное» – является единством, определяющим суть человека, так и коллективный Планетарный Разум и Сознание являются неотрывной частью человечества как разумной расы планетарного типа. Это не «симбиоз» и не «семья», а две равноправные стороны единого существования. Там, где есть человеческая раса или хотя бы один ее представитель, там будет и часть Планетарного Разума. Иное дело, что до «стадии полного созревания» обе стороны будут разделены. В дальнейшем они станут единым целым – это основное. Все остальное – «бесплодные мудрствования» и «суета сует».

4. Планетарное, или коллективное надсознательное и надразумное должно восприниматься исключительно как психологический феномен, не имеющий для эволюции расы никакого существенного значения. Если эволюция представляет собой самообусловленный процесс, значит, она пойдет в наиболее благоприятствующем направлении. Если же она разумна и управляема, то она сделает все, чтобы разумная раса не пошла по ложному пути.

Отсюда – если цивилизация выбрала техногенный путь развития, то так и должно быть, так предопределено. Если она выбирает иной путь, то это ее право. В конечном итоге, выбор определяется разумным большинством; личность может быть согласна или не согласна с этим выбором – это ее право, но не более.

Второй и четвертый из рассмотренных вариантов – это достаточно подробно описанные ранее «Богочеловечество» (второй) и «Сверхчеловечество» (четвертый), первый и третий выражают научную и психологическую позицию в этом вопросе.

Есть и иные точки зрения, обходящиеся как без «Планетарного» и «Космического» Разума, так и без понятий техногенной и духовной эволюции. В их основе лежит не «Божественное» или «духовное», а, скорее, «гуманистическое» ядро: там есть Человек – именно так, с большой буквы.

Общество равно далеко как от социализма, так и от капитализма. Идея гуманизма является фундаментом социума, воплощаясь в концепции прогрессорства. Космос представляется в виде физического пространства, на материальных объектах которого происходит развитие разумных форм жизни. Задача «высокоразвитых» – оказание помощи «низкоразвитым». Это императив, потребность и обязанность одновременно.

Чрезвычайно интересную гипотезу выдвинули всемирно известные фантасты Б. и А. Стругацкие. Суть ее в следующем. Любой разум – «технологический», «руссоистский» или «гедонический» – в процессе первого этапа эволюции переходит от состояния максимального разъединения к состоянию максимально возможного объединения (при сохранении индивидуальности). Этот этап управляется биологическими, биосоциальными и биопсихическими законами. Далее для него существуют лишь две возможности:

1) самоостановка, самоуспокоение, потеря интереса к физическому миру и стагнация;

2) вступление на путь эволюции II порядка, путь планируемый и управляемый – путь к Монокосму.

Синтез и интеграция разумов неизбежны. Они даруют не только неизмеримо большие возможности восприятия мира, но и совершенно новое качество жизни. Понятие «дома» расширяется до масштабов Вселенной, а возраст обитателя Монокосма сравним с возрастом космических объектов. Он Творец – и сам себе объект творчества. «Созидай, не разрушая», – вот его лозунг.

Монокосм обладает абсолютной уверенностью в правильности своего развития. Убогое существование разобщенных разумов, их боль, отчаянье и смерть не могут не вызвать у него импульс творческой активности. Однако он вынужден ждать, когда разум в ходе первого этапа разовьется до всепланетарного Разума и всепланетарного Социума. Только после этого становится возможным взаимодействие с биопсихоструктурой и подготовка носителя разума к переходу в структуру Монокосма. Цивилизация, как огня боящаяся любых резких движений, застывшая в своем развитии (как и ее отдельные представители), для целей Монокосма не подходит.

Вмешательство в судьбы разобщенных цивилизаций ничего хорошего дать не может – такие опыты были. Поэтому вначале внутри цивилизации формируются определенные группы, подготавливающие почву и готовящие «резервный материал» для прямого воздействия Монокосма. Именно земная цивилизация должна обратить на себя внимание Монокосма в первую очередь. Мы движемся и хотим двигаться, следовательно, мы вольны в своем выборе, хотя можем и ошибаться. Вступление человечества на путь эволюции II порядка означает следующее:

1) человечество разделится на две неравные части;

2) принципы этого разделения неясны;

3) меньшая часть быстро и навсегда обгонит большую; вопрос их совместного проживания становится проблематичным;

4) неясно, как и куда уйдет меньшая часть, если не захочет оставаться в «общем человеческом доме»;

5) все это будет происходить исподволь, скрытно и постепенно, без ведома всего человечества; сама реальность этого процесса не будет восприниматься им всерьез или будет отрицаться полностью;

6) начнется все с возрождения забытых учений, фобий, суеверий, мессианских учений различного толка, роста экстрасенсорных возможностей, странных исчезновений людей и целого водопада научно необъяснимых феноменов, внезапного появления буквально «ниоткуда» талантливости и гениальности в любом возрасте, способности к планетарному и космическому контакту-восприятию; использования скрытого «ксенотестирования» и т.д.

Изложена эта гипотеза более четверти века назад… Удивительная вещь – в ней прослеживается очень отчетливо и выпукло все вышеизложенное, вплоть до концепции ВЦ А. Глаза и нынешней теории Планетарного Разума, до изложения всех принципиально важных механизмов взаимодействия «Монокосма» и человечества и тех проблем, которые это взаимодействие уже породило и еще породит.

Говорил об этом и создатель теории супраментальной эволюции Шри Ауробиндо, возражая против раскола человечества; эти же опасения содержатся и в трудах русского философа Н. Бердяева. Сегодняшнее отношение человечества к возможностям «эволюции II порядка» и к людям, обладающим способностью к прямому контакту с «надчеловеческими структурами – скептически-насмешливо или, в лучшем случае, сводится к отношениям «врача и пациента».
Однако уже в недалеком будущем такие люди могут быть признаны большей частью социума «пятой колонной» и стать объектом очередной волны «охоты на ведьм», как уже не раз бывало в истории земной цивилизации.

