Портрет

   Есть женщины, которых не назовёшь красивыми, но которые влекут к себе каким-то непостижимым образом.  Их хочется видеть, с ними общаться, слушать их.
  Женщина – праздник. Нет, она не легкомысленна, не ленива, тем более неряшливой её не назовёшь.
  Людочка была именно такой женщиной: высокая, даже чуть долговязая, но с лёгкой, летящей походкой, с копной чёрных вьющихся, непослушных волос, всегда красиво, со вкусом одетая. Она распространяла вокруг себя аромат нежных, ненавязчиво сладостных духов. И помещение, где она появлялась, становилось как будто шире, потолки выше, а воздух чище. Какой-то необъяснимый эффект праздника вносила она с собою в дом.
   Он познакомился с ней на черноморском пляже, хотя и жили они недалеко друг от друга. Она -  в областном центре, а он в районном городе этой области. Правда, жить там он стал недавно, когда как молодой специалист получил направление на атомную станцию этого города. Да и Людочка временно жила не в родном городе, а в Воронеже, училась в институте культуры на музыкальном отделении. У неё были каникулы, вот она и очутилась на берегу моря.
   Встретились, познакомились. Такие разные: Людочка, общительная и весёлая, а он серьёзный, неулыбчивый, но собеседник интересный. Он сразу был покорён этой необычной девушкой и, когда они вернулись домой, сделал ей предложение.
    Свадьбу они сыграли в Ростове - на Дону, на его родине. Людочке было очень к лицу белое платье невесты и белоснежная фата. Да что свадебное платье! Чтобы она не надела, всё было ей к лицу: купальник, домашний халат, строгий костюм для занятий.
   После свадьбы Людочка уехала в Воронеж: нужно было окончить институт и получить диплом. Ему очень не хотелось её отпускать. Оставшись один, он выхлопотал для своей, пока ещё маленькой семьи, однокомнатную квартиру. По телефону спрашивал жену, какую именно мебель хотелось бы ей иметь, как обставить их гнездо.
   Людочка приехала на каникулы в свою с мужем квартиру. И квартира наполнилась солнцем. Муж купил даже пианино, и Людочка играла для него самые свои любимые вещи. Она очень вкусно готовила и делала всё легко и быстро. Невозможно было поверить, что эта юная женщина, ещё почти девочка, так умело и проворно сама управляется с делами. Ей нравились дела и хлопоты по дому. Казалось, бабочка порхает из комнаты в кухню и назад, а дела свершаются сами собой. Муж пытался ей помогать, но в этом не было необходимости, и он откровенно любовался своей женой. Ему понравилось, что Людочка не стала загромождать квартиру всякой всячиной. Всё, что она делала, было красиво, удобно и функционально.
    Когда жена уехала защищать диплом, он не находил себе места. Он считал дни и ждал её, ждал.
  Людочка защитила диплом и приехала к мужу. Их часто навещали друзья и подруги жены, которые не без белой зависти  смотрели на эту счастливую пару. Работать Людочка стала в детской музыкальной школе города. Работа ей нравилась, но она всегда спешила домой, чтобы к приходу мужа приготовить свежий обед, завершить уборку, начатую утром.
  У них с мужем родился первый сын, а через несколько лет – второй. Они переехали в просторную трёхкомнатную квартиру. Семейному специалисту на атомной станции получить квартиру не было проблемой, да и зарплату он получал вполне приличную.
   Людочка,  вынужденная сидеть дома из-за маленьких детей,  старалась не увязнуть в быту: Часто играла на пианино, покупала пластинки с любимой музыкой, сама шила и вязала мальчикам вещи. Застать врасплох – это не про неё: в любое время дня и ночи в доме у неё был почти идеальный порядок, а сама она в красивом и элегантном халате, как всегда прежде, благоухала нежными духами. На стол выставлялись, закуски, выпечка, соленья и маринады собственного приготовления. Дети всегда были чистыми и нарядными. Приходилось только удивляться: и когда она всё это успевает?
   Муж не хотел отдавать мальчиков в детский сад, но Людочка настояла: ей не терпелось выйти на любимую работу. И она вышла. Времени, конечно, стало меньше, но, за счёт сна, с делами она управлялась по-прежнему.
