6

СВЕРХИДЕОЛОГИЯ КОММУНИЗМА
 Менталитетная сфера отчетливо дифференцировалась на множество частичных сфер .  Основные из них   ;   наука ,  воспитание и образование молодежи ,  литература ,  музыка ,  изобразительное искусство ,  театр ,  кино ,  телевидение .  И само собой разумеется   ;   идеологическая сфера .  Каждая из них представляла собою единое целое ,  управляемое системой особых учреждений системы власти и управления .  Они объединялись в тех или иных комбинациях в более сложные сферы и в конце концов в единую менталитетную сферу ,  обеспечивавшую потребности советского человейника в плане формирования менталитета людей и снабжения их  " духовной 227 пищей ".  Главенствующая роль в объединении их в единое целое и в управлении их деятельностью играла идеологическая сфера .  Все прочие сферы в той или иной мере и форме выполняли идеологические функции .  Через них идеологическая сфера запускала свои щупальца во все места человейника вплоть до сознания каждого члена человейника .  Она составляла часть партийной сферы ,  а управляющая ею система учреждений и лиц составляла часть партийного аппарата .  В этом смысле она была не просто идеологической ,  а сверхидеологической сферой советского человейника .  Надо различать идеологию как совокупность идей ,  текстов ,  учений и идеологический механизм .  Советская идеология ,  лишь формально кажущаяся идеологией партии ,  сложилась как идеология ,  в принципе ,  всего советского народа ,.  Это не значит ,  что народ жаждал иметь такую идеологию и сам вырабатывал ее .  С этой точки зрения большинство членов партии так же мало хотело иметь такую идеологию и так же мало участвовало в ее создании .  Это значит ,  что она есть результат коллективных усилий ,  продукт массового творчества ,  навязываемый каждому по отдельности как нечто внешнее ему и даже чуждое .  Она есть идеология для всего советского народа ,  а не для каких - то его избранных представителей и отдельных его групп .  Советская идеология была государственной ,  обязательной для всех советских граждан .  Отступления от нее и тем более борьба против нее считались преступлением и карались .  Официально считалось ,  что советская идеология была марксизмом - ленинизмом .  Это верно в том смысле ,  что марксизм и ленинизм послужили основой и исторически исходным материалом для нее ,  а также образцом для подражания .  Но неверно сводить ее к марксизму - ленинизму .  Она сложилась после революции  1917  года .  В разработке ее приняли участие тысячи советских людей ,  включая Сталина и его соратников .  В нее вошла лишь часть идей и текстов марксизма   19   века ,  причем в основательно переработанном виде .  Даже из сочинений Ленина в нее вошло не все буквально в том виде ,  как они возникли в свое время .  Ленинизм вообще вошел в нее в значительной мере в сталинском изложении .  Отражение жизни человечества и интеллектуального материала     20     века заняло 228 основное место в советской идеологии .  Естественно ,  она сложилась как отражение и осмысление опыта реального коммунизма в Советском Союзе и других странах планеты ,  как феномен общества коммунистического .  Советская государственная идеология имела сложную структуру .  В ней было устойчивое ядро .  Нужны были чрезвычайные обстоятельства ,  чтобы изменить его границы и что - то в его содержании .  Ядро идеологии было погружено в идеологическую среду ,  которую можно назвать актуальной идеологией .  Границы последней не столь определенны ,  как границы ядра ,  и содержание ее более подвержено изменениям .  Актуальная идеология ,  в свою очередь ,  погружена в более обширную идеологическую сферу ,  которую можно назвать потенциальной идеологией .  Границы ее еще менее определенны ,  чем границы актуальной идеологии ,  а содержание еще более изменчиво .  Эти три сферы идеологии можно проиллюстрировать таким примером .  В ядре идеологии есть принцип познаваемости мира и объективности истины .  Он не подлежит сомнению .  В актуальной идеологии он обрастает комментариями и пояснениями ,  сложившимися под влиянием науки     20     века ,  некоторыми сведениями из логики ,  психологии и других наук .  В потенциальной же сфере допускается говорить о принципиально неразрешимых проблемах .  Сочинения Маркса ,  Энгельса и их последователей ,  признаваемых в советской идеологии ,  входили в потенциальную идеологию целиком и полностью .  Но далеко не все из них входило в актуальную часть .  То ,  что было извлечено в актуальную часть и переработано в ней ,  функционировало уже само по себе ,  без содержательной связи с контекстом исторического марксизма .  Ссылки на Маркса и Энгельса делались ,  но они носили уже сугубо формальный и даже ритуальный характер .  В большинстве случаев они имели целью поднять престиж изрекаемых банальностей или освятить авторитетом  " величайших мыслителей "  очевидную чепуху или бессмыслицу .  Сочинения классического марксизма лежали на складах потенциальной идеологии .  Их использовали лишь специалисты .  Но даже многое из того ,  что из марксизма вошло в актуальную идеологию и в ее ядро ,  уже не могло на все сто процентов удовлетворить советскую идеологию .  229 Идеология имеет два аспекта   ;   мировоззренческий  ( учение о мире ,  о человеке ,  об обществе ,  о познании и т . д .)  и практический ( правила идеологического мышления и поведения ).  Практическая идеология есть совокупность некоторых образцов понимания явлений действительности ,  отобранных для тренировок людей в способе понимания ,  для натаскивания на некоторый стандартный способ понимания .  В результате прохождения этого курса упражнений все люди в случае надобности понять новые  ( для них )  явления действительности поступают сходным образом    ;    у них вырабатывается сходная интеллектуальная реакция на окружение .  Поэтому советские люди ,  не сговариваясь и без подсказки со стороны высшего начальства ,  одинаково реагировали на события ,  происходившие в стране и за границей ,  на научные открытия ,  на явления культуры и даже на явления природы .  Идеология не просто формирует и организует сознание людей ,  она создает специальный коллективный интеллект и интеллектуальные стереотипы мышления .  Практическая идеология создает совокупность правил и навыков поведения людей в социально важных ситуациях .  Зная ее ,  можно заранее предсказать ,  как будет себя вести средне - нормальный идеологически обработанный гражданин коммунистической страны в ситуациях такого рода .  Это суть априорные правила в отношении конкретных индивидов в конкретных ситуациях ,  своего рода алгоритмы мышления и поведения .  Особо важное значение практическая идеология имела для деятельности руководящих  ( управляющих )  органов коммунистической страны ,  ибо она содержала целый ряд инструкций для их поведения .  В сталинские годы идеология имела явно нормативный характер .  В послесталинские годы эта роль идеологии внешне вроде бы ослабла .  Но по сути дела ,  она лишь изменила форму и ушла вглубь .  Идеология ставила перед руководителями страны общую цель ,  которая ,  независимо от ее достижимости или недостижимости ,  играла организующую роль и определяла направление стратегической деятельности руководства .  Идеология давала общую ориентацию жизни коммунистического человейника и устанавливала рамки и принципы деятельности его власти .  Она являлась основой и стержнем всей системы установок .  230 Марксистская философия не стала наукой о мире ,  о познании мира и о мышлении по причинам как идеологического ,  так и внеидеологического характера .  Однако это нисколько не умаляет ту роль ,  какую она фактически сыграла в советском обществе .  Она возглавила колоссальную просветительскую работу ,  какую до того не знала история .  Через нее и благодаря ей достижения науки прошлого и настоящего стали достоянием широких слоев населения .  В антисоветской критике обратили внимание на отдельные случаи ,  когда советская философия играла консервативную роль  ( отношение к теории относительности ,  генетике ,  кибернетике и др .),  и раздули эти случаи так ,  что они заслонили собою все остальное .  Но они на самом деле затронули незначительную часть прозападно настроенной интеллигенции ,  которая мало что понимала в этом .  Причем они привнесли с собою новые виды идеологической фальсификации достижений науки .  Идеи ,  овладевая массами ,  становятся материальной силой ,  гласит одно из положений марксизма - ленинизма .  Но что это означает на самом деле ?  Означает ли это ,  что достаточно людей ознакомить с некоторыми идеями ,  и они ,  поняв их справедливость ,  начинают поступать так ,  как это предписывается познанными ими идеями ?  Идеи овладевают массами лишь при том условии ,  если какая - то категория людей сумеет овладеть массами ,  используя для этой цели идеи ,  удобные для овладения массами ,  а отнюдь не для удовлетворения практических потребностей масс .  Проблема состоит не в том ,  чтобы породить умные идеи и дать их массам .  Проблема состоит в том ,  чтобы овладеть массами ,  используя идеи лишь как лозунг ,  знамя ,  приманку ,  организующую форму .  Советское общество создало для этого грандиозный идеологический механизм овладения массами .  В задачу этого механизма входило ,  во - первых ,  сохранение идеологического учения в том виде ,  в каком оно было канонизировано в то время .  Охранять его от ересей ,  расколов ,  ревизий ,  чуждых влияний .  Содержать учение в состоянии актуальности ,    " подновлять ",  осуществлять истолкование всего происходящего в мире в духе идеологического учения и в его интересах .  Во - вторых ,  осуществлять тотальный идеологический контроль за всей  " духовной "  сферой жизни общества .  В - третьих ,  231 осуществлять идеологическую обработку населения ,  создавать в обществе требующееся идеологическое состояние ,  пресекать всякие отклонения от идеологических установок .  С самого начала возникновения на исторической арене коммунисты рассчитывали на некие добрые прирожденные качества в людях .  И даже марксисты ,  объявившие материальное производство базисом общества ,  рассчитывали на высокий уровень сознания и нравственности людей при коммунизме ,  считали это непременным условием реализации принципа  " по потребности "  и установления идеальных отношений между людьми .  После революции  1917  года в России проблема воспитания нового человека ,  необходимого для реального коммунизма ,  и воспроизводства такого человеческого материала в массовых масштабах встала перед творцами нового общества как проблема первостепенной важности .  Они в беспрецедентных масштабах развернули работу по воспитанию ,  образованию ,  просвещению и идеологической обработке широких слоев населения всех возрастов и сословий ,  и молодых поколений  ;  в первую очередь .  Для руководства этим грандиозным процессом и для его организации с поразительной быстротой сложилась  " религия "  и " церковь "  коммунизма  ;  единая государственная идеология и единый механизм идеологической обработки населения .  Не следует думать ,  будто советская идеология стремилась прививать людям отрицательные качества    ;    эгоизм ,  карьеризм ,  двуличность ,  ненадежность ,  продажность ,  подхалимство ,  лень ,  склонность к халтуре и обману и т . п .  Как раз наоборот ,  эти качества порицались ,  сдерживались и ограничивались .  Поощрялись самые лучшие качества      ;      честность ,  отзывчивость ,  скромность ,  правдивость ,  трудолюбие ,  самоотверженность ,  преданность родине ,  стремление к образованию ,  к овладению культурой ,  к развитию способностей ,  к достойному поведению в коллективе и т . д .  То же самое делалось для воспитания идеальных отношений между людьми и народами  ;  дружбы ,  взаимного уважения ,  взаимопомощи ,  братства ,  равенства и т . п .  И это не было лицемерие .  Органы власти ,  деловые коллективы ,  школа ,  общественные организации и идеологические учреждения прилагали титанические усилия к тому ,  чтобы сделать людей и целые народы именно такими ,  сделать их своего рода коммунистическими ангелами .  Если бы это не делалось ,  то жизнь в 232 стране превратилась бы в кошмар .  Советский Союз не выжил бы в труднейших условиях и десятка лет ,  не победил бы в войне   1941- 1945  годов Германию ,  не стал бы второй сверхдержавой планеты .



СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ
 Реальный коммунизм появился и сформировался во многих отношениях совсем не по марксизму .  Он возник не в центре западной цивилизации с многочисленным рабочим классом и с развитым капитализмом ,  а на ее периферии ,  в стране со слабо развитым капитализмом ,  с малочисленным рабочим классом ,  с преобладающим крестьянским хозяйством .  Даже сам Ленин не верил в возможность социалистической революции в России вплоть до возвращения в Россию после февральской революции   1917   года .  Советская власть складывалась вовсе не как некая диктатура пролетариата .  Это выражение употреблялось ,  но не в буквальном смысле .  Хотя классы помещиков ,  капиталистов и  " кулаков "  были ликвидированы ,  социальное и материальное неравенство не исчезло ,  и население стало расслаиваться на различные социальные слои в других разрезах бытия .  Стали меняться пропорции людей ,  занятых в промышленности ,  сельском хозяйстве ,  системе власти и управления ,  культуре ,  армии и т . д .  Стал меняться состав различных подразделений населения .  Например ,  в сельском хозяйстве появились ранее неслыханные профессии  ( механизаторы ,  агрономы ,  учетчики и т . д .),  представители которых стали играть решающую роль .  В промышленности выросла целая иерархия профессий ,  должностей ,  уровней квалификации .  Это структурирование совершенно не учитывалось в сочинениях марксистов .  И уж совсем игнорировалось образование привилегированных и правящих слоев ,  становившихся подлинными хозяевами нового типа человейника .  Интеллигенция ,  которую считали прослойкой  ( между кем ?!),  разрасталась с поразительной быстротой .  Росло число людей в сфере обслуживания ,  не говоря уж о чиновничестве .  Так что к моменту антикоммунистического переворота в горбачевско - ельцинские годы страна имела структуру населения качественно отличную от той ,  с которой начинал жить реальный коммунизм .  Это стало одним из условий успеха переворота . 



ПРИНЦИПЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
 Общеизвестные коммунистические принципы распределения ( по труду и по потребностям )  включались даже в определение коммунизма и его различных стадий .  Одно это достаточно красноречиво говорит о ненаучности марксистской концепции коммунизма .  Принцип распределения по труду имеет очень узкую сферу применения   ;   лишь тогда ,  когда возможно сравнение работ различных индивидов .  И в этом смысле он не есть нечто специфическое для коммунизма .  Но как сравнивать труд начальников разных уровней и подчиненных ,  а также практически несравнимых видов и условий труда ?  Для принципа  " по потребности "  возникает вопрос :  любые потребности или только общественно признанные ?  И кто определяет конкретные потребности различных людей ?  Если не любые ,  а лишь общественно признанные ,  и потребности людей определены законом или коллективом ,  то этот принцип тоже теряет специфику коммунистического .  Фактически в коммунистическом человейнике главными принципами распределения материальных благ являются такие :  1)   по социальной позиции ;  2)   способность безнаказанно использовать свою социальную позицию ;     3)      узаконенные способы оплаты труда ,  включая узаконенные привилегии ; 4)  узаконенные пенсии и пособия .  При такой системе распределения возникало материальное неравенство .  Но оно не было таким значительным ,  как в странах западнизма и как это стало в постсоветской России .  Главным богатством граждан коммунистической страны было не накопление собственности ,  а социальное положение ,  квалификация ,  личный труд ,  личные способности .  Жизненные линии были для большинства устойчивыми .  Работающие в большинстве повышали свой социальный статус .  Была уверенность в надежности вознаграждения и в его повышении .  Изо всех существовавших систем распределения материальных благ коммунистическая представляется мне самой справедливой .  Разумеется ,  ее законы постоянно нарушались .  Но с нарушениями велась борьба .  Кроме того ,  коммунизм существовал не в идеальном  (" чистом ")  виде ,  а в конкретных исторических условиях ,  234 в которых абстрактные социальные законы проявлялись через массу отклонений ,  лишь как тенденции .  Несмотря на тяжелейшие исторические условия ,  жизненный уровень в советском человейнике был довольно высоким .  Если в критерии оценки включить все аспекты жизни людей ,  а не только непосредственный денежный доход ,  то можно без особого труда показать ,  что жизненный уровень советских граждан в целом не уступал таковому на Западе ,  а по ряду пунктов даже превосходил его .  И это служило заразительным образцом для многих народов планеты .  Начиная холодную войну против Советского Союза ,  Запад вначале ставил задачу лишить Светский Союз этой роли соблазнительного образца .


ЗАПАДНИСТСКОЕ СВЕРХОБЩЕСТВО
 Надстроечная часть социальной организации коммунистического сверхобщества обнаруживается сравнительно просто ,  если ,  конечно ,  вы располагаете социологической теорией ,  удовлетворяющей критериям логики и методологии науки .  Гораздо сложнее обстоит дело с социальной организацией западнистского сверхобщества .  Я не могу в этом очерке изложить достаточно аргументированную теорию этого феномена .  Ограничусь лишь тем ,  что назову в качестве примера некоторые источники формирования его . 


СВЕРХГОСУДАРСТВО
 Государственность западнистского общества состоит из демократической и недемократической частей .  Для первой характерны выборность представительной власти ,  разделение властей ,  гласность ,  наличие официальной позиции ,  многопартийность .  Во вторую часть входят административно - бюрократический аппарат ,  полиция ,  суды ,  тюрьмы ,  армия ,  секретные службы и т . д .  Первая составляет лишь ничтожную часть государственности и ничто без второй .  235 Западнистское сверхгосударство вырастает отчасти на основе демократии и как ее развитие ,  отчасти на основе недемократической части государственности как отрицание демократии ,  отчасти из негосударственных источников и как явление негосударственное .  Это прежде всего разрастание самого государства сверх всякой меры .  В сфере государственности занято от     15     до     20     процентов работающих членов западного общества .  Это больше ,  чем общее число людей ,  занятых физическим трудом в сельском хозяйстве и в промышленности .  Представительная часть власти обросла огромным числом   ; подсобных ;  учреждений ,  комитетов ,  комиссий ,  министерств ,  департаментов и т . п .  Они не являются узаконенными на уровне фундаментального права .  Они введены ,  можно сказать ,  явочным или  " рабочим "  порядком .  Во всех них занято огромное число профессиональных и высокопрофессиональных работников .  Они не избираются снизу ,  а отбираются сверху .  Они работают и делают карьеру по тем же принципам ,  что и в административно - бюрократическом аппарате государства .  И кто бы ни избирался на выборные должности ,  какая бы политическая линия ни проводилась ,  эти упомянутые выше явления уже играют более важную роль во власти ,  чем преходящие фигуры  " избранников народа ".  Военная сфера ,  секретные службы ,  внешнеполитическая сфера приобрели такие размеры и влияние ,  что сами конкурируют с центральной властью в борьбе за реальную власть .  Все эти мощные и в значительной мере автономные сферы нуждаются в координации .  Непомерно разросшаяся государственность сама нуждается в управлении ,  можно сказать   ;   в своей внутренней власти .  Последняя не конституируется формально ,  т . е .  как официально признанный орган государственной власти .  Она складывается из людей самого различного рода    ;    представителей администрации ,  сотрудников личных канцелярий ,  сотрудников секретных служб ,  родственников представителей высшей власти ,  советников и т . п .  Сюда входит совокупность секретных учреждений официальной власти и вообще всех тех ,  кто организует и осуществляет скрытый аспект деятельности государственной власти .  Каковы масштабы этого аспекта и какими средствами он оперирует ,  невозможно узнать .  Публичная власть не делает важных шагов без его ведома .  Сюда входит также множество людей ,  состоящее из представителей 236 частных интересов ,  лоббистов ,  мафиозных групп ,  личных друзей .  Это    ;    ; кухня власти ;.  Она является постоянно действующим элементом власти ,  стоящим над государством и отнимающим у него часть суверенитета .  Наряду с   ; кухней власти ;  сложилась среда из активных и влиятельных личностей ,  занимающих высокое положение на иерархической лестнице социальных позиций .  Она получила название правящей элиты .  Вопреки официальному статусу ,  государство само становится явлением в сфере экономики .  Это выражается в том ,  что государство удерживает за собою эмиссию денег и вообще контроль за денежной системой ,  которая сама по себе есть важнейший фактор экономики .  Государство может предоставить это право какому - либо банку ,  но все равно при этом оно сохраняет контроль за ним .  Огромные суммы денег ,  поступающие государству в виде налогов ,  суть капитал со всеми атрибутами капитала ,  а не просто пачки ассигнаций .  Государство является крупнейшим банкиром страны .  В отличие от обычных банкиров оно использует деньги не столько как капитал ,  сколько тратит их .  Причем тратит ,  как правило ,  больше ,  чем получает дохода ,  ;   отсюда рост государственного долга .  Тем не менее оно в качестве банкира предоставляет кредиты частным фирмам .  Второе обстоятельство ,  вынуждающее государство на экономическую роль ,  образует набор общественных нужд ,  которые не в состоянии удовлетворить частный сектор  ( рынок ).  Для этого складывается так называемый общественный сектор ,  в который попадают предприятия ,  отрасли промышленности и мероприятия ,  которые имеют значение для страны ,  но не по силам отдельным частным фирмам .  Это   ;   энергетика ,  транспорт ,  связь ,  защита от эпидемий и стихийных бедствий ,  дороги ,  почта ,  образование ,  информационная служба ,  безопасность ,  социальное страхование ,  забота о стариках и инвалидах и многое другое .  Достаточно перечислить явления огромного масштаба ,  ставшие обычными в современном западном мире и в мире вообще вследствие активности Запада ,  чтобы отбросить всякие сомнения насчет ограниченности традиционных средств власти .  