4
Идеологическую сферу общества ( сокращенно ; идеосферу ) образует множество людей и их объединений , в совокупности выполняющих функции по обработке сознания людей и управления ими путем воздействия на их сознание , делающих это профессионально и удовлетворяющих свои потребности за счет этой профессии . Этот их статус узаконен . Они действуют в рамках государственных ( юридических ) законов данного общества . Если какое - то явление менталитетного аспекта ( обращаю внимание ; аспекта , а не сферы !) выходит за рамки юридических законов общества или даже запрещено законом , но все - таки существует нелегально , оно не есть компонент социальной организации этого общества . К числу таких явлений относятся , например , запрещенные религиозные секты и революционные организации , стремящиеся к свержению существующей социальной организации . В современных обществах идеосфера разделяется на религиозную и нерелигиозную ( светскую , гражданскую ), причем вторая доминирует . В дальнейшем мы будем иметь в виду вторую , говоря об идеосфере . Людей , образующих идеосферу , будем именовать идеологами . Объектом деятельности идеологов являются люди . Причем не люди вообще , а члены их общества , и не все в людях , а лишь их сознание . Задача идеологов ; не изучение сознания таким , каким оно является само по себе , независимо от идеологов , а формирование сознания людей таким , как это требуется интересами самосохранения общества . Идеологи призваны делать сознание таким , какое требуется заранее заданным образцом . Конечно , они в какой - то мере изучают сознание как материал своей работы , как - то опираются на то , что складывается в сознании людей стихийно , на основе их 140 жизненного опыта и общения с окружающими людьми . Но они делают и нечто такое , что в сознании людей без них не существует . Они участвуют в производстве человеческого материала , адекватного условиям и потребностям общества , обслуживая один аспект этого производства ; аспект менталитета . На заре человечества функции идеологов выполняли знахари , колдуны , целители , шаманы и т . п ., потом ; жрецы , потом ; служители религии . В наше время их дело продолжают философы , социологи , писатели , журналисты и прочие производители " духовной пищи " для многомиллиардного прожорливого и в этом отношении человечества . Конечно , за миллионы лет тут имел место прогресс . Но прогресс все в том же деле , в " пробуждении " сознания людей путем их идейного оболванивания . Множество людей , образующих идеологическую сферу общества , не есть всего лишь скопление одиночек . Их объединяет в единую сферу , во - первых , общее дело , которым они заняты , ; работа над менталитетом членов общества , профессиональная подготовка , употребляемые ими средства , допуск к этой работе , вознаграждение за нее . Во - вторых , какая - то их часть организована в группы и даже в сложные иерархизированные организации , учреждения , предприятия . А прочие из них рассеяны по другим клеточкам общества , в которых они выполняют функции , в совокупности образующие единый поток . Это единство достигается за счет профессиональной подготовки и дела , которое они должны выполнять в клеточках . Они просто не способны поступать по - другому . К тому же идеологическая сфера опирается на государственную организацию , поддерживается ею , служит ей и сама использует ее в своих интересах . Опорой ей являются и другие сферы ; экономическая и культуры . С точки зрения организации идеологическая сфера общества заключена в пределах от одной всеобъемлющей организации до множества сравнительно автономных организаций и " неорганизованных " ( в рассмотренном выше смысле ) индивидов , т . е . в пределах между монизмом и плюрализмом . Пример первой крайности ; общества с единственной государственной церковью или нерелигиозной идеологией ( например , мусульманские и коммунистические страны ). Вторую крайность можно наблюдать в западных странах . Плюрализм в идеосфере не означает наличие 141 нескольких идеосфер , подобно тому , как плюрализм в экономике не означает наличие нескольких экономических сфер . Это ; плюрализм в рамках одной идеосферы . В результате деятельности идеосферы в обществе создается и постоянно поддерживается своего рода идеологическое поле , в сфере влияния которого вынуждены жить все члены общества на всех ступенях социальной иерархии и от рождения до смерти . Вместо слова " поле " можно употреблять более сильные слова " клетка " или " камера ". В эти идеологические клетки загоняются не только те , кто подвергается идеологической обработке , но и те , кто их обрабатывает . Это осуществляется путем заполнения мозгов людей определенным идейным содержанием и обучения их определенному способу оперирования содержанием сознания , способу думания , " шевеления мозгами ". Это происходит не как одноактная операция , а как процесс жизни в постоянно поддерживаемом и возобновляющемся идеологическом поле ; в постоянном потоке слов , образов текстов и т . п ., вливающемся в головы людей . Фундаментальная функция идеосферы ; сделать основную массу членов общества ( желательно ; всех ) неспособной к самостоятельному и объективному пониманию явлений реальности , позволяя им в этом отношении лишь то , что необходимо и достаточно для исполнения ими их социальных функций . Идеосфера создает и сохраняет клетку для сознания людей не по злому умыслу , а по той причине , что без этого вообще невозможно превращение больших масс людей в обладающие сознанием существа . Дело в том , что сознание людей не есть нечто биологически прирожденное . Оно явилось изобретением истории человечества . Оно " пробуждалось " исторически с нуля , если не считать биологические предпосылки . И в наше время оно у вновь рождающихся людей " пробуждается " с нуля и является искусственным продуктом их индивидуального формирования . Сам процесс " пробуждения " сознания есть процесс создания какой - то " клетки " для него , ибо эта " клетка " есть не что иное , как материя сознания . Оно просто не может существовать эмпирически без такой " клетки ". Не загоняя сознание в " клетку ", его просто не " пробудишь " к жизни . А тут речь идет о сознании огромного числа людей , причем в ряде поколений . А люди ; отнюдь не социальные ангелы . Они 142 должны быть организованы и соблюдать определенные нормы поведения , дабы их объединение могло сохраняться как целое . В самой природе сознания не заложено на этот счет никаких предписаний и ограничений . Это должно быть специально изобретено и привнесено в сознание каждого человека извне , причем навязано ему в принудительном порядке . Сознание людей всегда " пробуждалось ", " пробуждается " и будет всегда " пробуждаться " лишь настолько , насколько это требуется интересами самосохранения их объединений , а не в соответствии с его абстрактно мыслимыми потенциями и не ради некоего прогресса человеческого интеллекта вообще . Подавляющее большинство членов общества обречено жить в идеологической клетке . Лишь немногим одиночкам удается вырваться из нее в какой - то мере . Но они рассматриваются обычно как отклонения от нормы , каковыми они и являются на самом деле . Благодаря деятельности идеосферы в обществе создается достаточно большое число людей с осредненным и стандартизированным сознанием . Эти люди образуют среду одинаково думающих , одинаково оценивающих явления жизни и одинаково поступающих в определенных ситуациях граждан . Они определяют суммарное состояние менталитета общества . Они вовлекаются в определенные действия , организуемые представителями идеосферы , становятся частью ее механизма в овладении " душами " членов общества . Так что идеологическое поле ( клетка ), о котором я говорил выше , есть не нечто бестелесное . Это ; вполне телесная организация и самоорганизация человеческой массы , создаваемая и постоянно поддерживаемая идеосферой . Сила идеосферы ; это не только средства воздействия на сознание людей , которыми она располагает профессионально , и не только ее поддержка со стороны государства и других сфер общества , но и только что рассмотренная масса членов общества . Идеи , говорил Маркс , становятся материальной силой , когда овладевают массами . Но идеи овладевают массами не сами по себе , не своим содержанием как таковым , а лишь постольку , поскольку существует материальный механизм , вырабатывающий эти идеи и вбивающий их в головы людей . Такой механизм и образует идеосфера и создает его в обществе своей жизнедеятельностью . 143 Исторически чисто опытным путем ( методом случайных проб и ошибок ) были найдены средства исполнения специфической функции идеосферы . Никакого научного понимания сознания у идеологов никогда не было , как нет его до сих пор . Но оно и не требовалось . Задача стояла , стоит и будет вечно стоять одна : сделать сознание всех членов человейника более или менее одинаковым в некоторых отношениях , сделать людей способными жить в человейнике приемлемым образом , способными ориентироваться в окружающей среде и при этом не выходить за некоторые рамки , выход за которые угрожает самосохранению человейника . Поскольку сознание заключается в способности оперировать знаками , то и основным средством воздействия на него стали специально изобретенные знаки и определенные правила оперирования ими в отношении обрабатываемых людей ; совокупность особого рода слов , фраз , текстов , учений . Даже тогда , когда используются другие изобразительные средства ( иконы , портреты , статуи , зрелища , музыка ), всегда предполагается их связь со знаками языка и истолкование в этих знаках . Будем такую совокупность знаков называть идеологической или идеологией в узком смысле слова . Идеология может быть зафиксирована явно в виде одного систематизированного учения , как это имеет место , например , в случае великих религий и марксизма - ленинизма , или может оставаться несистематизированной , рассеянной по многочисленным и разнородным текстам так , что изложить ее в виде единого систематичного учения представляется весьма затруднительным делом , как это имеет место , например , в современных западных странах . Возможны смешанные варианты между этими крайностями . Идеология проявляется в том , каким образом данные научного познания и творчества в сфере культуры преподносятся членам общества в книгах , газетах , журналах , театре , кино , телевидении и вообще во всем том , что люди видят , слышат , читают . Есть два пути абстрагировать ее в качестве особого социального феномена . Первый путь ; попробовать выявить в океане информации и зрелищ какие - то общие ее черты и зафиксировать их в виде систематизированного учения . Но какими при этом критериями выделения идеологических явлений руководствоваться ? Я думаю , что для этого есть второй путь , который я здесь предпочитаю , а именно ; указать метод 144 ( совокупность критериев ), с помощью которого можно в каждой частичке упомянутого океана информации и творчества отличить то , что относится к идеологии ; указать критерии отличения явлений идеологии от других . Первый из упомянутых путей зависит от этого второго . Идеология создается по определенным правилам , которые в совокупности образуют идеологический способ мышления ( или аппарат идеологизированного сознания ). Этот способ прививается всем идеологически обрабатываемым людям ( в той или иной мере , конечно ). Благодаря этому способу люди и без идеологов делают то же самое в отношении явлений бытия , которые они наблюдают , в которых они участвуют и о которых узнают от других людей и из средств информации , что делают или делали бы профессиональные идеологи . Они научаются сами идеологически " переваривать духовную пищу ", как - то получаемую для своего сознания , ; научаются сами сохранять идеологическую клетку для своего сознания . Люди не могут вечно находиться под контролем идеологов . Идеологи не могут уследить за всем и за всеми . Так что значительная часть идеологической работы передается самим обрабатываемым . Идеи овладевают массами тогда глубоко и устойчиво , когда их " переваривание " в нужном духе становится привычным делом для представителей масс . Для того чтобы охарактеризовать идеологический способ мышления , надо отличить его от научного . Назову , например , такие черты последнего : непредвзятость , беспристрастность , объективность , профессиональность , логичность и диалектичность . Идеологический способ мышления является с этой точки зрения антиподом научного . Рассмотрим самые фундаментальные черты идеологического мышления ( идеологизированного сознания ), знание которых позволит читателю составить себе достаточно определенное представление об этом феномене . Задача идеологов состоит в том , чтобы научить и приучить людей видеть и понимать окружающий мир и самих себя не такими , какими они являются сами по себе ( объективно , в силу законов бытия ), а такими , как это требуется согласно априорным учениям самих идеологов , ; учить людей не самостоятельному познанию 145 бытия , а тому , как люди должны видеть бытие , что пропускать в свое сознание из того , с чем им приходится сталкиваться , и в каком виде . Иначе говоря , идеологи изобретают определенное видение ( понимание ) бытия , и оно становится априорным по отношению к формируемому сознанию членов общества . Идеологи навязывают это видение всем членам общества , включая и самих себя , поскольку и в их сфере происходит воспроизводство человеческого материала , выполняющего функции идеосферы , поскольку они сами обучаются тому же . Надо различать то , как исторически формируется идеология , и то , как она функционирует , сформировавшись в основных чертах . На первом пути она исходит из каких - то результатов познания и постоянно подпитывается ими , использует какие - то средства познания . Но она делает это не с целью познания , а с целью создания средств исполнения своей функции в обществе , ; с целью создания аппарата априорного видения мира и переработки сведений об этом мире в духе этого аппарата . Идеологи изобретают определенного рода интеллектуальные ( языковые ) схемы , штампы , клише , этикетки , ярлыки , образы , обобщающие примеры и образцы , притчи , крылатые фразы , лозунги и т . п ., причем не в качестве подсобных средств на пути к познанию бытия таким , каково оно есть , а в качестве конечного и высшего результата познания . Они сами претендуют на роль высшей истины , истины в последней инстанции . Люди должны усвоить эти продукты идеологов и лишь через них смотреть на явления бытия . Эти идеологические продукты производятся и воспроизводятся для разных кругов потребителей идейной пищи , одни для всех ( как религиозные учения ), другие ; для избранных ( как философские концепции ). Но качественно они суть явления одной природы . Их социальная функция ; дать людям априорный интеллектуальный аппарат восприятия окружающего их мира и интеллектуальной ориентации в нем . Будучи необходимым и полезным на начальных этапах формирования сознания людей и их объединений , этот аппарат со временем разрастается и приобретает мощь клетки для сознания людей . Будучи вынужден в какой - то мере и на какое - то время уступить научному познанию и поделив с ним власть над душами людей , он в конце концов вновь возвращается к своему 146 изначальному всевластию на новой ступени . Классическими образцами отношения между идеологией и научным познанием могут служить костры инквизиции прошлого , а в наше время ; идеологические оргии в недавние годы в коммунистических странах и антикоммунистические оргии в западных странах в период холодной войны и особенно после разгрома коммунистического социального строя в странах советского блока . Другая черта , отличающая идеологическое мышление от научного , пристрастность . Задача идеологической сферы ; самосохранение общества , защита его социальной организации и сложившегося образа жизни населения , а также защита от врагов . Естественно , в содержание идеологии должна входить апологетика существующего социального строя , создание образов врагов как носителей зол , выработка у людей определенного субъективного отношения к явлениям бытия ( определенной системы их оценки ), а также определенной системы ценностей , которая призвана придать априорный смысл жизни людей и влиять на поведение их как членов общества . Проведите хотя бы самое примитивное исследование идейного состояния населения западных стран , и вы установите факт ( впрочем , очевидный и без исследования ), что сознание западных людей битком набито не только априорными штампами в отношении всех важнейших явлений бытия , но и априорными оценками этих явлений . Идеологические учения создаются для широких слоев населения , а не для профессиональных исследователей . Они неоднородны , различаются по степени трудности , вернее ; по степени запутанности , словесных ухищрений , суемудрия . Тем не менее все они сочиняются с расчетом на то , чтобы у них были потребители , и чтобы потребители соответствующих уровней смогли что - то " проглотить " и " переварить ". На низшем , а значит , на самом широком уровне они должны легко запоминаться , быть образными и общедоступными , производить впечатление на чувства , должны отвечать каким - то желаниям людей , сулить исполнение желаний , создавать иллюзию понимания и приобщенности к высочайшей мудрости , интриговать , мистифицировать . Даже тогда , когда они сочиняются мыслящей элитой и вроде бы предназначаются для избранных ( вроде гегельянства , марксизма , всякого рода модных философских концепций 19 и 20 веков ), они исполняют 147 идеологическую функцию , поскольку из них извлекаются отдельные слова , изречения и сравнительно простые для запоминания тексты , которые пускаются в идеологический оборот . Тучи интерпретаторов работают над этим . Их продукция тоже кажется для довольно широких кругов понятной и дающей успокоительные объяснения . Успокоительные в том смысле , что люди , воспринявшие их , считают , что теперь им " все понятно ". Идеологические учения , на каких бы высотах словоблудия они ни возникали , должны быть так или иначе " заземлены ", т . е . должны опуститься на уровень обывательского мышления или , что то же самое , поднять обывательское мышление на уровень воображаемых высот мышления идеологического . Классический пример на этот счет ; вульгаризация марксизма в Советском Союзе . Ясность и понятность идеологических феноменов является , однако иллюзорной , что тоже входит в число черт идеологии . Идеология возникает на сравнительно высоком уровне менталитета , о чем говорит состав языковых выражений , которыми она оперирует : " вселенная ", " вечность ", " разум ", " бог ", " движение ", " дух ", " человек ", " власть ", " добро ", " зло ", " судьба " и т . д . Все эти выражения изобретались и до сих пор циркулируют на дологическом и внелогическом уровне . Все они нуждаются в особых истолкованиях ( в интерпретации ), чтобы создавать иллюзию осмысленности и понятности . И эту функцию выполняют профессиональные идеологи всех сортов , начиная от самых примитивных попов и кончая рафинированными теологами и философами , засоряющими мозги людей заумной и , как правило , логически бессмысленной фразеологией . Идеология претендует на статус истины , причем истины наивысшей . И когда - то она имела на то основания , когда люди еще не очень далеко ушли от животного состояния , когда не было еще науки , и идеологи возвышались над прочими собратьями именно в отношении познания реальности и развитости интеллекта . Но эти времена прошли , по крайней мере ; в развитых обществах современности . Фактически же идеология заключена в пределы от очевидных истин до тотальной фальсификации всего , что касается познания явлений бытия . То , на что мы привыкли смотреть свысока в бормотаниях и жестах мудрецов примитивных народов , в современных обществах развилось в космически огромный мир идеологического оболванивания сотен миллионов людей . В идеологии есть отдельные элементы , которые имитируют истину , создают впечатление истины . Есть даже отдельные истинные утверждения . Но в целом и в основном в ней доминирует то , что уводит от реальности и создает картину нереального , вымышленного мира . Эта картина не есть ложь , к ней просто неприменимы понятия истинности и ложности . Это ; явление качественно иного рода . Идеологическая картина не мешает людям в их повседневной жизнедеятельности . В большинстве случаев люди даже не отдают себе отчета в том , что они находятся в поле ее влияния ( заключены в идеологическую клетку ). Идеологическое мышление дает о себе знать не в каждом слове и не в каждой фразе . Зачастую люди живут так , как будто никакой идеологии вообще нет . Им не приходится предпринимать попытки преодолевать поле идеологии , подобно тому , как они живут в поле физического тяготения и выполняют свои жизненные функции привычным образом . Но идеологическое поле может обнаружить себя именно в одном слове и в одной фразе , ; все зависит от того , что это за слово и что за фраза , и в какой ситуации они