   И ещё: ей всё чаще и чаще не хотелось ложиться в постель к мужу. Она на себя сердилась за это, бранила себя, но поделать ничего не могла. Устав от дневных работ и забот, Людочке хотелось на сон грядущий ласк, нежных слов, комплиментов, но муж, тоже уставший на работе, засыпал, как убитый, прежде, чем она ложилась в постель, а утром на него находил прилив нежности, и он наспех, чтобы не опоздать на работу, дарил ей свою любовь. Но не о такой любви мечтала Людочка, да и сама она по утрам спешила отвести детей в садик и на работу. С утра голова была занята планами на грядущий день.
   Под разными предлогами она стала ложиться спать на диване. Муж сначала делал вид, будто не обращает на это внимания, а она ждала и ждала, что он, увидев, что она легла на диван, подойдёт к ней, отнесёт её в их постель. Однако время шло, а такого не случалось. И какое-то глухое раздражение против мужа стало нарастать в душе у молодой женщины. Но в семейном укладе ничего не изменилось. Людочка также готовила завтраки, обеды и ужины, делала в квартире уборку, воспитывала детей.
   Однажды муж спросил её:
- Что случилось, чем я тебя обидел? Давай объяснимся.
Он не понимал, совсем ничего не понимал, и Людочка решила, что объясняться бесполезно.
 - Ничего не случилось, просто я устаю очень.
 - Бросай работу, - предложил муж.
- Как же он не понимает, что без работы я не могу и работаю совсем не ради денег, - подумала Людочка.
- Давай поедем с детьми к морю, отдохнёшь и детям - польза, - снова заговорил муж.
 - Подумаю, - сказала она и оборвала разговор.
Людочка  догадалась, что её замечательный любящий муж так ничего и не понял. Не могла же она выпрашивать ласки, комплименты, бурные ночи. Не могла и не хотела.
    Костёр без дров затухает. А они оба забыли подбросить в него дрова. Её от этого удерживала женская гордость, а его -  его эмоциональная тупость.
Поездка на море ничего не изменила. Они вернулись домой и так же, как и до поездки,  стали спать врозь.
   Как-то к ним в город с концертом приехала областная филармония. Людочка, конечно, на концерт пошла, муж остался дома с детьми. Во время концерта она постоянно ловила на себе  взгляды флейтиста. Сначала подумала: ей показалось, но когда тот подмигнул Людочке, смутилась и опустила глаза. Флейтист был, примерно, её ровесником, высокий, стройный, с такими же, как у неё, буйными чёрными кудрями.
  Когда Людочка выходила из концертного зала Дворца культуры атомщиков, в дверях её поджидал флейтист из оркестра. Он смело направился ей навстречу и предложил:
- Давайте знакомиться. Меня зовут Михаил, а Вас?
- Меня Людмила, - ответила Людочка, разглядывая с любопытством Михаила.
- Вы, возможно, считаете меня нахалом, но я ещё никогда, играя на концертах, в зрительном зале не видел таких сияющих звёздочек – глаз, как ваши. Вы любите музыку? – спросил Михаил.
 - Я ею дышу, - ответила Людочка без кокетства.
- Можно мне Вас проводить? – попросил Михаил.
- Проводите, я живу недалеко.
И они пошли рядом. Он в одной руке держал футляр с инструментом, а другою бережно поддерживал Людочку под локоть. Они быстро дошли до дома, в котором она жила, остановились у подъезда.
- Вы где работаете? – спросил он, пожимая на прощание её руку.
- В детской музыкальной школе, преподаю по классу фортепиано.
- Я так и подумал, глядя на ваши красивые, ухоженные руки, - и он поцеловал её руку.
  Ларочка побежала в подъезд, быстро поднялась на третий этаж, сердце её беспокойно билось. Она достала из сумочки ключ, открыла им дверь и очутилась дома. Муж и дети спали. Людочка вздохнула с облегчением: можно было остаться наедине со своими мыслями. А мысли были приятные: она понравилась мужчине, который, как и она, любит музыку, понимает её и, главное, понимает другого человека, ценящего музыку. Людочка не очень хорошо рассмотрела его лицо: неловко было разглядывать человека, идущего рядом, но запомнила мягкий, слегка хриплый  и очень ласковый его голос. Она не стала ужинать, хотя ужин, прикрытый салфеткой, ждал её на кухонном столе. Приняв душ, Людочка легла на свой диван и сладко уснула.