С «Богом» все проще, понятнее и привычнее, но это для примитивного разума проще. Для разума же высокого все неизмеримо сложнее – вспомните, о чем мы говорили в предыдущей главе «Создатель Звезд». А от реальности того, что уже происходит сегодня в мире, нам вообще никогда не деться. Можно не верить «ясновидящим», «прорицателям», философам, фантастам, не верить опыту космонавтов, опыту религиозному и духовному, не верить даже науке, но суть происходящего от этого не изменится.

Человек и Вселенная начинают узнавать друг друга и тянуться друг к другу. Фактического материала за прошедшее столетие накоплено много, им полны тома хроники загадочного и таинственного, изданные на рубеже XX-XXI веков. Приведем лишь один из них, наиболее показательный, который получил название «феномена Эдгара Кейси». О нем написаны десятки книг, а запротоколированный и документированный материал его «чтений» составляет тысячи страниц.

Эдгар Кейси был не только непревзойденным диагностом и целителем, ясновидцем и пророком, но и, в первую очередь, мастером универсального контакта. С позиции сегодняшнего знания можно сказать, что он обладал способностью «считывать информацию из единого энергоинформационного поля Вселенной» и по горизонтали, и по вертикали; также впервые в истории была не только «проявлена информация», но и установлен прямой контакт с ее носителями.

В арсенале Э. Кейси были методы «перемещения» в любые географические и временные координаты, владение тремя десятками языков (хотя сам он владел только английским, да и то чисто в «житейском» объеме), глубокие познания в области медицины, философии, психологии, мировых религий; он мог «считывать» генетическую информацию любого реально живущего или жившего в прошлом человека; в полном объеме знал механизм реинкарнации и Кармы и без труда «считывал» также кармическую информацию.

2500 сеансов его «чтений» охватывали всю историю человечества. В 1932 году он подробно описал, как происходила Тайная Вечеря и привел детали, не упоминавшиеся ни в одном из Евангелий. Научная часть его предсказаний к сегодняшнему дню почти полностью сбылась в медицине, физике, истории, астрономии и космогонии. В их числе – открытие атомной энергии, лазера и лазерных технологий, даты первых космических полетов, появления СПИДа, клонирования животных и человека; методы генной инженерии и диагностики; начало Великой Депрессии в США, Второй мировой войны и многое другое.

30 лет длился этот «информационный марафон», приводя в отчаяние тогдашнюю науку и опровергая все представления человека о самом себе и окружающем его мире. Вне глубоких трансов, во время которых Э. Кейси становился «универсальным приемником», он был очень обычным, скромным «среднестатистическим» человеком из небольшого провинциального городка. Как и почему все это невероятное действо с ним происходило, нам уже, видимо, никогда не узнать.

Глубина его контактов прослеживалась от индивидуального подсознательного до планетарного и вселенского надсознательного. По словам самого визионера, вся информация дублируется в «эфире Акаши», представляющем собой «безличные информационные банки». Другим видом контакта являлось общение с теми, кого Э. Кейси называл «сущностями». Периодически речь от имени некоего «Я» превращалась в откровения от имени уже «Мы», тем самым как бы определяя множественность того, с кем был установлен контакт.

Возвращаясь в обычное состояние, Э. Кейси не мог воспроизвести ни вопрос, который задавался «через него», ни озвученный им самим ответ. В состоянии транса он так говорил о себе: «Я – это не я, я – лишь передатчик. Поступающая от меня информация может идти от людей, ушедших в иной мир, или от благожелательно настроенных сущностей, которые желают установить через меня связь. Иногда мне кажется, что если человек страстно этого желает, то я могу связать его с Творцом или его приближенными».

Некоторые откровения однозначно свидетельствуют о контекстах явно неземного происхождения и содержат фундаментальные знания о времени, пространстве, материи, Космосе. Иногда они корректировались и уточнялись более высоким источником. И, наконец, среди контактов Э. Кейси была совсем уж необычная область.

«Это особый духовный мир, – говорил он, – существующий вне нашего пространства, времени и материи. Это мир душ, которые в настоящее время не воплощены; они живут и развиваются в ином, «нематериальном» мире. Есть определенные сферы коммуникации, где на разных уровнях находятся сущности, стремящиеся к бесконечному совершенствованию. С ними тоже можно общаться, если они того захотят, а человек может связаться и с этим духовным миром. Иногда человеческая душа в посмертии попадает в иной духовный мир, не принадлежащий Земле, и тогда его повторное рождение происходит на других планетах или вообще в иных мирах».

Феномен Э. Кейси так и остался великой загадкой, подтверждающей лишь одно – мы бесконечно мало знаем, в первую очередь, о себе самих и своих скрытых возможностях, а во вторую – о мире, в котором мы обитаем.

Какие механизмы, структуры, процессы в человеке отвечают за возможность и спектр контактов? Как эта возможность реализуется? Как меняется сам человек в ходе контакта? Ограничивается контакт только общением или это – начало более глобального взаимодействия, взаимопроникновения и объединения разных миров? Сам ли человек управляет этим контактом или процесс управляет им? Каким образом человеку суметь не только понять, открыть, пробудить и активировать внутренние механизмы, отвечающие за возможность подобного взаимодействия, но и усовершенствовать (а то и полностью «переделать») их? Не опасно ли это и к чему в конечном итоге может привести и человека, и человечество, и не «Жук ли в муравейнике» такой контактер?

Человечество только подходит к серьезному рассмотрению всего этого комплекса проблем, и очень и очень многие из них требуют дальнейшей проработки и уточнения. Недавно увидел свет капитальный труд хабаровского ученого-исследователя А. Глаза «Сфера разума», посвященный биоэнергоинформационной структуре человеческого существа и планеты Земля. Это серьезный и уверенный шаг вперед: зная, ЧТО «у нас внутри» и как «ЭТО устроено», мы получаем реальную возможность подумать об управлении этими структурами и их кардинальном усовершенствовании. Правда, «за скобками» этого исследования осталось множество нерешенных вопросов, о чем сам автор так пишет в предисловии к своей монографии:

«Мы надеемся, что эта книга станет стимулом для дальнейших умозаключений и осторожных действий. Каждый ее раздел ждет своих исследователей». Абсолютно точно и верно: «для дальнейших умозаключений и осторожных действий», – осторожных, обдуманных, целесообразных, но действий. Пора препирательств и бесконечных дискуссий уходит, сменяясь временем действий.

