Святитель Тихон Задонский. Часть 1

«Богом моим прейду стену»(Пс. 17), по молитвам святителя Тихона Задонского.
                В 1861 году к открытию святых мощей святителя        Тихона Задонского поблагодарить его за молитвенную помощь в Задонск прибыло около 300000 паломников.

                Часть 1.
Я давно с большим почтением и любовью отношусь к святителю Тихону Задонскому, великому светильнику и печальнику земли русской.
У каждого  христианина есть свои святые, с которыми у него, каким-то образом, складываются особые отношения, к которым он чаще всего обращается, испытывая особое чувство любви и почитания. С годами их становится все больше, ибо Господь показывает и прославляет своих угодников, ведя христианина по тернистому пути Веры.
Я вспоминаю свою первую встречу со святителем Тихоном.
Это было давно, когда мы еще жили на даче. Этот период моей жизни я бы назвала самым сложным и тяжелым, полным  испытаний и искушений, предательств и полного ко мне равнодушия со стороны моих близких и родных, бесконечных падений и взлетов. Причем падений было куда больше. И вставать , и снова идти вперед по жизни становилось все сложнее.
Именно тогда, в какой то момент моих бесконечных  страданий, то ли усталость, то ли сильные переживания по поводу старшей дочери  в очередной раз сокрушили мой дух. Я находилась в каком-то душевном оцепенении, в каком-то духовном вакууме, в полном внутреннем одиночестве. Я металась. Мои молитвы мне казались пустыми и бесплодными.
По соседству жила одна благочестивая женщина. Увидев меня в таком состоянии, она протянула мне маленький пузыречек:
-Вот масло от мощей святителя Тихона Задонского. Помажь им крестообразно лоб и область сердца. Он- великий помощник!
Я тут же сделала, как она мне сказала. И- о, чудо! Мое состояние настолько быстро и разительно изменилось, что не заметить этого было невозможно. В этот же день мне стало легко и радостно на душе. От моего уныния не осталось и следа. Это дало мне сил  трудиться , не покладая рук, вести  огромное хозяйство,  поднимать  двоих своих младших детей и, в то время, двоих внуков. Это заставило меня с большим почтением и огромной любовью относится к этому святому.
Я помню рассказы моей приятельницы Лиды, теперь уже монахини, о Тихоне Задонском. Лида страдала унынием. В то время она часто паломничала вместе со схимонахом Михаилом. Его теперь уж нет в живых. Царствие Небесное Вам, Батюшка!
Это он был организатором и вдохновителем тех многочисленных паломнических поездок. Отец Михаил, уже в годах преклонных, жил у Лидии. Он был гоним, даже монахи прогоняли его часто из монастыря. Я хорошо его помню. Самой выдающейся чертой его было смирение. Он никогда никого не осуждал. И за все благодарил Бога. Стоял он на службах всегда возле одной и той же иконы Свято- Даниловского монастыря, иконы святого Максима Грека. Той, что находится в Свято- Троицком соборе. И просил милостыню. За что часто был  оскорбляем и  даже избиваем  местными  нищими.
Лида часто посещала в то время Свято- Даниловский Монастырь и часто видела батюшку Михаила. Однажды она оказалась свидетельницей того, как его выгнали из монастырской  трапезной, отказав в еде. Лида сжалилась и взяла его к себе жить. Мы с ней тогда часто давали приют странникам и нищим.
Когда мы молимся великим светильникам Христовой Веры, мы часто не помним или просто не знаем, что практически все они испытывали страшные гонения и страшные лишения, были поругаемы всеми и служителями церкви, в частности. Ведь и великий святитель Тихон Задонский терпел издевательства самих же  монахов Задонского монастыря. Они издевались и смеялись над ним, обзывая его святошею, кадили ему «лаптями». Они злопыхали, говоря ему о том, КАК он мог бы жить! Епископ называется! Ведь он ушел из епископства по собственному желанию.
