Фильм Крылья

Фильм  "Крылья" давно превратился в легенду нашего кинематографа, хотя фильм не принадлежит к числу кассовых фильмов. Фильм снят в модном в шестидесятые годы стиле документальной эстетики. Но эта документальная эстетика наполнена метафоризмом и символизмом. В создании картины соединилось несколько легендарных имен для нашего и мировго кино. Это режиссер Лариса Шепитько, оператор Игорь Слабневич, сценарист Валентин Ежов и актриса Майя Булгакова. Фильм относиться к вершинам их творчества. Он даже начинается очень необычно. второй кадр полностью переворачивает первый кадр с ног на голову, и дальше от экрана невозможно оторваться. Фильм снят необычно энергично, хотя вроде бы сама история очень простая. Но режиссер показывает, что самая обычная история может быть очень сложной. Кроме этого, до этого фильма никто не рассказывал о драмах ветерана Великой Отечественной, а здесь  идет рассказ именно о драме. И никто так не говорил о жизни вроде бы успешного по внешним параметрам советского человека, директора и депутата, причем, очень хорошего директора и депутата, которая все делает для людей, а сама живет в очень простых и скромных условиях, в обычной коммуналке. Героиня теряет язык с действительностью, которая окружает ее. Ей гораздо легче находиться в прошлом, на войне. Она была страшная, но там была ее любовь, там был смысл ее жизни, а в мирной жизни она начинает терять смысл жизни, и механически выполнять свои обязанности. А ей хочется получать удовлетворение от своей работы, ей хочется простого человеческого счастья, и ей совсем непонятно, почему ее ненавидят в ответ на ее добро.   
Героини иногда хочется покушать в ресторанах, но там обслуживают только вечером, и приходиться идти в обычную забегаловку. Любопытна и сцена в этой забегаловке, где она единственный раз находит общий язык с простой продавщицей. И она счастлива от этого. Героиня стесняется от того, что для многих она просто живой экспонат, героиня войны, а не обычная женщина.
Символичен конец фильма. Героиня взлетела на учебной самолете. Взлетела в ответ на слова, что это финиш, конец всему, и она взбунтовалась против этого. Фильм вообще про синдром сороколетнего человека, который неожиданно ощущает себя лишним в упорядоченной действительности.
Невероятно сильное кино, сохраняющее свою энергию, спустя пятьдесят лет, после того как было снято. Любопытно, что и актриса, и режиссер погибнут в разное время при схожих обстоятельствах, в автомобильных авариях. Только режиссер погибнет на взлете, а актриса на излете. 


Рецензии