Космические мелодии часть 2 1961 год

На фотографии – Н. С. Хрущёв, Герман Титов и Юрий Гагарин.


КОСМИЧЕСКИЕ  МЕЛОДИИ

ЧАСТЬ 2   1961 год



                НАСТУПИЛ  1961-й год


 Несмотря на все негативы, которые нам подсовывает судьба, нужно, перешагнув через них, продолжать жить дальше. А дальше - 1961 год...

  Какой он был? Яркий, обогревающих всех, как солнце. Новостей много, а самая главная -  человек в космосе!!!... Но временами год - чёрный, затмевающий всё своими обагрёнными кровью людей событиями: - в Киеве - Куреневская трагедия, и авария на подводной лодке К - 19.

  В жизни нашей маленькой семьи в этом году никаких особых событий не случилось. Мы постепенно отряхивали с себя пепел утраты прошлого года (трагическую гибель моего брата Бориса) и старались плавно войти в тихие воды русла нашей жизненной реки.

 Зато у меня появляется возможность - более подробно остановиться на внешних событиях. Порой ловлю себя на том, что о каком-нибудь самом событии знаю самое основное. А копнув глубже, оказывается, что все подробности подлежат сомнению. Ответственность большая - вынося данные на широкое обозрение, ошибаться нельзя. Но так хочется, чтобы все, кто будет общаться с нашим прошлым через эту книгу, почувствовали и настроение и зависимость нашу от событий того времени.

Я решила – не разбрасываться, а, если и рассуждать на какую-либо тему, кроме основных событий, касающихся нашей семьи, то такой темой должно быть только – освоение космических далей.

Во  - первых, работая в НИХТИ, мы немножко были связаны и с космосом.

Во – вторых, Один из самых близких друзей – Борис Филин всю свою творческую жизнь провел на Байконуре.

В – третьих сегодня можно писать о тех давних событиях более откровенно, а значит – более интересно.

В – четвёртых, это должно быть интересно не только нам – свидетелям тех событий, но и всем, кто о них или ничего не знал, или – забыл то далёкое прошлое, в котором ему не пришлось пожить…

Космические события 1961 года были потрясающе романтическими.


 Чем же мне запомнился 1961-ый год?

  Жаркий день. На нагретом на солнце асфальте остаются крохотные вмятинки женских каблучков. Нынче в моду вошли "шпильки". В основании 6 Х 6 или даже 5 Х 5 мм, с высотой каблука до 12 сам. Физики подсчитали, что, что давление, оказываемое женской ножкой на шпильке, превышает давление подошвы слона. Если такая шпилька попадала в прорезь между ступеньками эскалатора метро, эскалаторы останавливались, и происходили довольно таки неприятные толкучки, иногда с травмами.

  Лично я не могла позволить себе такую роскошь, как туфли на шпильках. Во- первых, после родов я поправилась с 48-го до 54-го размера. Потом, правда, я чуть похудела - до 52 размера, но говорят, нарушился обмен веществ, и к новой фигуре собственной особы, я ещё не привыкла. Поэтому, на шпильках, я, вероятно, выглядела бы, как корова на льду. Шучу. Главной причиной, конечно, было то, что туфли на шпильках относились к серии модельной обуви, и были мне не по карману. В то время, да и позже, я покупала себе одежду по принципу - то, что подешевле...

  Спешат после работы домой девушки и женщины, обутые в туфельки на шпильках. Внимание мужчин, идущих сзади, машинально задерживаются на тоненьких шпильках, а потом уже непроизвольно их взгляды скользят вверх по стройным ножкам...

  А девушки идут, не оглядываясь, выхватывая афиши, вывешенные на стенах кинотеатров с названиями демонстрируемых фильмов. Куда бы пойти вечером, и что посмотреть? Да, наверное, нужно посмотреть нашумевший фильм - "Человек - амфибия". Это экранизация романа Александра Беляева. Фильм - сказка. В главных ролях - Владимир Коренев, Анастасия Вертинская и Михаил Казаков снимались в невиданных подводных съёмках, и возбуждающая музыка в стиле буги-вуги - "Эй, моряк, ты слишком долго плавал"... А можно пойти на сатиристические фильмы Леонида Гайдая - "Пёс Барбос и необыкновенный кросс" и "Самогонщики". В ролях трёх жуликов - Труса, Балбеса и Бывалого снялись: - лауреат Сталинской премии за главную роль в фильме "Гоголь" Георгий Вицин, клоун московского цирка Юрий Никулин и игравший роль предателя в "Молодой гвардии" Евгений Моргунов.
  Можно пойти в цирк на мировую известность - клоуна Олега Попова по прозвищу "солнечный клоун. Я почему-то запомнила его, жонглирующего на проволоке. Можно сходить в оперету на Татьяну Шмыгу...

  Но сначала нужно - домой, и девушки спешат в свою уютную маленькую квартирку, которую с чьей-то лёгкой руки назвали - хрущевкой. Чтобы решить жилищную проблему, был выдвинут лозунг: - "одной семье - одна квартира". Хрущёвки первого поколения по большей части - крупнопанельные, реже - крупноблочные или кирпичные, распашонки. Это значит одна комната в середине, а от неё налево и направо вход в остальные две. В хрущёвках самые низкие потолки - 2,70 м., самые маленькие кухни - 5 кв. м. и совмещённый санузел. Были введены нормы при получении жилья - 9 кв. метров на одного человека. Коробочные конструкции из керамзитного бетона собирались со скоростью - этаж за неделю. Кварталы хрущёвок были построены во всех индустриальных центрах страны. И во многих городах, как и главный район хрущёвок в Москве, называли - Черёмушками.

  Девушка на шпильках пришла домой. Скинула модные туфельки и с вожделением сунула ноги в мягкие домашние тапочки. Прошлёпала на кухню, и поставила вариться несколько початков кукурузы. Она такая вкусная. Молодой горячий початок надо слегка посыпать солью, потом растереть её по всему початку, и, поворачивая его в руках, чтобы не обжечься, - быстренько обкусывать кукурузу со всех сторон. Вкусно и сытно... Не зря кукурузу назвали "королевой полей". Стремясь интенсифицировать сельское хозяйство, Никита Хрущёв развернул компанию по распространению посевов кукурузы. Кукурузу растили везде и чуть ли не для всех отраслей промышленности. Ни одно хрущёвское начинание не встречало такого сопротивления и такого количества анекдотов со стороны населения.
   
  Приведу всего один анекдот, по-моему - злой.

   Умер Хрущёв. Идёт по загробному миру и видит у всех на груди две буквы - Т. К. Он побежал в загробное Политбюро к Вершителю Судеб и спрашивает: - почему у всех буквы Т. К. , а меня обошли?

