Граница

Градусник  на подоконнике  показал   + 42   и заглючил. Такой жары, по-моему,  в наших  северных краях  еще не бывало.  Сразу вспомнился переход границы по реке Псоу - в Абхазию.
 
Я взяла с собой в поездку невестку с ребенком  - жену брата. Как  бывший "местный житель" долго ее наставляла:- Коленки не показывай, грудь прикрой, на вопросы  не отвечай. - Что, совсем что ли?- Совсем. Тупо молчи!
 
 
Выходим в Адлере - и сразу в пекло. В пекле живой коридор из водителей и зазывал. Одна сторона дает советы: - Вы куда? На Псоу? (граница с Абхазией). Хоть детей пожалейте! Другая выкрикивает: - Быстро довезем до Псоу! Хотите, до самого Сухума, до первого светофора! И называет цены, сопоставимые с ценой билета в наши края, причем в оба конца. Молча  идем по живому коридору. Выкрики не прекращаются. Кто-то из зазывал не выдерживает: - Странные вы какие -то! Но продолжают идти за нами. -В конце  концов, это невежливо! К вам же люди обращаются! Тупо молчим. Я знаю, куда веду народ: мы идем к маршрутке. Сопровождающий нас незнакомый местный друг не отстает. И только открыв дверь в маршрутку, которая идет на Казачий рынок, я смотрю ему в глаза ясным и чистым взором. Он как-то призадумывается в недоумении. Но мне до этого уже нет дела: мы поехали!
 
А переход границы! Когда дочка была маленькая, я это делала усилием воли. Надо сказать, что я практически не болела, пока ей не исполнилось лет 14. Сознание того, что мне не на кого ее оставить, как-то мобилизовывало мой организм. А когда болела дочка, она обхватывала меня руками и ногами, и в таком положении мы переносили ее болезнь. Я при этом никогда не заражалась от нее.
 
Понимание того, что ребенку необходимы тепло, солнце и морская вода толкало меня на материнский подвиг, и, запасясь нашатыркой,  я отправлялась на Черноморское побережье, в Абхазию.  С годами я  стала плохо переносить жару. Практически я не переношу ее совсем. И нашатырка однажды очень пригодилась. Мы уже возвращались с отдыха и ждали поезд в Сочи. Жара была невыносимой.  Недалеко от входа на вокзал располагался небольшой фонтан с водой, в котором радостно плескались детишки. Понимая всю неуместность своих действий, я почти смешалась с ними, одновременно поливая свой носовой платок нашатыркой  и  обмахиваясь им,  не ощущая специфического  запаха.
 
В последний раз не выдержала даже дочка, которая мне обычно говорила: - Ну жарко и жарко. Что такого? Границу мы буквально переползали. Совершенно утомленные солнцем, мы сидели на сумке уже у Казачьего  рынка, не в силах сделать ни шага. К нам подошел "тачкист" несколько бомжеватого вида. - Вас довезти? - вежливо поинтересовался он. - Нет, спасибо, мы сами. У нас на сумке есть колесики, - стараюсь поддержать "светский" тон. -  А у меня дома есть калаш, - вдруг как-то невпопад  информирует "тачкист". "Может, он не совсем близко живет", - мелькнуло у меня в голове. Но сообщение о калаше придало нам ускорение.
 
Уже став в очередь на пропускном пункте, я почувствовала, как по голове у меня поползли какие-то здоровенные  мураши - первый раз в жизни. "Тепловой удар, что-ли ?", - вяло  подумала я и рухнула в очередную маршрутку уже почти без сознания.


Рецензии