Муля, не нервируй меня!

Одного желания описать в словах какое-либо событие часто бывает недостаточно, если память помимо фактов не хранит о нём живое житейское воспоминание.
Так и я. Перелистываю книжку с гениальными литературными откровениями Фаины Георгиевны Раневской, радуюсь, смеюсь, наслаждаюсь! Хочу почтить память Фаины Георгиевны благодарным текстом. Пробую писать и… застреваю на первой же фразе. Какое-то время сижу перед клавиатурой, опустив руки. Пробую ещё раз – а вдруг получится! Снова сижу. В третий раз...

Мне довелось видеть живую Раневскую лишь однажды. Случилось это ровно тысячу лет назад. Я вернулся из армии и в первый же вечер пригласил маму в театр им.Моссовета на спектакль «Дальше тишина». О чём спектакль и кто играет - я даже не спросил, когда покупал билеты. Я просто хотел сделать маме что-то очень приятное. Мне тогда казалось, что любой театр после армейской казармы и гримированные артисты в театральных костюмах после строевых офицеров в потёртых камуфляжах - уже само по себе очень, очень приятное зрелище!

Интуиция меня не подвела. Оказалось, я взял билеты на спектакль двух гениальных артистов: Ростислава Плятта и Фаины Раневской. И сейчас, по прошествии тысячи лет, я припоминаю полумрак сцены, медленные движения двух стариков вокруг друг друга и трогательную человеческую драму расставания с жизнью.
Тысяча лет – большой срок. Нет в живых ни мамы, ни Плятта, ни Раневской. Но моя память, как фотограф, который развесил на просушку фотографии и рассматривает их, вглядывается в картинку уютного московского вечера. Мы идём с мамой после спектакля к м.Маяковская, мама тихонько плачет, а я, не зная, куда деть накопившуюся за годы службы энергию добра, утешаю её словами: «Мама, не плачь, я же вернулся!» Мы проходим вдоль мраморных колонн станционного портика и исчезаем в вестибюле московской подземки.
На том заканчивается личное присутствие Раневской в моей тысячелетней истории...
 
...И вот теперь, купив по случаю книжку, я снова вглядываюсь в голубиный дух этой великой женщины.

- Ты про кого тут пишешь? – спрашивает меня юноша почтенного школьного возраста.
- Про народную артистку СССР Фаину Раневскую, - отвечаю  я. 
- Это кто такая?
Стоп. Ни шагу дальше! Прежде, чем собирать в чистом поле цветочки, это поле, похоже, придётся разминировать.

Из многообразия "сапёрной" техники выбираю на своё усмотрение несколько фрагментов книги "Так говорила ФАИНА РАНЕВСКАЯ".

Но сначала справка:
Фаина Георгиевна Раневская (27.08.1896 – 19.07.1984), народн. арт. СССР, Британской художественной академией занесена в десятку лучших актрис ХХ века…

А теперь цитаты:

1.  Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.

2.  Оптимизм – это недостаток информации.

3.  Милочка, если хотите похудеть – ешьте голой и перед зеркалом!

4.   - Сегодня я убила пять мух. Двух самцов и трёх самок.
     - Как вы это определили?
     - Две сидели на пивной бутылке, а три на зеркале!

5.  Проклятый 19-ый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.

6.  На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а не сытый - не может.

7.  - Когда я выйду на пенсию, - говорила Фаина Георгиевна, - то абсолютно ничего не буду делать. Первые месяцы буду просто сидеть в кресле-качалке.
    - А потом?
    - А потом начну раскачиваться.

8.   Случай в театре.
   - Извините, Фаина Георгиевна, но вы сели на мой веер!
   - Что?! То-то мне показалось, что снизу дует.

9.  - Мне кажется, товарищ Раневская, что даже самому большому в мире глупцу не удалось бы вас  рассмешить.
    - А вы попробуйте!

10. Невоспитанность в зрелости говорит об отсутствии сердца.

11. Ребёнка с первого класса надо учить науке одиночества.

12. - Фаина Георгиевна, чем умный отличается от мудрого?
    - Умный знает, как выпутаться из трудного положения, а мудрый никогда в него не попадёт.

13. - Я была вчера в театре, актёры играли очень плохо, особенно Дездемона.   Когда Отелло душил её, то публика очень долго аплодировала.

14. Здоровье – это когда у вас каждый день болит в другом месте.

15. Средство от бессонницы – считать до трёх. Максимум до пол четвёртого…

16. Склероз нельзя вылечить, но о нём можно забыть!

17. Оправившись от инфаркта, Раневская произнесла:
  - Если больной очень хочет жить, то врачи бессильны.

18. Я как старая пальма на вокзале – никому не нужна, а выбросить жалко.

19. Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.

20. Если мысли тянутся к началу жизни - значит, жизнь подходит к концу.

21. Напора красоты не может сдержать ничто! (О лопнувшей на бёдрах юбке)

22.  Я себя чувствую, но плохо…

23. Раневская поскользнулась и упала. Мимо проходит молодой мужчина.
    Фаина обращается к нему:
  - Молодой человек, поднимите меня. Народные артистки СССР на дороге не
валяются!


Думаю, достаточно.


Рецензии
Когда смотрели фильмы с участием Раневской, попросту катались от смеха! Мне казалось, что всё что она произносит, сказано ей самой, без участия режиссёра.
Борис, спасибо за память! Жаль, что ушла от нас эта замечательная актриса, жаль что не возвращается время!
Будем помнить! "Народные артистки СССР на дороге не валяются!"

Галина Калинина   10.01.2017 13:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.