   - Сейчас дам указание, и тебе присвоят звание Т. К.

  А что это означает?

  - Вот видишь, Карл Маркс с Фридрихом Энгельсом ходят - у них тоже Т. К.! Это теоретики коммунизма. Владимир Ленин вон читает на лавочке - творец коммунизма. Сосо Джугашвили, или, по вашему, Иосиф Сталин, сидит, у него Т. К. означает тиран коммунизма.

  - Ну, а я кто? - допытывается Хрущёв.

 -  А ты - тля кукурузная.

   
  Пока у девушки на кухне варится кукуруза, она включает новенький первый бытовой стереофонический магнитофон "Яуза - 10", который ей удалось купить по знакомству. Такие магнитофоны начали выпускать в этом 1961-ом году. А стоить они стали в 10 раз "дешевле", чем стоили бы в прошлом году, так как цены все поменялись. 1961 год начался с введения денежных знаков нового образца. Деньги обменивали без ограничения, из расчёта 10 рублей старых денег на один рубль новых. Как обычно, перед реформой в магазинах было сметено все, что только можно: население было уже опытным. Особенно повезло тем, у кого наличность хранилась в виде 1, 2 и 3-копеечных монет. Эти монеты остались в обращении по номиналу, и их владельцы стали сразу в 10 раз богаче.

  Деньги образца 1961 года оказались наиболее долговечными за всю историю СССР: в неизменном виде они просуществовали вплоть до "Павловской реформы" 23 января 1991 года, когда началась их замена на купюры новых образцов. У нас накопленных монет не было, так как вообще наличных денег не бывало почти никогда. Так что, мы остались, как говорят - "при своих интересах"...
 
   Но мы забыли про девушку и кукурузу, которая варится... Девушка, немного поколебалась - какие катушки поставить на магнитофон? С записью песен Высоцкого или Окуджавы? И остановилась на Высоцком. В этом году Высоцкий начал петь на квартирах, и записи его песен записывались и переписывались друг у друга, а не приобретались в магазинах.

  Мы тоже купили себе такой же магнитофон. И мы также пользовались катушками с намотанными на них магнитными лентами. Иногда ленты рвались, и их надо было склеивать. Как и у многих других, у нас были записи песен и Высоцкого, и Окуджавы. Переписывали по знакомству мы песни в исполнении Аркаши Северного и многих других певцов и бардов.

  Хочу признаться, что к Высоцкому и Окуджаве у меня было особое отношение на протяжении всех последующих лет. Я думала, что их популярность и постоянная жизнь на показ должна была их утомлять. Они не принадлежали себе. И поэтому, мне казалось, что где-то в глубине их души притаилось тоскливое одиночество. Мне их было жалко. Иногда мне хотелось их приветить, позвать к себе в гости. При этом предупредить, что не нужно будет петь. Пусть бы просто посидели за нашим столом. Даже разговаривать не надо. Просто - помолчать и отдохнуть. А я бы накормила их вкусной домашней едой, и просто смотрела бы на них, как они отдыхают, едят и раскрепощаются душой и телом. Иногда думала - написать им что ли? Да разве они приедут?
   
  Ну как? Почувствовали ли вы дух того далёкого 61-го?
  А теперь на главном событии этого года, переполненном эмоциями, не могу не остановимся подробнее. Все в мире знают, что первых в космос летал Гагарин.
  Но мне хочется, чтобы и сегодня, прочитавший об этом, представил всё и увидел как оно было, своими глазами...
   
   
   
                СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК ПОБЫВАЛ В КОСМОСЕ ПЕРВЫМ.
   
   
   На главной улице города Гагарина (бывший Гжатск), по соседству с небольшим яблоневым садом стоит обычный бревенчатый дом с красивыми голубыми наличниками. После войны в нем жил вместе с родителями будущий первый космонавт планеты. Теперь это Дом-музей школьных лет Ю.А. Гагарина, притягивающий тысячи туристов и всех, кто хочет больше узнать о нашем славном земляке.
   
  Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского (ныне Гагаринского), района, Смоленской области.

  Гражданство: Россия.
  Его мать, Анна Тимофеевна, и отец, Алексей Иванович, были обычными сельскими тружениками.
   
   После немецкой оккупации, семья Гагариных в 1945 году переехала из Клушино в город Гжатск. Закончив школу, Юра 30 сентября 1949 года поступил в Люберецкое ремесленное училище 10, которое окончил в июне 1951 года по специальности формовщик-литейщик. В 1951 году - школа рабочей молодежи в г. Люберцы (Московская область). В августе Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум. 25 октября 1954 года начал заниматься в Саратовском аэроклубе. В 1955 г. с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, а 10 октября того же года - Саратовский аэроклуб.

  С 1955 года Гагарин - в рядах Советской Армии. С 1957 года до зачисления в отряд космонавтов служил летчиком-истребителем в истребительном авиационном полку Северного флота. Имел квалификацию "Военный летчик 1-го класса".
   
  27 октября 1957 года Юрий Гагарин женился на Валентине Ивановне Горячевой, которая стала его верным соратником на многие годы. В их семье выросли две дочери - Лена (родилась 10 апреля 1959 года) и Галя (родилась 7 марта 1961 года).
   
  26 декабря его вызвали на места нового назначения: истребительный авиационный полк Северного флота. Узнав о наборе кандидатов для испытания новой летной техники, Ю.А. Гагарин 9 декабря 1959 года пишет рапорт с просьбой зачислить его в такую группу и после вызова 18 декабря выезжает в Москву, в Центральный научно- исследовательский авиационный госпиталь для обследования здоровья.

  3 марта 1960 года генерал-лейтенант авиации Каманин представил Главнокомандующему ВВС Главному маршалу авиации Вершинину группу отобранных летчиков - кандидатов в космонавты.
   
  После четырехмесячного московского периода подготовки, который начался в марте 1960 г., Центр подготовки космонавтов всем своим наличным составом перебрался на постоянное место своего базирования - в Звездный. Там к этому времени удалось создать на первое время самые непритязательные условия для работы. Неподалеку, близ станции Чкаловской, был получен первый жилой фонд - квартиры для размещения семей слушателей-космонавтов и части семей руководящего состава Центра подготовки космонавтов.

  Гагарин вместе с семьей выехал к новому месту работы, а с 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.
   
  Кроме Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в космос; всего их было двадцать человек (Группа ВВС Љ 1). Кандидаты набирались именно среди лётчиков-истребителей по решению Королёва, считавшего, что такие лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года.
   
  12 апреля 1961 года, в 9 часов 07 минут, впервые в истории человечества старший лейтенант Юрий Гагарин совершил полет в космос на космическом корабле "Восток". Гагарин облетел земной шар за один час 48 минут и благополучно, в 10 часов 55 минут приземлился около деревни Смеловка в Саратовской области в звании майора.

