4

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
Идеологическую сферу общества  ( сокращенно   ;   идеосферу )  образует множество людей и их объединений ,  в совокупности выполняющих функции по обработке сознания людей и управления ими путем воздействия на их сознание ,  делающих это профессионально и удовлетворяющих свои потребности за счет этой профессии .  Этот их статус узаконен .  Они действуют в рамках государственных  ( юридических )  законов данного общества .  Если какое - то явление менталитетного аспекта  ( обращаю внимание    ;    аспекта ,  а не сферы !)  выходит за рамки юридических законов общества или даже запрещено законом ,  но все - таки существует нелегально ,  оно не есть компонент социальной организации этого общества .  К числу таких явлений относятся ,  например ,  запрещенные религиозные секты и революционные организации ,  стремящиеся к свержению существующей социальной организации .  В современных обществах идеосфера разделяется на религиозную и нерелигиозную  ( светскую ,  гражданскую ),  причем вторая доминирует .  В дальнейшем мы будем иметь в виду вторую ,  говоря об идеосфере .  Людей ,  образующих идеосферу ,  будем именовать идеологами .  Объектом деятельности идеологов являются люди .  Причем не люди вообще ,  а члены их общества ,  и не все в людях ,  а лишь их сознание .  Задача идеологов  ;  не изучение сознания таким ,  каким оно является само по себе ,  независимо от идеологов ,  а формирование сознания людей таким ,  как это требуется интересами самосохранения общества .  Идеологи призваны делать сознание таким ,  какое требуется заранее заданным образцом .  Конечно ,  они в какой - то мере изучают сознание как материал своей работы ,  как - то опираются на то ,  что складывается в сознании людей стихийно ,  на основе их 140 жизненного опыта и общения с окружающими людьми .  Но они делают и нечто такое ,  что в сознании людей без них не существует .  Они участвуют в производстве человеческого материала ,  адекватного условиям и потребностям общества ,  обслуживая один аспект этого производства  ;  аспект менталитета .  На заре человечества функции идеологов выполняли знахари ,  колдуны ,  целители ,  шаманы и т . п .,  потом    ;    жрецы ,  потом    ;    служители религии .  В наше время их дело продолжают философы ,  социологи ,  писатели ,  журналисты и прочие производители  " духовной пищи "  для многомиллиардного прожорливого и в этом отношении человечества .  Конечно ,  за миллионы лет тут имел место прогресс .  Но прогресс все в том же деле ,  в  " пробуждении "  сознания людей путем их идейного оболванивания .  Множество людей ,  образующих идеологическую сферу общества ,  не есть всего лишь скопление одиночек .  Их объединяет в единую сферу ,  во - первых ,  общее дело ,  которым они заняты , ;  работа над менталитетом членов общества ,  профессиональная подготовка ,  употребляемые ими средства ,  допуск к этой работе ,  вознаграждение за нее .  Во - вторых ,  какая - то их часть организована в группы и даже в сложные иерархизированные организации ,  учреждения ,  предприятия .  А прочие из них рассеяны по другим клеточкам общества ,  в которых они выполняют функции ,  в совокупности образующие единый поток .  Это единство достигается за счет профессиональной подготовки и дела ,  которое они должны выполнять в клеточках .  Они просто не способны поступать по - другому .  К тому же идеологическая сфера опирается на государственную организацию ,  поддерживается ею ,  служит ей и сама использует ее в своих интересах .  Опорой ей являются и другие сферы  ;  экономическая и культуры .  С точки зрения организации идеологическая сфера общества заключена в пределах от одной всеобъемлющей организации до множества сравнительно автономных организаций и " неорганизованных " ( в рассмотренном выше смысле )  индивидов ,  т . е .  в пределах между монизмом и плюрализмом .  Пример первой крайности  ;  общества с единственной государственной церковью или нерелигиозной идеологией  ( например ,  мусульманские и коммунистические страны ).  Вторую крайность можно наблюдать в западных странах .  Плюрализм в идеосфере не означает наличие 141 нескольких идеосфер ,  подобно тому ,  как плюрализм в экономике не означает наличие нескольких экономических сфер .  Это  ;  плюрализм в рамках одной идеосферы .  В результате деятельности идеосферы в обществе создается и постоянно поддерживается своего рода идеологическое поле ,  в сфере влияния которого вынуждены жить все члены общества на всех ступенях социальной иерархии и от рождения до смерти .  Вместо слова  " поле "  можно употреблять более сильные слова  " клетка "  или " камера ".  В эти идеологические клетки загоняются не только те ,  кто подвергается идеологической обработке ,  но и те ,  кто их обрабатывает .  Это осуществляется путем заполнения мозгов людей определенным идейным содержанием и обучения их определенному способу оперирования содержанием сознания ,  способу думания ,  " шевеления мозгами ".  Это происходит не как одноактная операция ,  а как процесс жизни в постоянно поддерживаемом и возобновляющемся идеологическом поле   ;   в постоянном потоке слов ,  образов текстов и т . п .,  вливающемся в головы людей .  Фундаментальная функция идеосферы   ;   сделать основную массу членов общества  ( желательно       ;       всех )  неспособной к самостоятельному и объективному пониманию явлений реальности ,  позволяя им в этом отношении лишь то ,  что необходимо и достаточно для исполнения ими их социальных функций .  Идеосфера создает и сохраняет клетку для сознания людей не по злому умыслу ,  а по той причине ,  что без этого вообще невозможно превращение больших масс людей в обладающие сознанием существа .  Дело в том ,  что сознание людей не есть нечто биологически прирожденное .  Оно явилось изобретением истории человечества .  Оно  " пробуждалось "  исторически с нуля ,  если не считать биологические предпосылки .  И в наше время оно у вновь рождающихся людей  " пробуждается "  с нуля и является искусственным продуктом их индивидуального формирования .  Сам процесс  " пробуждения "  сознания есть процесс создания какой - то " клетки "  для него ,  ибо эта  " клетка "  есть не что иное ,  как материя сознания .  Оно просто не может существовать эмпирически без такой " клетки ".  Не загоняя сознание в  " клетку ",  его просто не  " пробудишь "  к жизни .  А тут речь идет о сознании огромного числа людей ,  причем в ряде поколений .  А люди   ;   отнюдь не социальные ангелы .  Они 142 должны быть организованы и соблюдать определенные нормы поведения ,  дабы их объединение могло сохраняться как целое .  В самой природе сознания не заложено на этот счет никаких предписаний и ограничений .  Это должно быть специально изобретено и привнесено в сознание каждого человека извне ,  причем навязано ему в принудительном порядке .  Сознание людей всегда " пробуждалось ",   " пробуждается "  и будет всегда  " пробуждаться "  лишь настолько ,  насколько это требуется интересами самосохранения их объединений ,  а не в соответствии с его абстрактно мыслимыми потенциями и не ради некоего прогресса человеческого интеллекта вообще .  Подавляющее большинство членов общества обречено жить в идеологической клетке .  Лишь немногим одиночкам удается вырваться из нее в какой - то мере .  Но они рассматриваются обычно как отклонения от нормы ,  каковыми они и являются на самом деле .  Благодаря деятельности идеосферы в обществе создается достаточно большое число людей с осредненным и стандартизированным сознанием .  Эти люди образуют среду одинаково думающих ,  одинаково оценивающих явления жизни и одинаково поступающих в определенных ситуациях граждан .  Они определяют суммарное состояние менталитета общества .  Они вовлекаются в определенные действия ,  организуемые представителями идеосферы ,  становятся частью ее механизма в овладении  " душами "  членов общества .  Так что идеологическое поле ( клетка ),  о котором я говорил выше ,  есть не нечто бестелесное .  Это  ;  вполне телесная организация и самоорганизация человеческой массы ,  создаваемая и постоянно поддерживаемая идеосферой .  Сила идеосферы  ;  это не только средства воздействия на сознание людей ,  которыми она располагает профессионально ,  и не только ее поддержка со стороны государства и других сфер общества ,  но и только что рассмотренная масса членов общества .  Идеи ,  говорил Маркс ,  становятся материальной силой ,  когда овладевают массами .  Но идеи овладевают массами не сами по себе ,  не своим содержанием как таковым ,  а лишь постольку ,  поскольку существует материальный механизм ,  вырабатывающий эти идеи и вбивающий их в головы людей .  Такой механизм и образует идеосфера и создает его в обществе своей жизнедеятельностью .  143 Исторически чисто опытным путем  ( методом случайных проб и ошибок )  были найдены средства исполнения специфической функции идеосферы .  Никакого научного понимания сознания у идеологов никогда не было ,  как нет его до сих пор .  Но оно и не требовалось .  Задача стояла ,  стоит и будет вечно стоять одна :  сделать сознание всех членов человейника более или менее одинаковым в некоторых отношениях ,  сделать людей способными жить в человейнике приемлемым образом ,  способными ориентироваться в окружающей среде и при этом не выходить за некоторые рамки ,  выход за которые угрожает самосохранению человейника .  Поскольку сознание заключается в способности оперировать знаками ,  то и основным средством воздействия на него стали специально изобретенные знаки и определенные правила оперирования ими в отношении обрабатываемых людей   ;   совокупность особого рода слов ,  фраз ,  текстов ,  учений .  Даже тогда ,  когда используются другие изобразительные средства  ( иконы ,  портреты ,  статуи ,  зрелища ,  музыка ),  всегда предполагается их связь со знаками языка и истолкование в этих знаках .  Будем такую совокупность знаков называть идеологической или идеологией в узком смысле слова .  Идеология может быть зафиксирована явно в виде одного систематизированного учения ,  как это имеет место ,  например ,  в случае великих религий и марксизма - ленинизма ,  или может оставаться несистематизированной ,  рассеянной по многочисленным и разнородным текстам так ,  что изложить ее в виде единого систематичного учения представляется весьма затруднительным делом ,  как это имеет место ,  например ,  в современных западных странах .  Возможны смешанные варианты между этими крайностями .   Идеология проявляется в том ,  каким образом данные научного познания и творчества в сфере культуры преподносятся членам общества в книгах ,  газетах ,  журналах ,  театре ,  кино ,  телевидении и вообще во всем том ,  что люди видят ,  слышат ,  читают .  