Махинации гигантских предприятий в сфере экономики ,  укрывательство от налогов ,  порча природной среды и продуктов питания ,  237 организованная преступность ,  научно - технические проекты неслыханных ранее масштабов ,  грандиозные стройки ,  военные операции ,  международные финансовые проблемы ,  демографические проблемы ,  миграция миллионов людей ,  безработица и т . д .  и т . п .  Список таких явлений ,  требующих усилий власти в больших масштабах и постоянно ,  можно продолжать и продолжать .  Теперь очевидно для всех ,  что власти западных стран уже занимаются всем этим как своим повседневным делом .  Вследствие разрастания и усложнения человейников ,  усложнения их взаимоотношений ,  усложнения задач ,  которые должна решать власть ,  разрастания и усложнения самой сферы власти и других перемен произошло разделение задач и деятельности власти на обычные и стратегические .  Возник стратегический уровень ,     ;      уровень задач ,  ресурсов и действий власти ,  превосходящий обычные по масштабам ,  значимости и продолжительности .  Возникли задачи и операции власти ,  рассчитанные на многие годы ,  стоящие колоссальных затрат средств ,  вовлекающие огромные массы людей ,  использующие новейшие научные открытия и технические изобретения ,  использующие всю интеллектуальную мощь общества и блоков обществ .  Такими были ,  например ,  пятилетние планы в Советском Союзе ,  мероприятия гитлеровской Германии в подготовке к войне и ее проведении ,  операции антигитлеровской западной коалиции во Второй мировой войне ,  план Маршалла ,  холодная война со стороны Запада .  Такими являются действия западных властей в манипулировании огромными суммами денег ,  космические программы ,  война США против Ирака ,  операция по дезинтеграции Югославии и Советского Союза .  Короче говоря ,  возникли задачи и операции властей ,  качественно ,  а не только количественно отличные от традиционных задач и операций власти государственной .  Причем это стало регулярным и повседневным в жизнедеятельности власти ,  а не редким исключением ,  как это бывало в прошлом  ( например ,  большие войны ).  Сейчас перед западными странами встали проблемы ,  на решение которых нужны десятки лет  ( если не века ),  ресурсы астрономических масштабов ,  высочайший интеллектуальный потенциал многих тысяч специальных учреждений и миллионов квалифицированных сотрудников .  Уже сейчас эта сфера в 238 значительной мере обособилась от привычной сферы государственности и становится доминирующей над ней .   Выработалась и тактика решения стратегических задач .  Сложился особый аппарат для этого .  Тут мы видим совсем иное измерение власти сравнительно с тем ,  в котором произошло разделение функций законодательной и исполнительной власти .  Пока аспект стратегической власти еще спутан с аспектом обычной государственности .  Но уже сейчас можно заметить в правительствах и в политике западных стран две тенденции .  Стратегическая постепенно берет верх .  Наиболее сильные фигуры во власти  ( в США и Франции  ;  президент ,  в Англии   ;   премьер - министр ,  в Германии   ;   канцлер ),  как правило ,  выражают стратегическую тенденцию власти ,  а парламенты  ;  традиционную .  Другим источником западнистского сверхгосударства является сверхвласть ,  вырастающая в сфере экономики .  Она не афиширует себя .  Но дает о себе знать настолько ощутимо ,  что некоторые теоретики считают ее главной властью западного общества ,  а государство ее марионеткой .  Но суть дела тут серьезнее :  в западных странах складывается новый уровень власти ,  который уже не есть ни государство ,  ни экономика ,  а качественно новое явление ,  поглощающее то и другое .  Следующая линия формирования сверхгосударства связана с взаимоотношениями западных стран между собою ,  с взаимоотношениями западного мира с другими частями человечества ,  с проблемами мирового масштаба .  По этой линии в период холодной войны  ( а она длилась почти полвека !)  сложились бесчисленные учреждения и организации ,  которые даже формально возвышаются над государствами отдельных стран .  Сферой их деятельности являются блоки и союзы западных стран ,  весь западный мир и даже вся планета .  В их деятельность вовлечены сотни тысяч людей .  Они распоряжаются колоссальными материальными ,  интеллектуальными ,  идеологическими ,  пропагандистскими ,  культурными ,  психологическими и военными ресурсами .  Сфера сверхгосударственности не содержит в себе ни крупицы демократической власти .  Тут нет никаких политических партий ,  нет никакого разделения властей ,  публичность сведена к минимуму или 239 исключена совсем ,  преобладает принцип секретности ,  кастовости ,  личных контактов и сговоров .  Тут вырабатывается особая  " культура управления ",  которая со временем обещает стать самой деспотичной властью в истории человечества .  По объективным законам управления огромными человеческими объединениями и даже всем человечеством ,  на что претендует западный мир во главе с США ,  демократия в том виде ,  как ее изображает западная идеология и пропаганда ,  абсолютно непригодна .  Надстроечные явления сверхгосударственности не обладают законодательными функциями .  Последние были и остаются функциями государственности .  Если надстроечной части требуется что - то в отношении законодательства ,  она для этой цели имеет в своем распоряжении государственность ,  которая при этом фактически утрачивает статус суверенности .  Надстроечная часть обладает негосударственными средствами принуждать государственность поступать так ,  как это требуется сверхгосударственности .  Эти средства ,  например ,  суть личные связи ,  проведение своих людей на ответственные должности ,  лобби ,  манипулирование финансами и средствами массовой информации ,  манипулирование партиями и массами ,  подкуп и т . п .  Они все хорошо известны из скандальной информации ,  литературы ,  кино .



СВЕРХЭКОНОМИКА
 Экономика западных стран считается капиталистической .  Так это или нет ?  Ответ на вопрос зависит от определения понятий .  А их десятки .  С точки зрения одних определений западное общество будет оцениваться как капиталистическое ,  с точки зрения других   ;   как некапиталистическое .   В современном западном обществе за частными предпринимателями сохраняются лишь два признака ,  определяющие их как особую социальную категорию :  они суть юридические субъекты дела и ведут дело на свой страх и риск ,  не подчиняются в этой функции государству .  С точки зрения характера юридических субъектов предприятия экономики западнизма разделяются на две группы ,  К одной группе относятся предприятия ,  юридические субъекты которых суть 240 индивидуальные лица ,  а ко второй   ;   такие ,  юридические субъекты которых суть организации из многих лиц .  В обоих случаях юридические субъекты предприятий не являются капиталистами в смысле  19  и первой половины  20  века .   Экономика функционирует по своим специфическим законам ,  но в рамках государственных законов .  Ее  " нижняя "  граница фиксируется законодательством ,  устанавливающим статус хозяйственных единиц с точки зрения уплаты налогов и их права и обязанности по отношению к государству и друг к другу .  Верхнюю границу    (" потолок ")  экономики характеризует такое состояние ,  которое исчерпывает возможности правовых отношений участников экономической сферы ,  а также возможности решения важнейших экономических проблем специфически экономическими средствами .  Общеизвестно ,  что в западной экономике крупные предприятия содержат целые штаты юристов для решения своих проблем ,  причем их цель состоит не столько в том ,  чтобы следить за юридическими границами деятельности подопечных ,  сколько в том ,  чтобы лавировать на грани законности и даже за ее пределами ,  избегая наказания .  А судьба многих крупных предприятий и подразделений экономики зависит в большой степени  ( а порою решающим образом )  от неэкономических действий властей .  Укрывательство от уплаты налогов и обман финансовых органов стал всеобщим явлением .  Это произошло не из - за особой склонности к преступлениям и корысти  ( хотя и это не исключено ),  а главным образом из - за правовых норм .  Если педантично им следовать ,  то большинство предприятий просто обанкротится .  Я уж не говорю о том ,  каких масштабов достиг преступный бизнес .  Одним словом ,  западное хозяйство уже не укладывается в юридические рамки экономики .  Точно так же обстоит дело с социальными законами экономики как делового аспекта человейника .  Определяющую роль в экономике стали играть предприятия и целые отрасли с наивысшим технологическим уровнем ,  с максимальным использованием результатов научно - технического прогресса .  Они имеют более высокую сравнительно с другими предприятиями прибыль за этот счет ,  а не за счет эксплуатации наемных работников по законам экономики .  С другой стороны ,  многие крупные предприятия 241 работают в убыток и спасаются за счет всякого рода неэкономических махинаций .  Другие требуют таких затрат ,  которые окупаются в течение времени ,  выходящего за пределы долговременных инвестиций по законам экономики ,  или не окупаются совсем .  Такие предприятия существуют лишь постольку ,  поскольку жизненно необходимы или поскольку выгодны каким - то людям ,  наживающимся именно на убытках и банкротствах предприятий .  У этих предприятий нет хозяев ,  для которых убытки предприятий суть их личные потери .  Если бы можно было получить точные данные о том ,  какими путями в наше время наживают состояния на самом деле ,  я думаю ,  что доля таких ,  которые делают это по законам экономики  (" честный труд "  и  " честный бизнес "),  оказалась бы поразительно низкой  ( это  ;  мое предположение ).  Во всяком случае ,  она имеет тенденцию к снижению .  Фундаментальная функция экономики   ;   снабжать общество средствами существования   ;   отошла на задний план или перешла в значительной мере к явлениям неэкономическим .  Тон в экономике задают не фундаментальные уровни ,  а вторые и более высокие   ;   производство сверх необходимого ,  инвестиции с целью извлечения доходов из экономики низших уровней ,  паразитарные предприятия ,  предприятия ,  обслуживающие сверхпотребности высших слоев общества ,  символическая экономики и т . п .  