  Утром, собрав детей, она сказала мужу, что поедет с ними к маме. Муж ушёл на работу, а Людочка с детьми отправилась на автостанцию. Мама не очень-то любила визиты старшей дочери. Жила она с младшей и её отцом в двухкомнатной квартире и места для семьи старшей дочери не хватало, да и Людочка не стремилась к ним в гости. Но сейчас, не желая самой себе признаваться, она приехала с детьми к маме не ради встречи с ней. Людочка оставила детей у мамы и отправилась в филармонию. У неё там были друзья и знакомые, но не они её интересовали. Людочку интересовал её новый знакомый флейтист. Она осторожно разузнала о нём главное: женат ли, с кем живёт, как давно работает в филармонии и, вообще, что он за человек. Всё это она узнала, не вызвав лишних вопросов. Людочка понимала, что встаёт на скользкую дорожку и, если упадёт на ней, муж её не простит никогда. Понимала, но её уже понесло навстречу такому желанному приключению. Понимала она и то, что ничего серьёзного быть не может, но и так, как живёт она сейчас, жить дальше нельзя. Людочка узнала, что  её новый знакомый не только играет в филармоническом оркестре, но ещё и преподаёт в музыкальном училище города. Вот туда-то, вроде бы за консультацией у специалистов, и направила свои стопы Людмила. И она не ошиблась, там она его и встретила, вроде бы случайно.
- Какая приятная встреча! – совершенно искренне  воскликнул её знакомый.
- Я тоже рада встрече,- более сдержанно ответила она.
- Какими судьбами? – спросил он
- По работе, - соврала Людочка.
 - Ну, это судьба. Я весь день думаю о вас, вы мне даже приснились с сияющими глазами, с такими, какими я их увидел в зрительном зале.
Людочка не нашлась, что ответить. Тогда он спросил:
- А может быть, сходим сегодня куда-нибудь вечером?
- Если мама согласится остаться с детьми, они сейчас у неё, то согласна, - ответила ему счастливая женщина.
   Вечером, оставив ребят у бабушки, Людочка ушла из дома, «что бы встретиться с подругой». Встретились они, как и уговорились, у кинотеатра «Октябрь». Он поджидал её с маленьким букетиком нежный фиалок, которые и вручил при встрече. Но в кино они не пошли, а долго-долго гуляли по улицам города и говорили, говорили. Людочка даже забыла, что её ждут дети и вряд ли лягут спать без неё, но ей не хотелось расставаться, да и ему, похоже, тоже. Они договорились встретиться через неделю у того же кинотеатра. Прощаясь, музыкант плотно привлёк Людочку к себе и долгим поцелуем приник к её губам. Она оторвалась, села в такси и всю дорогу до маминого дома ощущала этот, такой желанный поцелуй.
  Господи, что я делаю?! С ума сошла, что ли? Но душа невольно ликовала: они встретятся вновь. И с этой радостью и надеждой она не могла ничего поделать. Но приехать на следующей неделе у Людочки не получилось: заболел старший сын. Это кара,- решила она и постаралась забыть о встрече. И, действительно, все её мысли были о детях, ради которых она и жила все последние годы.
    Летние каникулы закончились. Старший сын Людмилы пошёл в первый класс. Все её мысли и всё, коме работы и домашних дел время, были заняты ребёнком. Она встречала сына из школы, вместе с ним выполняла домашние задания, читать она его научила ещё  раньше, считать тоже, ещё Людочка учила своих мальчиков играть на фортепиано. Летнее приключение стало забываться.   Муж почувствовал, что жена стала спокойной, ровной, даже весёлой, как прежде. Он тоже успокоился. Но спать ложились врозь, хотя иногда по утрам он забирался под одеяло жены, а она не противилась. Так прошло несколько лет. Старший сын оканчивал школу, младший его догонял.
