Послесловие

Обычно автор предпосылает своей книге предисловие. Оно как правило содержит какие-то рекомендации к прочтению, объяснения, чего следует ждать и как воспринимать. У меня таковых не имеется.
Далее обычно следует благодарность за помощь и поддержку в создании труда. В моём случае при написании этой исповедальной книжки у меня не было желания кого-то привлекать, вернее присутствовало полное неприятие чьего-либо участия. Смешанное чувство вступления на чужую территорию требовало секретности. Единственным соучастником была сама я. Сама себе сочувствовала, сопереживала, осуждала, пыталась понять... Главный союзник и соучастник процесса чувство юмора. It's taken me through the worst of time & it was a long way to go! (к счастью, этого вначале не осознаёшь)
Мою книгу можно прочесть по-разному, она многослойна. Виктория Токарева, цитируя своих великих друзей, приводит такой комментарий на собственное творчество: "творчество полноценно тогда, когда видны комплексы". Мне понравилось! Если взять этот параметр как оценочный, то и мне обеспечено скромное место, по крайней мере среди близких и друзей. Человек соткан из комплексов и фобий. Комплексы очевидны. Скрыть свои комплексы никому никогда не удаётся. Они проступают в рисунке поведения, выражении глаз, манере слушать и понимать других, в отношениях с людьми и оценках окружающего мира. Иногда мне кажется, что в этой абсурдной случайной жизни присутствует неизбежная справедливость в личных отношениях с людьми и миром. В конечном итоге получаешь не более того, что желаешь отдать.

Эти сотни страниц экспромт. Написаны за четыре месяца "на волнах моей памяти". Просто поток сознания. Всё началось с желания расшифровать военные письма отца. Поняла одну простую истину: в нашей жизни ничего не надо сочинять, не надо себя придумывать. Только записывай. Почти два года не могла заставить себя прочесть написанное. Когда это произошло наконец-то, удивилась собственной реакции - от полного неприятия до глубокого погружения и сопереживания. Мне даже показалось, что когда писала эту книгу, научилась читать и понимать других. Быть понятым и понятным не одно и то же. Это мемуары. So, take it or leave it! Повторюсь, я люблю свою память.
Сегодня мемуары дань моде. Мои суждения и оценки субъективны. Сугубо субъективны! Иначе и быть не может. Они не могут быть современны - видение событий через десятилетия совершенно иное, чем с близкого расстояния. Время придаёт многомерность прошлому. Интересно не то, что сказал, а о чем промолчал. Факты остаются, меняется контекст. Мне показалось, что мне повезло увидеть мир в подлиннике. Но и это не факт. Сознание монтажно, воспроизводит мир по собственным канонам.
Попытки "to upgrade" написанное при собственной редакции привели к утрате колорита и половины объёма. Но осталась энергетика. Выбранный формат есть способ довести содеянное до логического конца и, надеюсь, перестать жить прошлым. Получилась своеобразная капсула времени.
Хотя, возможно, "Traces of my life" вообще не предназначена для печати.
Благодарю за прочтение. И благословен, кто поймет и простит.


Рецензии