6
Менталитетная сфера отчетливо дифференцировалась на множество частичных сфер . Основные из них ; наука , воспитание и образование молодежи , литература , музыка , изобразительное искусство , театр , кино , телевидение . И само собой разумеется ; идеологическая сфера . Каждая из них представляла собою единое целое , управляемое системой особых учреждений системы власти и управления . Они объединялись в тех или иных комбинациях в более сложные сферы и в конце концов в единую менталитетную сферу , обеспечивавшую потребности советского человейника в плане формирования менталитета людей и снабжения их " духовной 227 пищей ". Главенствующая роль в объединении их в единое целое и в управлении их деятельностью играла идеологическая сфера . Все прочие сферы в той или иной мере и форме выполняли идеологические функции . Через них идеологическая сфера запускала свои щупальца во все места человейника вплоть до сознания каждого члена человейника . Она составляла часть партийной сферы , а управляющая ею система учреждений и лиц составляла часть партийного аппарата . В этом смысле она была не просто идеологической , а сверхидеологической сферой советского человейника . Надо различать идеологию как совокупность идей , текстов , учений и идеологический механизм . Советская идеология , лишь формально кажущаяся идеологией партии , сложилась как идеология , в принципе , всего советского народа ,. Это не значит , что народ жаждал иметь такую идеологию и сам вырабатывал ее . С этой точки зрения большинство членов партии так же мало хотело иметь такую идеологию и так же мало участвовало в ее создании . Это значит , что она есть результат коллективных усилий , продукт массового творчества , навязываемый каждому по отдельности как нечто внешнее ему и даже чуждое . Она есть идеология для всего советского народа , а не для каких - то его избранных представителей и отдельных его групп . Советская идеология была государственной , обязательной для всех советских граждан . Отступления от нее и тем более борьба против нее считались преступлением и карались . Официально считалось , что советская идеология была марксизмом - ленинизмом . Это верно в том смысле , что марксизм и ленинизм послужили основой и исторически исходным материалом для нее , а также образцом для подражания . Но неверно сводить ее к марксизму - ленинизму . Она сложилась после революции 1917 года . В разработке ее приняли участие тысячи советских людей , включая Сталина и его соратников . В нее вошла лишь часть идей и текстов марксизма 19 века , причем в основательно переработанном виде . Даже из сочинений Ленина в нее вошло не все буквально в том виде , как они возникли в свое время . Ленинизм вообще вошел в нее в значительной мере в сталинском изложении . Отражение жизни человечества и интеллектуального материала 20 века заняло 228 основное место в советской идеологии . Естественно , она сложилась как отражение и осмысление опыта реального коммунизма в Советском Союзе и других странах планеты , как феномен общества коммунистического . Советская государственная идеология имела сложную структуру . В ней было устойчивое ядро . Нужны были чрезвычайные обстоятельства , чтобы изменить его границы и что - то в его содержании . Ядро идеологии было погружено в идеологическую среду , которую можно назвать актуальной идеологией . Границы последней не столь определенны , как границы ядра , и содержание ее более подвержено изменениям . Актуальная идеология , в свою очередь , погружена в более обширную идеологическую сферу , которую можно назвать потенциальной идеологией . Границы ее еще менее определенны , чем границы актуальной идеологии , а содержание еще более изменчиво . Эти три сферы идеологии можно проиллюстрировать таким примером . В ядре идеологии есть принцип познаваемости мира и объективности истины . Он не подлежит сомнению . В актуальной идеологии он обрастает комментариями и пояснениями , сложившимися под влиянием науки 20 века , некоторыми сведениями из логики , психологии и других наук . В потенциальной же сфере допускается говорить о принципиально неразрешимых проблемах . Сочинения Маркса , Энгельса и их последователей , признаваемых в советской идеологии , входили в потенциальную идеологию целиком и полностью . Но далеко не все из них входило в актуальную часть . То , что было извлечено в актуальную часть и переработано в ней , функционировало уже само по себе , без содержательной связи с контекстом исторического марксизма . Ссылки на Маркса и Энгельса делались , но они носили уже сугубо формальный и даже ритуальный характер . В большинстве случаев они имели целью поднять престиж изрекаемых банальностей или освятить авторитетом " величайших мыслителей " очевидную чепуху или бессмыслицу . Сочинения классического марксизма лежали на складах потенциальной идеологии . Их использовали лишь специалисты . Но даже многое из того , что из марксизма вошло в актуальную идеологию и в ее ядро , уже не могло на все сто процентов удовлетворить советскую идеологию . 229 Идеология имеет два аспекта ; мировоззренческий ( учение о мире , о человеке , об обществе , о познании и т . д .) и практический ( правила идеологического мышления и поведения ). Практическая идеология есть совокупность некоторых образцов понимания явлений действительности , отобранных для тренировок людей в способе понимания , для натаскивания на некоторый стандартный способ понимания . В результате прохождения этого курса упражнений все люди в случае надобности понять новые ( для них ) явления действительности поступают сходным образом ; у них вырабатывается сходная интеллектуальная реакция на окружение . Поэтому советские люди , не сговариваясь и без подсказки со стороны высшего начальства , одинаково реагировали на события , происходившие в стране и за границей , на научные открытия , на явления культуры и даже на явления природы . Идеология не просто формирует и организует сознание людей , она создает специальный коллективный интеллект и интеллектуальные стереотипы мышления . Практическая идеология создает совокупность правил и навыков поведения людей в социально важных ситуациях . Зная ее , можно заранее предсказать , как будет себя вести средне - нормальный идеологически обработанный гражданин коммунистической страны в ситуациях такого рода . Это суть априорные правила в отношении конкретных индивидов в конкретных ситуациях , своего рода алгоритмы мышления и поведения . Особо важное значение практическая идеология имела для деятельности руководящих ( управляющих ) органов коммунистической страны , ибо она содержала целый ряд инструкций для их поведения . В сталинские годы идеология имела явно нормативный характер . В послесталинские годы эта роль идеологии внешне вроде бы ослабла . Но по сути дела , она лишь изменила форму и ушла вглубь . Идеология ставила перед руководителями страны общую цель , которая , независимо от ее достижимости или недостижимости , играла организующую роль и определяла направление стратегической деятельности руководства . Идеология давала общую ориентацию жизни коммунистического человейника и устанавливала рамки и принципы деятельности его власти . Она являлась основой и стержнем всей системы установок . 230 Марксистская философия не стала наукой о мире , о познании мира и о мышлении по причинам как идеологического , так и внеидеологического характера . Однако это нисколько не умаляет ту роль , какую она фактически сыграла в советском обществе . Она возглавила колоссальную просветительскую работу , какую до того не знала история . Через нее и благодаря ей достижения науки прошлого и настоящего стали достоянием широких слоев населения . В антисоветской критике обратили внимание на отдельные случаи , когда советская философия играла консервативную роль ( отношение к теории относительности , генетике , кибернетике и др .), и раздули эти случаи так , что они заслонили собою все остальное . Но они на самом деле затронули незначительную часть прозападно настроенной интеллигенции , которая мало что понимала в этом . Причем они привнесли с собою новые виды идеологической фальсификации достижений науки . Идеи , овладевая массами , становятся материальной силой , гласит одно из положений марксизма - ленинизма . Но что это означает на самом деле ? Означает ли это , что достаточно людей ознакомить с некоторыми идеями , и они , поняв их справедливость , начинают поступать так , как это предписывается познанными ими идеями ? Идеи овладевают массами лишь при том условии , если какая - то категория людей сумеет овладеть массами , используя для этой цели идеи , удобные для овладения массами , а отнюдь не для удовлетворения практических потребностей масс . Проблема состоит не в том , чтобы породить умные идеи и дать их массам . Проблема состоит в том , чтобы овладеть массами , используя идеи лишь как лозунг , знамя , приманку , организующую форму . Советское общество создало для этого грандиозный идеологический механизм овладения массами . В задачу этого механизма входило , во - первых , сохранение идеологического учения в том виде , в каком оно было канонизировано в то время . Охранять его от ересей , расколов , ревизий , чуждых влияний . Содержать учение в состоянии актуальности , " подновлять ", осуществлять истолкование всего происходящего в мире в духе идеологического учения и в его интересах . Во - вторых , осуществлять тотальный идеологический контроль за всей " духовной " сферой жизни общества . В - третьих , 231 осуществлять идеологическую обработку населения , создавать в обществе требующееся идеологическое состояние , пресекать всякие отклонения от идеологических установок . С самого начала возникновения на исторической арене коммунисты рассчитывали на некие добрые прирожденные качества в людях . И даже марксисты , объявившие материальное производство базисом общества , рассчитывали на высокий уровень сознания и нравственности людей при коммунизме , считали это непременным условием реализации принципа " по потребности " и установления идеальных отношений между людьми . После революции 1917 года в России проблема воспитания нового человека , необходимого для реального коммунизма , и воспроизводства такого человеческого материала в массовых масштабах встала перед творцами нового общества как проблема первостепенной важности . Они в беспрецедентных масштабах развернули работу по воспитанию , образованию , просвещению и идеологической обработке широких слоев населения всех возрастов и сословий , и молодых поколений ; в первую очередь . Для руководства этим грандиозным процессом и для его организации с поразительной быстротой сложилась " религия " и " церковь " коммунизма ; единая государственная идеология и единый механизм идеологической обработки населения . Не следует думать , будто советская идеология стремилась прививать людям отрицательные качества ; эгоизм , карьеризм , двуличность , ненадежность , продажность , подхалимство , лень , склонность к халтуре и обману и т . п . Как раз наоборот , эти качества порицались , сдерживались и ограничивались . Поощрялись самые лучшие качества ; честность , отзывчивость , скромность , правдивость , трудолюбие , самоотверженность , преданность родине , стремление к образованию , к овладению культурой , к развитию способностей , к достойному поведению в коллективе и т . д . То же самое делалось для воспитания идеальных отношений между людьми и народами ; дружбы , взаимного уважения , взаимопомощи , братства , равенства и т . п . И это не было лицемерие . Органы власти , деловые коллективы , школа , общественные организации и идеологические учреждения прилагали титанические усилия к тому , чтобы сделать людей и целые народы именно такими , сделать их своего рода коммунистическими ангелами . Если бы это не делалось , то жизнь в 232 стране превратилась бы в кошмар . Советский Союз не выжил бы в труднейших условиях и десятка лет , не победил бы в войне 1941- 1945 годов Германию , не стал бы второй сверхдержавой планеты .