Сложность здесь еще и в том, что целостная Вселенная начинает как бы распадаться на бесконечный ряд вселенных, первая из которых заключена в самом человеке. В каждой из этих вселенных свои законы, своя реальность и своя Истина. Приходится отказываться от концепции «параллельных миров», ибо все они представляют собой многомерный ансамбль, содружество миров, составляющих единую Вселенную; приходится отказываться и от привычного взгляда на пространство, время, материю, энергию и реальность, которые все они образуют.

Первые шаги – это всегда «собирательство» – неважно, информация это или сбор плодов и злаков нашими предками. Вслед за этим этапом следуют этапы охоты, приручения, селекции, затем – ремесел, искусства, науки. За прошедшее столетие человечеством «собрано» столько всего, что простое перечисление «запасов» займет не одну сотню страниц. Факты, гипотезы, теории, необъяснимые феномены, гениальные прозрения и пророчества, опыт религиозный, духовный, научный, «контактерский»…

На уровне умозаключений человек чувствует себя достаточно уверенно, но все меняется, когда приходится переходить от умозаключений к действиям не в привычной земной реальности, а в сфере «Надразумного» и «Сверхразумного». На этом сложном и тонком поле наука не может иметь преимущества перед другими областями человеческого знания и деятельности – психологией, философией, культурой и искусством, эзотерическим, религиозным и духовным постижением.

Поэтическое и мифологическое восприятие мира, его особый символический язык и тонкое чувствование законов Бытия не требуют ни лазера, ни радиотелескопов, ни космических кораблей. Не случайно – осознанно или неосознанно – «видящие и слышащие» входили в контакт с «Надразумным» и «Сверхразумным» значительно быстрее, начиная учиться не какой-либо науке, а искусству восприятия Вселенной как единого целого.

Искусство – это особый путь постижения, оно не только информативно, но всегда эмоционально и несет в себе живую жизнь; оно есть голос Души и Сердца. Язык искусства понятен не только народам Земли всех времен, но и всем разумным видам жизни. Вряд ли «жизнь космическая» –
исключение. По мере того, как растет осознание неполноты, недостоверности нашего знания, мы все ближе подходим к той черте, за которой в тумане ошибок и предположений теряются все реальные ориентиры. Остаются лишь вера, надежда и цель, остается искусство и его особое тонкое слово… Остается стремление  к движению вперед и выше.

«Если ты любишь смотреть на небо, если оно неудержимо привлекает тебя своей гармонией, поражает своей необъятностью, значит, у тебя в груди бьется истинно живое сердце – и оно слышит. Значит, ты можешь озвучить и передать другим сокровенное Слово о жизни Космоса», – так писал Н. Рерих. То же самое утверждали и О.П. Флоренский, и китайский мудрец Лао-цзы, и великий духовный Учитель Шри Ауробиндо, и русский ученый Э.К. Циолковский, и народоволец Н. Морозов, и писатель Антуан де Сент Экзюпери, и тысячи других людей высокого разума и духа. «Человек способен отождествить себя даже с космосом», – пишет основатель трансперсональной психологии С. Гроф.

Единое восприятие себя, Жизни и Космоса как неделимого целого лежит в основе процесса, именуемого восхождением. Без контакта, связи с иными мирами, иными формами жизни он невозможен. Почему индивидуальному человеческому разуму так мучительно тяжело дается этот процесс, этот неизбежный этап на пути созревания и взросления? Почему человек, ступивший на него, чувствует себя таким слабым, неуверенным, заброшенным? Почему все то, что казалось абсолютно понятным и реально достижимым на стадии «собирательства информации», при восхождении становится своей противоположностью?

Потому, что он еще не обрел истинную любовь и веру, не обучен Жизни и Духу. Без этих реальностей путь закрыт. Можно бесконечно «собирать», «обдумывать», но невозможно становиться… Истинную мощь и бессмертие человек обретает лишь в единении, став органичной частью общего, коллективного Разума и его жизни. «Энергоинформационное» – это не мощь, не жизнь и не бессмертие; давно привившееся понятие «энергоинформационные формы жизни» в сути своей – нонсенс, ошибка в определении. Это не жизнь, а только один из ее аспектов.

Поняв и освоив этот аспект, надо идти дальше и выше, в пространство Планетарного и Космического Разума, сохраняя Идею Человека и Принцип Человека. «Дальнейшее энергоинформационное развитие человека» – лишь первый шаг на этом пути – пути Восхождения. В нем заинтересованы не только мы, но и все выше находящиеся Разумы – и Планетарный, и Космический, а также формы жизни, порождаемые ими. Ибо без потребности дарить жизнь, любить, учить и передавать знания их собственная жизнь теряет всякий смысл. Это первый, самый великий закон Вселенной… Как пройти этим Путем, знают немногие, а идущие по нему никогда не могут быть абсолютно уверены в том, куда «дошли». Как говорится, «оттуда» никто еще не возвращался». Однако «дошедшие» имеют возможность находить учеников и обучать их всему, что они знают.

Второй путь – это создание определенного «информационного фона», почувствовать который и получить доступ к которому могут многие. Особенно это касается поэтов и фантастов. Есть и особая сфера человеческого знания, обойти вниманием которую мы не имеем права. Речь идет о трансперсональной психологии, ставшей настоящим мостом между Человеком и Вселенским полем Сознания, первой попыткой объединения этих миров в единое целое.

Психология – это отнюдь не «знание о душе». «Психе» древних – понятие куда более глубокое, нежели психика. Сегодня психика трактуется как система взаимодействия живого существа (и человека в том числе) с проявленным для него уровнем бытия, как отражение и переживание им жизненного процесса. Разделов психологии множество; есть и такой, который исследует и оценивает все, что проходит через личность, т.е. транс-персонально.

Особенность трансперсональной психологии в том, что постижение этого процесса не может обойтись без таких понятий как пространство, время, реальность, разум,сознание. Это объединяет ее как с физикой и философией познания, так и с тем, что именуется религиозностью, духовностью.