  Однажды в дверь квартиры позвонили. Людочка  открыла дверь. Открыла и замерла: на пороге стоял тот самый флейтист, с которым она познакомилась много лет назад. Он почти не изменился за это время. Людочка на миг потеряла дар речи, но быстро справилась с охватившим её волнением и пригласила гостя пройти в комнату. Он протянул ей букет белых роз. Она приняла его и поставила в хрустальную вазу. Набирая в вазу воду, Людочка посмотрела на себя в зеркало. Отражением она осталась довольна. На Людочке был домашний халат до пят, приталенный и расклешённый, обута она была в восточные тапочки с острыми носами, украшенными блёстками и вышивкой. Эти носы мило сверкали из-под длинного халата. Вот уж действительно, врасплох застать Людочку было нереально. Она всегда, даже дома, выглядела так, словно собралась на бал. Гость извинился за свой неожиданный визит и рассказал:
- Я всё это время вспоминал нашу с Вами встречу, но вот только сейчас решился напомнить о себе. Хорошо, что дома Вы одна. Я очень беспокоился не застать Вас или застать в кругу семьи.
- Я тоже не забывала Вас и рада, что сейчас дома одна. Муж с сыновьями гостит у бабушки в Ростове -  на Дону. Приедут они на следующей неделе.
 - Это судьба. Я думаю, сам Бог надоумил меня заглянуть к Вам, - заметил гость.
Они замолчали. Дальнейшие слова были напрасны.
Ещё целых пять дней Михаил приходил домой к Людочке.
Она чувствовала себя счастливой и несчастной одновременно. Счастливой от встреч и несчастной от необходимости разлучиться.
   Через пять дней приехал муж с детьми. Мальчики были рады возвращению домой, наперебой рассказывали маме о поездке. Старший сын совсем повзрослел и говорил не так горячо, как младший, но обоим мальчикам поездка запомнилась. А Людочка думала о том, как она расскажет мужу о случившемся: не рассказать она не могла. И она рассказала. В первые минуты её откровений муж онемел, не нашёлся, что ей ответить. Он смотрел на спящих сыновей, и ему казалось, что этого быть не может, потому что не может быть никогда. Но и придумать такое невозможно.
 - Ты для чего всё это придумала? – спросил он у жены.
- Всё, о чём я рассказала -  не выдумка. Как ты теперь решишь нашу судьбу, так и будет, я всё приму,- ответила ему Людмила.
Они ещё несколько минут провели молча, а потом муж пошёл собирать свои вещи. У него подкашивались ноги, сердце не могло поверить ушам. Казалось, небо упало на землю и стало таким тяжёлым, что вот-вот раздавит его. Но он не мог оставаться с Людочкой под одной крышей даже на одну ночь. Собрав первые необходимые вещи, он ушёл из дома навсегда.
    Людочка легла на свой диван, но сон не шёл. Она встала, зашла в спальню к сыновьям. Не зажигая света, посмотрела на их безмятежные во сне лица, тяжело вздохнула. Прошептала: простите, - и вышла. Что она им скажет завтра? Чем объяснит уход отца из дома? На эти вопросы ответа у неё не было. Утром, накормив мальчиков завтраком и проводив в школу, Людочка стала доставать и укладывать вещи  мужа в чемоданы и рюкзак, а когда старший сын вернулся из школы, младший был ещё на тренировках, попросила сына позвонить отцу на работу и спросить: куда ему можно привезти его вещи?  Мальчик в недоумении уставился на мать. Он давно замечал, что в отношениях родителей появилась трещина, но не настолько же! Сын, как и отец, был малословным и вопросы задавать не стал. Он беззаветно любил отца, и в его сознании промелькнула мысль: во всём виновата мама. Сын злыми глазами посмотрел на неё и вышел из дома. Из автомата мальчик позвонил на работу отцу. Он отца ни о чём не спрашивал, только узнал, куда ему можно привезти вещи. Тот назвал комнату в общежитии, и вечером они встретились. Отец убедительно просил сына не думать о них с мамой плохо: такое у людей случается, просил жить дома с мамой и братом и успешно окончить школу, а встречаться они будут, когда только мальчики захотят, и все материальные хлопоты он берёт на себя. И это было совершенно не лишним. Времена наступили нелёгкие, в стране – неразбериха: закрываются один за другим заводы, люди остаются без работы и средств к существованию, продуктов в магазинах нет. Отцу, правда, на работе выдают паёк на всю семью, так что ни о каком разводе пока и речи быть не может, а там будет видно.
