Разбор по Иак. 3, 01-06

Вдогонку прошлому разбору (я сейчас добавлю эти мысли в конспект прошлого разбора, но вдруг кто-то уже читал тот конспект и возвращаться к нему не станет, поэтому выложу их и здесь тоже).

Отличие просто доброго дела от дела веры в мотивах. Добрые дела часто делаются ради своей выгоды. Ради того, чтобы заслужить похвалу. Ради других людей, наконец. Дела веры делаются ради Бога.

Когда девушка/парень слушается своих родителей из уважения к ним или из страха перед ними, это доброе дело. Когда она/он слушается своих родителей, понимая, что это воля Божья и этого хочет Бог, из желания угодить Богу и прославить Его, это дело веры.

И так со всяким делом. Любое доброе дело может быть делом веры, а может не быть. И жизненно важный момент: нас оправдывают дела веры (про учение Павла об оправдании сейчас умолчим, мы разбираем послание Иакова). Мы спасаемся тогда, когда наша жизнь состоит из шагов и дел веры. Не обязательно из больших подвигов, но когда повседневные, рутинные мелочи становятся мелочами веры.

А теперь к третьей главе. Начинается она с предостережения: “Не многие делайтесь учителями”. Навскидку предложу такое объяснение (с увязкой с дальнейшим контекстом о языке): возможно, среди получателей послания Иакова было немало любителей давать советы и критиковать, поучать. Иаков осаживает их.

Есть объяснение, согласно которому человек после того, как Бог вдохнул в него дыхание жизни, стал душой говорящей (не просто “живой”, как сказано в Синодальном переводе). Речь - то, что объединяет нас с Творцом и отделяет от животных. Поэтому в каком-то смысле язык - чуть не центральный член человеческого тела: “язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело”. А может (и должен) не осквернять все тело, а освящать его, т.е. направлять на добрые, святые дела.

Иаков приводит три сравнения: удила, руль корабля и огонь. Общая для всех трех сравнений мысль: маленький предмет инициирует большие последствия. В двух первых сравнениях еще такая идея: маленький предмет управляет большим.

Язык действительно может управлять всем телом человека: ляпнешь что-то, не подумав, и приходится это делать. Или ввязываешься в конфликт, которого без этого “ляпания” избежал бы. И т.п. Язык борется за независимость от мозгов. Но вообще разум должен доминировать над языком.

Иллюстрация: конь - наша плоть, всадник - наш разум. Всадник должен управлять конем. Но иногда (или часто) наша плоть берет верх над разумом (при нашем попустительстве) и несет вскачь. История про то, как из-за моих вырвавшихся в вспышке раздражения слов я подрался и потом лежал со своим соперником в одной больничной палате.

В третьем сравнении Иакова есть новая идея, очень практичная. Вокруг каждого человека есть “круг жизни”, т.е. круг его родственников, друзей, знакомых и вообще людей, с которыми он пересекается. И еще такой круг есть вокруг каждого человека, входящего в его круг жизни. Интересно попытаться представить себе карту этих кругов.

Если рисовать такую карту, то круги на ней надо было бы изображать в разных цветах. Может быть, даже разных цветов в разных сегментах/секторах этих кругов, т.е. в зависимости от того, с каким ближним этот круг пересекается, окраска может изменяться. Цвет означал бы характер человека, степень его агрессии или миролюбия - от агрессивного красного к дружелюбному, скажем, зеленому или желтому.

Ясно, что случится при взаимопроникновении или столкновении двух красных кругов - искры посыпятся. Ясно также, что будет при встрече двух желтеньких - поворкуют и разойдутся в лучшем настрое духа.

А вот что будет при встрече красного с желтым? Напористого, раздражительного крикуна-критикана с миролюбивым и кротким? Желтенькому придется несладко.

(Важно учитывать, что мы не статичны, и передвижения/взаимоотношения кругов надо рассматривать в динамике, и есть люди, способные в считанные секунды менять окраску, скажем, от солнечно желтой к пурпурно-красной).

Есть библейские истории, иллюстрирующие эту динамику и демонстрирующие ключи к урегулированию конфликтов. Рассмотрим вкратце одну такую ситуацию и посмотрим, как желтенький круг погасил и успокоил красненький.

Авигея и Давид (1Цар.25). Один огненно-красный шел на другого такого же. И немощный желтенький отважился втиснуться между молотом Давида и наковальней Навала. Тактику Авигеи следует досконально изучить всем женам вспыльчивых мужей. А также всем тем, кто хочет научиться библейской культуре отношений.

Авигея поклонилась Давиду. Себя называла уничижительно (“раба”), Давида - подчеркнуто уважительно (“господин”). Отвлекла внимание Давида от Навала, согласившись с Давидом в оценке Навала: “Пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала; ибо каково имя его, таков и он. Навал - имя его, и безумие его с ним”. Переключила внимание Давида с Навала на себя: “А я, раба твоя, не видела слуг господина моего, которых ты присылал”.