Существовавший ранее как самостоятельный раздел парапсихологии ныне включен в трансперсональную психологию. «Пара» в переводе с латыни означает «около»; в буквальном смысле «парапсихологическое» – это непознанное и необъяснимое «нечто», находящееся «около» человека.

Трансперсональная психология накопила огромный фактический и экспериментальный материал, открыла новые подходы к понятиям здоровья и болезни, создала и предложила множество лечебных методик. В то же время это – лишь маленькое окно в безграничный и прекрасный мир, к тому же забранное крепкими решетками нашего непонимания и рациональности. Сегодня трансперсональная психология занимает в ряду наук о человеке примерно такое же место, какое отведено квантовой физике в физическом знании и гносеологии в философском. К сожалению, она не может дать четких ориентиров, безопасных методов, общеупотребительных практических рекомендаций, придерживаясь преимущественно описательной тактики.

Истинная ее цель – ввести человека в тонкий мир, психическое пространство, психическую реальность. Сама постановка вопроса о природе и сути трансперсонального делает процесс его познания синтетическим и требует интеграции всех областей человеческого знания в
единое видение. Для этого применяются такие понятия, как парадигма мышления, модус сознания, внутреннее пространство. Вселенная и человек в ней рассматриваются как многомерные реальности, связанные особыми отношениями, жизнь – как непрерывный процесс бытия.

Введение в психологию такого физико-математического понятия, как многомерность, не случайно. Время, пространство, реальность здесь – не жестко фиксированные феномены: они перетекают одно в другое, как мы видим это в примерах с «лентой Мебиуса» и «бутылкой Клейна». Однако главный вопрос: в физической или психической реальности действуют наши разум и сознание? – остается открытым, как и вопрос о соотносимости физического и психического вообще.

Не менее важен и вопрос о взаимосвязи интрапсихического (внутрипсихического) и коллективного психического, о соотносимости этих особых реальностей, а также вопрос о принципах и приемах выхода из сферы интрапсихического (индивидуального) в сферу «Коллективного Психокосма» человечества Земли и Вселенной. Величайшая сложность и нерешенность этих вопросов неизбежно оставляет исследователей в сфере именно индивидуального восприятия.

Мы можем его изучать, анализировать, классифицировать, но суть остается неизменной: все психологические феномены абсолютно индивидуальны, пережитое одним не может быть пережито другим в том же виде и объеме, сути и истине. Это и понятно – объем и возможности восприятия, порог и диапазон допустимости, система фильтров, средства коммуникации («язык» общения), да и сам потенциал психики у разных людей различны.

Далее, может ли иная психическая реальность не только восприниматься, но и оказывать существенное воздействие на все сферы нашего обычного физического существования? Речь идет именно об «иной», ибо «психическое собственное» есть абсолютная реальность нашего бытия. Религия, религиозная философия, мистика, восточные духовные школы отвечают на этот вопрос однозначно: да, может, но лишь на тех, кто сам, добровольно открывает себя этим реальностям, и настолько, насколько человек способен раскрыться, «сколько способен вместить в себя».

Более того, взаимодействие с иными реальностями призвано изменять личность в первую очередь, «изнутри»; действия (практика) такого «измененного человека» в мире – уже следствие.

Классификация трансперсональных психологических феноменов, предложенная С. Грофом, базируется на понятиях пространства, времени, реальности и возможности выхода за их пределы. Однако сам этот «предел» не может быть определен ни физическими, ни психологическими методами. Мы можем лишь говорить о восприятии иного пространства, иного времени, иных реальностей в измененных состояниях сознания, когда традиционное толкование этих реальностей становится абсолютно непригодным.

Человек, несведущий в этих вопросах, воспримет тезис о возможности выхода за пределы времени как указание на возможность путешествий в физическое прошлое и будущее, в то время как он выходит в «надвременье», «вневременье». То же относится и к возможности выхода за пределы пространства и за пределы обычной земной физической реальности.

Единственная истина этого «выхода за пределы» заключается в том, что человек действительно выходит за пределы реальности собственного физического и «узкопсихического» существования; далее его путь пролегает в том, что именуется «многомерным миром» (мирами) в пределах «многомерной», «вероятностной» Вселенной.

Принятие гипотезы о Едином вселенском поле сознания энергоинформационном поле Вселенной, как именуют его биоэнергоинформатики) значительно облегчает положение, позволяя конструировать многочисленные модели взаимосвязей и взаимодействий в этом поле. Однако не следует забывать о том, что это все-таки гипотеза, а не доказанный факт – попытки найти доказательства его «физического существования» с помощью всех имеющихся сегодня методов и средств остаются безуспешными. По-прежнему все идет «от человека» и «через
человека».

К тому же стремление «наложить» на реалии психического бытия человека законы механики и высших технологий, в том числе кибернетических, программно-компьютерных, топологических, квантовых и т.д. – оправданы только до определенной степени. «Жизнь» любой, даже сложнейшей механической электронной системы – это не «Жизнь» системы живой, у которой иные законы и иная «мерность». Мы можем говорить о биоэнергоинформационных принципах,
механизмах, аспектах жизни, но это не будет означать знание самой жизни. Последняя – «внутри», «над», «вокруг», «вне» и даже «сквозь» любой системы.

Трансперсональная психология подходит ко всем этим реалиям крайне осторожно, используя описательный и феноменологический методы, предпочитая оставаться «над», а не «внутри» проблемы. Человек же – испытатель, «первопроходец» – наоборот, находится внутри проблемы и вынужден сам трактовать, оценивать, классифицировать пережитое, выстраивать модели своего поведения, беря ответственность за свои действия целиком и полностью на себя. Передать опыт
лично пережитого кому-либо невозможно.

Используя определенные приемы, те или иные психотехники, Учитель может вывести своих учеников за пределы их обычной психической реальности, ведя и подстраховывая их, но далее его власть не распространяется. Впрочем, это не избавляет его от моральной, а в ряде случаев и юридической ответственности за последствия происходящего в ходе этой работы, что нередко приходится наблюдать в процессе разбирательств деятельности различных сект и братств, руководимых самозванными «гуру» и «учителями» всевозможных видов и рангов.