   До космического корабля Юрия Гагарина провожал дублёр - Герман Титов. Но существует версия, что дублёров было два. Помимо, всем известного Германа Титова, дублёром был Григорий Нелюбов. В отличие от Гагарина и Титова, он не облачался в скафандр, но был готов осуществить полёт в случае особых обстоятельств.
   
  Изначально было записано три предстартовых обращения "первого космонавта к советскому народу". Первое было записано Юрием Гагариным, а ещё два - его дублёрами Германом Титовым и Григорием Нелюбовым. Ровно так же было заготовлено три текста сообщения ТАСС о первом полёте человека в космос: на случай успешного полёта, на случай поисков космонавта, а также на случай катастрофы.
   
  Жизнь Нелюбова сложилась трагически: через некоторое время после полёта Гагарина он был исключён из отряда космонавтов за нарушение дисциплины, а через несколько лет погиб в результате несчастного случая.
   
   Юрий Гагарин не подготавливался на какие-либо особые мероприятия в космосе. В его задачи входили довольно "обыденные эксперименты". Еда, наблюдение за приборами, записи и так далее. Бортовая звукозаписывающая система фиксировала все, что говорил космонавт, все его наблюдения и произнесенные вслух мысли.

  Космического телевидения в те времена еще не было. Руководители полета слышали Гагарина, но не видели его. За время нахождения Юрия Гагарина в космосе было записано 40 км магнитной пленки. Катушки опечатали и под грифом "совершенно секретно" передали на вечное хранение.
   
  Вот часть этих записей.
   
  Полёт продолжается хорошо. Работает третья ступень. Работает цвет телевидения. Самочувствие отличное. Настроение бодрое. Все проходит хорошо. Вижу Землю. Вижу горизонт во "Взоре". Горизонт несколько сдвинут к ногам. ... Самочувствие отличное. Полёт продолжается хорошо. Во "Взор" наблюдаю Землю. Видимость хорошая. Различить, видеть можно все. Некоторое пространство покрыто кучевой облачностью. Полёт продолжаем, все нормально. Прием. ... Вот сейчас Земля покрывается все больше облачностью. Кучевая облачность. Покрывается слоисто-дождевой облачностью. Такая пленка на Земле. Уже земной поверхности практически становится не видно. Интересно, да, вот сейчас открыто: складки гор, леса. ... Самочувствие хорошее. Настроение бодрое, продолжаю полёт. Все идет хорошо. Машина работает нормально. ... Самочувствие хорошее, настроение бодрое. Продолжаю полёт. Чувствую. Не чувствую, наблюдаю некоторое вращение корабля вокруг осей. Сейчас Земля ушла из иллюминатора "Взор". Самочувствие отличное. Чувство невесомости благоприятно влияет, никаких таких не вызывает явлений. ... А сейчас через иллюминатор "Взор" проходит Солнце. Немножко резковат его свет. Вот Солнце уходит из зеркал. Небо, небо черное, черное небо, но звёзд на небе не видно. Может, мешает освещение. Переключаю освещение на рабочее. Мешает свет телевидения. Через него не видно ничего. ... Чувство невесомости переносится хорошо, приятно. Продолжаю полёт на орбите. ... При повороте продолжает вращаться. Вращение отсека можно определить по земной поверхности. Земная поверхность "Взора" уходит влево. Отсек несколько вращается вправо. Хорошо, красота, самочувствие хорошее. Продолжаю полёт. Все отлично проходит. Все проходит отлично. ... Чувство невесомости интересно. Все плавает. Плавает все! Красота. Интересно. ... Самочувствие хорошее, настроение бодрое. Все нормально, полёт продолжаю. Невесомость проходит хорошо. В общем, весь полёт идет хорошо. ... Полёт проходит успешно. Чувство невесомости нормальное. Самочувствие хорошее. Все приборы, все системы работают хорошо. ... Привет блондину! ... Открыл светофильтр "Взор". Вижу горизонт, горизонт Земли выплывает. Но звёзд на небе не видно. Земная поверхность, земную поверхность видно в иллюминатор. Небо черное, и по краю Земли, по краю горизонта такой красивый голубой ореол, который темнее по удалению от Земли. ... Объект освещается. ... Самочувствие хорошее, настроение бодрое. Полёт проходит успешно. ... Внимание: вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли, и вниз такая радуга переходит. Очень красивое, уже ушло через правый иллюминатор. Видно звёзды через "Взор", как проходят звёзды. Очень красивое зрелище. Продолжается полёт в тени Земли. В правый иллюминатор сейчас наблюдаю звёздочку, она так проходит слева направо. Ушла звёздочка, уходит, уходит... Внимание, внимание: десять часов, девять минут, пятнадцать секунд. Вышел из тени Земли. Через правый иллюминатор и "Взор" видно: сейчас появилось Солнце. Объект вращается. Очевидно, работает солнечный системный иллюминатор. Вот сейчас в систему "Взор" наблюдаю Землю, наблюдаю Землю, пролетаю над морем. Направление движения над морем определить вполне можно. Сейчас я примерно движусь правым боком, некоторой облачностью закрыто. Направление над морем определить можно (одно слово неразборчиво). ... Самочувствие хорошее. Полёт проходит успешно. ... Все системы работают хорошо. ... Полёт проходит успешно. Самочувствие отличное. Все системы работают хорошо. ... Самочувствие хорошее, продолжаю полёт.
  Юрий Алексеевич Гагарин
  № 7883

   
   Полет Гагарина открыл перед человечеством новую эру - эру освоения космического пространства. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а день полета Гагарина в космос был объявлен праздником - Днем космонавтики, начиная с 12 апреля 1962 года.
   
   Как выяснилось намного позже, разработка и постройка данного космического корабля шли самыми форсированными темпами. Это обуславливалось тем, что США также готовили свою собственную космическую программу, и вопрос первенства в космосе решался буквально считанными днями. Промедлить - значит опоздать и позволить "конкурентам" вывести человека в космос - в те годы это было попросту недопустимо. В связи с этим "Восток-1" был существенно упрощен в ходе своего строительства. Многие факторы были на самой грани допустимого риска, и сам полет Юрия Гагарина представлял колоссальную опасность для его жизни.
   
