Пассажир

Как правило, после работы я иду пешком. От моего офиса до дома всего несколько кварталов. Но этим вечером прошел дождь, да и я слегка задержался. Потому, чтобы не шагать по лужам в ночь, я предпочел автобус. Ехать недолго – пара-тройка остановок, и на месте.
Ждать практически не пришлось – пять минут, и едет мой четырехколесный спаситель. Захожу в салон, присел, где было свободное место, да и рядом осталось. Кстати говоря, людей находилось немного, присесть еще было где.
Автобус начинает движение, подходит кондуктор, нервно перебирает билетную ленту.
- Поскорее, мужчина, - говорит. – Мне еще в конец салона идти!
- Подождите маленько, - ей отвечаю. – Наберу на проезд и передам. Либо оплатите их, потом придете снова.
- Вы мне еще поуказывайте, что делать! – начинает скандалить кондуктор.
- А вы меня не торопите! – все также спокойно говорю я.
В конце концов, набираю на проезд, она все стоит, ждет меня и нервничает. Передаю деньги, на что получаю чуть ли не кинутый билет. Решил промолчать – за каким чертом накалять обстановку?! Стервозная бабулька поскакала дальше. Я отвернулся, уткнувшись в окно. Еду, никого не трогаю.
Автобус останавливается, открывает двери. Одни товарищи выходят, другие заходят. Двери закрываются, транспорт начинает движение.
Поначалу я не обращал внимания на входящих и выходящих, но быстрые звонкие шаги кондуктора от задних дверей в центр, простите за сравнение, галопом заставили осмотреться. Она подлетела к молодому человеку, еле стоящему на ногах. Он выглядел уставшим, побитым и дезориентированным. Его чумазое лицо не внушало доверия в жилье, волосы торчали в разные стороны, под одним глазом красовался синяк, симметричное ухо в застывшей крови. Из одежды – грязные черные штанины порваны в области и ниже колен, светлая футболка местами изодрана и не такая уж светлая, запачкана кусками грязи, обувь напоминала голодные башмаки из какой-нибудь детской сказки. Через некоторое время, как он зашел, я учуял резкий запах алкоголя. «Очередной алкаш!» - промелькнуло у меня в голове, но я настойчиво продолжал наблюдать за развитием ситуации.
- Ты что зашел, бомжара? – накинулась на парня кондуктор. – Давай выходи!
- На ходу, что ли? – еле выговорил тот.
- Можешь, на ходу выйти! – не унималась старушка. – Выпрыгивай в окно!
- Да что же вы такое говорите? – вступилась женщина, сидящая неподалеку от дверей.
- Так, уважаемая! – повернулась на возглас кондуктор. – Вы едете? Вот и едьте себе молча! Мы тут сами разберемся!
Вдруг на одной из попавшихся под колесами кочке парня колыхнуло. Он итак еле держался на ногах и за поручни, а тут и вовсе почти упал, то бишь приземлился на одно колено и с трудом поднялся.
- Ты мне тут что, лечь удумал? – обратилась снова к нему старушка. – Выходи на следующей остановке.
Парень, видимо, понял, что он не устоит, и попытался углубиться в салон, чтобы куда-нибудь присесть.
- Ты это куда? Даже не думай! – ворчала та. – На выход!
Но он усердствовал.
- Пошел прочь! – заорала бабка, которая сидела одна на двуместном сидении. – Ты нажрался! Ты – бомж! Иди вон!
Тогда парень качнулся в другую сторону.
- Иди отсюда! – орали и там. Кондуктор вцепилась в его футболку:
- Ты не туда идешь! Выход здесь! Давай сам, что я об тебя руки пачкать буду? – а все ж тянула так, что и по швам и по живому трещало.
Тут не выдержал я.
- Друган, садись здесь! Я не против!
- Даже не думай мне тут сидения извозюкать! – напомнила ему снова билетерша.