О работе же истинных духовных учителей с тщательно отобранными ими учениками говорилось в начале этой книги, здесь повторяться нет смысла. Стоит только заметить, что в связи с тем, что исследованиями сознания в области трансперсональной психологии занимаются прежде всего ученые, описанный ими феномен «Духовного Учителя» как бы не проработан, его суть только представлена, но не определена. А ведь это – один из важнейших феноменов, известный с древних времен.

Очень и очень многие начинают знакомство с «тонким миром» именно с «Учителя». Об этом говорят известные психологи мирового уровня К.Г. Юнг, Р. Ассаджиоли, теософы Е.П. Блаватская, А. Безант, А. Бейли, основатели Агни-йоги Н. и Е. Рерих, наши современные исследователи «тонкой Вселенной» Дж. Лилли, Е. Файдыш, А. Подводный, А. Глаз и др.

Очень перспективными и интересными аспектами трансперсональных переживаний являются описанные С. Грофом «прометеев импульс (комплекс)»  и «трансперсональные кризы». И то, и другое известно человечеству чуть ли не с первых дней его разумной истории; очень хорошо писал о высших творческих состояниях и кризисах творческой личности и Н. Бердяев, но в работах С. Грофа и Р. Ассаджиоли более отчетливо отслежен механизм возникновения и развития этих состояний.

Простое перечисление и описание разных по степени сложности психологических феноменов не дает возможности выстроить психологический аналог «струнной Вселенной», предложенной теоретической физикой – вертикаль и горизонтали этой особой реальности остались вне поля зрения исследователей. Что же касается трансперсональных кризов, то они могут протекать в самых различных вариантах, но при обязательном соответствии двум условиям:

1) необходимы искреннее желание, стремление и психологической готовности «ищущего контакта»;

2) необходима готовность созвучных заинтересованных тонких структур Иной Реальности вступить в этот контакт.

Это может быть «яснослышание» – внутренний диалог; «ясновидение» – таблицы, схемы, формулы, образы, символы, знаки; «ясноделание» – действия, обусловленные императивом «свыше» или «изнутри».

Чаще всего это - предупреждение об опасности или подсказка оптимального варианта действий в сложной ситуации. Подобных случаев описано множество, в том числе и космонавтами. Наиболее подробно из всех форм контакта изучен письменный вариант общения, получивший название «автоматического письма».

Известный психолог В. Баграмов так пишет об этом феномене: «Возникает неудержимое желание писать, затем – полное отстранение сознания от того, что происходит. Пишешь так, как будто кто-то водит твоей ручкой, как будто кто-то подсказывает, как и что писать. Все, что обычно записывается – ново, необычно, нехарактерно для моего восприятия, знаний и убеждений. Это не мои мысли, выводы, не мой жизненный опыт».

Существует своеобразная классификация этого явления. В первую группу входит чисто автоматическое письмо. Сознание при этом отключено полностью, человек не осознает (а в последствии и не помнит), что написал. Скорость записи многократно выше обычной; известен случай, когда за 10 минут было записано 2500 слов. Самым известным представителем этой группы является С. Шавьер, написавший более 200 книг. Он пишет стихи, прозу, философские и научные трактаты на шести языках!

Его соотечественник К. Мирабелли пишет на… 28 языках, зная всего 3! Более того, он может писать «по заказу». Так, статья «О происхождении человека» объемом в 28 листов была написана им за полчаса, трактат по неорганической химии того же объема – за 25 минут. Первый был написан на французском языке, второй – на английском (сам Мирабелли этих языков не знает).

Вторая группа – это «полуавтоматическое письмо». Пишущий сознает общий смысл записываемого, но не знает, что и как будет изложено на бумаге. Знаменитая Джуна рассказывает, что за 5-6 месяцев до чернобыльской трагедии к ней извне стали приходить стихи апокалиптического содержания с картинами «вулканических извержений»; очень часто выплывали формулы, сочетавшие в разных вариантах буквы А, С и цифру 4 (она воспринимала звукосочетание «ЭС» как букву «С»). Только после аварии все встало на свои места – это было «АЭС», 4-ый энергоблок!..

Третья разновидность встречается чаще у художественных натур и лиц творческих профессий. Здесь проявляется прямое вмешательство в творчество, корректировки, «подсказки», уводящие автора в иную от «запланированного», «задуманного»  плоскость: начав писать одно, он завершает совсем другим! Более того, созданные им персонажи начинают жить своей жизнью, диктуя автору Собственные законы их существования. Д. Андреев писал об этом в «Розе мира» и даже ввел понятие «метапраобраз».

И, наконец, четвертая и самая удивительная группа, не имеющая убедительного объяснения: сознание не остается в качестве «нейтрального наблюдателя», а пытается корректировать, спорить – и рано или поздно возникает диалог…  неизвестно с кем, ибо представиться «желающий переписываться» может кем угодно. Вначале эта работа идет с большим трудом, ибо невозможно отделить свое от чужого; в дальнейшем такое «общение» может длиться долгие годы, принимая различные формы. Все зависит от цели, поставленной перед собой человеком: обмен информацией, поиск знания, желание «подружиться», потребность в духовном развитии и т.д.

В этой группе отчетливо прослеживаются признаки процесса, обозначенного Р. Ассаджиоли как «внутренний диалог», а М. Бубером как «выход через высшее духовное «Я» на чувствование, общение с Божественными уровнями». Современное знание объясняет эти явления, взяв за основу понятие единого энергоинформационного поля – своеобразного «двойника» материального и биологического мира. Такой «двойник» должен существовать не внутри, а именно «снаружи» для того, чтобы пребывать вечно, оставаясь в то же время напрямую
связанным с материально-биологической системой. Число таких систем бесконечно – от человека, семьи до расы, планеты, галактики.