Экономика в гораздо большей мере обслуживает самое себя ,  чем общество вне ее .  Глобализация экономики позволяет западному миру эксплуатировать всю планету методами ,  которые по форме выглядят как экономические  ( эквивалентный обмен ,  свобода предпринимательства ,  свободный рынок и т . п .),  а по сути дела не являются таковыми .  Например ,  вынос предприятий в страну ,  где сырье и рабочая сила в десятки раз дешевле ,  чем дома ,  не есть операция чисто экономическая .  Она невозможна без политической ,  идеологической и военной защиты .  Здесь политика ,  армия ,  полиция ,  специальные службы ,  средства массовой информации являются не обычными средствами защиты экономики ,  а завоевательными средствами насилия в чужой стране .  Ограбление европейскими завоевателями аборигенов Америки не было экономической операцией .  Так и теперь .  242 В основе западнистской экономики лежат принципы эквивалентного обмена .  Использование преимуществ положения и конкретной ситуации с целью приобретения прибыли есть нарушение этих принципов .  Это   ;   не эквивалентный обмен ,  подобно тому ,  как таковым не является   ; обмен ;  сена на молоко в отношениях с коровами ,   ; обмен ;  виски на Манхеттен в отношениях с индейцами ,   ; обмен ;  финансовых подачек в отношениях с Россией .  Не являются экономическими и операции ,  называемые словами  " экономическая помощь "  в отношениях стран Запада с незападными народами ,  находящимися в тяжелом положении .  Экономические гиганты внутри западных стран организуются как своего рода автономные объединения со своей социальной структурой ,  подобной структуре коммунистической страны .  А выйдя за пределы  " национальных государств "  на мировую арену ,  они стали вести себя во многом не как подвластные своего государства ,  а как равные ему партнеры .  Еще дальше в этом направлении пошли наднациональные экономические гиганты .  Они вообще ведут себя как суверенные человейники .  Если они кому - то и в какой - то мере подчиняются ,  так это      ;      глобальный денежный механизм .  Наднациональные и глобальные экономические империи и организации приобрели такую силу ,  что теперь от них решающим образом зависит судьба экономики национальных государств Запада ,  не говоря уж о прочем мире .  Они властвуют над экономикой в ее традиционном смысле .  В их деятельности все большую роль играют политическое давление и вооруженные силы стран Запада .  Одним словом ,  в хозяйственном аспекте западных стран произошли такие грандиозные перемены ,  что прежние представления об экономике утратили смысл .  Требуется научный  ( а не идеологический !)  анализ реальности ,  чтобы прийти к какой - то ясности в ее понимании .  В системе власти западных стран фактически происходит разделение функций в вертикальном аспекте :  часть государственности ,  возглавляемая обычно главой исполнительной власти  ( президентом ,  канцлером ,  премьер - министром ),  выполняет функции участников и представителей денежного механизма .  Фактическая система власти и хозяйства западного мира таковы ,  что 243 государственность и экономика отдельно взятых стран все более превращаются в их частицы ,  причем в  " снятом "  виде .  Считается ,  будто некая  " невидимая рука "  рынка управляет западной экономикой .  Фактически и рынком ,  и экономикой ,  и государством ,  и обществом в целом уже управляет вполне видимая ,  хотя и прячущаяся рука сверхэкономики    ;    сверхгосударства ,  исполнительным органом которого является денежный механизм .



ДЕНЕЖНЫЙ ТОТАЛИТАРИЗМ
 Механизм денежного тоталитаризма образует гигантская финансовая система общества ,  которая теперь обусловлена прежде всего необъятным числом денежных операций ,  охватывающих все аспекты жизни людей и общества в целом ,  в том числе и все то ,  что связано с капитализмом .  Этот механизм есть механизм особого подразделения делового аспекта общества   ;   денежного дела .  Но в силу особой роли этого подразделения общества он превратился в механизм общества в целом .  Он включает в себя два рода учреждений и предприятий :    1)     банки и другие финансовые предприятия ,  которые называются другими словами ,  но выполняют ту же роль или разделяют с банками отдельные функции денежного дела  ( сберегательные кассы ,  страховые компании ,  кредитные учреждения и т . д .),  а также крупные фирмы и концерны ,  обладающие большими суммами денег и выполняющие функции ,  аналогичные отдельным функциям банков ;   2)    государственные финансовые учреждения .  Число денежных предприятий огромно .  Имеет место сложнейшее разделение их функций  ( специализация ),  а также разделение ими территорий действия и сфер общества .  Есть банки частные и общественные ,  отдельные и объединенные в группы ,  личные и акционерные ,  универсальные и отраслевые ,  кредитные ,  ипотечные ,  коммерческие ,  национальные ,  международные .  Сами они имеют сложную структуру       ;       иерархию подразделений ,  начинающуюся центральным отделением и доходящую до местных отделений ,  непосредственно имеющих дело с клиентами .  В их деятельности заняты миллионы людей .  Используется самая 244 современная технология ,  без которой вообще уже невозможно функционирование денежного механизма .  Денежный механизм почти полностью укомплектован наемными работниками ,  каждый из которых по отдельности есть лишь его слуга .  Внутри его господствуют отношения начальствования и подчинения ,  сговоры ,  согласования ,  принуждение и прочие явления ,  не имеющие ничего общего с отношениями чисто экономическими .  Он антидемократичен .  В каждом его подразделении господствует беспощадная ,  роботообразная дисциплина .  Он деспотичен по отношению к прочему обществу .  Никакая диктаторская власть в мире не может сравниться с ним в этом качестве .  В современном западном мире денежный механизм из средства экономики  ( из ее слуги )  превратился в ее доминирующий фактор  ( в господина над ней ).  Благодаря этому в сферу экономики включились сферы культуры ,  образования ,  развлечения ,  спорта и все другие ,  ранее таковыми не являвшиеся .  Изменилось само понятие экономики .  Произошло  " вертикальное "  структурирование экономики :  над экономикой ,  создающей ценности ,  выросла экономика ,  использующая упомянутую  ( скажем ,  экономику первого уровня )  в качестве источника доходов для занятых в ней  ( в экономике второго уровня )  лиц .  Она разрослась и усилилась настолько ,  что стала играть не менее важную роль в обществе ,  чем экономика первого уровня .  И над всем этим выросла сфера экономики на уровне механизма условных или символических денег   ;   символическая экономика ,  т . е .  экономика огромных символических капиталов .  В настоящее время реальная и символическая экономики существуют в значительной мере независимо друг от друга .  Сумма условных  ( символических )  денег ,  циркулирующих на уровне символической экономики ,  во много десятков раз превосходит ту ,  какая достаточна для экономики реальной .  Наконец ,  денежный механизм вышел в своей власти над обществом за пределы экономики ,  став частью механизма сверхгосударственности .  Тут неверно утверждать ,  будто экономика стала властителем общества .  Тут произошло нечто более значительное ,  а именно    ;    сложился уровень сверхэкономики и сверхгосударственности ,  подчинивший себе и государственность ,  и 245 экономику .  Возник качественно новый социальный феномен в структуре человейника ,  выходящий за рамки социальной организации общества  " сверху ".  Обычно акцентируют внимание на денежной форме и специфических правилах функционирования денежного механизма ,  а не на его социальном содержании .  А последнее состоит в том ,  что в обществе сложился новый феномен ,  овладевший денежным механизмом и использующий его в качестве средства власти над обществом ,  а не только и не столько в качестве капитала .  Лишь отчасти этот механизм функционирует как капитал .  В большей мере и в основном он превратился в сверхкапитал .  Функция капитала стала одной из его функций ,  подчиненных функции власти .  Он руководствуется прежде всего не экономическими ,  а иными расчетами ,  а именно расчетами организации и удержания своей сверхобщественной власти над обществом .  Денежный механизм имеет доходы не за счет эксплуатации наемных работников   ;   вовлеченные в его работу люди получают заработную плату ,  не производя никакой прибыли .  Они суть служащие аппарата власти ,  подобного государственному .  Этот аппарат берет дань с подвластного человейника в виде платы за услуги и процентов за кредиты .  Это похоже на извлечение прибыли путем инвестиции денег .  Но только похоже ,  поскольку этот аппарат оперирует деньгами ,  и это путает .  На самом же деле он имеет доходы подобно тому ,  как их имеет государство ,  не производящее ничего .  Он берет дань с тех ,  кого он обслуживает ,  т . е .  эксплуатирует .  Государство оперирует огромными суммами денег .  Но оно делает это не по законам экономики .  Оно не инвестирует их с целью получения прибыли  ( нечто подобное бывает лишь в порядке исключения ).  Оно их тратит на свои нужды ,  распределяет по различным подразделениям общества ,  тратит как средство своих политических целей .  То же самое делает денежный механизм .  В нем есть части ,  функционирующие по законам экономики ,  т . е .  как капиталы .  И это затемняет те его части ,  которые стали феноменами сверхэкономики и сверхгосударства .  Не все банки и не все функции банков одинаково входят в эту сферу .  Тут переплетаются феномены экономики и власти .  И это переплетение вполне нормально ,  так как власть такого рода вырастает из экономики и над ней .  246 Денежный механизм в его высшей функции    ;    власти над экономикой и над человейником вообще определяет судьбы социальных феноменов огромного масштаба     ;     экономических империй ,  отраслей экономики ,  слоев населения ,  народов и даже целых регионов планеты .  Он определяет социальную стратегию большого исторического масштаба .  Очевидно ,  например ,  что планирование и руководство крупнейшей в истории операцией Запада ,  именуемой холодная война ,  и финансирование ее  ( т . е .  траты на нее )  было делом рук денежного механизма Запада .  Теперь он стал явлением глобального масштаба .



