Романс о влюбленных - рецензия

 «РОМАНС О ВЛЮБЛЕННЫХ» - (рецензия)

    Это, наверное, тот случай, когда говорить хочется меньше всего. А если говорить, то поэтическим слогом. Таким же искренним и чистым, как сам язык этого фильма.
Сложную, радостную гамму чувств рождает «Романс о влюбленных» - талантливая кинолента Андрея Михалкова-Кончаловского, созданная на «Мосфильме» по сценарию Евгения Григорьева. Точнее, это ощущение можно назвать поэтическим настроем. Вся палитра изобразительных средств, какими располагает современный кинематограф, используется здесь с целью одарить зрителя волнением, тем чутким зрением, которое рождает понимание высокого в искусстве и в реальной жизни. Мюзикл и стихи, тонированные и черно-белые кадры в цветной киноленте и вообще вся условность сценария органично переплетаются здесь, сообщая эмоциональному строю картины необычный динамизм..
В чем же секрет мощного психологического воздействия фильма на зрителей? Прежде всего, это вечно актуальная тема любви человеческой. Он и Она. (Артисты Евгений Киндинов и Елена Коренева). Вначале - интимная интонация лирического дуэта. Мы видим, почти физически ощущаем неподдельность, взволнованную искренность. С этой минуты мы – пленники чистой, безоглядной веры.
Первозданную свежесть и плоть обретают для зрителя важнейшие принципы: долг перед Родиной и своей совестью, величие материнства, открытие животворящей силы любви, мужество живущих. И хотя порой преподносятся плакатно истины, мы далеки от мысли обвинить создателей фильма в излишней риторике.
Мать говорит уходящему в армию сыну:» Отец и мать родили тебя сильным и красивым. Будь честен и высок. Не забывай дом, где ты родился и в какой стране вырос». Эта же мать в минуты горестного потрясения, получив сообщение о гибели старшего сына, находит в себе силы говорить другому:»Не надо плакать. Ты не должен плакать, ибо смерть за Родину – это жизнь». Или эпизод в госпитале, когда полуживой Сергей непослушными губами произносит:»Служу Советскому Союзу». Зрительскому душевному состоянию полностью импонирует пафос героев.
    Совокупности больших и малых проблем интимного и общественного характера раскрыты на фоне драматической ситуации, каких немало вокруг нас в жизни. Двое, Таня и Сергей, купаются в лучах «вечной» любви, неистово убеждают нас в этом – мы верим. Потом - весть о гибели Сергея. Мы – свидетели мучительного прощания Тани с мечтой, свидетели того, как «птицы падали и умирали, а в них охотники стреляли, и девушка ждала, не дождалась и умерла».
И вот первая психологическая диверсия. Почти без паузы, в одном и том же ритме кадры скорби и печали сменяются кадрами веселой свадьбы, где невестой та же Таня, а жених – другой, Игорь (Александр Збруев). Ее счастливая улыбка и знакомое:»Любимый».
    Но Сергей, оказывается, не погиб в волнах Охотского моря. Вернувшись к жизни с невероятным трудом, он не может смириться, что вернуть танину любовь уже невозможно. Крик потрясенной души в его коротком монологе, обращенном к зрителю. Он говорит высоким «шекспировским» слогом:
- Так в чем же логика?
Где право, где порядок?
Справедливость где?!
В чем суть вещей и мироздания?
Что для чего? Все как явилось?
    И он уходит к той, которая ждала.
И вот еще одна диверсия, которую предлагают пережить нам. Сергей воскрес. Для новой любви. Не сразу. Постепенно. И мир вокруг не сразу стал для него многоцветным. Он постигал истину, что жить – гораздо большее мужество, чем умереть. Вместе со своей женой Людой (актриса Ирина Купченко), глубокое и прочное чувство к которой стало зарождаться гораздо позже, чем он стал ей супругом.
    Мы снова вовлечены в мир, где только двое, в поэзию чистых и возвышенных чувств. Но это не те двое, которые с лихостью и азартом молодости, не искушенной суровым жизненным опытом, безоглядно верят в вечность чувства и потому расточительно наслаждаются дарами любви.
Здесь мы видим пугливого зверька, которого еще надо приручить, взрастить. Сколько терпеливой мудрости предстоит обнаружить обоим, чтобы дождаться того мига, когда только для них двоих будут плыть облака на чистом небе, падать бусинками дождь и птицы пролетать…
    Эпилог звучит прологом новой жизни. Вот так, мелодией колыбельной песни завершается фильм. Поставлена точка. Вернее, многоточие. И уходят из зрительного зала люди, по-разному ошеломленные. Одни, их меньшинство, разочарованные тем, что в поступках героев налицо некоторая нелогичность. Но большинство уносит продолжение начатых в картине мыслей о прекрасном назначении душевного труда, о чуде живой любви, о нераздельности «я» и «мы». О том, что настоящая жизнь там, где есть влюбленность…
                Светлана КИМ. Казань.
                Газета «Советская Татария», 14 февраля 1975 года.

Хочу добавить немаловажный факт. Весь фильм идет на фоне замечательной музыки тогда еще очень молодого композитора Александра Градского. За кадром песни озвучены им же.
 Смотрите фильм  https://www.youtube.com/watch?v=3V_dWX3TgbA


Рецензии
Отличная рецензия. Надо глянуть фильм.

Сергей Антонов Маньянни   16.06.2018 17:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.