Профессор физико-математических наук Б.И. Исхаков считает, что наиболее близкий к нам по параметрам энергоинформационный двойник, точнее, «сущность», живущая по своим законам и не являющаяся абсолютной копией живущего или жившего человека, состоит из «лептонного газа» (нейтрино и фотоны). Эта светоносная жизнь может иметь массу от 10-35 до 10-30 грамм.

Необходимо подчеркнуть, что предложенные модели взаимодействия «тонкого» и «плотного» миров представляют не только академический интерес – на их основе эволюционисты выдвинули теорию вертикального прогресса, предполагающую единство и взаимосвязь вертикали Разумов и Сознания Вселенной и горизонтальных уровней развертывания разумной жизни, что обусловливает общее эволюционное движение.

Акад. В.П. Казначеев прямо говорит об общевселенской социально-космической системе и необходимости принятия общенациональной Конституции человечества планеты Земля как базового документа для вступления в Космическое Содружество.

Еще одной, крайне интересной группе трансперсональных феноменов С. Гроф дал наименование «психоидов». Это своеобразные и разнородные явления, характеризующиеся пересечением физического и супрафизического уровней единой реальности. К психоидам относятся: полтергейст, феномены НЛО, частично – телекинез, левитация, материализация и дематериализация.

Ученые относятся к этой группе феноменов по-разному – от полного ее игнорирования до признания существования иных реальностей. Большинство же считает, что они не имеют никакого существенного влияния на нашу «базовую реальность», потому могут не приниматься во внимание. Человек может их ощущать, чувствовать, но никогда и ни при каких условиях не сможет доказать их абсолютную достоверность.

Если же говорить об «иных реальностях», существование их вообще не доказуемо и вряд ли человек действительно имеет возможность путешествий туда, так что все «контакты» и «взаимодействие» с ними лишены всякого смысла. Однако человек, имеющий опыт подобного общения, смотрит на этот вопрос по-другому, черпая веру, силу и уверенность в религиозном, эзотерическом, оккультном и духовном опыте человечества, аналитической и трансперсональной психологии, психосинтезе, Интегральной Йоге.

Эти направления человеческого познания базируются не на изолированной и конечной «физической жизни», а на концепции перерождения и Кармы; на эти же концепции опираются и основные направления современной биоэнергоинформатики. Трансперсональная психология отчетливо понимает всю важность этих вопросов не только в их религиозно-философском смысле, но и абсолютно практическом значении для человека и человечества. Как безусловно честный и добросовестный ученый, С. Гроф пишет:

«Приведенные переживания «прошлых воплощений» не означают, что мы действительно имели какую-то «прошлую жизнь». Однако этот феномен не может быть объяснен нынешней наукой вообще. Некоторые черты кармических воспоминаний могут быть объяснены без предположения о том, что некая отдельная сущность переживает биологическую смерть и несет ответственность за прошлые дела». (Наиболее подробно и полно механизм реинкарнации в его энергоинформационном аспекте изложен в монографии А. Глаза «Сфера Разума»).

Понимание особой реальности этих двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов – перерождении и Кармы – столь сложно, что возможно лишь при величайшей интеграции всего суммарного опыта человечества, а способность целенаправленно влиять на них и управлять ими – удел единиц.

Говорить о реинкарнации и Карме без знания их фундаментальных принципов не имеет смысла. Карма – это не воздаяние за хорошее и наказание за плохое, а реинкарнация – не повторные воплощения одной и той же личности. За идеей Кармы стоят два понятия, являющиеся ее основой – Закон Действия Энергии в Универсуме на его различных уровнях и Душа, которая живет по этому Закону, переводя Энергию в Действие и получая определенный результат вследствие характера этого действия.

(Еще раз подчеркнем, что энергоинформационная оболочка – это не Душа, а, скорее, ее отражение, «носитель». Движение энергоинформационных оболочек и их участие в процессе реинкарнации протекает в иных реальностях-мирах, чем путь того, что именуется Душой).

Другая сторона связана с понятием плана и поля Действия универсальной Энергии, соединяющей причину и следствие в одно целое. В этом смысле «кармические переживания» не могут быть сведены лишь к воспоминаниям и обстоятельствам «прошлой жизни». Если мы обратимся к тематике перинатальных переживаний с их четырьмя основными матрицами (БПМ), то нашему взору откроется воистину удивительная картина. Первые секунды существования еще не родившегося существа (доамниотическая вселенная) в точности соответствуют первым временным проявлениям «Большого Взрыва», давшего начало нашей Вселенной.

Существующий сегодня сложнейший физико-математический аппарат позволяет просчитать все фазы процесса, следующего за «Большим Взрывом», с точностью до миллисекунд. Применение этого аппарата в исследованиях цитологов, изучавших развитие человеческого эмбриона с момента слияния мужской и женской клеток позволило получить модель, до мелочей совпадающую с процессом рождения нашей Вселенной!

Древнейшее знание несет в себе ясное и отчетливое представление о неком трансцендентном, неуловимом состоянии – «предстоянии», – которое трактуется как «ВСЕ, находящееся в НИЧТО», о непостижимой идентичности нуля и бесконечности, Первопричине, единой с Первоначалом. Далее начинается фаза «амниотической вселенной», одинаковая как для физической Вселенной, так и для человеческой (биологической) Микровселенной. Древний принцип «Ad ovo» («из яйца») реализуется и там, и здесь, приводя к первичному осознанию себя, выражаемому столь же древним «Аз есмь!» – «Я существую!»

Следующие базовые перинатальные матрицы – БПМ-2, БПМ-3, БПМ-4 – символизируют фазы процесса условной гибели Вселенной – местопребывания еще не родившегося существа. Но это не гибель, а ее иллюзия – память о столь же иллюзорной гибели предшествующей Вселенной. И человек, и Вселенная, пройдя фазу «умирания» в одном качестве, неизбежно возрождаются в новом. Это не просто «реинкарнационная память, а заложенный изначально в человеке фундаментальный принцип Мироздания, это Истина и Логос, ключ к постижению и реализации второго принципа – «умирания» и «воскрешения».