Есть два пути абстрагировать ее в качестве особого социального феномена .  Первый путь  ;  попробовать выявить в океане информации и зрелищ какие - то общие ее черты и зафиксировать их в виде систематизированного учения .  Но какими при этом критериями выделения идеологических явлений руководствоваться ?  Я думаю ,  что для этого есть второй путь ,  который я здесь предпочитаю ,  а именно    ;    указать метод 144 ( совокупность критериев ),  с помощью которого можно в каждой частичке упомянутого океана информации и творчества отличить то ,  что относится к идеологии   ;   указать критерии отличения явлений идеологии от других .  Первый из упомянутых путей зависит от этого второго .  Идеология создается по определенным правилам ,  которые в совокупности образуют идеологический способ мышления  ( или аппарат идеологизированного сознания ).  Этот способ прививается всем идеологически обрабатываемым людям  ( в той или иной мере ,  конечно ).  Благодаря этому способу люди и без идеологов делают то же самое в отношении явлений бытия ,  которые они наблюдают ,  в которых они участвуют и о которых узнают от других людей и из средств информации ,  что делают или делали бы профессиональные идеологи .  Они научаются сами идеологически  " переваривать духовную пищу ",  как - то получаемую для своего сознания ,   ;    научаются сами сохранять идеологическую клетку для своего сознания .  Люди не могут вечно находиться под контролем идеологов .  Идеологи не могут уследить за всем и за всеми .  Так что значительная часть идеологической работы передается самим обрабатываемым .  Идеи овладевают массами тогда глубоко и устойчиво ,  когда их " переваривание "  в нужном духе становится привычным делом для представителей масс .  Для того чтобы охарактеризовать идеологический способ мышления ,  надо отличить его от научного .  Назову ,  например ,  такие черты последнего :  непредвзятость ,  беспристрастность ,  объективность ,  профессиональность ,  логичность и диалектичность .  Идеологический способ мышления является с этой точки зрения антиподом научного .   Рассмотрим самые фундаментальные черты идеологического мышления  ( идеологизированного сознания ),  знание которых позволит читателю составить себе достаточно определенное представление об этом феномене .  Задача идеологов состоит в том ,  чтобы научить и приучить людей видеть и понимать окружающий мир и самих себя не такими ,  какими они являются сами по себе  ( объективно ,  в силу законов бытия ),  а такими ,  как это требуется согласно априорным учениям самих идеологов ,  ;   учить людей не самостоятельному познанию 145 бытия ,  а тому ,  как люди должны видеть бытие ,  что пропускать в свое сознание из того ,  с чем им приходится сталкиваться ,  и в каком виде .  Иначе говоря ,  идеологи изобретают определенное видение ( понимание )  бытия ,  и оно становится априорным по отношению к формируемому сознанию членов общества .  Идеологи навязывают это видение всем членам общества ,  включая и самих себя ,  поскольку и в их сфере происходит воспроизводство человеческого материала ,  выполняющего функции идеосферы ,  поскольку они сами обучаются тому же .  Надо различать то ,  как исторически формируется идеология ,  и то ,  как она функционирует ,  сформировавшись в основных чертах .  На первом пути она исходит из каких - то результатов познания и постоянно подпитывается ими ,  использует какие - то средства познания .  Но она делает это не с целью познания ,  а с целью создания средств исполнения своей функции в обществе ,  ;   с целью создания аппарата априорного видения мира и переработки сведений об этом мире в духе этого аппарата .  Идеологи изобретают определенного рода интеллектуальные ( языковые )  схемы ,  штампы ,  клише ,  этикетки ,  ярлыки ,  образы ,  обобщающие примеры и образцы ,  притчи ,  крылатые фразы ,  лозунги и т . п .,  причем не в качестве подсобных средств на пути к познанию бытия таким ,  каково оно есть ,  а в качестве конечного и высшего результата познания .  Они сами претендуют на роль высшей истины ,  истины в последней инстанции .  Люди должны усвоить эти продукты идеологов и лишь через них смотреть на явления бытия .  Эти идеологические продукты производятся и воспроизводятся для разных кругов потребителей идейной пищи ,  одни для всех  ( как религиозные учения ),  другие   ;   для избранных  ( как философские концепции ).  Но качественно они суть явления одной природы .  Их социальная функция   ;   дать людям априорный интеллектуальный аппарат восприятия окружающего их мира и интеллектуальной ориентации в нем .  Будучи необходимым и полезным на начальных этапах формирования сознания людей и их объединений ,  этот аппарат со временем разрастается и приобретает мощь клетки для сознания людей .  Будучи вынужден в какой - то мере и на какое - то время уступить научному познанию и поделив с ним власть над душами людей ,  он в конце концов вновь возвращается к своему 146 изначальному всевластию на новой ступени .  Классическими образцами отношения между идеологией и научным познанием могут служить костры инквизиции прошлого ,  а в наше время   ;   идеологические оргии в недавние годы в коммунистических странах и антикоммунистические оргии в западных странах в период холодной войны и особенно после разгрома коммунистического социального строя в странах советского блока .  Другая черта ,  отличающая идеологическое мышление от научного ,  пристрастность .  Задача идеологической сферы      ;      самосохранение общества ,  защита его социальной организации и сложившегося образа жизни населения ,  а также защита от врагов .  Естественно ,  в содержание идеологии должна входить апологетика существующего социального строя ,  создание образов врагов как носителей зол ,  выработка у людей определенного субъективного отношения к явлениям бытия  ( определенной системы их оценки ),  а также определенной системы ценностей ,  которая призвана придать априорный смысл жизни людей и влиять на поведение их как членов общества .  Проведите хотя бы самое примитивное исследование идейного состояния населения западных стран ,  и вы установите факт ( впрочем ,  очевидный и без исследования ),  что сознание западных людей битком набито не только априорными штампами в отношении всех важнейших явлений бытия ,  но и априорными оценками этих явлений .  Идеологические учения создаются для широких слоев населения ,  а не для профессиональных исследователей .  Они неоднородны ,  различаются по степени трудности ,  вернее    ;    по степени запутанности ,  словесных ухищрений ,  суемудрия .  Тем не менее все они сочиняются с расчетом на то ,  чтобы у них были потребители ,  и чтобы потребители соответствующих уровней смогли что - то  " проглотить "  и  " переварить ".  На низшем ,  а значит ,  на самом широком уровне они должны легко запоминаться ,  быть образными и общедоступными ,  производить впечатление на чувства ,  должны отвечать каким - то желаниям людей ,  сулить исполнение желаний ,  создавать иллюзию понимания и приобщенности к высочайшей мудрости ,  интриговать ,  мистифицировать .  Даже тогда ,  когда они сочиняются мыслящей элитой и вроде бы предназначаются для избранных  ( вроде гегельянства ,  марксизма ,  всякого рода модных философских концепций     19     и     20     веков ),  они исполняют 147 идеологическую функцию ,  поскольку из них извлекаются отдельные слова ,  изречения и сравнительно простые для запоминания тексты ,  которые пускаются в идеологический оборот .  Тучи интерпретаторов работают над этим .  Их продукция тоже кажется для довольно широких кругов понятной и дающей успокоительные объяснения .  Успокоительные в том смысле ,  что люди ,  воспринявшие их ,  считают ,  что теперь им  " все понятно ".  Идеологические учения ,  на каких бы высотах словоблудия они ни возникали ,  должны быть так или иначе " заземлены ",  т . е .  должны опуститься на уровень обывательского мышления или ,  что то же самое ,  поднять обывательское мышление на уровень воображаемых высот мышления идеологического .  Классический пример на этот счет   ;   вульгаризация марксизма в Советском Союзе .  Ясность и понятность идеологических феноменов является ,  однако иллюзорной ,  что тоже входит в число черт идеологии .  Идеология возникает на сравнительно высоком уровне менталитета ,  о чем говорит состав языковых выражений ,  которыми она оперирует :  " вселенная ", " вечность ", " разум ", " бог ", " движение ", " дух ", " человек ",  " власть ",   " добро ",   " зло ",   " судьба "  и т . д .  Все эти выражения изобретались и до сих пор циркулируют на дологическом и внелогическом уровне .  Все они нуждаются в особых истолкованиях ( в интерпретации ),  чтобы создавать иллюзию осмысленности и понятности .  И эту функцию выполняют профессиональные идеологи всех сортов ,  начиная от самых примитивных попов и кончая рафинированными теологами и философами ,  засоряющими мозги людей заумной и ,  как правило ,  логически бессмысленной фразеологией .  Идеология претендует на статус истины ,  причем истины наивысшей .  И когда - то она имела на то основания ,  когда люди еще не очень далеко ушли от животного состояния ,  когда не было еще науки ,  и идеологи возвышались над прочими собратьями именно в отношении познания реальности и развитости интеллекта .  Но эти времена прошли ,  по крайней мере    ;    в развитых обществах современности .  Фактически же идеология заключена в пределы от очевидных истин до тотальной фальсификации всего ,  что касается познания явлений бытия .  То ,  на что мы привыкли смотреть свысока в бормотаниях и жестах мудрецов примитивных народов ,  в современных обществах развилось в космически огромный мир идеологического оболванивания сотен миллионов людей .  В идеологии есть отдельные элементы ,  которые имитируют истину ,  создают впечатление истины .  Есть даже отдельные истинные утверждения .  Но в целом и в основном в ней доминирует то ,  что уводит от реальности и создает картину нереального ,  вымышленного мира .  Эта картина не есть ложь ,  к ней просто неприменимы понятия истинности и ложности .  Это   ;   явление качественно иного рода .  Идеологическая картина не мешает людям в их повседневной жизнедеятельности .  В большинстве случаев люди даже не отдают себе отчета в том ,  что они находятся в поле ее влияния  ( заключены в идеологическую клетку ).  Идеологическое мышление дает о себе знать не в каждом слове и не в каждой фразе .  Зачастую люди живут так ,  как будто никакой идеологии вообще нет .  Им не приходится предпринимать попытки преодолевать поле идеологии ,  подобно тому ,  как они живут в поле физического тяготения и выполняют свои жизненные функции привычным образом .  Но идеологическое поле может обнаружить себя именно в одном слове и в одной фразе , ;  все зависит от того ,  что это за слово и что за фраза ,  и в какой ситуации они высказываются .  