Суждение и осуждение

   Однажды я спросил у батюшки: «Чем отличается суждение от осуждения?» — Ведь определённые суждения необходимо иметь христианам, как и всем людям, чтобы верно ориентироваться в жизни, не правда ли? — Нужно же различать добро от зла! Но как часто наши суждения переходят в осуждение! Как только начинаешь разбирать какой-то поступок или событие, так, тотчас же приходишь и к осуждению. Как же различить тонкую грань между ними?

   Батюшка сказал: «Суждение переходит в осуждение, если к нему примешивается мысль о себе. Например, видя чей-то неблаговидный поступок, мы думаем — вот я бы так никогда не поступил». И я тут же вспомнил, как вспоминая в последнее время о некоторых людях, которые поступили по отношению к нам не лучшим образом, я думал: «Да, мы бы к чужим отнеслись лучше, чем они к нам». А мне бы, наверное, надо было подумать: «Бедные, что же они с собой делают! Помоги им Бог прозреть!»

   Таким образом, суждение от осуждения различается контекстом, то есть сопутствующими мыслями и оценками. Они исходят от самооценки, выражают ту позицию, которую ты отводишь себе в суждениии. Думаю, можно эти контексты условно сопоставить как молитву мытаря и молитву фарисея. Если ты держишь постоянно в уме настрой мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному» то наверное избежишь осуждения. Осуждение — от гордости, от самомнения, от помысла «я не такой, как прочие человеки». Если знаешь за собой такие грехи, то лучше вообще отказаться от оценки чего бы то ни было...

Июнь 2016.


Рецензии