Жил-был я. Кн2. ч6. гл4. Сельские праздники

 
         Сельские праздники....
         Кто не бывал сельских праздниках, тот не познал народа, тот не увидел дУшу народа, его образы и качества. Его духовность. Раскрытую, сокровенную, ответную. Глядишься в нее, в самую суть народа, удивленный, любопытный, по-детски, наивный и находишь новое и неожиданное.
         Иванова ночь 1975 года. 22 июня.
         Разноцветье толпы. Женская половина, в большинстве, в национальных костюмах. Радуга полосатых юбок, чепцы, фибулы. Со всех сторон большой поляны, между поселком и озером, музыка, песни, смех, детские клики.
Полыхают костры. Трава густа и пахнет свежестью.
         Краснорубашечные  малевасы растворяются в палитре гуляющего народа.
Запах пива и жареного мяса. «L;hedal! Подходи! Налетай!» - зазывают «кожаные фартуки». Наши гиды – Лео и компания, тянут за рукав к ближайшей бочке.
         Мореный деревянный ковш светлого пахучего пива периодически освобождается и снова запускается в бочку. Свиной жир течет по пальцам и сусалам.
        - Ню? – вопрошает кожаный фартук.
        - Gut! Hea! Хорошо! – поднимая глаза к небу и выставляя большой палец вверх, отвечаем мы.
        - Ja, ja! – самодовольно отвечает «бочковой» и с удовлетворением хлопает по моему плечу.

        Из распахнутых настежь клубных дверей, доносятся звуки польки–«кантри». В прекрасном расположении духа, приплясывая, мы направляемся в сельский Клуб.
       Сцена. На сцене, освещенной единственным прожектором, музыканты – три парня в черных котелках. Гитарист наяривает по струнам и пристукивает педалью-колотушкой по большому барабану. Аккордеонист хлопает «чарли – хайхетом». Скрипач вольно скачет на одной ножке по сцене.
       В зале полумрак. Юность, зрелость и совсем уже мудрость – все вместе пляшут в «раскачку», широко расставив руки. Малевасы, подхватив крепеньких селянок, меняясь парами, теряя и находя своих и чужих, растворяются в круговороте музыки и танца. 
       «Кукерпилледы»*, потом что-то народное, и вдобавок «When I’m sixty four»** в кантри-стиле, но без припева. Виртуоз – скрипач так складно выводит соло, что хочется плясать и плясать. Ребра упираются в упругое, щеки пылают, кровь бурлит, тонкий терпкий запах струится от длинных воздушных льняных волос.
                -----------------------------------
        Апогей белой ночи. На улице становится прохладно. Ор и гул народа заметно поутих. Поляна пустеет. Люди собираются на кромке обрывистого берега озера.
        Озеро небольшое, узкое, посередине – островок. Там пылает косматый костер. Вокруг костра кольцо хоровода – девушки в народных костюмах. По обоим берегам, у самой воды стайки людей, то ли бросаются в воду, то ли кого-то бросают. Не разглядеть. Вроде все ясно, но возникает ощущение, что чего-то не хватает, что-то здесь не так, нет какой-то важной детали.
        От озера поддувает легкий ветерок. Гул людских голосов стихает и вместе с поветрием доносится (вот оно!) песня.
        Что-то древнее-древнее, дремуче-далекое, и в тоже время знакомое угадывается в интонациях песни: то в её высоких звуках, то в утробно низких, то в пульсации и грации мотива. Порыв песни захватывает лодочников, накатывается на берег. Она буквально волной накрывает людей, стоящих на берегу.
Поют все. Взгляд устремлен сквозь священный Костер, сквозь марево Нереальности, Туда  - в Глубь, в Древность. Туда, где пылал Первый Костер. Где пращуры, а, значит, суть и мы, пели о Купаве, о Капале, а может о Кибеле. Туда, где приносились жертвы, где кипели вещуньи отвары, где вращались огненные колеса. Где в первобытной глуши мы, все вместе, поклонялись Небу и Солнцу, Грому и Ветру, Земле и Воде. И чтили закон Табу.
Завороженный единым порывом чувств, эмоций, ощущений пел и я, неистово и страстно веруя в силу священного гимна. И мне показалось, нет, я ощутил всем своим существом, что все это я уже много раз видел и слышал. И не только здесь и не только с этими людьми.
          Единение народа было не долгим. Шальной ветер дохнул и разметал мелодию, слова и чувства. Гул нарастал. Народ закружило, понесло, раскололо на группы. Замелькали лица, огни и тени, острые взгляды, костры, красные рубашки, цветные платки и галстуки. Обволакивающие глаза. Стремительный, как росчерк, полет над пламенем, столб искр в небо, в звёзды, в вечность. Дымный туман в подлеске, и глаза, одни - чарующие, бездонные, негасимые серые, с синей поволокой, глаза. Ах!
           Иванова ночь. Её первобытная сущность раскрылась - одурманила, заворожила, пленила. Вакханалия? Нет. Скорее всего, потешное, но точное выполнение тысячелетнего обряда. Серьезное и откровенное, тонкое и волнующее, пьяняще–красивое и колдовское, как парный прыжок над костром, как тонкий терпкий запах растрепавшихся в полете льняных волос.
Сельские праздники.
               ----------------------------------------
          Утро. Сеновал. Резкий свет в квадрате окошка. Голова свежая, ясная. Потянулся, до хруста: «Ой, и хорошо-то как!». Почесал правое плечо, свербит, потрогал ранку: «Задел, что вчера?»
          На улице кто-то настойчиво сигналит. Посмотрел на часы: «Елки!» Наручные часы показывают шесть утра.
         На дороге стоит мотор с коляской, в седле Айвар. Он машет мне рукой.
         Странно, а ведь выспался. Второе- а откуда здесь Айвар?
По узловатой деревянной лестнице, кряхтя, спустился с сеновала. Открыл дверь.   
         Оглянулся назад. Вдохнул воздух. Запах сена с тонкой терпкой струйкой. Я потер грудь, руки, - все чесалось от приставшей к телу сенной трухи:
«И чего я себе напридумывал: «Не колется. Не колется». Ерунда какая-та», - ворчал я, почесывая в разных местах.
        Щеки заалели, я вышел на дорогу.
        - Тере!
        - Тере, тере. Садись, - произнес Айвар, жестом приглашая в коляску.- Киртси, сестра, просила тебя подбросить в Лонги.
        - А-ха, - неуклюже вваливаясь в коляску.- Кирси?
        - Кирс-ти.
        - Не помню. А-а, - рука плавно описала в воздухе дугу. - Это, это там была твоя сестра?
        Айвар завел мотоцикл. Рев мотора разрушил девственную утреннюю тишину
        - Mida***? Што?
        - See tюйdruk****.Кирси, твоя сестра?- неуверенно спросил я и неуклюже вжался в маленькую спинку сиденья
        - Ja-Ja. Да, она. Старшая, – трогаясь с места, ответил Айвар.
        - А где она сама? – осторожно спросил я.
        - А? – он наклонился ко мне.
        - Где? Kus*****? Она. Кирси.
        - А. Абья. Lёоks tёёle******. Ушла. На работу, - сквозь тарахтенье мотоцикла прокричал Айвар.
        - А...,- понимающе протянул я и расслабленно потянулся.
        Мотоцикл кренило на ухабах. Я сонно и сладко качался в люльке и улыбался кончиками губ, разматывая, как клубок, вспоминая о ночном приключении.....