Сколько людей было убито ,  сожжено и посажено в тюрьмы за такие слова !  Вымышленный мир ,  изобретаемый идеологами ,  создается так ,  чтобы он походил на настоящий ,  включал в себя элементы реальности ,  не мешал людям исполнять их житейские функции .  Более того ,  он создается так ,  чтобы в какой - то мере облегчал людям жизнь ,  избавляя от необходимости размышлений ,  колебаний ,  трудных решений ,  излишних тревог .  Для подавляющего большинства людей это   ;   благо .  Без этого не просто людям было бы хуже жить ,  без этого общество вообще не смогло бы долго существовать .  Идеологическое учение есть не просто сказка о бытии ,  а руководство к поведению людей .  Оно в этой роли по самой своей сути должно быть догматичным и априорным ,  установочным независимо от изменений и вариаций реальных ситуаций .  Оно дает правила поведения людей в определенных ситуациях без научного понимания этих ситуаций ,  можно сказать  ;  вслепую  ( без раздумий ).  Потому идеология не терпит критики в свой адрес и реформ .  После того как она сложилась на основе какого - то познания и жизненного 149 опыта ,  она должна функционировать в неизменном виде как вневременная истина ,  имеющая априорную силу .  Классическим примером на этот счет могут служить великие религии .  Отказ от привычной идеологии повергает людей в состояние идейного хаоса и растерянности .  Они сами не в состоянии выработать объективное понимание ситуации и соответствующие правила поведения .  Грандиозный пример этому дает идейный крах советского населения после отмены марксизма - ленинизма в качестве государственной идеологии  ( в годы  " перестройки "  и контрреволюции после   1985   года ).  Идеологическое мышление является нелогическим с точки зрения формального аппарата   ;   дологическим ,  антилогическим и псевдологическим .   Со времени Наполеона ,  который с презрением относился к идеологии и идеологам ,  пошла традиция смотреть на идеологию как на ложное ,  извращенное отражение реальности .  В справочниках и словарях часто идеология так и определяется  ;  как ложное учение .  Я такой взгляд на идеологию отвергаю .  Но я тем самым не хочу сказать ,  будто идеология дает истинное отражение реальности .  Такое утверждение тоже было бы ложно .  Тут есть третья возможность ,  а именно   ;   что идеология ни истинна ,  ни ложна .  Ее вообще нельзя рассматривать с точки зрения истинности и ложности .  Отдельные фрагменты ,  будучи взяты сами по себе ,  т . е .  вне их идеологической среды и исключительно с точки зрения и отношения к реальности ,  могут оказаться истинными или ложными .  Подходить же к идеологии в целом с критериями истинности и ложности   ;   это все равно ,  как рассматривать картины Пикассо ,  Кандинского и ряда других художников    20    века того же рода с точки зрения их адекватности какой - то якобы изображаемой реальности .  В отношении идеологии и ее частей уместна оценка в соответствии с критериями эффективности воздействия их на умонастроения и поведение людей .  При этом утверждения идеологии не непосредственно соотносятся с реальностью ,  а опосредованно ,  т . е .  в качестве факторов поведения людей и их объединений вплоть до целых стран и народов .  Идеология извращает реальность .  Но она это делает в основе своей не в силу дурных намерений и глупости ,  а в силу своей роли и 150 средств исполнения роли ,  т . е .  изобразительных средств .  Лишь на этой морально безупречной основе развивается практика сознательного извращения реальности и система приемов для этого .  При этом идеология переходит в пропаганду .  В сфере идеологии начинают доминировать специалисты ,  готовые проводить любую пропагандистскую линию за те блага ,  какие дает им их профессия и положение в обществе ,  и из корыстных и карьеристских соображений .  Как в случае с коммунистической идеологией продолжателями дела ее основателей стала огромная армия беспринципных прохвостов ,  так и законными наследниками великих основателей идеологии западнизма стали интеллектуальные пигмеи ,  безнравственные шкурники и карьеристы ,  не уступающие в этих качествах наследникам Маркса .  И это не есть некое перерождение .  Это   ;   результат нормального естественно - исторического развития самой идеологической сферы в силу ее объективных законов . 




СУПЕРУРОВЕНЬ ОБЩЕСТВА
 Суперуровень общества образуют явления ,  которые возникают на основе микроуровня и макроуровня ,  в зависимости от них и под их влиянием ,  но не сводятся к ним .  Они не входят в компоненты социальной организации общества на микроуровне и макроуровне или выходят за их рамки .  Они возникают ,  надо думать ,  уже на ранних стадиях развития обществ и в сравнительно простых и небольших обществах .  Но они становятся значительным и влиятельным компонентом структуры обществ лишь в достаточно больших и сложных обществах .  В современных огромных и высокоразвитых обществах они достигают таких масштабов и такого влияния на жизнь обществ ,  что во многих отношениях они начинают доминировать над явлениями других уровней .  Компоненты суперуровня социальной организации общества является так или иначе узаконенными и действующими в рамках законности .  В частности ,  одной из функций государства является узаконивание основных логических классов и даже создание таковых .  Так что не государство явилось следствием разделения общества на классы ,  а наоборот ,  возникновение государства 151 одновременно означало и имело следствием установление социальных классов .  При этом на представителей различных классов накладывались определенные обязанности и ограничения ,  представителям каких - то классов предоставлялись особые права и привилегии  ;  узаконивалось классовое неравенство .  Устанавливались определенные отношения между классами и между классами и государством .  И это играло решающую роль в закреплении социальной организации общества .  Все это так или иначе фиксировалось в документах ,  имевших юридическую силу .  Так ,  например ,  в феодальных обществах были узаконены сословия дворян ,  крестьян ,  мещан и т . п .  Но не только в них .  В советской конституции было зафиксировано разделение граждан на рабочих и крестьян ,  а также интеллигентскую прослойку .  В официальных документах советские люди на вопрос о социальном положении называли также класс служащих .  И в современных западных странах существуют бесчисленные юридические законы ,  фиксирующие социальное положение  ( т . е .  классовую принадлежность )  граждан .  Это    ;    одно из оснований налоговой системы .  Кроме того ,  существует педантично разработанная система всякого рода официальных документов об образовании и квалификации ,  без которых ,  как правило ,  невозможно заниматься соответствующей деятельностью .  В современных обществах на суперуровне складывается гигантское число социальных объединений ,  включая профсоюзы ,  партии ,  движения и т . д .  В западных обществах на этом уровне сложилось то ,  что называют гражданским обществом .  На суперуровне складываются предпосылки сверхобщества .




ЗАПАДНИСТСКОЕ ОБЩЕСТВО
 Словом  " западнизм "  я называю социальный строй современных стран западного мира .  К числу этих стран относятся США ,  Франция ,  Германия ,  Англия ,  Италия ,  Канада ,  Австралия ,  Австрия ,  Бельгия и другие западноевропейские страны .  Я не называю социальный строй этих стран словами  " капитализм "  и  " демократия "  потому ,  что слово " капитализм "  характеризует эти страны лишь с точки зрения экономики ,  да и то односторонне ,  а слово  " демократия "  обозначает 152 лишь одну из сторон политической системы этих стран .  К тому же эти слова стали многосмысленными идеологическими выражениями ,  а не научными терминами .  Реальный социальный строй современных западных стран содержит элементы капитализма и демократии ,  но не сводится к ним .  Общества западнистского типа сложились и завоевали лидирующее положение в человечестве благодаря усилиям народов западноевропейских .  При этом более или менее одновременно сформировались французы ,  немцы ,  англичане ,  итальянцы и другие народы .  Они сформировались в составе единой западноевропейской цивилизации .  У них выработались сходные черты ,  позволяющие говорить о народах и о людях западнистского типа .  Назовем их западоидами .  При этом более или менее одновременно сформировались французы ,  немцы ,  англичане ,  итальянцы и другие народы .  Все авторы единодушно отмечают такие черты западных народов  ( народов из западоидов ).  Повышенная склонность к индивидуализму .  Высокий интеллектуальный и творческий уровень ( сравнительно с другими народами ,  конечно ).  Изобретательность .  Практицизм .  Деловитость .  Расчетливость .  Конкурентоспособность .  Авантюристичность .  Любознательность .  Эмоциональная черствость .  Холодность .  Тщеславие .  Повышенное чувство собственного достоинства .  Чувство превосходства над другими народами .  Высокая степень самодисциплины и самоорганизации .  Стремление управлять другими и способность к этому .  Способность скрывать чувства .  Склонность к театральности .  Почти все они в той или иной мере побывали в роли завоевателей и колонизаторов .  Читатель должен вспомнить то ,  что выше говорилась о соотношении качеств народа в целом и качеств отдельных его представителей .  Упомянутые качества западоидов не присущи каждому их них по отдельности .  Они  " растворены "  в массе их .  Люди западоидного типа и качества западоидности встречаются у всех достаточно больших и сравнительно развитых народов .  Но у западных народов процент людей с качествами западоидов и концентрация  " раствора "  западоидности выше ,  чем у других народов ,  причем величина этого " выше "  оказалась достаточной ,  чтобы образовать качественное отличие .  153 Упомянутые свойства существовали у предков западоидов в виде каких - то природных задатков .  Люди с такими задатками оказались жизнеспособными .  Со временем число их росло .  Они становились примером для других ,  культивировали эти свойства у своих детей .  Эти свойства доказывали свою полезность и выгодность для отдельных людей и их объединений в целом .  Происходил процесс ,  подобный выведению культурных растений и животных .  Только тут активными деятелями процесса были сами выводимые существа .  Потом вступили в дело средства воспитания ,  образования ,  обучения ,  идеологии ,  пропаганды ,  культуры .  Они сделали селекционный стихийный процесс сознательным и целенаправленным .  В результате сформировался человеческий материал ,  благодаря которому западная цивилизация стала самой значительной в истории человечества ,  породила самые высокоразвитые общества и заняла лидирующее положение в современном эволюционном процессе человечества .




ЗАПАДНИСТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
 Сфера государственности западных стран огромна по числу занятых в ней людей  ( нанимается от  15  до  20  и даже более процентов работающих граждан ),  по затратам на нее общества и по месту ,  которое она занимает в жизни членов общества .  О ней существует необъятная литература .  Суждениями о ней переполнены сообщения средств массовой информации .  Западная идеология и пропаганда буквально буйствует ,  прославляя ее .  Описания ее можно найти в бесчисленных справочниках ,  учебниках и специальных монографиях .  И в этом океане слов процентов девяносто  ( если не больше )  занимает то ,  что посвящено демократии .  Если западнистскую экономику определяют одним словом  " капитализм ",  то западнистскую государственность определяют одним словом  " демократия ".  Во время холодной войны и особенно после краха советского коммунизма это слово фактически приобрело статус святости .  Надо различать демократию как элемент государственности ( государственную демократию )  и демократию как совокупность правовых норм  ( правовую или гражданскую демократию ).  В рамках же государственной демократии надо ,  в свою очередь ,  различать 154 способ формирования власти ,  ее структуру и функционирование ,  т . е .  выборность органов власти ,  разделение властей ,  публичность работы власти  ( гласность ),  официальную оппозицию ,  многопартийность и другие явления западной государственности ,  в той или иной форме и комбинации фигурирующие в различных определениях демократии .  Гражданская демократия включает в себя правовые нормы ,  декларирующие общеизвестные права человека и демократические свободы ,  разработанную на этой основе систему правовых норм ,  обеспечивающих правовую защиту граждан общества и их объединений ,  и совокупность учреждений ,  обеспечивающих соблюдение этих норм на деле .  Демократия не исчерпывает западнисткую государственность .  Она есть лишь часть последней .  Она на виду ,  бросается в глаза ,  выгодно отличает западнистскую государственность от других ее видов .  Потому западная идеология и пропаганда раздувает ее так ,  что создается впечатление ,  будто ничего другого нет или по крайней мере все прочее играет второстепенную роль .  А между тем в западных странах имеется мощная и довольно стабильная часть государственности ,  которая находится вне демократической части .  Она состоит из административно - бюрократического аппарата ,  полиции ,  судов ,  тюрем ,  армии ,  секретных служб и многочисленных учреждений и организаций ,  так или иначе связанных с государством и работающих на него .  Демократическая часть государственности западнизма не есть нечто такое ,  что вырастает независимо от недемократической части ,  как полагают некоторые ее апологеты   ;   прямо из капитализма .  Она возникает и существует в неразрывной связи с недемократической частью и в принципе невозможна без нее .  Она ничто без недемократической части  ( без государственной администрации ,  без полиции ,  без судов ,  без тюрем ,  без армии и т . д .),  которая строится и функционирует совсем не по демократическим принципам ,  а именно по принципам отбора и назначения людей на посты сверху ,  начальствования и подчинения  ( командования ,  приказов ),  негласности ,  беспартийности .  Реальные выборы имеют мало общего с их идеологически - пропагандистскими восхвалениями .  Большое число граждан ,  имеющих право голоса ,  игнорирует выборы ,  мотивируя это тем ,  что 155 от их участия или неучастия ничто не изменится ,  что результаты выборов не меняют ничего в их положении ,  что большинство кандидатов им неизвестно лично ,  что кандидатов где - то выбирают в узком кругу и потом навязывают избирателям .  Но несоответствие реальных выборов их пропагандистскому образу не означает ,  что они суть нарушения неких разумных норм .  Обывательские представления о неких абсолютно справедливых и честных выборах в принципе неосуществимы .  Суть западной системы выборов заключается не в том ,  чтобы осуществлять абстрактную идею демократии ,  а в том ,  чтобы дать возможность практически отобрать каких - то лиц в органы власти и узаконить их в качестве таковых .  Выборы есть характерная для западнизма форма легитимации власти .  Никакой другой основы легитимации тут нет .  Рассматривать в качестве основы легитимности власти законодательство  ( конституцию )  ошибочно чисто логически .  Законы устанавливают лишь процедуры легитимации власти .  Но легитимацию как таковую ,  т . е .  общественное признание конкретных личностей в качестве носителей власти ,  осуществляют лишь выборы .  Западная система выборов демонстрирует максимум того ,  что вообще возможно с точки зрения некоей честности по чисто " техническим "  причинам .  Но если даже допустить ,  что реализовалась бы абсолютная справедливость ,  в кандидаты выдвигались бы умнейшие и честнейшие граждане ,  все кандидаты имели бы одинаковые условия и т . д .,  положение во власти не улучшилось бы .  Скорее всего ,  оно ухудшилось бы ,  ибо были бы выбраны не профессионалы управления ,  а устраивающие большинство безликие дилетанты ,  и вели бы они себя не по правилам поведения во власти ,  а как примитивные новички .  Западная система выборов при всех ее недостатках  ( с точки зрения критиков )  позволяет решить одну важнейшую проблему власти :  она позволяет осуществлять сменяемость формально высшей власти ,  сохраняя при этом стабильность ,  преемственность системы государственности .  Тем самым общество ограждается от излишних и опасных радикальных перемен .  Несмотря на деловую динамичность ,  западное общество в своей социально - политической части является консервативным .   156 Высший  ( или центральный )  орган государства западной страны образует законодательное представительное собрание и исполнительная власть .  Первое избирается населением страны и представляет его .  Это  ;  парламент ,  конгресс ,  национальное собрание ,  бундестаг .  Основная задача его        ;        законодательство ,  представительство интересов населения как целого и его различных подразделений ,  общий контроль за положением в стране и деятельностью всей системы государственности .  Оно имеет свою структуру .  Имеются двухпалатные и однопалатные собрания .  В том и другом случае имеет место система должностных лиц ,  система комитетов и экспертов ,  подсобных служащих ,    " технический "  аппарат ,  без которого не может работать никакая большая организация людей .  Функции исполнительной власти   ;   руководство повседневной деятельностью государства .  Тут тоже есть свои варианты .  Основные формы их    ;    президентская и парламентарная системы .  Образец первой   ;   США ,  образец второй   ;   Англия .  В случае первой системы глава исполнительной власти  ( президент )  избирается прямо всеобщими выборами ,  в значительной мере независим от законодательной власти ,  имеет контроль над назначением членов правительства  ( кабинета ),  может апеллировать прямо к народу ( референдум ,  плебисцит ).  В случае парламентарной системы имеются варианты .  Один из них   ;   глава исполнительной власти избирается законодательным собранием ,  которое доминирует .  Другой вариант  ( английский )  ;   законодательная и исполнительная власть сосредоточены в кабинете ,  правящая партия решает ,  кто будет главой исполнительной власти .  Французский вариант   ;   смешанный .  Его иногда называют квазипрезидентским .  Исполнительная власть тоже имеет свой  " технический "  аппарат с распределением и иерархией функций и должностей .  В американской центральной власти помимо законодательной и исполнительной власти имеется еще третий ингредиент   ;   судебная власть  ( Верховный суд ),  функция которой     ;     контроль за соблюдением государственных законов .   Описанная структура власти считается реализацией идеи разделения властей :  каждая из этих частей власти должна делить некоторую долю власти с другими ,  снижая возможность для каждой 157 по отдельности стать чрезмерной в исполнении ее функции .  Тем самым предполагалось избежать абсолютной деспотической ( тиранической )  власти .  Это было субъективное намерение тех ,  кто создавал западную государственность .  Но поставим вопрос так :  а почему создатели государственности решили именно так разделить власть ?  Ответ очевиден :  в любой достаточно развитой государственности можно усмотреть функции ,  которые в результате ее развития так или иначе должны дифференцироваться и до известной степени обособиться в виде особых функций различных подразделений единой власти .  В любой !  Это    ;    универсальный социальный закон .  Но он реализуется в различной форме в различных видах и индивидах обществ .  В одной форме он проявляется в обществе западнистского типа ,  в другой   ;   в обществе коммунистического типа .  Да и в рамках одного типа можно видеть различные варианты .  То разделение властей ,  которое считается признаком западной демократии ,  есть ,  на мой взгляд ,  второе великое разделение властей в истории общества .  Первым было разделение ,  в результате которого политическая  ( гражданская )  власть отделилась в качестве государственной .  Как увидим дальше ,  второе разделение не является последним :  третьим является разделение на государство и сверхгосударство .  По мнению ряда авторов ,  идея разделения властей фактически не воплотилась в жизнь или это разделение утратило ту роль ,  какую играло ранее .  Это проявляется ,  например ,  в том ,  что законодательные органы занимаются не столько разработкой и одобрением общего кодекса поведения ,  сколько решениями ,  направляющими конкретные действия исполнительной власти .  