" ВАТИКАН "  ЗАПАДНИЗМА
 Выражением  " масс - медия "  или просто  " медия "  принято обозначать совокупность таких явлений современного западного мира ,  как радио ,  телевидение ,  газеты ,  журналы ,  различные периодические ,  спорадические и одноразовые издания типа газет и журналов ,  а также другие средства ,  выполняющие аналогичные функции .  После Второй мировой войны в эволюции западной медии произошел грандиозный качественный  " скачок "  ;   она оформилась в одну из важнейших сфер общества .  Так что ее теперь следует рассматривать не просто как множество разрозненных явлений со сходными свойствами ,  а как единое целое со сложной структурой ,  с разнообразными частями и функциями .  Исторические условия этого " скачка "  суть следующие :  1)   колоссальный количественный рост составных элементов медии ; 2)  их техническое усовершенствование ;  3)  изобретение новых средств ; 4)  усовершенствование их работы ;  5)   возникновение разнообразных связей между ними ;  6)   расширение сферы их деятельности и усиление их роли в общественной жизни .  Конечно ,  медия есть одна из сфер приложения и активности капиталов и интересов государства .  Но сводить ее к этому ошибочно .  Она есть нечто большее ,  выходящее за рамки бизнеса и политики .  Это ,  можно сказать ,  есть   ; третья сила ;  западнизма .  Это    ;    и информация ,  и дезинформация ,  и апологетика ,  и критика ,  и услуги властям и бизнесу ,  и оппозиция к власти и к бизнесу ,  и проповедь морали ,  и проповедь разврата ,  и просвещение ,  и оглупление ,  и 247 борьба идей и интересов ,  и отражение жизни ,  и искажение реальности ,  и делание жизни ,  короче говоря    ;    квинтэссенция общественной жизни во всех проявлениях ее субъективного фактора .  Медия есть арена общественной жизни ,  ставшая сама одним из важнейших факторов этой жизни .  Она состоит из десятков тысяч учреждений ,  организаций ,  предприятий .  В ее работу вовлечены в качестве сотрудников сотни тысяч людей .  Она привлекает для участия в своей работе миллионы людей всех социальных категорий .  Медия   ;   это могущественный инструмент формирования сознания ,  чувств и вкусов огромных масс людей и инструмент воздействия на них в желаемом для кого - то духе .  Но это   ;   такой инструмент ,  который сам осознает себя в качестве силы ,  использующей всех прочих и все остальное в качестве инструмента своей власти над обществом .  Формально не существует единый центр управления медией .  Но фактически она функционирует так ,  как будто получает инструкции из некоего руководящего центра наподобие ЦК КПСС .  Тут есть своя " невидимая рука ".  Она почти совсем не изучена научно .  Данные о ней редко попадают в печать .  Ее образует сравнительно небольшое число лиц ,  которые санкционируют рекомендации ,  выработанные более широким кругом политиков ,  бизнесменов ,  политологов ,  журналистов ,  советников и т . д .,  и подают сигнал к согласованной деятельности медии по определенным проблемам .  Имеется большое число опытных сотрудников учреждений медии ,  которые сразу угадывают новую установку и даже опережают  " высшую инстанцию ".  И в дело немедленно вступает огромная армия исполнителей ,  подготовленных выполнить любые задания в духе новой установки .  Между людьми ,  образующими этот механизм ,  имеют место бесчисленные личные контакты .  Медия стала не орудием сбора и распространения информации ,  производимой кем - то другим ,  а производителем ,  контролером и властителем информации .  Она имеет свои мощные и профессионально обученные кадры для этого .  В ее распоряжении фактически все силы общества ,  как - то связанные с информацией .  Она формирует информацию по своим правилам ,  придает информации вид ,  отвечающий ее интересам .  Информационный поток ,  минующий ее ,  ничтожен сравнительно с тем ,  какой проходит 248 через нее ,  а роль его еще ничтожнее .  Она сконцентрировала в себе основные и наиболее влиятельные информационные потоки и силы общества .  Медия вторгается во все сферы общества    ;    в политику ,  экономику ,  культуру ,  науку ,  спорт ,  бытовую жизнь .  Ей до всего есть дело .  Она не просто влияет на умы и чувства людей .  Она проявляет власть над ними ,  причем власть диктаторскую .  Эта власть осуществляется по многим каналам .  Назову основные из них .  Медия буквально приковывает к себе внимание подавляющего большинства населения западных стран ,  снабжая людей в изобилии практически любой нужной им информацией ,  сплетнями ,  развлечениями ,  сенсациями .  Она обладает для этого неограниченными средствами ,  самой совершенной технологией и отработанными приемами .  Невозможно подсчитать ,  сколько времени и сил тратят люди ,  просиживая перед телевизорами ,  читая газеты и журналы ,  слушая радио .  Никакая церковь не может с этой точки зрения сравниться с  " церковью "  западнизма .  Она удобна и с точки зрения способа вовлечения людей в ее деятельность .  Человек может потреблять продукцию медии в одиночку ,  сидя дома ,  находясь в транспорте ,  даже во время работы .  Вторым важнейшим каналом всевластия медии является то ,  что она контролирует и направляет всю интеллектуальную и творческую деятельность общества ,  создавая паблисити творцам произведений культуры ,  давая им оценку ,  отбирая их ,  показывая их .  Медия присвоила себе функции публичного судьи того ,  что производит культура ,  предопределяя само это производство с точки зрения тематики ,  идейной ориентации и эстетических вкусов .  Она определяет то ,  какой круг людей выпускается на арену культуры ,  какие произведения ,  какие идеи ,  какие моды .  Не гений и ум творцов произведений культуры определяет их судьбу ,  а отношение к ним масс - медии .  Она в состоянии возвеличить ничтожное и бездарное ,  если оно соответствует ее интересам и конъюнктуре ,  и не допустить к жизни великое и талантливое ,  если такого соответствия нет .  Третьим важнейшим каналом всевластия медии является то ,  что она дает трибуну политикам и арену для политических спектаклей .  Она раздувает и использует непомерное тщеславие политиков .  Она влияет на их успехи и неудачи ,  порою   ;   роковым образом .  Без нее 249 немыслимы никакие выборные кампании ,  парламентские баталии ,  встречи ,  визиты ,  выступления ,  демонстрации ,  массовые движения ,  партийные мероприятия и вообще все важнейшие явления общественно - политической жизни западных стран .  Наконец ,  медия сконцентрировала в себе общественное мнение и гражданское общество ,  став их рупором и одновременно лишив их самостоятельности .  Они нашли в медии свою организующую силу ,  отчуждая ей свою собственную независимость и власть .  Медия стала чем - то вроде  " государства "  для внегосударственной жизни общества .  Средства медии могут принадлежать частным лицам ,  государству ,  общественным организациям ,  корпорациям ,  банкам .  Ее может использовать крупный капитал ,  правительство ,  какие - то клики и группы .  Но все это не лишает ее той роли ,  какую она играет в обществе ,  и ее положения в системе прочих социальных феноменов .  Она занимает такое положение и играет такую роль в обществе ,  которые позволяют ей со своей стороны диктовать свою волю всем тем ,  кто в какой - то мере манипулирует им ,  и своим формальным хозяевам .  Все те ,  кто считается ее хозяевами и манипуляторами ,  вынуждены подчиняться сами тем условиям ,  благодаря которым они хозяйничают и манипулируют медией .  Тут скорее имеет место сговор и дележ власти между более или менее равными по силе сообщниками ,  чем отношение господства и подчинения .  Хозяин газеты ,  например ,  влияет на политическую линию газеты .  Но одновременно он сам подвластен своей газете как феномену ,  играющему особую роль в обществе .  Медия есть безликое божество западного общества ,  которому поклоняются и все те ,  кто считается или воображает себя ее хозяевами и начальниками .  Самое большее ,  что на самом деле эти люди делают ,  это   ;   прислуживание своему божеству в качестве его жрецов ,  разумеется ,  за хорошую плату и за прибыли .  Медия есть социальный феномен ,  концентрирующий и фокусирующий в себе силу безликих единичек общественного целого     ;     зрителей ,  читателей ,  ученых ,  артистов ,  идеологов ,  политиков ,  спортсменов и прочих граждан .  Это их коллективная власть ,  выступающая по отношению к каждому из них по отдельности как власть абсолютная .  Это есть превосходно организованный и функционирующий механизм сверхидеологии западнизма .



СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В ЦЕЛОМ
 Как я уже отметил ,  социальная организация западнистского сверхобщества как целое разделяется на надстроечную и базисную части .  Чтобы описать ее строение и свойства ,  мы должны ,  естественно ,  обратиться именно к ее надстроечной части ,  уделяя внимание базисной в том свете ,  какой на нее бросает надстроечная часть .  Надстроечная часть ,  о которой идет речь ,  не есть всего лишь сумма надстроечных явлений сверхгосударства ,  сверхэкономики ,  сверхидеологии и других компонентов западнистского человейника .  Ошибочно также представлять себе положение так ,  будто надстроечные части компонентов социальной организации общества превращаются в соответствующие компоненты социальной организации сверхобщества .  Упомянутые надстроечные явления общества суть лишь отдельные потоки эволюционного процесса ,  которые сливаются в нечто единое и перемешиваются в этом единстве .  Тут происходит взаимное проникновение надстроечных явлений ,  взаимное влияние ,  обмен свойствами и функциями ,  возникновение новых явлений как средства единства и как следствия его .  Сюда включаются результаты изменения ориентации эволюционного потока .  Вносят свою долю новые органы ,  возникающие в силу закона порождения особых органов для исполнения постоянных функций .  В результате на этом уровне теряет смысл разделение частей и функций ,  имеющее место на уровне общества и в снятом виде в базисной части .  Надстроечная часть социальной организации сверхобщества как целое выступает как сверхгосударственность по отношению к государственности ,  как сверхэкономика по отношению к экономике ,  как сверхидеология по отношению к идеологии и т . д .,  а не отдельными ее подразделениями с упомянутым разделением функций .  Она образует высшее подразделение системы власти и управления сверхобщества .  Потому для краткости будем называть ее сверхвластью .  Сверхвласть не является не только выборной ,  но и вообще узаконенной .  Чтобы она сложилась ,  необходимо достаточное большое число людей ,  обладающих следующими признаками .  Эти 251 люди имеют настолько высокий социальный статус ,  что являются фактически независимыми от государственной власти ,  а также от политической и экономической конъюнктуры .  Они регулярно воспроизводятся в этом состоянии ,  в значительной мере наследуют свой статус .  Они имеют влияние на правящие круги человейника и на привилегированные слои ,  являются известными личностями в человейнике ,  связаны личными знакомствами и в значительной мере родственными отношениями .  Они образуют иерархию позиций как с точки зрения их социального статуса ,  так и с точки зрения ролей в рамках сверхвласти .  Они образуют основной компонент человеческого материала сверхвласти .  Кроме них в рассматриваемое множество входят обслуживающие их лица ,  исполнители их решений и другие категории .  Рассматриваемое множество людей группируется в множество разнообразных объединений в различных измерениях .  Эти объединения образуют сложную и иерархизированную сеть ,  так что образуется плотная ,  связная среда .  Положение людей в этих объединениях зависит от их положения в базисной части сверхобщества .  Но и последнее зависит от первого .  Эти объединения не узаконены юридически .  Они складываются по социальным законам объединения людей ,  а также в силу условий их функционирования в системе власти и управления ,  личных и деловых отношений ,  взаимных услуг и т . д .  Они разнообразны по степени организованности ,  начиная от случайных и аморфных и кончая постоянными с установленной структурой ,  правилами ,  разделением функций и т . д .  Они формально добровольны ,  но фактически обладают достаточно прочными нитями ,  связывающими их в целое .  Тут связи аналогичны связям в объединениях на дообщественном уровне ,  только тут это имеет место на сверхобщественном уровне .  Члены таких объединений обладают способностью опознавать  " своих "  и  " чужих ",  идентифицировать себя в качестве членов тех или иных объединений .  Объединения ,  из которых состоит сверхвласть ,  возникают и действуют в рамках юридических законов ,  но они не являются юридически узаконенными в качестве органов власти .  Они присваивают себе функции власти ,  используя средства и возможности ,  выходящие за рамки государственности и 252 подчиняющие ее себе .  Они позволяют надстроечной части социальной организации управлять самой системой власти и выполнять функции стратегического управления ,  непосильные для государственности .  Эти функции охватывают многолетние планы и особо важные проблемы ,  для выполнения которых и решения которых требуются усилия всей страны ,  положение страны в окружающем мире ,  направление эволюции страны вообще .  Сверхвласть сверхобщества состоит из двух частей .  В первую из них входит все то  ( люди ,  объединения ,  учреждения ,  предприятия ),  что занято выработкой и принятием решений ,  ;   скажем ,  решающая часть .  Она есть аналог законодательной части власти общества .  Вторая часть включает в себя то ,  что осуществляет исполнение решений первой части .  Это  ;  исполнительная часть .  Хотя решения первой части не являются юридически законными ,  они имеют принудительную силу для тех ,  кто их исполняет .  Им подчиняются те ,  кого они касаются .  Исполнители подчиняются ,  поскольку от этого зависит их вознаграждение и вообще положение в человейнике  ( успех ,  карьера ,  общение ,  судьба детей ).  Прочие люди подчиняются ,  поскольку в распоряжении сверхвласти находятся все средства принуждения базисной части сверхобщества      ;      администрация ,  суды ,  полиция ,  денежный механизм ,  средства массовой информации .  Исполнительная часть сверхвласти образуется из надстроечных элементов социальной организации общества .  Он включает в себя также государственную бюрократию ,  армейское командование ,  органы государственной безопасности ,  аппараты партий и т . д .  Тут имеет место ,  можно сказать аппаратный плюрализм .  Чтобы представить себе ,  что это такое ,  надо выделить различные подразделения аппарата коммунистической сверхвласти и представить их себе как различные аппараты ,  объединяющиеся в единое целое благодаря упомянутым выше объединениям  " правящей элиты ".  Роль ,  аналогичную партийному аппарату в коммунистической системе власти ,  здесь выполняет совокупность людей и организаций ,  которые держат в своих руках денежный механизм человейника .



ЗАПАДНИСТСКАЯ СВЕРХЦИВИЛИЗАЦИЯ
 Как было сказано выше ,  эволюционный перелом идет на трех уровнях организации человейников :   1)    на уровне образования сверхобществ ;  2)   на уровне объединений западных сверхобществ в единый человейник ,  являющийся сверхцивилизацией по отношению к западной цивилизации ;  3)   на уровне образования глобального человейника вследствие усилий западной сверхцивилизации и под ее господством .  Мы рассмотрели первый уровень .  Рассмотрим кратко второй .  Тенденция к интеграции западной цивилизации в единый человейник имела место всегда .  Она принимала различные формы :  взаимное проникновение ,  культурное влияние ,  экономические связи ,  кровопролитные войны .  Не была на этот счет исключением и Вторая мировая война .  Она была многосторонним явлением .  В составе ее шла война западного мира против мира коммунистического ,  война внутри самого западного мира за доминирование в нем ,  за ослабление и даже за уничтожение конкурентов и война за создание насильственным путем хотя бы частичной западной цивилизации ,  т . е .  за объединение западноевропейских стран в единое целое под эгидой гитлеровской Германии .  Обращаю внимание на то ,  что объединение нескольких обществ в единый человейник в этом случае предполагало следующие условия .  Во - первых ,  человейник ,  осуществляющий объединение и находящийся на пути к сверхобществу ,  каким была гитлеровская Германия .  Таким был и Советский Союз в коммунистическом мире .  Во - вторых ,   ; вертикальное ;  структурирование объединяемых стран .  На высшем уровне предполагалась Германия ,  уровнем ниже    ;    Италия ,  еще ниже прочие европейские страны .  Нечто подобное имело место в отношениях Советского Союза с другими коммунистическими странами Европы после войны .  И ,  в - третьих ,  навязывание объединяющим человейником прочим странам социального строя ,  аналогичного своему .  Это же делал Советский Союз после победы над Германией в отношении ряда других завоеванных стран .  Так что тут имела место общая социальная закономерность .  254 После Второй мировой войны тенденция к интеграции западного мира не оборвалась ,  а усилилась .  Она лишь приняла другую форму .  Историческую инициативу в этом процессе захватили США .  Они вступили в войну в Европе в качестве спасителей западноевропейских стран от гитлеризма и от угрозы советского коммунизма .  Нисколько не пострадав в этой войне ,  США без особых усилий стали лидером западного мира .  Сразу же по окончании войны началась холодная война Запада ,  возглавленного США ,  против коммунистического мира ,  возглавлявшегося Советским Союзом .  Она в сильнейшей степени способствовала интеграции западных стран .  Это была первая в истории операция глобального масштаба Запада как единого целого .  Возвышение США над странами Западной Европы и американизация ее явились одним из аспектов этого процесса .  В какие бы идеологические одежды ни рядилась эта историческая роль США ,  это было фактически покорением Западной Европы внешней для нее силой .  США сделали то ,  что пыталась сделать гитлеровская Германия .  Но другими средствами     ;     гуманными ,  демократическими ,  экономическими ,  политическими ,  идеологическими ,  культурными .  И не как блицкриг ,  а как длительный и терпеливый исторический период .  Но не следует при этом забывать о том ,  что все эти средства опирались на военную мощь США ,  которая неуклонно наращивалась .  Холодная война США против Советского Союза была одновременно холодной колонизацией американцами стран самого западного мира .  Напоминаю ,  что после распада Советского блока и Варшавского Договора сохранилось НАТО и фактическое подчинение его США ,  а вооруженные силы США стали принимать непосредственное участие в европейских делах  ( агрессия в Сербию ).  Факт военного доминирования США над Западной Европой не подлежит сомнению .  И доминирование это нарастает ,  приближая лидерство США в западном мире к наполеоновски - гитлеровскому образцу ,  общие социальные законы человеческих объединений действуют и тут с неумолимой силой .  Второй аспект рассматриваемого процесса    ;    образование объединения европейских стран ,  близкого по структуре к единому человейнику .  Конечно ,  оно еще не завершилось .  В нем есть нечто антиамериканское ,  во всяком случае   ;   стремление к независимости 255 от США и к образованию сообщества ,  сопоставимого по мощи с США .  Но остановить этот процесс европейской интеграции уже вряд ли возможно .  Факт образования сверхцивилизации ,  поглощающей западноевропейскую цивилизацию ,  несомненен и в этом аспекте .  И третий аспект интеграции западного мира заключается в образовании бесчисленных и разнообразных организаций ,  учреждений и предприятий общезападного  ( наднационального )  характера .  Их уже сейчас насчитываются десятки  ( если не сотни )  тысяч .  Они не принадлежат ни к какой отдельной стране .  Они возвышаются над ними .  В их деятельность уже сейчас вовлечены многие миллионы людей .  Они организуются и функционируют по социальным законам  ( правилам ),  отличным от тех ,  по каким организуются и функционируют компоненты привычных ( традиционных )   ; национальных государств ;  Запада .  Они образуют своего рода надстройку над странами западного мира   ( ; общество второго уровня ;),  придающую всей западной цивилизации характер гигантского сверхобщества .  По моим подсчетам ,  эта   ; надстройка ;  уже включает в себя десятки миллионов людей ,  причем самой активной части населения западных стран .  Она фактически контролирует более половины всех мировых ресурсов .  Она фактически подчиняет себе   ; базисную ;  часть западного мира как единого человейника .  Сейчас трудно сказать ,  насколько жизнеспособен этот социальный монстр .  Не исключено ,  что он со временем расколется на два    ;    на американский и европейский .  Но пока в перспективе необходимость борьбы с азиатским коммунизмом ,  арабским миром и другими частями человечества ,  пока есть угроза бунтов в покоренной части и в своих странах ,  объединяющая тенденция остается доминирующей .  Тем более она еще не сработала до определенного предела ,  после которого ,  как говорится ,  можно было бы почивать на лаврах .  Ареной деятельности рассмотренной надстроечной части западной сверхцивилизации является весь западный мир ,  включая США .  Верхушка ее находится в США .  Последние суть главная резиденция ее ,  но подразделения ее имеются во всех странах западного мира .  Эта верхушка есть фактическая сверхвласть западной сверхцивилизации .



ГЛОБАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕЙНИК
 Выражение  " глобальное общество "  стало привычным в сочинениях и речах на социальные темы .  При этом  " глобальное общество "  понимается как объединение всего человечества в единое целое ,  подобное привычным обществам  ( их часто называют национальными государствами ),  с единым мировым правительством и прочими учреждениями современных стран ,  только большего размера .  Обоснование такого мирового социального монстра  ( около шести миллиардов человек ,  а футурологи обещают в будущем десять миллиардов и более !)  идет по многим линиям .  Перечисляются проблемы ,  которые якобы можно решить лишь совместными усилиями всех стран и народов планеты  ( демографические ,  экологические ,  голода ,  преступности ,  болезней и т . п .).  Ссылаются на то ,  что складывается мировая экономика ,  ломающая границы национальных государств и решительным образом влияющая на их экономику .  Ссылаются ,  наконец ,  на то ,  что мир уже пронизан сетью международных объединений ,  учреждений и организаций ,  сплотивших человечество в единое целое .  В мире не осталось ни одного уголка ,  где какая - либо более или менее значительная человеческая группа вела изолированную жизнь .  Жизнь людей все более и более находится под влиянием событий ,  происходящих далеко от тех мест ,  где они живут .  Осуществилась глобализация средств массовой информации .  Сложилась международная система производства ,  распределения и потребления информации .  Благодаря ей разбросанное по всей планете человечество ощущает себя живущим в одном мировом объединении .  Складывается единая мировая культура .  Тут все вроде бы верно .  Но при этом все говорящие и пишущие на эту тему ,  за редким исключением ,  отодвигают на задний план или совсем игнорируют тот факт ,  что сама идея  " глобального общества "  есть идея западная ,  а не всеобщемировая .  Инициатива и усилия движения к такому объединению человечества исходят от Запада .  В основе его лежит не стремление различных стран и народов планеты к объединению , ;  такое стремление появляется чрезвычайно редко , ;  а стремление определенных сил Запада занять господствующее 257 положение на планете ,  организовать все человечество в своих конкретных интересах ,  а отнюдь не в интересах некоего абстрактного человечества .  Мировая экономика есть прежде всего завоевание планеты транснациональными компаниями Запада ,  причем в интересах этих компаний ,  а не в интересах прочих народов планеты .  Некоммерческие международные организации в подавляющем большинстве суть организации западные ,  контролируемые силами Запада и так или иначе поддерживаемые и используемые ими .  Мировой информационный порядок есть порядок ,  устанавливаемый странами Запада ,  и прежде всего   ;   США .  Фирмы и правительство США осуществляют контроль глобальной коммуникации .  Западные медии господствуют в мире .  Мировая культура есть прежде всего американизация культуры народов планеты .  Одним словом ,  идея " глобального общества "  есть лишь идеологически замаскированная установка западного мира ,  возглавляемого США ,  на покорение всей планеты и на установление своего господства над всем прочим человечеством .  Идея  " глобального общества "  есть идея прежде всего американская .  После краха советского блока и самого Советского Союза США остались единственной сверхдержавой с претензией диктовать свой порядок всей планете .  Однако она есть идея не только американская ,  а общезападная .  Чтобы установить желаемый мировой порядок ,  США должны мобилизовать усилия всего западного мира .  В одиночку им эту задачу не решить .  С другой стороны ,  западные страны по отдельности не в состоянии сохранить свое положение в мире .  Они могут удержаться на достигнутом ими уровне лишь совместными усилиями .  А США уже заняли место лидера в их совместном движении к мировой гегемонии .  Единое человечество возможно ,  но не как мирное сосуществование равноправных стран и народов ,  а как структурированное социальное целое с иерархией стран и народов .  В этой иерархии неизбежны отношения господства и подчинения ,  лидерства ,  руководства ,  т . е .  отношения социального ,  экономического и культурного неравенства .  Дело тут не в каких - то биологических причинах и не в плохих расистских идеях ,  а в объективных социальных законах организации больших масс людей .  258 Я говорю именно о вертикальном структурировании ,  а не просто о разделении человечества на регионы .  Причем я это представляю себе не как одну иерархическую линию ,  а как переплетение многих линий ,  в котором единая мировая иерархия проступает лишь как тенденция .  И среди этих линий следует в первую очередь назвать разделение человечества на западную и прочую  ( незападную )  части .  Отношения между ними являются совсем не братскими .  Ни о каком их равенстве и равноправии и речи быть не может .  Западная часть возвышается над незападной .  В значительной мере первая уже господствует над второй и имеет тенденцию к полному мировому господству .  Каждая из упомянутых частей имеет иерархическую структуру в самых различных измерениях .  Об организации западной части мы уже говорили .  Скажем коротко о том ,  что она намерена делать и делает в отношении прочего человечества .  Во второй половине   20   века произошел перелом в самом типе эволюционного процесса :  степень и масштабы сознательности исторических событий достигли такого уровня ,  что стихийный эволюционный процесс уступил место проектируемой и управляемой эволюции .  Это ,  напоминаю ,  не означает ,  будто все в эволюции человечества стало планироваться и ход эволюции стал управляться в соответствии с планами .  Это означает ,  что целенаправленный ,  планируемый и управляемый компонент эволюционного процесса стал играть определяющую роль в конкретной истории человечества .  Цели при этом не обязательно благородные ,  они могут быть  ( и являются таковыми на самом деле )  эгоистичными ,  гнусными ,  коварными и т . д .  Планы не обязательно целесообразные и разумные ,  они могут быть нелепыми и даже безумными .  Управление не обязательно по правилам разумного управления и не обязательно эффективно ,  оно может быть дилетантским ,  неэффективным .  Но это не влияет на сам тип эволюции ,  подобно тому как плохая государственность не меняет тип власти как государственной ,  плохая экономика не меняет тип хозяйства как экономический .  Принципиально важно здесь то ,  что в западном мире сложилась социальная структура ,  в которой имеются компоненты ,  ставящие цели эволюционного характера и глобального масштаба ,  вырабатывающие планы достижения этих целей ,  обладающие 259 способностью и средствами управлять огромными массами людей ,  принуждая их к деятельности по реализации этих планов ,  распоряжающиеся колоссальными материальными ресурсами ,  достаточными для того ,  чтобы исторические процессы ,  ранее бывшие стихийными ,  сделать сознательными .  Инициатива эволюции нового типа исходит из той надстроечной части западной сверхцивилизации ,  о которой говорилось выше .  Она является и высшим органом управления эволюционном процессом ,  а также сверхвластью над образующимся глобальным человейником .  Именно она правит человечеством в наше время ,  а не какая - то небольшая кучка богатеев включает в себя ,  конечно ,  денежный механизм западного мира и использует его как средство управления Западом и прочим человечеством .  Но для управления одним Западом ,  в котором живет до миллиарда человек ,  этого мало .  А для удержания под своим контролем около пяти миллиардов прочего человечества    ;    тем более .  Нужны мощные вооруженные силы ,  политический аппарат ,  секретные службы ,  средства массовой информации .  Нужно иметь возможность распоряжаться ресурсами  " национальных государств "  Запада ,  принуждая к этому систему власти и управления их .  В этом аспекте все западные страны ,  включая США ,  являются ареной деятельности этого глобального монстра .  Верхушка его находится в США .  Последние суть главная резиденция этого " мирового правительства ",  поставщик мировых вооруженных полицейских сил ,  место расположения  " штабов "  для управления различными рычагами мировой власти ,  кузница командных ,  карательных и идеологических кадров и исполнителей воли хозяев планеты .  Но подразделения его имеются во всех частях западного мира и других частях человечества ,  уже находящегося в зоне его влияния и контроля .  Западные страны сформировались исторически в " национальные государства "  как социальные объединения более высокого уровня социальной организации сравнительно с другими странами ,  как своего рода  " надстройка "  над прочим человечеством .  Они развили в себе силы и способности доминировать над другими народами ,  покорять их .  А историческое стечение обстоятельств дало им возможность использовать свои преимущества в своих интересах .  260 Воздействие этого явления на судьбы человечества было и остается противоречивым .  Оно было могучим источником прогресса .  И оно же было не менее могучим источником несчастий .  Оно явилось причиной бесчисленных кровопролитных войн ,  включая две мировые ,  а также причиной гибели многих народов и целых цивилизаций .  Оно не только не исчезло со временем ,  но усилилось .  Оно лишь приняло новые формы и масштабы .  Теперь западные страны покоряют планету не по одиночке ,  а совместно .  Теперь они стремятся покорить все человечество и организовать его так ,  чтобы они могли удержать свою мировую гегемонию за собой навечно и чтобы могли эксплуатировать всю планету в своих интересах наивыгоднейшим для себя образом .  Стремление западных стран к овладению окружающим миром не есть всего лишь злой умысел каких - то кругов этих стран   ;   " империалистов ".  Оно обусловлено объективными законами социального бытия .  Всем ходом исторического развития Запад вынуждается на то ,  чтобы установить мировой порядок ,  отвечающий его интересам .  Он не просто имеет возможности и силы для этого ,  он уже не может уклониться от этой эпохальной задачи .  В ходе холодной войны была выработана стратегия установления нового мирового порядка ,   ;    стратегия создания реального  " глобального общества ".  Я называю ее словом " западнизация ".  Сущность западнизации состоит в навязывании незападным народам и странам социального строя ,  экономики ,  политической системы ,  идеологии ,  культуры и образа жизни ,  подобных таковым ( или имитирующих таковые )  западных стран .  Идеологически и в пропаганде это изображается как гуманная ,  бескорыстная и освободительная миссия Запада ,  который при этом изображается средоточием всех мыслимых добродетелей . " Мы свободны ,  богаты и счастливы , ;  так или иначе внушает западная идеология и пропаганда западнизируемым народам ,  ;   и мы хотим помочь вам стать такими же свободными ,  богатыми и счастливыми ,  как мы .  Но для этого вы должны сделать у себя ,  в своих странах то ,  что мы вам посоветуем ".  Это   ;   на словах .  А на деле западнизация  ( в рассматриваемом здесь смысле !)  имеет реальной целью довести намеченные жертвы до такого состояния ,  чтобы они потеряли способность к самостоятельному существованию и развитию ,  включить их в сферу влияния и эксплуатации западных стран ,  присоединить их к западному миру не в роли равноправных и равномощных партнеров ,  а в роли зоны колонизации .  