высказываются . Сколько людей было убито , сожжено и посажено в тюрьмы за такие слова ! Вымышленный мир , изобретаемый идеологами , создается так , чтобы он походил на настоящий , включал в себя элементы реальности , не мешал людям исполнять их житейские функции . Более того , он создается так , чтобы в какой - то мере облегчал людям жизнь , избавляя от необходимости размышлений , колебаний , трудных решений , излишних тревог . Для подавляющего большинства людей это ; благо . Без этого не просто людям было бы хуже жить , без этого общество вообще не смогло бы долго существовать . Идеологическое учение есть не просто сказка о бытии , а руководство к поведению людей . Оно в этой роли по самой своей сути должно быть догматичным и априорным , установочным независимо от изменений и вариаций реальных ситуаций . Оно дает правила поведения людей в определенных ситуациях без научного понимания этих ситуаций , можно сказать ; вслепую ( без раздумий ). Потому идеология не терпит критики в свой адрес и реформ . После того как она сложилась на основе какого - то познания и жизненного 149 опыта , она должна функционировать в неизменном виде как вневременная истина , имеющая априорную силу . Классическим примером на этот счет могут служить великие религии . Отказ от привычной идеологии повергает людей в состояние идейного хаоса и растерянности . Они сами не в состоянии выработать объективное понимание ситуации и соответствующие правила поведения . Грандиозный пример этому дает идейный крах советского населения после отмены марксизма - ленинизма в качестве государственной идеологии ( в годы " перестройки " и контрреволюции после 1985 года ). Идеологическое мышление является нелогическим с точки зрения формального аппарата ; дологическим , антилогическим и псевдологическим . Со времени Наполеона , который с презрением относился к идеологии и идеологам , пошла традиция смотреть на идеологию как на ложное , извращенное отражение реальности . В справочниках и словарях часто идеология так и определяется ; как ложное учение . Я такой взгляд на идеологию отвергаю . Но я тем самым не хочу сказать , будто идеология дает истинное отражение реальности . Такое утверждение тоже было бы ложно . Тут есть третья возможность , а именно ; что идеология ни истинна , ни ложна . Ее вообще нельзя рассматривать с точки зрения истинности и ложности . Отдельные фрагменты , будучи взяты сами по себе , т . е . вне их идеологической среды и исключительно с точки зрения и отношения к реальности , могут оказаться истинными или ложными . Подходить же к идеологии в целом с критериями истинности и ложности ; это все равно , как рассматривать картины Пикассо , Кандинского и ряда других художников 20 века того же рода с точки зрения их адекватности какой - то якобы изображаемой реальности . В отношении идеологии и ее частей уместна оценка в соответствии с критериями эффективности воздействия их на умонастроения и поведение людей . При этом утверждения идеологии не непосредственно соотносятся с реальностью , а опосредованно , т . е . в качестве факторов поведения людей и их объединений вплоть до целых стран и народов . Идеология извращает реальность . Но она это делает в основе своей не в силу дурных намерений и глупости , а в силу своей роли и 150 средств исполнения роли , т . е . изобразительных средств . Лишь на этой морально безупречной основе развивается практика сознательного извращения реальности и система приемов для этого . При этом идеология переходит в пропаганду . В сфере идеологии начинают доминировать специалисты , готовые проводить любую пропагандистскую линию за те блага , какие дает им их профессия и положение в обществе , и из корыстных и карьеристских соображений . Как в случае с коммунистической идеологией продолжателями дела ее основателей стала огромная армия беспринципных прохвостов , так и законными наследниками великих основателей идеологии западнизма стали интеллектуальные пигмеи , безнравственные шкурники и карьеристы , не уступающие в этих качествах наследникам Маркса . И это не есть некое перерождение . Это ; результат нормального естественно - исторического развития самой идеологической сферы в силу ее объективных законов .
СУПЕРУРОВЕНЬ ОБЩЕСТВА
Суперуровень общества образуют явления , которые возникают на основе микроуровня и макроуровня , в зависимости от них и под их влиянием , но не сводятся к ним . Они не входят в компоненты социальной организации общества на микроуровне и макроуровне или выходят за их рамки . Они возникают , надо думать , уже на ранних стадиях развития обществ и в сравнительно простых и небольших обществах . Но они становятся значительным и влиятельным компонентом структуры обществ лишь в достаточно больших и сложных обществах . В современных огромных и высокоразвитых обществах они достигают таких масштабов и такого влияния на жизнь обществ , что во многих отношениях они начинают доминировать над явлениями других уровней . Компоненты суперуровня социальной организации общества является так или иначе узаконенными и действующими в рамках законности . В частности , одной из функций государства является узаконивание основных логических классов и даже создание таковых . Так что не государство явилось следствием разделения общества на классы , а наоборот , возникновение государства 151 одновременно означало и имело следствием установление социальных классов . При этом на представителей различных классов накладывались определенные обязанности и ограничения , представителям каких - то классов предоставлялись особые права и привилегии ; узаконивалось классовое неравенство . Устанавливались определенные отношения между классами и между классами и государством . И это играло решающую роль в закреплении социальной организации общества . Все это так или иначе фиксировалось в документах , имевших юридическую силу . Так , например , в феодальных обществах были узаконены сословия дворян , крестьян , мещан и т . п . Но не только в них . В советской конституции было зафиксировано разделение граждан на рабочих и крестьян , а также интеллигентскую прослойку . В официальных документах советские люди на вопрос о социальном положении называли также класс служащих . И в современных западных странах существуют бесчисленные юридические законы , фиксирующие социальное положение ( т . е . классовую принадлежность ) граждан . Это ; одно из оснований налоговой системы . Кроме того , существует педантично разработанная система всякого рода официальных документов об образовании и квалификации , без которых , как правило , невозможно заниматься соответствующей деятельностью . В современных обществах на суперуровне складывается гигантское число социальных объединений , включая профсоюзы , партии , движения и т . д . В западных обществах на этом уровне сложилось то , что называют гражданским обществом . На суперуровне складываются предпосылки сверхобщества .
ЗАПАДНИСТСКОЕ ОБЩЕСТВО
Словом " западнизм " я называю социальный строй современных стран западного мира . К числу этих стран относятся США , Франция , Германия , Англия , Италия , Канада , Австралия , Австрия , Бельгия и другие западноевропейские страны . Я не называю социальный строй этих стран словами " капитализм " и " демократия " потому , что слово " капитализм " характеризует эти страны лишь с точки зрения экономики , да и то односторонне , а слово " демократия " обозначает 152 лишь одну из сторон политической системы этих стран . К тому же эти слова стали многосмысленными идеологическими выражениями , а не научными терминами . Реальный социальный строй современных западных стран содержит элементы капитализма и демократии , но не сводится к ним . Общества западнистского типа сложились и завоевали лидирующее положение в человечестве благодаря усилиям народов западноевропейских . При этом более или менее одновременно сформировались французы , немцы , англичане , итальянцы и другие народы . Они сформировались в составе единой западноевропейской цивилизации . У них выработались сходные черты , позволяющие говорить о народах и о людях западнистского типа . Назовем их западоидами . При этом более или менее одновременно сформировались французы , немцы , англичане , итальянцы и другие народы . Все авторы единодушно отмечают такие черты западных народов ( народов из западоидов ). Повышенная склонность к индивидуализму . Высокий интеллектуальный и творческий уровень ( сравнительно с другими народами , конечно ). Изобретательность . Практицизм . Деловитость . Расчетливость . Конкурентоспособность . Авантюристичность . Любознательность . Эмоциональная черствость . Холодность . Тщеславие . Повышенное чувство собственного достоинства . Чувство превосходства над другими народами . Высокая степень самодисциплины и самоорганизации . Стремление управлять другими и способность к этому . Способность скрывать чувства . Склонность к театральности . Почти все они в той или иной мере побывали в роли завоевателей и колонизаторов . Читатель должен вспомнить то , что выше говорилась о соотношении качеств народа в целом и качеств отдельных его представителей . Упомянутые качества западоидов не присущи каждому их них по отдельности . Они " растворены " в массе их . Люди западоидного типа и качества западоидности встречаются у всех достаточно больших и сравнительно развитых народов . Но у западных народов процент людей с качествами западоидов и концентрация " раствора " западоидности выше , чем у других народов , причем величина этого " выше " оказалась достаточной , чтобы образовать качественное отличие . 153 Упомянутые свойства существовали у предков западоидов в виде каких - то природных задатков . Люди с такими задатками оказались жизнеспособными . Со временем число их росло . Они становились примером для других , культивировали эти свойства у своих детей . Эти свойства доказывали свою полезность и выгодность для отдельных людей и их объединений в целом . Происходил процесс , подобный выведению культурных растений и животных . Только тут активными деятелями процесса были сами выводимые существа . Потом вступили в дело средства воспитания , образования , обучения , идеологии , пропаганды , культуры . Они сделали селекционный стихийный процесс сознательным и целенаправленным . В результате сформировался человеческий материал , благодаря которому западная цивилизация стала самой значительной в истории человечества , породила самые высокоразвитые общества и заняла лидирующее положение в современном эволюционном процессе человечества .
ЗАПАДНИСТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Сфера государственности западных стран огромна по числу занятых в ней людей ( нанимается от 15 до 20 и даже более процентов работающих граждан ), по затратам на нее общества и по месту , которое она занимает в жизни членов общества . О ней существует необъятная литература . Суждениями о ней переполнены сообщения средств массовой информации . Западная идеология и пропаганда буквально буйствует , прославляя ее . Описания ее можно найти в бесчисленных справочниках , учебниках и специальных монографиях . И в этом океане слов процентов девяносто ( если не больше ) занимает то , что посвящено демократии . Если западнистскую экономику определяют одним словом " капитализм ", то западнистскую государственность определяют одним словом " демократия ". Во время холодной войны и особенно после краха советского коммунизма это слово фактически приобрело статус святости . Надо различать демократию как элемент государственности ( государственную демократию ) и демократию как совокупность правовых норм ( правовую или гражданскую демократию ). В рамках же государственной демократии надо , в свою очередь , различать 154 способ формирования власти , ее структуру и функционирование , т . е . выборность органов власти , разделение властей , публичность работы власти ( гласность ), официальную оппозицию , многопартийность и другие явления западной государственности , в той или иной форме и комбинации фигурирующие в различных определениях демократии . Гражданская демократия включает в себя правовые нормы , декларирующие общеизвестные права человека и демократические свободы , разработанную на этой основе систему правовых норм , обеспечивающих правовую защиту граждан общества и их объединений , и совокупность учреждений , обеспечивающих соблюдение этих норм на деле . Демократия не исчерпывает западнисткую государственность . Она есть лишь часть последней . Она на виду , бросается в глаза , выгодно отличает западнистскую государственность от других ее видов . Потому западная идеология и пропаганда раздувает ее так , что создается впечатление , будто ничего другого нет или по крайней мере все прочее играет второстепенную роль . А между тем в западных странах имеется мощная и довольно стабильная часть государственности , которая находится вне демократической части . Она состоит из административно - бюрократического аппарата , полиции , судов , тюрем , армии , секретных служб и многочисленных учреждений и организаций , так или иначе связанных с государством и работающих на него . Демократическая часть государственности западнизма не есть нечто такое , что вырастает независимо от недемократической части , как полагают некоторые ее апологеты ; прямо из капитализма . Она возникает и существует в неразрывной связи с недемократической частью и в принципе невозможна без нее . Она ничто без недемократической части ( без государственной администрации , без полиции , без судов , без тюрем , без армии и т . д .), которая строится и функционирует совсем не по демократическим принципам , а именно по принципам отбора и назначения людей на посты сверху , начальствования и подчинения ( командования , приказов ), негласности , беспартийности . Реальные выборы имеют мало общего с их идеологически - пропагандистскими восхвалениями . Большое число граждан , имеющих право голоса , игнорирует выборы , мотивируя это тем , что 155 от их участия или неучастия ничто не изменится , что результаты выборов не меняют ничего в их положении , что большинство кандидатов им неизвестно лично , что кандидатов где - то выбирают в узком кругу и потом навязывают избирателям . Но несоответствие реальных выборов их пропагандистскому образу не означает , что они суть нарушения неких разумных норм . Обывательские представления о неких абсолютно справедливых и честных выборах в принципе неосуществимы . Суть западной системы выборов заключается не в том , чтобы осуществлять абстрактную идею демократии , а в том , чтобы дать возможность практически отобрать каких - то лиц в органы власти и узаконить их в качестве таковых . Выборы есть характерная для западнизма форма легитимации власти . Никакой другой основы легитимации тут нет . Рассматривать в качестве основы легитимности власти законодательство ( конституцию ) ошибочно чисто логически . Законы устанавливают лишь процедуры легитимации власти . Но легитимацию как таковую , т . е . общественное признание конкретных личностей в качестве носителей власти , осуществляют лишь выборы . Западная система выборов демонстрирует максимум того , что вообще возможно с точки зрения некоей честности по чисто " техническим " причинам . Но если даже допустить , что реализовалась бы абсолютная справедливость , в кандидаты выдвигались бы умнейшие и честнейшие граждане , все кандидаты имели бы одинаковые условия и т . д ., положение во власти не улучшилось бы . Скорее всего , оно ухудшилось бы , ибо были бы выбраны не профессионалы управления , а устраивающие большинство безликие дилетанты , и вели бы они себя не по правилам поведения во власти , а как примитивные новички . Западная система выборов при всех ее недостатках ( с точки зрения критиков ) позволяет решить одну важнейшую проблему власти : она позволяет осуществлять сменяемость формально высшей власти , сохраняя при этом стабильность , преемственность системы государственности . Тем самым общество ограждается от излишних и опасных радикальных перемен . Несмотря на деловую динамичность , западное общество в своей социально - политической части является консервативным . 156 Высший ( или центральный ) орган государства западной страны образует законодательное представительное собрание и исполнительная власть . Первое избирается населением страны и представляет его . Это ; парламент , конгресс , национальное собрание , бундестаг . Основная задача его ; законодательство , представительство интересов населения как целого и его различных подразделений , общий контроль за положением в стране и деятельностью всей системы государственности . Оно имеет свою структуру . Имеются двухпалатные и однопалатные собрания . В том и другом случае имеет место система должностных лиц , система комитетов и экспертов , подсобных служащих , " технический " аппарат , без которого не может работать никакая большая организация людей . Функции исполнительной власти ; руководство повседневной деятельностью государства . Тут тоже есть свои варианты . Основные формы их ; президентская и парламентарная системы . Образец первой ; США , образец второй ; Англия . В случае первой системы глава исполнительной власти ( президент ) избирается прямо всеобщими выборами , в значительной мере независим от законодательной власти , имеет контроль над назначением членов правительства ( кабинета ), может апеллировать прямо к народу ( референдум , плебисцит ). В случае парламентарной системы имеются варианты . Один из них ; глава исполнительной власти избирается законодательным собранием , которое доминирует . Другой вариант ( английский ) ; законодательная и исполнительная власть сосредоточены в кабинете , правящая партия решает , кто будет главой исполнительной власти . Французский вариант ; смешанный . Его иногда называют квазипрезидентским . Исполнительная власть тоже имеет свой " технический " аппарат с распределением и иерархией функций и должностей . В американской центральной власти помимо законодательной и исполнительной власти имеется еще третий ингредиент ; судебная власть ( Верховный суд ), функция которой ; контроль за соблюдением государственных законов . Описанная структура власти считается реализацией идеи разделения властей : каждая из этих частей власти должна делить некоторую долю власти с другими , снижая возможность для каждой 157 по отдельности стать чрезмерной в исполнении ее функции . Тем самым предполагалось избежать абсолютной деспотической ( тиранической ) власти . Это было субъективное намерение тех , кто создавал западную государственность . Но поставим вопрос так : а почему создатели государственности решили именно так разделить власть ? Ответ очевиден : в любой достаточно развитой государственности можно усмотреть функции , которые в результате ее развития так или иначе должны дифференцироваться и до известной степени обособиться в виде особых функций различных подразделений единой власти . В любой ! Это ; универсальный социальный закон . Но он реализуется в различной форме в различных видах и индивидах обществ . В одной форме он проявляется в обществе западнистского типа , в другой ; в обществе коммунистического типа . Да и в рамках одного типа можно видеть различные варианты . То разделение властей , которое считается признаком западной демократии , есть , на мой взгляд , второе великое разделение властей в истории общества . Первым было разделение , в результате которого политическая ( гражданская ) власть отделилась в качестве государственной . Как увидим дальше , второе разделение не является последним : третьим является разделение на государство и сверхгосударство . По мнению ряда авторов , идея разделения властей фактически не воплотилась в жизнь или это разделение утратило ту роль , какую играло ранее . Это проявляется , например , в том , что законодательные органы занимаются не столько разработкой и одобрением общего кодекса поведения , сколько решениями , направляющими конкретные действия исполнительной власти . Исчезла разница между законодательством