Исчезла разница между законодательством и текущими распоряжениями властей ,  между общими и частными задачами власти .  Главной задачей представительной власти стало не законодательство ,  а управление .  Все то ,  что теперь штампует законодательный орган ,  стало называться законом .  Правительство получило возможность издавать для самого себя удобные ему законы .  Правительство вышло из - под контроля закона .  Сама концепция закона потеряла значение .  Правление стало главной задачей законодательного органа ,  а законодательство       ;       его побочной функцией .  Элементом государственной демократии является многопартийная система .  Этот элемент считается настолько важным ,  что в идеологии и пропаганде часто его используют как определяющий признак западной государственности вообще .  Это стало обычным во второй половине 20  века ,  когда западнистская государственность противопоставлялась коммунистической как многопартийная однопартийной .  Уточним само понятие многопартийной государственности .  Если в стране разрешено много партий ,  это еще не означает ,  что государственность многопартийная .  Для этого необходимы еще два условия .  Первое   ;   государственность заметным образом зависит от партий .  Последнее как - то участвуют во власти .  Второе условие   ;   участвующие во власти партии не стремятся к изменению социального типа государственности и к ее разрушению или ослаблению .  Третье     ;     участвующие во власти партии не превращаются в узаконенные органы власти .  Характерными образцами таких партий являются общеизвестные партии западных стран ,  которые в одиночку или в коалиции становятся  " правящими " ;  добиваются выбора своих кандидатов в органы власти ,  существенным образом влияют на политику власти .  Они не имеют никаких намерений перестраивать социальный строй своего общества и его государственность .  Они стремятся к сохранению западнизма .  Они существуют и действуют в рамках законности ,  а не вопреки ей и не против нее .  Назову их западнистскими .  В западных странах возникали и возникают партии ,  имеющие целью радикальное изменение социального строя и даже уничтожение западнизма .  Но они не являются западнистскими ,  т . е .  не являются элементом западной государственной демократии .  Западнистские партии состоят из сравнительно небольшого числа профессиональных политиков ,  которые избираются в органы власти или как - то иначе оказываются в государственном аппарате ,  и прочей массы членов ,  остающихся вне власти .  Если иметь в виду первую часть ,  то западнистские партии суть элемент государственности .  Если же иметь в виду вторую часть ,  то эти партии суть околоправительственные организации .  Партия состоит из множества людей  ( а это   ;   десятки и сотни тысяч человек )  и как таковая имеет определенную структуру .  В одних случаях структура выражена слабо  ( как в партиях США ),  в других   ;   сравнительно 159 сильно  ( как в партиях Англии ,  Германии и Франции ).  Но при всех вариантах в них так или иначе можно выделить три элемента :  рядовых членов партии ,  служащих бюрократического аппарата для повседневной работы и политиков ,  руководящих партией и участвующих в правительстве .  Кроме того ,  имеет место несколько организационных уровней между рядовыми членами партии и ее высшими органами .  Функции партии западнизма фактически не сводятся к выборам должностных лиц в правительство .  Они довольно многообразны .  Это ,  например ,  рекрутирование новых членов ,  политическое образование и воспитание населения ,  информация ,  воздействие на общественное мнение ,  выдвижение политических идей и программ ,  стимулирование дискуссий и участие в них ,  суммирование и урегулирование интересов ,  стимулирование политической активности граждан .  Современные западнистские партии не являются выразителями и защитниками интересов каких - то определенных групп населения .  Они ориентируются на все категории населения ,  претендуют на то ,  чтобы считаться партиями общенародными .  Это явление бесклассовости или надклассовости партий в идеологии и пропаганде изображается как показатель социального примирения    ;    будто социальная борьба в старом смысле исчезла ,  уступив место мирным парламентским дебатам .  Возникнув в определенных исторических условиях ,  западнистские партии воспроизводятся и существуют как особые объединения людей прежде всего для самих себя   ;   они борются за самосохранение .  Чтобы добиться своих целей  ( занять посты ,  фигурировать на сцене истории ,  делать карьеру ,  ощущать себя причастными к исторической деятельности ),  партии должны что - то делать для  " народа ".  Это  ;  их способ добывать хлеб насущный .  Это  ;  бизнес в политической сфере .  Одни и те же партии фигурируют на арене истории в течение многих десятилетий .  Новые партии пробиваются к жизни с большим трудом .  Это удается лишь в порядке исключения .  Им не дают ходу не ради каких - то высших идеалов ,  а просто из опасения ,  что они могут завоевать на свою сторону избирателей и испортить признанным партиям их политическую ситуацию .  Политический рынок всячески 160 препятствует появлению потенциальных конкурентов .  Заодно укрепившиеся партии выполняют функцию ,  за которую их поддерживают ,    ;     создать видимость классового примирения ,  помешать возникновению или усилению классовых партий ,  которые могли бы объединить недовольных и направить их активность на изменение существующего общественного устройства .  В этом смысле они суть партии господствующих сил общества .  Западнистские партии не имеют четкой и систематизированной идеологии ,  т . е .  определенной концепции человеческого общества ,  истории и человека ,  совокупности ценностей и моральных принципов ,  принципов деятельности властей ,  проектов будущего состояния общества .  Партии не имеют далеко идущих целей и программ их достижения .  Они действуют ,  руководствуясь ближайшими практическими целями .  Они стремятся завоевать популярность в массах и получить как можно больше голосов на выборах ,  выдвигая для этого лозунги и программы применительно к конкретным условиям .  Всем известно ,  что к этим лозунгам и программам не следует относиться серьезно .  Те ,  кто избирается в органы власти ,  хотят быть переизбранными .  Поэтому они избегают далеко идущих заявлений .  Их принцип   ;   обещать немного всем ,  не угрожать серьезно никаким значительным силам общества .  Если партия побеждает на выборах ,  она организует повседневные операции представительных органов  ( в частности   ;   парламента ).  Побежденная партия не сходит со сцены .  Она остается в качестве лояльной оппозиции ,  рассчитывая на следующий раз выиграть матч .  Во всяком случае она не остается обездоленной .  На всех уровнях социальной иерархии ,  начиная от местных общин и кончая уровнем страны в целом ,  происходит превращение партийных активистов  ( политиков вообще )  в часть правящего слоя ,    ;     происходит сращивание политики и управления .  А с другой стороны ,  партии  " врастают "  в хозяйственную жизнь общества и в другие его сферы .  Политики становятся сотрудниками концернов ,  занимают совсем не политические посты .  Образуются своего рода картели больших партий и клики профессиональных политиков .  Они решают ,  кто и какие посты будет занимать в учреждениях ,  в которые власти имеют доступ .  Они распределяют в своих кругах возможности иметь жизненные блага и привилегии .  Образуются клики по принципам 161 личных связей .  Через них происходит допуск к власти .  Партии и клики превращают государство в источник карьеры и жизненных благ .


ПРАВОВАЯ СФЕРА На основе фундаментального права западнизма развились и достигли колоссального размера государственное и частное право .  Разумеется ,  между этими частями нет полной гармонии .  Тем не менее государственное право в принципе не должно выходить за рамки фундаментального ,  а частное   ;   за рамки государственного .  Специальные лица и учреждения следят за тем ,  чтобы этот принцип выполнялся .  Это не во всем удается ,  но в реальности устанавливается более или менее терпимое соответствие .  Западнистское государство поработало основательно над разработкой правового кодекса общества   ;   государственного права .  Если ,  например ,  на заре американской государственности налоговые законы были записаны на нескольких страницах ,  то теперь для записи их потребовалось более десяти объемистых томов ,   ;    увеличение в тысячи раз !  И так во всем .  К тому же в десятки раз возросло число сфер ,  потребовавших правового регламентирования .  И еще более грандиозных размеров достигла сфера частного права .  Западное общество превратилось в общество правового тоталитаризма .  Тут сложилась такая густая и запутанная сеть правовых норм и отношений ,  в которой рядовой гражданин самостоятельно не способен поступать без ущерба для себя .  Потребовалось огромное число специалистов в этой сфере .  И они появились ,  образовав особый социальный слой с высоким уровнем доходов и большим влиянием в обществе .  Мало кто из граждан общества обходится без их услуг .  А для значительной части граждан они суть неотъемлемый элемент их жизни .  Такие граждане не могут сделать серьезный шаг без их советов и делового посредничества .  Все мало - мальски значительные организации и предприятия имеют их в качестве постоянных сотрудников или партнеров .  Этот слой разнообразен по составу .  Его представители отчасти суть служащие государства ,  отчасти служащие частных фирм ,  отчасти сами частные предприниматели .  Но все они выполняют функции в сфере 162 государственности .  По делам своих клиентов они имеют постоянные контакты с судебными органами и государственными учреждениями .