Приходя в жизнь, человек скрыто несет в себе великий дар – максимально сжатую, «свернутую» память о рождении Вселенной, об этапах ее развития, о ее прошлом и будущем. Он – живая капля огромного Океана, которой доверена ответственейшая задача – трансформация мира материи и энергии. Рано или поздно человек не только достигает понимания сути бессмертия и вечности, но и проходит все этапы к их реализации в самом себе. В этой первоначальной скрытости, непроявленности Знания заключен глубочайший смысл, ибо это есть третий принцип: «Человек, познай себя!» Этому Знанию – тысячи лет. Не надо искать его где-то – оно в самом человеке. Лишь когда он познает себя, сможет начаться его истинный диалог с Вселенной, ибо «Что вверху, то и внизу».

Это четвертый и последний принцип; все остальное – от человека и через человека. И только когда для этого придет время, глубинная память начнет оживать в нем, порождая огромное и восхваляющее «Deja vu» – особый зов и умение слышать. Сначала это будет доступным для единиц, затем и для всех. Мы лишь в самом начале этого пути – не готово общество, не созрела
цивилизация, не готовы человек и человечество, нет понимания и не выработано умение.

«Мы не можем вложить в вас наш опыт и знания для ускорения вашего взросления. Никто ни за кого не может прожить его жизнь», – как говорят наши Старшие Братья по Разуму. А вот что касается Предстоящих и Хранителей, то они всегда были и всегда будут, иначе прервется связь времен и единая линия эволюции Жизни Разумной. Танатология (наука об умирании) благодаря д-ру Р. Моуди сделала первый шаг в приоткрытии завесы над тайной «жизни после смерти». Этот первый шаг» доводит нас до черты, барьера, реки, при переходе которой возврата назад в жизнь уже нет.

За прошедшие десятилетия стало возможным «возвращать» людей уже не через минуты, а через часы и даже сутки после установления момента клинической смерти. То, о чем рассказывают эти люди, столь невероятно, что верится с трудом, однако накоплен уже немалый фактический материал, по этим случаям. Факты – вещь упрямая, но человек так уж устроен, что ему необходимо «потрогать руками», испытать самому, чтобы во что-то поверить.

Есть еще один неоспоримый факт: люди, вернувшиеся «оттуда», разительно меняются. Кто-то обращается к духовности, к религии, кто-то неожиданно находит себя в творчестве или бескорыстном служении людям; почти все обретают новую любовь к жизни во всех ее проявлениях, новые ценности, резко отличные от прежних. Людей не изменившихся, оставшихся такими же, как и до опыта переживания клинической смерти, не было ни одного.

Уходя из жизни, человек проходит все БПМ в обратном порядке: БПМ-4 соответствует агонии, БПМ-3 – клинической смерти, БПМ-2 – биологической смерти. БПМ-1 возвращает опять к «ad ovo» и новому «Аз есмь» – но уже «там». Однако суть и смысл этого «Аз есмь» иной. Прощание человека с жизнью и уход из нее – не менее важный процесс, чем рождение. Наши неумные, хаотичные и бессмысленные действия у смертного одра лишь мешают сложной внутренней перестройке, начавшейся задолго до самой смерти и продолжающейся после нее. Был человек верующим или нет, был он праведным или грешным, имеет значение для «посмертия»; само же умирание протекает у всех по одним и тем же законам.

Удивляет знание дорелигиозное и религиозное разных времен и народов о механизмах умирания и смерти, о правилах поведения человека в пугающем и странном посмертном мире «не-жизни», о том, как родные и близкие могут помочь умершему избежать различных ловушек и хитростей темных сил, желающих заманить его в свои сети. Написанные в разные эпохи и в разных географических зонах «Книги мертвых», наиболее известные из которых Тибетская и египетская, поразительно схожи в принципе.

Пройдя все фазы базовых посмертных матриц с «проживанием», «переживанием» и «анализом» всей своей жизни (или ее ключевых моментов), человек снова оказывается в «личностном яйце» амниотической вселенной, хранящем память о всех его «прожитых жизнях». Однако оно не изолировано, а является неотъемлемой частью «общечеловеческого яйца-вселенной». Это не конец, не смерть, не тьма, а возврат в пра-жизнь, где снова и снова «пахтается» и перемешивается опыт принесенный с уже существующим в ожидании нового рождения. Это обычный механизм; лишь в некоторых случаях он иной (об этом мы подробно поговорим в последней части этой книги). Таким образом, полный цикл человеческого существования выстроен по принципу цикла космического, человек повторяет путь Вселенной, на самом нижнем этапе «играя ее роль».

Постижение себя и Бога – лишь первый этап этой Великой Игры. Затем «Богом» становится вся Вселенная, а вчерашний человек – ее Сыном. Столь огромное и невероятное чувство–прозрение не может быть ничем подтверждено, ничем доказано, не может быть и выражено в словах. Оно надразумно, надсознательно, наджизненно и надрелигиозно.Нам никогда не узнать, какой была «предвселенная» и «пред-Адам», как и не узнать, какой будет «поствселенная и пост-Адам». Мы можем это лишь смутно чувствовать и кое о чем догадываться.

Мы почти ничего не знаем о наших Старших Братьях по разуму, об иных разумных формах жизни Космоса и их эволюции. Если говорить честно, то не знаем и того, откуда «взялись сами». Мы можем лишь верить в свое будущее и идти вперед, несмотря ни на что. Человек разумный (если он действительно разумный) не отрицает и не отбрасывает никакое знание, как и не признает его Истиной в последней инстанции. Развитие, как известно, идет по спирали; находясь на «верхнем витке», мы можем отчетливо видеть то, что не видели находящиеся на витке нижнем»,
предыдущем. Синтез же и интеграция знания – дело не только необходимое, но и совершенно неизбежное. Приведем пример.

Из европейских исследователей итальянский психолог Р. Ассаджиоли наиболее близко подошел к пониманию процесса восхождения от низшего к высшему, сформулировав теорию психосинтеза. В ее основе – синтез личностного и духовного «Я» человека с выходом на еще более высокие уровни. В целом его подход почти совпадает с видением восточной духовной школы. Безусловно, термины различны (и это вполне естественно), но суть от этого не меняется.