Что делает Авигея? Она берет вину Навала на себя. “Я не видела. Это мой недосмотр”. И исправляет этот недосмотр: “Вот эти дары, которые принесла раба твоя господину моему, чтобы дать их отрокам, служащим господину моему”. Она просит прощения у Давида за эту вину, взятую ей на себя: “Прости вину рабы твоей”.

И показывает значение этой ситуации для будущей жизни Давида, упоминая его связь с Господом: “Господь непременно устроит господину моему дом твердый, ибо войны Господа ведет господин мой, и зло не найдется в тебе во всю жизнь твою. Если восстанет человек преследовать тебя и искать души твоей, то душа господина моего будет завязана в узле жизни у Господа Бога твоего, а душу врагов твоих бросит Он как бы пращею. И когда сделает Господь господину моему все, что говорил о тебе доброго, и поставит тебя вождем над Израилем, то не будет это сердцу господина моего огорчением и беспокойством, что не пролил напрасно крови и сберег себя от мщения. И Господь облагодетельствует господина моего”.

Все, операция завершена. Давид успокоился и благодарит Авигею за то, что она удержала его: “благословен Господь Бог Израилев, Который послал тебя ныне навстречу мне, и благословен разум твой, и благословенна ты за то, что ты теперь не допустила меня идти на пролитие крови и отмстить за себя. Но, - жив Господь Бог Израилев, удержавший меня от нанесения зла тебе, - если бы ты не поспешила и не пришла навстречу мне, то до рассвета утреннего я не оставил бы Навалу мочащегося к стене”.

Правильно ли это - называть себя виноватым и просить прощения, когда фактически ты не виноват? Да и еще раз да. Когда сталкиваются два человека с воспаленными кругами жизни и начинают перепалку, каждый из них считает себя правым. В каждом конфликте, в котором мы не уступили, не уступили мы именно оттого, что были правы в своих глазах.

Как гасить красные круги по тактике Авигеия? Признавать себя виноватым. Кто-то кричит на тебя: “Почему здесь на диване беспорядок? Это все ты… Живо убирай!” У тебя уже открывается рот, чтобы сказать: “Это не я сделал этот беспорядок. И это не моя комната. А убирать должен тот-то”. И ты прав в своих глазах. И, может быть, прав объективно.

Но поступи, как Авигея. Напряги извилины. Неужели ты не сможешь придумать объяснение, при котором ты действительно виноват в том, что на этом диване беспорядок и он все еще не убран? Авигея напряглась и нашла объяснение своей вины: “Я не видела. Плохо смотрела и не заметила слуг Давида. Прошу прощения”.

И ничего это не нечестно. Не то же ли сделал Христос? Он что, был виноват в наших грехах? Нет. Но Он взял нашу вину на Себя и понес ее. Понятно, в Его случае это было не совсем так, как в случае с Авигеей или в моем выдуманном случае с диваном, но суть та же: невиновный берет на себя вину виновного.

Попутно вспомнилась история. В одном детском лагере решили за провинности детей начислять штрафные баллы, а в конце лагеря наказать провинившихся… ремнем. Видимо, родители были согласны. Оставим в стороне вопрос о правомочности такого решения, но смотрите, чем дело кончилось. Лагерь подошел к концу, понятное дело, штрафников было полно. И вот на последнем костре зачитывают список особо проштрафившихся с указанием баллов, и вот уже на видном месте установили скамейку, возле которой стоит палач с ремнем…

Что-то сейчас будет? И тут - так не было запланировано заранее - встает один воспитатель и просит: “Можно я приму наказание вместо детей?” Ответственный говорит, что можно, тот ложится на скамейку, его начинают наказывать, и по-настоящему, и как тут начали дети каяться… И первыми те, которые больше баловались.

Еще раз скажу: конечно же, бить детей ремнем в лагере нехорошо, но обратим внимание на финал истории. Когда человек принимает на себя чужую вину и несет чужое наказание, тут размягчатся самые твердые сухари и пожелтеют самые красные круги.

Когда ты возьмешь на себя вину за беспорядок на диване и начнешь убирать, конфликт исчерпает себя. А ты станешь больше похожим на Иисуса.

Ведь Христос не только взял на Себя нашу вину, но и понес все последствия этой вины - пострадал и умер. Авигея не только назвала себя виноватой (хотя фактически виновной не была), но и сделала все для заглаживания этой вины: конфликт случился из-за того, что Навал не рассчитался с Давидом, поэтому Авигея несет для отряда Давида провиант, который можно рассматривать как оплату за труды Давида и его спутников, охранявших стада Навала.

“Так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны”.

А язык, вдохновляемый с неба, а не воспаляемый от геены, умасливает круг жизни, освещает и освящает его, успокаивает.

Разбор прошел 25 июня 2016 г.


Рецензии