Н. Ф. Емельяненко, бывший начальник штаба бригады

19.08.76.
Уважаемый Андрей Осипович! Привет из Днепропетровска! Получил Ваше письмо. Спасибо, что не забываете.
Здоровье у меня сейчас практически нормальное. Да и как ему быть ненормальным, если я только что вышел из капитального ремонта (три недели был в госпитале по поводу обострения язвенной болезни желудка).
Сейчас сижу на диете. Ослабел до крайности. Еле передвигаюсь. А в остальном всё в норме. Как говорил тот управляющий, о котором в песне поётся, что он своей хозяйке (маркизе) докладывал о том, что её поместье сгорело до тла, и крепостные разбежались кто куда. А в остальном, "всё хорошо всё хорошо".
Отвечая дальше на Ваши вопросы, могу сообщить, что лета у нас по сути дела не было. Беспрерывно шли дожди, было прохладно, а иногда прямо таки холодно, как глубокой осенью.
А я сидел целыми днями и переделывал рукопись о бригаде в соответствии с замечаниями последнего рецензента. На днях отправил эту переработанную рукопись в издательство. С нею там уже работают. Собираются включить в планы издания на 1978й год. Вы разочарованы таким далёким сроком? Ну а что же говорить о нас - авторах? Мы тоже разочарованы и неоднократно возмущались, но главное в том, что мы верим в свою конечную победу. Хоть в 1978г., но книга будет издана. А затяжка со сроками издания - дело естественное, тем более для таких авторов, как мы (ведь мы понятия не имели, что такое писательский труд, и каков процесс и хитрости издания). Мы выдержали неимоверно трудную борьбу, и сейчас главные трудности уже позади. А в общем теперь мы знаем, что написание книги, а тем более её издание, дело очень и очень непростое, сложное.

Недавно получил письмо от Палагушкина. Он сообщает, что недавно был в мастерской худож.фонда, видел сооружаемый памятник. Фигура матроса уже в лесах, идёт сварка корпуса металла, после чего приступят к бетонным работам. Работает пять скульпторов мастерской (не считая рабочих). Директор мастерских, отвечая на вопрос, сказал Палагушкину, что памятник будет готов в конце декабря этого года.
Как видите, и здесь дело затягивается. Но падать духом нельзя, т.к. хоть сроки и затягиваются, но всё идёт к тому, что уже не так далёк тот день, когда памятник будет открыт.
Из других источников мне сообщают другие непонятные вести. Говорят, что якобы есть неофициальное решение в подписи у памятника не указывать №№ соединений, воевавших за элеватор, а указать, что за него воевали войска 62й и 64й армий. Вот это мне не нравится. При такой подписи у меня будет такое чувство, как вроде бы нашу бригаду обворовали. Почему же тогда на всех перекрёстках кричат о доме Павлова? Почему не присвоить и ему наименование дома 62й армии? Почему на стенах набережной воины 13й гв.сд. сделали громадными буквами надпись "Здесь сражались воины Сталинградского фронта"? Но эти слухи ещё не очень достоверны. Я просил Палагушкина проверить: правда ли, что такую надпись хотят учинить? А это вполне вероятно, т.к., узнав о сооружении памятника, многие начали претендовать на то, чтобы и их дивизия была упомянута в подписи. Но подтверждений документальных у некоторых нет. И вот начальство могло попытаться выйти из положения, не указав в надписи никого кроме номеров армий (64я брала элеватор-34 (?) - май 1943 года, но и там действовала всего одна бригада, а не вся армия). Я лично не возражал бы указать 10-ю сбр, 92ю осбр и бригаду 64й армии. На место в надписи претендуют ещё ветераны 35й гв.сд. Правда, документальных подтверждений у них нету, но я согласен пойти на уступку, пусть и 35я будет фигурировать.
Таковы дела с этим вопросом.
Ну, естественно, раз открытие памятника в этом году не будет, не будет и встречи. А когда она будет, неизвестно. Пишите Власову или Фоминову. Они теперь замещают Хвостова. А мне не отвечают. Я слухами теперь пользуюсь. Если памятник будет готов в декабре, то, думаю,лучше всего его открыть 2 февраля 1977 года в годовщину последнего дня Сталинградской битвы. Тогда же, очевидно, и встречу провести целесообразно. Но это будут решать москвичи. Они (не все, конечно, а руководящая группа) узурпировали власть и нас - членов Совета - не москвичей, вообще не принимают во внимание, и даже мнения нашего не спрашивают. Печально, но что поделаешь? Остаётся только плюнуть на всё это и отказаться от звания члена Совета.
И дело не в том, что ветераны стареют. Они и три года тому назад были немолодыми. Всё дело в расхождении интересов. В частности, Власов явно боится собирать ветеранов, опасаясь разоблачения лже-героев Поляка и Кумирова, покровителем которых он является (да и у него самого не всё в порядке с его ролью в боевом пути бригады).
Недавно мне сообщили, что вышла в свет книга бывшего секретаря сталинградского обкома под названием "На стремнине века", в которой на трёх страницах пишется о 92й осбр. При этом во всю восхваляется Власов. Как будто он везде и всюду возглавлял бригаду. Восхваляются опять эти прохвосты Поляк и Кумиров, упоминается в похвальном стиле Мамедов. Думаю, что материал о 92й Чуянову дал Хвостов (а, возможно, и Власов). Сам я ещё не читал. Не видел этой книги у нас в продаже. А в Москве говорят, она продавалась. А как в Орле?
На этом кончаю. Пишите!
Обнимаю, подпись.
19.08.76.


Рецензии