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ
Реальный коммунизм появился и сформировался во многих отношениях совсем не по марксизму . Он возник не в центре западной цивилизации с многочисленным рабочим классом и с развитым капитализмом , а на ее периферии , в стране со слабо развитым капитализмом , с малочисленным рабочим классом , с преобладающим крестьянским хозяйством . Даже сам Ленин не верил в возможность социалистической революции в России вплоть до возвращения в Россию после февральской революции 1917 года . Советская власть складывалась вовсе не как некая диктатура пролетариата . Это выражение употреблялось , но не в буквальном смысле . Хотя классы помещиков , капиталистов и " кулаков " были ликвидированы , социальное и материальное неравенство не исчезло , и население стало расслаиваться на различные социальные слои в других разрезах бытия . Стали меняться пропорции людей , занятых в промышленности , сельском хозяйстве , системе власти и управления , культуре , армии и т . д . Стал меняться состав различных подразделений населения . Например , в сельском хозяйстве появились ранее неслыханные профессии ( механизаторы , агрономы , учетчики и т . д .), представители которых стали играть решающую роль . В промышленности выросла целая иерархия профессий , должностей , уровней квалификации . Это структурирование совершенно не учитывалось в сочинениях марксистов . И уж совсем игнорировалось образование привилегированных и правящих слоев , становившихся подлинными хозяевами нового типа человейника . Интеллигенция , которую считали прослойкой ( между кем ?!), разрасталась с поразительной быстротой . Росло число людей в сфере обслуживания , не говоря уж о чиновничестве . Так что к моменту антикоммунистического переворота в горбачевско - ельцинские годы страна имела структуру населения качественно отличную от той , с которой начинал жить реальный коммунизм . Это стало одним из условий успеха переворота .
ПРИНЦИПЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Общеизвестные коммунистические принципы распределения ( по труду и по потребностям ) включались даже в определение коммунизма и его различных стадий . Одно это достаточно красноречиво говорит о ненаучности марксистской концепции коммунизма . Принцип распределения по труду имеет очень узкую сферу применения ; лишь тогда , когда возможно сравнение работ различных индивидов . И в этом смысле он не есть нечто специфическое для коммунизма . Но как сравнивать труд начальников разных уровней и подчиненных , а также практически несравнимых видов и условий труда ? Для принципа " по потребности " возникает вопрос : любые потребности или только общественно признанные ? И кто определяет конкретные потребности различных людей ? Если не любые , а лишь общественно признанные , и потребности людей определены законом или коллективом , то этот принцип тоже теряет специфику коммунистического . Фактически в коммунистическом человейнике главными принципами распределения материальных благ являются такие : 1) по социальной позиции ; 2) способность безнаказанно использовать свою социальную позицию ; 3) узаконенные способы оплаты труда , включая узаконенные привилегии ; 4) узаконенные пенсии и пособия . При такой системе распределения возникало материальное неравенство . Но оно не было таким значительным , как в странах западнизма и как это стало в постсоветской России . Главным богатством граждан коммунистической страны было не накопление собственности , а социальное положение , квалификация , личный труд , личные способности . Жизненные линии были для большинства устойчивыми . Работающие в большинстве повышали свой социальный статус . Была уверенность в надежности вознаграждения и в его повышении . Изо всех существовавших систем распределения материальных благ коммунистическая представляется мне самой справедливой . Разумеется , ее законы постоянно нарушались . Но с нарушениями велась борьба . Кроме того , коммунизм существовал не в идеальном (" чистом ") виде , а в конкретных исторических условиях , 234 в которых абстрактные социальные законы проявлялись через массу отклонений , лишь как тенденции . Несмотря на тяжелейшие исторические условия , жизненный уровень в советском человейнике был довольно высоким . Если в критерии оценки включить все аспекты жизни людей , а не только непосредственный денежный доход , то можно без особого труда показать , что жизненный уровень советских граждан в целом не уступал таковому на Западе , а по ряду пунктов даже превосходил его . И это служило заразительным образцом для многих народов планеты . Начиная холодную войну против Советского Союза , Запад вначале ставил задачу лишить Светский Союз этой роли соблазнительного образца .
ЗАПАДНИСТСКОЕ СВЕРХОБЩЕСТВО
Надстроечная часть социальной организации коммунистического сверхобщества обнаруживается сравнительно просто , если , конечно , вы располагаете социологической теорией , удовлетворяющей критериям логики и методологии науки . Гораздо сложнее обстоит дело с социальной организацией западнистского сверхобщества . Я не могу в этом очерке изложить достаточно аргументированную теорию этого феномена . Ограничусь лишь тем , что назову в качестве примера некоторые источники формирования его .
СВЕРХГОСУДАРСТВО
Государственность западнистского общества состоит из демократической и недемократической частей . Для первой характерны выборность представительной власти , разделение властей , гласность , наличие официальной позиции , многопартийность . Во вторую часть входят административно - бюрократический аппарат , полиция , суды , тюрьмы , армия , секретные службы и т . д . Первая составляет лишь ничтожную часть государственности и ничто без второй . 235 Западнистское сверхгосударство вырастает отчасти на основе демократии и как ее развитие , отчасти на основе недемократической части государственности как отрицание демократии , отчасти из негосударственных источников и как явление негосударственное . Это прежде всего разрастание самого государства сверх всякой меры . В сфере государственности занято от 15 до 20 процентов работающих членов западного общества . Это больше , чем общее число людей , занятых физическим трудом в сельском хозяйстве и в промышленности . Представительная часть власти обросла огромным числом ; подсобных ; учреждений , комитетов , комиссий , министерств , департаментов и т . п . Они не являются узаконенными на уровне фундаментального права . Они введены , можно сказать , явочным или " рабочим " порядком . Во всех них занято огромное число профессиональных и высокопрофессиональных работников . Они не избираются снизу , а отбираются сверху . Они работают и делают карьеру по тем же принципам , что и в административно - бюрократическом аппарате государства . И кто бы ни избирался на выборные должности , какая бы политическая линия ни проводилась , эти упомянутые выше явления уже играют более важную роль во власти , чем преходящие фигуры " избранников народа ". Военная сфера , секретные службы , внешнеполитическая сфера приобрели такие размеры и влияние , что сами конкурируют с центральной властью в борьбе за реальную власть . Все эти мощные и в значительной мере автономные сферы нуждаются в координации . Непомерно разросшаяся государственность сама нуждается в управлении , можно сказать ; в своей внутренней власти . Последняя не конституируется формально , т . е . как официально признанный орган государственной власти . Она складывается из людей самого различного рода ; представителей администрации , сотрудников личных канцелярий , сотрудников секретных служб , родственников представителей высшей власти , советников и т . п . Сюда входит совокупность секретных учреждений официальной власти и вообще всех тех , кто организует и осуществляет скрытый аспект деятельности государственной власти . Каковы масштабы этого аспекта и какими средствами он оперирует , невозможно узнать . Публичная власть не делает важных шагов без его ведома . Сюда входит также множество людей , состоящее из представителей 236 частных интересов , лоббистов , мафиозных групп , личных друзей . Это ; ; кухня власти ;. Она является постоянно действующим элементом власти , стоящим над государством и отнимающим у него часть суверенитета . Наряду с ; кухней власти ; сложилась среда из активных и влиятельных личностей , занимающих высокое положение на иерархической лестнице социальных позиций . Она получила название правящей элиты . Вопреки официальному статусу , государство само становится явлением в сфере экономики . Это выражается в том , что государство удерживает за собою эмиссию денег и вообще контроль за денежной системой , которая сама по себе есть важнейший фактор экономики . Государство может предоставить это право какому - либо банку , но все равно при этом оно сохраняет контроль за ним . Огромные суммы денег , поступающие государству в виде налогов , суть капитал со всеми атрибутами капитала , а не просто пачки ассигнаций . Государство является крупнейшим банкиром страны . В отличие от обычных банкиров оно использует деньги не столько как капитал , сколько тратит их . Причем тратит , как правило , больше , чем получает дохода , ; отсюда рост государственного долга . Тем не менее оно в качестве банкира предоставляет кредиты частным фирмам . Второе обстоятельство , вынуждающее государство на экономическую роль , образует набор общественных нужд , которые не в состоянии удовлетворить частный сектор ( рынок ). Для этого складывается так называемый общественный сектор , в который попадают предприятия , отрасли промышленности и мероприятия , которые имеют значение для страны , но не по силам отдельным частным фирмам . Это ; энергетика , транспорт , связь , защита от эпидемий и стихийных бедствий , дороги , почта , образование , информационная служба , безопасность , социальное страхование , забота о стариках и инвалидах и многое другое . Достаточно перечислить явления огромного масштаба , ставшие обычными в современном западном мире и в мире вообще вследствие активности Запада , чтобы отбросить