ЗАПАДНИСТСКИЕ КЛЕТОЧКИ
 Западнистское общество содержит клеточки обоих упомянутых в предшествующей части типов .  Частные клеточки образуют тут пока подавляющее большинство и задают тон .  Их роль настолько велика ,  что западнистское общество вообще рассматривается как частнопредпринимательское .  Частные клеточки повлияли на характер прочих клеточек ,  так что можно выделить их общие черты .  В западнистских клеточках наемные лица принимаются на работу по профессии .  Профессиональная пригодность должна быть как - то подтверждена ,  а в случае достаточно высоких требований к профессионализму подтверждение должно быть ,  как правило ,  документальным ( дипломы ,  свидетельства об обучении ).  Они принимаются на определенный срок .  При этом между работодателем и нанимаемым заключается юридический контракт .  Существует педантично разработанное законодательство на этот счет .  При этом устанавливается заработная плата или ее рамки .  Наемные лица получают зарплату независимо от реализации результатов их труда и труда клеточки в целом .  От реализации результатов труда клеточки зависит ее судьба ,  если она частная ,  и судьба наемных работников в смысле сохранения рабочего места  ( клеточка может обанкротиться ,  и работники могут потерять работу ).  Работодатель не может безнаказанно по своему произволу обращаться с оплатой наемных работников ,  если это выходит за рамки юридических законов и конкретных договоров .  Возможности увольнения работников ограничены законами и профсоюзами ,  если таковые имеются и если имеются соответствующие договора профсоюзов с предпринимателями .  К этой теме мы еще вернемся .  Западнистские клеточки существуют не сами по себе ,  а в среде себе подобных ,  частного предпринимательства ,  конкуренции ,  борьбы за существование и за успех ,  одержимости частной собственностью .  В силу условий существования они создаются и существуют исключительно для определенного дела и ни для чего иного .  Их структура и функционирование определяются исключительно 163 условиями и интересами дела .  Поэтому они максимально упрощены с точки зрения социальной структуры .  В них нет никаких лиц ,  групп и организаций ,  не нужных с точки зрения интересов дела .  Никакая партийная ,  профсоюзная ,  молодежная или какая - то иная организация не является здесь элементом социальной структуры множества людей ,  занятых в клеточке .  Сотрудники клеточки могут быть членами такого рода организаций ,  групп и движений ,  но не в рамках клеточки ,  а вне ее и независимо от нее .  Этот аспект их жизни не влияет на функционирование их в рамках клеточки и клеточки в целом .  Партии ,  профсоюзы и другие общественные группы и движения оказывают давление на хозяев клеточек и их администрацию ,  но это    ;    внеклеточное ,  а не внутриклеточное отношение .  Западнистская клеточка не есть коллектив в строгом смысле .  В ней люди работают ,  и все .  Социальная и интимная жизнь людей западного общества происходит вне деловых клеточек ,  а не в них .  Внутри их люди выполняют свои деловые обязанности ,  продвигаются по службе или повышают квалификацию .  У них могут быть свои взаимные симпатии и антипатии .  Могут устанавливаться какие - то неделовые отношения ,  например любовные или криминальные .  Но все это не становится общепризнанной нормой и важным фактором их официальной жизни .  В деловых клеточках западнизма нет никакой внутриклеточной демократии .  Внутри клеточек царит трудовая дисциплина ,  можно сказать ,  деловая диктатура .  Западное общество ,  будучи демократическим в целом ,  т . е .  политически ,  является диктаторским социально ,  т . е .  в деловых клеточках .  Фундаментальные принципы работы западнистских клеточек таковы :  делать дело как можно лучше ;  добиваться максимального результата с минимальными затратами ;  максимально использовать силы сотрудников ;  исключить праздное времяпровождение во время работы ;  исключить использование сотрудниками рабочего времени и средств клеточки для личных целей ,  не имеющих отношения к целям клеточки ;  свести к минимуму число работников ;  оценивать их прежде всего по деловым качествам .  Такая предельная деловая рационализация западнистских клеточек не означает ,  что все неделовое ,  изъятое из нее ,  вообще 164 изъято из общества в целом .  Все то ,  что имеет какую - то ценность для общества и может стать источником дохода или предметом социальной жизнедеятельности ,  тут становится либо делом особого рода клеточек ,  либо функцией особого рода общественных организаций  ( партий ,  профсоюзов и т . п .).  В обществе в целом происходит максимально возможное разделение дел ,  способностей ,  функций людей .  Отдельные свойства людей и их объединений обособляются от них в виде дел особых клеточек .  Мелкие и даже средние предприятия западных стран ни в каком особом органе управления не нуждаются .  Функции управляющего органа в них выполняет сам предприниматель ,  нанимающий в случае надобности одного или нескольких помощников .  Самый простой случай    ;    секретарша .  Лишь начиная с некоторого достаточно высокого уровня сложности дела возникает потребность в определенном количестве наемных работников ,  профессионально занятых делом управления , ;  особый управляющий орган .  Управляющий орган предприятия состоит из наемного управляющего и наемных служащих ,  в задачу которых входят проблемы организации дела ,  человеческих ресурсов ,  финансов ,  обеспечения ,  торговли ,  рекламы ,  планирования , public relations.  Если предприятие является акционерным обществом ,  оно выбирает совет директоров ,  который нанимает служащих для управления предприятием .  Если предприятие является частным ,  все равно функция управления есть профессия ,  для овладения и исполнения которой собственность как таковая ничего не значит .  Так что главой предприятия при всех вариантах фактически становится не владелец ,  а профессиональный управляющий .  Система принятия решений является централизованной .  Управляющий орган имеет иерархическую структуру ,  т . е .  лестницу из отношений начальствования и подчинения .  Служащим не только предоставляется работа ,  но и возможность подниматься по ступеням служебной иерархии ,  т . е .  делать карьеру .  Западное предприятие работает в соответствии с кратковременным  ( годовым )  и долговременным планом .  План    ;    необходимое условие работы всякого более или менее сложного предприятия в современном сложном общественном организме .  Задача плана западного предприятия     ;     сделать предприятие 165 капиталистически рентабельным и конкурентоспособным на рынке сбыта своей продукции и услуг .  План преследует прежде всего интересы предприятия ,  удовлетворяя какие - то потребности общества в качестве условия и следствия его реализации .  Государство не командует предприятием ,  не предписывает ему ничего .  Оно лишь регулирует выполнение плана ,  заставляя предприятие считаться с законами общества .  Планы западного предприятия суть своего рода стратегия  ( долговременный план )  и тактика  ( годовой план )  поведения предприятия на рынке продукции или услуг .  Они здесь не являются инструментом управления клеточкой .



ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
 Как я уже сказал выше ,  западнистское общество считается частнособственническим и частнопредпринимательским .  К тому ,  что говорилось о частной собственности ,  добавим еще следующее .  Частная собственность прошла длительный ,  сложный и полный драматизма путь ,  прежде чем достигла состояния ,  какое можно наблюдать в современных западных странах .  На этом пути на нее обрушивали свой гнев лучшие представители рода человеческого ,  видя в ней источник зол .  Против нее устраивались восстания и революции .  В борьбе против нее приносились бесчисленные жертвы .  Она не оставалась в долгу ,  сама наступала ,  сама обрекала на жертвы других ,  порождала неисчислимые страдания .  И несмотря ни на что ,  она сохранила обаяние и проявила удивительную живучесть .  Логический класс  ( множества )  частных собственников в западных обществах стал настолько многочисленным ,  что эти общества можно считать  ( по крайней мере в тенденции )  тотально частнособственническими .  Теперь нужно выяснить ,  из кого состоит множество частных собственников ,  на какие подмножества ( логические подклассы   )   оно разделяется .  А с этой точки зрения западное общество выглядит так .  Помимо традиционных категорий ( логических классов )  собственников и представителей знатных и богатых родов прошлого ,  уцелевших несмотря ни на какие исторические потрясения ,  частными собственниками считаются ,  например ,  такие .  Городские владельцы частных домов ,  квартир ,  земельных участков ,  более или менее дорогого имущества ,  166 автомашин .  Владельцы акций различных компаний .  Наемные работники ,  являющиеся совладельцами своих предприятий .  Рентнеры .  Лица ,  держащие свои сбережения в банке  ( в том числе   ;   сбережения от зарплаты ).  Пенсионеры .  Владельцы страховых полисов .  И это  ;  лишь малая частица видов собственников .  Многие граждане западных обществ становятся частными собственниками не в силу мифического врожденного чувства ,  а вынужденно .  Например ,  это имеет место в случае покупки жилья .  Многие становятся собственниками ,  не ведая того .  Это ,  например ,  все те ,  кто страхует жизнь и имущество ,  держит свои деньги в банке ,  выплачивает из зарплаты на пенсию .  Многочисленная категория высокооплачиваемых наемных лиц становится состоятельными частными собственниками ,  накапливая большие суммы денег и приобретая недвижимое имущество .  Современное западное общество открыло практически неограниченные возможности для большого числа людей наживать значительные и порою гигантские состояния ,  не занимаясь предпринимательской деятельностью в традиционном смысле .  Это  ;  актеры ,  танцоры ,  певцы ,  музыканты ,  писатели ,  боксеры ,  теннисисты ,  модельерши ,  гонщики ,  игроки ,  изобретатели и т . п .  Целый ряд профессий позволяет подниматься в слой богатейших людей  ;  врачи ,  юристы ,  тренеры ,  дирижеры и т . п .  Одним словом ,  в современном западном обществе сложилась мощнейшая ткань  ( слова  " слой "  тут мало )  частных собственников ,  которая воспроизводится на основе современных условий .  Имеет силу заметная тенденция превратить большинство граждан в частных собственников в той или иной мере ,  начиная с грошовой и кончая такой ,  когда отдельный человек оказывается владельцем сумм денег ,  превосходящих порою годовой бюджет сравнительного большой незападной страны из многих миллионов человек .  А когда почти все в обществе суть частные собственники ,  то выражение  " частная собственность "  теряет социальный смысл .  Оно ничего не говорит о реальной структуре населения страны Множество частных собственников разделяется на подмножества ,  различия между которыми гораздо важнее с социологической точки зрения ,  чем общий признак быть частным собственником .  Для понимания социальной структуры западного 167 общества важнее не то ,  что владелец грошовой акции и владелец акций на миллионы долларов суть оба частные собственники ,  а то ,  что принадлежат к различным социальным слоям и социальным классам общества .  Кроме того ,  отношения собственности настолько усложнились ,  что сами собственники зачастую уже не в состоянии разобраться в правовом аспекте своей собственности и принимать решения по своему усмотрению .  Они нуждаются в особых специалистах и в особых государственных учреждениях для этого .  Они выглядят в системе отношений собственности подобно мухам в паутине .  Основная часть частной собственности приобрела символический и опосредованный характер .  Символический  ;  значит выраженный и зафиксированный в денежных знаках и документах ,  так или иначе выразимых в деньгах .  Опосредованный   ;   это значит ,  что использование каких - то объектов в качестве собственности осуществляется не самим собственником непосредственно ,  а посредниками .  Основной функцией частной собственности для большинства граждан западного общества стада функция ,  подобная социальным гарантиям ,  какие имели место в коммунистических странах .  Это   ;   своего рода эрзац таких гарантий .  Люди ,  обладающие частной собственностью ,  легче переживают трудные периоды  ( например ,  безработицу ,  инфляцию ).  Они свободнее и увереннее в выборе жизненного пути .  Их дети имеют лучшие условия для жизненного старта ,  выбора профессии ,  образования ,  карьеры .  Собственность дает лучшие условия для общения и доступ к жизненным благам ,  уверенность в обеспеченной старости .  Частная собственность охватила все сферы жизни западных людей ,  стала всеобъемлющим стимулом их жизнедеятельности ,  завладела их умами и чувствами .  Приобретение и увеличение ее стало основным содержанием всех видов деятельности ,  включая политику ,  науку ,  искусство ,  спорт ,  преступный бизнес .  Основная масса западоидов с рождения до смерти живет в атмосфере одержимости частной собственностью ,  стремления иметь ее любой ценой ,  накапливать ,  охранять .  И нет ничего удивительного в том ,  что апологеты западнизма считают стремление людей к частной собственности врожденным .  Желание освободить людей от 168 проклятия частной собственности ,  идущее со времен Христа и достигшее апогея в марксизме ,  завершилось ее тотальным триумфом .



ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
 Частное предпринимательство заключается в следующем .  Частные лица ,  являющиеся юридически свободными гражданами общества ,  на свои средства  ( деньги ),  которые суть их частная собственность ,  создают деловые клеточки   ;   предприятия .  Они суть частные предприниматели .  Для этого они приобретают предметы ,  необходимые для деятельности клеточек , ;  средства труда .  Клеточку могут образовать члены семьи или группа людей ,  договаривающихся о совместной деятельности .  Более сложный случай    ;    создатели клеточек нанимают людей ,  способных к деятельности ,  для которой создается клеточка .  При всех обстоятельствах организаторы клеточек становятся их юридическими субъектами .  Юридически устанавливаются отношения между юридическими субъектами клеточек и прочими членами  ( сотрудниками ,  работниками )  клеточек .  В случае наемных работников происходит разделение на работодателей и работобрателей  ( наемных работников ).  Их отношения точно также упорядочиваются соответствующими законами .  Частный предприниматель сам волен решать ,  чем должна заниматься клеточка ,  как устроена ,  как сбывать продукцию и т . д .  Частные предприниматели имеют право распоряжаться деятельностью клеточки и ее продуктами по своему усмотрению   ;   продавать или передавать другим ,  закрывать ,  реорганизовывать .  Продукция клеточек предназначается не самим участникам их ,  а каким - то другим лицам ,  т . е .  предназначается для сбыта за деньги ( для продажи ).  Цель таких клеточек    ;    использовать частную собственность и свой труд или также труд наемных лиц ,  чтобы оправдать затраты и получить прибыль ,  которую можно использовать в качестве средств существования членов клеточек ,  для продолжения деятельности клеточек ,  для выплаты налогов и ,  возможно ,  увеличения клеточек .  Частные предприниматели и их предприятия должны это делать в течение длительного времени и регулярно .  И лишь постольку ,  поскольку для достижения этой цели 169 необходимо давать другим людям возможность зарабатывать на жизнь и добиваться каких - то успехов ,  эти клеточки играют общественно полезную роль .  Не всякий частный предприниматель есть капиталист .  Капиталистом я буду называть частного предпринимателя ,  который за деньги приобретает средства труда ,  нанимает работников для их использования ,  организует производство вещей или услуг ,  сбывает их за деньги .  Он это делает с таким расчетом ,  чтобы после покрытия всех расходов иметь прирост денег  ;  прибыль .  Причем он должен это делать в течение длительного времени и регулярно ,  ;   это должно стать его постоянной работой .  Короче говоря ,  капиталист есть человек  ( объединение людей ),  который живет за счет прибыли от организации какого - то дела путем покупки средств труда и найма рабочей силы .  Источником его дохода является эксплуатация наемного труда .  И делает он это на свой страх и риск .  Капиталом я буду называть сумму денег ,  используемую для приобретения прибыли .  Капитализмом я буду называть .  совокупность явлений данного общества ,  которые касаются деятельности капиталистов и функционирования капиталов .  Общество является капиталистическим ,  если в его экономике доминирует капитализм .  Капитализм не есть нечто раз и навсегда данное .  В западном обществе произошли изменения ,  причем противоречивые с точки зрения судьбы капитализма .  Различают период  " старого "  и  " нового "  капитализма .  Я их различие вижу в следующем .  " Старый "  капитализм был по преимуществу множеством индивидуальных капиталов ,  вкрапленных в общество некапиталистическое по общему типу .  Хотя капиталисты хозяйничали в обществе ,  последнее еще не было тотально капиталистическим ,  поскольку степень вовлеченности населения в денежные отношения по законам капитала еще не была всеобъемлющей .  Лишь в    20    веке западное общество стало превращаться в тотально капиталистическое ,  т . е .  в западнистское .  После Второй мировой войны отчетливо обнаружилась тенденция к превращению больших территорий и целых стран в объединения ,  функционирующие как огромные денежные системы и капиталы .  Дело тут не в концентрации капиталов ,  хотя и это имело место ,  а в 170 организации жизни большинства населения этих объединений таким образом ,  будто оно стало средством функционирования одного капитала .  Новое качество в эволюции капитализма возникло по линии вовлечения масс населения в денежные операции по законам капитала ,  увеличения множества таких операций и усиления их роли в жизни людей .  Этот процесс был связан с усилением роли государства в денежных операциях ,  с разрастанием денежного законодательства ,  с упорядочиванием и регламентированием отношений между работодателями и наемными лицами ,  со структурированием предпринимательства ,  с ограничением конкуренции и свободы ценообразования ,  короче говоря    ;    с социальной организацией и регулированием всей системы жизни общества по законам функционирования денег в качестве капитала .  В результате этого процесса подавляющее большинство членов западного общества ,  имеющих какие - то источники дохода ,  оказалось соучастниками деятельности банков как капиталистов ,  предоставляя в их распоряжение свои деньги ,  т . е .  осуществляя основную часть денежных дел через банки .  Сделав всех людей ,  получающих или имеющих какие - то деньги ,  в той или иной мере частичными капиталистами ,  не говоря уж об акционерах ,  западное общество стало почти что абсолютно капиталистическим .  Капитализм стал тотальным .  Но это был лишь один аспект эволюции капитализма .  По другой линии происходил процесс в некотором роде  ( с точки зрения нашей проблемы )  противоположный .  В   20   веке ,  особенно после Второй мировой войны ,  произошли радикальные перемены в сфере частного предпринимательства .  Назову основные из них .  Подавляющее большинство частных предпринимателей начинает теперь дело не на свои деньги ,  а на деньги ,  взятые в банке в кредит ,  разумеется  ;  под проценты .  Тем не менее ,  взяв деньги в кредит и начав дело ,  человек становится частным собственником .  Становится формально ,  юридически .  Фактическим собственником данного в кредит начального капитала является банк ,  причем тоже юридически .  Взявший в кредит деньги предприниматель фактически выступает тут в роли служащего банка ,  который сам является частным предпринимателем .  Таким образом ,  171 тут происходит разделение частных предпринимателей на две группы   ;   кредиторов и должников .  Они совместно затевают дело ,  деля прибыль между собою .  Большинство мелких и даже средних предпринимателей становится таковыми не из врожденного стремления к наживе ( таковое не существует ),  а просто будучи вынужденными на это обстоятельствами .  Для них это    ;    способ заработать на жизнь ,  зачастую    ;    соответствующий их навыкам и профессиональной подготовке ,  но не менее часто   ;   не требующий особого обучения .  Обычно они еле сводят концы с концами .  Главная их цель    ;    выплатить проценты за кредит и сам кредит в банк ,  оставить себе и своей семье что - то на жизнь и поддерживать ход дела .  Так что они в большинстве вынуждены довольствоваться минимальной  ( а не максимальной ,  как считали марксисты )  прибылью .  Да и то это далеко не всегда удается .  Большой процент их разоряется довольно скоро .  Разорение одних и появление других   ;   это нормальное явление в обществе частного предпринимательства .  Некоторая часть добивается средней прибыли ,  позволяющей расширять дело ,  на что уходят годы каторжного труда ,  ничтожное меньшинство ухитряется преуспеть .  Частное предпринимательство в рассматриваемом случае есть форма принуждения людей к труду ,  и к труду не такому уж легкому .  Даже в тех случаях ,  когда дело процветает ,  частные предприниматели на этом уровне посвящают жизнь в основном работе .  Обычно они работают больше своих наемных работников .  Этот вид труда связан с нервотрепкой и с постоянной тревогой за будущее .  Условия труда лиц соответствующих категорий в коммунистическом обществе  ( заведующих ,  директоров предприятий )  неизмеримо легче .  Вернемся к банку ,  у которого наш предприниматель берет деньги в кредит .  Юридическим субъектом его может быть группа лиц  ( директоров ,  членов совета )  во главе с избираемым ими президентом .  Они все являются наемными работниками .  Ни один из них не является собственником капитала банка .  Собственником или собственниками являются другие лица .  Так что юридический субъект предприятия ,  не являющийся собственником его капитала ,  распоряжается чужой собственностью и при этом считается частным 172 предпринимателем .  И одновременно он является кредитором  ( т . е .  собственником !)  по отношению к предпринимателю - должнику .  Имеют место и другие варианты .  Важнейшим следствием усложнения и укрупнения предприятий ,  концентрации капиталов и усложнения ситуации рынка явилось развитие класса управляющих и дифференциация функций предпринимателей на функции собственников и функции управляющих делом .  В результате собственники утратили часть своей власти над делом ,  разделили ее с несобственниками ,  а порою уступили ее последним полностью .  Большинство крупных фирм управляется не теми ,  кто ими владеет ,  а профессиональными менеджерами .  Однако многие менеджеры являются собственниками значительной части своих фирм и имеют долю в других .  Значительная доля в больших фирмах принадлежит другим крупным корпорациям ,  обычно банкам ,  страховым обществам и другим финансовым организациям .  Они контролируют соответствующие фирмы и их менеджеров .  Образуется сеть руководства бизнесом ,  которая принимает решения не только внутри отдельных фирм ,  но и вне их   ;   в других фирмах ,  поскольку корпорация владеет в них определенной долей .  Лидеры различных корпораций сотрудничают друг с другом .  Таким путем владельцы долей капиталов фирм контролируют менеджеров внутри фирм .  Одним словом ,  складывается сложная ,  многомерная и многоступенчатая сеть отношений собственности и управления предприятиями .  Частное предпринимательство фактически перестало быть неразрывно связанным с отношением частной собственности и с персональными собственниками .  Капиталист либо рассеялся в массе людей ,  каждый из которых по отдельности не есть капиталист ,  либо превратился в организацию наемных лиц ,  либо стал подчиненным лицом денежного механизма .  Понятия  " капиталист "  и  " капитализм "  потеряли социологический смысл .  С ними уже нельзя адекватно описать специфику и сущность западного общества .  Мелкий акционер ,  предприниматель ,  имеющий кредит в банке и ведущий дела через банк ,  пенсионер ,  рентнер ,  владелец большой суммы денег ,  президент банка ,  менеджер с огромным окладом ,  рабочий ,  совершающий денежные операции через банк ,  и т . д .  ;   все это суть 173 представители различных социальных категорий ,  хотя все они суть соучастники в деятельности одного огромного безликого капитала .




