О том, как грабили в Подворовье

Фотография: День города в Пскове.   
               

   Мне было лет семь, когда родители отпустили меня съездить с двумя дальними родственницами и мужем одной из них на праздник древнего города. В предместье этого городка жила их деревенская бабушка. Мне положили в ранец гостинцев, немного одёжки на смену. И мы поехали. По дороге муж старшей тёти рассказал мне историю старинного города. Получалось похоже на сказку: князь Игорь женился на девушке из народа Ольге, которую после крещения стали звать Еленой Премудрой.

   - Куда мы едем? - спросил я тётю Галю, которая была помоложе другой.

   - В Подворовье, - ответила она. Галя сидела на переднем сиденье, я ехал сзади, говорить было не очень удобно. Некоторые слова приходилось переспрашивать. Но я больше помалкивал потому, что стеснялся своей старшей тёти, иногда она подшучивала надо мной, если я делал что-то не так, как надо.

   Мы долго ехали, я в дороге задремал, проснулся, когда машина остановилась у двухэтажного дома из серого кирпича, таких в деревне было всего два. Со слов Гали узнал, что квартиры в таких домах когда-то давали служащим колхоза. К примеру, Галина бабушка всю жизнь работала в местном магазине, а мама Гали до пенсии была бухгалтером там же.

   Нас встречали какие-то люди. Вышла из дома старенькая бабушка в аккуратном ситцевом платочке, легко подняла из багажника машины большую дорожную сумку, понесла её в дом.

   Позвали пить чай, я достал из ранца гостинцы, протянул их бабушке.

   - Нянада нам таво, - с достоинством ответила она.

   Удивлённо посмотрел на Галю. Она объяснила мне негромко, что бабушка хочет показать, что она ни в чём не нуждается, но гостинцам рада, и потом обязательно всё попробует.

   Я рано пошёл спать, и по пути заметил в углу маленькой прихожей грабли, лопату, ещё какие-то садовые инструменты.

   Проснулся рано, подошёл к окну. От нашего дома по дорожке удалялась бабушка.

   - Куда она пошла? - спросил у Гали.

   - Грабить, - коротко ответила Галя. Бабушка шла, положив на плечо палку грабель, их зубья смотрели назад.

   Вернулась бабушка к вечеру очень сердитая.

   -  Бабуля, опять с дедом Федотом поругалась? - весело спросила Галя. - Чем он тебя обидел в этот раз?

   - Обидел! - фыркнула бабушка. По её бравому виду было понятно, что обидеть её нелегко. - Охальник старый, ишь чаво удумал!

   Из её рассказа узнали следующее: сосед по огороду показал бабушке через забор "барканину вот такущую"* - бабушка развела в сторону обе руки, как обычно показывают рыбаки величину пойманной рыбы. Размер "барканины" был немалый.

   - Каго делать-то будем?** - спросила бабушка вечером, усаживаясь в зале на диван. Включили телевизор. Бабушка сказала, что пойдёт к соседке пошуметь***.

   На другой день соседский мальчик позвал кататься на "лисапеде". Бабушка посоветовала мне "солпы подтянуть"****.

   В День города всей семьёй ездили на реку с названием Великая. Там было народное гулянье с завтраком на траве из домашних припасов. Взрослые пили вино, дети - лимонад.

   На следующий день уезжали домой, вышли нас провожать бабушкины соседи. Кто-то сказал:

   - Замуливает*****...

   - Не, - отозвалась бабушка, - мороса****** тока будет.

   Домой приехали поздно вечером. В долгой дороге меня разморило. Засыпая, рассказывал маме сонным голосом, что в Подворовье действительно грабят, что бабушка предлагала мне вытирать сопли, хотя у меня их не было, а про конфеты, которые я привёз, сначала сказала "нянада нам таво", а потом их хвалила.

   - Ничего не понимаю, - сказала мама отцу.

   - В следующий раз я вместе с бабушкой пойду грабить... - дальше я уже спал.

   Потом оказалось, что ездили мы с родственниками в деревню Подборовье, которая находится под городом Псков, что "грабить" означает работать граблями, что "зала" - это большая комната, а "солпа" - это не сопля, а штанина.
 
   В следующий раз я побывал на Псковщине уже студентом института.

 

   Примечание : слова из псковского диалекта.
* "Барканина" - морковь. Неизвестно, что подумала бабушка, когда сосед показал ей через забор выросшую у него в огороде морковину необыкновенной величины.
** "Пошуметь" - поговорить.
*** "Каго делать будем?" - "Что будем делать?".
****  "Замуливает" - дождь собирается.
***** "Мороса" - мелкий дождь.

26.06.2016.


Рецензии
Интересно пишите Серафима!И имя у Вас очень редкое и красивое!
С теплом,

Татьяна Самань   22.08.2016 23:42     Заявить о нарушении
А в Пскове я была лет 15 назад!Понравилось там очень!Удивилась,сколько там церквушек по городу....и реку Великую помню,кругом памятники старины....
С уважением,

Татьяна Самань   22.08.2016 23:48   Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна. Я тоже у Вас уже побывала.

С теплом,

Серафима Лежнева Голицына   23.08.2016 00:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.