всякие сомнения насчет ограниченности традиционных средств власти . Махинации гигантских предприятий в сфере экономики , укрывательство от налогов , порча природной среды и продуктов питания , 237 организованная преступность , научно - технические проекты неслыханных ранее масштабов , грандиозные стройки , военные операции , международные финансовые проблемы , демографические проблемы , миграция миллионов людей , безработица и т . д . и т . п . Список таких явлений , требующих усилий власти в больших масштабах и постоянно , можно продолжать и продолжать . Теперь очевидно для всех , что власти западных стран уже занимаются всем этим как своим повседневным делом . Вследствие разрастания и усложнения человейников , усложнения их взаимоотношений , усложнения задач , которые должна решать власть , разрастания и усложнения самой сферы власти и других перемен произошло разделение задач и деятельности власти на обычные и стратегические . Возник стратегический уровень , ; уровень задач , ресурсов и действий власти , превосходящий обычные по масштабам , значимости и продолжительности . Возникли задачи и операции власти , рассчитанные на многие годы , стоящие колоссальных затрат средств , вовлекающие огромные массы людей , использующие новейшие научные открытия и технические изобретения , использующие всю интеллектуальную мощь общества и блоков обществ . Такими были , например , пятилетние планы в Советском Союзе , мероприятия гитлеровской Германии в подготовке к войне и ее проведении , операции антигитлеровской западной коалиции во Второй мировой войне , план Маршалла , холодная война со стороны Запада . Такими являются действия западных властей в манипулировании огромными суммами денег , космические программы , война США против Ирака , операция по дезинтеграции Югославии и Советского Союза . Короче говоря , возникли задачи и операции властей , качественно , а не только количественно отличные от традиционных задач и операций власти государственной . Причем это стало регулярным и повседневным в жизнедеятельности власти , а не редким исключением , как это бывало в прошлом ( например , большие войны ). Сейчас перед западными странами встали проблемы , на решение которых нужны десятки лет ( если не века ), ресурсы астрономических масштабов , высочайший интеллектуальный потенциал многих тысяч специальных учреждений и миллионов квалифицированных сотрудников . Уже сейчас эта сфера в 238 значительной мере обособилась от привычной сферы государственности и становится доминирующей над ней . Выработалась и тактика решения стратегических задач . Сложился особый аппарат для этого . Тут мы видим совсем иное измерение власти сравнительно с тем , в котором произошло разделение функций законодательной и исполнительной власти . Пока аспект стратегической власти еще спутан с аспектом обычной государственности . Но уже сейчас можно заметить в правительствах и в политике западных стран две тенденции . Стратегическая постепенно берет верх . Наиболее сильные фигуры во власти ( в США и Франции ; президент , в Англии ; премьер - министр , в Германии ; канцлер ), как правило , выражают стратегическую тенденцию власти , а парламенты ; традиционную . Другим источником западнистского сверхгосударства является сверхвласть , вырастающая в сфере экономики . Она не афиширует себя . Но дает о себе знать настолько ощутимо , что некоторые теоретики считают ее главной властью западного общества , а государство ее марионеткой . Но суть дела тут серьезнее : в западных странах складывается новый уровень власти , который уже не есть ни государство , ни экономика , а качественно новое явление , поглощающее то и другое . Следующая линия формирования сверхгосударства связана с взаимоотношениями западных стран между собою , с взаимоотношениями западного мира с другими частями человечества , с проблемами мирового масштаба . По этой линии в период холодной войны ( а она длилась почти полвека !) сложились бесчисленные учреждения и организации , которые даже формально возвышаются над государствами отдельных стран . Сферой их деятельности являются блоки и союзы западных стран , весь западный мир и даже вся планета . В их деятельность вовлечены сотни тысяч людей . Они распоряжаются колоссальными материальными , интеллектуальными , идеологическими , пропагандистскими , культурными , психологическими и военными ресурсами . Сфера сверхгосударственности не содержит в себе ни крупицы демократической власти . Тут нет никаких политических партий , нет никакого разделения властей , публичность сведена к минимуму или 239 исключена совсем , преобладает принцип секретности , кастовости , личных контактов и сговоров . Тут вырабатывается особая " культура управления ", которая со временем обещает стать самой деспотичной властью в истории человечества . По объективным законам управления огромными человеческими объединениями и даже всем человечеством , на что претендует западный мир во главе с США , демократия в том виде , как ее изображает западная идеология и пропаганда , абсолютно непригодна . Надстроечные явления сверхгосударственности не обладают законодательными функциями . Последние были и остаются функциями государственности . Если надстроечной части требуется что - то в отношении законодательства , она для этой цели имеет в своем распоряжении государственность , которая при этом фактически утрачивает статус суверенности . Надстроечная часть обладает негосударственными средствами принуждать государственность поступать так , как это требуется сверхгосударственности . Эти средства , например , суть личные связи , проведение своих людей на ответственные должности , лобби , манипулирование финансами и средствами массовой информации , манипулирование партиями и массами , подкуп и т . п . Они все хорошо известны из скандальной информации , литературы , кино .
СВЕРХЭКОНОМИКА
Экономика западных стран считается капиталистической . Так это или нет ? Ответ на вопрос зависит от определения понятий . А их десятки . С точки зрения одних определений западное общество будет оцениваться как капиталистическое , с точки зрения других ; как некапиталистическое . В современном западном обществе за частными предпринимателями сохраняются лишь два признака , определяющие их как особую социальную категорию : они суть юридические субъекты дела и ведут дело на свой страх и риск , не подчиняются в этой функции государству . С точки зрения характера юридических субъектов предприятия экономики западнизма разделяются на две группы , К одной группе относятся предприятия , юридические субъекты которых суть 240 индивидуальные лица , а ко второй ; такие , юридические субъекты которых суть организации из многих лиц . В обоих случаях юридические субъекты предприятий не являются капиталистами в смысле 19 и первой половины 20 века . Экономика функционирует по своим специфическим законам , но в рамках государственных законов . Ее " нижняя " граница фиксируется законодательством , устанавливающим статус хозяйственных единиц с точки зрения уплаты налогов и их права и обязанности по отношению к государству и друг к другу . Верхнюю границу (" потолок ") экономики характеризует такое состояние , которое исчерпывает возможности правовых отношений участников экономической сферы , а также возможности решения важнейших экономических проблем специфически экономическими средствами . Общеизвестно , что в западной экономике крупные предприятия содержат целые штаты юристов для решения своих проблем , причем их цель состоит не столько в том , чтобы следить за юридическими границами деятельности подопечных , сколько в том , чтобы лавировать на грани законности и даже за ее пределами , избегая наказания . А судьба многих крупных предприятий и подразделений экономики зависит в большой степени ( а порою решающим образом ) от неэкономических действий властей . Укрывательство от уплаты налогов и обман финансовых органов стал всеобщим явлением . Это произошло не из - за особой склонности к преступлениям и корысти ( хотя и это не исключено ), а главным образом из - за правовых норм . Если педантично им следовать , то большинство предприятий просто обанкротится . Я уж не говорю о том , каких масштабов достиг преступный бизнес . Одним словом , западное хозяйство уже не укладывается в юридические рамки экономики . Точно так же обстоит дело с социальными законами экономики как делового аспекта человейника . Определяющую роль в экономике стали играть предприятия и целые отрасли с наивысшим технологическим уровнем , с максимальным использованием результатов научно - технического прогресса . Они имеют более высокую сравнительно с другими предприятиями прибыль за этот счет , а не за счет эксплуатации наемных работников по законам экономики . С другой стороны , многие крупные предприятия 241 работают в убыток и спасаются за счет всякого рода неэкономических махинаций . Другие требуют таких затрат , которые окупаются в течение времени , выходящего за пределы долговременных инвестиций по законам экономики , или не окупаются совсем . Такие предприятия существуют лишь постольку , поскольку жизненно необходимы или поскольку выгодны каким - то людям , наживающимся именно на убытках и банкротствах предприятий . У этих предприятий нет хозяев , для которых убытки предприятий суть их личные потери . Если бы можно было получить точные данные о том , какими путями в наше время наживают состояния на самом деле , я думаю , что доля таких , которые делают это по законам экономики (" честный труд " и " честный бизнес "), оказалась бы поразительно низкой ( это ; мое предположение ). Во всяком случае , она имеет тенденцию к снижению . Фундаментальная функция экономики ; снабжать общество средствами существования ; отошла на задний план или перешла в значительной мере к явлениям неэкономическим . Тон в экономике задают не фундаментальные уровни , а вторые и более высокие ; производство сверх необходимого , инвестиции с целью извлечения доходов из экономики низших уровней , паразитарные предприятия , предприятия , обслуживающие сверхпотребности высших слоев общества , символическая экономики и т . п . Экономика в гораздо большей мере обслуживает самое себя , чем общество вне ее . Глобализация экономики позволяет западному миру эксплуатировать всю планету методами , которые по форме выглядят как экономические ( эквивалентный обмен , свобода предпринимательства , свободный рынок и т . п .), а по сути дела не являются таковыми . Например , вынос предприятий в страну , где сырье и рабочая сила в десятки раз дешевле , чем дома , не есть операция чисто экономическая . Она невозможна без политической , идеологической и военной защиты . Здесь политика , армия , полиция , специальные службы , средства массовой информации являются не обычными средствами защиты экономики , а завоевательными средствами насилия в чужой стране . Ограбление европейскими завоевателями аборигенов Америки не было экономической операцией . Так и теперь . 