Управляют ли кухарки?

Умеют ли управлять финансами банки и минфины?
Раньше были купцы. Некоторые из них довольно успешные. Был у них управляющий. Был гроссбух,  в котором фиксировалось движение товаров и денег. А главное, было умение думать, прикидывать, считать.
Сначала банки и минфины тоже этим занимались. И даже в более крупных масштабах. Потом к ним стали прилипать государственные чиновники, законодатели, мошенники, охранники, теоретики, компьютерщики, информатизаторы и прочие. Клиентов сначала уважали, а затем стали подчинять всевозможным условиям, правилам и т.п. Дело страшно усложнилось и стало мутным. А в мутной воде есть свои мастера улова. Естественно, в мути и хаосе управление потерялось. Банковские преступления перешли на уровень компьютеризации и информатизации. Безопасность  превратили в неразрешимую проблему. А тут произошли ещё и расщепления, специализации, увеличение количества бумаг, бюрократии, разбухание ценных бумаг, разбухание кадрового состава. Степень хаоса достигла уровня, когда вещь из вещи для чего-то превращается в вещь в себе, когда уже кажется что всё окружение должно служить самой вещи. И теперь функционирование банковской системы – это чуть ли не главная цель государства и даже объединений государств. Это уже вам никакое не средство…
И тут возникают детские вопросы, если вернуться к чистым истокам. И вдруг оказывается, что ведущие спецы и управители напоминают героя крыловской басни в кунсткамере или Митрофанушку из «Недоросля» Фонвизина. Не слышат, не видят и считают только до двадцати…
           Первая проблема, точнее псевдопроблема, с которой сталкиваются минфины и государственные банки, таяние государственной казны.  Что, они не могли это предвидеть и посчитать? Любая домохозяйка этому научит. А если приглядеться, оказывается, казна представляет собой дырявое решето: туда собирают со всех деньги, потом раздают ворам. А воры – доверенные лица, лучшие кадры, к тому же добрые: дают откаты, подарки, занимаются благотворительностью! Да дайте миллиард кому-либо украсть – он закидает вас и других этими мелкими благами. Конечно, на  фоне крохоборства официальных органов это выглядит очень выгодно!
           Вторая проблема – банкротство. Обратитесь опять к опыту домохозяйки (первоначальный смысл экономики и финансов и заключался в ведении домашнего хозяйства): она вам расскажет, как надо планировать бюджет, как и на что тратить, даже как больше зарабатывать.
Почему и как разоряются банки, к которым деньги сами плывут? Правильно, потому как воруют и не умеют или делают вид, что не умеют, управлять деньгами.
          В борьбе против банковских и экономических преступлений надо стимулировать финансово заинтересованность розыскных, следственных и исполнительных органов: за раскрытие и доказательственный успех следует выделять процент вознаграждения от суммы реализации конфискованного имущества и т.п.
         Становится смешно, когда банки жалуются на невозврат кредитов,  непоступление платежей.  Есть простые механизмы оценки кредитоспособности и сбора, оценки информации по кредитной истории клиента.  А хочешь, чтобы  платежи потекли рекой? - Не взимай процента за операции, а доплачивай крохотные проценты, стимулирующие авансирование платежей.
         Не жадничай – сделай процент по вкладам процента на два больше, чем у конкурента, - деньги потекут в твой банк рекой.
        Вот, к примеру, сейчас создан Почта-банк. При умном подходе и должной организации работы отделений ничего не стоит в рамках добросовестной открытой конкуренции переманить огромное число клиентов крупнейших  банков  (Сбербанка, ВТБ и т.д.), вкладчиков и плательщиков услуг ЖКХ всего двумя мерами: увеличением ставки по вкладам и бесплатными операциями по платежам.
       А ещё можно довольно состоятельный и многочисленный сегмент клиентов переманить, увеличив гарантии по сохранности денег клиентов и приняв меры по внедрению чипов, а также перейдя на дистанционное обслуживание по биометрическим данным через камеры, экраны, отменив смс и прочие ненадёжные контактные формы.
     Увеличить валютные запасы, глядя на разницу покупной и продажной цены валют в обменных пунктах, теперь вообще просто, если чуть умерить аппетит на разницу и увеличить объём операций. Кстати, вот и налоги для казны, если обложить банки налогами на разницу в цене валют и на тарифы банковских операций!
И уж совсем просто государству на фоне массового мошенничества и воровства перейти от системы гарантирования ограниченных сумм вкладов к государственным гарантиям  банковских вкладов любого размера, обязав банки пополнять государственный страховой или залоговый фонд банковских вкладов. Возникнет доверие к государству, а казна пополнится за счёт банков, умеющих привлекать вклады.
Банкам при этом следует отказаться от организации всякого рода скрытых финансовых пирамид, ПИФов и других продуктов высокого риска, находящихся на грани криминала. Тогда возрастёт и к банкам доверие. А последние мировые банковские кризисы – это кризисы исчезновения доверия. И купцы без доверия банкротились…
Конечно, возникнет ещё один «детский» вопрос: а как банкам увеличивать свою прибыль за счёт инвестиций? Вот тут и требуется современная специализация, интеллектуализация кадров топ-менеджмента. Необходимо создание при банке института топ-менеджеров, хорошо владеющих не только банковскими технологиями, но и специализирующихся по конкретным производственным отраслям экономики. Нужно специализировать кадры по двум направлениям финансово-экономического управления одновременно. Например, по финансово-экономическому управлению космодромом и банковскому делу при финансировании космической отрасли. Опыт, грубая прикидка и простые модели и вычисления показывают, что такая специализация только на госзаказах и соответствующей экономии  позволит достичь высокой нормы прибыли.
В общем, надо научиться управлять, быть заинтересованным считать больше двадцати…
          


Рецензии