и текущими распоряжениями властей , между общими и частными задачами власти . Главной задачей представительной власти стало не законодательство , а управление . Все то , что теперь штампует законодательный орган , стало называться законом . Правительство получило возможность издавать для самого себя удобные ему законы . Правительство вышло из - под контроля закона . Сама концепция закона потеряла значение . Правление стало главной задачей законодательного органа , а законодательство ; его побочной функцией . Элементом государственной демократии является многопартийная система . Этот элемент считается настолько важным , что в идеологии и пропаганде часто его используют как определяющий признак западной государственности вообще . Это стало обычным во второй половине 20 века , когда западнистская государственность противопоставлялась коммунистической как многопартийная однопартийной . Уточним само понятие многопартийной государственности . Если в стране разрешено много партий , это еще не означает , что государственность многопартийная . Для этого необходимы еще два условия . Первое ; государственность заметным образом зависит от партий . Последнее как - то участвуют во власти . Второе условие ; участвующие во власти партии не стремятся к изменению социального типа государственности и к ее разрушению или ослаблению . Третье ; участвующие во власти партии не превращаются в узаконенные органы власти . Характерными образцами таких партий являются общеизвестные партии западных стран , которые в одиночку или в коалиции становятся " правящими " ; добиваются выбора своих кандидатов в органы власти , существенным образом влияют на политику власти . Они не имеют никаких намерений перестраивать социальный строй своего общества и его государственность . Они стремятся к сохранению западнизма . Они существуют и действуют в рамках законности , а не вопреки ей и не против нее . Назову их западнистскими . В западных странах возникали и возникают партии , имеющие целью радикальное изменение социального строя и даже уничтожение западнизма . Но они не являются западнистскими , т . е . не являются элементом западной государственной демократии . Западнистские партии состоят из сравнительно небольшого числа профессиональных политиков , которые избираются в органы власти или как - то иначе оказываются в государственном аппарате , и прочей массы членов , остающихся вне власти . Если иметь в виду первую часть , то западнистские партии суть элемент государственности . Если же иметь в виду вторую часть , то эти партии суть околоправительственные организации . Партия состоит из множества людей ( а это ; десятки и сотни тысяч человек ) и как таковая имеет определенную структуру . В одних случаях структура выражена слабо ( как в партиях США ), в других ; сравнительно 159 сильно ( как в партиях Англии , Германии и Франции ). Но при всех вариантах в них так или иначе можно выделить три элемента : рядовых членов партии , служащих бюрократического аппарата для повседневной работы и политиков , руководящих партией и участвующих в правительстве . Кроме того , имеет место несколько организационных уровней между рядовыми членами партии и ее высшими органами . Функции партии западнизма фактически не сводятся к выборам должностных лиц в правительство . Они довольно многообразны . Это , например , рекрутирование новых членов , политическое образование и воспитание населения , информация , воздействие на общественное мнение , выдвижение политических идей и программ , стимулирование дискуссий и участие в них , суммирование и урегулирование интересов , стимулирование политической активности граждан . Современные западнистские партии не являются выразителями и защитниками интересов каких - то определенных групп населения . Они ориентируются на все категории населения , претендуют на то , чтобы считаться партиями общенародными . Это явление бесклассовости или надклассовости партий в идеологии и пропаганде изображается как показатель социального примирения ; будто социальная борьба в старом смысле исчезла , уступив место мирным парламентским дебатам . Возникнув в определенных исторических условиях , западнистские партии воспроизводятся и существуют как особые объединения людей прежде всего для самих себя ; они борются за самосохранение . Чтобы добиться своих целей ( занять посты , фигурировать на сцене истории , делать карьеру , ощущать себя причастными к исторической деятельности ), партии должны что - то делать для " народа ". Это ; их способ добывать хлеб насущный . Это ; бизнес в политической сфере . Одни и те же партии фигурируют на арене истории в течение многих десятилетий . Новые партии пробиваются к жизни с большим трудом . Это удается лишь в порядке исключения . Им не дают ходу не ради каких - то высших идеалов , а просто из опасения , что они могут завоевать на свою сторону избирателей и испортить признанным партиям их политическую ситуацию . Политический рынок всячески 160 препятствует появлению потенциальных конкурентов . Заодно укрепившиеся партии выполняют функцию , за которую их поддерживают , ; создать видимость классового примирения , помешать возникновению или усилению классовых партий , которые могли бы объединить недовольных и направить их активность на изменение существующего общественного устройства . В этом смысле они суть партии господствующих сил общества . Западнистские партии не имеют четкой и систематизированной идеологии , т . е . определенной концепции человеческого общества , истории и человека , совокупности ценностей и моральных принципов , принципов деятельности властей , проектов будущего состояния общества . Партии не имеют далеко идущих целей и программ их достижения . Они действуют , руководствуясь ближайшими практическими целями . Они стремятся завоевать популярность в массах и получить как можно больше голосов на выборах , выдвигая для этого лозунги и программы применительно к конкретным условиям . Всем известно , что к этим лозунгам и программам не следует относиться серьезно . Те , кто избирается в органы власти , хотят быть переизбранными . Поэтому они избегают далеко идущих заявлений . Их принцип ; обещать немного всем , не угрожать серьезно никаким значительным силам общества . Если партия побеждает на выборах , она организует повседневные операции представительных органов ( в частности ; парламента ). Побежденная партия не сходит со сцены . Она остается в качестве лояльной оппозиции , рассчитывая на следующий раз выиграть матч . Во всяком случае она не остается обездоленной . На всех уровнях социальной иерархии , начиная от местных общин и кончая уровнем страны в целом , происходит превращение партийных активистов ( политиков вообще ) в часть правящего слоя , ; происходит сращивание политики и управления . А с другой стороны , партии " врастают " в хозяйственную жизнь общества и в другие его сферы . Политики становятся сотрудниками концернов , занимают совсем не политические посты . Образуются своего рода картели больших партий и клики профессиональных политиков . Они решают , кто и какие посты будет занимать в учреждениях , в которые власти имеют доступ . Они распределяют в своих кругах возможности иметь жизненные блага и привилегии . Образуются клики по принципам 161 личных связей . Через них происходит допуск к власти . Партии и клики превращают государство в источник карьеры и жизненных благ .
ПРАВОВАЯ СФЕРА На основе фундаментального права западнизма развились и достигли колоссального размера государственное и частное право . Разумеется , между этими частями нет полной гармонии . Тем не менее государственное право в принципе не должно выходить за рамки фундаментального , а частное ; за рамки государственного . Специальные лица и учреждения следят за тем , чтобы этот принцип выполнялся . Это не во всем удается , но в реальности устанавливается более или менее терпимое соответствие . Западнистское государство поработало основательно над разработкой правового кодекса общества ; государственного права . Если , например , на заре американской государственности налоговые законы были записаны на нескольких страницах , то теперь для записи их потребовалось более десяти объемистых томов , ; увеличение в тысячи раз ! И так во всем . К тому же в десятки раз возросло число сфер , потребовавших правового регламентирования . И еще более грандиозных размеров достигла сфера частного права . Западное общество превратилось в общество правового тоталитаризма . Тут сложилась такая густая и запутанная сеть правовых норм и отношений , в которой рядовой гражданин самостоятельно не способен поступать без ущерба для себя . Потребовалось огромное число специалистов в этой сфере . И они появились , образовав особый социальный слой с высоким уровнем доходов и большим влиянием в обществе . Мало кто из граждан общества обходится без их услуг . А для значительной части граждан они суть неотъемлемый элемент их жизни . Такие граждане не могут сделать серьезный шаг без их советов и делового посредничества . Все мало - мальски значительные организации и предприятия имеют их в качестве постоянных сотрудников или партнеров . Этот слой разнообразен по составу . Его представители отчасти суть служащие государства , отчасти служащие частных фирм , отчасти сами частные предприниматели . Но все они выполняют функции в сфере 162 государственности . По делам своих клиентов они имеют постоянные контакты с судебными органами и государственными учреждениями .