242 В основе западнистской экономики лежат принципы эквивалентного обмена . Использование преимуществ положения и конкретной ситуации с целью приобретения прибыли есть нарушение этих принципов . Это ; не эквивалентный обмен , подобно тому , как таковым не является ; обмен ; сена на молоко в отношениях с коровами , ; обмен ; виски на Манхеттен в отношениях с индейцами , ; обмен ; финансовых подачек в отношениях с Россией . Не являются экономическими и операции , называемые словами " экономическая помощь " в отношениях стран Запада с незападными народами , находящимися в тяжелом положении . Экономические гиганты внутри западных стран организуются как своего рода автономные объединения со своей социальной структурой , подобной структуре коммунистической страны . А выйдя за пределы " национальных государств " на мировую арену , они стали вести себя во многом не как подвластные своего государства , а как равные ему партнеры . Еще дальше в этом направлении пошли наднациональные экономические гиганты . Они вообще ведут себя как суверенные человейники . Если они кому - то и в какой - то мере подчиняются , так это ; глобальный денежный механизм . Наднациональные и глобальные экономические империи и организации приобрели такую силу , что теперь от них решающим образом зависит судьба экономики национальных государств Запада , не говоря уж о прочем мире . Они властвуют над экономикой в ее традиционном смысле . В их деятельности все большую роль играют политическое давление и вооруженные силы стран Запада . Одним словом , в хозяйственном аспекте западных стран произошли такие грандиозные перемены , что прежние представления об экономике утратили смысл . Требуется научный ( а не идеологический !) анализ реальности , чтобы прийти к какой - то ясности в ее понимании . В системе власти западных стран фактически происходит разделение функций в вертикальном аспекте : часть государственности , возглавляемая обычно главой исполнительной власти ( президентом , канцлером , премьер - министром ), выполняет функции участников и представителей денежного механизма . Фактическая система власти и хозяйства западного мира таковы , что 243 государственность и экономика отдельно взятых стран все более превращаются в их частицы , причем в " снятом " виде . Считается , будто некая " невидимая рука " рынка управляет западной экономикой . Фактически и рынком , и экономикой , и государством , и обществом в целом уже управляет вполне видимая , хотя и прячущаяся рука сверхэкономики ; сверхгосударства , исполнительным органом которого является денежный механизм .
ДЕНЕЖНЫЙ ТОТАЛИТАРИЗМ
Механизм денежного тоталитаризма образует гигантская финансовая система общества , которая теперь обусловлена прежде всего необъятным числом денежных операций , охватывающих все аспекты жизни людей и общества в целом , в том числе и все то , что связано с капитализмом . Этот механизм есть механизм особого подразделения делового аспекта общества ; денежного дела . Но в силу особой роли этого подразделения общества он превратился в механизм общества в целом . Он включает в себя два рода учреждений и предприятий : 1) банки и другие финансовые предприятия , которые называются другими словами , но выполняют ту же роль или разделяют с банками отдельные функции денежного дела ( сберегательные кассы , страховые компании , кредитные учреждения и т . д .), а также крупные фирмы и концерны , обладающие большими суммами денег и выполняющие функции , аналогичные отдельным функциям банков ; 2) государственные финансовые учреждения . Число денежных предприятий огромно . Имеет место сложнейшее разделение их функций ( специализация ), а также разделение ими территорий действия и сфер общества . Есть банки частные и общественные , отдельные и объединенные в группы , личные и акционерные , универсальные и отраслевые , кредитные , ипотечные , коммерческие , национальные , международные . Сами они имеют сложную структуру ; иерархию подразделений , начинающуюся центральным отделением и доходящую до местных отделений , непосредственно имеющих дело с клиентами . В их деятельности заняты миллионы людей . Используется самая 244 современная технология , без которой вообще уже невозможно функционирование денежного механизма . Денежный механизм почти полностью укомплектован наемными работниками , каждый из которых по отдельности есть лишь его слуга . Внутри его господствуют отношения начальствования и подчинения , сговоры , согласования , принуждение и прочие явления , не имеющие ничего общего с отношениями чисто экономическими . Он антидемократичен . В каждом его подразделении господствует беспощадная , роботообразная дисциплина . Он деспотичен по отношению к прочему обществу . Никакая диктаторская власть в мире не может сравниться с ним в этом качестве . В современном западном мире денежный механизм из средства экономики ( из ее слуги ) превратился в ее доминирующий фактор ( в господина над ней ). Благодаря этому в сферу экономики включились сферы культуры , образования , развлечения , спорта и все другие , ранее таковыми не являвшиеся . Изменилось само понятие экономики . Произошло " вертикальное " структурирование экономики : над экономикой , создающей ценности , выросла экономика , использующая упомянутую ( скажем , экономику первого уровня ) в качестве источника доходов для занятых в ней ( в экономике второго уровня ) лиц . Она разрослась и усилилась настолько , что стала играть не менее важную роль в обществе , чем экономика первого уровня . И над всем этим выросла сфера экономики на уровне механизма условных или символических денег ; символическая экономика , т . е . экономика огромных символических капиталов . В настоящее время реальная и символическая экономики существуют в значительной мере независимо друг от друга . Сумма условных ( символических ) денег , циркулирующих на уровне символической экономики , во много десятков раз превосходит ту , какая достаточна для экономики реальной . Наконец , денежный механизм вышел в своей власти над обществом за пределы экономики , став частью механизма сверхгосударственности . Тут неверно утверждать , будто экономика стала властителем общества . Тут произошло нечто более значительное , а именно ; сложился уровень сверхэкономики и сверхгосударственности , подчинивший себе и государственность , и 245 экономику . Возник качественно новый социальный феномен в структуре человейника , выходящий за рамки социальной организации общества " сверху ". Обычно акцентируют внимание на денежной форме и специфических правилах функционирования денежного механизма , а не на его социальном содержании . А последнее состоит в том , что в обществе сложился новый феномен , овладевший денежным механизмом и использующий его в качестве средства власти над обществом , а не только и не столько в качестве капитала . Лишь отчасти этот механизм функционирует как капитал . В большей мере и в основном он превратился в сверхкапитал . Функция капитала стала одной из его функций , подчиненных функции власти . Он руководствуется прежде всего не экономическими , а иными расчетами , а именно расчетами организации и удержания своей сверхобщественной власти над обществом . Денежный механизм имеет доходы не за счет эксплуатации наемных работников ; вовлеченные в его работу люди получают заработную плату , не производя никакой прибыли . Они суть служащие аппарата власти , подобного государственному . Этот аппарат берет дань с подвластного человейника в виде платы за услуги и процентов за кредиты . Это похоже на извлечение прибыли путем инвестиции денег . Но только похоже , поскольку этот аппарат оперирует деньгами , и это путает . На самом же деле он имеет доходы подобно тому , как их имеет государство , не производящее ничего . Он берет дань с тех , кого он обслуживает , т . е . эксплуатирует . Государство оперирует огромными суммами денег . Но оно делает это не по законам экономики . Оно не инвестирует их с целью получения прибыли ( нечто подобное бывает лишь в порядке исключения ). Оно их тратит на свои нужды , распределяет по различным подразделениям общества , тратит как средство своих политических целей . То же самое делает денежный механизм . В нем есть части , функционирующие по законам экономики , т . е . как капиталы . И это затемняет те его части , которые стали феноменами сверхэкономики и сверхгосударства . Не все банки и не все функции банков одинаково входят в эту сферу . Тут переплетаются феномены экономики и власти . И это переплетение вполне нормально , так как власть такого рода вырастает из экономики и над ней . 246 Денежный механизм в его высшей функции ; власти над экономикой и над человейником вообще определяет судьбы социальных феноменов огромного масштаба ; экономических империй , отраслей экономики , слоев населения , народов и даже целых регионов планеты . Он определяет социальную стратегию большого исторического масштаба . Очевидно , например , что планирование и руководство крупнейшей в истории операцией Запада , именуемой холодная война , и финансирование ее ( т . е . траты на нее ) было делом рук денежного механизма Запада . Теперь он стал явлением глобального масштаба .