  Во время космического полёта Гагарин мог погибнуть три раза. Первый - когда ракета-носитель вывела корабль на 100 км выше расчётной орбиты. Второй, когда при входе в атмосферу от спускаемого корабля не отделился и болтался на кабелях приборно-агрегатный отсек. Гагарина при этом в спускаемом аппарате не по-детски трясло и колбасило. Кабели отгорели уже в плотных слоях атмосферы. (Именно из-за этого вместо солнечного Казахстана Гагарин приземлился в Саратовской области прямо на колхозное поле, напугав колхозников своим оранжевым скафандром.) Третий - когда при катапультировании из спускаемого аппарата после раскрытия парашюта ещё до кучи взяла и раскрылась "запаска", чудом не погасившая основной купол.
   
  Полет в космос Юрия Гагарина, как выясняется, сопровождался происшествиями, которые долгое время были засекречены и составляли государственную тайну. 12 апреля 1961 года полковник Николай Мартемьянов обеспечивал связь с первым космонавтом. Никогда после этого он не давал интервью. И только много лет спустя, в юбилейный год, в честь Дня космонавтики, согласился рассказать НТВ неизвестные ранее подробности полета Гагарина.
   
  По словам Мартемьянова, подготовка к первому полету была авральной. Гагарина посадили в кабину космического корабля за 2 часа до старта и тут начались неприятности. Перед полётом "Востока-1" произошло ЧП: при проверке герметичности датчик на люке не выдал нужный сигнал. Поскольку до старта оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка могла привести к переносу запуска. Тогда ведущий конструктор "Востока-1" Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам "Формулы-1", в считанные минуты, отвернув 30 гаек, проверив и поправив датчик и вновь закрыв люк положенным образом. На сей раз, проверка герметичности прошла успешно, а старт был осуществлён в запланированное время.
   
   Затем Гагарин забыл переключить тумблер и пропал из эфира. Мартемьянову удалось сделать невозможное. С помощью небольшой радиостанции он наладил трансляцию. До полета оставалось еще достаточно времени, и генеральный конструктор Сергей Королев попросил включить скучающему космонавту музыку. Теперь точно известно, что перед полетом Гагарин слушал песни Булата Окуджавы.
   
  Полёт "Востока-1" проходил в полностью автоматическом режиме. Это было связано с тем, что никто не мог дать гарантии сохранения космонавтом работоспособности в условиях невесомости. На самый крайний случай Юрию Гагарину был передан особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля.
   
  И вот начинается стартовый отсчет. Гагарин говорит свое знаменитое: "Поехали!". Примитивная антенна, сделанная из армейского прожектора, исправно передает сигналы в космос. Связисты же готовят акцию прикрытия. Если ракета взорвется, они должны сбить с толку американских разведчиков. "Нашей обязанностью было продолжать счет, - рассказывает Николай Мартемьянов. - "30 минут - полет нормальный" и т.д. Даже если б ракета уже на земле догорала".
   
   Старт состоялся строго в назначенное время. Двигатели ракетоносителя отработали в штатном режиме, но не все сопутствующие системы повели себя так же. Космический корабль с первым космонавтом на борту отклонился от расчетной точки выхода на орбиту, но, тем не менее, полет продолжился по заранее запланированному графику. Гагарин оказался на орбите в 100 км от расчетной точки.
   
  Но для окончания полета следовало еще успешно приземлиться. Совершив один полный виток вокруг Земли, автоматика космического корабля начала осуществлять спуск.
   
   При возвращении, за десять минут до входа в атмосферу корабль стал вращаться с чудовищной скоростью - один оборот в секунду, а при соприкосновении с плотными слоями провода загорелись. В иллюминатор Гагарин видел, как плавится обшивка корпуса. Во время этой, заключительной стадии полёта, Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: "Я горю, прощайте, товарищи!".

  Дело в том, что до Гагарина никто не имел чёткого представления о том, как будет выглядеть прохождение космическим кораблём плотных слоёв атмосферы при спуске. Поэтому Гагарин, как всякий лётчик, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу - рабочий момент, который происходит при каждом полёте. Теперь космонавты готовы к этому яркому и впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин.
   
   С грехом пополам космонавт приземлился под Саратовом, в 400 км от намеченного места. Чтобы подвиг был признан международным космическим сообществом, Москва долгое время утверждала, что Гагарин приземлился вместе с капсулой, хотя в действительности он катапультировался на 7-километровой высоте и приземлился на парашюте.
   
   Для Кремля, прекрасно знавшего о технических проблемах "Востока", эти детали были второстепенными, главным было опередить Америку, уже готовившуюся отправить в космос пилотируемый корабль Mercury.
   
  На космических кораблях "Восток" не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата: на высоте 1500 метров пилот катапультировался. Связано это было с тем, что на "Востоках" не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались "заваривания" люка под воздействием высокой температуры в плотных слоях атмосферы.

  Однако из-за посадки вне корабля Международная аэронавтическая федерация отказывалась регистрировать рекордный полёт Гагарина. И тогда советские представители слукавили, объявив, что первый космонавт приземлился в кабине. Фактические обстоятельства посадки СССР официально признал только в 1964 году.
   
  И снова жизни Гагарина суждено было повиснуть на самом волоске, так как многие важнейшие бортовые системы не выполнили своей задачи, а некоторые так и не запустились. Чудовищные перегрузки от спуска с огромной скоростью по баллистической траектории, проблемы с отделением спускаемой капсулы и двигательным отсеком, внешняя температура в несколько тысяч градусов по Цельсию во время прохождения плотных слоев атмосферы и многое другое заставили Юрия пройти поистине невиданное испытание. Но отменная выучка, опыт, хладнокровие и умение быстро и верно принимать решения в критических ситуациях сделали свое дело. Напряженный и стремительный спуск закончился успехом, и спустя ровно 108 минут полет первого космонавта был завершен.
   
  Земля встретила Гагарина уже совершенно другим человеком. Слава первого в мире человека, преодолевшего пределы земли, превратила Юрия в героя мирового значения. И даже "конкурирующие" США признали этот факт. А само имя Юрия Гагарина навеки вошло в историю всего человечества.
   
   
   Одно небольшое приключение запомнилось всем, смотревшим по телевизору передачу о том, как Гагарин шел по ковровой дорожке перед докладом Никите Хрущёву об успешном завершении полёта. В кадр попали развязавшиеся шнурки на ботинке первого космонавта. Эта бытовая деталь только добавила народной любви к Гагарину. Подвела героя космоса подтяжка для носков. Раньше носки делали без резинок, и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка била его по ноге.
   
  Последующие годы были очень напряженными в жизни Гагарина. Много времени и сил отнимала работа по подготовке новых полетов в космос и учеба в Академии.
   
   С 23 мая 1961 года ГАГАРИН назначается командиром отряда космонавтов. С 20 декабря 1963 года - заместитель начальника Центра подготовки космонавтов. Дублер пилота космического корабля "Союз" (Владимир Михайлович Комаров) при старте 23 апреля 1967 года. В 1966 году Юрия Алексеевича избрали Почетным членом Международной академии астронавтики. Наград и званий ему было присуждено так много, что приводить полный перечень здесь не будем.
   