Западнизация не исключает добровольность со стороны эападнизируемой страны и даже страстное желание пойти этим путем .  Запад именно к этому стремится ,  чтобы намеченная жертва сама полезла ему в пасть да еще при этом испытывала бы благодарность .  Для этого и существует мощная система соблазнов и идеологическая обработка .  Но при всех обстоятельствах западнизация есть активная операция со стороны Запада ,  не исключающая и насилие .  Добровольность со стороны западнизируемой страны еще не означает ,  что все население ее единодушно принимает этот путь своей эволюции .  Внутри страны происходит борьба между различными категориями граждан за и против западнизации .  Была разработана также и тактика западнизации .  В нее вошли меры такого рода .  Дискредитировать все основные атрибуты общественного устройства страны ,  которую предстоит западнизировать .  Дестабилизировать ее .  Способствовать кризису экономики ,  государственного аппарата и идеологии .  Раскалывать население страны на враждующие группы ,  атомизирозать его ,  поддерживать любые оппозиционные движения ,  подкупать интеллектуальную элиту и привилегированные слои .  Одновременно вести пропаганду достоинств западного образа жизни .  Возбуждать у населения западнизируемой страны зависть к западному изобилию .  Создавать иллюзию ,  будто это изобилие достижимо и для них в кратчайшие сроки ,  если их страна встанет на путь преобразований по западным образцам .  Заражать их пороками западного общества ,  изображая пороки как добродетели ,  как проявление подлинной свободы личности .  Оказывать экономическую помощь западнизируемой стране в той мере ,  в какой это способствует разрушению ее экономики ,  порождает паразитизм в стране и создает Западу репутацию бескорыстного спасителя западнизируемой страны от язв ее прежнего образа жизни .  Одной из черт западнизации является мирное решение проблем .  Но эти мирные методы обладают одной особенностью :  они 262 принудительно мирные .  Запад обладает огромной экономической ,  идеологической и политической мощью ,  достаточной ,  чтобы заставить строптивых мирным путем сделать то ,  что нужно Западу .  Но мирные средства ничто ,  если они не базируются на мощи военной .  И в случае надобности Запад ,  как показывает опыт ,  не остановится перед применением оружия ,  будучи уверен в своем подавляющем превосходстве .  Западнизация есть особая форма колонизации ,  в результате которой в колонизируемой стране принудительно создается социально - политический строй колониальной демократии .  По ряду признаков это есть продолжение прежней колониальной стратегии западноевропейских стран .  Но в целом это есть новое явление .  Назову характерные признаки его .  Колониальная демократия не есть результат естественной эволюции данной страны в силу ее внутренних условий и закономерностей ее исторически сложившегося социально - политического строя .  Она есть нечто искусственное ,  навязанное этой стране извне и вопреки ее исторически сложившимся возможностям и тенденциям эволюции .  Она поддерживается мерами колониализма .  При этом колонизируемая страна вырывается из ее прежних международных связей .  Это достигается путем разрушения блоков стран ,  а также путем дезинтеграции больших стран ,  как это имело место с советским блоком ,  Советским Союзом и Югославией .  Иногда это делается как освобождение данного народа от гнета со стороны других народов .  Но чаще и главным образом идея освобождения и национальной независимости есть идеологическое средство манипулирования людьми .  За вырванной из прежних связей страной сохраняется видимость суверенитета .  С ней устанавливаются отношения как с якобы равноправным партнером .  В стране в той или иной мере сохраняются предшествующие формы жизни для значительной части населения .  Создаются очаги экономики западного образца под контролем западных банков и концернов ,  а в значительной мере  ;  как явно западные или совместные предприятия .  Внешние атрибуты западной демократии используются как средства совсем не демократического режима и как средства манипулирования массами .  Эксплуатация страны в интересах Запада осуществляется силами 263 незначительной части населения колонизируемой страны ,  наживающейся за счет этой ее функции и имеющей высокий жизненный стандарт ,  сопоставимый с таковым высших слоев Запада .  Колонизируемая страна во всех отношениях доводится до такого состояния ,  что становится неспособной на самостоятельное существование .  В военном отношении она демилитаризируется настолько ,  что ни о каком ее сопротивлении и речи быть не может .  Вооруженные силы выполняют роль сдерживания протестов населения и подавления возможных бунтов .  До жалкого уровня низводится национальная культура .  Место ее занимает культура ,  а скорее  ;  псевдокультура западнизма .  Массам населения предоставляется суррогат демократии в виде распущенности ,  ослабленного контроля со стороны власти ,  доступные развлечения ,  предоставленность самим себе ,  система ценностей ,  избавляющая людей от усилий над собой и моральных ограничений .  Западнизация планеты ведет к тому ,  что в мире не остается никаких  " точек роста ",  из которых могло бы вырасти что - то ,  способное к новой форме эволюции ,  отличной от эволюции на базе западнизма .  Запад ,  завоевывая мир для себя ,  истребляет все возможные зародыши эволюции иного рода . 



ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
 После Второй мировой войны начался стремительный  ( с точки зрения исторических временных масштабов )  процесс интеграции западного мира ,  ;   процесс превращения западной цивилизации в сверхцивилизацию западнистского типа .  К концу холодной войны социальная структура западного мира  ( интегрирующегося в единое целое Запада ,  западнистской сверхцивилизации )  приняла такой вид .  В рамках западных стран     (" национальных государств ")  сформировались своего рода  " надстройки "  над компонентами их социальной организации     ;     сверхгосударство ,  сверхэкономика ,  сверхидеология и т . д .  Из их взаимодействия образовались " надстроечные "  объединения наднационального и межнационального масштаба ,  а также объединение ,  охватывающее весь западный мир ,  скажем ,     ;      глобальное сверхобщество .  Поскольку основной 264 территорией расположения его подразделений стали США и поскольку оно тесно переплелось с  " надстроечной "  частью сверхобщества самих США ,  то выражения  " США ",  " Америка "  и " Вашингтон "  стали двусмысленными :  стали обозначать то ,  что касается США как одной из западных стран ,  и то ,  что касается общезападного и глобального сверхобщества .  Эволюционный процесс человечества принял такой вид ,  который характеризуется в целом понятиями  " западнизация ",  " американизация "  и  " глобализация ".  Все эти понятия обозначают один и тот же процесс ,  лишь рассматриваемый с различных точек зрения .  Этот процесс является в реальности покорением всего человечества западным миром как единым целым .  С этой точки зрения он может быть назван процессом западнизации человечества .  Поскольку в западном мире доминируют США ,  поскольку они распоряжаются большинством ресурсов Запада и планеты ,  этот процесс может быть назван американизацией человечества .  Поскольку над США и над всеми западными странами господствуют сверхобщественные явления ,  объединяющиеся в той или иной мере в общезападном сверхобществе ,  зоной активности которого становится вся планета ,  этот процесс может быть назван как глобализация человечества .  Этот процесс еще только начался .  Им будет заполнена вся история человечества в   21   веке .  Похоже на то ,  что это будет история ,  которая по своей трагичности намного превзойдет все трагедии прошлого .



Об авторе
 Александр Александрович Зиновьев родился в   1922   году в Чухломском районе Костромской области .  Окончил философский факультет МГУ имени М . В . Ломоносова .  С   1955   по   1976   год работал в Институте философии АН СССР ,  в МГУ имени М . В . Ломоносова ,  где заведовал кафедрой логики .  С   1978     по   1999   год находился в вынужденной эмиграции в Германии .  В   1999   году вернулся в Россию .  Участник Великой Отечественной войны .  Награжден боевыми орденами и медалями .  Доктор философских наук ,  профессор .  Член академий наук Финляндии и Италии ,  член Баварской академии искусств ,  член Российских академий социальных наук и Российской словесности ,  член Международной академии наук Евразии .  Награжден рядом европейских и международных премий ,  среди которых  ;  Премия Медичи за лучшее европейское эссе  (1978),  Премия Алексиса де Токвиля за социологические исследования   (1982)   и Премия Тевере за лучший социологический роман   (1992).   В эмиграции читал лекции в университетах стран Европы и США .  Опубликовал более   40   книг и около   200   статей по логике и социологии ,  а также литературные сочинения с изложением своих социологических идей .  Романы :    ; Зияющие высоты ;   (1976    г .),    ; Светлое будущее ;  (1978),   ; Желтый дом ;  (1980),   ; Иди на Голгофу ;  (1985),   ; Пара беллум ;   (1987)    ; Живи ;   (1988),    ; Смута ;   (1992),    ; Глобальный человейник ;  (1997);  повести :   ; Гомо советикус ;  (1982),   ; Нашей юности полет ;  (1983);   памфлеты :     ; Евангелие для Ивана ;    (1984)     и   ; Катастройка ;    (1990);     автобиографическая повесть   ; Исповедь отщепенца ;  (1999);   социологическое исследование   ; На пути к сверхобществу ; (2000)  и другие .  В настоящее время А . А . Зиновьев   ;   руководитель Исследовательского центра А . А . Зиновьева Московской гуманитарно - социальной академии ,  главный научный сотрудник Института философии и Института социально - политических исследований РАН ,  профессор МГУ и Литературного института имени М . Горького .  А . А . Зиновьев  -  президент Русского интеллектуального клуба .  Научное творчество А . А . Зиновьева шло и продолжается по двум тесно связанным линиям : 1)  логика и методология науки ; 2)  социология .  А . А . Зиновьев разработал логико - методологическую теорию ,  в которой радикально переосмыслил основные разделы традиционной математической логики ,  ввел общую теорию знаков ,  теорию доказательства ,  эмпирическую геометрию ,  266 логическую физику и другие разделы .  До изгнания из России создал логическую школу в Москве и Берлине ,  получившую мировую известность .  Имел десятки аспирантов из стран Советского Союза и советского блока ,  многие стали кандидатами ,  докторами наук ,  профессорами .  Имел также многочисленных последователей в капиталистических странах .  А . А . Зиновьев разработал свою социологическую теорию как приложение своих логико - методологических идей    ;    логическую социологию .  Построил научную теорию советского общества как образца общества реального коммунизма ,  которая была признана на Западе как первая научная работа о реальном коммунизме .  Начал разработку теории западнизма в духе своих идей и методов .  В настоящее время работает над проблемами постсоветской России и глобального сверхобщества .  Опубликовал на эту тему несколько монографий и десятки статей .  В последней книге   ; На пути к сверхобществу ;  изложил основы своей теории коммунизма ,  западнизма ,  перехода человечества в стадию сверхобщества ,  глобализации .  Все основные работы были прогностическими .  Главной темой научных исследований в социологии в настоящее время является будущее России и стратегия исторического выживания России .


Рецензии