ЗАПАДНИСТСКИЕ КЛЕТОЧКИ
Западнистское общество содержит клеточки обоих упомянутых в предшествующей части типов . Частные клеточки образуют тут пока подавляющее большинство и задают тон . Их роль настолько велика , что западнистское общество вообще рассматривается как частнопредпринимательское . Частные клеточки повлияли на характер прочих клеточек , так что можно выделить их общие черты . В западнистских клеточках наемные лица принимаются на работу по профессии . Профессиональная пригодность должна быть как - то подтверждена , а в случае достаточно высоких требований к профессионализму подтверждение должно быть , как правило , документальным ( дипломы , свидетельства об обучении ). Они принимаются на определенный срок . При этом между работодателем и нанимаемым заключается юридический контракт . Существует педантично разработанное законодательство на этот счет . При этом устанавливается заработная плата или ее рамки . Наемные лица получают зарплату независимо от реализации результатов их труда и труда клеточки в целом . От реализации результатов труда клеточки зависит ее судьба , если она частная , и судьба наемных работников в смысле сохранения рабочего места ( клеточка может обанкротиться , и работники могут потерять работу ). Работодатель не может безнаказанно по своему произволу обращаться с оплатой наемных работников , если это выходит за рамки юридических законов и конкретных договоров . Возможности увольнения работников ограничены законами и профсоюзами , если таковые имеются и если имеются соответствующие договора профсоюзов с предпринимателями . К этой теме мы еще вернемся . Западнистские клеточки существуют не сами по себе , а в среде себе подобных , частного предпринимательства , конкуренции , борьбы за существование и за успех , одержимости частной собственностью . В силу условий существования они создаются и существуют исключительно для определенного дела и ни для чего иного . Их структура и функционирование определяются исключительно 163 условиями и интересами дела . Поэтому они максимально упрощены с точки зрения социальной структуры . В них нет никаких лиц , групп и организаций , не нужных с точки зрения интересов дела . Никакая партийная , профсоюзная , молодежная или какая - то иная организация не является здесь элементом социальной структуры множества людей , занятых в клеточке . Сотрудники клеточки могут быть членами такого рода организаций , групп и движений , но не в рамках клеточки , а вне ее и независимо от нее . Этот аспект их жизни не влияет на функционирование их в рамках клеточки и клеточки в целом . Партии , профсоюзы и другие общественные группы и движения оказывают давление на хозяев клеточек и их администрацию , но это ; внеклеточное , а не внутриклеточное отношение . Западнистская клеточка не есть коллектив в строгом смысле . В ней люди работают , и все . Социальная и интимная жизнь людей западного общества происходит вне деловых клеточек , а не в них . Внутри их люди выполняют свои деловые обязанности , продвигаются по службе или повышают квалификацию . У них могут быть свои взаимные симпатии и антипатии . Могут устанавливаться какие - то неделовые отношения , например любовные или криминальные . Но все это не становится общепризнанной нормой и важным фактором их официальной жизни . В деловых клеточках западнизма нет никакой внутриклеточной демократии . Внутри клеточек царит трудовая дисциплина , можно сказать , деловая диктатура . Западное общество , будучи демократическим в целом , т . е . политически , является диктаторским социально , т . е . в деловых клеточках . Фундаментальные принципы работы западнистских клеточек таковы : делать дело как можно лучше ; добиваться максимального результата с минимальными затратами ; максимально использовать силы сотрудников ; исключить праздное времяпровождение во время работы ; исключить использование сотрудниками рабочего времени и средств клеточки для личных целей , не имеющих отношения к целям клеточки ; свести к минимуму число работников ; оценивать их прежде всего по деловым качествам . Такая предельная деловая рационализация западнистских клеточек не означает , что все неделовое , изъятое из нее , вообще 164 изъято из общества в целом . Все то , что имеет какую - то ценность для общества и может стать источником дохода или предметом социальной жизнедеятельности , тут становится либо делом особого рода клеточек , либо функцией особого рода общественных организаций ( партий , профсоюзов и т . п .). В обществе в целом происходит максимально возможное разделение дел , способностей , функций людей . Отдельные свойства людей и их объединений обособляются от них в виде дел особых клеточек . Мелкие и даже средние предприятия западных стран ни в каком особом органе управления не нуждаются . Функции управляющего органа в них выполняет сам предприниматель , нанимающий в случае надобности одного или нескольких помощников . Самый простой случай ; секретарша . Лишь начиная с некоторого достаточно высокого уровня сложности дела возникает потребность в определенном количестве наемных работников , профессионально занятых делом управления , ; особый управляющий орган . Управляющий орган предприятия состоит из наемного управляющего и наемных служащих , в задачу которых входят проблемы организации дела , человеческих ресурсов , финансов , обеспечения , торговли , рекламы , планирования , public relations. Если предприятие является акционерным обществом , оно выбирает совет директоров , который нанимает служащих для управления предприятием . Если предприятие является частным , все равно функция управления есть профессия , для овладения и исполнения которой собственность как таковая ничего не значит . Так что главой предприятия при всех вариантах фактически становится не владелец , а профессиональный управляющий . Система принятия решений является централизованной . Управляющий орган имеет иерархическую структуру , т . е . лестницу из отношений начальствования и подчинения . Служащим не только предоставляется работа , но и возможность подниматься по ступеням служебной иерархии , т . е . делать карьеру . Западное предприятие работает в соответствии с кратковременным ( годовым ) и долговременным планом . План ; необходимое условие работы всякого более или менее сложного предприятия в современном сложном общественном организме . Задача плана западного предприятия ; сделать предприятие 165 капиталистически рентабельным и конкурентоспособным на рынке сбыта своей продукции и услуг . План преследует прежде всего интересы предприятия , удовлетворяя какие - то потребности общества в качестве условия и следствия его реализации . Государство не командует предприятием , не предписывает ему ничего . Оно лишь регулирует выполнение плана , заставляя предприятие считаться с законами общества . Планы западного предприятия суть своего рода стратегия ( долговременный план ) и тактика ( годовой план ) поведения предприятия на рынке продукции или услуг . Они здесь не являются инструментом управления клеточкой .
ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Как я уже сказал выше , западнистское общество считается частнособственническим и частнопредпринимательским . К тому , что говорилось о частной собственности , добавим еще следующее . Частная собственность прошла длительный , сложный и полный драматизма путь , прежде чем достигла состояния , какое можно наблюдать в современных западных странах . На этом пути на нее обрушивали свой гнев лучшие представители рода человеческого , видя в ней источник зол . Против нее устраивались восстания и революции . В борьбе против нее приносились бесчисленные жертвы . Она не оставалась в долгу , сама наступала , сама обрекала на жертвы других , порождала неисчислимые страдания . И несмотря ни на что , она сохранила обаяние и проявила удивительную живучесть . Логический класс ( множества ) частных собственников в западных обществах стал настолько многочисленным , что эти общества можно считать ( по крайней мере в тенденции ) тотально частнособственническими . Теперь нужно выяснить , из кого состоит множество частных собственников , на какие подмножества ( логические подклассы ) оно разделяется . А с этой точки зрения западное общество выглядит так . Помимо традиционных категорий ( логических классов ) собственников и представителей знатных и богатых родов прошлого , уцелевших несмотря ни на какие исторические потрясения , частными собственниками считаются , например , такие . Городские владельцы частных домов , квартир , земельных участков , более или менее дорогого имущества , 166 автомашин . Владельцы акций различных компаний . Наемные работники , являющиеся совладельцами своих предприятий . Рентнеры . Лица , держащие свои сбережения в банке ( в том числе ; сбережения от зарплаты ). Пенсионеры . Владельцы страховых полисов . И это ; лишь малая частица видов собственников . Многие граждане западных обществ становятся частными собственниками не в силу мифического врожденного чувства , а вынужденно . Например , это имеет место в случае покупки жилья . Многие становятся собственниками , не ведая того . Это , например , все те , кто страхует жизнь и имущество , держит свои деньги в банке , выплачивает из зарплаты на пенсию . Многочисленная категория высокооплачиваемых наемных лиц становится состоятельными частными собственниками , накапливая большие суммы денег и приобретая недвижимое имущество . Современное западное общество открыло практически неограниченные возможности для большого числа людей наживать значительные и порою гигантские состояния , не занимаясь предпринимательской деятельностью в традиционном смысле . Это ; актеры , танцоры , певцы , музыканты , писатели , боксеры , теннисисты , модельерши , гонщики , игроки , изобретатели и т . п . Целый ряд профессий позволяет подниматься в слой богатейших людей ; врачи , юристы , тренеры , дирижеры и т . п . Одним словом , в современном западном обществе сложилась мощнейшая ткань ( слова " слой " тут мало ) частных собственников , которая воспроизводится на основе современных условий . Имеет силу заметная тенденция превратить большинство граждан в частных собственников в той или иной мере , начиная с грошовой и кончая такой , когда отдельный человек оказывается владельцем сумм денег , превосходящих порою годовой бюджет сравнительного большой незападной страны из многих миллионов человек . А когда почти все в обществе суть частные собственники , то выражение " частная собственность " теряет социальный смысл . Оно ничего не говорит о реальной структуре населения страны Множество частных собственников разделяется на подмножества , различия между которыми гораздо важнее с социологической точки зрения , чем общий признак быть частным собственником . Для понимания социальной структуры западного 167 общества важнее не то , что владелец грошовой акции и владелец акций на миллионы долларов суть оба частные собственники , а то , что принадлежат к различным социальным слоям и социальным классам общества . Кроме того , отношения собственности настолько усложнились , что сами собственники зачастую уже не в состоянии разобраться в правовом аспекте своей собственности и принимать решения по своему усмотрению . Они нуждаются в особых специалистах и в особых государственных учреждениях для этого . Они выглядят в системе отношений собственности подобно мухам в паутине . Основная часть частной собственности приобрела символический и опосредованный характер . Символический ; значит выраженный и зафиксированный в денежных знаках и документах , так или иначе выразимых в деньгах . Опосредованный ; это значит , что использование каких - то объектов в качестве собственности осуществляется не самим собственником непосредственно , а посредниками . Основной функцией частной собственности для большинства граждан западного общества стада функция , подобная социальным гарантиям , какие имели место в коммунистических странах . Это ; своего рода эрзац таких гарантий . Люди , обладающие частной собственностью , легче переживают трудные периоды ( например , безработицу , инфляцию ). Они свободнее и увереннее в выборе жизненного пути . Их дети имеют лучшие условия для жизненного старта , выбора профессии , образования , карьеры . Собственность дает лучшие условия для общения и доступ к жизненным благам , уверенность в обеспеченной старости . Частная собственность охватила все сферы жизни западных людей , стала всеобъемлющим стимулом их жизнедеятельности , завладела их умами и чувствами . Приобретение и увеличение ее стало основным содержанием всех видов деятельности , включая политику , науку , искусство , спорт , преступный бизнес . Основная масса западоидов с рождения до смерти живет в атмосфере одержимости частной собственностью , стремления иметь ее любой ценой , накапливать , охранять . И нет ничего удивительного в том , что апологеты западнизма считают стремление людей к частной собственности врожденным . Желание освободить людей от 168 проклятия частной собственности , идущее со времен Христа и достигшее апогея в марксизме , завершилось ее тотальным триумфом .
ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Частное предпринимательство заключается в следующем . Частные лица , являющиеся юридически свободными гражданами общества , на свои средства ( деньги ), которые суть их частная собственность , создают деловые клеточки ; предприятия . Они суть частные предприниматели . Для этого они приобретают предметы , необходимые для деятельности клеточек , ; средства труда . Клеточку могут образовать члены семьи или группа людей , договаривающихся о совместной деятельности . Более сложный случай ; создатели клеточек нанимают людей , способных к деятельности , для которой создается клеточка . При всех обстоятельствах организаторы клеточек становятся их юридическими субъектами . Юридически устанавливаются отношения между юридическими субъектами клеточек и прочими членами ( сотрудниками , работниками ) клеточек . В случае наемных работников происходит разделение на работодателей и работобрателей ( наемных работников ). Их отношения точно также упорядочиваются соответствующими законами . Частный предприниматель сам волен решать , чем должна заниматься клеточка , как устроена , как сбывать продукцию и т . д . Частные предприниматели имеют право распоряжаться деятельностью клеточки и ее продуктами по своему усмотрению ; продавать или передавать другим , закрывать , реорганизовывать . Продукция клеточек предназначается не самим участникам их , а каким - то другим лицам , т . е . предназначается для сбыта за деньги ( для продажи ). Цель таких клеточек ; использовать частную собственность и свой труд или также труд наемных лиц , чтобы оправдать затраты и получить прибыль , которую можно использовать в качестве средств существования членов клеточек , для продолжения деятельности клеточек , для выплаты налогов и , возможно , увеличения клеточек . Частные предприниматели и их предприятия должны это делать в течение длительного времени и регулярно . И лишь постольку , поскольку для достижения этой цели 169 необходимо давать другим людям возможность зарабатывать на жизнь и добиваться каких - то успехов , эти клеточки играют общественно полезную роль . Не всякий частный предприниматель есть капиталист . Капиталистом я буду называть частного предпринимателя , который за деньги приобретает средства труда , нанимает работников для их использования , организует производство вещей или услуг , сбывает их за деньги . Он это делает с таким расчетом , чтобы после покрытия всех расходов иметь прирост денег ; прибыль . Причем он должен это делать в течение длительного времени и регулярно , ; это должно стать его постоянной работой . Короче говоря , капиталист есть человек ( объединение людей ), который живет за счет прибыли от организации какого - то дела путем покупки средств труда и найма рабочей силы . Источником его дохода является эксплуатация наемного труда . И делает он это на свой страх и риск . Капиталом я буду называть сумму денег , используемую для приобретения прибыли . Капитализмом я буду называть . совокупность явлений данного общества , которые касаются деятельности капиталистов и функционирования капиталов . Общество является капиталистическим , если в его экономике доминирует капитализм . Капитализм не есть нечто раз и навсегда данное . В западном обществе произошли изменения , причем противоречивые с точки зрения судьбы капитализма . Различают период " старого " и " нового " капитализма . Я их различие вижу в следующем . " Старый " капитализм был по преимуществу множеством индивидуальных капиталов , вкрапленных в общество некапиталистическое по общему типу . Хотя капиталисты хозяйничали в обществе , последнее еще не было тотально капиталистическим , поскольку степень вовлеченности населения в денежные отношения по законам капитала еще не была всеобъемлющей . Лишь в 20 веке западное общество стало превращаться в тотально капиталистическое , т . е . в западнистское . После Второй мировой войны отчетливо обнаружилась тенденция к превращению больших территорий и целых стран в объединения , функционирующие как огромные денежные системы и капиталы . Дело тут не в концентрации капиталов , хотя и это имело место , а в 170 организации жизни большинства населения этих объединений таким образом , будто оно стало средством функционирования одного капитала . Новое качество в эволюции капитализма возникло по линии вовлечения масс населения в денежные операции по законам капитала , увеличения множества таких операций и усиления их роли в жизни людей . Этот процесс был связан с усилением роли государства в денежных операциях , с разрастанием денежного законодательства , с упорядочиванием и регламентированием отношений между работодателями и наемными лицами , со структурированием предпринимательства , с ограничением конкуренции и свободы ценообразования , короче говоря ; с социальной организацией и регулированием всей системы жизни общества по законам функционирования денег в качестве капитала . В результате этого процесса подавляющее большинство членов западного общества , имеющих какие - то источники дохода , оказалось соучастниками деятельности банков как капиталистов , предоставляя в их распоряжение свои деньги , т . е . осуществляя основную часть денежных дел через банки . Сделав всех людей , получающих или имеющих какие - то деньги , в той или иной мере частичными капиталистами , не говоря уж об акционерах , западное общество стало почти что абсолютно капиталистическим . Капитализм стал тотальным . Но это был лишь один аспект эволюции капитализма . По другой линии происходил процесс в некотором роде ( с точки зрения нашей проблемы ) противоположный . В 20 веке , особенно после Второй мировой войны , произошли радикальные перемены в сфере частного предпринимательства . Назову основные из них . Подавляющее большинство частных предпринимателей начинает теперь дело не на свои деньги , а на деньги , взятые в банке в кредит , разумеется ; под проценты . Тем не менее , взяв деньги в кредит и начав дело , человек становится частным собственником . Становится формально , юридически . Фактическим собственником данного в кредит начального капитала является банк , причем тоже юридически . Взявший в кредит деньги предприниматель фактически выступает тут в роли служащего банка , который сам является частным предпринимателем . Таким образом , 171 тут происходит разделение частных предпринимателей на две группы ; кредиторов и должников . Они совместно затевают дело , деля прибыль между собою . Большинство мелких и даже средних предпринимателей становится таковыми не из врожденного стремления к наживе ( таковое не существует ), а просто будучи вынужденными на это обстоятельствами . Для них это ; способ заработать на жизнь , зачастую ; соответствующий их навыкам и профессиональной подготовке , но не менее часто ; не требующий особого обучения . Обычно они еле сводят концы с концами . Главная их цель ; выплатить проценты за кредит и сам кредит в банк , оставить себе и своей семье что - то на жизнь и поддерживать ход дела . Так что они в большинстве вынуждены довольствоваться минимальной ( а не максимальной , как считали марксисты ) прибылью . Да и то это далеко не всегда удается . Большой процент их разоряется довольно скоро . Разорение одних и появление других ; это нормальное явление в обществе частного предпринимательства . Некоторая часть добивается средней прибыли , позволяющей расширять дело , на что уходят годы каторжного труда , ничтожное меньшинство ухитряется преуспеть . Частное предпринимательство в рассматриваемом случае есть форма принуждения людей к труду , и к труду не такому уж легкому . Даже в тех случаях , когда дело процветает , частные предприниматели на этом уровне посвящают жизнь в основном работе . Обычно они работают больше своих наемных работников . Этот вид труда связан с нервотрепкой и с постоянной тревогой за будущее . Условия труда лиц соответствующих категорий в коммунистическом обществе ( заведующих , директоров предприятий ) неизмеримо легче . Вернемся к банку , у которого наш предприниматель берет деньги в кредит . Юридическим субъектом его может быть группа лиц ( директоров , членов совета ) во главе с избираемым ими президентом . Они все являются наемными работниками . Ни один из них не является собственником капитала банка . Собственником или собственниками являются другие лица . Так что юридический субъект предприятия , не являющийся собственником его капитала , распоряжается чужой собственностью и при этом считается частным 172 предпринимателем . И одновременно он является кредитором ( т . е . собственником !) по отношению к предпринимателю - должнику . Имеют место и другие варианты . Важнейшим следствием усложнения и укрупнения предприятий , концентрации капиталов и усложнения ситуации рынка явилось развитие класса управляющих и дифференциация функций предпринимателей на функции собственников и функции управляющих делом . В результате собственники утратили часть своей власти над делом , разделили ее с несобственниками , а порою уступили ее последним полностью . Большинство крупных фирм управляется не теми , кто ими владеет , а профессиональными менеджерами . Однако многие менеджеры являются собственниками значительной части своих фирм и имеют долю в других . Значительная доля в больших фирмах принадлежит другим крупным корпорациям , обычно банкам , страховым обществам и другим финансовым организациям . Они контролируют соответствующие фирмы и их менеджеров . Образуется сеть руководства бизнесом , которая принимает решения не только внутри отдельных фирм , но и вне их ; в других фирмах , поскольку корпорация владеет в них определенной долей . Лидеры различных корпораций сотрудничают друг с другом . Таким путем владельцы долей капиталов фирм контролируют менеджеров внутри фирм . Одним словом , складывается сложная , многомерная и многоступенчатая сеть отношений собственности и управления предприятиями . Частное предпринимательство фактически перестало быть неразрывно связанным с отношением частной собственности и с персональными собственниками . Капиталист либо рассеялся в массе людей , каждый из которых по отдельности не есть капиталист , либо превратился в организацию наемных лиц , либо стал подчиненным лицом денежного механизма . Понятия " капиталист " и " капитализм " потеряли социологический смысл . С ними уже нельзя адекватно описать специфику и сущность западного общества . Мелкий акционер , предприниматель , имеющий кредит в банке и ведущий дела через банк , пенсионер , рентнер , владелец большой суммы денег , президент банка , менеджер с огромным окладом , рабочий , совершающий денежные операции через банк , и т . д . ; все это суть 173 представители различных социальных категорий , хотя все они суть соучастники в деятельности одного огромного безликого капитала .