   17 февраля 1968 года Юрий Алексеевич защитил в ВВИА имени профессора Жуковского дипломный проект. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Ю.А. Гагарину квалификацию Летчик-инженер-космонавт. До последних дней Гагарин исполнял обязанности депутата Верховного Совета СССР.
   
   Жизненным девизом Гагарина стала фраза, записанная им в дневнике незадолго до гибели, 12 марта: "Нет у меня сильнее влечения, чем желание летать. Летчик должен летать. Всегда летать".
   
   Спустя некоторое время и пройдя переподготовку, Гагарин продолжил полеты на истребителях семейства МИГ. Параллельно с этим Юрий активно участвовал в развитии так называемой "Лунной программы" и состоял в числе будущих космонавтов, которым могло бы быть суждено стать первыми на Луне. Однако судьба распорядилась иначе.
   
  27 марта 1968 года в составе летного экипажа двухместного МиГ-15УТИ, ГАГАРИН с инструктором СЕРЁГИНЫМ, выполняли очередное пилотажное задание. Серёгин был ведущим летчиком-испытателем МиГ-15 и отлично знал самолет.

   Неожиданно связь с самолётом была потеряна. Гагарин запросил разрешение вернуться на аэродром. Это были последние слова в эфире первого космонавта. Немедленно начались поисковые мероприятия, по окончании которых, спустя несколько часов после обрыва связи с самолетом было обнаружено место крушения. Самолет разбился в 65 километрах от летной базы вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области.
   
  Когда по всем расчетам топливо у МиГа должно уже было закончиться, были начаты розыскные работы. На место крушения прибыли разведывательные группы, и утром следующего дня были найдены фрагменты одежды Юрия Гагарина, а также его бумажник, в котором оказалась сохранившаяся фотография Сергея Королева, являющегося генеральным конструктором и основателем отечественного ракетостроения и полетов в космос.
   
  Созванная в срочном порядке комиссия провела огромную работу по выявлению причин трагедии. Официальные выводы Государственной комиссии были таковы: - "Экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки (подробности не уточнялись) совершил резкий манёвр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полёт, пилоты столкнулись с землёй и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил. Комиссия КГБ обнаружила многочисленные нарушения наземного персонала аэродрома...".
   
  У государственной комиссии по расследованию причин аварии было три версии: столкновение с птицей, столкновение с шаром-зондом и опасное, неожиданное сближение с другим самолетом, - рассказывает Виктор Абрамычев, штурман полка, где служили Гагарин и Серегин. - Как оказалось, через доли секунды после того, как взлетел гагаринский "МиГ-15", в воздух поднялись еще два самолета. И с каким-то из них наши ребята могли столкнуться, поэтому их самолет и попал, как мы говорим, в плоский штопор. Я доверяю этой версии, хотя со мной многие могут поспорить. Но за 30 минут и 10 секунд полета самолет мог потерять высоту только в штопоре. И все-таки загадка ушла вместе с ними.
   
   Вся информация о расследовании крушения самолета будет засекречена,.
   
  Ему было 34 года.

   Версий гибели Гагарина и Серёгина было много. Говорили, что:
   
  - это случилось в условиях плохой видимости - нижняя кромка облаков была в 300 м над землёй. Самолёт вошёл в штопор, для того чтобы вывести его, пилотам не хватило нескольких секунд. Но, свидетель аварии, слесарь Валентин Сурков, уверяет, что день 27 марта был ясный, а самолёт падал так, будто его и не пытались выровнять. Также он утверждает, что на самом деле самолёт нашли рядом с деревней Рязанцы и посёлком Крутец;

  - самолет резко отклонился от курса, чтобы избежать столкновения с аэрозондом или стаей птиц, но не нашли на фюзеляже никаких следов, подтверждающих эту теорию;

  - в опасной близости от МиГ-15 Гагарина прошёл другой самолёт, в результате МиГ-15 попал в турбулентность и потерял управление;

  - самолёт Гагарина был подбит ракетой;

  - его сбило ЦРУ;

  - были сбои в двигателе. Не нашли и сбоев в двигателях или системе управления;

  - устав от славы, и желая дальнейшую жизнь прожить, как обычный безвестный гражданин, Гагарин инсценировал собственную смерть и сделав пластическую операцию, продолжает где-то жить;

  - существует версия, что Гагарин подстроил собственную "смерть" в 1968, после чего еще много лет прожил в имении в окрестностях Оренбурга, где погиб в 1994 году от несчастного случая на охоте;

  - Юра выжил в катастрофе, но сошел с ума и содержался в виде овоща в суперзакрытой психушке. Умер в 1990 году;

  - оба пилота напились водки и потеряли управление. Однако в официальном донесении говорится, что в крови ни одного из летчиков не было найдено никаких следов алкоголя. Поводом для такого предположения было то, что после полёта у всех советских людей было огромное желание встретиться с Юрой. По свидетельству Н. П. Каманина, такие встречи часто сопровождались застольем. Гагарин ежедневно подвергался натиску со стороны родственников, друзей, министров, маршалов, академиков и других "больших" людей. Всем хотелось выпить с Гагариным за дружбу, за любовь и за тысячи других поводов, и выпить "до дна";

  - Серегин убил их обоих, потому что завидовал Гагарину;

  - самолёт чуть не врезался в НЛО, которое рубануло электронику;

  - Гагрин был похищен инопланетянами;

  - Гагарин погиб во время полёта на Луну;

  - Гагарин до сих пор живёт на ВДНХ в монументе "Покорителям космоса" и ночами гуляет по Москве.
   
   Никто не мог понять, почему два опытных пилота не катапультировались из самолета. В российских СМИ в то время сообщалось, что Гагарин героически остался у штурвала, чтобы помешать самолету - врезаться в близлежащую школу, но никаких доказательств этой версии предложено не было.
   
  Многие версии давно опровергнуты, причем в большинстве своем - самими же их авторами (например, профессором Белоцерковским автором "штопорной" версии). Штопора не было. Столкновения с шаром-зондом не было. Двигатель в полете не вставал. Летчики в полете сознание не теряли.
   
  Расследование, проведенное в 1986 г., предположило, что "МиГ-15" был сбит с курса турбулентностью, вызванной сверхзвуковым летательным аппаратом, находившемся в районе.
   
  Однако Игорь Кузнецов, член первой правительственной комиссии, бывший советский авиаинженер, выдвинул новую теорию.
   
  "Наконец-то я смог добраться до сути, - сообщил он российским СМИ. - При помощи новейших компьютерных программ я смог восстановить траекторию и точные движения самолета в последние минуты".