" ВАТИКАН " ЗАПАДНИЗМА
Выражением " масс - медия " или просто " медия " принято обозначать совокупность таких явлений современного западного мира , как радио , телевидение , газеты , журналы , различные периодические , спорадические и одноразовые издания типа газет и журналов , а также другие средства , выполняющие аналогичные функции . После Второй мировой войны в эволюции западной медии произошел грандиозный качественный " скачок " ; она оформилась в одну из важнейших сфер общества . Так что ее теперь следует рассматривать не просто как множество разрозненных явлений со сходными свойствами , а как единое целое со сложной структурой , с разнообразными частями и функциями . Исторические условия этого " скачка " суть следующие : 1) колоссальный количественный рост составных элементов медии ; 2) их техническое усовершенствование ; 3) изобретение новых средств ; 4) усовершенствование их работы ; 5) возникновение разнообразных связей между ними ; 6) расширение сферы их деятельности и усиление их роли в общественной жизни . Конечно , медия есть одна из сфер приложения и активности капиталов и интересов государства . Но сводить ее к этому ошибочно . Она есть нечто большее , выходящее за рамки бизнеса и политики . Это , можно сказать , есть ; третья сила ; западнизма . Это ; и информация , и дезинформация , и апологетика , и критика , и услуги властям и бизнесу , и оппозиция к власти и к бизнесу , и проповедь морали , и проповедь разврата , и просвещение , и оглупление , и 247 борьба идей и интересов , и отражение жизни , и искажение реальности , и делание жизни , короче говоря ; квинтэссенция общественной жизни во всех проявлениях ее субъективного фактора . Медия есть арена общественной жизни , ставшая сама одним из важнейших факторов этой жизни . Она состоит из десятков тысяч учреждений , организаций , предприятий . В ее работу вовлечены в качестве сотрудников сотни тысяч людей . Она привлекает для участия в своей работе миллионы людей всех социальных категорий . Медия ; это могущественный инструмент формирования сознания , чувств и вкусов огромных масс людей и инструмент воздействия на них в желаемом для кого - то духе . Но это ; такой инструмент , который сам осознает себя в качестве силы , использующей всех прочих и все остальное в качестве инструмента своей власти над обществом . Формально не существует единый центр управления медией . Но фактически она функционирует так , как будто получает инструкции из некоего руководящего центра наподобие ЦК КПСС . Тут есть своя " невидимая рука ". Она почти совсем не изучена научно . Данные о ней редко попадают в печать . Ее образует сравнительно небольшое число лиц , которые санкционируют рекомендации , выработанные более широким кругом политиков , бизнесменов , политологов , журналистов , советников и т . д ., и подают сигнал к согласованной деятельности медии по определенным проблемам . Имеется большое число опытных сотрудников учреждений медии , которые сразу угадывают новую установку и даже опережают " высшую инстанцию ". И в дело немедленно вступает огромная армия исполнителей , подготовленных выполнить любые задания в духе новой установки . Между людьми , образующими этот механизм , имеют место бесчисленные личные контакты . Медия стала не орудием сбора и распространения информации , производимой кем - то другим , а производителем , контролером и властителем информации . Она имеет свои мощные и профессионально обученные кадры для этого . В ее распоряжении фактически все силы общества , как - то связанные с информацией . Она формирует информацию по своим правилам , придает информации вид , отвечающий ее интересам . Информационный поток , минующий ее , ничтожен сравнительно с тем , какой проходит 248 через нее , а роль его еще ничтожнее . Она сконцентрировала в себе основные и наиболее влиятельные информационные потоки и силы общества . Медия вторгается во все сферы общества ; в политику , экономику , культуру , науку , спорт , бытовую жизнь . Ей до всего есть дело . Она не просто влияет на умы и чувства людей . Она проявляет власть над ними , причем власть диктаторскую . Эта власть осуществляется по многим каналам . Назову основные из них . Медия буквально приковывает к себе внимание подавляющего большинства населения западных стран , снабжая людей в изобилии практически любой нужной им информацией , сплетнями , развлечениями , сенсациями . Она обладает для этого неограниченными средствами , самой совершенной технологией и отработанными приемами . Невозможно подсчитать , сколько времени и сил тратят люди , просиживая перед телевизорами , читая газеты и журналы , слушая радио . Никакая церковь не может с этой точки зрения сравниться с " церковью " западнизма . Она удобна и с точки зрения способа вовлечения людей в ее деятельность . Человек может потреблять продукцию медии в одиночку , сидя дома , находясь в транспорте , даже во время работы . Вторым важнейшим каналом всевластия медии является то , что она контролирует и направляет всю интеллектуальную и творческую деятельность общества , создавая паблисити творцам произведений культуры , давая им оценку , отбирая их , показывая их . Медия присвоила себе функции публичного судьи того , что производит культура , предопределяя само это производство с точки зрения тематики , идейной ориентации и эстетических вкусов . Она определяет то , какой круг людей выпускается на арену культуры , какие произведения , какие идеи , какие моды . Не гений и ум творцов произведений культуры определяет их судьбу , а отношение к ним масс - медии . Она в состоянии возвеличить ничтожное и бездарное , если оно соответствует ее интересам и конъюнктуре , и не допустить к жизни великое и талантливое , если такого соответствия нет . Третьим важнейшим каналом всевластия медии является то , что она дает трибуну политикам и арену для политических спектаклей . Она раздувает и использует непомерное тщеславие политиков . Она влияет на их успехи и неудачи , порою ; роковым образом . Без нее 249 немыслимы никакие выборные кампании , парламентские баталии , встречи , визиты , выступления , демонстрации , массовые движения , партийные мероприятия и вообще все важнейшие явления общественно - политической жизни западных стран . Наконец , медия сконцентрировала в себе общественное мнение и гражданское общество , став их рупором и одновременно лишив их самостоятельности . Они нашли в медии свою организующую силу , отчуждая ей свою собственную независимость и власть . Медия стала чем - то вроде " государства " для внегосударственной жизни общества . Средства медии могут принадлежать частным лицам , государству , общественным организациям , корпорациям , банкам . Ее может использовать крупный капитал , правительство , какие - то клики и группы . Но все это не лишает ее той роли , какую она играет в обществе , и ее положения в системе прочих социальных феноменов . Она занимает такое положение и играет такую роль в обществе , которые позволяют ей со своей стороны диктовать свою волю всем тем , кто в какой - то мере манипулирует им , и своим формальным хозяевам . Все те , кто считается ее хозяевами и манипуляторами , вынуждены подчиняться сами тем условиям , благодаря которым они хозяйничают и манипулируют медией . Тут скорее имеет место сговор и дележ власти между более или менее равными по силе сообщниками , чем отношение господства и подчинения . Хозяин газеты , например , влияет на политическую линию газеты . Но одновременно он сам подвластен своей газете как феномену , играющему особую роль в обществе . Медия есть безликое божество западного общества , которому поклоняются и все те , кто считается или воображает себя ее хозяевами и начальниками . Самое большее , что на самом деле эти люди делают , это ; прислуживание своему божеству в качестве его жрецов , разумеется , за хорошую плату и за прибыли . Медия есть социальный феномен , концентрирующий и фокусирующий в себе силу безликих единичек общественного целого ; зрителей , читателей , ученых , артистов , идеологов , политиков , спортсменов и прочих граждан . Это их коллективная власть , выступающая по отношению к каждому из них по отдельности как власть абсолютная . Это есть превосходно организованный и функционирующий механизм сверхидеологии западнизма .
СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В ЦЕЛОМ
Как я уже отметил , социальная организация западнистского сверхобщества как целое разделяется на надстроечную и базисную части . Чтобы описать ее строение и свойства , мы должны , естественно , обратиться именно к ее надстроечной части , уделяя внимание базисной в том свете , какой на нее бросает надстроечная часть . Надстроечная часть , о которой идет речь , не есть всего лишь сумма надстроечных явлений сверхгосударства , сверхэкономики , сверхидеологии и других компонентов западнистского человейника . Ошибочно также представлять себе положение так , будто надстроечные части компонентов социальной организации общества превращаются в соответствующие компоненты социальной организации сверхобщества . Упомянутые надстроечные явления общества суть лишь отдельные потоки эволюционного процесса , которые сливаются в нечто единое и перемешиваются в этом единстве . Тут происходит взаимное проникновение надстроечных явлений , взаимное влияние , обмен свойствами и функциями , возникновение новых явлений как средства единства и как следствия его . Сюда включаются результаты изменения ориентации эволюционного потока . Вносят свою долю новые органы , возникающие в силу закона порождения особых органов для исполнения постоянных функций . В результате на этом уровне теряет смысл разделение частей и функций , имеющее место на уровне общества и в снятом виде в базисной части . Надстроечная часть социальной организации сверхобщества как целое выступает как сверхгосударственность по отношению к государственности , как сверхэкономика по отношению к экономике , как сверхидеология по отношению к идеологии и т . д ., а не отдельными ее подразделениями с упомянутым разделением функций . Она образует высшее подразделение системы власти и управления сверхобщества . Потому для краткости будем называть ее сверхвластью . Сверхвласть не является не только выборной , но и вообще узаконенной . Чтобы она сложилась , необходимо достаточное большое число людей , обладающих следующими признаками . Эти 251 люди имеют настолько высокий социальный статус , что являются фактически независимыми от государственной власти , а также от политической и экономической конъюнктуры . Они регулярно воспроизводятся в этом состоянии , в значительной мере наследуют свой статус . Они имеют влияние на правящие круги человейника и на привилегированные слои , являются известными личностями в человейнике , связаны личными знакомствами и в значительной мере родственными отношениями . Они образуют иерархию позиций как с точки зрения их социального статуса , так и с точки зрения ролей в рамках сверхвласти . Они образуют основной компонент человеческого материала сверхвласти . Кроме них в рассматриваемое множество входят обслуживающие их лица , исполнители их решений и другие категории . Рассматриваемое множество людей группируется в множество разнообразных объединений в различных измерениях . Эти объединения образуют сложную и иерархизированную сеть , так что образуется плотная , связная среда . Положение людей в этих объединениях зависит от их положения в базисной части сверхобщества . Но и последнее зависит от первого . Эти объединения не узаконены юридически . Они складываются по социальным законам объединения людей , а также в силу условий их функционирования в системе власти и управления , личных и деловых отношений , взаимных услуг и т . д . Они разнообразны по степени организованности , начиная от случайных и аморфных и кончая постоянными с установленной структурой , правилами , разделением функций и т . д . Они формально добровольны , но фактически обладают достаточно прочными нитями , связывающими их в целое . Тут связи аналогичны связям в объединениях на дообщественном уровне , только тут это имеет место на сверхобщественном уровне . Члены таких объединений обладают способностью опознавать " своих " и " чужих ", идентифицировать себя в качестве членов тех или иных объединений . Объединения , из которых состоит сверхвласть , возникают и действуют в рамках юридических законов , но они не являются юридически узаконенными в качестве органов власти . Они присваивают себе функции власти , используя средства и возможности , выходящие за рамки государственности и 252 подчиняющие ее себе . Они позволяют надстроечной части социальной организации управлять самой системой власти и выполнять функции стратегического управления , непосильные для государственности . Эти функции охватывают многолетние планы и особо важные проблемы , для выполнения которых и решения которых требуются усилия всей страны , положение страны в окружающем мире , направление эволюции страны вообще . Сверхвласть сверхобщества состоит из двух частей . В первую из них входит все то ( люди , объединения , учреждения , предприятия ), что занято выработкой и принятием решений , ; скажем , решающая часть . Она есть аналог законодательной части власти общества . Вторая часть включает в себя то , что осуществляет исполнение решений первой части . Это ; исполнительная часть . Хотя решения первой части не являются юридически законными , они имеют принудительную силу для тех , кто их исполняет . Им подчиняются те , кого они касаются . Исполнители подчиняются , поскольку от этого зависит их вознаграждение и вообще положение в человейнике ( успех , карьера , общение , судьба детей ). Прочие люди подчиняются , поскольку в распоряжении сверхвласти находятся все средства принуждения базисной части сверхобщества ; администрация , суды , полиция , денежный механизм , средства массовой информации . Исполнительная часть сверхвласти образуется из надстроечных элементов социальной организации общества . Он включает в себя также государственную бюрократию , армейское командование , органы государственной безопасности , аппараты партий и т . д . Тут имеет место , можно сказать аппаратный плюрализм . Чтобы представить себе , что это такое , надо выделить различные подразделения аппарата коммунистической сверхвласти и представить их себе как различные аппараты , объединяющиеся в единое целое благодаря упомянутым выше объединениям " правящей элиты ". Роль , аналогичную партийному аппарату в коммунистической системе власти , здесь выполняет совокупность людей и организаций , которые держат в своих руках денежный механизм человейника .
ЗАПАДНИСТСКАЯ СВЕРХЦИВИЛИЗАЦИЯ
Как было сказано выше , эволюционный перелом идет на трех уровнях организации человейников : 1) на уровне образования сверхобществ ; 2) на уровне объединений западных сверхобществ в единый человейник , являющийся сверхцивилизацией по отношению к западной цивилизации ; 3) на уровне образования глобального человейника вследствие усилий западной сверхцивилизации и под ее господством . Мы рассмотрели первый уровень . Рассмотрим кратко второй . Тенденция к интеграции западной цивилизации в единый человейник имела место всегда . Она принимала различные формы : взаимное проникновение , культурное влияние , экономические связи , кровопролитные войны . Не была на этот счет исключением и Вторая мировая война . Она была многосторонним явлением . В составе ее шла война западного мира против мира коммунистического , война внутри самого западного мира за доминирование в нем , за ослабление и даже за уничтожение конкурентов и война за создание насильственным путем хотя бы частичной западной цивилизации , т . е . за объединение западноевропейских стран в единое целое под эгидой гитлеровской Германии . Обращаю внимание на то , что объединение нескольких обществ в единый человейник в этом случае предполагало следующие условия . Во - первых , человейник , осуществляющий объединение и находящийся на пути к сверхобществу , каким была гитлеровская Германия . Таким был и Советский Союз в коммунистическом мире . Во - вторых , ; вертикальное ; структурирование объединяемых стран . На высшем уровне предполагалась Германия , уровнем ниже ; Италия , еще ниже прочие европейские страны . Нечто подобное имело место в отношениях Советского Союза с другими коммунистическими странами Европы после войны . И , в - третьих , навязывание объединяющим человейником прочим странам социального строя , аналогичного своему . Это же делал Советский Союз после победы над Германией в отношении ряда других завоеванных стран . Так что тут имела место общая социальная закономерность . 254 После Второй мировой войны тенденция к интеграции западного мира не оборвалась , а усилилась . Она лишь приняла другую форму . Историческую инициативу в этом процессе захватили США . Они вступили в войну в Европе в качестве спасителей западноевропейских стран от гитлеризма и от угрозы советского коммунизма . Нисколько не пострадав в этой войне , США без особых усилий стали лидером западного мира . Сразу же по окончании войны началась холодная война Запада , возглавленного США , против коммунистического мира , возглавлявшегося Советским Союзом . Она в сильнейшей степени способствовала интеграции западных стран . Это была первая в истории операция глобального масштаба Запада как единого целого . Возвышение США над странами Западной Европы и американизация ее явились одним из аспектов этого процесса . В какие бы идеологические одежды ни рядилась эта историческая роль США , это было фактически покорением Западной Европы внешней для нее силой . США сделали то , что пыталась сделать гитлеровская Германия . Но другими средствами ; гуманными , демократическими , экономическими , политическими , идеологическими , культурными . И не как блицкриг , а как длительный и терпеливый исторический период . Но не следует при этом забывать о том , что все эти средства опирались на военную мощь США , которая неуклонно наращивалась . Холодная война США против Советского Союза была одновременно холодной колонизацией американцами стран самого западного мира . Напоминаю , что после распада Советского блока и Варшавского Договора сохранилось НАТО и фактическое подчинение его США , а вооруженные силы США стали принимать непосредственное участие в европейских делах ( агрессия в Сербию ). Факт военного доминирования США над Западной Европой не подлежит сомнению . И доминирование это нарастает , приближая лидерство США в западном мире к наполеоновски - гитлеровскому образцу , общие социальные законы человеческих объединений действуют и тут с неумолимой силой . Второй аспект рассматриваемого процесса ; образование объединения европейских стран , близкого по структуре к единому человейнику . Конечно , оно еще не завершилось . В нем есть нечто антиамериканское , во всяком случае ; стремление к независимости 255 от США и к образованию сообщества , сопоставимого по мощи с США . Но остановить этот процесс европейской интеграции уже вряд ли возможно . Факт образования сверхцивилизации , поглощающей западноевропейскую цивилизацию , несомненен и в этом аспекте . И третий аспект интеграции западного мира заключается в образовании бесчисленных и разнообразных организаций , учреждений и предприятий общезападного ( наднационального ) характера . Их уже сейчас насчитываются десятки ( если не сотни ) тысяч . Они не принадлежат ни к какой отдельной стране . Они возвышаются над ними . В их деятельность уже сейчас вовлечены многие миллионы людей . Они организуются и функционируют по социальным законам ( правилам ), отличным от тех , по каким организуются и функционируют компоненты привычных ( традиционных ) ; национальных государств ; Запада . Они образуют своего рода надстройку над странами западного мира ( ; общество второго уровня ;), придающую всей западной цивилизации характер гигантского сверхобщества . По моим подсчетам , эта ; надстройка ; уже включает в себя десятки миллионов людей , причем самой активной части населения западных стран . Она фактически контролирует более половины всех мировых ресурсов . Она фактически подчиняет себе ; базисную ; часть западного мира как единого человейника . Сейчас трудно сказать , насколько жизнеспособен этот социальный монстр . Не исключено , что он со временем расколется на два ; на американский и европейский . Но пока в перспективе необходимость борьбы с азиатским коммунизмом , арабским миром и другими частями человечества , пока есть угроза бунтов в покоренной части и в своих странах , объединяющая тенденция остается доминирующей . Тем более она еще не сработала до определенного предела , после которого , как говорится , можно было бы почивать на лаврах . Ареной деятельности рассмотренной надстроечной части западной сверхцивилизации является весь западный мир , включая США . Верхушка ее находится в США . Последние суть главная резиденция ее , но подразделения ее имеются во всех странах западного мира . Эта верхушка есть фактическая сверхвласть западной сверхцивилизации .
ГЛОБАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕЙНИК
Выражение " глобальное общество " стало привычным в сочинениях и речах на социальные темы . При этом " глобальное общество " понимается как объединение всего человечества в единое целое , подобное привычным обществам ( их часто называют национальными государствами ), с единым мировым правительством и прочими учреждениями современных стран , только большего размера . Обоснование такого мирового социального монстра ( около шести миллиардов человек , а футурологи обещают в будущем десять миллиардов и более !) идет по многим линиям . Перечисляются проблемы , которые якобы можно решить лишь совместными усилиями всех стран и народов планеты ( демографические , экологические , голода , преступности , болезней и т . п .). Ссылаются на то , что складывается мировая экономика , ломающая границы национальных государств и решительным образом влияющая на их экономику . Ссылаются , наконец , на то , что мир уже пронизан сетью международных объединений , учреждений и организаций , сплотивших человечество в единое целое . В мире не осталось ни одного уголка , где какая - либо более или менее значительная человеческая группа вела изолированную жизнь . Жизнь людей все более и более находится под влиянием событий , происходящих далеко от тех мест , где они живут . Осуществилась глобализация средств массовой информации . Сложилась международная система производства , распределения и потребления информации . Благодаря ей разбросанное по всей планете человечество ощущает себя живущим в одном мировом объединении . Складывается единая мировая культура . Тут все вроде бы верно . Но при этом все говорящие и пишущие на эту тему , за редким исключением , отодвигают на задний план или совсем игнорируют тот факт , что сама идея " глобального общества " есть идея западная , а не всеобщемировая . Инициатива и усилия движения к такому объединению человечества исходят от Запада . В основе его лежит не стремление различных стран и народов планеты к объединению , ; такое стремление появляется чрезвычайно редко , ; а стремление определенных сил Запада занять господствующее 257 положение на планете , организовать все человечество в своих конкретных интересах , а отнюдь не в интересах некоего абстрактного человечества . Мировая экономика есть прежде всего завоевание планеты транснациональными компаниями Запада , причем в интересах этих компаний , а не в интересах прочих народов планеты . Некоммерческие международные организации в подавляющем большинстве суть организации западные , контролируемые силами Запада и так или иначе поддерживаемые и используемые ими . Мировой информационный порядок есть порядок , устанавливаемый странами Запада , и прежде всего ; США . Фирмы и правительство США осуществляют контроль глобальной коммуникации . Западные медии господствуют в мире . Мировая культура есть прежде всего американизация культуры народов планеты . Одним словом , идея " глобального общества " есть лишь идеологически замаскированная установка западного мира , возглавляемого США , на покорение всей планеты и на установление своего господства над всем прочим человечеством . Идея " глобального общества " есть идея прежде всего американская . После краха советского блока и самого Советского Союза США остались единственной сверхдержавой с претензией диктовать свой порядок всей планете . Однако она есть идея не только американская , а общезападная . Чтобы установить желаемый мировой порядок , США должны мобилизовать усилия всего западного мира . В одиночку им эту задачу не решить . С другой стороны , западные страны по отдельности не в состоянии сохранить свое положение в мире . Они могут удержаться на достигнутом ими уровне лишь совместными усилиями . А США уже заняли место лидера в их совместном движении к мировой гегемонии . Единое человечество возможно , но не как мирное сосуществование равноправных стран и народов , а как структурированное социальное целое с иерархией стран и народов . В этой иерархии неизбежны отношения господства и подчинения , лидерства , руководства , т . е . отношения социального , экономического и культурного неравенства . Дело тут не в каких - то биологических причинах и не в плохих расистских идеях , а в объективных социальных законах организации больших масс людей . 258 Я говорю именно о вертикальном структурировании , а не просто о разделении человечества на регионы . Причем я это представляю себе не как одну иерархическую линию , а как переплетение многих линий , в котором единая мировая иерархия проступает лишь как тенденция . И среди этих линий следует в первую очередь назвать разделение человечества на западную и прочую ( незападную ) части . Отношения между ними являются совсем не братскими . Ни о каком их равенстве и равноправии и речи быть не может . Западная часть возвышается над незападной . В значительной мере первая уже господствует над второй и имеет тенденцию к полному мировому господству . Каждая из упомянутых частей имеет иерархическую структуру в самых различных измерениях . Об организации западной части мы уже говорили . Скажем коротко о том , что она намерена делать и делает в отношении прочего человечества . Во второй половине 20 века произошел перелом в самом типе эволюционного процесса : степень и масштабы сознательности исторических событий достигли такого уровня , что стихийный эволюционный процесс уступил место проектируемой и управляемой эволюции . Это , напоминаю , не означает , будто все в эволюции человечества стало планироваться и ход эволюции стал управляться в соответствии с планами . Это означает , что целенаправленный , планируемый и управляемый компонент эволюционного процесса стал играть определяющую роль в конкретной истории человечества . Цели при этом не обязательно благородные , они могут быть ( и являются таковыми на самом деле ) эгоистичными , гнусными , коварными и т . д . Планы не обязательно целесообразные и разумные , они могут быть нелепыми и даже безумными . Управление не обязательно по правилам разумного управления и не обязательно эффективно , оно может быть дилетантским , неэффективным . Но это не влияет на сам тип эволюции , подобно тому как плохая государственность не меняет тип власти как государственной , плохая экономика не меняет тип хозяйства как экономический . Принципиально важно здесь то , что в западном мире сложилась социальная структура , в которой имеются компоненты , ставящие цели эволюционного характера и глобального масштаба , вырабатывающие планы достижения этих целей , обладающие 259 способностью и средствами управлять огромными массами людей , принуждая их к деятельности по реализации этих планов , распоряжающиеся колоссальными материальными ресурсами , достаточными для того , чтобы исторические процессы , ранее бывшие стихийными , сделать сознательными . Инициатива эволюции нового типа исходит из той надстроечной части западной сверхцивилизации , о которой говорилось выше . Она является и высшим органом управления эволюционном процессом , а также сверхвластью над образующимся глобальным человейником . Именно она правит человечеством в наше время , а не какая - то небольшая кучка богатеев включает в себя , конечно , денежный механизм западного мира и использует его как средство управления Западом и прочим человечеством . Но для управления одним Западом , в котором живет до миллиарда человек , этого мало . А для удержания под своим контролем около пяти миллиардов прочего человечества ; тем более . Нужны мощные вооруженные силы , политический аппарат , секретные службы , средства массовой информации . Нужно иметь возможность распоряжаться ресурсами " национальных государств " Запада , принуждая к этому систему власти и управления их . В этом аспекте все западные страны , включая США , являются ареной деятельности этого глобального монстра . Верхушка его находится в США . Последние суть главная резиденция этого " мирового правительства ", поставщик мировых вооруженных полицейских сил , место расположения " штабов " для управления различными рычагами мировой власти , кузница командных , карательных и идеологических кадров и исполнителей воли хозяев планеты . Но подразделения его имеются во всех частях западного мира и других частях человечества , уже находящегося в зоне его влияния и контроля . Западные страны сформировались исторически в " национальные государства " как социальные объединения более высокого уровня социальной организации сравнительно с другими странами , как своего рода " надстройка " над прочим человечеством . Они развили в себе силы и способности доминировать над другими народами , покорять их . А историческое стечение обстоятельств дало им возможность использовать свои преимущества в своих интересах . 260 Воздействие этого явления на судьбы человечества было и остается противоречивым . Оно было могучим источником прогресса . И оно же было не менее могучим источником несчастий . Оно явилось причиной бесчисленных кровопролитных войн , включая две мировые , а также причиной гибели многих народов и целых цивилизаций . Оно не только не исчезло со временем , но усилилось . Оно лишь приняло новые формы и масштабы . Теперь западные страны покоряют планету не по одиночке , а совместно . Теперь они стремятся покорить все человечество и организовать его так , чтобы они могли удержать свою мировую гегемонию за собой навечно и чтобы могли эксплуатировать всю планету в своих интересах наивыгоднейшим для себя образом . Стремление западных стран к овладению окружающим миром не есть всего лишь злой умысел каких - то кругов этих стран ; " империалистов ". Оно обусловлено объективными законами социального бытия . Всем ходом исторического развития Запад вынуждается на то , чтобы установить мировой порядок , отвечающий его интересам . Он не просто имеет возможности и силы для этого , он уже не может уклониться от этой эпохальной задачи . В ходе холодной войны была выработана стратегия установления нового мирового порядка , ; стратегия создания реального " глобального общества ". Я называю ее словом " западнизация ". Сущность западнизации состоит в навязывании незападным народам и странам социального строя , экономики , политической системы , идеологии , культуры и образа жизни , подобных таковым ( или имитирующих таковые ) западных стран . Идеологически и в пропаганде это изображается как гуманная , бескорыстная и освободительная миссия Запада , который при этом изображается средоточием всех мыслимых добродетелей . " Мы свободны , богаты и счастливы , ; так или иначе внушает западная идеология и пропаганда западнизируемым народам , ; и мы хотим помочь вам стать такими же свободными , богатыми и счастливыми , как мы . Но для этого вы должны сделать у себя , в своих странах то , что мы вам посоветуем ". Это ; на словах . А на деле западнизация ( в рассматриваемом здесь смысле !) имеет реальной целью довести намеченные жертвы до такого состояния , чтобы они потеряли способность к самостоятельному существованию и развитию , включить их в сферу влияния и эксплуатации западных стран , присоединить их к западному миру не в роли равноправных и равномощных партнеров , а в роли зоны колонизации . Западнизация не