«Иерархическая лестница» начинается с человека через его «внутренние структуры» и уходит «вверх» - к Великим Сущностям, Силам и Началам Вселенной. Общая схема будет выглядеть с следующим образом: Одна из современных теорий помещает на уровень «Д» группу высокоразвитых внеземных цивилизаций, обладающих качествами «Сверхразума» в нашей Вселенной. Видение древней Каббалы более символично и в то же время еще более сложно.
Единое Древо Жизни включает в себя четыре взаимосвязанных и взаимопроникающих уровня Бытия, или 4 мира (A, B, C, D). Каждое «Дерево» состоит из десяти сефир и содержит 32 пути. Наиболее прямой и надежный путь Восхождения следующий: 10-9-6-Д-(2=3)-1.

Второй вариант: минуя «Д» через 2 или 3 к единице. От последней начинается путь  нисхождения, наиболее эффективный при совпадении с путем восходящим. Интересно здесь то, что от 2 и 3 может возникнуть множество путей, но в идеале они должны объединяться в 6-й сефире и продолжиться в 9-ю и 10-ю. Наименование сефир:

1. Корона, Кетер
2. Мудрость, Хохма, Великий Отец, Абба
3. Понимание, Бинах, Великая Мать, Айна
4. Милосердие, Хезед
5. Жестокость, Гебурах
6. Тиферет-Красота, Сердце, Душа
7. Нецах, Победа
8. Ход – Слава
9. Есод – Основание
10. Малхут, Царство

«Д» - гипотетическая 11 сефира, соединяющая 2-ю и 3-ю по горизонтали и 1 и 6 по вертикали, «Даат» трактуется как мысль, перетекающая от Хохмы (Отца) к Бинах (Матери); Великий Замысел; разумная творческая энергия; Слово, которым устанавливался мир; Сын Великой Матери и Великого Отца. Душа (6, Тиферет) то же имеет связь с «Д» – Сыном; поднявшись вверх, она через Сына обретает Отца и Мать, а оттуда уходит к 1, Кетер, «Аз есмь», высшему осознанию и существованию.

Теперь совместим первую и вторую схемы и посмотрим, что у нас получится. Схожесть их не вызывает сомнения и наводит на серьезные размышления. Однако это еще не все: добавив перекрест, линию, соединяющую 4-ю и 8-ю сефиры (2-ой путь), мы получим христианский крест, проходящий через Душу Человека. Нижняя его перекладина соединяет 4 и 8 сефиры (Милосердие и Слава); точка «Д» символизирует Сына... Крест – великий Космический Символ, распятие, искупление, путь, пролегающий через Человеческую Душу, через смерть и воскресение.
   
   1. Корона (Кетер)
   2. Великий Отец
   3. Великая Мать
   4. Милосердие
   6. Красота, Сердце, Душа
   8. Слава
   Д – Сын, Христос

Восточные школы увидят в этом символе скрытое знание об энергетической (чакровой) системе человека. 6 – это Тиферет, Анахата, Сердце, Душа, линия 4-6-8 – «Чаша накоплений», «Д» – Аджна, окно в «Космос», соединяющее Сына, Отца и Мать; 1 – Сахасрара, высший Духовный Центр и путь к Богу. Удивительно.. Как говорили когда-то: «Все пути ведут в Рим»… Все пути восхождения идут через Душу… Это прямой и единственный путь, позволяющий не бродить в бесконечном лабиринте 32-х путей Каббалистического Древа Жизни, которое в Зеркалах Судеб
может отражаться тоже бесконечно. Это и предупреждение о Голгофе…

Высшее Знание всегда едино, будь то дохристианская Каббала, Герметизм, Христианство, Ислам, философия, психология или наука, будь то знание Востока или Запада, знание древнее или современное. Второе развивает, но не уничтожает первое. Совершенно по-разному говорят Моисей, Симеон-бен-Йохай, Христос, Магомет, Будда, Лао-цзы, Наропа, Шри Ауробиндо, Сейид Идрис Шах, Чогьям Трунгпа, С. Гроф, Р. Ассаджиоли, О. Степлдон, А. и Б. Стругацкие, но речь идет по сути об одном и том же – о судьбе и предназначении Человека, о его эволюции, о его Великом Звездном Пути..

Безумие судить о том, что истинно, а что неистинно только на основании наших ограниченных знаний. Истинная суть мира схожа с сердцевиной ореха, а то, что мы воспринимаем – лишь скорлупа.. Бесполезно разрушать ее, пытаться расколоть или взорвать, надо просто вырастить из ореха Дерево.. Именно для этого даны человеку Мудрость и Интуиция. Поэтому он скорее поверит в невероятное, чем в неправдоподобное, если считать правдой интуитивное чувствование истины.

Наш разговор о Жизни Разумной подходит к концу, но сама Жизнь продолжается… Ей еще многое предстоит узнать и многое свершить, однако к Разуму бесполезно обращаться с вопросами Духа – он их не поймет… Западу еще предстоит совершить Великий Синтез, который уже совершил Восток. В 60-х годах XX века швейцарский психолог К.Г. Юнг писал:

«Не всякий духовный опыт пригоден, когда речь идет об особой исторической структуре, именуемой Западным Человеком». Ближе всего к восточной школе современная психология, особенно психосинтез и трансперсональная психология. «Вопрос состоит в том, как изменить сознание западного человека, как избавить его от ужасающей привычки делать прежде, чем думать. Техника и практика той же йоги применимы исключительно к сознательному уму, высокой цели и целеустремленной воле. Скорее всего, сама жизнь продиктует необходимость создания собственной йоги для Запада, которая сможет вобрать в себя и бесценный восточный опыт, и собственное – как научное, так и духовное – знание».

Пусть в стороне от этого великого строительства не останутся ни физика, ни социология, ни психология, ни философия, ни биоэнергоинформатика; пусть будет правда поэзии, мифа, легенды и сказки. Пусть не будет лишь одного – короткой строчки в толковом словаре будущего человечества: «Душа – архаическая, древняя биоэнергоинформационная программа, ныне атрофировавшаяся за ненадобностью».

***

Иллюстрация из Интернета


Рецензии