А теперь МИР стоит перед ним на коленях!
Так вот: « Лицом  к лицу лица не увидать,
Большое видится на расстояньи».
                Есенин С.А.
Высочайшее пред Богом добродетель была у отца Михаила. СМИРЕНИЕ!
Ту милостыню, что он собирал, он раздавал нуждающимся.Подвиг отца Михаила был не виден нам, мирянам. Живя у Лидии, он помог ей избавиться от многих терзавших ее страстей. Прямо клюкой, с которой он постоянно ходил, отгонял от нее лиц мужского пола. Тем самым избавляя ее от блуда, который так терзал ее.
Лидия, возвращаясь из своих поездок с отцом Михаилом, часто рассказывала мне о святителе Тихоне Задонском. Однажды мне удалось вывести ее из многодневного тяготившего ее уныния одним упоминанием об этом великом светильнике. Я мысленно провела ее по местам их  паломничества. И когда мы дошли, просто в воспоминаниях, до пребывания ее у мощей святителя Тихона, она преобразилась на моих глазах. Ее лицо стало светлым. И не понадобились никакие уколы антидепрессантов, на которые она имела благословение священника и назначение лечащего врача. Я, как врач, знала цену этим уколам. С Божией помощью, мы обошлись без них. По молитвам святителя Тихона. Он всегда помогал ей преодолевать этот порок, которым при жизни страдал и  сам.
Меня давно стало тянуть  к мощам святителя Тихона Задонского. Он явно звал меня и ждал.
 Еще в Дивеево, у преподобного отца нашего Серафима Саровского, разговорившись с паломниками, я выразила горячее желание поехать в Задонск, к Тихону.
После окончания МГЛУ, вслед за поездкой во вдохновенную Анапу, где всю последнюю неделю я провела за богослужением в храме Онуфрия Великого, я начала ездить в Лавру, к преподобному Сергию ,игумену Радонежскому. Ездила одна. По вторникам.
С неких пор я осознала, что эти поездки к святым угодникам мне жизненно необходимы. Они наполняют меня «водою живою», они питают мою душу и сокрушенный дух, что без них я просто «мертва есть». После них я снова возвращаюсь к своим повседневным занятиям, но возвращаюсь уже другой, живой, ощущая себя в «полноте бытия».Ибо жизнь вне молитвы, вне Христа- уродлива, суетна и бессмысленна.
Но, по- прежнему меня угнетала мысль,  что я ни на йоту не приблизилась  к Богу. Просьбы оставались такими же бытовыми: помоги в этом, сделай то-то, сплошное дай- дай-дай.
А что мы-то даем Богу? НИ ОДНОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ! Сплошные грехи и пороки! Смирение? Да вы что! Одна сплошная гордыня! И вытекающие из нее всем так хорошо известные пороки: памятозлобие, тщеславие, гневливость, раздражительность.
Как же быть? Все вокруг ко мне несправедливы!
И тут стремление поехать к отцу нашему Тихону стало просто непреодолимым. Неожиданно в разговоре с моей постоянной спутницей и коллегой по ВУЗу Галиной я сказала:
-ВСЕ!Я не хочу больше так жить! Я хочу к Тихону! Все -сплошная суета, страх, бестолковые попытки, метания, бессмысленные действа! Я должна что-то понять! Поеду просить помощи у Тихона!
-Лена, ну ты всегда так много занималась! Это -твой стиль жизни! Нам надо готовиться к сдаче экзаменов! Что с тобой? Потом времени не будет!
-Галя! Я больше не хочу так жить и не буду! Сплошная суета! Сплошная бессмыслица! Столько стараний! Страданий! Во имя чего? Зачем?
Галка как-то сразу замолчала и со мной согласилась:
-Хорошо. Поедем к Тихону, если ты так хочешь.
Всю организацию нашей совместной поездки она взяла на себя.
И действительно- все необыкновенным образом управилось. Как?
Сейчас расскажу.

       
27.06.2016.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.