 - А ты что так и будешь жить в общежитии? – спросил сын.
- Надеюсь вскоре получить в общежитии комнату, - заверил его отец. Вы же уже большие, тесновато, а мне нужно и после работы много работать. Вот и причина. Пойду в местком, благо он ещё сохранился, этим и объясню необходимость комнаты для спокойной работы. А ваучеры, которые я получил на себя и на вас, пусть останутся у вас, авось пригодятся когда-нибудь.
- Но как же мы будем без тебя?
 - Почему без меня. Я никуда не денусь. Приходите ко мне в любой день, а маму не обижайте и не донимайте вопросами, она очень хорошая мама.
Сын ушёл, ничего не понимая. Ему не хотелось идти домой, не хотелось рассказывать брату о случившемся.
    Некоторое время они так и жили: мальчики встречались с отцом у него в общежитии,  мама по-прежнему жила с ними и заботилась о них.
   Но когда старший сын поступил в петербургский институт, а Людочка осталась с младшим сыном вдвоём, она приняла решение продать квартиру и купить другую в областном центре, недалеко от своей мамы. Решила и сделала. Бывший муж не возражал, тем более что он получил от атомной станции однокомнатную квартиру для себя.
   Людочка переехала и сразу же развернула бурную деятельность по обустройству новой квартиры: сменила полы, заменила окна и двери, сантехнику. Короче, сделала в квартире евроремонт. Деньги у неё были. Во-первых, осталась приличная сумма от продажи квартиры в районном городе, во- вторых, бывший муж перечислял сыну очень приличную по тем временам сумму. Старшего сына в Питере отец полностью содержал сам. Работать Людочка стала в музыкальном училище.
   Все эти заботы отвлекли её от мыслей о личной жизни. Она даже удивлялась, что не думает о себе. Младший не очень-то старался учиться, и она много времени уделяла сыну-старшекласснику. Всё чаще и чаще  Людочка задумывалась: как быстро летит время. Когда мальчики были маленькими, ей казалось: подрастут сыновья, и она займётся своей судьбой. Подросли они как-то незаметно, а времени заняться собою у неё так и не нашлось.
  Однажды, когда Людочка принимала душ, она обнаружила у себя на груди уплотнение. Надо будет показаться врачу, -решила она. Но ремонт ещё не окончен, у сына экзамены на аттестат зрелости, да ещё предстоит принимать экзамены у студентов в музыкальном училище, где она стала работать после переезда. Когда же Людочка обратилась к врачу, тот её сразу направил на «химию». Людочка мужественно переносила курс лечения. Она купила парик – точную копию её родных волос, которых после облучении не стало. Сын успешно сдал экзамены в школе и уехал в Питер к брату.  Как только мальчик уехал, Людочка легла в больницу на операцию. Бывший муж приезжал, навещал её в больнице.
   Но после больницы Людочка стала чувствовать себя ещё хуже. Она по-прежнему всегда выглядела хорошо: ухоженная, нарядная, даже весёла, и у несведущего человека Людочка никогда бы не вызвала сомнения в её отличном здоровье. Но оно становилось всё хуже и хуже. Она поняла, что её дни сочтены.
Это кара за моё предательство, - решила Людочка. Она попросила друзей и родственников похоронить её в городе атомщиков, что те и исполнили.
  О чём думала Людочка перед смертью? Может быть, о том, что так и не познала настоящей любви к мужчине и что любила только своих мальчиков и музыку. Жалела ли о случившемся вихревом романе, разрушенной по её вине семье, хотела ли, чтобы муж с мальчиками приходил к ней на могилку? Об этом Людочка ни с кем не говорила, и никто   этого не знает.
    Муж поставил ей гранитный памятник с фотографией, на которой она улыбается своей будущей счастливой жизни, и подписал: незабвенной жене и маме от любящего мужа и сыновей.


Рецензии