  "Я полностью воссоздал события и считаю, что нашел подлинную причину катастрофы". По словам Кузнецова, кто-то забыл закрыть вентиляционную панель в кабине, и в результате в ней упало давление, а летчики лишились сознания. "Судя по всему, - говорит он, - причиной трагедии был человеческий фактор, некомпетентность одного из механиков, готовивших самолет к полету".

  Принципиально Кузнецов не исключает возможность злого умысла, что, вероятно, вызовет новые споры о том, не был ли Гагарин убит брежневским режимом. Хотя у космонавта были отличные отношения с Никитой Хрущевым, возглавлявшим государство в то время, когда состоялся исторический полет, его отношения с Брежневым были гораздо прохладнее. Говорят, советского лидера раздражала слава Гагарина, на общественных мероприятиях он чувствовал себя оттесненным на второй план. Брежнев считал Гагарина созданием человека, которого он сверг. Но у сторонников теории заговора есть и другие причины полагать, что Гагарин навлек на себя гнев Брежнева.

  Считается, что он безуспешно пытался помешать запуску неисправного космического корабля "Союз", в котором в 1967 г. погиб космонавт Владимир Комаров. Спустя много лет после трагической гибели Гагарина, Россия стремится узнать правду.
   
  В британской прессе ранее было опубликована очередная версия гибели первого космонавта Земли, согласно которой во время полета на истребителе Гагарина и летчика-инструктора Владимира Серегина из-за незакрытого вентиляционного крана произошла разгерметизация кабины самолета. Следуя инструкциям, летчики начали резкое снижение, но, неверно оценив ситуацию, ввели самолет в крутое пике и оба потеряли сознание. После этого самолет разбился о землю.
   
  На сегодняшний день полная картина катастрофы усеяна множеством противоречий и тайн, многие из которых кажутся крайне фантастическими, но, так или иначе, первый космонавт считается погибшим на самом пике своей короткой жизни и яркой популярности.
   
  Спустя три дня мир простился со своим героем.

  Похороны Ю. А. Гагарина и В. С. Серегина прошли 30 марта 1968 года на Красной площади в Москве
   
   Выступая на траурном митинге на Красной площади, президент Академии наук СССР М.В.Келдыш сказал:
   
  "Подвиг Гагарина явился громадным вкладом в науку, он открыл новую эпоху в истории человечества - начало полетов человека в космос, дорогу к межпланетным сообщениям. Весь мир оценил этот исторический подвиг как новый грандиозный вклад советского народа в дело мира и прогресса".
   
  Именем Гагарина назван кратер на Луне и малая планета.
   
  Перед легендарным полетом 12 апреля Юрий Гагарин написал своей жене Валентине прощальное письмо: "Если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя... Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как любил я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, а настоящих людей... Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра".

  В 1961 году это письмо не потребовалось. Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передадут после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли.
   
  Гагарин после своего полёта в космос стал прежде всего Символом. Нам в наследство он оставил свой подвиг, и свою улыбку. Гагаринская улыбка сделала больше, чем все советские ракеты, вместе взятые.
   
  Всего 108 минут продолжался полет Гагарина, но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Он был первым и останется им навсегда.
   
   Быть первым - это сложно, быть первым - это огромная ответственность, труд и риск, и, как показывает история, всем первым суждена яркая, но, увы, короткая жизнь.
   
  Существует версия, что Юрий Гагарин, официально считающийся первым космонавтом Земли, не был первым. До его полета при попытке покорить космос погибли три советских летчика, сообщил в интервью "Интерфаксу" бывший старший инженер-экспериментатор ОКБ-456 Михаил Руденко.
   
  По словам Руденко, в 1957, 1958 и в 1959 годах с космодрома "Капустин Яр" в Астраханской области были запущены космические корабли, пилотируемые летчиками Ледовских, Шабориным и Митковым. Все эти летчики погибли, и их фамилии никогда официально не упоминались, утверждает Руденко.
   
  По сведениям Руденко, эти летчики участвовали в так называемых суборбитальных полетах - то есть они должны были не совершить целый виток вокруг планеты, что впоследствии выполнил Гагарин, а лететь по параболе. Причем Ледовских, Шаборин и Митков были обычными летчиками-испытателями и не проходили никакой специальной подготовки. Это было ещё до создания отряда космонавтов.
  Надо сказать, что эта версия бытовала в народе всегда. Но мы слышали не о троих, а об одном космонавте, летавшем до Гагарина, и погибшем. Многое, о чём написано выше, говорилось в народе, но говорилось шепотом. Видно какая-то информация утекала из первоисточников. Возможно, спустя какое-то время, очевидцы и "знающие специалисты", делились фактами с близкими людьми. Сведения обрастали догадками, выдумками, и, как вода, просачивающаяся сквозь малые щели, утекала в народное информационное поле.
   
   Гагарина любили все, гордились им все. И никому не хотелось верить, что он погиб. Из этого неверия рождались сказки о том, что он жив. А, может быть, он действительно жив?
  Но, где бы он ни был в настоящее время, в этом, или потустороннем мире, в наших сердцах он живёт всегда вместе с нами...
 
   
   
                ДОРОГА В КОСМОС.
   
  Первоначально "музей" второго космонавта - Германа Степановича Титова находился в маленьком домике семьи Титовых. Там были размещены некоторые материалы о космосе и первых полётах.

  И только 6 августа 2011 года состоялось открытие нового здания мемориального музея Г. С. Титова в селе Полковниково. Мемориальный комплекс расположился в отреставрированном здании старой семилетней школы, в которой учился будущий космонавт и преподавал его отец, и в выстроенном новом здании.
Экспозиционные залы включают в себя: фондохранилище, кабинеты сотрудников, и множество залов, в которых представлены личные вещи космонавта, награды, самые разнообразные документы (от аттестата зрелости до пропуска на похороны Гагарина), макеты орбитальных станций, части двигателей ракет, карты, чертежи, детские рисунки, сувениры, памятные подарки, фотоснимки на земле и в космосе. К музейному комплексу, на берегу озера "деревенского" ведёт асфальтированная дорога. Приезжайте, посетите этот комплекс, и вы всё увидите собственными глазами.
   
  Семейное положение Германа Степановича Титова:

  Отец - Титов Степан Павлович, (23.04.1910 - 1993), учитель, участник ВОВ.

  Мать - Титова Александра Михайловна, род. 10.06.1914, домохозяйка.

  Сестра - Пушко (Титова, Аверина) Земфира Степановна, род. 21.12.1941, работник аптечного управления Московской области.

  Жена - Титова (Черкас) Тамара Васильевна, род. 25.12.1937, сотрудник Института военной истории.