        Впереди, по грунтовке, пылил грузовик. Айвар взял левее и пошел на обгон. У меня засвербело на лбу, и я поднял руку, что бы почесать его костяшками пальцев. В тот же миг из-под колеса передней машины, пулей, вылетел, камень и попал мне ровно в центр ладони. Пальцы сами собой сжались,поймав камень. Разглядывая камушек, я еще подумал: «Вот свезло, так свезло. А если бы не зачесалось?». И отбросил его в сторону.
         Все произошло так стремительно, что я, даже, не акцентировал свое внимание, что камень я поймал на лету.
         Я посмотрел на Айвара, он кивнул головой и хитро подмигнул в ответ. Я пожал плечами, устроился, поудобней, смахнул с губ мимолетную счастливо-глупую улыбку и провалился в дрему, мотая головой на неровностях дороги.
               .....................................................
        Кстати, о сельских праздниках. Кто не бывал на них, тот не поймет души народа! Посещайте сельские праздники….
____________________________________________________
*) -«Кукерпиллед" - Эстонская фолк-группа того времени.
**)- «When I’m sixty four» - песня рок-группы "The Beatles" диск  "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band"
***)   Mida (эст.) – Что.
****)  See tюйdruk(эст.) – Эта девушка
*****) Kus (эст.) - Где.
******)Lууks tёёle(эст.) – ушла на работу

_________________________________________________
Продолжение: http://www.proza.ru/2016/06/30/1820


Рецензии
К счастью, Я живу в деревне да к тому же работала в Доме культуры и сельские праздники мы сами проводили . Иногда сама составляла сценарий . Сабантуй , троица , Ночь Ивана Купала , башкирские праздники ,латышский Янов день или Лиго , проводы русской зимы . Все это красочно , весело , с гармошкой ,с костюмами .Про ночь Ивана Купала у меня тоже есть стих . Скоро выложу . К 7-му июля .
У Вас хорошо описано .
С уважением Фатима .

Фатима Шейхи   14.06.2017 20:26     Заявить о нарушении
Салям, Фатима. Спасибо, за то что почувствовали правдивость моих "Сельских праздников". Так оно и было, ничего не выдумано. Прошло более сорока лет, а воспоминания живы и по сей день. Я думаю, что, кладя воспоминания на бумагу, мы оживляем их. Ведь в памяти ничего не пропадает. Надо только хорошо задуматься(покопаться)и найти те алмазы которые ищешь.
В мае был в родовой деревне на Оренбуржье, почти у самой границе с Башкирией, так что мы с Вами земляки. С уважением А. Ибрагимов

Ибрагимов Анвар   15.06.2017 13:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.