РЫНОК
Установился идеологический штамп в изображении рынка , который с незначительными вариациями кочует из книги в книгу . Согласно этому штампу , предприниматель на свою личную ответственность принимает решение , какие ценности производить , какие услуги предлагать и как именно все это делать . Он юридически свободен в своей предпринимательской деятельности . Потребитель , в свою очередь , свободен относительно своих доходов и выбора ценностей и услуг , предлагаемых предпринимателем . Предприниматель осуществляет свои планы в рамках свободной конкуренции , договоров , инвестиций и цен в соответствии со своими ожиданиями прибыли . Рынок поставляет предпринимателю информацию о спросе и предложении и координирует их . Производители узнают от потребителей , что им производить и за какие цены продавать . Производители не зависят друг от друга . Они стремятся делать вещи и выполнять услуги как можно лучше и продавать как можно дешевле , дабы привлечь потребителей . По выражению А . Смита , рыночные операции протекают так , как будто ими манипулирует " невидимая рука ". Последняя есть сам рыночный механизм , а не государство . Задача государства ; обеспечить рынку возможность выполнять его функции , не мешать ему работать , защищать от постороннего вмешательства . Надо различать идеологический образ рыночной экономики и ее реальность . Идеологический образ создается так . Из сложной среды реальной экономической жизни общества абстрагируются ее отдельные черты . Они идеализируются и объединяются в некоторое целое . Затем дело представляется так , будто эти черты исчерпывают всю экономическую систему или по крайней мере являются главными в ней . Делается это для одурачивания простаков из незападных стран с целью внушить им , будто достаточно ликвидировать их " отсталую " экономическую систему и ввести на ее место " передовую " рыночную экономику в том виде , как ее 174 изображают идеология и пропаганда , как в стране начнется экономическое процветание . Что такое рынок в реальности ? Западная экономика производит товары ( вещи и услуги ) для продажи за деньги . Совокупность продаж и покупок товаров и образует рынок . Не существует некий абстрактный рынок вообще . Существуют различные регионы , сферы , уровни , стадии развития рынка . Существуют и различные категории участников рынка и различные категории товаров . Одно дело ; продажа предметов быта в мелких магазинах . И другое дело ; продажа самолетов , кораблей , домов , земельных участков , больших партий оружия . Одно дело ; мелкие предприниматели . И другое дело ; промышленные империи с десятками и сотнями тысяч сотрудников . Рынок ; сложнейшая махина , и функционирует она не сама по себе , а как часть экономики общества и общества в целом . Функционирует изо дня в день , из года в год в океане разнообразных и взаимосвязанных отношений людей , событий и информации . В реальной жизни рынка можно заметить самые различные и даже взаимоисключающие явления , ; свободную конкуренцию и препятствование ( я употребляю слово " превентация "), определение предложения товаров спросом и определение спроса предложением , снижение и повышение цен , точный расчет и авантюристический риск , взлеты и банкротства , прибыли и убыток , свободное ( стихийное ) ценообразование и заранее рассчитанное намерение . Реальная рыночная экономика западных стран ; это сложнейшее переплетение всевозможных средств организации грандиозного процесса и всевозможных способов управления им . Только наивные люди могут верить , будто эта важнейшая сфера жизни западного общества пущена на самотек , предоставлена самой себе и какой - то мифической " невидимой руке ". Я думаю , что если бы можно было измерить всю ту интеллектуальную , волевую , расчетную , планирующую и командную работу , которая делается в сфере рыночной экономики Запада , и сравнить ее с соответствующей работой коммунистической командно - плановой системы , то мы были бы потрясены убожеством второй в сравнении с первой . Государство вмешивается в функционирование рынка в самых различных формах и по бесчисленным каналам ; налоги , полиция , суды , законы , министерства , комиссии , советы , кредиты , субсидии и 175 т . п . И все это воспринимается как нечто само собой разумеющееся , не заслуживающее внимания апологетов рынка . Достаточно проследить за средствами массовой информации хотя бы одну неделю , чтобы заметить то , что государство , партии , общественные организации и всякого рода комиссии занимаются систематическим вмешательством в работу рынка . Рынок постоянно находится под неусыпным оком общества и власти . И если он время от времени выходит из - под контроля и причиняет неприятности , то причины этого надо искать не в нем самом , а в обществе и во всех тех , кто его пытается контролировать .
ДЕНЬГИ
Испокон веков деньги выполняли функции знака и меры ценностей . Затем к этим функциям присоединилась функция капитала . В современном западном обществе , особенно после Второй мировой войны в полную силу развилась еще одна их функция , деньги стали универсальным и всеобъемлющим средством измерения . Деньги стали ( подчеркиваю , стали теперь , а не были такими изначально !) главным регулятором всей основной жизнедеятельности людей западного общества , основным побудительным мотивом , целью , страстью , заботой , контролером , надсмотрщиком , короче говоря ; их идолом и богом . Западные люди одержимы деньгами вовсе не потому , что они морально испорчены ( в моральном отношении они не хуже людей обществ иного типа ), а потому , что деньги стали абсолютно необходимым условием , средством и формой их жизнедеятельности . В деньгах концентрируется и символизируется вся суть жизни людей в этом обществе . Это есть та реальная социальная атмосфера , которой они дышат , социальная пища , которой они питаются , социальная среда , в которой они движутся в поисках средств существования . Деньги для западного человека ; это возможность иметь все то , что необходимо для жизни , и иметь то , что сверх необходимого . Это ; возможность иметь комфорт , образование , культуру , здоровье , удовольствия . Это ; уверенность в завтрашнем дне , уверенность в будущем детей . Кто бы ни был западный человек , он так или иначе , прямо или косвенно , 176 сам или через других людей вынужден быть участником , объектом и субъектом денежного тоталитаризма . По вещной форме деньги обычно разделяют на такие категории : 1) товарные деньги , имеющие ценность как вещи , т . е . сами по себе ; 2) бумажные денежные знаки и монеты ; 3) ценные бумаги , чеки , кредитные карты , юридические денежные документы . Я называю собственно деньгами только указанные во втором пункте денежные знаки , выпускаемые специальными банками и охраняемые государством , ; государственные денежные знаки . Так называемые товарные деньги начинают играть роль денег в экстремальных ситуациях . В нормальных условиях они суть вещные ценности , оцениваемые в государственных деньгах и в принципе обмениваемые на них . Указанные в третьем пункте бумаги суть , по моей терминологии , знаки денег или метаденьги . Они предполагают в основе государственные деньги и возможность иметь с их помощью денежные знаки . Так что деньги , без которых немыслим капитал и капитализм , суть фактор государственности , т . е . суть явление не только в деловом аспекте общества , но и в коммунальном . Лишь государственные деньги являются тем универсальным и всеобъемлющим инструментом общества , о котором говорилось выше . В этой форме они становятся основой для высшей стадии эволюции денежной системы , ; для системы условных денег , т . е . для учета , расчета и регулирования деятельности и отношений людей в числах , обозначающих величины денег , но без участия реальных денежных знаков . Люди получают заработную плату , осуществляют покупки , оплачивают бытовые услуги , платят налоги , получают кредиты , короче говоря ; осуществляют бесчисленные денежные операции , не прикасаясь руками к деньгам . И все те , кто вовлечен в эти дела , по большей части тоже не прикасаются к этим деньгам . Производятся банковские расчеты в неких потенциальных деньгах , происходит передвижение воображаемых денег путем манипуляций с числами на бумагах , относящихся к определенным людям , учреждениям , организациям и предприятиям . Как рядовые граждане , так и предприятия во многих случаях должны расплачиваться наличными . Но это в основном мелкие операции . Операции с участием значительных сумм денег и в этих случаях совершаются посредством чеков и кредитных карточек 177 ( пластиковых денег ), которые делают эти операции безналичными . Огромные денежные суммы циркулируют в сфере преступности и в незаконных операциях в общем и целом непреступных граждан . Но это не умаляет доминирующую роль условных денег . Условные деньги не сводятся к реальным . Они суть новое качество в социальных отношениях людей . Величина условных денег , циркулирующих в обществе , во много десятков раз превосходит величину реальных денег , которых было бы достаточно для нормальной жизни общества , если бы условных денег не было . Но общество уже не может жить без последних . Уровень условных денег как всеобъемлющий и доминирующий стал возможен благодаря развитию определенной тонкой технологии и компьютерам . Практические его удобства несомненны . Но власть денег над людьми от этого не ослабла , а усилилась . Она приняла еще более принудительные формы , неимоверно расширив при этом круг подвластных . Практически почти все занятые ( имеющие работу ) люди оказались подданными тоталитарного денежного режима . Ослабить власть этого режима можно только одним путем , а именно усилением своей деловой активности , стремлением любыми средствами увеличить свой счет в банке или хотя бы свести концы с концами . Банк , хотя в нем и работают люди , имеет дело с обезличенными числами . Он беспощаден . Власть денежного тоталитаризма вынуждает людей на более интенсивную жизнедеятельность , а все общество ; на более интенсивный обмен веществ , какого не знали и не знают общества иного типа . Уйти полностью из - под власти этого режима можно только такими путями : быть от рождения или стать очень богатым человеком , самому войти в касту диктаторов , удовольствоваться каким - то постоянным источником дохода , уйти в сферу преступности или опуститься на уровень полной нищеты .
Свидетельство о публикации №216062701013