  Дочь - Титова Татьяна Германовна, род. 23.09.1963, окончила МГИМО, экономист.

  Дочь - Титова Галина Германовна, род. 14.08.1965, окончила Военный институт иностранных языков, переводчик.

  Биография Германа Титова была чем-то схожей с биографией Юры. А, впрочем, не только с его, а и с тысячами других сверстников.

  Герман Титов родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края. Его отец работал учителем в сельской школе, мать была домохозяйкой.

  В школе Герман увлёкся техникой. Начав со старенького кинопроекционного аппарата, вскоре сам крутил фильмы в сельском клубе. Потом он заинтересовался автомобилем, и научился его водить. Ездил на тракторе, сам собирал радиоприёмник.
   
  В 1953 г. Титов окончил школу в селе Налобиха (Алтайский край). Затем успешно закончил 9-ую Военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков в Кустанае и Сталинградское Военное авиационное училище лётчиков, которое в то время находилось в эвакуации в Новосибирске. Причём закончил с отличием, несмотря на то, что его чуть не выгнали с последнего курса за "самоволку". В школе и училище он освоил пилотирование самолётов Як-11 и Як-18, а также реактивные УТИ МиГ-15 и МиГ-15 бис, и продолжал летать на этих самолётах в 26-ом Гвардейском истребительном авиаполку 41-ой истребительной авиадивизии (ИАД) 76-ой воздушной армии (ВА) в посёлке Сиверский Ленинградского военного округа (Гатчинский район Лнинградской области).

  С 28 октября 1959 года до зачисления в отряд космонавтов служил старшим лётчиком в 103-ем гвардейском ИАП той же дивизии.

  Как вспоминал Герман Степанович, приехала в полк какая-то комиссия, и, после рассмотрения множества личных дел, пригласила нескольких лётчиков на собеседование. Ему предложили летать на новой технике, а на какой - не сказали. Он согласился. Вскоре вызвали в Москву для медицинского обследования. Многих отсеяли, но Титов прошел. Здесь он понял, что дело серьёзное, и летать придётся на ракетах, а не на самолётах, и задумался... Взял, как сейчас говорят - тайм-аут. Вернулся в полк, оформил отпуск, съездил на родину. По прошедсвии почти двух месяцев вернулся в Сиверское, а полка нет... Передислоцировался за границу, а насчёт его судьбы распоряжений никаких не осталось...

  Тогда Герман вспомнил о предложении, которое получил в Москве, позвонил по известному только ему телефону, и вскоре получил вызов. Это был март 1960 г.

  С 1960 по 1970 год находился в отряде космонавтов. 25 января 1961 года был назначен на должность космонавта и получил квалификацию - "космонавт ВВС".

  7 марта 1960 года приказом Главкома ВВС Љ 267 зачислен слушателем - космонавтом в отряд космонавтов ЦПК ВВС.

  С 16 марта 1960 года по 18 января 1961 года проходил общекосмическую подготовку. 17 и 18 января 1961 года сдал выпускные экзамены по ОКП и был зачислен на должность космонавта ЦПК ВВС.

  11 октября 1960 года приказом Главкома ВВС  № 176 был зачислен в группу для подготовки к первому пилотируемому полёту на КК "Восток" вместе с Валерием Быковским, Юрием Гагариным, Григорием Нелюбовым, Андрианом Николаевым и Павлом Поповичем.

  С октября 1960 года по апрель 1961 года проходил непосредственную подготовку к полёту на КК "Восток" в составе группы. 8 апреля 1961 года решением Госкомиссии назначен запасным пилотом КК "Восток". 12 апреля 1961 года был дублёром Гагарина.

  С мая по август 1961 года проходил непосредственную подготовку к полёту на КК "Восток-2".

   
  Герман Титов стал пилотом второго космического корабля "Восток-2", запущенного в августе 1961 года.

  С момента полёта Юрия Гагарина, была проведена огромная работа по доработке корабля "Восток". "Восток-2" имел некоторые отличия от первого "Востока". Была доработана радиосвязь, заменена телевизионная система. Телеметрию дополнила коротковолновая система "Сигнал", которая служила для пеленгации корабля и дублировала передачу основных медицинских параметров.
   
  Юрий Гагарин проложил дорогу в космос, а Герман Степанович Титов стал вторым косможителем.

  С 6 по 7 августа 1961 года Герман Титов совершил космический полёт, на корабле "Восток-2", став вторым космонавтом планеты Земля. Полёт продолжался 1 сутки и 1 час. Сделав 17 оборотов вокруг земли, он пролетел более 700 тысяч километров. В полёте имел позывные "Орёл". На момент полёта Герману Титову было 25 лет и 330 дней. Он был самым молодым из всех космонавтом, побывавших в космосе.
   
  6 августа 1961 года Герман Титов стартовал в космос. Не всё было просто в полёте. На первом и втором витках в сеансах связи Герман Титов эмоционально делился впечатлениями от увиденного, бодро докладывал о системах корабля и самочувствии. На следующих витках эмоции в его словах пропали. На вопросы "Зари" (позывной ЦУПа) следовали односложные ответы. Специалисты на земле забеспокоились. На связь с "Орлом" (позывной Титова) вышел будущий космонавт Павел Попович. "Ну как?" - спросил он. "Хреново", - со всей искренностью ответил Титов и поделился с другом своими ощущениями. Павел порекомендовал Герману, конечно, со слов врачей, привязался к креслу (а космонавт, в соответствии с программой полёта, совершал свободные перемещения в кабине корабля), не смотреть на землю и попытаться подремать. Лишившись внешних раздражителей, Титов быстро пришел в норму.
   
  Таким образом впервые в космическом полёте дала о себе знать болезнь укачивания. Специалисты поняли всю важность устойчивости вистибюлярного аппарата, и в дальнейшем внесли существенные изменения в методики тренировок. Несмотря на некомфортное самочуствие, Герман Титов стал первым в мире космическим фотографом. Его снимки земли из космоса были опубликованы во всех газетах и журналах.
   
  Перед полётом было много дебатов при определении длительности полёта. Вот, что по этому поводу написано в журнале - "Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди". Москва. Издание "РТСофт", 2005 год.

  Полёты собак на кораблях-спутниках показали, что на втором и третьем витках они теряли бодрость, отказывались есть, замедлялась их реакция на внешние раздражители. Врачи ВВС из института авиационной и космической медицины (ИАКМ) во главе с В. И. Яздовским опасались, что и на космонавта будут воздействовать те же, ещё не изученные факторы.

  Кроме того, было неизвестно, как космонавт перенесёт перегрузки при возвращении из суточного полёта. Поэтому врачи настаивали на трёх витках.