Тем временем автобус достиг остановки, двери открылись. Кто-то вышел, входящих не было.
- Выходи говорю! – надрывалась старушка. – Мне что, водителя позвать?
Автобус закрыл двери и вновь поехал. Я встал с места, подошел к борющимся, вырвал из рук мегеры поддатого паренька и проводил туда, где ранее сидел.
- Мужчина, вы что делаете? – переключилась на меня неугомонная.
- Пускай едет, куда ему надо! – ответил я, усаживая незнакомца.
- Так, передаем за проезд! – сдалась-таки противная.
Я полез за деньгами.
- Нет, пусть он платит! – включила другую пластинку кондуктор.
- В каком смысле? – я достал за проезд. – Держите!
- Я сказала, пусть платит он! – не унималась бабулька.
Я отсыпал мелочь в его руку.
- Отдай ей за проезд! – говорю ему.
- Я не возьму их! – капризничала старая. – Пусть платит своими!
- Послушайте! – у меня лопнуло терпение. – Какая вам к черту разница, кто заплатит? Он – вам, я – за него, кто-либо другой… все равно, людей в автобусе не прибавится! Речь идет об одном билете, о куске бумажки, которая по-хорошему ничего не дает! Это не регламент, не записанное на камеру видео – кто у вас там больно знает, сколько человек проехало и в каком состоянии? Зато вы здесь цирк устроили!
- Вы что так разговариваете, мужчина? – огрызнулась та. – Вы ему приятель? Или вас тоже ссадить?
- Не получится! Я заплатил за проезд, и потому вам все адекватно разжевал! Вас волнует, приятель он мне или незнакомый человек? Я не могу помочь ему?
- Помогать будете в соответствующих фондах! – не зная, видимо, что сказать, брызнула кондуктор.
Зависла пауза.
- Гражданин алкоголик, оплачивать услуги общественного транспорта будем? – продолжилось после заминки.
Молчание.
- Вот бывают, оказывается, люди, - затараторила старушка в сторону других пассажиров. – Один напился, пьяный бомж, а другой его защищает, собутыльник, небось…
Все те зрители, кто стал случайным свидетелем этого необычного спектакля, стали осуждать, скорее, мои действия, чем сидящего рядом со мной кавалера.
- Мерзавцы! Алкаши! – всякое летело со всех углов. Только водитель был не в курсе.
- Как мало надо, чтобы стать врагом народа! – резко прервал весь ор я.
- В общем, я останавливаю автобус, пока бомж не заплатит или не выйдет прочь! – кондуктор было направилась в сторону кабины.
Салон снова загудел.
- Держи! – прозвучало сбоку от меня, и старушка встала в ожидании.
Парень, с трудом поднявшись над креслом, достал из одного кармана драных штанов два свертка стодолларовых купюр и протянул ей.
- Мы валюту не принимаем! – еле дыша, ответила кондуктор.
- Сейчас! – он вернул мне мою мелочь, передал эти свертки и полез в другой карман. Старуха ждала. Тут на глазах у всех он вытащил красные русские пачки и протянул за проезд.
Я обомлел, а кондуктор ахнула. Салон затих.
- Давайте вашу мелочь! – билетерша шепотом наклонилась ко мне.

До моей остановки оставалось совсем ничего, но поучительную историю я услышал.
- У меня умер отец, - начал он. – Последний мне близкий человек. Сегодня на его похоронах я не выдержал и напился – бывает с каждым. После всей этой процессии я побрел на остановку, но поскольку перебрал, упал в кусты, испачкался и изодрался. Получается, что у нас встречают по одежке и сразу провожают. Не каждый вмешается! Так что забирай все эти деньги и ничего не думай – это моя благодарность! Не бойся, у меня есть на что жить и больше этого в десятки раз.
После этого он вышел. Но мне было стыдно, признаюсь, как и всем другим, а уж, особенно, кондуктору.


Рецензии