Стефания

В истории моей семьи, как и в историях других семей,есть не только весёлые страницы,но и много грустного.Нельзя забывать ничего,в своё время я,по молодости лет, не интересовалась  историей семьи, и то что я описываю  сейчас,я выудила из закрамов  моей памяти, то что слышала урывками.  У моей бабушк-озорницы,( я рассказывала в другой истории),был  старший брат,Яков Ефимович Турнер, в 1915 году, он стал врачом.Всю жизнь проработал на  Слободке.Уважение к нему, со стороны пациентов, было так велико, что все криминальное сообщество Слободки, выделило сопровождающих,что-бы ночью его не раздели.
  Началась война, Одессу оккупировали румыны, Яша со  своей женой Цилей, попали в гетто.Гетто есть гетто.   Циля заболела тифом, лекарств не было.
  Всю остальную историю, наша семья узнала от людей,выживших в гетто.Ни дядя Яша, ни его вторая жена Стефания, никогда, ничего не рассказывали.
  Стефания была одесситка итальянского происхождения.Она работала сестрой-хозяйкой в больнице, где главврач был  Яков Ефимович.Поговаривали,что она была его любовницей, но достоверно, это не известно. Она, каждый день приходила в гетто,отдавала румынам золото проносила на себе тёплые вещи и раздавала людям,Цилю и Яшу, она выкармливала с ложечки.Циля не выжила.
  После войны Яшма женился на Стефании, поставил ее
ё сына на  ноги.Его сыновья, благополучно вернулись с фронта.Они всю жизнь, прожили в квартире, которую купили  его родители.Я  прекрасно помню эту гигантскую, пятикомнатную квартиру, в которой жило несколько поколений.Помню, какие столы накрывает Стефания, принимая  гостей.
Кто из вас помнит, комический, оперетточный дуэт из фильма "Мистер Икс", Богданову-Чеснокову и Ярона.Вот так и выглядели рядом Яша и Стефания.Прожили они вместе, до конца шестидесятых, Яша до восьмидесяти лет, принимал больных.Стефания-умерла в семьдесят пятом.
  Я, к большому моему сожалению, не знаю ни фамилии Стефании, ни отчества.Если бы знала, я бы обратилась в Музей Холокоста, для того, что бы ей присвоили звание Праведницей Мира.
Низкий поклон тебе, Стефания,спасибо за дядю, за твою доброту и преданность.




   


Рецензии