  Конструкторы же ОКБА-1 во главе с С. П. Королёвым настаивали на суточном полёте.

  Аргументы были следующими: во-первых, после трёх витков посадка возможна лишь в густонаселённом районе Европейской части СССР, что осложнит поиск и эвакуацию. Во-вторых, лишь суточный полёт даст возможность кардинально решить вопрос, насколько вредно воздействие космических факторов. Космонавт участия в управлении кораблём (в штатном варианте) не принимает, и посадка должна произойти автоматически при любом его самочувствии. В-третьих, остался всего один готовый корабль (ЗКА Љ 4), и использовать его надо с максимальной пользой. В-четвёртых, спуск в ручном режиме ещё не освоен, а посадка по команде с Земли на 2-7 витках осложняется значительным разбросом по дальности из-за невысокой точности солнечной ориентации. Наконец, в ОКБА-1 проведены доработки корабля, позволяющие выполнить даже недельный полёт.

  Аргументы разработчиков были убедительными - и на совещании в Сочи 20 мая 1961 года стороны согласились, что полёт будет суточным, а космонавт, чтобы иметь возможность досрочной посадки, испытает ручное управление.


     В полёте Титов дважды (на 1-м и на 7-м витках) управлял кораблём вручную, выполняя его ориентацию и стабилизацию. В остальное время он был загружен проверкой бортовых систем и фотосъёмкой Земли и космоса фотокамерой. В начале 2-го витка Титов впервые провел киносъёмку (кинокамера "Конвас-автомат") и продолжал ею заниматься в течение всего полёта короткими сеансами. Он вел радиосвязь, ел и пил специально приготовленную пищу. Вот меню его обеда: 150 грамм концентрированного супа-пюре с хлебом, мясной и печёночный паштет в тубах, черносмородиновый сок.
   
  Из-за "болезни укачивания" Титова в течение всего полёта сопровождало тошнотворное состояние, которое мешало принимать пищу, отдыхать и выполнять программу полёта. Обо всём происходящем Герман Степанович делал записи в бортжурнал и на бортовой магнитофон. Впервые в космическом полёте космонавтом было испытано ассенизационное устройство.
   
  Приземление СА корабля "Восток" произошло не совсем штатно. После выключения тормозной двигательной установки СА (спускаемого аппарата) и ПО (приборного отсека) разделились, но гермоплата электроразъёма кабельмачты не отстрелилась из-за ошибки в монтаже электроцепей. Отсеки оказались связанными кабелем, который отгорел только в плотных слоях атмосферы.

  Аналогичная ситуация была на 4-м и 5-м кораблях-спутниках, но тогда не хватило информации, чтобы разобраться в причинах.
   
  Дальнейшее приземление СА и катапультирование из него касмонавта прошли штатно. Перегрузка по ощущению космонавта достигла 10g, было потемнение в глазах, как и у Гагарина. - ".........Рот у меня куда-то расползался и слёзы из глаз потекли. Тяжело было при прегрузке", докладывал Герман Титов на заседании Государственной комиссии после полёта 8 августа. Титов сел в десяти метрах от железной дороги, по которой шел поезд. Спускаемый аппарат приземлился вблизи города Кут Саратовской области.
   
  Суточный полёт Германа Титова позволил сделать главный вывод: человек может жить и работать в невесомости. Герман Титов сделал первые фотоснимки Земли, впервые пообедал и поужинал в невесомости, и, главное, сумел поспать в космосе, что было одним из важнейших экспериментов.
   
  Выдающийся подвиг Германа Титова был по достоинству оценён в Советском Союзе и во многих государствах мира. Ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручение ордена Ленина и медали "Золотая звезда".
   
  После полёта, за последующие годы своей жизни, Титов прошел служебную лестницу от лейтенанта до генерал-полковника запаса. Он окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. Одновременно, находясь в отряде космонавтов, готовился по программе "Спираль" (пилотируемый многоразовый крылатый космический аппарат). В рамках этой подготовки Титов прошел курс обучения в ГКНИИ ВВС имени В. П. Чкалова в городе Ахтубинск Астраханской области и принимал участие в испытаниях самолётов МиГ-21 и Су-7 (всех модификаций), Су-9, Су-11, ЯК-28, ЯК-25 РВ и др., и в 1967 году стал лётчиком-испытателем 3-го класса.

  В 1970 году Г. Титов ушел из отряда космонавтов и поступил в Военную академию Генерального штаба. После окончания академии Герман Степанович перешел из ВВС в УНКС и следующие 19 лет занимал должности от заместителя начальника 153-го Центра управления КА военного назначения до первого заместителя УНКС (бывшее ГУКОС). На протяжении этого времени Г. Титов входил в ряд государственных комиссий по летно-конструкторским испытаниям космической техники военного назначения в должности заместителя председателя и председателя. Под его руководством принимались в эксплуатацию пилотируемый КК 7К-С (ставший в дальнейшем "Союзом Т"), ОПС "Алмаз", ракета-носитель "Зенит". Именно ему пришлось принимать нелёгкое решение о досрочном возвращении экипажа "Салют-5" (Б. Волынов и В. Жолобов). Являлся активным идеологом создания морских кораблей измерительного комплекса, принял большое личное участие в разработке корабля проекта 1914 "Маршал Неделин".

  В 1991 г. Титов ушел в запас в звании генерал-полковника.

  Несколько лет он занимался общественно-коммерческой деятельностью, был президентом Международного научно-технического центра по космонавтике и электронике "Космофлот", заместителем председателя совета Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса.

  В 1995 году Г. Титов, как независимый кандидат, был избран в Государственную Думу РФ. Тех пор он работал в высшем государственном органе нашей страны в комиссии по конверсии и наукоемким технологиям и в коммунистической фракции. Одновременно Герман Степанович вел большую общественную работу, возглавляя Федерацию космонавтики России и работая в редакционном совете журнала "Новости космонавтики".
   
  Родина по достоинству оценила труд Германа Степановича Титова. Он награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом "За заслуги перед Отечеством III степени и многими медалями. Он был лауреатом Ленинской и Ломоносовской премий. Девять стран мира удостоили его своими наградами. Его именем названы кратер на Луне, подводная гора в Тихом океане, и остров у берегов Вьетнама. Герман Титов являлся почётным гражданином 11-и городов.

  Мне кажется он купался в почестях и наградах, которые мог бы получить Юра Гагарин, если бы оставался жив. Но всех этих наград, он безуловно был достоин.

  20 сентября 2000 года, в парной бане, от сердечной недостаточности, скоропостижно скончался второй космонавт планеты Земля, Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, депутат Государственной Думы, генерал-полковник запаса Герман Степанович Титов.

  Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве.

 
   


Рецензии