РЫНОК
 Установился идеологический штамп в изображении рынка ,  который с незначительными вариациями кочует из книги в книгу .  Согласно этому штампу ,  предприниматель на свою личную ответственность принимает решение ,  какие ценности производить ,  какие услуги предлагать и как именно все это делать .  Он юридически свободен в своей предпринимательской деятельности .  Потребитель ,  в свою очередь ,  свободен относительно своих доходов и выбора ценностей и услуг ,  предлагаемых предпринимателем .  Предприниматель осуществляет свои планы в рамках свободной конкуренции ,  договоров ,  инвестиций и цен в соответствии со своими ожиданиями прибыли .  Рынок поставляет предпринимателю информацию о спросе и предложении и координирует их .  Производители узнают от потребителей ,  что им производить и за какие цены продавать .  Производители не зависят друг от друга .  Они стремятся делать вещи и выполнять услуги как можно лучше и продавать как можно дешевле ,  дабы привлечь потребителей .  По выражению А . Смита ,  рыночные операции протекают так ,  как будто ими манипулирует  " невидимая рука ".  Последняя есть сам рыночный механизм ,  а не государство .  Задача государства   ;   обеспечить рынку возможность выполнять его функции ,  не мешать ему работать ,  защищать от постороннего вмешательства .  Надо различать идеологический образ рыночной экономики и ее реальность .  Идеологический образ создается так .  Из сложной среды реальной экономической жизни общества абстрагируются ее отдельные черты .  Они идеализируются и объединяются в некоторое целое .  Затем дело представляется так ,  будто эти черты исчерпывают всю экономическую систему или по крайней мере являются главными в ней .  Делается это для одурачивания простаков из незападных стран с целью внушить им ,  будто достаточно ликвидировать их  " отсталую "  экономическую систему и ввести на ее место  " передовую "  рыночную экономику в том виде ,  как ее 174 изображают идеология и пропаганда ,  как в стране начнется экономическое процветание .  Что такое рынок в реальности ?  Западная экономика производит товары  ( вещи и услуги )  для продажи за деньги .  Совокупность продаж и покупок товаров и образует рынок .  Не существует некий абстрактный рынок вообще .  Существуют различные регионы ,  сферы ,  уровни ,  стадии развития рынка .  Существуют и различные категории участников рынка и различные категории товаров .  Одно дело   ;   продажа предметов быта в мелких магазинах .  И другое дело   ;   продажа самолетов ,  кораблей ,  домов ,  земельных участков ,  больших партий оружия .  Одно дело  ;  мелкие предприниматели .  И другое дело ;  промышленные империи с десятками и сотнями тысяч сотрудников .  Рынок  ;  сложнейшая махина ,  и функционирует она не сама по себе ,  а как часть экономики общества и общества в целом .  Функционирует изо дня в день ,  из года в год в океане разнообразных и взаимосвязанных отношений людей ,  событий и информации .  В реальной жизни рынка можно заметить самые различные и даже взаимоисключающие явления ,  ;   свободную конкуренцию и препятствование  ( я употребляю слово  " превентация "),  определение предложения товаров спросом и определение спроса предложением ,  снижение и повышение цен ,  точный расчет и авантюристический риск ,  взлеты и банкротства ,  прибыли и убыток ,  свободное ( стихийное )  ценообразование и заранее рассчитанное намерение .  Реальная рыночная экономика западных стран      ;      это сложнейшее переплетение всевозможных средств организации грандиозного процесса и всевозможных способов управления им .  Только наивные люди могут верить ,  будто эта важнейшая сфера жизни западного общества пущена на самотек ,  предоставлена самой себе и какой - то мифической  " невидимой руке ".  Я думаю ,  что если бы можно было измерить всю ту интеллектуальную ,  волевую ,  расчетную ,  планирующую и командную работу ,  которая делается в сфере рыночной экономики Запада ,  и сравнить ее с соответствующей работой коммунистической командно - плановой системы ,  то мы были бы потрясены убожеством второй в сравнении с первой .  Государство вмешивается в функционирование рынка в самых различных формах и по бесчисленным каналам   ;   налоги ,  полиция ,  суды ,  законы ,  министерства ,  комиссии ,  советы ,  кредиты ,  субсидии и 175 т . п .  И все это воспринимается как нечто само собой разумеющееся ,  не заслуживающее внимания апологетов рынка .  Достаточно проследить за средствами массовой информации хотя бы одну неделю ,  чтобы заметить то ,  что государство ,  партии ,  общественные организации и всякого рода комиссии занимаются систематическим вмешательством в работу рынка .  Рынок постоянно находится под неусыпным оком общества и власти .  И если он время от времени выходит из - под контроля и причиняет неприятности ,  то причины этого надо искать не в нем самом ,  а в обществе и во всех тех ,  кто его пытается контролировать .



ДЕНЬГИ
 Испокон веков деньги выполняли функции знака и меры ценностей .  Затем к этим функциям присоединилась функция капитала .  В современном западном обществе ,  особенно после Второй мировой войны в полную силу развилась еще одна их функция ,  деньги стали универсальным и всеобъемлющим средством измерения .  Деньги стали  ( подчеркиваю ,  стали теперь ,  а не были такими изначально !)  главным регулятором всей основной жизнедеятельности людей западного общества ,  основным побудительным мотивом ,  целью ,  страстью ,  заботой ,  контролером ,  надсмотрщиком ,  короче говоря  ;  их идолом и богом .  Западные люди одержимы деньгами вовсе не потому ,  что они морально испорчены  ( в моральном отношении они не хуже людей обществ иного типа ),  а потому ,  что деньги стали абсолютно необходимым условием ,  средством и формой их жизнедеятельности .  В деньгах концентрируется и символизируется вся суть жизни людей в этом обществе .  Это есть та реальная социальная атмосфера ,  которой они дышат ,  социальная пища ,  которой они питаются ,  социальная среда ,  в которой они движутся в поисках средств существования .  Деньги для западного человека  ;  это возможность иметь все то ,  что необходимо для жизни ,  и иметь то ,  что сверх необходимого .  Это   ;   возможность иметь комфорт ,  образование ,  культуру ,  здоровье ,  удовольствия .  Это ;  уверенность в завтрашнем дне ,  уверенность в будущем детей .  Кто бы ни был западный человек ,  он так или иначе ,  прямо или косвенно ,  176 сам или через других людей вынужден быть участником ,  объектом и субъектом денежного тоталитаризма .  По вещной форме деньги обычно разделяют на такие категории :  1)  товарные деньги ,  имеющие ценность как вещи ,  т . е .  сами по себе ;  2)  бумажные денежные знаки и монеты ;  3)   ценные бумаги ,  чеки ,  кредитные карты ,  юридические денежные документы .  Я называю собственно деньгами только указанные во втором пункте денежные знаки ,  выпускаемые специальными банками и охраняемые государством ,  ;   государственные денежные знаки .  Так называемые товарные деньги начинают играть роль денег в экстремальных ситуациях .  В нормальных условиях они суть вещные ценности ,  оцениваемые в государственных деньгах и в принципе обмениваемые на них .  Указанные в третьем пункте бумаги суть ,  по моей терминологии ,  знаки денег или метаденьги .  Они предполагают в основе государственные деньги и возможность иметь с их помощью денежные знаки .  Так что деньги ,  без которых немыслим капитал и капитализм ,  суть фактор государственности ,  т . е .  суть явление не только в деловом аспекте общества ,  но и в коммунальном .  Лишь государственные деньги являются тем универсальным и всеобъемлющим инструментом общества ,  о котором говорилось выше .  В этой форме они становятся основой для высшей стадии эволюции денежной системы , ;  для системы условных денег ,  т . е .  для учета ,  расчета и регулирования деятельности и отношений людей в числах ,  обозначающих величины денег ,  но без участия реальных денежных знаков .  Люди получают заработную плату ,  осуществляют покупки ,  оплачивают бытовые услуги ,  платят налоги ,  получают кредиты ,  короче говоря   ;   осуществляют бесчисленные денежные операции ,  не прикасаясь руками к деньгам .  И все те ,  кто вовлечен в эти дела ,  по большей части тоже не прикасаются к этим деньгам .  Производятся банковские расчеты в неких потенциальных деньгах ,  происходит передвижение воображаемых денег путем манипуляций с числами на бумагах ,  относящихся к определенным людям ,  учреждениям ,  организациям и предприятиям .  Как рядовые граждане ,  так и предприятия во многих случаях должны расплачиваться наличными .  Но это в основном мелкие операции .  Операции с участием значительных сумм денег и в этих случаях совершаются посредством чеков и кредитных карточек 177 ( пластиковых денег ),  которые делают эти операции безналичными .  Огромные денежные суммы циркулируют в сфере преступности и в незаконных операциях в общем и целом непреступных граждан .  Но это не умаляет доминирующую роль условных денег .  Условные деньги не сводятся к реальным .  Они суть новое качество в социальных отношениях людей .  Величина условных денег ,  циркулирующих в обществе ,  во много десятков раз превосходит величину реальных денег ,  которых было бы достаточно для нормальной жизни общества ,  если бы условных денег не было .  Но общество уже не может жить без последних .  Уровень условных денег как всеобъемлющий и доминирующий стал возможен благодаря развитию определенной тонкой технологии и компьютерам .  Практические его удобства несомненны .  Но власть денег над людьми от этого не ослабла ,  а усилилась .  Она приняла еще более принудительные формы ,  неимоверно расширив при этом круг подвластных .  Практически почти все занятые  ( имеющие работу )  люди оказались подданными тоталитарного денежного режима .  Ослабить власть этого режима можно только одним путем ,  а именно усилением своей деловой активности ,  стремлением любыми средствами увеличить свой счет в банке или хотя бы свести концы с концами .  Банк ,  хотя в нем и работают люди ,  имеет дело с обезличенными числами .  Он беспощаден .  Власть денежного тоталитаризма вынуждает людей на более интенсивную жизнедеятельность ,  а все общество  ;  на более интенсивный обмен веществ ,  какого не знали и не знают общества иного типа .  Уйти полностью из - под власти этого режима можно только такими путями :  быть от рождения или стать очень богатым человеком ,  самому войти в касту диктаторов ,  удовольствоваться каким - то постоянным источником дохода ,  уйти в сферу преступности или опуститься на уровень полной нищеты .


Рецензии