исключает добровольность со стороны эападнизируемой страны и даже страстное желание пойти этим путем . Запад именно к этому стремится , чтобы намеченная жертва сама полезла ему в пасть да еще при этом испытывала бы благодарность . Для этого и существует мощная система соблазнов и идеологическая обработка . Но при всех обстоятельствах западнизация есть активная операция со стороны Запада , не исключающая и насилие . Добровольность со стороны западнизируемой страны еще не означает , что все население ее единодушно принимает этот путь своей эволюции . Внутри страны происходит борьба между различными категориями граждан за и против западнизации . Была разработана также и тактика западнизации . В нее вошли меры такого рода . Дискредитировать все основные атрибуты общественного устройства страны , которую предстоит западнизировать . Дестабилизировать ее . Способствовать кризису экономики , государственного аппарата и идеологии . Раскалывать население страны на враждующие группы , атомизирозать его , поддерживать любые оппозиционные движения , подкупать интеллектуальную элиту и привилегированные слои . Одновременно вести пропаганду достоинств западного образа жизни . Возбуждать у населения западнизируемой страны зависть к западному изобилию . Создавать иллюзию , будто это изобилие достижимо и для них в кратчайшие сроки , если их страна встанет на путь преобразований по западным образцам . Заражать их пороками западного общества , изображая пороки как добродетели , как проявление подлинной свободы личности . Оказывать экономическую помощь западнизируемой стране в той мере , в какой это способствует разрушению ее экономики , порождает паразитизм в стране и создает Западу репутацию бескорыстного спасителя западнизируемой страны от язв ее прежнего образа жизни . Одной из черт западнизации является мирное решение проблем . Но эти мирные методы обладают одной особенностью : они 262 принудительно мирные . Запад обладает огромной экономической , идеологической и политической мощью , достаточной , чтобы заставить строптивых мирным путем сделать то , что нужно Западу . Но мирные средства ничто , если они не базируются на мощи военной . И в случае надобности Запад , как показывает опыт , не остановится перед применением оружия , будучи уверен в своем подавляющем превосходстве . Западнизация есть особая форма колонизации , в результате которой в колонизируемой стране принудительно создается социально - политический строй колониальной демократии . По ряду признаков это есть продолжение прежней колониальной стратегии западноевропейских стран . Но в целом это есть новое явление . Назову характерные признаки его . Колониальная демократия не есть результат естественной эволюции данной страны в силу ее внутренних условий и закономерностей ее исторически сложившегося социально - политического строя . Она есть нечто искусственное , навязанное этой стране извне и вопреки ее исторически сложившимся возможностям и тенденциям эволюции . Она поддерживается мерами колониализма . При этом колонизируемая страна вырывается из ее прежних международных связей . Это достигается путем разрушения блоков стран , а также путем дезинтеграции больших стран , как это имело место с советским блоком , Советским Союзом и Югославией . Иногда это делается как освобождение данного народа от гнета со стороны других народов . Но чаще и главным образом идея освобождения и национальной независимости есть идеологическое средство манипулирования людьми . За вырванной из прежних связей страной сохраняется видимость суверенитета . С ней устанавливаются отношения как с якобы равноправным партнером . В стране в той или иной мере сохраняются предшествующие формы жизни для значительной части населения . Создаются очаги экономики западного образца под контролем западных банков и концернов , а в значительной мере ; как явно западные или совместные предприятия . Внешние атрибуты западной демократии используются как средства совсем не демократического режима и как средства манипулирования массами . Эксплуатация страны в интересах Запада осуществляется силами 263 незначительной части населения колонизируемой страны , наживающейся за счет этой ее функции и имеющей высокий жизненный стандарт , сопоставимый с таковым высших слоев Запада . Колонизируемая страна во всех отношениях доводится до такого состояния , что становится неспособной на самостоятельное существование . В военном отношении она демилитаризируется настолько , что ни о каком ее сопротивлении и речи быть не может . Вооруженные силы выполняют роль сдерживания протестов населения и подавления возможных бунтов . До жалкого уровня низводится национальная культура . Место ее занимает культура , а скорее ; псевдокультура западнизма . Массам населения предоставляется суррогат демократии в виде распущенности , ослабленного контроля со стороны власти , доступные развлечения , предоставленность самим себе , система ценностей , избавляющая людей от усилий над собой и моральных ограничений . Западнизация планеты ведет к тому , что в мире не остается никаких " точек роста ", из которых могло бы вырасти что - то , способное к новой форме эволюции , отличной от эволюции на базе западнизма . Запад , завоевывая мир для себя , истребляет все возможные зародыши эволюции иного рода .
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
После Второй мировой войны начался стремительный ( с точки зрения исторических временных масштабов ) процесс интеграции западного мира , ; процесс превращения западной цивилизации в сверхцивилизацию западнистского типа . К концу холодной войны социальная структура западного мира ( интегрирующегося в единое целое Запада , западнистской сверхцивилизации ) приняла такой вид . В рамках западных стран (" национальных государств ") сформировались своего рода " надстройки " над компонентами их социальной организации ; сверхгосударство , сверхэкономика , сверхидеология и т . д . Из их взаимодействия образовались " надстроечные " объединения наднационального и межнационального масштаба , а также объединение , охватывающее весь западный мир , скажем , ; глобальное сверхобщество . Поскольку основной 264 территорией расположения его подразделений стали США и поскольку оно тесно переплелось с " надстроечной " частью сверхобщества самих США , то выражения " США ", " Америка " и " Вашингтон " стали двусмысленными : стали обозначать то , что касается США как одной из западных стран , и то , что касается общезападного и глобального сверхобщества . Эволюционный процесс человечества принял такой вид , который характеризуется в целом понятиями " западнизация ", " американизация " и " глобализация ". Все эти понятия обозначают один и тот же процесс , лишь рассматриваемый с различных точек зрения . Этот процесс является в реальности покорением всего человечества западным миром как единым целым . С этой точки зрения он может быть назван процессом западнизации человечества . Поскольку в западном мире доминируют США , поскольку они распоряжаются большинством ресурсов Запада и планеты , этот процесс может быть назван американизацией человечества . Поскольку над США и над всеми западными странами господствуют сверхобщественные явления , объединяющиеся в той или иной мере в общезападном сверхобществе , зоной активности которого становится вся планета , этот процесс может быть назван как глобализация человечества . Этот процесс еще только начался . Им будет заполнена вся история человечества в 21 веке . Похоже на то , что это будет история , которая по своей трагичности намного превзойдет все трагедии прошлого .
Об авторе
Александр Александрович Зиновьев родился в 1922 году в Чухломском районе Костромской области . Окончил философский факультет МГУ имени М . В . Ломоносова . С 1955 по 1976 год работал в Институте философии АН СССР , в МГУ имени М . В . Ломоносова , где заведовал кафедрой логики . С 1978 по 1999 год находился в вынужденной эмиграции в Германии . В 1999 году вернулся в Россию . Участник Великой Отечественной войны . Награжден боевыми орденами и медалями . Доктор философских наук , профессор . Член академий наук Финляндии и Италии , член Баварской академии искусств , член Российских академий социальных наук и Российской словесности , член Международной академии наук Евразии . Награжден рядом европейских и международных премий , среди которых ; Премия Медичи за лучшее европейское эссе (1978), Премия Алексиса де Токвиля за социологические исследования (1982) и Премия Тевере за лучший социологический роман (1992). В эмиграции читал лекции в университетах стран Европы и США . Опубликовал более 40 книг и около 200 статей по логике и социологии , а также литературные сочинения с изложением своих социологических идей . Романы : ; Зияющие высоты ; (1976 г .), ; Светлое будущее ; (1978), ; Желтый дом ; (1980), ; Иди на Голгофу ; (1985), ; Пара беллум ; (1987) ; Живи ; (1988), ; Смута ; (1992), ; Глобальный человейник ; (1997); повести : ; Гомо советикус ; (1982), ; Нашей юности полет ; (1983); памфлеты : ; Евангелие для Ивана ; (1984) и ; Катастройка ; (1990); автобиографическая повесть ; Исповедь отщепенца ; (1999); социологическое исследование ; На пути к сверхобществу ; (2000) и другие . В настоящее время А . А . Зиновьев ; руководитель Исследовательского центра А . А . Зиновьева Московской гуманитарно - социальной академии , главный научный сотрудник Института философии и Института социально - политических исследований РАН , профессор МГУ и Литературного института имени М . Горького . А . А . Зиновьев - президент Русского интеллектуального клуба . Научное творчество А . А . Зиновьева шло и продолжается по двум тесно связанным линиям : 1) логика и методология науки ; 2) социология . А . А . Зиновьев разработал логико - методологическую теорию , в которой радикально переосмыслил основные разделы традиционной математической логики , ввел общую теорию знаков , теорию доказательства , эмпирическую геометрию , 266 логическую физику и другие разделы . До изгнания из России создал логическую школу в Москве и Берлине , получившую мировую известность . Имел десятки аспирантов из стран Советского Союза и советского блока , многие стали кандидатами , докторами наук , профессорами . Имел также многочисленных последователей в капиталистических странах . А . А . Зиновьев разработал свою социологическую теорию как приложение своих логико - методологических идей ; логическую социологию . Построил научную теорию советского общества как образца общества реального коммунизма , которая была признана на Западе как первая научная работа о реальном коммунизме . Начал разработку теории западнизма в духе своих идей и методов . В настоящее время работает над проблемами постсоветской России и глобального сверхобщества . Опубликовал на эту тему несколько монографий и десятки статей . В последней книге ; На пути к сверхобществу ; изложил основы своей теории коммунизма , западнизма , перехода человечества в стадию сверхобщества , глобализации . Все основные работы были прогностическими . Главной темой научных исследований в социологии в настоящее время является будущее России и стратегия исторического выживания России .
Свидетельство о публикации №216062701041